Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 4 страница



В процессе достижения цели сопровождения психолог образова­ния решает три основные задачи:

Отслеживание особенностей психологического развития ре­бенка на различных этапах обучения. Для оценки получаемых пока­зателей они сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия мы говорим о благополучном разви­тии, и дальнейшие действия будут направлены на создание условий перехода к следующему этапу комплексного развития. В случае несо­ответствия должна изучаться причина и приниматься решение о кор­рекции ситуации: снижении требований для этого ребенка (подстрой­ка под индивидуальные возможности) или развитии его возможнос­тей до требований среды. Эта задача решается средствами педагоги­ческой и психологической диагностики.

Создание в данной педагогической среде психологических усло­вий для дальнейшего полноценного развития каждого ребенка в рам­ках его возрастных и индивидуальных возможностей. Задача решает­ся с помощью таких средств, как просвещение, активное психологи­ческое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.

Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в психологическом раз­витии. Такая помощь требуется тем детям, которые в значительной или очень значительной степени не соответствуют параметрам возрастного психолого-педагогического статуса. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультативной, методической и социально-диспетчерской работы.

Две серьезнейшие опасности подстерегают психолога, ре шившегося реализовать на практике идеологию сопровождения. Одна — потеря основной идеи в процессе ее превращения в «технологию» (диагностическую, развивающую, обучающую). Другая — разрушение идеи из-за отсутствия продуманной системы деятельности (организационной модели). Ориентация на формирование позиции в отношении своей жизнедеятельности, в отличи от формирования конкретных психологических структур и процессов, предполагает иную технологическую базу, иные основания взаимодействия психолога с педагогом, родителем и самим школьников Общий смысл таких технологий — передача в руки самого ребенка ключа от механизмов его активности, деятельности и общения; обучение его умению делать ценностный, мотивационный выбор, ставить цель, планировать пути ее достижения, ориентируясь при это на свои сильные стороны. Взрослый может помочь школьнику встать в ответственную, субъектную позицию в отношении всего, что ценно и значимо. Быть в ответственной позиции в данном случае — значит осознавать или чувствовать, чем данный предмет, явление, процесс ценен лично для моего «Я» (иметь некоторые личностно значим! цели), и знать, как и какими способами поставленная цель может быть достигнута (владеть технологиями достижения своих целей).

Решению таких задач должны служить сопровождающие технологии. Для решения целевых задач психологического сопровожден на организационном уровне хорошо зарекомендовала себя технология сопровождающих циклов.

М. Р. Битянова

ПСИХОПАТ - человек, страдающий психопатией.

ПСИХОПАТИЯ (патология характера) - неадекватное развитие у человека эмоционально-волевых черт, при котором у него наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих адекватной адаптации в социальной среде. Это группа психических болезней, которые проявляются в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие. Психопатов отличает, прежде всего, неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к со депрессивным и навязчивым состояниям.

В психиатрической литературе описаны психопатии истинные, или ядерные, в происхождении которых решающая роль отводится наследственности. В таких случаях удается установить тот же тип характера у родителей родственников по боковым линиям. Но известны случаи прямо противоположные: к формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия при совершенно нормальном исходном фоне. Такую же роль могут сыграть биологически вредные воздействия среды, особенно в пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах.

Среднее положение занимают случаи, когда при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера.

Степень выраженности психопатий во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния среды. Их проявления разнообразны.

 

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатов (П. Б. Ганнушкин):

1) циклоиды, основной признак которых - постоянная смена настроения с колебаниями цикла от часов до месяцев;

2) шизоиды, для которых характерны уход от контактов, замкнутость, скрытность, легкая ранимость, отсутствие эмпатии, угловатость движений;

3) эпилептоиды, основной признак которых - крайняя раздражительность с приступами тоски, страха, гнева, нетерпеливость, упрямство, обидчивость, жестокость, склонность к скандалам;

4) астеники, которым свойственны повышенная впечатлительность, психическая возбудимость, сочетаемая с быстрой истощаемостью, раздражительность, нерешительность;

5) психастеники - тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям, патологическим сомнениям;

6) паранойяльные психопаты склонны к образованию сверхценных идей, упрямы, подозрительны, эгоистичны; отличаются отсутствием сомнений, уверенностью в себе и завышенной самооценкой;

7) истерические психопаты впечатлительны, внушаемы, эгоцентричны; характерны стремлением непременно обратить на себя внимание окружающих, причем оценка ими реальных событий всегда искажена в благоприятную для них сторону; в общении манерны, театральны;

8) неустойчивые психопаты - основные признаки: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих;

9) органические психопаты отличаются врожденной умственной
ограниченностью, могут хорошо учиться, но бесплодны, когда нужно
применить знания или проявить инициативу; умеют «держать себя в обществе», но банальны в суждениях.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ - раздел общего учения о болезнях, изучающий причины, закономерности и механизмы появления, протекания и развития психозов и иных психических расстройств.

