Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 5 страница



Становление родительства начинается в родительской семье за­долго до появления собственных детей и зависит от индивидуально-типологических и личностных особенностей родителей, а также от социально-психологических характеристик родительской и форми­рующейся собственной семьи.

В современных условиях демографического кризиса вопрос о воспитании родителей становится все более актуальным, и его сле­дует рассматривать отдельно от семейной психотерапии и консуль­таций по вопросам семьи и брака. Воспитание родителей — это серьезная просветительская работа, обращенная к созданию челове­ка (Ю. Хямяляйнен, 1993).

А . В. Бояринцева

РОЛЬ - социальная функция личности; соответствующй принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие «роль» в психологию ввел Д. Мид.

Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и интересами.

Различают следующие виды ролей:

1) социальные роли, обусловленные местом индивида в системе социальных отношений - роли профессиональные, социально-демографические и т. п.;

2) межличностные роли определяются местом индивида в системе межличностных отношений - лидер, отверженный, изгой и др.

Выделяются также роли активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляемые в данной ситуации. Кроме того, различаются:

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.


С

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация - желание стать всем, чем возможно. Это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Согласно К. Роджерсу, самоактуализация - обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях - от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов

САМОВОСПИТАНИЕ - сознательная деятельностьчеловека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Это выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. По мере повышения степени осознанности оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение.

САМОКОНТРОЛЬ - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека.

Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции; но и самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

САМООБРАЗОВАНИЕ - специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и/или общественно значимых образовательных целей (результатов.

САМООБУЧЕНИЕ - процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Главные функции, выполняемые самооценкой:

1)    регуляторная, на основе которой происходит решение задач
личностного выбора;

2)    защитная, обеспечивающая относительную стабильность и
независимость личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

Различают следующие виды самооценки:

1) адекватная самооценка, при которой человек адекватно (правильно) сам себя оценивает;

2) неадекватная самооценка, при которой человек оценивает неверно; бывает завышенной или заниженной;

3) устойчивая самооценка;

4) неустойчивая самооценка.

САМОСОЗНАНИЕ - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания - основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях (см. также Я-концепция).

Самосознание можно также определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствованию. Одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни.

Главные функции самосознания - познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах.

САМОЧУВСТВИЕ - система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоей степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Содержит как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания).

СЕГРЕГАЦИЯ - (segregation отделение) – разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующие ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами ограничены частично или полностью.

В истории общества наблюдаются различные виды С. В основу С. положено реально существующее различие между людьми, осмысленное особым образом: по полу – половая С., по возрасту – возрастная С., по антропологическому типу – расовая С. (синонимична расовой дискриминации), по этнической принадлежности - национальная С.

В отношении лиц с различными отклонениями в развитии в нашей стране С. сохраняется по сей день. В данном случае С. Заключается в разделении людей в обществе на нормальных и ненормальных, вследствие чего дети с отклонениями в развитии (в особенности с нарушениями интеллекта) обучаются и живут в искусственно созданной среде- в различных закрытых воспитательных учреждениях, учреждениях социального обеспечения, психиатрических клиниках. Тем самым они отделены от основной массы людей, лишены возможности общения с ними. По сути, С. является понятием, противоположным интеграции. Дифференциация является как бы подвидом С., т. е. С. Внутри С.

СИМПТОМ - характерные проявления, признаки психических или органических нарушении и заболеваний, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования органов или систем организма.

СИМПТОМ НЕВРОТИЧЕСКИЙ - различного рода действия и поступки, указывающие на наличие психоневрозов или их тенденций, характерные проявления, признаки невротического заболевания.

СИМПТОМ ПСИХОГЕННЫЙ- (симптом психический) образующиеся под давлением конфликта; бесполезные или даже вредные акты, часто неприятные и мучительные для страдающего ими и составляющие для него предмет жалоб.

СИНДРОМ - группа признаков, симптомов; определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения. В силу общего механизма появления они объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма. Термин употребляется в патопсихологии, означая определенное сочетание признаков болезни.

СИНДРОМ ДАУНА (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (трисомия, см. также Плоидность). Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы (чаще на 15, реже на 14, ещё реже на 21, 22 и Y-хромосому) — 4 % случаев, и мозаичный вариант синдрома — 5 %.

Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна (John Down), впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. При употреблении этого термина предпочтительнее форма «синдром Дауна», а не «болезнь Дауна».

Первый Международный день человека с синдромом Дауна был проведён 21 марта 2006 года. День и месяц были выбраны в соответствии с номером пары и количеством хромосом.

