|
|||
Оглавление 11 страницаПолное собрание изречений, 784 Во светел зрю Твою красоту, Возлюбленный; посредством тьмы Твоя тайна раскрывается моему сердцу. Полное собрание изречений, 753 Суть всего этого была пережита Этти Хиллесум. Ее простая, но выразительная исповедь — живое подтверждение реальности Бога среди ужасного человеческого страдания. В своем дневнике она писала: Ивсе же я не нахожу жизнь бессмысленной, Бог, я не могу сделать этого. Бог не ответственен перед нами, ибо за все бессмысленные вещи, которые мы делаем, отвечаем мы. Я уже умирала тысячью смертей в тысячах концентрационных лагерей. Я все это знаю... И все-таки я нахожу эту жизнь прекрасной и осмысленной. Каждую ее минуту237. Бог создал человека, а человек создал добро и зло. Полное собрание изречений, 8 Помимо злых деяний, и злые намерения приносят гибельные результаты. Полное собрание изречений, 1024 Не сражайся со злом и не объемли его; просто будь выше него. Полное собрание изречений, 935 Как яд действует порой подобно нектару, так и зло. Полное собрание изречений, 257 6. Мужской и женский аспекты Бога Существует дополнительный аспект Богоидеала, требующий прояснения. В западной религиозной традиции Бог всегда описывается в мужском аспекте. Действительно, как замечает Элен Пэйджелс: «Он [Бог] вряд ли может быть охарактеризован каким-либо эпитетом, кроме мужского: король, владыка, господин, судья и отец»2*8. Конечно, это отражение мужского господства в западном обществе, где религиозная мысль кристаллизовалась и формулировалась в официальных текстах священных писаний. В реальности Бог, Единое Сущее, вне пределов любой ограничивающей характеристики. Его Сущность объединяет и превосходит все противоположности, из которых был создан материальный мир. Хазрат Инайят Хан излагает это так: Единое Сущее проявляется в двух аспектах: мужском и женском, во всех областях бытия. Эти два аспекта представляют положительную и отрицательную силы природы. В области сознания существуют два аспекта: «Вахдат» (сознание) и «Ахадиат» (вечное сознание); таким же образом дух и материя, ночь и день - все соответствует этим двум аспектам. Мудрец может видеть мужское и женское начало даже в минеральном и растительном царстве. Но высшее проявление мужского и женского начала - это мужчина и женщина. Мужчина, будучи первым аспектом проявления, более духовен и ближе к Богу; женщина, будучи последующим проявлением, тоньше и более одарена божественным знанием259. В книге «Душа: откуда и куда» Хазрат Инайят Хан объясняет, что изначально душа не является мужской или женской: Душа, идущая к проявлению, во время своего пребывания на ангельских небесах свободна от каких бы то ни было различий и отличий, которые являются условиями жизни души на земле. Ангелы-мужского или женского пола? Двойственный аспект начинает проявляться уже на ангельских небесах, один только Бог превыше двойственности, во всех остальных состояниях и аспектах жизни это следует видеть, хотя более отчетливо это проявляется на земном плане. На ангельских небесах это неразличим#*0. В своих исследованиях раннего христианства Элен Пэйджелс установила, что женские аспекты Бога также упоминаются во многих гностических текстах. Она обнаружила, что во многих текстах Наг Хаммади «о Боге говорится как о диаде, заключающей в себе и мужской, и женский элементы»241. Одна из групп гностиков молилась и Божественному Отцу, и Божественной Матери242. Божественная Мать часто рассматривалась как «мистическая вечная тишина» или как «святой дух» или «мудрость»243. Один из аргументов, приводимых гностиками — текст книги Исхода 1: 26-27, где утверждается, что Бог создал человечество по своему подобию — мужскому и женскому. Это ясно подразумевает, что Бог также обладает мужским и женским аспектами244. Но, как показывает Элен Пэйджелс, все это не вошло в Новый Завет, официально принятый христианской церковью. Одним из следствий этого явилось то, что женщинам не дозволялось быть священниками — как это и по сей день существует в Рим- ско-католической церкви. Этот односторонний подход к полу в христианстве иногда объясняли тем доводом, что Ева была создана из ребра Адама. Но эту историю нужно рассматривать символически. Прекрасное объяснение дает ей Хазрат Инайят