ПСИХОТЕРАПИЯ - метод оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях; это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Психотерапия представляет собой совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. Психотерапия может проводиться в формах индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры, дискуссии и пр. ).

Психотерапия близка к психологической коррекции (психокоррекции) и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения посредством психологических приемов.


Р

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - потенциальная способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов человека. По отношению к решаемой задаче можно выделить работоспособность максимальную, оптимальную и сниженную.

В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. Для продолжительной деятельности типичны следующие стадии работоспособности:

1) врабатывание;

2) оптимальная работоспособность;

3) некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

4) конечный «порыв».

РАЗВИТИЕ

1. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

2. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие
уровня чего-либо.

3. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией.

4. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному
качественному состоянию, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие:

1) усложнение форм поведения - форм двигательной активности;

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения как следствие и фактор предыдущих тенденций.

 

В эволюционном развитии психики выделяются три стадии:

1) стадия психики сенсорной элементарной;

2) стадия перцептивной психики;

3) стадия интеллекта.

В каждой стадии возможно разделение по крайней мере на два уровня -высший и низший.

В отечественной психологии развитие психики выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленения отдельных его компонентов и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий развития психики. Для этого требуется рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ (развитие психики в онтогенезе) - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием - на определенном этапе развития - способности к активному перемещению в пространстве, при котором потребности удовлетворяются посредством активных движений во внешней

В основе развития человеческой психики лежит овладение исторически сформированными общественными орудиями, служащими средством удовлетворения потребностей. В период от одного года до трех лет ребенок овладевает основами деятельности предметно-манипулятивной по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач, способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (появление установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6-7 лет в ходе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте в ходе учебной деятельности усваиваются элементы науки и искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА), СИНДРОМ КАННЕРА – аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

Впервые РДА описан Л. Каннером в 1943 г. РДА встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Типичные причины, вызывающе РДА, пока не установлены – современные исследования насчитывают свыше 30 патогенных факторов, обуславливающих недостаточность ЦНС и вызывающих РДА.

 Наиболее существенные симптомы РДА: аутизм – одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов; речевые нарушения, ранняя патология психического развития (до 2-3 лет). Неудачные контакты с окружающими порождают у детей повышенную тревожность и страхи. Самоизоляция приводит к искажению приспособления к внешнему миру, представлений о нем.

Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта.

РАССТРОЙСТВО - заболевание, нарушающее нормальное функционирование чего-либо.

РАССТРОЙСТВО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ - нарушения функций внутренних органов и систем, появление и развитие которых в наибольшей мере связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Заболевания психосоматические и лежащие в их основе расстройства психосоматические можно разделить натри группы:

1)  органические психосоматические заболевания - гипертоническая и
язвенная болезни, бронхиальная астма и др., в развитии которых ведущую роль играют психогенные компоненты;

2) психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы;

3) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения, склонностью к травмам, алкоголизму и пр.

РЕАБИЛИТАЦИЯ - восстановление нормальной жизнедеятельности и трудоспособности больных или инвалидов, достигаемое различными методами лечения и применением иных специальных мер.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ – система медицинских, психологических, педагогических социально – экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций организма.

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ МЕДИЦИНСКАЯ – система мероприятий, направленных на выявление и восстановление нарушенных функций организма, преодоление болезни и тем самым стимулирование возможно раннего возвращения больных и инвалидов к активной трудовой и общественной жизни. В основе медицинской реабилитации – меры лечебно – диагностического и восстановительного характера.

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (часто относится к тем, кто непосредственно связан с учебой) – система мер педагогического характера, направленная на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования.

