Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 2 страница



все большего укрепления кляйнианской группы. Часть этой работы заклю

чалась в пересмотре трудов основателей школы (Britton, Feldman and O’Shaugnessy, 1989; Anderson, 1992), а часть — в изучении консолидирующей

работы современных кляйнианцев (Bell, 1997; Shafer, 1997). Не менее важ

ной, хотя и менее заметной, была работа, направленная на понимание подроб

ностей разыгрывания, в котором бессознательно объединяются аналитик и

пациент, — начало ей положили Бетти Джозеф (Joseph, 1989; Hargreaves and Varchevker, 2004) и Джон Стайнер (Steiner, 1993). Определенный интерес

привлекло исследование вопроса о том, существуют ли более общие констел

ляции патологической организации, согласующиеся с диагностическими ти

пами (см., например, Britton, 1995; Sodré, 1994). Это продолжающееся про

яснение и развитие идей открыло доступ к несомненным достижениям

 Предисловие автора к русскому изданию

и результатам творчества Кляйн в тот период, когда международный психо

анализ искал новые модели.

Я должен поблагодарить очень многих людей за помощь в построении

исходной концепцию этой книги. Не в последнюю очередь это Боб Янг, с ко

торым я обсуждал множество вопросов, в том числе — истоки и достиже

ния западной мысли. Именно в одном из таких обсуждений возникла идея

«Словаря». В то время в издательском доме Боба, Free Association Books, работал, как Боб его называл, «книжный доктор». Это был Карл Фиглио.

Благодаря его усилиям мой текст определенно избавился от части своих

недугов, хотя, увы, не от всех. Мой собственный импульс был задан деся

тилетием преподавания кляйнианской теории людям, получавшим в 1980х

годах в Британии новую, развивающуюся профессию психоаналитическо

го психотерапевта. У них я научился задавать кляйнианским текстам пра

вильные вопросы, и им должна адресоваться благодарность моя и читате

лей «Словаря». С тех пор многие рецензенты, комментаторы, переводчики

и читатели дали мне немало пищи для размышлений над текстом, который

я написал так давно! Хочу сказать спасибо Тревору Брауну, сегодняшнему

владельцу Free Association Books, за то, что книга остается в продаже. За по

явление русского издания я прежде всего многим обязан Игорю Романову

и его группе.

Роберт Хиншелвуд

Декабрь 2005 г., Норфолк

ANDERSON, ROBIN (1992) (ed. ) Clinical Lectures on Klein and Bion. London: Routledge.

BELL, DAVID (1997) (ed. ) Reason and Passion. London: Tavistock Clinic.

BION, W. R (1962) Learning from Experience. London: Heinemann.

BRENMAN PICK, IRMA (1985) Working through in the countertransference. International Journal of Psychoanalysis 66: 157–166.

BRITTON, RONALD (1989) Book review: A Dictionary of Kleinian Thought. British Journal of Psychotherapy 6: 112–114.

BRITTON, RONALD, FELDMAN, MICHAEL and O’SHAUGHNESSY, EDNA (1989) Oedipus Complex Today. London: Karnac.

BRITTON, RONALD (1995) Psychic reality and unconscious belief. International Journal of Psycho-Analysis 76: 19–23.

FREUD, SIGMUND (1928) Dostoyevsky and parricide. The Standard Edition of the complete Psychological Works of Sigmund Freud, Volume 21: 177–194.

HARGREAVES, EDITH and VARCHEVKER, ARTURO (2004) In Pursuit of Psychic Change. London: Brunner-Routledge.

JAQUES, ELLIOTT (1955) The social system as a defence against persecutory and depressive anxiety. In In Melanie Klein, Paula Heimann and Roger Money-Kyrle, eds. New Directions in Psycho- Analysis.  London: Tavistock, pp. 478–98.

JOSEPH, BETTY (1989) Psychic Change and Psychic Equilibrium. London: Routledge.

Роберт Хиншелвуд

KLEIN, MELANIE (1930) The importance of symbol-formation in the development of the ego.

International Journal of Psychoanalysis 11: 24–39.

LAPLANCHE, JEAN and PONTALIS, J. -B. (1967)  Vocabulaire de la Psychanalyse. Paris: Presse Universitaire de France. English Edition 1973 The Language of Psycho-Analysis London: Hogarth.

