Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 2 страница



2) лабильность эмоций, неустойчивое настроение - часто пониженное, подавленное;

3) повышенная раздражительность, утомляемость, слезливость (см. также депрессия);

4) иногда появляются тревога или страх, нетерпеливость, расстройства сна, головные боли, сексуальные нарушения, разнообразные нарушения вегетативной нервной системы.

Неврастения возникает преимущественно при длительно действующих психотравмирующих факторах и сопровождается физическим истощением.

НЕВРОЗ - группа самых распространенных пограничных нервно-психических расстройств, психогенных по природе, но не обусловленных психотическими состояниями. Чаще всего невроз возникает на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным окружением, в первую очередь - с родителями. Могут возникать и под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потерь и прочих психотравмирующих факторов.

В появлении неврозов значительную роль играют:

1) биологические факторы - наследственность, соматические заболевания;

2) социально-психологические факторы - прежде всего неблагоприятные семейные обстоятельства;

3) личностные особенности и эмоциональные переживания. Клиническая  картина неврозов содержит как соматовегетативные

расстройства, так и отрицательные субъективные переживания (тревога, ощущение собственной неполноценности).

При неврозах на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы. Затруднения поиска выхода из переживаний влечет психическую и физиологическую дезорганизацию личности, формирование невротических симптомов.

К основным формам неврозов относятся: неврастения, невроз страха, истерический невроз, невроз навязчивости (невроз навязчивых состояний) и психастения.

Неврозы относятся к обратимым расстройствам. В их лечении особое значение принадлежит методам психологической коррекции, психотерапии, но применяется и медикаментозная терапия.

НЕВРОЗ ИСТЕРИЧЕСКИЙ - вид невроза, характерная различной клинической симптоматикой. Часто проявляется в виде судорожных припадков, истерической глухоты, слепоты, мутизма и вегетативно-висцеральных расстройств. Особенно характерна такая особенность истерических переживаний, как неглубокость, демонстративность и ситуативная обусловленность. Для истеричных детей особенно характерно появление энуреза, заикания, анорексии.

НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВОСТИ - (невроз навязчивых состояний; невроз принуждения) - один из видов неврозов, вероятность появления которого особенно велика у людей с тревожным, ригидным, мнительным характером. Помимо общеневротических симптомов (раздражительность, повышенная утомляемость, нарушения сна, вегетативные расстройства) проявляется наличием у субъекта повышенной тревожности и угнетенного настроения, различных по содержанию навязчивых мыслей и воспоминаний, движений и действий, а также страхов (чаще всего в виде фобий, таких, как кардиофобия, канцерофобия, страх покраснения), ощущаемых как чуждые и принудительно повторяющиеся.

НЕВРОЗ СТРАХА - форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в котором определяющим симптомом является наличие свободного страха (синдром страха). При этом чувство страха либо нелокализовано, либо связано с определенным органом тела или конкретной ситуацией (например, страх высоты, замкнутых пространств).

НЕВРОТИЗМ (нейротизм) - состояние, характерное эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, т. к. невротические симптомы можно обнаруживать и у здорового человека.    

НЕГАТИВИЗМ - немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, противоречащие внутренним смыслам субъекта.

Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, связанные прежде всего, с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым. Негативизм является одной из форм протестного отклоняющегося поведения детей. Негативизм может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости ребенка.

НЕОФОБИЯ - патологический страх перед всем новым, непривычным (см. фобия).

НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА - это те изменения в психофизическом развитии, которые складываются в рамках ведущего вида деятельности на определенном этапе онтогенеза.

НОНКОНФОРМИЗМ - стремление человека, во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия «негативизм», антоним конформности.

НОРМА - установленная мера, средняя величина чего-либо. Выделяют следующие виды нормы:

1) статистическая норма - это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.; обычно статистическая норма представляет собой диапазон значений развития какого-либо качества (рост, вес, уровень развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п. );

2) возрастная норма - это комплексный показатель психофизического развития человека на определенный этапе онтогенеза;

3) функциональная норма - это индивидуальная норма психофизического развития человека, которая является отправной точной и одновременно целью реабилитационной работы с ним, независимо от имеющихся у него нарушений или отклонений в развитии.

4)  идеальная норма - это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях; идеальная норма отражает уровень ожиданий, которые предъявляет субъекту общество.


О

ОБОБЩЕНИЕ - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Это познавательный процесс, приводящий к выделению относительно устойчивых свойств внешнего мира, явлений и объектов.

ОБРАЗОВАНИЕ

1. Обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

2. Процесс и результат освоения определенной системы знаний в
интересах человека, общества и государства.

3. Специально организованная в обществе система условий, необходимых
для овладения знаниями, умениями, навыками и развития человека.

ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ - образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и взрослых. Программы дополнительного образования и услуги реализуются как в учреждениях дополнительного образования (Центры дополнительного образования детей, Центры детского творчества и т. п. ), так и в образовательных учреждениях, в том числе и в специальных (коррекционных) школах.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса и результата обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов (например, филология, естественно­научные дисциплины).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - нормативно-управленческий документ, определяющий содержания образования определенного уровня и направленности. Существуют общеобразовательные программы, программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школ) и профессиональные образовательные программы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развитие личности в соответствии с государственным образовательным стандартом и образовательной программой.

ОБСЕССИЯ (ананказм) - разновидность навязчивых состояний, проявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций (например, навязчивое мытье рук; страх перед числом 3, потому что в слове рак три буквы; страх наступить на черту и т. п. ).

Обсессия наблюдаются у многих больных, для которых характерны скрупулезность, педантизм, склонность к формализму наряду с душевной инертностью, тревожной неуверенностью в себе.

ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1) общая обучаемость - способность усвоения любого материала;

2) специальная обучаемость - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.

Первая обучаемость - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

 

В основе обучаемости лежат:

1) уровень развития познавательных процессов субъекта: восприятия,
воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2) уровень развития его мотивационно-волевой и эмоциональной сфер;

3) развитие производных от них компонентов учебной деятельности:
уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями), поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость – индивидуальные возможности учащегося по усвоению учебного материала, выполнению учебной деятельности, к его сознательному запоминанию, усвоению, анализу и применению.

О. – способность человека к постоянному развитию в процессе обучения. У детей с отклонениями в развитии О. в силу различия нарушений также различна и индивидуальна. О. характеризует потенциальные возможности ученика и используется при индивидуальном и дифференцированном подходах в обучении как исходное понятие.

ОБУЧАЕМОСТЬ ПОНИЖЕННАЯ - снижение показателей скорости и качества освоения ребенком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Пониженная обучаемость выражается в разобщенности (практически отсутствие системы) знаний, неумении самостоятельно овладевать способами познавательных действий.

ОБУЧЕНИЕ - процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.

В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону ближайшего развития и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.

Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения, согласно поставленным целям и задачам. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.

Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ – целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Различают дифференцированное, индивидуальное и интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии. Задачи, содержание, принципы организация учебного процесса индивидуальны для каждого конкретного вида нарушений в развитии у детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства.

При подборе системы и методов обучения для детей с отклонениями в развитии учитывается возраст ребенка, время возникновения дефекта. Ранее педагогическое вмешательство предупреждает дисгармонию в формировании и развитии отдельных психических функций и сторон деятельности аномального ребенка. При отсутствии специального педагогического воздействия с возрастом усугубляется отличие ребенка с отклонениями в развитии от нормально развивающегося сверстника. Специальное обучение в раннем возрасте приближает темпы развития ребенка с отклонениями в развитии к обычным.

 Задача формирования полноценной личности предъявляет высокие требования к специально организованному процессу обучения. Он должен быть направлен не только на преодоление частных, конкретных недостатков ребенка (например, на преодоление отставания в развитии устной речи у глухого ребенка или на преодоление ограниченности конкретных представлений у слепого), но и на общее развитие: сенсорное, эмоциональное, умственное. Разумеется, специальное и общее развитие ребенка не изолированные друг от друга процессы. Они подкрепляют и обуславливают друг друга.

ОБУЧЕННОСТЬ - результат обучения, включающий как актуальный (наличный), имеющийся на сегодняшний день запас знаний, умений и навыков, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе и интеллекте. Р. Е. Левина и сотрудниками (1969) разработали периодизацию проявлений ОНР: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину нормального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов.

  ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой смысловой стороне.

ОБЩЕНИЯ ДЕФИЦИТ (дефицит общения) - снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с его пребыванием в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, где родители или воспитатели не уделяют ребенку достаточного внимания.

Дефицит общения, особенно в возрасте младенческом и раннем, обычно приводит к задержкам и отклонениям в развитии психическом (см. задержка психического развития).

ОЛИГОФРЕНИЯ - (гр. Oligos немногий, незначительный + phren ум) – форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробным), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды.

Причинами О. могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного( внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина и др. ), заражение плода паразитами попавшими в организм матери (токсоплазмоз), различные родовые травмы, асфиксии. К эндогенным факторам относятся патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей, а также умственная отсталость одного или обоих родителей, нарушения хромосомного набора, эндокринной системы, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др. ).

По глубине дефекта умственная отсталость при О. подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.

ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ - раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие и возможности его коррекции у умственно отсталых детей с тяжелыми формами недоразвития головного мозга, методы обучения, воспитания и социализации таких детей.

