Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 7 страница



ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ - сознательное или неосознанное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию. Основные причины трудновоспитуемости: педагогические просчеты родителей, педагогов, дефекты психического и социального развития, личностные характеристики ребенка, трудности в социально-психологической адаптации, в освоении содержания образовательной программы и отдельных дисциплин.


У

УБЕЖДЕНИЕ - 1. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями; представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества, образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и пр. ). Совокупность убеждений выступает как мировоззрение.

О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

2.     Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание
личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу
метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и
выводов согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений -
основной в научной полемике.

3.     Метод воспитания, представляющий собой интеллектуально-
эмоциональное воздействие на сознание, чувства, волю детей, основанное на
логике, доказательствах, с целью выработки у них собственных взглядов и
нравственных критериев.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - готовность субъекта решать достаточно сложные задачи, причем уровень притязаний не снижается из-за одних опасений неудачи.

Если уровень способностей значительно ниже требуемого для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

УМ - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека (в отличие от чувств и воли).

В более узком смысле - индивидуально-психологическая характеристика мыслительных способностей человека.

Под качествами ума понимаются те свойства личности, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность:

1) самостоятельность ума - определяет свободу выбора задач и их решений;

2) критичность и гибкость ума - обеспечивают как нахождение проблемы, так и оригинальность построения и проверки гипотез;

3) симультанность и широта ума - обеспечивают разносторонний подход к решению задачи;

4) логичность ума - обеспечивает последовательность и точность решения;

5) глубина ума - от нее зависит существенность избранных задач и доказательность их решений.

УМЕНИЕ - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Все это помогает человеку определить свою позицию по отношению к действительности.

Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон психической деятельности исследоваться стали умения сенсорные и умственные.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ( малоу́ мие, олигофрени́ я от греч. oligos — малый + греч. phrē n — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум). Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

«Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1, 5: 1 до 2: 1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях».

Умственная отсталость – не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ – умственная отсталость, соответствующая уровню IQ 50—70. Субъекты с этим уровнем субнормальности способны научиться и обычно приобретают достаточные инструментальные и профессиональные навыки, позволяющие им приспособиться к повседневной жизни с минимальными нарушениями. Синонимы: легкая умственная субнормальность; умственная неполноценность (не рекомендуется); дебилыюсть; слабоумие (не рекомендуется).

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ УМЕРЕННАЯ – умственная отсталость, соответствующая уровню IQ 35—49. Субъекты с этим уровнем отсталости могут приобрести основные речевые навыки и научиться элементарному самообслуживанию, выполнению простых работ под руководством и наблюдением. Синоним: имбецильность (не рекомендуется).

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЯЖЕЛАЯ – умственная отсталость с уровнем IQ 20—34. У таких субъектов обычно имеют место нарушения чувствительного и двигательного развития, и они осваивают лишь рудименты речи. С трудом поддаются обучению элементарным навыкам самообслуживания и требуют постоянной помощи и наблюдения.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ГЛУБОКАЯ – умственная отсталость с уровнем IQ ниже 20. Обычно имеют место тяжелые двигательные и чувствительные нарушения; субъект не может говорить. В повседневной жизни такие лица требуют постоянной помощи и наблюдения. Синоним: идиотия (не рекомендуется).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ - 1. Сложная организационно-структурная система (организация), внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием (на уровне области), соответствующие муниципальные структуры управления (на уровне города), структуры управления самих образовательных учреждений.

2. взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений (процесс), ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление образованием включает в себя: планирование, организацию, руководство и контроль.

УПРАЖНЕНИЕ – повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения упражнение - это:

1) либо единственная процедура, в рамках которой выполняются все компоненты процесса учения (научения): уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация;

2) либо одна из процедур - наряду с объяснением и заучиванием, предшествующим упражнению и обеспечивающим первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление; в данном случае упражнение обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации; в итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его (в зависимости от достигнутой меры автоматизации) в умение или навык.

