Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 7 страница



Также примером может служить то, что мы можем достичь равновесия между щедростью нашего сердца и духовной экономией.

Щедрость означает, что из чувства симпатии и добросердечности мы готовы дать то, в чем нуждается другой человек, помочь ему. С другой стороны, духовная экономия — как очень интересным образом объясняет Хазрат Инайят Хан — означает, что мы не должны тратить энергию на ненужные действия или использовать больше слов, чем требуется для разъяснения. Это важно не только для нас, но и для других людей, с которыми мы находимся в контакте. Хазрат Инайят Хан излагает это так:

Желание беречь другого, иметь терпение вместо того, чтобы до предела испытывать терпение другого - тенденция экономии, более высокое понимание экономии. Стараться оберегать другого от использования его энергии посредством мысли, речи и действия - все это экономит энергию для другого и для себя, украшая личность человека. Не знающий этого человек со временем становится обузой для других. Он может быть невинным, но он может быть надоедливым; ибо он не учитывает ни свою собственную энергию, ни мысли по отношению к другим людям}51.

Затем он указывает на важность этой экономии следующим образом:

Это понимание приходит к человеку с того момента, когда он начинает осознавать ценность жизни. По мере того, как человек начинает принимать во внимание этот аспект, он бережет себя от ненужной мысли, речи или действия и экономно использует собственную мысль, речь и действие, и, ценя свою собственную жизнь, человек научается ценить то же самое в других людях. Время человеческой жизни на земле более чем драгоценно, и чем больше человек практикует экономное использование этого драгоценного времени и энергии, тем больше он будет узнавать, как сделать все возможное в жизни158.

Вышесказанное может показаться парадоксальным, однако в действительности это — подлинное равновесие. Важно понять это, так как потеря равновесия приводит к ошибкам, недоразумениям и дисгармонии. Важнейшая истина, лежащая в основе всех условий равновесия, состоит в том, что на духовном пути не следует чрезмерно привязываться к любому отдельному качеству. Ибо это закрывает дверь, через которую внутренняя жизнь может проникать в жизнь внешнюю, чтобы постепенно развилось единство обоих жизненных аспектов. Мы можем видеть это в различных проявлениях: невинность, непосредственность, гармония — все это аспекты человеческого состояния, в которых мы открыты для жизни. Идеал — это спонтанная реакция на то, что преподносит жизнь, спонтанные действия, находящиеся под нашим контролем. Это означает стать свободным и подвижным в действиях в соответствии с требованиями ситуации.

Мы можем найти один из высочайших аспектов равновесия в духовной философии. Он наиболее ясно выражен Хазрат Инайят Ханом, когда он говорит:

Даже философия, достигающая высшей точки в знании о Боге, более великом и высоком, чем что бы то ни было в жизни, часто заблуждалась из-за отсутствия равновесия. Вот почему в Библии, в Веданте, в Коране даже очевидные истины сообщаются завуалированным образом. Если пророки и учителя давали бы истину понятными словами, мир пошел бы в неправильном направлении. Я часто замечал, что философия, когда ее объясняют просто, понимается иначе по сравнению с тем, что имелось в виду159.

Хазрат Инайят Хан указывает, что определенное равновесие необходимо и в связи с духовной реализацией. Он говорит:

Нет большего счастья или благодати, чем экстаз. Человек всегда думает: «Я тот, кого я вижу, эта небольшая горстка плоти и крови и кожи есть Я», но в экстазе сознание освобождается от тела, от этого ограничения, и тогда оно переживает свое подлинное существование, превыше всей скорби, боли и горя. Это величайшая радость. Испытывать это и удерживать контроль над телом и ощущениями, посредством которых мы переживаем всю жизнь этого мира, означает обладать равновесием; это высочайшее состояний60.

Хазрат Инайят Хан очень поэтично выражает это в следующем изречении из своей книги «Ниртан»:

Я Вино Священного Таинства;

само мое существование - опьянение;

те, кто пьют мою чашу и все же остаются трезвыми,

непременно будут просветлены;

но те, кто не усвоит ее, будут отторгнуты

и подвергнуты осмеянию мира161.

