Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекционная и специальная педагогика в современном образовании 8 страница



ФУНКЦИЯ РЕЧИ ИНДИКАТИВНАЯ (указательная функция речи) -использование речи для передачи другим людям какого-то сообщения с целью явного или неявного указания на некий объект.

ФУНКЦИЯ РЕЧИ КОММУНИКАТИВНАЯ - использование речи с целью передачи другим людям какой-либо информации или побуждения их к действиям.

ФУНКЦИЯ РЕЧИ ПРЕДИКАТИВНАЯ - использование речи с целью высказывания собственных суждений по какому-либо вопросу. Иное название данной функции - функция высказывания.

ФУНКЦИЯ РЕЧИ СЕМАНТИЧЕСКАЯ - использование речи с целью передачи смысла, скрытого в мысли и отражающего смыслозначимые свойства предметов, явлений, действий и отношений между ними во внешнем мире.

ФУНКЦИЯ РЕЧИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ -использование речи с целью выражения собственного эмоционального отношения к какому-либо объекту или ситуации, в частности - с целью побуждения слушающих к действиям. От степени выраженности в речи эмоций говорящего и степени заражения слушающих зависит побудительная эффективность речи.

ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ - 1. законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий.

2. Операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям (этапам) управленческого цикла.


Х

ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая ее отношение к окружающему миру, другим людям, к самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Зная характер человека, можно до известной степени предвидеть его поведение в той или иной ситуации.

ХАРАКТЕР АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ - один из типов акцентуации характера. Ребенку свойственны быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии.

ХАРАКТЕР ГИПЕРТИМНЫЙ - один из типов акцентуации характера. Ребенок отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Для него характерно постоянное стремление к лидерству, причем неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, большая общительность - с неразборчивостью в знакомствах. Гипертимы легко осваивается в незнакомой обстановке. Они склонны переоценивать свои возможности и строить чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские склонности. Для гипертимов тяжелы ситуации, в которых строго регламентируется поведение, нет свободы инициативы, необходимы монотонный труд или вынужденное бездействие. В таких ситуациях они дают взрывы или срывы. «Слабое место» (место наименьшего сопротивления) гипертимного характера - изоляция от снерстников, вынужденное безделье (бездействие), однообразие, строгий режим.

ХАРАКТЕР ДИСТИМИЧЕСКИЙ - один из типов акцентуации характера. Ребенку свойственны преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

ХАРАКТЕР ИСТЕРОИДНЫЙ (характер демонстративный) - один из типов акцентуации характера. Для истероидного характера труднее всего переносить невнимание к своей особе. Ребенок постоянно стремится к похвалам, славе, лидерству, но из-за деловой незрелости скоро теряет свои позиции и тогда очень страдает. Оставить истероидного ребенка в покое – значит создать ситуацию психологического дискомфорта или даже стресса. Его «слабое место» (место наименьшего сопротивления) - удары по эгоцентризму, невозможность быть в центре внимания, вызвать всеобщий интерес к себе.

ХАРАКТЕР КОНФОРМНЫЙ - один из типов акцентуации характера. Такому ребенку свойственны чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаточные критичность и инициативность, консерватизм.

ХАРАКТЕР ЛАБИЛЬНЫЙ - один из типов акцентуации характера. Для ребенка характерны резкая и достаточно частая смена настроения в зависимости от ситуации или без видимых причин.

ХАРАКТЕР НЕУСТОЙЧИВЫЙ - один из типов акцентуации характера. Ребенку свойственны склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность, нежелание учиться, склонность к праздному образу жизни.

ХАРАКТЕР ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ - один из типов акцентуации характера. Для психастеника характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий (см. ) и ритуальных действий. Оставить психастеника в покое можно, иногда даже нужно.

ХАРАКТЕР СЕНСИТИВНЫЙ - один из типов акцентуации характера. Ребенку свойственны повышенная впечатлительность, боязливость (наличие различных страхов), обостренное чувство собственной неполноценности.

ХАРАКТЕР ЦИКЛОИДНЫЙ - один из типов акцентуации характера. Для такого ребенка характерны чередование фаз хорошего и плохого настроения, которые могут длиться от нескольких минут до нескольких дней.