MONEY-KYRLE, ROGER (1956) Normal counter-transference and some of its deviations.

International Journal of Psychoanalysis 37: 360–366.

O’SHAUGNESSY, EDNA (1999) Relating to the superego. International Journal of Psychoanalysis 80: 861–870.

SEGAL, HANNA (1957) Notes on symbol formation. International Journal of Psychoanalysis 38: 391–397.

SEGAL, HANNA (1993) Book review: A Dictionary of Kleinian Thought. International Journal of Psychoanalysis 74: 417–419.

SHAFER, ROY (1997) (ed. ) The Contemporary Kleinians of London. New York: International Universities Press.

SODRÉ IGNES (1994) Obsessional certainty a versus obsessional doubt: from 2 to 3. Psychoanalytic Inquiry 14: 379–392.

SPILLIUS, ELIZABETH (1989) The language of Kleinian thought. Free Associations 18: 90–110.

STEINER, JOHN (1993) Psychic Retreats. London: Routledge.

Предисловие

ко второму изданию

справленное издание «Словаря кляйнианского психоанализа» дает

мне счастливую возможность учесть в книге тот шквал откликов, Икоторый вызвало первое издание. Ничто не вдохновляет сильнее, чем

столь многочисленные и в подавляющем большинстве благожелательные

отклики.

Но не все, кто отозвался на мою книгу, согласны друг с другом, и это за

ставило меня задуматься над географией данной области знаний. В резуль

тате я добавил новый материал и переписал некоторые места. К счастью, объем переписанных фрагментов и необходимых изменений весьма невелик, чему я рад вдвойне: вопервых, это означает, что мое изложение кляйниан

ской теории оказалось в целом приемлемым; вовторых, тот, кто изучил пер

вое издание, не потратит много времени и усилий, чтобы ознакомиться со

вторым. Наиболее важным отличием второго издания является добавленный

материал.

Основная часть критики касалась двух тем: определенных аспектов ин

стинкта смерти и зависти и связанной с именем Бетти Джозеф модифика

ции техники.

Критика в связи с первым вопросом побудила меня несколько переде

лать статьи ИНСТИНКТ СМЕРТИ, ЗАВИСТЬ, АГРЕССИЯ и ПЕРВЕР

СИЯ.

Сложнее было определиться со вторым направлением критики — с ука

занием, что я недооценил и недостаточно осветил деятельность Бетти Джо

зеф. Публикация в 1989 году собрания ее статей под редакцией Майкла

Фельдмана и Элизабет Спиллиус поставила этот вопрос более остро. Дан

ная книга — замечательное собрание статей о выдающихся результатах ра

боты влиятельной группы лондонских кляйнианцев, работы, одобренной и

признанной всей Кляйнианской группой. Она связана с феноменом «отыг

рывания внутри», как обозначила его Бетти Джозеф. Джозеф описывает этот

феномен как клиническое проявление, в наиболее выраженной форме встре

чающееся в аналитическом лечении трудных пациентов определенного типа, тех, кого, по ее выражению, «трудно достичь». «Отыгрывание внутри» в кли

нической практике соответствует теоретическому описанию тех проблем, которые другие аналитикикляйнианцы называют «патологическими орга

низациями». В настоящем издании я больше внимания уделил этой работе, добавив новые статьи: ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ и, чтобы

осветить деятельность Бетти Джозеф, ПСИХИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

Роберт Хиншелвуд

и ПСИХИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (термины, принятые Фельдманом и

Спиллиус ради придания работам Бетти Джозеф большей технической яс

ности), ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЬ и ОТЫГРЫВАНИЕ ВНУТРИ. Это по

влекло за собой некоторую модификацию уже существовавших статей, ПЕРЕНОС и КОНТРПЕРЕНОС. Я получил возможность полнее изложить

свое мнение о значении работы Бетти Джозеф в рецензии на ее книгу для

журнала «Свободные ассоциации» ( Free Associations,  22).