Как это понимать? На внутреннем пути мы испытываем сильное стремление к переживанию экстаза. Можно подумать, что чем больше мы находимся под властью экстаза, тем лучше. Но опытный мистик скажет, что даже здесь мы должны удерживать равновесие. То, что мы принимаем как высочайшую философию или переживаем как интенсивный экстаз, все же является формой, мыслью или определенной эмоцией. И если это чересчур увлекает нас, наше сердце вновь может закрыться Дйя еще более глубокого, безмолвного, абстрактного Божественного миропорядка.

Главное во всем этом — баланс между разворачиванием во время действия и сворачиванием во время бездействия, в покорении Божественному Духу. Хазрат Инайят Хан добавляет к этому равновесие между деятельностью и покоем. Покой рассматривается в смысле спокойного тихого разума — равновесие силы и мудрости и ума и сердца — наших физических и чувственных способностей.

Вместе взятое, это образует высокий всеобъемлющий идеал для жизни в миру, создающий правильные условия для внутренней жизни. Этот идеал глубоко разработан во многих аспектах в Суфийском Послании Хазрат Инайят Хана.

Тайна жизни - равновесие, а отсутствие равновесия -разрушение жизни.

Полное собрание изречений, 308

Равновесие - ключевая нота духовного достижения.

Полное собрание изречений, 1051

4. Сочетается ли духовный успех с мирским?

Возникает вопрос: возможно ли стремиться к этому идеалу, в то время как мы следуем пути достижения? Возможно ли достигать мирских целей в рамках этого идеала? Можем ли мы по-прежнему преуспевать в мире?

Первоначальный вопрос, который часто возникает при обсуждении данного предмета, — возможно ли регулярно выполнять духовные практики, когда приходится много трудиться ради мирской цели и нести серьезную ответственность. Мой ответ на это всегда был таков: трудная задача и серьезная ответственность делают еще более необходимым регулярно успокаивать разум в медитации. Если напряженная деятельность не уравновешивается небольшим отдыхом, существует опасность переутомиться или исчерпаться, что приводит к ошибкам и негибкости. Выполнение регулярных духовных практик определенно требует силы воли. Но я всегда находил их благотворными и полезными для моей работы. Вначале это кажется жертвой, но в конце концов оказывается благом.

Не является ли необходимость открыть наш разум другим идеям и другим точкам зрения, процесс «разобучения», противоположным тому, что необходимо для мирского успеха? Не следует ли, в таком случае, защищать наши собственные идеи и точки зрения со всей нашей силой и возможностями? Да, мы, несомненно, должны полностью сосредоточиться на нашей цели, но это не означает, что не следует видеть и понимать интересы и точки зрения других людей — с которыми мы взаимодействуем и с которыми довелось работать. И чем более сложна и важна наша работа, тем больше людей будет вовлечено в нее. Сотрудничество всегда необходимо, и будет легче отыскать способы для него, если мы понимаем людей, с которыми работаем. Если мы развиваем и выражаем симпатию к их мнению, это будет побуждать к сотрудничеству.

Даже если сотрудничество оказывается невозможным, понимание точек зрения других людей тем не менее облегчит достижение компромисса или нахождение наилучших способов для защиты нашей позиции.

Другой вопрос, связанный с этим: всегда ли возможно обращаться к каждому с уважением и добротой при достижении мирской цели? Но мы уже видели, что дружелюбие и твердость могут сочетаться; и стремление к гармонии не означает уступать каждому. В подлинной гармонии приходится взвешивать вместе множество интересов, и нашей собственной цели должен быть придан необходимый вес. Даже трудные переговоры можно провести вежливо, с определенным пониманием другой стороны и без личной враждебности. В своих учениях о нравственной культуре Хазрат Инайят Хан дает некоторые весьма полезные рекомендации о манере поведения с нашими врагами. Он начинает так:

Наше поведение с нашим врагом должно рассматриваться с большей деликатностью, нежели наше поведение с другом. Этот факт обычно упускается человеком из виду и он обращается с врагом как ему заблагорассудится,, тогда как к другу он проявляет уважение. Иногда человек оскорбляет своего врага, потворствуя таким образом собственной привычке и делая врага еще более вредоносным162.