ХАРАКТЕР ШИЗОИДНЫЙ - один из типов акцентуации характера. I лавные черты шизоидного ребенка - замкнутость и недостаток интуиции в общении. Он с трудом устанавливает неформальные эмоциональные, контакты, нередко эта неспособность тяжело им переживается. Быстрая истощаемость в контактах приводит к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется в неумении понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном. Их внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, предназначенными только для самого себя. Увлечения отличаются силой, постоянством, нередко изысканностью. Они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться. Им не следует поручать организацию нового дела, что требует установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения. Шизоиды не переносят, когда им «лезут в душу». Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность» «чопорность» и «сухость» - скорее всего вторичные свойства, выработанные для того, чтобы отдалиться от окружающих и тем самым защититься от эмоциональных травм. «Слабое место» (место наименьшего сопротивления) - необходимость быстро устанавливать с окружающими глубокие, неформальные, эмоциональные контакты.

ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ - один из типов акцентуации характера. Ребенку свойственны склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность, мнительность, склонность к коллекционированию.


Ц

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Целеобразование бывает непроизвольным и произвольным и часто характеризуется временной динамикой. Основа формирования цели у человека - его предметно-материальная, трудовая деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности. Как филогенетические предпосылки появления осознаваемых целей у человека выступают две формы предвосхищения в жизнедеятельности:

1) предвосхищение полезного результата - потребного будущего, достижение которого дает прямой приспособительный эффект;

2) предвосхищение средств, использование которых приведет к достижению полезного результата (возникает на относительно высоких уровнях эволюции). В онтогенезе формирование цели идет в направлении от постановки цели и образования намерений в совместной деятельности с другими людьми - к постановке цели перед собой. В функциональном отношении в действии выделяются такие процессы:

· образование цели;

· осуществление действия;

· эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода
выполнения действия и его окончательного результата; образ
предвосхищаемого результата обретает побудительную силу, становится
целью, начинает направлять действие человека и определять выбор возможных способов осуществления цели, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.

Существует ряд механизмов целеобразования:

1) превращение полученного требования в индивидуальную цель;

2) выбор одного из наличных требований;

3) превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании;

4) превращение побочных результатов действия в цель;

5) преобразование неосознанных предвосхищений в цель;

6) выделение целей промежуточных;

7) переход от целей предварительных к окончательным;

8) образование иерархии и временной последовательности целей.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - 1. Сознательный процесс постановки целей и задач педагогической деятельности.

2. Способность педагога трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - мера педагогического вмешательства, разумная достаточность.

ЦЕЛЬ - 1. Один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

2. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие (деятельность) человека.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ - образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы.

Экстенсивная модель образования - передача как можно более полного объема накопленного опыта, культурных достижений, помощь обучающемуся в самоопределении на этом культурном базисе.

Продуктивная модель образования - подготовка учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься, в том числе и в профессиональной деятельности.

Интенсивная модель образования - подготовка учащихся на основе развития их индивидуальных качеств не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному их совершенствованию и развитию своего творческого потенциала.

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - идеальный результат взаимодействия педагога и обучающегося (воспитанника), который формируется в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса (см. )

ЦЕННОСТЬ - понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Можно говорить о трех формах существования ценности:

1) ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; такие ценности могут быть и общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);

2) ценность предстает в объективированной форме в виде произведений
материальной и духовной культуры либо человеческих поступков – конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.;

3) социальные ценности.

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ - 1. Общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты.

2. Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Социальные ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование у детей направлен педагогический и образовательный процесс.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - 1. Избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.

2. Способ дифференциации человеком различных объектов материальной и духовной культуры по их значимости.


Ч

ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ (личностная черта) - 1. Устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Их обязательные свойства:

· степень выраженности у разных людей;

· трансситуативность - проявляемость в любых ситуациях;

· потенциальная измеримость - доступность измерению с помощью
специально разработанных опросников и тестов; в психологии личности
особенно полно исследованы такие личностные черты, как экстраверсия-
интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность и др.

2. Относительно устойчивое качество личности, которое является компонентом характера и проявляется в особенностях поведении и деятельности.

ЧТЕНИЕ ГУБНОЕ (чтение с губ) - распознание речи путем восприятия зрительного видимых движений органов речи; этому виду чтения специально обучают глухих, немых и глухонемых детей.