Кроме того, чтобы подчеркнуть важный аспект кляйнианской техни

ки, добавлена еще одна маленькая статья — ПАМЯТЬ И ЖЕЛАНИЕ. Я до

полнил библиографию изданиями, вышедшими между 1987 и 1989 годом

включительно1, а также попытался отследить переиздание ранее опубли

кованных работ кляйнианцев, которое, похоже, перерастает сейчас в само

стоятельную и масштабную индустрию.

Я исправил несколько небольших ошибок преимущественно орфогра

фического характера, за указание на которые благодарен друзьям и колле

гам. К чести редактора Free Association Books Селины О’Греди, лишь немно

гие из этих ошибок ускользнули от ее бдительного ока. Я благодарен Ханне

Сигал за время, потраченное ею на комментарии и обсуждение первого

издания книги, а также Элизабет Ботт Спиллиус: она вела со мной обстоя

тельную переписку, последовавшую за ее рецензией на первое издание (On Kleinian language, Free Associations  18: 90–110). И как всегда, в моей работе

меня всячески поддерживал и помогал мне принимать решения Боб Янг.

Роберт Хиншелвуд

Август 1990 г.

В русском переводе книга содержит библиографию вплоть до 1995 года. — При*

меч. науч. ред.

 Моему отцу, который не слишком хорошо

понимал такой тип мышления,

но гордился бы моими усилиями

Роберт Хиншелвуд

Введение

ляйнианские понятия описывают чрезвычайно примитивные элемен

ты человеческой психики, далекие от здравого смысла и скорее напо

Кминающие неуловимые частицы ядерной физики. Этих основных

строительных блоков немного, но они составляют фантастически сложную

структуру. Однако, в отличие от элементарных частиц, психическая мате

рия в принципе может быть познана отдельным человеком. Он является

душой совсем не в том смысле, в котором является массивным комплек

сом электронов и протонов. В какойто мере психика доступна познанию

тех, кто способен исследовать себя с помощью аналитика или без его по

мощи. На письме невозможно передать чувство понимания — но только

знание о тех понятиях, в которые читателю предстоит вникать наедине с

самим собой.

Труднодоступность кляйнианского мышления обусловлена не только

тем, что оно укоренено в переживаниях пациента, но и тем, что сами эти

переживания чрезвычайно далеки от осознанного и вербального мышления

и их очень трудно сообщить так, чтобы они сохраняли смысл вне конкрет

ного партнерства аналитика и пациента. «Описание подобных примитив

ных процессов сталкивается с серьезным препятствием, поскольку эти

фантазии возникают тогда, когда ребенок еще не начал мыслить словами»

(Klein, 1946, p. 8n). С этими проблемами приходится бороться любому ав

тору психоаналитического текста. Данный словарь — не исключение, и я

попытался приступить к описанию понятий, не закрывая глаза на их чрез

вычайную сложность и отдаленность от обыденного мышления.

В некоторой степени определениям можно придать жизнь, передавая

ход тех дискуссий, в которых они возникли, но облекать в плоть и кровь

психоаналитические понятия таким образом затруднительно, особенно

понятия кляйнианские, которые максимально тесно связаны с клиничес

кими основаниями психоанализа. Кляйнианская теория – клиническая те

ория, и ее основой являются собственные теории пациентов об их психи

ке. Это стремление принимать всерьез субъективный опыт пациента

зачастую может приводить к путанице, в частности, потому, что язык субъ

екта и язык наблюдателя в «научной» психологии традиционно разделены.

Кляйнианскому подходу присущи следующие основные характеристики: 1. Кляйн начала профессиональную деятельность и занятия психоанализом

в достаточно зрелом возрасте и поэтому — а также, вероятно, вследствие лич

ностных своих особенностей — постоянно стремилась достичь безопасного

положения в психоаналитическом сообществе, что ей никогда полностью не

Введение

удавалось. Кляйнианский психоанализ остается корпусом знаний, которые

бережно сохраняются группой людей («Кляйнианской группой»), столь же

отстраненно настороженных и столь же обеспокоенных проблемой, как с дан

ным знанием могут поступить те, кто им завладеет. В течение долгого вре

мени полемика с другими психоаналитическими школами либо отсутство

вала, либо, если все же происходила, вырождалась в перепалку с переходом

на личности.