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – система мер по восстановлению утраченных человеком профессиональных навыков, профессионально важных качеств, необходимых для возвращения к трудовой деятельности в сфере, наиболее целесообразной для этого человека, с учетом его индивидуальных возможностей. Нередко в процессе профессиональной реабилитации речь идет о развитии профессионально важных качеств и навыков несколько иной сферы деятельности с учетом индивидуальных возможностей человека, в интересах его подготовки к профессиональной деятельности в другой сфере, где он мог себя реализовать.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни.

В основе психической реабилитации лежит представление о болезни как разрушительном процессе в организме, характерном не только плохим физическим самочувствием больного, но и изменением его личности, сдвигами в эмоциональной сфере. Возвращение к здоровью предусматривает устранение последствий переживаний, нежелательных установок, неуверенности в своих силах, тревоги о возможности ухудшения состояния и рецидива болезни.

В отечественной психологии разработаны следующие принципы психической реабилитации:

1) партнерство - всемерное вовлечение больного в лечебно-восстановительный процесс;

2) разноплановость усилий - направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности человека;

3) единство психосоциальных и биологических методов воздействия;

4) ступенчатость - создание «переходов» от одного реабилитационного
мероприятия к другому.

Осуществление психической реабилитации требует создания психологических условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (например, организация досуга, общения, диспансеризация).

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ – система психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление утраченного социального статуса человека (например, социального поведения, общения, взаимодействия), с учетом его потенциала. В процессе психосоциальной реабилитации осуществляется комплекс мер, позволяющих восстановить утраченный социальный опыт самообслуживания, поведения, общения, взаимодействия, профессиональной деятельности человека. Психосоциальная реабилитация позволяет человеку вернуться к активной социальной жизни на производстве, в обществе и семье, обеспечить наиболее полную самореализацию.

 

РЕАБИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – система мер, направленная на восстановление у человека социального опыта. Выделяются следующие подходы к пониманию социальной реабилитации:

· Реализация программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему;

· Комплекс медико – психологических, социально – правовых, педагогических мер, имеющих целью социально – психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического и нравственного здоровья, социального статуса.

РЕГРЕСС - переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему. Противоположное понятие - прогресс.

РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - изменения в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии обучающихся.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - необходимая повторная социализация личности в новых, изменившихся условиях и обстоятельствах.

РЕФЕРЕНТ (референтная личность) - человек, чьи личностные качества, установки, суждения, поступки являются особенно значимыми для окружающих людей, являются для них образом для подражания.

РЕЧЬ - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Большинство отечественных психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как речевые действия, включенные в неречевую деятельность.

Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка).

РЕЧЬ АВТОНОМНАЯ - согласно Л. С. Выготскому, А. Р. Лурия и пр. -один из ранних этапов развития речи ребенка, который характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются.

Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, поскольку ребенок еще не владеет содержанием понятий. Обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. Формально она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений.

В связи с тем, что развитие речи ребенка сильно зависит от разнообразия и качества языковой среды, автономная речь может сохраняться достаточно долго и в некоторых случаях может тормозить умственное развитие.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - скрытая речевая активность, сопровождающая процесс мышления. В онтогенезе она формируется в процессе интериоризации внешней речи. Ее проявления особенно явны в условиях повышенного умственного напряжения: при решении различных интеллектуальных задач, мысленном планировании, чтении текстов «про себя», при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи выполняется логическое упорядочивание воспринимаемой информации, ее включение в определенную систему понятий; проводится самоинструктирование, анализируются свои действия и переживания.

По своей логико-грамматической структуре, существенно определяемой содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз в группировке с различными наглядными образами и условными знаками. При встрече субъектом затруднений или противоречий его внутренняя речь становится более развернутой и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, которые проще контролируются логически и социально.

Выделяются три основных типа внутренней речи:

 

1) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая

2) структуру внешней речи, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения интеллектуальных задач в затрудненных условиях;

3) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, код предметный, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

4) внутреннее программирование - формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ - речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных - определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих детей словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и в общении слышащих с глухими (см. также речь мимико-жестовая).

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, которая характеризуется своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения).

В сфере официального общения (собрания, лекции и пр. ) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно применяются для воспроизведения слов. В ней применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и пр.

Жестовая речь применяется как вспомогательное средство (наряду с основным - словесной речью) в обучении и воспитании детей с недостатками слуха.