Ш

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ ПСИХОЗЫ – группа психозов, при которых имеют место глубокое расстройство личности, характерное искажение мышления, часто чувство воздействия посторонних сил, бред, часто причудливого содержания, нарушение восприятия, патологические аффекты, неадекватные реальной ситуации, и аутизм. Тем не менее обычно сохраняются ясное сознание и интеллектуальные способности. Расстройство личности затрагивает наиболее существенные ее функции, которые обеспечивают здоровому человеку сознание его индивидуальности, уникальности и собственного жизненного направления. Часто больному кажется, что самые интимные мысли, чувства и действия известны другим людям или разделяются ими; при этом могут развиваться бредовые интерпретации, создающие у больного представление о том, что естественные или сверхъестественные силы влияют на его мысли и поступки больного шизофренией способами, которые часто являются причудливыми. Больной может чувствовать себя центром всех происходящих событий. Типичны галлюцинации, особенно слуховые, которые могут комментировать действия больного или быть адресованы ему. Восприятие часто нарушено и в других планах; может наблюдаться растерянность, несущественные события приобретают особую значимость и в сочетании с эмоциональной пассивностью это может заставить больного верить в то, что обыкновенные предметы и повседневные ситуации имеют специально для него предназначенный, обычно зловещий смысл. При характерном для шизофрении расстройстве мышления второстепенные и несущественные элементы происходящего, которые в норме тормозятся, выступают на первый план и занимают место действительно значимых элементов и ситуаций. Таким образом, мышление становится туманным, расплывчатым, из него ускользают важные детали, а его речевое выражение становится иногда непонятным. Часто наблюдаются перерывы и вставки в последовательном мыслительном процессе, и у больного может сложиться убеждение, что его мысли извлекаются в результате какого-то постороннего воздействия. Настроение может быть неустойчивым, капризным или нелепым. Амбивалентность и нарушение воли могут проявляться в виде инертности, негативизма или ступора. Иногда имеет место кататония. Диагноз " шизофрения" не следует ставить, если не наблюдается или не становится очевидным во время болезни характерное расстройство мышления, восприятия, настроения, поведения или личности (по меньшей мере в двух из этих сфер психики). Диагноз не должен ограничиваться состояниями, имеющими длительное, ухудшающееся или хроническое течение [MDG]. Синонимы: шизофрения; шизофренические расстройства.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ, ГЕБЕФРЕНИЧЕСКИЙ ТИП– форма шизофрении, наиболее характерной особенностью которой являются аффективные изменения. Бред и галлюцинации преходящи и фрагментарны, поведение нелепо и непредсказуемо, обычно вычурно. Настроение изменчивое и неадекватное, сопровождаемое ужимками или самодовольными, самопоглощеннымн улыбками, величественными позами, гримасами, манерностью, дурашливостью, ипохондрическими жалобами и однообразными фразами. Мышление дезорганизовано, имеется тенденция к одиночеству; поведение выглядит бесцельным и лишенным чувств. Эта форма шизофрении обычно начинается у лиц в возрасте 15-25 лет. Синонимы: гебефреническая шизофрения, гебефрения.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ, КАТАТОНИЧЕСКИЙ ТИП – включает как существенную особенность выраженные психомоторные расстройства, часто в виде чередующихся нарушений полярного характера, таких, как гиперкинез и ступор, или автоматическое подчинение и негативизм. Скованные позы могут сохраняться в течение длительного времени; если конечностям больного придать какое-либо неестественное положение, они могут сохранять его в течение некоторого времени после устранения внешней силы. Примечательной особенностью этого состояния может быть выраженное возбуждение; могут иметь место депрессивные или гипоманиакальные проявления [MDG]. Синоним: кататоническая шизофрения.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ, ПАРАНОИДНЫЙ ТИП –форма шизофрении, при которой в клинической картине доминируют относительно устойчивые бредовые идеи, сопровождающиеся галлюцинациями. Обычно наблюдается бред преследования, но могут иметь место и другие формы бреда (например, бред ревности, высокого происхождения, мессианства или изменения тела). Могут быть галлюцинации и неустойчивое поведение; в некоторых случаях с самого начала наблюдается выраженное расстройство поведения; могут иметь место тяжелые нарушения мышления и аффективное уплощение с фрагментарным бредом и галлюцинациями [MDG]. Синоним: параноидная шизофрения.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ, ПРОСТОЙ ТИП – психоз, при котором имеет место постепенное развитие странностей в поведении, неспособности удовлетворять требованиям общества и снижение всех видов деятельности. Бред и галлюцинации появляются не всегда и психотическое состояние не столь очевидно по сравнению с гебефреническим, кататоническим и параноидным типом шизофрении. При нарастании социальной дезадаптации может появиться бродяжничество; больной становится аутичным и бездеятельным, его поведение лишено цели [MDG]. Синоним: простая шизофрения.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ПСИХОЗ, ШИЗОАФФЕКТИВНЫЙ ТИП –пси­хоз, при котором выраженные маниакальные или депрессивные признаки сочетаются с шизофренической симптоматикой; он имеет тенденцию к ремиссиям без стойкого дефекта, но склонен к рецидивированию. Этот диагноз следует ставить только в том случае, если явно выражены и аффективные, и шизофренические симптомы [MDG]. Синонимы: циклическая шизофрения; периодическая шизофрения; смешанный шизофренический и аффективный психоз: шизоаффективный психоз; шпзофреноформный психоз; аффективный тип.

ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЙ ЭПИЗОД – шизофренические расстройства, при которых имеет место сноподобное состояние с легким помрачением сознания и растерянностью. Внешние объекты, люди и события могут быть наделены для больного личной значимостью. Могут иметь место идеи отношения и эмоциональное смещение. Во многих таких случаях ремиссия наступает через несколько недель или месяцев даже без лечения [MDG]. См. также bouffeedeliarante и онейрофрения. Синоним: острый шизофреноформный психоз.

ШИЗОФРЕНОФОРМНЫЙ ПСИХОЗ– группа расстройств с некоторыми шизофреническими особенностями и относительно доброкачественным течением. Обычно шизофренические симптомы являются скорее дополнительными, а не основными (как их понимал Блейлер), и в клинической картине часто доминируют бред, галлюцинации и нарушения либо сознания (форма со спутанностью), либо аффекта (аффективный тип). Начало этого психоза обычно острое, течение непродолжительное. Термин введен Лангфельдтдом в 1939 г. Выделение этой формы признается не всеми специалистами. В DSM-FII шизофреноформный психоз расценивается как просто шизофрения, продолжительность которой колеблется от более чем 2 нед, но не превышает 6 мес.

ШИЗОФРЕНИЯ АТИПИЧНАЯ – группа состояний с разнообразной, характерной для шизофрении симптоматологией, приступообразным течением с ремиссиями и наследственной отягощенностью. Согласно Леонгарду, атипичная, или несистематическая, шизофрения может быть подразделена на три группы: парафрения с выраженными аффективными расстройствами, шизофазия и периодическая кататония. Нозологический статус этих заболеваний остается неизвестным. Примечание. Данная концепция введена Клсйстом (1879—1960).

ШИЗОФРЕНИЯ ДЕТСКАЯ – шизофренический психоз с началом в предподростковом или детском возрасте (но крайне редко у детей моложе 7 лет), чаще наблюдающийся у мальчиков, при котором обычно присутствуют все важнейшие признаки заболевания, наблюдаемые у взрослых. В течение длительного времени термин " детская шизофрения" используется как собирательный термин для классификации любых психотических расстройств, развивающихся в детском возрасте; очевидно, что использование этого термина должно быть ограничено.

ШКАЛА ВЕКСЛЕРА - тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером в 1937 г. В 1949 г. эта шкала была кардинально переработана и издана как шкала Векслера для измерения интеллекта детей - от 5 до 15 лет. В 1955 г. создана шкала Векслера для измеренияинтеллекта взрослых - от 16 до 75 лет. С целью максимально устранить влияние уровня школьного образования в шкалах вместе с вербальными тестами использовались невербальные тесты и тесты действия.

ШКОЛА - социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.

ШКОЛА МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ - школа, в которой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью классы (по 2-5 человек) и один учитель одновременно работает с несколькими «классами» по разным учебным программам и планам. В малокомплектной школе могут быть начальные, неполные средние и средние классы.