2. Тем не менее Кляйн, как всем новаторам, посчастливилось пережить ра

дость открытия новой техники, позволяющей продвинуться в своей облас

ти исследований гораздо дальше предшественников. Кляйн восхищали воз

можности разработанной ею игровой техники, и она очень хотела показать

другим ее полезность. Но новизна и сила этого подхода не смогли обеспе

чить Кляйн ту надежную позицию, к которой она стремилась; наоборот —

изза своих исключительных достижений она становилась в ортодоксаль

ном психоаналитическом сообществе нелепой и маргинальной фигурой.

3. Другой важный компонент мышления Кляйн — то особое значение, кото

рое она придавала «объектным отношениям». Оно было обусловлено посте

пенно возрастающим вниманием к особому измерению аналитических отно

шений — переносу. Профессиональная деятельность Кляйн пронизана

медленным осознанием конкретной реальности внутренних объектных от

ношений, процессом их постижения в игре детей и безумии психотиков и, в

качестве результата этих открытий, — радикальным пересмотром природы

и использования переноса.

Развитие теории Кляйн не всегда шло в одном направлении. Его ста

дии можно перечислить в приблизительном хронологическом порядке: 1919 Значимость содержания тревоги (а не ее инстинктивного источ

ника)

1922 Игровая терапия

1923 Бессознательная фантазия

1923 Насилие и садизм в фантазийной жизни

1925 Отказ от расписания фаз развития

ок.  1925 Персекуторные циклы

1926 Внутренние объекты

1926 Вина и раннее СуперЭго

1927 Интроекция фантастических образов родителей

1928 Символизация, персонификация и экстернализация

1930 Примитивные защитные механизмы

1933 Инстинкт смерти

1935 Значимость любимого объекта

1935 Депрессивная позиция

 Введение

1946 Персекуторные состояния и защиты до депрессивной позиции

(параноидношизоидная позиция)

1957 Зависть.

Я счел некоторые из этих понятий настолько важными, что первый раздел

данного словаря («А») составлен из тринадцати «Основных статей», посвя

щенных вышеперечисленным базовым понятиям. Эти главные статьи выст

роены в хронологическом порядке. Некоторые понятия возникают и исчеза

ют (такие, как «Фаза женственности»); другие прочно занимают центральное

место (в частности, «Бессознательная фантазия» и «Внутренние объекты»); одно («Техника») относится к важному инструменту, благодаря которому со

вершены открытия. Эти тринадцать статей вполне можно воспринимать как

главы своего рода «Введения в кляйнианский психоанализ».

Последняя из «Основных статей» («Проективная идентификация») по

священа понятию, с которым в наибольшей степени связано развитие кляй

нианского психоанализа коллегами Кляйн в последний период ее работы

(1945–1960) и позднее.

Вторая часть словаря («Б») состоит из «Общих статей», упорядочен

ных в алфавитном порядке. Здесь мы намеревались путем перекрестных

ссылок сделать доступной всю матрицу понятий, и настойчивый читатель

сможет выбрать тот путь, который более всего отвечает его интересам. В

«Общих статьях» также подробно рассматриваются достижения последо

вателей Кляйн. Подобно Фрейду, Кляйн оставила наследие с огромным

потенциалом развития. На его основе позднее возникло множество разра

боток, в частности:

(i) Развитие концепции проективной идентификации: различение нормаль

ной проективной идентификации и патологической (Bion, 1959); образо

вание символов и его аномалии (Segal, 1957); теории контейнирования и

мышления (Bion, 1962, 1970); введение понятия контрпереноса в теорию

терапевтического действия (MoneyKyrle, 1956).

(ii) Клинические манифестации инстинкта смерти:  исследование негатив

ного нарциссизма (Rosenfeld, 1971); патологическое структурирование лич

ности (Meltzer, 1968; Joseph, 1975).

(iii) Непосредственное наблюдение за младенцами на самых ранних стади*

ях жизни:  кожа и адгезивная идентификация (Bick, 1968; Meltzer, 1975); аутизм (Meltzer et al. , 1975; Tustin, 1981).

В процессе написания этого словаря я еще более уверился в том, что поня

тия Кляйн вытекают из контекста фрейдовской мысли. Поэтому было важ

но дать некоторое ее описание, и мне пришлось определяться с тем, насколько

объемлющим должно быть разъяснение этого теоретического фундамента.