Упражнение может выполняться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в ходе упражнений.

УПРЯМСТВО - особенность поведения, в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект волевой сферы индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей. Это поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения.

Может вызываться чувствами обиды, злобы, гнева, мести. Упрямство наблюдается, прежде всего, у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей. У детей и подростков появление упрямства может обусловливаться мелочной опекой взрослых или их пренебрежительным отношением к стремлению детей быть самостоятельными. В этой ситуации упрямство является формой протеста, выражающей недовольство       необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - спокойствие, ровность характера, поведения.

УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ СУБЪЕКТИВНОГО (уровень субъективного контроля - УСК) - способность субъекта контролировать себя и свое поведение, управлять им, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ - понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некотором виде деятельности и некоторой сфере общения, на которые рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

Уровень притязаний характеризует:

1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (достижение идеальной цели);

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент);

3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, т. е. соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза.

УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у человека по сравнению достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.

УРОВЕНЬ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ - совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Актуальный (наличный) уровень умственного развития - это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне умственного развития может быть получена путем длительных психолого-педагогических наблюдений или же путем проведения диагностических исследований с помощью специальных методик.

При анализе уровня умственного развития нужно исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, где проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформированный у него уровень умственного развития, и его умственные способности могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания.

Однако своеобразие уровня умственного развития обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивидом некоторых видов деятельности.

По актуальному уровню умственного развития невозможно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.

УРОК - динамичная и вариативная основная форма организации учебного (образовательного) процесса, при которой в рамках точно установленного времени (продолжительность урока) учитель занимается с определенным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы, средства, техники и технологии обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания детей.

В традиционную классификацию типов урока входят:

1) вводный урок (урок изучения нового материала);

2) урок повторения изученного материала (урок повторения и закрепления изученного материала);

3) урок закрепления изученного материала (урок повторения и закрепления изученного материала);

4) урок систематизации и обобщения изученного материала (урок обобщения и систематизации изученного материала);

5) контрольный урок (урок контроля освоения изученного материала);

6) комбинированный урок.

УСВОЕНИЕ - основной путь обретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения он овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения. Усвоению подлежат все содержательные компоненты поведения и побудительно-мотивационные, и операциональные.

Усвоение значений предметов материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения. Стержень воспитания - усвоение нравственных норм поведения.

Усвоение предполагает овладение действием по установлению нового значения предмета (в широком смысле слова), что требует первоначальной объективации условий осуществления этого действия - в виде образца, орудий, плана выполнения и т. п. Эти условия могут задаваться и неявно - например, включаться в поведение других людей.

Условия, от которых зависит эффективность усвоения - его качество, прочность и скорость - следующие:

1) полнота ориентировочной основы действия, подлежащего формированию;

2) предметное, логическое и психологическое разнообразие типов материала, включающего усваиваемое содержание;

3) мера управления процессом формирования действия.

Выполнение этих условий наряду с усвоением нового значения (формированием понятия) приводит к образованию полноценного действия по применению этого значения. Дальнейшая судьба результатов усвоения - новых действий, понятий и форм поведения - сильно зависит от их места в структуре значимых для человека видов деятельности.

УСТАВ ШКОЛЫ - 1. Законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

2. Свод правил и норм, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1. Процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых. 2. Деятельность по решению учебных задач.

Последовательность осуществления учебной деятельности следующая: анализ задачи, принятие учебной задачи, актуализация имеющихся знаний, умений, навыков, необходимых для ее решения; составление плана решения задачи, реализация плана на практике, контроль (в том числе и самоконтроль) и оценка решения задачи; осознание способов деятельности, необходимых для решения задачи.

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА - цель, которую предстоит достичь ученику в определенных условиях учебного (образовательного) процесса. Основной отличие учебной задачи от других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов (объектов), с которыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые впоследствии будут им более успешно решаться.

Учебная задача решается с помощью системы учебных действий.

УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА - творческая задача, которая уже решена учеными, но является новой для учащихся. Учебная проблема позволяет формировать и отрабатывать у обучающихся исследовательские умения.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - нормативно-управленческий документ, в котором определены основные знания, навыки, умения, подлежащие освоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения учебного материала (программного материала) с указанием последовательности разделов и тем, времени, которое отводится на их изучение.

Виды учебных программ: типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.

Существуют два способа построения учебной программы:

1) концентрический, при котором отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне;

2) линейный, при котором отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, при лом содержание знания передается (изучается) один раз в определенной логике.

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся решают учебные задачи.

К учебным действиям относятся: постановка проблемы или учебной задачи, общие или конкретные способы решения проблемы (учебной задачи), контроль (самоконтроль), оценка, коррекция.

УЧЕБНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ - конкретные задачи (задания, упражнения), направленные на формирование и отработку интеллектуальных умений.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативно-управленческий документ, определяющий состав учебных дисциплин (предметов), изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, которое отводится на изучение каждого предмета.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН БАЗИСНЫЙ (Базисный учебный план) – 1. Основной государственный нормативно-управленческий документ, утвержденный как составная часть Государственного образовательного стандарта для определенного типа образовательного учреждения.

2. Нормативно-управленческий документ, в котором зафиксирован полный набор учебных дисциплин, обязательных для изучения на определенном этапе получения образования.

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (учебная дисциплина) – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по освоению и использованию этих знаний, умений и навыков.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС – целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития детей; организация обучения учащихся во взаимосвязи всех его компонентов (см. также обучение).

УЧЕНИЕ - 1. Особым образом организованное познание.

2. Познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности (см. ).

УЧРЕЖЕДНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - образовательные учреждения, реализующие программы дополнительного образования различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества и государства. К детским учреждениями дополнительного образования относятся музыкальные, художественные и спортивные школы, дома и центры детского творчества, центры дополнительного образования детей, станции юных техников, станции юных натуралистов и т. п.

УТОМЛЕНИЕ - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Утомление возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.

Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом - снижение производительности труда, уменьшение
скорости и точности работы;

2) физиологическом - затруднение выработки условных связей,
повышение инерционности в динамике нервных процессов;

3) психологическом - снижение чувствительности, нарушение внимания,
памяти, интеллектуальных процессов, появление сдвигов в эмоционально-
мотивационной сфере.


Ф

ФАКТ

1. Действительное, невымышленное явление, происшествие, событие.

2. Твердо установленное знание, данное в опыте, служащее для некоего
заключения, вывода, для проверки какого-то предположения, гипотезы.

3. Действительность, реальность; нечто, существующее реально.

ФАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - по сравнению с явлениями психологическими - круг проявлений психики, в том числе такие их объективные формы, как акты поведения, телесные процессы и т. п., которые также используются для изучения психики.

ФАКТОР - причина, движущая сила какого-либо изменения, явления, процесса.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ - система факторов, определяющих психическое и поведенческое развитие ребенка. Существуют две группы факторов развития - биологические и социальные. Факторы развития включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность воспитывающих и обучающих людей, методы и средства обучения и воспитания, и многое пр.

ФАКТОР РИСКА - психогенный фактор измененных, непривычных условий существования, характерных наличием угрозы для жизни, оказывает существенное влияние на переживание экстремальной ситуации. На этапе стартового психического напряжения появляется психическая напряженность, объективируемая в мимике, речевой активности, глубине сна, изменениях регистрируемых физиологических функций.

У людей, попадающих в измененные условия впервые, сразу же по преодолении психологического барьера, психическая напряженность сменяется повышенным настроением, доходящим до эйфории и психомоторного возбуждения.

ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ - 1. В широком смысле - понятие, используемое в социально-экономических дисциплинах для характеристики комплекса факторов, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека.

2. В узком смысле - понятие, означающее интегральные характеристики связи человека и технического устройства, проявляемые в конкретных условиях их взаимодействия.

3. Выражение, означающее в США область знания и профессию, определяемые в Европе термином эргономика.

