Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 9 страница



ЭНДОГЕННЫЙ - внутреннего происхождения, вызываемый внутренними причинами. Противоположное понятие - экзогенный (см. ).

ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ ВЕРНИКЕ – острый или подострый синдром, при котором отмечается спутанность сознания, офтальмоплегия и атаксия. Эти симптомы могут наблюдаться в различных сочетаниях или развиваться одновременно с продромальной анорексией, тошнотой и рвотой, периферической нейропатией, недостаточностью питания, летаргией, гипотензией, расстройствами памяти, делирием и эмоциональными нарушениями. Патоморфологические изменения включают билатеральный симметричный некроз нервных клеток, глиоз, демиелинизацию, пролиферацию эндотелия и петехиальные геморрагии преимущественно в области третьего и четвертого желудочков и Водопровода мозга, а также в области сосцевидных тел, свода мозга и гипоталамуса. Этот синдром развивается в результате недостатка тиамина и наблюдается при различных заболеваниях, особенно при хронической алкогольной зависимости, но может быть также при язве и раке желудка, пернициозной анемии, неполноценном питании, упорной рвоте и беременности. Он тесно связан с бери-бери и корсаковским синдромом. При своевременном введении тиамина прогноз благоприятный, но в тяжелых случаях даже после лечения сохраняются резидуальные дефекты. Это заболевание впервые описано в 1881 г. Вернике (1848—1905). См. также корсаковский психоз. Синонимы: болезнь Вернике; верхний геморрагический полиэнцефалит; синдром Гайе-Вернике; интоксикация грудным молоком (не рекомендуется); алкогольная энцефалопагия; церебральная форма бери-бери.

ЭНУРЕЗ – расстройство, чаще всего наблюдающееся у детей, при котором имеет место стойкое непроизвольное мочеиспускание днем или ночью, являющееся патологическим состоянием для индивида такого возраста. Иногда ребенку не удается контролировать деятельность мочевого пузыря, в других случаях он приобретает этот навык, а затем снова его теряет. К этой рубрике следует относить эпизодический или флюктуирующий энурез. Этот диагноз обычно не ставится, пока ребенку не исполнится 4 года [MDG].

ЭПИЛЕПСИЯ - заболевания неврологического происхождения, которое характеризуется периодическими приступами судорог, сопровождающимися различными психическими нарушениями, в, том числе - потерей сознания.

ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ ОСТРЫЙ – термин, описывающий острые психотические проявления, которые обычно продолжаются от нескольких дней до нескольких недель, развиваясь у больного эпилепсией независимо от припадков и от иктальных или постиктальных состояний спутанности сознания. Эти проявления, которые обычно принимают форму острой параноидной реакции, встречаются чаще всего у лиц с припадками височной эпилепсии обычно во время спонтанных периодов ремиссии или ремиссий, обусловленных приемом противосудорожных препаратов. Они часто сопровождаются исчезновением разрядов на интериктальной электроэнцефалограмме (ЭЭГ) (" вынужденная нормализация" ). Тот факт, что психотические проявления необязательно связаны с припадками и появляются только у некоторых больных эпилепсией, указывает на невозможность демонстрации четкой связи, предполагаемой термином " острый эпилептический психоз". Предпочтение, таким образом, следует отдавать выражению " острый психотический эпизод у больного эпилепсией" или " острый психоз у больного эпилепсией". Примечание. В МКБ-9 эпилептический психоз без дополнительных уточнений включен в рубрику 294. 8 (Другие состояния, которые удовлетворяют критерию органического психоза, но не принимают форму спутанности сознания, неалкогольного корсаковского психоза или слабоумия). При этом невозможно провести разграничение между острыми и хроническими формами.

ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ ХРОНИЧЕСКИЙ – хронический, галлюцинаторный параноидный психоз, встречающийся у лиц, страдающих эпилепсией, особенно височной эпилепсией. Он нередко характеризуется бредом религиозного или мистического содержания и чаще обнаруживается у лиц, у которых припадки исчезли спонтанно или в результате лечения. Хронический эпилептический психоз встречается редко, и его трудно отличить от " функционального" параноидного психоза, хотя у больного эпилепсией иногда хорошо сохраняются разнообразные аффекты и социальная интеграция. Связь между эпилепсией и хроническим психозом сложна и до сих пор точно не выяснена. С одной стороны, психотические явления прямо связаны с височной эпилепсией, вероятно, доминантного полушария, их появление находится в обратной зависимости от наличия и частоты припадков височной эпилепсии, их развитие не связано с поражением головного мозга. Все эти факты свидетельствуют в пользу эпилептической природы психотических проявлений. С другой стороны, целесообразнее использовать выражение " хронический психоз у эпилептической личности", поскольку многочисленные факторы - органический, психологический (воспоминания о событиях прошлой жизни во время некоторых припадков), социологический (неприятие обществом, низкий общественный статус больного эпилепсией) и фармакологический (длительная противосудорожная терапия, ведущая к нарушению обмена фолиевой кислоты) – могут играть роль в развитии психозов, наблюдающихся у больных эпилепсией.