Введение

Наверное, некоторым читателям мое описание покажется слишком развер

нутым, повторяющим то, что им уже известно; другим — слишком кратким, им могут потребоваться более подробные сведения, и в этом случае я могу

только посоветовать им обратиться к «Языку психоанализа» Лапланша и

Понталиса (J. Laplanche and J. B. Pontalis, The Language of Psycho*Analysis) и

превосходному в своей простоте «Критическому словарю психоанализа»

Чарльза Райкрофта (Charles Rycroft, Critical Dictionary of Psycho*Analysis).

Для кляйнианской традиции всегда был характерен акцент на клини

ческой работе, и можно сказать, что практически в каждой кляйнианской

статье мы находим внушительный объем клинического материала, подкреп

ляющего аргументацию автора. Поэтому Кляйн, выдающийся наблюдатель

практик, всегда отступала, когда чувствовала (как это было в период раз

ногласий, между 1926 и 1946 годами), что ей нелегко обосновать свои

доводы. Она всегда опиралась на то психологическое содержание, которое

проявлялось в материале ее пациентов. Странновато создавать внеклини

ческое изложение кляйнианской системы взглядов, однако цель данного

словаря в значительной мере заключается в том, чтобы свести вместе раз

личные теоретические нити.

Хотя кляйнианские понятия обязаны своим происхождением предше

ствовавшему им классическому психоанализу, сегодня они далеко отстоят

от эгопсихологии, доминирующей на текущий момент традиции, исходя

щей из классического психоанализа Фрейда. Везде, где возможно, я указы

ваю на расхождение путей этих двух школ.

Наконец, работая над данным словарем, для собственных целей я со

ставил достаточно полную библиографию, и, поскольку налицо весьма

четкая граница между теми, кто работает строго в рамках кляйнианского

психоанализа, и всеми остальными, кажется разумным включить эту биб

лиографию в словарь.

Я столкнулся с затруднениями в использовании местоимений треть

его лица. Местоимение среднего рода ( it) звучит, помоему, неприятно без

лично в описании столь выраженно человеческого, личностного матери

ала. Если же постоянно определять местоимение сочетанием слов «он или

она» или «его или ее», это приводит к утяжелению стиля. Поэтому ино

гда я пишу «он» или «его» там, где подразумеваю как мужскую, так и

женскую идентичность, и никого этим не хочу обидеть. Фактически я

считаю (и в этом следую психоаналитическому подходу), что гендер —

поверхностный феномен: все мы представляем собой амальгаму обоих

гендерных стереотипов, и употребление местоимений «он» или «она»

сводит идентичность к частичному объекту; это утверждение, возможно, станет более понятным после прочтения статьи «Отец».

Я хочу поблагодарить своего аналитикакляйнианца, своих учителей

психоаналитиков и своих пациентов, которые научили меня обращению с

этими сложными понятийными инструментами, а также тех, кто помог мне

написать мою книгу: Джиллиан Бомон, Джо Берке, Сюзен Айзекс Элмхерст,

 Введение

Карла Фиглио, Селину О’Грейди, Фрэнка Орфорда, Ханну Сигал, Элиза

бет Спиллиус, Виктора Волфенстайна и Боба Янга. Особенно должен от

метить ту постоянную поддержку, которую я с благодарностью принимал

от Боба Янга; и то строгое интеллектуальное испытание, которому подверг

мою рукопись Карл Фиглио, что помогло мне отнестись к работе гораздо

более тщательно, чем было бы возможно без его участия.

Наконец, мне бы хотелось выразить признательность одному челове

ку, который не имел никакого отношения к этому словарю, — за исключе

нием того, что дал следующий важный совет:

«Есть люди, которые, увидев слово, сразу стремятся дать ему оп

ределение. Изготавливаются словари, и с авторитетностью безапел

ляционной — столь ограниченной в пространстве и времени — к

слову привязывается то, что называют его правильным значением.