И заканчивает, советуя нам:

Необходимо принимать меры предосторожности, чтобы никто не стал нашим врагом; особое внимание надо уделять тому, чтобы друг не превратился во врага. Правильно любыми способами простить врага и забыть его враждебность, если он настоятельно желает того; и сделать первый шаг к установлению дружбы, вместо того чтобы отказываться от нее и по-прежнему хранить в уме яд прошлого, что так же плохо, как удерживать в организме старую болезньш.

Когда человеку удается поддерживать по возможности дружелюбное отношение, это приносит достойные плоды. Появляются возможности для более широкого сотрудничества и понимания, мы с большей вероятностью найдем поддержку в трудных ситуациях. Вначале могут потребоваться терпение и самодисциплина, но конечный результат будет лучше и благотворней. Секрет такого результата — закон действия и реакции. Все мы связаны: наши действия, даже мысли и чувства, производят впечатление на окружающих людей, и в большинстве своем они реагируют сходным образом. Хазрат Инайят Хан описывает это так:

Человек, считающий себя сущностью, отдельной от других, и считающий других отдельными сущностями, тем не менее видит нить связи, тянущуюся через него и через всё, и оказывается куполом, в котором возникает эхо добра и зла; и чтобы создавать доброе эхо, он отвечает добром на добро и добром на злош.

Когда мы начинаем это понимать и действовать соответственно, мы достигаем в нашем развитии стадии, которую Хазрат Инайят Хан называет «закон милосердия».

Конечно, все это включает в себя честностыл прямоту. Попытки продвинуть наше дело нечестными и обманными способами рано или поздно приведут к обратным результатам; и они будут препятствовать прогрессу на духовном пути.

Духовность никоим образом не является помехой мирскому прогрессу,. Мирской успех имеет более прочную основу, когда он достигнут посредством духовной силы.

Полное собрание изречений, 1593

Я предпочитаю провал успеху, достигнутому ложью.

Полное собрание изречений, 1400

5. Способы, которыми внутренняя жизнь помогает успеху во внешней жизни

Можно заключить, что, на первый взгляд, описанные требования внутренней жизни могут в действительности показаться затрудняющими работу в миру: они требуют самодисциплины и терпения, так что нам понадобится сила воли. Но выполнение этих требований откроет путь, приносящий в конечном счете лучшие и более полезные результаты.

Кроме того, у этих кажущихся трудностей имеется ряд значительных преимуществ, которые внутренняя жизнь может привнести в нашу мирскую работу:

1. Мы уже видели, что равновесие между деятельностью и отдыхом, которое может дать нам духовная практика, очень важно для нашего здоровья и выносливости. Связанный с этим эффект состоит в том, что это равновесие помогает нам поддерживать правильный ритм. Ритм — это равновесие во времени. Наше здоровье очень сильно зависит от регулярности биения сердца и от кровообращения. А результаты работы зависят к тому же от правильного ритма мыслей и чувств. Наши мысли не должны слишком быстро перебегать от одной идеи к другой, равно как им не следует застаиваться в негибкости. И наши настроения не должны меняться чересчур быстро: в нашем чувстве должна быть определенная устойчивость, но они не должны быть неподвижны, как скала. Нам нужен спокойный творческий ритм. Работа в этом ритме принесет самые прекрасные результаты. В миру наш ритм часто ускоряется: нам приходится быть более деятельными. Тем не менее это может принести успех, но он не будет столь же полезен. А когда мы позволяем себе вовлекаться в еще более быстрый ритм, то становимся хаотичными и разрушительными. Тогда все идет не так, как надо.

В мире над нами постоянно довлеет необходимость работать быстрее; часто нас вынуждают к спешке. А ведь и без того имеется естественная тенденция ускорять ритм в процессе работы. Это большая опасность; поэтому противовес в качестве внутренней жизни имеет большую ценность. Медитация замедляет наш темп; она успокаивает ум, так что естественным образом восстанавливается конструктивный [саттва] ритм. Помогают дыхательные практики. Упражнения ранним утром, в которых мы очищаем дыхание и регулируем его в нашем естественном конструктивном ритме, помогут начать день правильно.

