Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 3 страница



Нередко ДЦП осложняется нарушениями слуха, косоглазием и другими глазодвигательными расстройствами. Наблюдается также различные речевые нарушения, из которых наиболее часты дизартрии; затрудняются процессы усвоения чтения, письма, счета, формирование временных и пространственных представлений. В сочетании с тяжелыми двигательными нарушениями эти осложнения приводят к задержкам интеллектуального развития различной степени. При диффузных (разлитых) корковых поражениях развивается синдром олигофрении.

Детей с ДЦП, способных в известной мере себя обслуживать, принимают в школы для детей с последствиями полиомиелита. Эти школы являются учебно-лечебными учреждениями. Опыт показывает, что правильно построенная лечебно-педагогическая работа дает возможность детям, страдающим церебральным П. при нормальном интеллекте, пройти программу массовой школы и получить профессию с учетом своих двигательных возможностей.

ПАРАНОЙЯ – редкий хронический психоз, при котором логически построенный систематизированный бред развивается постепенно, не сопровождаясь галлюцинациями или расстройством мышления шизофренического типа. Обычно характерен бред величия (паранойяльный пророк или изобретатель), преследования или физического неблагополучия [MDG].

ПАРАФАЗИЯ - нарушение речевого высказывания, которое проявляется в замене требуемых звуков (букв) речи или слов на другие или же в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи.

ПАРАФАЗИЯ ВЕРБАЛЬНАЯ - болезненное явление, чаще всего встречаемое при акустико-мнестической афазии. Характерно заменой нужного слова другим, входящим вместе с ним в одно ассоциативное поле (например, вместо слова «стол» - употребляется «стул»).

ПАРАФАЗИЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ - замена звука или буквы в слове на другие. Возникает при афазии и проявляется в устной и письменной речи. При различной локализации поражений литеральная парафазия обретает характерные черты. Так, при сенсорной афазии происходит замена фонематически близкими звуками или буквами (с - з, б - п); при афферентной моторной афазии происходит замена на элементы, близкие по произношению (л - н, м - б).

ПАРЕЗ - (гр. Paresis ослабление) - неполная степень паралича (или паралич в стадии обратного развития). В отличии от паралича характеризуется не утратой, ослаблением двигательной функции.

ПАРЦИАЛЬНЫЙ - частичный, относящийся к отдельным частям.

ПАТОЛОГИЯ - 1. Раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния в живых организмах. 2. Отклонение от нормы; ненормальность.

ПАТОПСИХОЛОГИЯ - раздел медицинской психологии, изучающий особенности психической деятельности, закономерности распада психической деятельности и свойств личности при психических или соматических заболеваниях. Анализ патологических изменений проводится на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме. В этом - основное отличие патопсихологии, интерпретирующей данные исследования в категориях психологической теории, от психопатологии - области психиатрии, изучающей патологию психики на основе общеклинических категорий (появление и исход болезни как клинически закономерная смена симптомов и синдромов). И если психопатологические исследования обнаруживают, описывают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, то патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым симптомам.

Патопсихология изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Ее прикладное значение в медицинской практике проявляется в использовании полученных в эксперименте данных:

· для диагностики дифференциальных расстройств психики;

· для установления меры выраженности психического дефекта в интересах экспертизы - судебной, трудовой, военной и др.;

· для оценки эффективности проводимого лечения по характеристикам динамики психического состояния больных;

· для анализа возможностей личности больного с позиции ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств - в целях выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

Значение патопсихологических исследований для психологии состоит в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий психической нормы, психического здоровья, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онтогенеза и социогенеза.

ПЕДАГОГИКА

1. Наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, условия и особенности организации педагогического и образовательного процессов.

2. Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

3. Наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением, направленных на развитие человека.

4. Учебный курс.

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬФДОРСКАЯ (Вальфдорская школа) - научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером на основе антропософии (учение, ставящее целью раскрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений), мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель Вальфдорской педагогики- посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыки, эвритмии (искусство телесных движений, сопровождающих речь или музыку) помочь ребенку изобразить свой внутренний мир, жизненный путь, раскрыть свои многочисленные способности.

ПЕДАГОГИКА КОНДУКТИВНАЯ - направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Автор этого направления в педагогике - венгерский ученый Пето. Основное внимание уделяется медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка.

ПЕДАГОГИКА ЛЕЧЕБНАЯ - отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства с целью коррекции характера и личности в целом аномальных и трудных детей. Одним из первых этот термин ввел В. П. Кащенко.

ПЕДАГОГИКА ПРЕВЕНТИВНАЯ - педагогика, изучающая пути, методы и средства предупреждения различных социальных отклонений среди детей, подростков и молодежи.