ЭТАП - стадия в развитии какого-либо явления, процесса.

ЭТИОЛОГИЯ - раздел медицины, посвященный изучению причин и условий возникновения болезней.

ЭФФЕКТ - действие, результат чего-либо (например, воспитательный эффект).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ - способность производить определенный эффект, действенность; мера производимого эффекта.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - степень реализации образовательных, воспитательных, развивающих целей по сравнению с заданными или возможными (например, эффективность воспитательного мероприятия, коррекционно-развивающего процесса и т. п. ) при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо педагога, на достижение поставленной цели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА (ЗАНЯТИЯ) - достижение заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности (необходимости и достаточности) затраченных учителем (воспитателем) усилий, средств, времени.

ЭХОЛАЛИЯ - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Эхолалия наблюдается у детей и взрослых при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, поражении лобных долей головного мозга и др. ), но иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи.

ЭХОПРАКСИЯ - неконтролируемое подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей. Эхопраксия может проявляться в различных формах; чаще всего больной повторяет сравнительно простые движения, совершаемые перед его глазами (например, поднятие руки, хлопанье в ладоши и др. ) Эхопраксия наблюдается при шизофрении, поражении лобных долей головного мозга, органических заболеваниях мозга. Одна из форм эхопраксии - эхолалия.


Я

Я (эго) - сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Это результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой - в отношении прошлого, настоящего и будущего. Я формируется в деятельности и общении. Я оценивается субъектом в Я-концепции (см. ), образуя ядро личности. Я - один из компонентов структуры личности в теории 3. Фрейда.

«Я - КОНЦЕПЦИЯ» 1. (Р. Бернс) — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, проживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

2. относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит следующие компоненты:

1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности,
социальной значимости и т. п.;

2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. п.;

3) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать
уважение.

«Я - СТРУКТУРА» — вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.

Я УЧЕНИКА - комплекс знаний и представлений ребенка о себе как школьнике.

ЯВЛЕНИЕ

1. Приход, появление.

2. Возникновение, начало.

3. То, в чем сказывается, обнаруживается сущность.

4. Всякое проявление чего-либо; событие, случай.

ЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта.

«ЯДРО Я» - бессознательная часть Я.

ЯЗЫК - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности (мышления), способом выражения самосознания личности, передачи информации от поколения к поколению и ее хранения. Язык - носитель общественного сознания.


ЛИТЕРАТУРА

1. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. /под. ред. Н. Крыловой. [ Текст] М.: 2005.

2. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. [Текст]- М.: 1994.

3. Бухановский А. О. и др. Общая психопатология. [Текст]- Ростов – на - Дону. 1998.

4. Выгодский Л. С. Сборник сочинений в 6 томах. Том 5. Основы дефектологии. [Текст] - М.: 1983.

5. Гонеев А. Д. Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. [Текст]- М.: 2002.

6. Дефектологический словарь. /Под. ред. А. И. Дьячкова. М.: 1970.

7. Дефектология. Словарь – справочник. Автор-составитель С. С. Степанов. /под. ред Б. П. Пузанова [ Текст ]- М. 2005.

8. Зайцева И. А, Кукушин В. С. и др. Коррекционная педагогика. [ Текст ]- Ростов – на – Дону. 2002.

9. Коррекционная педагогика в начальном образовании. [ Текст ] / Под. ред. Кумариной Г. Ф. М.: 2001.

10. Лапшин В. А. Пузанов Б. П. Основы дефектологии. [ Текст ] - М. 1990

11. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. [Текст] - Ростов – на - Дону. 2000.

12. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст]- СПб. 2003.

13. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. [ Текст ] - СПб. 2001.

14. Меньшиков В. Г. Словарь-справочник по специальной психологии и специальной педагогике. [ Текст ]    Екатеринбург. 2009.

15. Мэш Э., Вольф Д. Нарушение психики ребенка. [ Текст] – М.: 2003.

16. Нигаев А. Н. Алексеев О. Л. Шиврина Е. В. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. [ Текст] – Екатеринбург.: 2003.

17.  Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/под. ред Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. [ Текст ]-М.: 2003

18. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. [ Текст] - М. 2002.

19. Психолого – медико-педагогическая консультация. [Текст] /Под ред. Шипицыной Л. М. СПб. 2002.

20. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. [Текст]- М.: 2000.

21. Специальная педагогика. [ Текст] /Под ред. Назаровой Н. М. 2000.

22. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогический аспект. [ Текст ] - М. 1999.

 


 

 


 

Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании

Словарь-справочник

 

Ответственный за выпуск: Никулина Н. А.

Компьютерная верстка: Сербинова Н. И.

 

Формат 60х84 1/16

Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Таймс». Печать на ризографе.

Усл. печ. л. 2, 2. Тираж

 

Оригинал макет изготовлен

Свердловским областным педагогическим колледжем

620077, г. Екатеринбург, ул. Юмашева, 20

E-mail: sopk@isnet. ru




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.