Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 6 страница



СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лат. specialis Особый + гр. Psyche душа) – раздел психологии посвященный изучению психологических особенностей у детей с различными отклонениями в развитии, нарушения в развитии у которых связанны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

В зависимости от специфики нарушений выделяют отрасли С. п.: слепых ( тифлопсихология ); глухих ( сурдопсихология ); умственно отсталых ( олигофренопсихология), психологию детей с временными задержками психического развития, с нарушениями речи.

С. п. входит в состав комплексной научной дисциплины – коррекционной педагогики. Развитие отечественной С. п. связанно с деятельностью Л. С. Выгодского, Т. А, Власовой, И. И. Данюшевского, Л, В. Занкова, А. А. Крогиуса, А. Г. Литвака, В. И. Лубовского, А. Р. Лурия, Б, И. Пинского, С. Я. Рубинштейн, И. А. Соколянского и др. Выявлено что первичный дефект (например, глухота) вызывает вторичные изменения психического развития, перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления восприятия и т. д. Основные задачи С. п. – изучение закономерностей психического развития, формирование личности у разных категорий детей под воздействием специального воспитания и обучения. Познание этих закономерностей – необходимое условие успешной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление дефекта.

Отрасли современной С. п. выявляя особенности, типичные для каждой категории обучаемых аномальных детей, изучают, как под влиянием обучения развивается ребенок с тем или иным недостатком, как или в какой мере благодаря специальному обучению корригируются вызванные дефектом особенности и формируются положительные стороны личности. На основе исследований С. п. разрабатываются психолого-педагогические рекомендации, способствующие совершенствованию содержанию и методов учебно-воспитательной работы в различных образовательных и воспитательных учреждениях (школьных, дошкольных).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения – учреждения осуществляющие образовательные и воспитательные процессы, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными отклонениями психофизического развития.

В Россия с начала 19 в. специальные учебно-воспитательные учреждения создавались частным образом на благотворительных началах. До этого времени дети с различными отклонениями в развитии содержались в богадельнях и монастырях, где за ними осуществлялся социальный уход.

В начале 20 в. в России (с приходом Советской власти) создается дифференцированная сеть учебно-воспитательных учреждений для различных категорий детей. Теперь эти учреждения входят в общую систему образования, здравоохранения и социального обеспечивания.

В системе Министерства общего и профессионального образования входят:

  • - специальные-школьные интернаты
  • -школы с продленным днем, в которых обучаются дети с различными отклонениями в развитии;
  • -специальные дошкольные учреждения: ( детские дома интернаты, интернатные дошкольные отделения при специальных школах, ясли-сады; специальные группы для массовых детских садах)
  • -логопедические пункты при массовых школах.

В систему Министерства здравоохранения входят специальные дома ребенка и ясли, психоневрологические диспансеры, санатории, детские отделения специальных больниц, хирургические отделения различного профиля и другие.

В систему Министерства социального обеспечения входит учебные – производственные предприятия ВОС и ВОГ, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями зрения и слуха; дома – интернаты для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной деятельности.

СРЕДА ВОСПИТАНИЯ - совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и происходит становление его личности. Среда воспитания включает в себя среду семьи, группы детского сада, класса, школы. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная, оптимальная.

СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - специально, в соответствии с педагогическими целями, созданная система условий организации жизнедеятельности детей. Педагогическая среда направлена на формирование отношений детей к миру, людям и к друг другу.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического, образовательного процесса, выполняющие функции обучения, воспитания и развития учащихся.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ - положение человека в системе межличностных отношений; мера его психологического влияния на членов группы.

СТРАХ - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения -бегство, оцепенение, защитную агрессию.

СТРАХ ИНФАНТИЛЬНЫЙ - детский страх, который первоначально есть лишь выражение того, что недостает любимого человека.

СТРАХ НЕВРОТИЧЕСКИЙ - разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков.

СТРАХ РЕАЛЬНЫЙ - рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.