ШКОЛА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА - школа, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде и его упрочение, в которой осуществляются инновации во всех направлениях деятельности школы.

ШКОЛА КАК ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ СИСТЕМА - школа, работающая в режиме традиционных форм, методов, средств организации образовательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат обучения, воспитания и развития детей. Инновации в этой школе могут осуществляться, но они носят непостоянный, эпизодический характер.

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА (психологическая служба в школе) - специализированное подразделение в системе общего и специального (коррекционного) образования, основная задача которого -обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции.

Деятельность службы выполняется практическим психологом (педагогом-психологом). Основные направления деятельности школьной психологической службы:

1) психопрофилактика - направлена на формирование у педагогов и
родителей потребности в получении и использовании психологических знаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с целью
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта;

2) психодиагностика направлена на углубленное психолого-
педагогическое изучение школьника в периодах школьного детства, на
выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в
обучении и поведении;

3) психокоррекция и развитие - задачи этих направлений определяются
ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития
ребенка возрастным нормам, на коррекцию отклонений в психофизическом
развитии учащихся, например, в специальных (коррекционных) школах, на помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, в развитии их способностей, в становлении личности;

4) психологическое консультирование, основная задача которого состоит в оказании помощи педагогам, родителям и детям по широкому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненных проблем.


Э

ЭГОЦЕНТРИЗМ - неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к какому-либо объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-14 годам, а тенденция к его некоторому усилению отмечается в старости. В психологии рассматриваются следующие виды эгоцентризма:

1) познавательный эгоцентризм, который характеризуется процессами
восприятия и мышления;

2) моральный эгоцентризм свидетельствует о неспособности к
восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3) коммуникативный эгоцентризм наблюдается при передаче субъектом
информации другим людям и заключается в пренебрежении различиями
тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т. п.

Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

ЭЙФОРИЯ - достаточно стойкое радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, несоответствующее объективным обстоятельствам, не имеющее объективных причин появления. В поведенческом плане наблюдается мимическое и общее двигательное оживление, многословие, иногда психомоторное возбуждение. В качестве причин эйфории могут выступать умственная отсталость, поражения лобных долей головного мозга, психические расстройства, состояние наркотического или алкогольного опьянения.

ЭКЗОГЕННЫЙ - фактор внешнего происхождения, вызываемый внешними причинами. Противоположное понятие - эндогенный (см. ).

ЭКСПЕРТИЗА - исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Для ее проведения привлекаются эксперты - опытные специалисты в данной области.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ - выразительный, способный отразить эмоциональное состояние.

ЭКСПРЕССИЯ - выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека - в мимике, пантомимике, голосе и жестах.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - процесс порождения внешних действий, высказываний и т. п. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации (см. ) внешней социальной деятельности человека. Своего рода «перевод» внутренних структур на «внешний» язык.

ЭЛЕКТИВНЫЙ (ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ) МУТИЗМ (МКБ 309. 8) – состояние, обнаруживаемое у детей, которые могут говорить и понимать речь, но несмотря на это, молчат в присутстнии определенных людей и в некоторых ситуациях, обычно связанных со школой. В большинстве случаев любые связанные с этим патологические проявления лежат в сфере темперамента и эмоций, но некоторые из детей страдают также расстройствами речи, языка или того и другого. Примечание. Термин введен Трамером в 1934 г.

ЭМПАТИЯ - постижение эмоционального состояния, проникновение, «чувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1) эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека;

2) огнитивная эмпатия, которая базируемая на интеллектуальных процессах - сравнение, аналогия и т. п.;

3) предикативная эмпатия, которая проявляется как способность предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание-переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек, через отождествление с ним;

2) сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого человека.

ЭНКОПРЕЗ (МКБ 307. 7) – расстройство, чаще наблюдающееся у детей, при которой основным признаком является стойкое произвольное или непроизвольное о схождение каловых масс нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели. Иногда ребенку не удается контролировать деятельность кишечника, иногда он приобретает этот навык, но затем вновь теряет его. Может наблюдаться ряд сопутствующих симптомов, характерных для психических расстройств; иногда ребенок может иач каться каловыми массами. Этот диагноз обычно не ставится, пока ребенку не исполнится 4 года [MDG|.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.