И хотя это более или менее удовлетворительно можно проделывать

с некоторыми простыми наименованиями вещей и воздействий, в

случае более сложных идей это не просто невозможно, но и неуме

стно. Ведь важно в них не “правильное значение”, но история и

сложность значений: сознательные изменения, бессознательно раз

личающиеся употребления — и столь же часто те изменения и раз

личия, которые, под маской неизменности именования, начинают

выражать радикально иные и зачастую сначала не замечаемые из

менения в опыте и истории» (Williams, 1972, pp. 67–68).

Я старался — возможно, не всегда достаточно твердо — помнить об этом

предупреждении, касающемся сложных идей. Если мне удалось проявить

их сложность, то я сделал это благодаря совету Раймонда Уильямса, а если

не удалось, то я могу лишь направить читателя к первоисточникам для са

мостоятельного исследования.

BICK, ESTHER (1968) ‘The experience of the skin in early object relations’, Int. J. Psycho-Anal.

49: 484–6; republished (1987) in Martha Flarris and Esther Bick, The Collected Papers of Martha Harris and Esther Bick. Perth: Clunie, pp. 114–18.

BION, WILFRED (1959) ‘Attacks on linking’, Int. J. Psycho-Anal.  40: 308–15; republished (1967) in W. R. Bion, Second Thoughts. Heinemann, pp. 93–109.

BION, WILFRED (1962) Learning from Experience. Heinemann.

BION, WILFRED (1970) Attention and Interpretation. Tavistock.

JOSEPH, BETTY (1975) ‘The patient who is difficult to reach’, in Peter Giovacchini, ed. Tactics and Techniques in Psycho-Analysis, vol. 2. New York: Jason Aronson, pp. 205–16.

KLEIN, MELANIE (1946) ‘Notes on some schizoid mechanisms’, in The Writings of Melanie Klein, vol. 3. Hogarth, pp. 1–24.

MELTZER, DONALD (1968) ‘Terror, persecution, dread’, Int. J. Psycho-Anal. 49: 396–400; republished (1973) in Donald Meltzer, Sexual States of Mind. Perth: Clunie, pp. 99–106.

Введение

MELTZER, DONALD (1975) ‘Adhesive identification’, Contemporary Psycho-Analysis  11: 289–310.

MELTZER, DONALD, BREMNER, JOHN, HOXTER, SHIRLEY, WEDDELL, DOREEN and WITTENBERG, ISCA (1975) Explorations in Autism. Perth: Clunie.

MONEY-KYRLE, ROGER (1956) ‘Normal counter-transference and some of its deviations’, Int.

J. Psycho-Anal.  57: 360–6; republished (1978) in The Collected Papers of Roger MoneyKyrle. Perth: Clunie, pp. 330–42.

ROSENFELD, HERBERT (1971) ‘A clinical approach to the psycho-analytical theory of the life and death instincts: an investigation into the aggressive aspects of narcissism’, Int. J.

Psycho-Anal.  52: 169–78.

SEGAL, HANNA (1957) ‘Notes on symbol-formation’, Int. J. Psycho-Anal.  38: 391–7; republished (1981) in The Work of Hanna Segal. New York: Jason Aronson, pp. 49–65.

TUSTIN, FRANCES (1981) Autistic States in Children. Routledge & Kegan Paul.

WILLIAMS, RAYMOND (1972) ‘Ideas of nature’, in (1980) Problems in Materialism and Culture.

Versa, pp. 67–85.

А. Основные статьи

1. Техника

(Technique)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  В работах Кляйн по детскому психоанализу подчерки

валась функция фантазии, а соответствующая техника включала исполь

зование игрушек в психоаналитическом сеттинге для усиления выражения

фантазий. Игра так же, как свободные ассоциации, сны и отыгрывания, рас

сматривалась в качестве выражения фантазии. Кляйн показала, что техни

ка ранней и глубокой интерпретации приводит к модификации тревоги, и это открытие существенно укрепило аргументы в пользу подобного типа

интерпретаций и, кроме того, подчеркнуло «мутационный» (mutative) потенциал интерпретаций переноса.

Весь материал, пациента на аналитическом сеансе, даже свободно ас

социирующего взрослого, отсылает к различным сторонам отношений пе

реноса. Ассоциации, которые указывают на фигуры из внешней жизни па

циента, рассматриваются в связи с аспектами переноса, отщепленными для

ослабления (до приемлемого уровня) тревоги, возникающей в момент не

посредственного общения с аналитиком.