2. Внутренняя жизнь ведет к балансу силы и мудрости. Несомненно, это основа успеха в любом мирском предприятии. Сила необходима для достижения чего бы то ни было; но результаты зависят от того, куда направлена эта сила. Мудрость направит ее в цель правильным образом, принимая во внимание трудности и разноречивые интересы, отыскивая пути для привлечения поддержки и добиваясь согласия с потенциальными противниками. Мудрость также будет стремиться к справедливым и стойким результатам. За пределами кратковременных трудностей она увидит наилучший конечный результат. С другой стороны, мудрость не может действовать без силы. Они нуждаются друг в друге. Хазрат Инайят Хан вдохновляющим образом выражает это:

Деятельность в сочетании с мудростью делает их еще мудрее, потому что не всякий в этом мире умеет сочетать каждое свое действие с мудростью. Есть многие, ктоу предпринимая какое-либо действие, никогда не обращается к мудрости за советом, есть и ищущие прибежища у мудрости уже после предпринятого действия, что очень часто бывает слишком поздно. Но живущие внутренней жизнью - все они направляют свою деятельность с мудростью: каждое их мгновение, каждый поступок, каждая мысль, каждое слово тщательно обдумывается, прежде чем получит выражение. Вот почему всё, что они делают в мире, делается с мудростью, но перед Богом они предстают с невинностью, туда они не берут мирскую мудрость165.

3. Мы уже упоминали о равновесии между умом и сердцем. В сегодняшней цивилизации мирская деятельность часто требует интеллектуальных усилий, так что чувства игнорируются. В конечном счете это может навредить нам и результатам нашей работы. При таком образе жизни личность развивается однобоко, что со временем породит ощущение обыденности и неудовлетворенности. И в нашей работе человеческие взаимоотношения будут терять теплоту и глубину, что окажет негативный эффект на мотивацию, общение и сотрудничество.

Внутренняя жизнь приведет нас к контакту с глубиной нашего существа, нашей душой, и наше сердце станет ближе к душе. Оно зарядится жизнью, когда откроется силе души. Оно станет более чувствительным и, по мере того как мы научимся чувствовать более глубоко, — обогатит нашу жизнь и нашу работу.

4. Важный эффект внутренней жизни, когда она начинает глубже развиваться, состоит в том, что мы становимся более доверчивыми и терпеливыми. Доверие будет расти естественным образом по мере того, как мы начинаем осознавать божественную силу, скрытую в нашей душе. Хазрат Инайят Хан называет это нашим божественным наследием. Это означает, что если мы имеем глубокое стремление, то появится работающая через нас божественная сила, притягивающая желанную цель. Конечно, для достижения цели может понадобиться время, так что важно иметь терпение. Терпение — это непросто, но оно приходит вместе с доверием. Мы способны ждать, если есть внутренняя убежденность в том, что цель будет достигнута в надлежащее время. Для этого должны быть готовы обстоятельства; и мы сами должны быть готовы к достижению этой цели. Ибо помимо радости и удовлетворения, достижение принесет также бремя и ответственность. Поэтому — как мы уже видели — опасно пытаться ухватить цель слишком быстро, прежде чем мы будем готовы к этому — это может оттолкнуть цель.

Это сочетание доверия и терпения также даст нам оптимистическое отношение: наше ожидание успеха обладает психологическим влиянием на притяжение цели. Этот оптимизм должен быть уравновешен реализмом, так что мы можем терпеливо и тщательно учесть то, каким образом преодолеть различные препятствия, преграждающие путь. Для этого нам может понадобиться время; но при возникновении благоприятной возможности у нас будет и храбрость, и готовность к действию.

5. Духовная практика включает в себя тренировку в концентрации и контроле ума. Эти качества крайне важны и для мирских устремлений. Чтобы достичь чего-то важного, нужно полностью сконцентрироваться на этом. Мы не должны позволять вниманию отвлекаться на посторонние интересы или впечатления. Нам нужна целеустремленность. Она может быть усилена духовной подготовкой. И тогда эту силу можно использовать для достижения мирской цели.