СИНДРОМ ДЕПРЕССИВНЫЙ - синдром психопатологический, который характеризуется состояниями заторможенности психической деятельности и снижением аффективных проявлений. Его крайней степенью является депрессивный ступор, при котором полностью отсутствуют движения и речь.

СИНДРОМ ЖИЛЯ ДЕ ЛА ТУРЕТТА – редкое расстройство, встречающееся у лиц с любым уровнем интеллекта, при котором тики и тикоподобные гортанные звуки становятся более выраженными и генерализованными и позже целые слова или короткие предложения (часто непристойного содержания) вырываются судорожно и непроизвольно. Наблюдается частичное совпадение с другими видами тика [MDG]. Синоним: синдром Туретта

СИНДРОМ ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ - психопатологический синдром, который характеризуется чрезмерными необоснованными опасениями за свое здоровье. Возникает при неврозах, реактивных состояниях, психозах в предстарческом и старческом возрасте.

СИНДРОМ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ - устойчивые сочетания нарушений высших психических функций, обусловленные различными болезненными процессами. На базе совокупности таких синдромов создается определенная клиническая картина различных психических заболеваний.

Принято выделять следующие основные синдромы: апатический,
астенический,   галлюцинаторно-паранойяльный, депрессивный,

ипохондрический, кататонический, Корсаковский (амнестический), маниакальный, паралитический, псевдопаралитический.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ - совокупность нервных образований у позвоночных животных и человека, с помощью которых осуществляется восприятие действующих на организм раздражителей, обработка возникающих при этом импульсов возбуждения, формирование ответных реакций. Благодаря нервной системе обеспечивается функционирование организма как единого целого:

1) контакты с внешним миром;

2) реализация целей;

3) координация работы внутренних органов;

4) целостная адаптация организма.

В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нейрон. Основными структурными элементами нервной системы являются:

1) центральная нервная система, состоящая из головного и спинного мозга;

2) периферическая нервная система, состоящая из нервов, отходящих от
головного и спинного мозга, из межпозвоночных нервных узлов, из
периферического отдела вегетативной нервной системы;

3) вегетативная нервная система - структуры нервной системы,
обеспечивающие управление вегетативными функциями организма.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ - структуры нервной системы у высших животных и человека, работа которых обеспечивает управление вегетативными функциями организма (пищеварением, кровообращением, дыханием, обменом веществ и энергии, выделением) за счет контроля за моторной и секреторной деятельностью внутренних органов. Обслуживает мышцы внутренних органов и железы.

В вегетативной нервной системе выделяются:

1) симпатическая нервная система, которая регулирует иннервируемый
орган прежде всего за счет медиатора норадреналина;

2) парасимпатическая нервная система, которая регулирует
иннервируемый орган прежде всего за счет медиатора ацетилхолина.

Их действие на органы и системы организма противоположно. Общее согласование вегетативных функций происходит на уровне гипоталамуса.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ -     представлена афферентными (чувствительными) нервами, передающими импульсы от рецепторов к центральной нервной системе, и эфферентными (двигательными) нервами, передающими импульсы от центральной нервной системы к скелетным мышцам.

СИСТЕМА НЕРВНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ (ЦНС) - состоит из нервной ткани головного и спинного мозга, основными элементами которой являются нервные клетки - нейроны и глиальные клетки. Последние обеспечивают сохранение постоянства внутренней среды нервной системы и ее трофику (питание).

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, различным по организационно-правовым формам, типам и видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

СИТУАЦИЯ УСПЕХА - результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребёнка совпали с ожидаемыми или превзошли их.

Следствием С. у. является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности ребёнка. Понятие С. У. введено А. С. Белкиным. С. У. - это переживание радости, успеха, то, что способен организовать учитель.

Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, связанный со своей жизнью и деятельностью ребенка. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие ребенка, ритм его деятельности и взаимоотношениях с окружающими.

 У детей с отклонениями в развитии нарушения развития, обусловленные тем или иным заболеванием, вызывают вторичные нарушения в психики, в силу чего у них обычно отмечается негативизм, неуверенность в себе, закомплексованность, сильные переживания. Разумное использование С. у., как правило, приводит к положительным результатам.

СКРЕЖЕТАНИЕ ЗУБАМИ – привычное сжимание зубов и скрежетание ими, не связанное с жеванием и появляющееся во сне или в состоянии бодрствования. Субъект обычно не осведомлен об имеющемся симптоме. Причины этого состояния различны, но обычно признается роль фактора высвобождения эмоционального напряжения за счет мышечных сокращений. Синоним: бруксизм.