ПЕДАГОГИКА РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ - комплексная дисциплина, базирующаяся на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью коррекции его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации социальной и педагогической запущенности.

ПЕДАГОГИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания детей с отклонением от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. В ней выделяются:

1) тифлопедагогика - педагогика слепых;

2) сурдопедагогика - педагогика глухих;

3) олигофренопедагогка- педагогка умственно отсталых. Специальная аедагогика, как и специальная психология, входит в составдефектологии - комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - направление в отечественной педагогике. Основными положениями педагогики сотрудничества являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создание высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.

Причинами Пед. з. могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, влияние негативного неформального общения, безнадзорность.

Обычно Пед. з. дети при соответствующей педагогической помощи становятся успевающими учениками. Общественное мнение школьного коллектива, вовлечение в коллективную деятельность и индивидуальный подход к Пед. з. детям – основные методы их воспитания. Направление таких учеников из массовой школы в специальную недопустимо. У учащихся специальных школ Пед. з. наблюдается чаще всего в тех случаях, когда их поздно направляют в соответствующую школу. Пед. з. детям необходима дополнительная помощь в занятиях. Следует также уделять особое внимание их общему развитию.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1. Совокупность условий и обстоятельств, специально создаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.

2. Кратковременное взаимодействие педагога с ребенком (группой детей, классом), направленное на перестройку взаимоотношений.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ — тип педаго­гической деятельности, которая состоит в превентивном научении ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индиви­дуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятель­ность, разрешать проблемные ситуации, а также в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на ситуации эмоцио­нального дискомфорта растущего человека.

Будучи схожим с педагогической поддержкой. П. С. отличает­ся от нее возросшим умением ребенка самостоятельно решать свои личностные и учебные проблемы. Суть П. С. максимально отража­ет словосочетание «чувство локтя», тогда как педагогическую под­держку характеризует «чувство плеча». Педагог-сопроводитель необходим ученику, во-первых, для того, чтобы научить его само­стоятельно создавать необходимые для жизни и учения условия, раз­решать проблемные ситуации и, во-вторых, чтобы в случае крайней необходимости быть рядом. Ребенок же встречается с проблемой, ис­пользует полученные навыки поиска необходимой информации, бла­гополучно решает проблемную ситуацию или конфликт, зная, что у него есть человек (значимый другой), к которому он сможет, если нужно, обратиться.

Как видим, поддержка и сопровождение как типы педагогической деятельности предельно взаимосвязаны. Поддержка, с одной сторо­ны, предваряет П. С., с другой же — следует за ним по запросу ребен­ка. Поэтому приведенные ниже виды П. С. в равной степени могут быть отнесены и к педагогической поддержке.

По степени участия взрослого мы выделяем:

· непосредственное сопровождение, которое осуществляется в диалоге с учеником, причем, для речи учителя характерны фра­зы, не содержащие подтекста.

· опосредованное П. С , в котором используются притчи, сказки, мифы, афоризмы, пословицы, поговорки, напетые фразы из пес­ни.

 

По времени оказания:

опережающее П. С. состоит в том, что ученикам предоставляет­ся «информация для размышления» до того, как у них возникла проблема, и они успевают разработать варианты ее разреше­ния.

своевременное П. С. осуществляется в момент возникшей пот­ребности ученика в участии взрослого, что выражается в его запросе или во внешних признаках физической или психологи­ческой опасности.

предупреждающее П. С. (последействие) оказывается после встречи ученика с проблемой, чтобы снять напряженность, со­здав условия для того, чтобы ученик смог адекватно увидеть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и разви­тие возможных последствий.

 

По длительности:

единовременное П. С. применяется в случае уверенности педаго­га в способности ученика самостоятельно справиться с пробле­мой при условии проявления внутренних резервов ребенка и уверенности в собственных силах.

пролонгированное П. С. используется, когда процесс самостоя­тельного разрешения ребенком проблемы изначально длителен и требует постоянного наблюдения и готовности педагога к лич­ному вмешательству.

дискретное П. С. уместно время от времени, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации и обращается к ребенку за его запросом на свою работу.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛИЗАЦИИ — совокупность воз­можностей институтов социального воспитания и способностей ин­дивида, реализуемых в образовательном пространстве социума в рамках субъект-субъектной парадигмы взаимодействия; психолого-педагогическое содержание «зоны ближайшего развития».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи обучения и воспитания, который характеризуется совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному саморазвитию и самореализации личности ребенка.

ПЕРЕНОС (действия, навыка) - влияние ранее сформированного стереотипного действия (навыка) на овладение новым действием, на новые отношения. Обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием.