6. Духовная подготовка открывает наш разум вдохновению. Вдохновение — глубочайший источник мудрости. Когда оно приходит, идея, озарение, решение «влетает» в нас; проникает из высших сфер. Секрет вдохновения в том, что, когда мы открываем сознание Божественному Духу, мы соединяемся с гораздо более обширным миром, чем тот ограниченный круг, в котором обычно движутся наши мысли. Хазрат Инайят Хан называет этот мир Божественным Разумом, Путеводным Духом или Сердцем Бога. Он описывает его следующим образом:

Путеводный Дух можно иначе назвать божественным разумом, и как человеческий разум окончательно формируется после его прихода на землю, так и божественный разум осуществляется после Творения. Фактически, разум Создателя создается из Его собственного Творения. Опыт каждой души становится опытом божественного разума, поэтому божественный разум обладает знанием всех существ. Это кладезь совершенной мудрости, это душа Христа и дух пророчества. Интуиция, вдохновение, проницательность и откровение - все исходят из одного и того же источника, откуда исходит всякое откровение, и это - божественный разум166.

Далее он вдохновенно развивает эту идею:

Божественность - это тот аспект Бога,, который происходит от Бога и формируется в Дух. Соответственно, Путеводный Дух можно назвать сердцем Бога, сердцем, которое является аккумулятором всех чувств, впечатлений, мыслей, воспоминаний, всего знания и опыта. Это подобно тому, как поставить руководить фабрикой того человека, который был на этой фабрике с самого начала; он обладает всеми видами опыта, ему ведома работа первопроходца и то, как изменялось положение вещей, новые методы и правильные или ошибочные результаты, проистекающие из них. Вот так все впечатления собрались в одном человеке.

В механизме мира все это случается, все переживается посредством мысли и чувства, все накапливается. Где? В сердце Бога. Божественность - то сердце, которое содержит всю мудрость и которому принадлежит вся мудрость. Сердце Бога - способность к пониманию и поток водительства в сердце каждого человека, и поэтому оно не разъединено с сердцем человека. Поистине, сердце человека - один из атомов, образующих сердце Бога167.

Этот божественный разум содержит все переживания и идеи, которые развились в проявлении. И если мы связаны со всеобъемлющим миром божественного разума, в нем можно естественным образом отыскать и привлечь любой элемент или идею, необходимую в нашей жизни. Иногда это просто божественный свет, сияющий через нашу душу, который может показать нам решение проблемы, над которой, возможно, мы бились долгое время. Чтобы открыться для этого, получить это вдохновение, нужно всего лишь успокоить разум, чтобы он стал восприимчивым к внутреннему свету.

Представление Хазрат Инайят Хана о божественном разуме в некоторых отношениях соответствует тому, что великий психолог Карл Густав Юнг называл «коллективным бессознательным». Юнг использовал этот термин, чтобы описать общий для человечества мир мысли, который мы не осознаем в повседневном существовании, но с которым тем не менее связаны бессознательной частью нашей психики. Этот мир наполнен важными человеческими идеями и символами — архетипами, обладающими длинной историей. Он обнаружил, что его пациенты могли контактировать с этим миром в сновидениях, где находили символы, указывающие на решение их психологических проблем. Это означает, что мысли, однажды созданные, продолжают существовать в коллективном бессознательном человечества. Хазрат Инайят Хан очень четко объясняет это:

Так же как во время физического существования человека в нем рождаются и питаются множество микробов и бактерий, которые также являются живыми существами, так и в его ментальном плане живет множество существ, называемых «Муваккали», или элементали. Эти еще более тонкие организмы рождаются из собственных мыслей человека и, подобно бактериям, живут в его физическом теле, так элементали обитают в его ментальной сфере. Человек часто воображает, что мысли безжизненны; он не видит, что они более живые, чем физические микробы, и имеют свое рождение, детство, молодость, зрелость и смерть. В соответствии со своей природой они служат человеку или вредят ему. Суфий создает элементали, придает им форму и контролирует их. Он тренирует их и управляет ими всю свою жизнь; они составляют его армию и выполняют его желания. Так же, как бактерии формируют физическую сущность человека, а элементали - его ментальную жизнь, ангелы формируют его духовное существование. Они называются «Фаришты»ш.