ФАНТАЗИРОВАНИЕ - мечтание, выдумывание, «сочинение» фантазий – чего-то невозможного, неправдоподобного, невероятного.

ФАНТАЗИЯ - 1. Синоним воображения. 2. Продукт воображения.

ФЕНИМИЗМ У МАЛЬЧИКОВ – принятие мальчиками предподросткового возраста внешности, одежды и поведения, типичных для девочек. Женоподобное поведение может иметь место у мальчиков и в более раннем возрасте, что позволяет предположить развитие гомосексуальности в дальнейшем.

ФЕТИШИЗМ –состояние, при котором эротическая реакция активации связана с неодушевленными предметами, такими, как одежда, обувь, духи или части тела (например, волосы, ноги) в большей степени, чем с сексуальными сношениями, или заменяет их.

ФИЛОГЕНЕЗ - историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как:

1) процесс появления и исторического развития, эволюции психики и поведения животных;

2) процесс появления и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

ФОБИЯ - 1. Навязчивые состояния при психических заболеваниях -болезненные навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной - фобической -обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями -сердцебиением, обильным потом и т. п. Встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний головного мозга.

Если человек не обнаруживает отчетливого критического понимания беспочвенности, неразумности страхов, то чаще это не фобия, а патологические сомнения (опасения) или бред.

Фобии имеют определенные поведенческие проявления - навязчивые, ритуализованные действия, цель которых - избегание предмета фобии или уменьшение страха.

Различаются:

1) нозофобии - страх заболевания (канцерофобии, кардиофобии и др. );

2) социофобии - страх публичных выступлений, страх покраснеть и др.;

3) боязнь пространства: клаустрофобия - боязнь закрытых помещений, агорафобия - страх открытого пространства и др.

2. Синоним понятия «страх».

ФОБИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – невротическое расстройство, характеризующееся патологически сильным страхом определенных предметов или ситуаций, которые в норме подобных ощущений не вызывают. Если тревога, связанная с определенными ситуациями или предметами, распространяется на более широкий круг предметов и обстоятельств, она становится сродни или идентичной состоянию тревоги и должна классифицироваться как таковая [MDG]. См. также тревожные состояния. Синонимы: невроз страха; фобическое расстройство.

ФОРМА - способ существования образовательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - 1. Форма, в рамках которой осуществляется воспитательный процесс.

2. Система целесообразной организации коллективной и индивидуальной
деятельности детей.

3. Разнообразные формы проведения воспитательных и досуговых
мероприятий.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - внешнее выражение согласованной деятельности учителя и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке: урок, экскурсия, домашняя учебная работа, факультативы, лабораторные работы, практикумы, дополнительные занятия, консультации.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - 1. Процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды.

2. Целенаправленное развитие личности или отдельных ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения.

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ ДЕТСКАЯ - негативное психическое состояние у ребенка, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной может быть невозможность овладеть желаемым предметом, запрет со стороны взрослого на выполнения какого-то действия. Наличие фрустрации может обусловить формирование таких черт характера, как агрессивность, возбудимость, пассивность.

ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - назначение, роль, ради которых существует целенаправленно организованный педагогический процесс.

Функции педагогического процесса подразделяются на образовательные (реализуются через передачу знаний, системы культурных ценностей, формирование умений, навыков); воспитывающие (воспитательные), которые заключаются в формировании системы ценностных ориентации и отношений в процессе воспитания и обучения; развивающие (коррекционно-развивающие), которые представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей; социализирующие, проявляющиеся в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

ФУНКЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ВЫСШАЯ - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по происхождению - особый вид психических функций, полностью отсутствующий у животных. Сюда относятся произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление, воображение и речь.

ФУНКЦИЯ РЕЧИ - особенности речи как деятельности, осознанно или неосознанно используемые индивидом для достижения каких-то целей. Функции речи: коммуникативная, индикативная, предикативная семантическая и эмоционально-выразительная.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.