Кляйн (как и Фрейд) всегда относилась к контрпереносу с некоторым

недоверием; однако предложенная Бионом модель взаимодействия мать –

ребенок помещает контрперенос в центр психоаналитической техники.

Понимание контрпереноса эквивалентно пониманию матерью телесных

нужд младенца, оно укрепляет способность пациента/младенца понимать

самого себя. Аналитикикляйнианцы не интерпретируют контрпереносное

чувство само по себе; переживание аналитика интерпретируется в свете

взаимоотношений, описанных в материале пациента.

ХРОНОЛОГИЯ

1918 Работа с детьми.

1919 Использование интерпретаций бессознательных вопросов о сек

суальности.

1921 Применение игрушек и разработка игровой техники (Кляйн М.

«Развитие одного ребенка», 1920; Кляйн М. «Психоаналитичес

кая игровая техника: ее история и значение», 1955).

1926 Противостояние с Анной Фрейд (Кляйн М. «Психологические

принципы раннего анализа», 1926).

1934 Выделение значения переноса в работе Дж. Стрэйчи (Стрэйчи

Дж. «Природа терапевтического действия психоанализа», 1934).

1956 Выделение значения контрпереноса и описание циклов проек

тивной и интроективной идентификаций (МаниКёрл Р. «Нор

мальный контрперенос и некоторые его отклонения», 1956; Бион

У. «Нападения на связь», 1959).

А. Основные статьи

рейд совершил открытия в области детской психологии (особенно

это относится к фазам детской сексуальности и теории вытесненной

Фтравмы), опираясь на психоанализ взрослых [см. 3. АГРЕССИЯ; ЛИБИДО]. Когда ему захотелось проверить, справедливы ли эти теории

в отношении реальных детей, он попросил знакомых и коллег накапливать

наблюдения за их сыновьями и дочерьми. Возникшая в результате «исто

рия случая» Маленького Ганса (Freud, 1909) — это анализ стенографичес

ких заметок отца, посвященных ежедневному общению с Гансом, которому

было четыре с половиной года. Этот «анализ» сработал двояко. Он подтвер

дил, вопервых, теории Фрейда о детском развитии и, вовторых, — его пес

симизм в отношении непосредственной работы с детьми и, похоже, отпуг

нул остальных аналитиков от такой работы как в терапевтических, так и в

исследовательских целях. Прошло пятнадцать лет, прежде чем снова воз

ник интерес к изучению детей, на этот раз ради проверки новых теорий нар

циссизма (Freud, 1914) [см. НАРЦИССИЗМ]. Это привело к попыткам

разработать в большей степени терапевтическую (а не исследовательскую) форму детского анализа. Данный проект был связан на первых порах с вос

питанием (HugHellmuth, 1921; Pfister, 1922; Hoffer, 1945). ХугХельмут

считала, что лучше всего использовать психоанализ для воспитания детей, готовя учителейпсихоаналитиков. Однако первым аналитиком, попытав

шимся разработать строгую форму детского психоанализа, избавленную от

всех педагогических элементов, была Мелани Кляйн.

ВКЛАД КЛЯЙН В РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ

ТЕХНИКИ.  Все достижения Кляйн в области техники и практики стали

следствием ее исходного интереса к тревоге и, в частности, к содержанию

тревоги:

«Для нее тревога навсегда осталась пробным камнем, путеводной

нитью, что вывела ее из лабиринта. /... / Сам Фрейд придавал тре

воге очень большое значение: /... / он рассматривал тревогу в оп

ределенной степени с физиологической точки зрения как состоя

ние напряженности, которое необходимо исследовать и понять, и он не уделял столько внимания психологическому содержанию

страха (фантазии), как Мелани Кляйн» (Riviere, 1952, p. 8).

Техника Кляйн была направлена на содержание психики [см. 2. БЕС

СОЗНАТЕЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ] в большей мере, чем на лежащие в ее

основе движущие силы — инстинкты, — которые до того изучал психоана

лиз. Это привело к серьезным модификациям, которые и сегодня обозна

чают различие между кляйнианским и ортодоксальным психоанализом



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.