СЛАБОУМИЕ – термин, используемый в Северной Америке для обозначения слабоумия у взрослых, умственное развитие которых соответствует развитию детей в возрасте от 84 до 143 мес, с уровнем IQ 50—74. Примечание. В других странах и на других языках соответствующие термины являются производными от латинского слова " debilitas".

СЛАБОУМИЕ АРТЕРИОСКЛЕРОТИЧЕСКОЕ слабоумие, объясняемое (на основе органических симптомов, выявляемых при исследовании центральной нервной системы) дегенеративным поражением артерий головного мозга. Типичными являются симптомы, указывающие на очаговое поражение мозга; может иметь место флюктуирующий или частичный интеллектуальный дефект с достаточной самооценкой. Течение, как правило, интермиттирующее. Клинически дифференцировать от старческого или предстарческого слабоумия (которое может сопутствовать) очень трудно или даже невозможно [MDG]. Синонимы: множественная очаговая некротическая деменния; сосудистая деменция.

СЛАБОУМИЕ ПРЕДСТАРЧЕСКОЕ – слабоумие, развивающееся обычно в возрасте до 65 лет у лиц, страдающих относительно редкими формами диффузной или очаговой атрофии мозга (болезнь Альцгеймера или болезнь Пика) (MDG). Клинические проявления и течение не отличаются от таковых при старческом слабоумии. Синонимы: мозговой синдром с пресенильным поражением мозга (не рекомендуется); ограниченная атрофия мозга (не рекомендуется); первичная дегенеративная деменция, пресенильное начало; пресенильная деменция, тип Альцгеймера/Пика.

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА - врожденная либо приобретенная утрата зрительной и слуховой функций и, как следствие, нарушение речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве нарушается речевое общение с людьми и потому задерживается умственное развитие. Без специального обучения ребенок не усваивает речь и правила поведения.

При специально организованном обучении первоначальными средствами общения со слепоглухонемыми служат жесты, означающие предметы и действия. В дальнейшем на этой основе формируется речь дактильная, когда жесты заменяются словами, сообщаемыми посредством прикосновений руки. Наконец, речь дактильная полностью заменяет жестовую форму общения. Навыки чтения формируются у ребенка с помощью рельефного шрифта Брайля.

СЛУХ - способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра:

1) громкость - которая соотносится с интенсивностью раздражителя
звукового;

2) высоту - соотносимую частоте;

3) тембр, или окраска - для звуков сложных, соотносимый со структурой
звукового спектра.

СЛУХА НАРУШЕНИЕ - в соответствии со степенью нарушения (ослабления) слуха люди разделяются на три группы:

1) глухие, или глухонемые, которые имеют врожденные или
приобретенные в раннем детстве нарушения слуха и не могут овладеть речью
без специального обучения;

2) поздно оглохшие, потерявшие слух в дошкольном или школьном возрасте и сохранившие речь, сформированную до появления глухоты;

3) слабослышащие, или тугоухие - имеют частичную недостаточность слуха (с понижением до 75 дБ).

СЛУХ БИНАУРАЛЬНЫЙ - восприятие звуковой информации через оба уха. С помощью бинаурального слуха строится звуковая картина мира.

СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ - 1. Способность человека к распознанию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих людей и одновременно при собственном проговаривании слов соответственно воспринимаемым образцам.

2. Фонематический слух отвечает за процесс кодирования и декодирования звуков языка.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

СОМАТИЧЕСКИЙ - телесный, относящийся к телу; термин, применяемый для обозначения различных явлений в организме, связанных с телом (в противоположность психике).

СОСТОЯНИЕ ПОГРАНИЧНОЕ - общее название ряда различных слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией.

Круг таких расстройств очень широк. Выделяются:

1) пограничные состояния в узком смысле - психогении без острых психотических расстройств (реактивные состояния, неврозы), психопатии, психические нарушения в экстремальных условиях деятельности;

2) пограничные состояния в широком, лечебно-практическом смысле, когда больные не обнаруживают глубоких изменений психики: медленно начинающиеся вялотекущие формы шизофрении, мягкие формы циркулярного психоза (циклотимия), психосоматические расстройства, алкоголизм хронический (без выраженной деградации личности).

СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента - в отличие от понятия процесса психического, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия свойства психического, указывающего на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость в структуре личности. Интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализации и их взаимосогласованности.

К психическим состояниям относятся:

1) проявления чувств - настроения, аффекты, эйфория, тревога,
фрустрация и пр.;

2) проявления внимания - сосредоточенность, рассеянность;

3) проявления воли - решительность, растерянность, собранность;

4) проявления мышления - сомнения;

5) проявления воображения - грезы, и пр.