СТРЕСС - понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе, как правило, при высокой ответственности за последствия решений.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность -дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

СТРУКТУРА - совокупность устойчивых связей между множеством компонентов (элементов) объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах (например, при изменениях состава элементов).

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - совокупность составляющих частей процесса, соответствующих компонентам (элементам) педагогической системы. В структуру педагогического процесса входят следующие компоненты (элементы): целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный.

СТРУКТУРА - совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы (принцип системности). Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы в определенных пределах, - например, при изменениях состава элементов.

СТУПОР - состояние резкой угнетенности, которая выражается в полной неподвижности, молчаливости. Ступор наблюдается при некоторых психозах.

СУБКУЛЬТУРА - некая относительно обособленная или же условно иыделяемая по некоторым критериям органическая часть общей культуры.

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ (подростковая)- в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком -смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, реализуемых в детских сообществах данной конкретно-исторической социальной ситуации развития.

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, но обладает относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются из поколения в поколение сверстников. Содержание детской субкультуры не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания и деятельности, но и социокультурные инварианты - элементы различных исторических эпох, архетипы бессознательного коллективного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

СУБЪЕКТ - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.

СУРДОПЕДАГОГИКА - наука о обучении и воспитании глухих детей; отрасль специальной (коррекционной) педагогики.

СУРДОПСИХОЛОГИЯ (психология глухих) - раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях обучения и воспитания, в частности - в условиях специального обучения. Задачи сурдопсихологии следующие:

1) исследование путей предотвращения немоты у людей с дефектами
слуха, исключающими нормальное речевое общение;

2) выявление особенностей их познавательной деятельности;

3) выяснение компенсаторных возможностей замены слухового
восприятия зрительным, вибрационными ощущениями и др.;

4) изучение особенностей мышления, памяти и других психических
процессов, формирующихся в условиях отсутствия или недоразвития слуховых ощущений.

При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесно-логического мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

СФЕРА МОТИВАЦИОННАЯ - образуется иерархической структурой мотивов, присущих индивиду. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются полностью. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов.

СФЕРА МОТОРНАЯ - одна из сфер проявления темперамента. Его проявления можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

СФЕРА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - одна из сфер проявления темперамента. Его проявления выражаются в виде разнообразных эмоций.

СХЕМА ТЕЛА - рассматривается как психофизиологический информационный аппарат, где постоянно формируются и сопоставляются динамический и статический образы тела, а также оперативные образы -образы будущего движения.

На физиологическом базисе схемы тела создается личностная надстройка, с помощью которой образуются психологические и эстетические образы тела, несущие и оценочную функцию. На высшем, социально-психологическом уровне развития схемы тела, формируются образы, связанные с такими представлениями, как поло-ролевые функции и мораль, поэтому схема тела выступает как аппарат не только самопознания, но и самосознания.


Т

ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия целей).

ТВОРЧЕСТВО - психический процесс создания новых ценностей. В общем смысле это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у человека способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. В творчестве особое место занимает продуктивное (творческое) воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы и методику.

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин. В основе теории деятельности лежат представления о строении деятельности.

Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций - признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа-действии.

Основные исходные положения, принципы теории деятельности следующие:

1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно
должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга
сознания);

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);

3) деятельность - активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).

ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ - концепция, разработанная А. В. Запорожцем, в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов, которое базируется на материальных эталонах. Затем, после интериоризации, образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов; при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями.

ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ (игровая психотерапия) - метод психотерапии, основанный на использовании ролевой игры как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. XX века Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений. Он назвал новый метод психодрамой.

Процедура игровой терапии состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение - вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе «спектаклей» происходит создание личностных отношений между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

ТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ (игровая терапия аутичных детей) - метод психотерапии, основанный на игровых занятиях с аутичными детьми (см. аутизм детский), ориентированных, прежде всего, на установление между детьми и терапевтом положительного эмоционального контакта. При этом используются рисование, игры с разнообразными игрушками, водой, песком. В ходе терапии корректируются подавляемые ребенком негативные эмоции (страхи, неуверенность в себе), он становится более открытым к общению, у него увеличивается диапазон доступных действий с предметами.

ТЕРАПИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (музыкотерапия) - метод психотерапии, основанный на целительном действии музыки на психологическое состояние человека. Применяется для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями. Взгляды врачей на лечебный эффект музыки неоднозначен, однако они сходятся на том, что музыка не может заменить медикаментозные средства и традиционные методы лечения, но ее разумное, индивидуапизованное применение может снять аутизм больного и существенно облегчить контакт врача и клиента.

Различаются пассивная и активная формы музыкальной терапии.

При пассивной терапии клиентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответственные состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью пассивной музыкальной терапии является определенное эмоциональное - в том числе эстетическое - переживание, которое должно способствовать отреагированию человеком своих проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто применяются дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутогенная тренировка, гипноз, живопись или танец. Выбор музыкальных произведений может выполняться на базе разных критериев:

1) в так называемой «американской школе музыкотерапии» предлагаются такие отрывки, которые вызывают весьма широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и пр. );

2) в «шведской школе», основанной на глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализуется для отреагирования определенных скрытых комплексов.

При активной терапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные (например, собственное тело - хлопки, постукивания и т. п. ). Основная цель в этом случае - интеграция индивида в социальные группы, поскольку в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.

В психиатрической практике музыкальная терапия особенно эффективна при работе с умственно отсталыми пациентами. Метод применяется и при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), и в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в ней, стали применяться в практике музыкального и театрального образования.

ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (терапия поведения) - сложившийся в США метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма. При этом психические и эмоциональные расстройства рассматриваются как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задача терапии поведения состоит в формировании привычек, облегчающих конформное приспособление к действительности. Разница между нормальным и «ненормальным» поведением определяется лишь степенью приспособленности индивида к среде, поэтому несогласие с социальными условиями и любые действия протеста против них порой тоже трактуются как «ненормальность», требующая, подобно неврозам, «исправления» методами терапии.

ТЕСТ - метод исследования, основанный на сличении результатов исследования с данными стандартизированной школы, которая находится в ключе.

ТЕСТ ДОСТИЖЕНИЙ - одна из методик психодиагностики; в отличие от тестов интеллекта (см. ), измеряют преимущественно сформированность тех или иных свойств - способностей, умений, навыков и знаний - в связи с конкретными программами подготовки. Тесты достижений выявляют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками, служат для определения уровня учебных или профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных дисциплинах, для оценки достижений в некоем виде деятельности, некоей сфере познания.

Различают три вида тестов достижений:

1)    тесты-действия - предназначены для выявления умений выполнять
действия с механизмами, материалами, инструментами;

2)    письменные тесты - оформляются на специальных бланках с
вопросами; испытуемым предлагается либо выбрать правильный ответ из
нескольких, либо отметить на графике отображение описанной в вопросе
ситуации, либо найти на рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное
решение вопроса;

3) устные тесты - заранее подготовленная система вопросов, на которые
нужно ответить, причем необходимо предусмотреть трудности, которые могут возникнуть из-за отсутствия опыта в формулировании ответа.

ТЕСТ ИНТЕЛЛЕКТА (тест общих способностей) - методика психодиагностики, предназначенная для выявления умственного потенциала человека. Тесты интеллекта служат для оценивания уровня развития мышления (интеллекта) и его отдельных когнитивных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, а также для определения особенностей интеллектуального развития.

При помощи подобных тестов могут диагностироваться:

1) общий уровень интеллекта, выраженный количественно (например, прогрессивная матрица Равена);

2) особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (например, тест Векслера).

Тесты интеллекта иногда называются тестами общих способностей.

ТЕСТ КЕРНА-ЙЕРАСЕКА - диагностический метод для определения уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению. Тест Керна-Йерасека содержит три субтеста:

1) рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития;

2) списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы;

3) срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение
действовать по формальному правилу.

По суммированным данным трех субтестов делается вывод об уровне готовности или неготовности ребенка к школьному обучению.