Хан: Негатив, обеспечивая необходимое равновесие во всем бытии позитива, придает его деятельности красоту. С другой стороны, позитив дает негативу силу. Можно даже сказать, что позитив таким самовыражением создает негатив. Это выражено символически, когда говорится, что Ева была создана из ребра Адама; то есть негатив, созданный из позитива и фактически являющийся частью позитива. Таким образом, негатив происходит из позитива и усиливается им, и к позитиву он возвращается вновь, и позитив действительно получает из негатива свой позитивный характер. Таким образом, существование каждого всецело зависит от другого; и каждая цель каждого, даже конечная цель, достигается благодаря обоюдному сотрудниче- cmef45. Поэтому в теперешнем состоянии человеческого развития мы можем видеть, что Богоидеал превосходит ограниченный мужской аспект. Мы можем видеть и мужской и женский аспекты в таинственном всепроникающем Едином Сущем. Открывая сердце священным писаниям христианства и писаниям иудейской религии и ислама, мы должны стараться отвлечься от мужских эпитетов и качеств. Таков был язык того времени, но сквозь связанную временем форму сияет вдохновенность, взывающая к Божественной Сущности. Одной из сильных сторон индуизма является то, что он предлагает женские образы Бога, такие как Кали и Парвати, наряду с мужскими образами Бога. В индуизме есть даже божественное существо, являющееся наполовину мужчиной, наполовину женщиной. Как мы видели, Хазрат Инайят Хан очень четко объясняет, как Единое Сущее содержит в себе все противоположности, включая мужские и женские. Он использует преимущественно мужской язык, отражая культуру своего времени. Но в его представлении в душах и мужчин, и женщин божественный свет один и тот же. И в его Суфийском Движении женщины всегда играли важную роль, полностью участвуя в высочайших советах и высочайших посвящениях внут- ренней школы. В мужчине Мы очертили наш образ; в женщине Мы закончили его. Полное собрание изречений, 4 В мужчине Мы показали Нашу милостивую природу; в женщине Мы выразили Нагие искусство. Полное собрание изречений, 5 Твое божественное сочувствие в полноте излучается из сердца матери. Полное собрание изречений, 710 Через любящее сердце женщины проявляется Твоя божественная милость. Полное собрание изречений, 4 7. Живая взаимосвязь с Богом Можно надеяться, что все эти размышления о Боге окажут определенную помощь в создании Богоидеала. Но в то время, как мы работаем над Богоидеа- лом, мы должны осознавать тайну, всегда окружающую его. Ибо Сущность Бога таинственна, она вне пределов нашего ограниченного мышления. Поэтому мы не должны стараться чересчур много объяснять в размышлениях о Боге, ибо, как говорит Хазрат Инайят Хан: « Объяснишь Бога - значит низвергнуть Бога». Пусть размышления о Боге вдохновляют нас и пусть эти мысли в любом случае противостоят и нейтрализуют негативную критику Бога-концепции, развитую односторонним сайентизмом. Подобное критическое мышление принесло так много страдания, подрывая естественную веру в Бога у многих людей. Когда снят этот покров сомнения, может открыться путь к внутренней взаимосвязи с Богом. Эта взаимосвязь должна развиться из сердца, как любая живая взаимосвязь, и в конечном счете — из души. Таинственная Сущность Бога вне пределов нашего ограниченного понимания. Но есть Божественная Реальность за всем, что окружает нас во внешнем мире и скрыто в глубинах нашей внутренней сущности. Почему Бог скрыт от нас? Почему так трудно переживать Божественную Реальность? Потому что мы настолько отравлены окружающим миром во всем его многообразии, миром, столь ясным и столь реальным для наших чувств. Итак, мы отождествляем реальность с этим внешним проявлением; и мы отождествляемся с нашими ограниченными инструментами — разумом и телом. Чтобы войти в контакт с Божественной Сущностью, что пребывает и внутри и вне нас, нам придется разрушить это отождествление и отцепиться от отравляющей силы внешнего мира и его отражения в нашем разуме. Чем более мы способны на это, тем более мы сможем открыть сердце Богу. Затем мы сможем искать за пределами наших ограниченных чувств и нашего ограниченного мышления божественное дыхание, которое может прийти к нам в безмолвии. Затем мы сможем