Элементали, созданные нами мысли, влияют на нашу жизнь и на жизнь других людей, которые временами становятся связанными с ними. Это богатый мысленный мир, посредством которого Бог ощущает Свое Творение: Его Разум. И через этот мир Он направляет людей, соединяя каждого человека с мыслью, необходимой в определенное время. Вот что есть вдохновение. Открывая наш разум этому духовному водительству, внутренняя жизнь может безмерно обогатить нашу внешнюю жизнь.

7. Наконец, по мере достижения определенного прогресса на духовном пути и осознания важности внутренней жизни, можно развивать некую отстраненность от мирских целей. Мы по-прежнему можем работать ради этих целей, ради нашего идеала и совокупности данных нами обязательств. Мы продолжаем работать с полной концентрацией. Но мы более не чувствуем себя зависимыми от результата нашей работы. Мы обретаем гораздо более широкую перспективу. Мы начинаем чувствовать богатство внутренней жизни, которая независима от социального статуса или интереса в материальном мире. Мы делаем для нашего идеала всё возможное, чувствуя, что мы можем препоручить результат Божественному Водительству. С такой отстраненностью можно выполнять работу еще лучше, поскольку мы менее напряжены и более открыты тому, чтобы уравновешенно видеть трудности и возможности. Мы становимся более доверяющими и терпеливыми.

Теперь видно, насколько существенным могут стать новое духовное измерение и мотивация для нашего общества и для функционирования экономики. Мы исследовали требования к внешней жизни, которые могут создать правильные условия для внутренней жизни. И мы увидели, как влияние внутренней жизни на внешнюю естественным образом ведет к тем «социальным ценностям», которые считаются столь важными для процветания нашего общества и успеш-

ного и сбалансированного экономического развития. Реинтеграция духовных аспектов жизни поможет нам в мирской работе и в то же время улучшит наше общество.

Отдых ума так же необходим, как отдых тела, и тем не менее мы всегда держим ум в действии.

Полное собрание изречений, 405

Давшие миру глубокие мысли - те, кто управлял деятельностью своего ума.

Полное собрание изречений, 505

Успех ожидает верного, ибо вера обеспечивает успех.

Полное собрание изречений, 116

Целеустремленность разума обеспечивает успех.

Полное собрание изречений, 82

IV

Одухотворение экономики

1. Влияние духовной настройки на общество

Как могло бы повлиять на экономику постепенное введение духовности в нашу жизнь?

Ранее мы видели, что рациональное корыстолюбивое поведение «homo economicus» на практике не всегда может быть осуществлено в полной мере. Это создает некоторое пространство для влияния общепринятых социальных ценностей и воздействий и может рассматриваться как «ограниченная рациональность». Теории поведенческой экономики начинают вводить в макроэкономические теории ряд психологических аспектов.

Интересный подход был недавно предложен Марком Кэссоном. Он доказывает, что определенные этические ценности могут придавать законность экономическим действиям, а следовательно, давать «прибыль нравственной полезности», в то время как действия, рассматриваемые как незаконные, дают убыток нравственной полезности. Эти прибыли или убытки нравственной полезности будут затем оценены и сравнены со связанными с ними материальными убытками и прибылями169.

Каков источник этических ценностей? Кэссон рассматривает их как определяемые «нравственным авторитетом». Такую роль часто играли религиозные авторитеты. Но — как мы видели — в западном обществе влияние религии ослабло. Одним из элементов данного процесса является то, что многие люди более не приемлют нравственного авторитета, навязывающего им определенные ценности. Они видят, что ценности различаются в разных культурах с разными религиями, что заставляет их сомневаться в том, являются ли эти ценности объективными и универсальными. В результате они предпочитают следовать своим собственным идеалам и идеям о том, что правильно или неправильно. Такой подход может легко привести к нравственному безразличию, которое разрушает многие социальные ценности.