РЕЧЬ МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ - средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи. Так, разные конструкции часов (настенные, наручные и пр. ) соотносятся с разными жестами; и, наоборот, один и тот же жест может означать и предмет, и действие (топор - рубить). Конструкция предложения тоже имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем - его качество; после объекта указывается действие, на него направленное. Как семантическая единица высказывания в мимико-жестовой речи часто выступает мимика (см. также пантомимика; речь дактильная).

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - общение вербальное (словесное) посредством письменных текстов. Этот вид речи основан на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста.

Письменная речь отличается от устной речи не только использованием графики, но и грамматически (прежде всего синтаксически) и стилистически -типичными для нее синтаксическими конструкциями и специфичными функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой нужно специально овладевать.

РЕЧЬ УСТНАЯ - общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

Процесс порождения устной речи содержит звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля, но при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон речи.

РЕЧЕВАЯ КАРТА – основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение.

Р. к. заполняется логопедом при обследовании учащегося на логопедическом пункте. В нее заносятся фамилия, имя, отчество, возраст, домашний адрес, заключения врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога и др. ), сведения о перенесенных заболеваниях и др.

При личном обследовании логопед подробно фиксирует в Р. к. состояние артикуляционного аппарата ребенка (строение, подвижность), состояние устной речи – степень внятности речи, словарный запас, грамматический строй, произношение звуков, особенности развития звукового анализа и синтеза, темп и ритм речи.

В Р. к. приводятся образцы устной речи. Отмечается также состояние навыков письма и чтения, наличие и характер орфографических ошибок, в частности специфических, связанных с отклонением в речевом развитии. К характеристике письма прилагаются диктанты и другие виды письменных работ.

В конце Р. к. делается краткое заключение логопеда. На основе обследования в Р. к. составляется краткий перспективный план работы с ребенком (или взрослым), делаются отметки о выполнении намеченного плана, при выпуске из логопедического учреждения описываются результаты работы.

РИГИДНОСТЬ - 1. Затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям; негибкость, непластичность.

Различают следующие виды ригидности:

1) когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;

2) аффективная ригидность выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций;

3) мотивационная ригидность проявляется в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера поведения.

 

Уровень ригидности, проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности стоящей задачи, ее привлекательности, наличие опасности, монотонность стимуляции и т. п.

2. Свойство темперамента. Противоположное свойство - пластичность.

РОДИТЕЛЬСТВО — социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную сово­купность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой состав­ляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни, и самого ребенка (Р. В. Овчарова, 2003).

Родительство можно рассматривать в разных контекстах: биоло­гический и психологический компонент; социальный институт, объ­единяющий в себе два других института — отцовство и материнство; деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, вос­питанию и обучению ребенка; этап в жизни человека, который начи­нается с момента зачатия и не заканчивается после смерти ребенка; как бытие, состояние, пребывание человека в положении родителя; объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, удостоверенный записью о рождении в органах загса; субъективное ощущение человека себя родителем; кровное родство между родите­лем и ребенком; осознание родителями родственной связи с детьми.

Общая картина семейного воспитания и жизни человека в семье определяется тем, как люди представляют себе базовую социально-психологическую функцию человека — родительство (материнство или отцовство). Часто это важно еще до того, как они становятся ро­дителями.

Современные работы по данной проблематике включают иссле­дования: теоретических основ формирования родительства, его пси­хологии, основ его семейного консультирования и психотерапии, его аспектов в перинатальной психологии, перинатальном сопровож­дении, а также практико-ориентированных программ воспитания осознанного родительства. В структуре родительства исследователи выделяют: семейные ценности и стиль семейного воспитания, роди­тельские установки, ожидания, отношения, чувства, позиции, ответс­твенность.

С точки зрения системного подхода можно сказать, что родитель­ство системно детерминировано, хотя одновременно является подсис­темой по отношению к семье; что оно многогранно, поскольку может рассматриваться и как сложная комплексная структура индивида, и как надындивидуальное целое. Эти уровни — одновременно этапы формирования родительства. Родительство предстает в нескольких планах: индивидуально-личностных особенностей обоих родителей; единства их ценностных ориентации, чувств, позиций; взаимосвязи родительства с родительскими семьями; отношения родительства к системе общества.

Родительство — явление динамичное, развивающееся, стано­вящееся. Факторы, влияющие на развитие родителъства, иерар­хически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — общество, мезауровень — родительская семья, микроуровень — собственная семья и, наконец, уровень конкретной личности (Р. В. Овчарова).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.