Механизм переноса заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Можно сказать, что мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия. Перенос незначителен в случае ориентирования не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные.

Переносу могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в которой происходит освоение или применение действия.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - процесс обретения субъектомобщечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

ПЕРИОД ПУБЕРТАТНЫЙ - период полового созревания.

ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) - возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, - периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии. Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.

Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет - чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. Важно отметить, что эти периоды особой готовности проходят, и впоследствии развитие соответственной функции может быть значительно затруднено.

ПЕРМАНЕНТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс преемс­твенности личностного развития человека на основе целеполагаемой и частично направляемой социализации индивида с полным включе­нием ресурсных возможностей социума.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-то действия, движения, представления, идеи мысли или переживания. Часто происходит вопреки сознательному намерению. Это своеобразная тенденция воспроизводимых представлений к возвращению.

Выделяются персеверации моторные, эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные.

Склонность к персеверациям часто наблюдается в клинике локальных поражений головного мозга, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах. Персеверации возможны также при отвлечении внимания или в состояниях острого переутомления.

Предполагается, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ -       навязчивое воспроизведение одних и тех же - часто неадекватных - интеллектуальных операций, возникающее при поражении коры лобных долей головного мозга (чаще левого полушария), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью. Обычно появляется в виде серийных интеллектуальных действий: арифметического счета, аналогизования, классификации и пр.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:

1)    элементарная моторная персеверация, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры головного мозга и нижележащих подкорковых структур;

2)    системная моторная персеверация, проявляющаяся в многократном повторении целых программ движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры головного мозга;

3)    речевая моторная персеверация проявляется в многократном
повторении одного и того же слога или слова (в речи устной и при письме),
возникающая как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при
поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у
правшей).

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, возникающее при поражении корковых отделов анализаторных систем головного мозга.

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ - относящийся к перцепции, восприятию.

ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.

ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей, и пр.;

ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ - специфическая форма действий человека, которая характеризуется демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ (отклоняющееся поведение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды девиантного поведения -преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

Непротивоправное девиантное поведение в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИКВЕНТНОЕ (отклоняющееся поведение) - вид отклоняющегося поведения, при котором нарушаются существующие в обществе или социальной группе нормы и правила. Основные виды отклоняющегося поведения следующие: гиперактивное поведение, агрессивное поведение, конфликтное поведение, демонстративное поведение, инфантильное поведение, симптоматическое поведение.

ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - деятельность педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям и подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим или психическим здоровьем, деловой или межличностной коммуникацией, с успешным продвижении в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ - устойчивая система отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, к людям и к самому себе.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ - прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания.

ПРЕПОДАВАНИЕ - 1. Специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения.

2. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечивание информирования, осознания и практического применения знаний.

ПРИВЫКАНИЕ – навязчивое побуждение к регулярному использованию лекарственных или вызывающих удовольствие средств для достижения облегчения, комфорта, возбуждения или веселья, которые они вызывают; часто при пристрастии к опиатам, барбитуратам и морфиноподобным веществам, а также, возможно, к алкоголю, кокаину, марихуане и фенамину, при отсутствии такого средства возникает страстное желание принять его, существование выраженной соматической зависимости при привыкании к опиатам и морфиноподобным анальгетикам, барбитуратам и, возможно, к фенамину и алкоголю, наличие повышенной толерантности (или адаптации) к опиатам и морфиноподобным анальгетикам, барбитуратам и, возможно, к фенамину и алкоголю; обычно во время реакции абстиненции при привыкании к опиатам, морфиноподобным анальгетикам, барбитуратам и алкоголю имеют место психотоксические эффекты [ARD]. В МКБ-9 содержится предложение заменить термин " привыкание" термином " зависимость". Синоним: зависимость от вещества.

ПРИНЦИП

1. Основное, исходное положение некоей теории, учения. Руководящая идея, основное правило деятельности.

2. Внутреннее убеждение, взгляд, определяющие нормы поведения.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования. Принципы государственной политики в области образования зафиксированы в Законе РФ «Об образовании». Основные принципы государственной политики в области образования следующие:

· автономность образовательных учреждений;

· гуманистический характер образования;

· демократичность образования;

· единство федерального, культурного и образовательного пространства;

· общедоступность образования;

· светский характер образования.

ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном образовательном процессе, руководящие идеи к его организации и осуществлению. Основные принципы следующие:

1) принцип доступности в обучении и воспитании;

2) принцип индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к обучающимся;

3) принцип коллективного характера обучения и воспитания в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка;

4) принцип наглядности;

5) принцип научности в обучении и воспитании;

6) принцип культуросообразности;

7) принцип природосообразности;

8) принцип сотрудничества;

9) принцип прочности, осознанности и действенности результатов
обучения и воспитания;

10) принцип связи теории с практикой;

11) принцип систематичности и последовательности;

12) принцип сознательности и активности.