ОНЕЙРОФРЕНИЯ – синдром, описанный как появляющийся при острой шизофрении и характеризующийся некоторым затуманиванием сознания и сноподобпым (онейроидным) состоянием с яркими сценическими галлюцинациями, кататоническими проявлениями и ослаблением связей с внешним миром. Примечание. Предположение о нозологической самостоятельности этого синдрома не получило широкой поддержки. Термин введен Майер-Гроссом в 1924 г. (как онейроидное состояние), а позднее в 1945 г. его использовали Медуна и Маккуллох. (см. также сноподобноо состояние.

ОПЕРАЦИЯ - единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной, реальной или условной ситуации.

ОПЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ - термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми за счет координации с другими умственными действиями. Когда действия переходят из внешней формы во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние, и возвращение к исходному состоянию). Критерием сформированности интеллектуальных операций служит появление конструкции инвариантов или понятий сохранения.

Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций:

1)сенсомоторный период - от 0 до 2-х лет;

2)дооперациональное мышление - от 2-х до 7 лет;

3)стадия конкретных операций - от 7 до 11 лет;

4) стадия формальных операций, или пропозициональных операций – от 11-12 до 14-15 лет.

ОПЫТ

1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений.

2. Получение в результате активного практического взаимодействия с внешним миром отражения в сознании законов этого мира и общественной практики.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ (ООД) - система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П. Я. Гальпериным (теория поэтапного формирования умственных действий). Содержание ориентировочной основы действия во многом предопределяет качество действия. Так, полная ориентировочная основа обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. Ориентировочную основу действия следует отличать от схемы совокупности ориентиров и указаний, задаваемой субъекту. Форма и способ задавания схемы диктуются целями обучения, возрастными и индивидуальными особенностями обучаемых. Выделяют три типа построения схемы ориентировочной основы действия и соответственно три типа учения.

При первом типе индивид имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок. Окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысливается далеко не всегда и не полностью. Разброс индивидуальных показателей велик, а сформированное действие крайне чувствительно к сбивающим воздействиям. При втором типе индивид ориентируется на полную систему ориентиров и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует его безошибочность. При этом схема ориентировочной основы действия либо задается в готовом виде, либо составляется обучаемым совместно с обучающим. Третий тип характерен полной ориентацией индивида уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на слагающие его единицы и на законы их сочетания Ориентировочная основа действия такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала и формирование познавательной мотивации.

ОСОБЕННОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.

В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. Возрастные особенности не проявляются в чистом виде и не имеют абсолютного и неизменного характера, поскольку на них влияют культурно-исторические, этнические и социально-экономических факторы.

Особое значение имеет учет возрастных особенностей при обучении и воспитании детей. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются при оптимизации содержания и методов образовательного процесса, особенно в системе специального (коррекционного) образования.

ОТКЛОНЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ - неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение и др. ) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные, речевые нарушения). Отклонения в психическом развитии возникают как результат перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция).

Среди нарушений выделяют:

1) первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта); чаще всего они имеют органический характер и требуют медицинской коррекции;

2) вторичные нарушения, основанные на первичных, как правило, носят системный характер и поддаются педагогической коррекции.

При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в их развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов (восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), развитие навыков общения и формирование самоконтроля, затормаживается ход смены ведущей деятельности. В частности, деятельность предметная у глухих и слабослышащих детей становится ведущей лишь к пяти годам, у умственно отсталых детей - вообще к концу дошкольного возраста.

У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития. При этом отклонения психического развития могут обусловливаться незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха до невосприятия речи шепотом уже возможны существенные нарушения речевого развития. При своевременном корректирующем воздействии может достигаться полное восстановление или же замещение нарушенной вторичной функции; но спонтанной компенсации дефекта, как правило, не бывает.

ОТНОШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ (личностное) - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

ОТСТАЛОСТЬ - расположение, размещение на более низком уровне развития по сравнению с другими.

ОТСТАЛОСТЬ УМСТВЕННАЯ - нарушение развития психического и интеллектуального, обусловленное дефектом системы центральной нервной. Чаще всего дефект имеет стойкий, необратимый характер. В соответствии с МКБ-10 различают следующие формы умственной отсталости:

· умственная отсталость легкой степени;

· умственная отсталость умеренная;

· умственная отсталость тяжелая;

· умственная отсталость глубокая.

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, который своей ритмичностью, последовательностью, систематичностью и разумным чередованием различных видов деятельности способствует сохранению здоровья, бодрости, активности, рабочего тонуса и предупреждает образование отрицательных эмоций.

 При О. п. р. недопустимы: неумеренное длительное воздействие изменение привычных для ребенка условий (частая смена педагогов, частые пересаживания с места на место, переход из одной школы в другую); неожиданные неприятные требования, частые замечания; слишком громкий голос у педагога и др.