В качестве основных психических состояний можно назвать бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс освоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется вод воздействий целенаправленных процессов (воспитание, обучение) и под влиянием стихийных факторов (улица, СМИ).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (Л. С. Выготский) — основ­ной генетический закон культурного развития: от интерпсихического в социальной, коллективной деятельности ребенка к индивидуально­му, интрапсихическому, к собственно психологическим формам его деятельности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ИНТИМИЗАЦИЯ (И. С. Кон) — процесс перехода от «МЫ» к «Я» и развития самосознания личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОИЗВОДСТВО ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА СОЗНАНИЯ (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина) — превращение соци­альной речи, «речи для других», в «речь для себя», развитие внутрен­него диалога, «диалога с самим собой».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК АВТОНОМИЗАЦИЯ (А. Маслоу) — у самоактуали­зированного индивидуума источники удовлетворения потребностей интраиндивидуальны и «никак не опосредованы социумом». Вы­сший уровень личностного развития, когда осознанность потребнос­ти саморазвития создает перманентное стремление к внутреннему росту.

СОЦИАЛИЗАЦИИ АГЕНТЫ - люди и учреждения, ответственные за обучение ребенка культурным нормам и освоение им социальных ролей.

Агенты первичной социализации - семья, родственники, сверстники, воспитатели, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Агенты вторичной социализации - администрация детского сада, школы, профессионального учебного заведения, предприятия; армия, церковь, государство, СМИ.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - (лат. Socialis общественный + adaptation < adaptare приспособить) – приведение индивидуального и группового поведения детей с отклонениями в развитии в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

У детей с отклонениями в развитии из-за различных дефектов затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках уже существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении.

Процесс становления С. а. происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, в задачу которых входит обеспечение адекватного взаимоотношения с обществом, коллективом, осознанное выполнение социальных (в том числе и правовых) норм и правил. С. а. открывает детям с недостатками в развитии возможность активного участия в общественно полезной жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ (социальная ситуация развития) - система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА - социальная зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками человека. В понятие «социальная среда» включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (микро- и макро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми. Это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА - система государственных социальных мероприятий с целью профилактики и преодоления кризисных ситуаций в жизни ребенка и охраны детства.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семьи и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав человека, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию. Социально-педагогический комплекс обеспечивает целостность процесса социального воспитания детей с различными проблемами, помогает созданию комфортной среды в микросоциуме, обеспечивает правовую и экономическую защиту и социальную профилактику.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - совокупность социальных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (лат. socialis общественный + integration восполнение, восстановление < integer целое) – объединение лиц с различными отклонениями в развитии и морально развивающихся людей в одно общество и предоставление равных прав всем независимо от особенностей развития, способностей и возможностей.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (лат. Socialis Общественный + позднелат. rehabilitatio восстановление) – в медико-педагогическом значении – включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

С. р. осуществляется при помощи медицинских средств, направленных а устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки. В процессе С. р. компенсируются нарушенные болезнью функции. Задачи С. р. решаются в системе специальных (коррекционных) учебных заведений, где особенности организации учебного процесса определяются особенностями развития детей.

СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - вид образовательного учреждения (школа), в котором осуществляется обучение, воспитание и коррекция отклонений в психофизическом развитии детей с особыми возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями). Условно выделяют восемь видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений:

I вид - для неслышащих детей;

II вид - для неслышащих и позднооглохших детей;

III вид - для незрячих детей;

IV вид - для слабовидящих и поздно ослепших детей;

V вид - для детей с тяжелыми нарушениями речи (речевая школа);

VI вид - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид - для детей с задержкой психического развития;

VIII вид - для детей с умственной отсталостью.

Дети дошкольного возраста с отклонениями в психофизическом развитии воспитываются и обучаются в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) компенсирующего и комбинированного видов.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (лат. specialis Особый + гр. paidagogike < pais (paidos) Дитя + ago веду, воспитываю) – отрасль педагогики, занимающаяся проблемами воспитания, образования и обучения различных категорий детей ( детей с отклонениями в развитии, поведении, эмоционально волевой сферы, одаренных детей).

В этом определении три составляющие: 1) С. п. – это часть науки педагогики; 2) понятие «С. п. » является заимствованным определением и в переводе с англ. Special (специальный, индивидуальный) означает “особый индивидуальный подход к обучению и воспитанию различных категорий детей»; 3)предметом рассмотрения и изучения С. п. являются лица с отклонениями не только в развитии, но и в поведении (девиантное, делинквентное поведение), а также такие категории детей, как «исключительные (одаренные) дети» и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.