ПРИТЯЗАНИЕ

1. Стремление что-то получить, предъявление своих прав на что-то.

2. Стремление добиться признания чего-либо при отсутствии оснований на такое признание.

ПРИТЯЗАНИЕ ДЕТСКОЕ (детские притязания) - готовность ребенка к самоутверждению, обусловленная развитием его самосознания, возникающего в раннем возрасте на базе усвоения социальных норм.

ПРОБЛЕМА УЧЕБНАЯ - понятие, используемое в обучении. Имеет логическую форму познавательной задачи, содержащей какое-то противоречие в условиях (избыточные, недостающие, альтернативные, частично неверные данные) и завершающейся вопросом, объективирующим это противоречие. Обнаружение противоречия в учебной проблеме (проблемном задании) приводит к переживанию обучающимся состояния интеллектуального затруднения, вызывает проблемную ситуацию.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (составление прогноза) - своеобразное предсказание о развитии чего-либо, основанного на определенных данных.

ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - пространство, в котором создается, перемещается и потребляется информация.

ПРОСТРАНТСВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ - пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ - процесс педагогического взаимодействия, в котором в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние с целью формирования личности, организации и стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом и отношениями.

ПРОЦЕСС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ - неотъемлемая часть образовательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Коррекционно-развивающий процесс направлен на коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей, развитие познавательных психических процессов, коррекцию и профилактику отклоняющего поведения воспитанников.

ПСИХИАТРИЯ - область медицины, изучающая причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения. Выделяется:

1) общая психиатрия (общая психопатология), которая исследует
закономерности нарушений психической деятельности;

2) частная психиатрия занимается психическими заболеваниями, прежде
всего психопатиями, неврозами, состояниями реактивными.

ПСИХОЛОГИЯ - о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (диагностика психологическая) - постановка психологического диагноза или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о каком-то отдельном психологическом свойстве.

ПСИХОЗ - глубокие расстройства психики, психической деятельности. Психозы проявляются в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему. Их проявления разнообразны и могут сопровождаться бредом, помрачениемсознания, грубыми нарушениями памяти, мышления, изменениями эмоциональной сферы, бессмысленными и бесконтрольными поступками и т. п.

Помимо первичного поражения головного мозга, психозы могут возникнуть от его вторичного поражения в результате инфекций, отравлений, внутренних болезней. Они также могут быть следствием конституциональной и наследственной предрасположенности. Развитие психоза возможно и после психической травмы. Психозы классифицируются по причинам появления. Различаются психозы инфекционные, травматические, интоксикационные, возникающие при органических поражениях головного мозга, при внутренних, психогенные заболеваниях.

ПСИХОЗ У ДЕТЕЙ АТИПИЧНЫЙ –различные психотические нарушения у детей младшего возраста, характеризующиеся некоторыми проявлениями, свойственными раннему детскому аутизму. Симптомы могут включать стереотипно повторяющиеся движения, гиперкинезы, самоповреждения, задержку речевого развития, эхолалию и нарушение социальных отношений. Такие нарушения могут быть у детей с любым уровнем интеллекта, но особенно часты у умственно отсталых детей [MDG].

ПСИХОЛОГ ШКОЛЬНЫЙ - специалист в области психологии, в функции которого входит психологическая помощь субъектам образовательного процесса в различных трудных ситуациях.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Впервые сло­восочетание «психологическое сопровождение ребенка в обра­зовательной среде» прозвучало в изданиях «питерской» школы практической психологии и первоначально сочеталось со словом «развитие» (сопровождение развития..., сопровождать — значит сле­довать вместе, рядом, одной Дорогой).

Идеология сопровождения ребенка в образовательном процес­се, методы и содержание работы, вытекающие из этой идеологии, чрезвычайно перспективны, современны и созвучны тем социально-философским, антропологическим идеям, которые активно разраба­тываются в последние десятилетия у нас и за рубежом.

Главная цель сопровождения — создать такие социально-педаго­гические условия, в которых каждый ребенок мог бы стать субъек­том своего развития и жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к об­разовательному пространству школы, — создать условия для успеш­ного обучения и развития учащихся в школьной среде. Центральный принцип — ценность личного выбора человека, его самоопределе­ния в значимых жизненных ситуациях. Так психолог образования способствует созданию условий, которые помогают ребенку занять в отношении учебы, других людей и самого себя определенную цен­ностную позицию: позицию Субъекта, Автора, Инициатора собс­твенной жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.