Следовательно, важнейший вопрос состоит в том, можем ли мы найти источник нравственных ценностей, который являлся бы универсальным и коренился в глубине нашей собственной сущности, чтобы мы могли свободно найти его и следовать его водительству.

Это приводит нас к духовному подходу. Решение в том, чтобы стать осознающими свою душу, божественный дух нашей подлинной сущности. Этот дух пронизывает всю вселенную и всех людей. Один и тот же дух во всем: он поис- тине универсален. Когда мы открываем этому духу свое сердце, забывая наши ограничения, мы обнаруживаем, что подлинное счастье кроется в поддержании гармонии со всеми нашими ближними и с окружающими нас условиями. Гармония приносит мир, и это отражает внутреннее единство творения. Следовательно, это хорошо по своей сути и наполняет наше сердце глубоким счастьем.

Это живой источник всех нравственных и социальных ценностей, как они были выражены и разработаны в различных культурах великими религиями. Из этого источника может изливаться гармонизирующее влияние на экономику и на все общество.

Но остается вопрос: как это может быть встроено в экономические теории? Мы же не можем говорить: «Это экономическое действие правильно, значит законно, а то — нет». Да, существуют ограничения, налагаемые законом и широко признанными этическими правилами, нарушение которых обычно служит причиной дисгармонии. Однако в пределах этих ограничений приходится осуществлять множество выборов, на которые нельзя просто навесить ярлык «правильно» или «неправильно», но в которых приходится сочетать множество различных элементов таким образом, чтобы достичь наиболее гармоничного результата.

Гармония — основная нравственная направляющая во всех аспектах жизни. Конечно, часто бывает очень трудно создавать и поддерживать гармонию. Ей постоянно угрожают разница во взглядах и интересах окружающих нас людей. Гармония сохранится, только если мы стремимся понять эти разные взгляды и интересы. Тогда мы выходим за пределы наших ограничений и строим мосты взаимопонимания. Это требует открытого сердца и самоконтроля. Созвучие с

Богом может дать вдохновение — волшебный ключ к разрешению трудных конфликтов.

В экономике эти качества могут сыграть свою роль во всех ситуациях, где людям приходится сотрудничать: на предприятиях, в частных и общественных организациях и в правительстве. И это также должно работать при оценке узких экономических интересов, сталкивающихся с социальными идеалами и идеалами, относящимися к борьбе с загрязнением окружающей среды. Часто это вопрос нахождения равновесия. Равновесие — основная концепция экономики. Но наилучшее равновесие не будет проистекать просто из узких своекорыстных интересов всех участвующих в экономике. Экономическим действиям необходимо оставаться в рамках закона и этики, и они должны быть внедрены в более широкие духовные и нравственные оценки, сосредоточенные на многогранной гармонии. Если будут учитываться эти критерии, тогда экономическая наука станет менее изолированной и более интегрированной в другие науки и аспекты человеческого поведения.

В предыдущей главе я упомянул многие качества, которые духовная перспектива может дать работникам в миру. Духовный идеал поможет им не пленяться созданными ими идеями, положением и властью. Они захотят быть свободными, чтобы продвигаться на духовном пути. Для них всё более и более важным будет становиться элемент гармонии. Этот идеал будет побуждать их выполнять обязательства по отношению к ближним и избегать нечестных, несправедливых и болезненных методов по отношению к другим людям. Они будут стремиться к равновесию в своей жизни и в работе.

Такое отношение сделает их работу более вдохновляющей и полезной и возымеет тонкое и проникающее влияние на экономику. Оно не изменит экономическую систему и не приведет к впечатляющим реформам. Однако, тогда как важнейшим моментом останется свобода, предоставляемая рыночной экономикой, — благодаря изменению мотивации капиталистическая рыночная система постепенно заработает более гармонично. Это принесет ей обновление и заложит прочную основу для «социальных ценностей», необходимых для гармоничного и беспрепятственного функционирования общества и его экономической деятельности. И это может быть сделано без устранения ведущих сил эффективной работы и предпринимательства, необходимых для экономического прогресса. Эта естественная мотивация постепенно начнет действовать в четырех областях:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.