ТЕХНИКА - совокупность процедур, приемов и навыков в некотором виде деятельности (например, техника рисования, техника конструирования и т. п. ).

ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - комплекс общепедагогических и психологический умений педагога, обеспечивающий владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью, организацию педагогически целесообразного общения и образовательного процесса (см. также методика, технология).

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием процесса обучения и воспитания. Технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности ребенка, а сама деятельность педагога представлена процедурно, т. е. как определенная система действий. Технология представляет собой разработку и процедурное воплощение педагогического или образовательного процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат. Педагогическая технология служит конкретизацией методики.

ТИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - группа образовательных учреждений, имеющих общую специфику. Тип образовательного учреждения определяется реализуемыми основными и/или дополнительными образовательными программами (например, общеобразовательная школа, специальное (коррекционное) образовательное учреждение).

ТИФЛОПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении детей с нарушением зрения; отрасль специальной (коррекционной) педагогики.

ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ (психология слепых) - раздел специальной психологии, изучающий закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением:

1) психическое развитие слепых и слабовидящих людей;

2) пути и способы коррекции психического развития при обучении, воспитании слепых и слабовидящих людей;

3) возможности компенсации нарушений зрительного восприятия с помощью других анализаторов - слуха и осязания.

Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия. Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения; при этом формирование словесно-логической памяти обычно опережает развитие памяти образной.

Особая часть тифлопсихологии - изучение психологии слепоглухонемых - людей с полной ранней потерей зрения и слуха, в обучении и развитии которых отечественная тифлопсихология и сурдопсихология добились заметных успехов (И. А. Соколянский, О. И. Скороходова, А. И. Мещеряков).

ТИФЛОСУРДОПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении слепоглухих детей; отрасль специальной (коррекционной) педагогики.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей.

Толерантность - одно из важнейших профессионально значимых качеств педагога. В основе толерантности лежит способность педагога адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой стороны.

ТРАВМА ПСИХИЧЕСКАЯ - 1. Разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины появления неврозов и иных заболеваний. Причины и симптомы психонервных заболеваний, образующиеся как остатки, осадки и следы аффективных переживаний, мощно ноздействующих на психику на деятельность психики и поведение личности.

Происхождение травмы объясняется преимущественно как следствие психического конфликта.

2. Частичное или полное отклонение от психической нормы в результате ноздействия чрезвычайно сильного стресс-фактора.

ТРЕВОГА - 1. Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями.

2. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.

Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном шаимодействии и часто обусловлена неосознанностью источника опасности. 11оведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

ТРЕВОЖНОСТЬ (готовность к страху) - состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию па страх. Это личностная черта, которая проявляется в легком и частом появлении состояний тревоги (см. ), склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги.

В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств системы нервной и эндокринной, но формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, - например, между родителями и детьми. Различают личностную тревожность как стабильное свойство личности и ситуативную тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией.

Уровень тревожности обычно повышен:

1) при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях;

2) у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы;

3) у людей с отклоняющимся поведением.

ТРЕВОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ -–различные сочетания соматических и психических признаков тревоги при отсутствии реальной опасности, проявляющиеся приступообразно или постоянно. Тревога обычно диффузная и может достигать степени паники. Могут иметь место другие невротические проявления, например симптомы навязчивости или истерии, однако они не домитшруют в клинической картине. Синонимы: невроз тревоги, тревожная реакция.

ТРЕНИНГ - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

ТРЕНИРОВКА АУТОГЕННАЯ (аутогенная тренировка) - метод самовнушения, разработанный немецким психологом И. Шульцем в 1932 г. Используется для психологической саморегуляции, применяется и как психотерапевтический метод, прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний.

Ядро аутогенной тренировки составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет чего происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов.

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ОТ ЗАДЕРЖКИ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКОГО СЧЕТА – расстройства, при которых основной характеристикой является выраженное нарушение развития различных навыков обучения, кроме чтения и арифметики, которые нельзя объяснить общей задержкой интеллектуального развития или неадекватным обучением [MDG].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.