Режим любого учреждения становится охранительным при соблюдении следующих условий: правильное составление общешкольного режима дня; продуманность последовательности выполнения каждого режимного момента с целью исключения всех раздражающих факторов; единство требований к детям со стороны всех работников школы, особенно тех учителей, которые работают на одном классе; правильное взаимоотношение между педагогам и воспитанником (разумное чередование требовательности и уважительности к ребенку); опора на положительное в воспитании ребенка; индивидуальный и дифференцированный подход к детям; усложнение требований к воспитанникам по мере их развития; осмысленность выполнения режимных требований детьми; насыщенность жизни школьников полезными видами деятельности; неукоснительность соблюдения режима; забота о физическом оздоровлении ребенка; правильные взаимоотношения между педагогом и воспитанником (каждый ребенок должен чувствовать хорошее к себе отношение, сочетание уравновешенности, терпеливости и жизнерадостности) и др.


П

ПАРАДИГМА - система основных научных достижений - теорий, методов, - по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:

1) этап препарадигмальный - предшествующий установлению
парадигмы;

2) этап господства парадигмы - «нормальная наука»;

3) этап кризиса и научной революции - заключаемый в смене парадигмы,
в переходе к иной парадигме.

Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧКАЯ - совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которым руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

ПАРАЛИЧ (гр. Paralysis расслабление) – полная потеря двигательных функций (утрата способностей к действию, состояние полного застоя, бездействия), зависящая от поражения двигательных аппаратов центральной или периферической нервной системы.

П. чаще всего являются результатом органического заболевания, т. е. завися от анатомического повреждения иннервационного аппарата (снабжающего органы и ткани нервами) центральной или периферической нервной системы (при кровоизлияниях, опухолях, травмах, инфекциях). Различают функциональные и органические П.

Функциональные П. не сопровождаются анатомическими изменениями в нервной системе, они чаще всего являются истерическими и возникают вследствие развития стойкого очага торможения в области двигательного анализатора коры головного мозга. Появляются внезапно, быстро и бесследно проходят, чего не бывает при органических П. П. могут захватить лицевую мускулатуру, половину тела (гемиплегия), одну конечность (моноплегия), только нижние конечности (нижняя параплегия), только верхние конечности (верхняя параплегия), верхние и нижние конечности (тетраплегия).

Органические П. а зависимости от места поражения нервной системы делятся на периферические и центральные.

Течение П., прогноз и лечение зависят от характера процесса и причины. При лечении П. большую роль играют лечебная гимнастика, теплые ванны, массаж, электротерапия, фарадизация пострадавших мышц, при лечении функционального П. – психотерапия.

ПАРАЛИЧ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ (ДЦП), спастический – поражение двигательных центров головного мозга.

Основной клинический симптом ДЦП – двигательные нарушения, обусловленные спазмом мускулатуры. ДЦП делятся на внутриутробные, природовые и послеродовые.

Причиной внутриутробных поражений головного мозга являются интоксикации, инфекции и травмы матери во время беременности. Особенно тяжелы последствия токсикоза, токсоплазмоза и заболеваний в первые 3-4 месяца беременности. Природовые поражения возникают главным образом в результате механических травм головного мозга и нарушений головного кровообращения. При этом предостерегающими факторами являются недоношенность, длительные, сухие, стремительные роды, асфиксия плода и новорожденного. Патологоанатомические изменения в мозге выражаются в образовании размягчений, полостей, кист, рубцов, склеротических изменений.

ДЦП, вызванный внутриутробными поражениями, характеризуется пороками развития; недоразвитием коры головного мозга, дефектами ее отдельных областей, пирамидных путей, мозжечка и др. У детей с поражением двигательных систем головного мозга могут развиться: паралич рук и ног – тетраплегия (отсутствие или ослабление движений при преобладании поражения рук), диплегия (при преобладании поражения ног), гемиплегия – паралич одной половины тела, нижняя параплегия – поражение ног. Нижняя параплегия наблюдается у недоношенных детей. ДЦП сопровождается повышением тонуса большей частью в приводящих мышцах плеч, в сгибателях предплечий и кистей, в приводящих мышцах бедер, разгибателях голеней и подошвенных сгибателях стоп. Произвольные движения увеличивают тонус. Поэтому при ходьбе дети перекрещивают ноги и опираются на носки. Если в процесс вовлекаются подкорковые узлы, наблюдается повышение мышечного тонуса, развиваются различные непроизвольные движения – гиперкинезы. При ДЦП задерживается развитие двигательных функций; дети поздно начинают держать голову, поворачиваются с боку на бок, на живот, на спину, сидеть, стоять, иногда не могут научится ходить.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.