осознавать божественную природу нашей души, в которой отражается божественный свет. И мы также сможем увидеть проблеск божественной реальности, скрытой за иллюзорным внешним миром. Но это «разотождествление», это опустошение, это открытие нашего сердца Богу трудно, ибо узы, связующие нас с поверхностным внешним миром, прочны и глубоко укоренились в нашем разуме. Вот почему необходимо религиозное развитие и духовная подготовка. Начиная с ранней стадии пути достижения, первым требованием остается молитва (см. Глава IV). Молитва — естественный способ искать контакта с Богоидеалом. Молитва обладает многими аспектами. Она может оживить нашего Богоидеала, когда мы обращаемся к нему в восхищении перед Его Мощью и Величием, перед Его Милосердием и Любящим Прощением, перед Его/Ее Совершенной Красотой и перед бесчисленными божественными качествами. Поклонение этой великой и таинственной вездесущей сущности, таким образом, означает признание всемогущей природы Бога. Как говорит Хазрат Инайят Хан: «В действительности молитва — созерцание присутствия Бога, который есть движитель и первопричина всего творения... »246 Подчинение, отдание себя Богу помогает на миг забыть наше ограниченное существо и открыть свое сердце совершенству Бога. Все эти чувства могут становиться такими глубокими и завершенными, что мы переживаем их как реальность. Ибо наша душа распознает в них собственную божественную природу. Когда мы сердцем чувствуем, что совершили ошибку или неправильно поступили по отношению к другим людям, мы можем обратиться к Богу, чтобы попросить прощения. Это означает смириться перед Богом, и это может принести глубокую внутреннюю радость. Как излагает это Хазрат Инайят Хан: «Такое влияние оказывается на чувства человека, как если бы своим крайним смирением он открыл двери к храму Бога, пребывающего в человеческом сердце»247. И тогда молитва может помочь нам развить личные отношения с Богом. Когда в этом изменчивом мире мы сталкиваемся с трудностями, когда мы чувствуем, что нам нужна помощь, мы можем обратиться с молитвой ко Всемогущему Богу, способному помочь нам больше, чем кто-либо другой. Если эта молитва с верой и смирением исходит из глубин нашего сердца, Бог ответит на нее. Это волшебство религиозного подхода: насколько бы ограниченным не был бы наш Богоидеал, неограниченный Бог будет отвечать через этот идеал, согласно нашей вере и глубине и искренности молитвы. Конечно, если — или поскольку — молитва находится в гармонии с замыслом Бога, ибо человеческая воля всегда должна рассматриваться в контексте Божественной Воли. Но действительно глубокое стремление человека — это также импульс Бога. Это молитвенное отношение важно для двух тесно связанных аспектов поиска Бога: поиска внутри и поиска вовне. В нашей внешней жизни мы начнем осознавать, что Бог всемогущ. Это означает, что мы можем видеть промысел Божий во всех событиях нашей жизни. Тогда мы будем испытывать все большую и большую благодарность за то многое хорошее в нашей жизни, что мы можем рассматривать как Божий дар. И мы постараемся относиться к трудностям, разочарованиям и болезненным потерям как к задачам, как к возможности научиться; быть может, изменить свое отношение или углубить сознание. И мы начнем искать в нашей жизни Божественное Водительство. Это водительство может прийти прежде всего из нашей внутренней сущности благодаря интуиции и вдохновению. Но если наше сердце не открыто внутреннему голосу из-за того, что мы слишком заняты или взволнованы окружающим миром, Божественное Водительство может также говорить с нами посредством внешнего мира. Может, какие-то знаки в природе, может, друг даст нам мудрый совет; даже враг может сказать нечто, благодаря чему мы можем научиться. И — как объясняет Хазрат Инайят Хан — если мы не прислушиваемся к любому из этих голосов, то нас должны будут научить события нашей жизни. Это может быть что-то хорошее, даруемое нам как награда — но может оказаться и болезненным; это может ощущаться как наказание. Но, как говорил Хазрат Инайят Хан: «Наказание Бога милосердного — также награда»248. Когда мы начинаем воспринимать и переживать водительство Бога в нашей жизни, Бог становится реальностью. И чем больше мы открываем сердце этому водительству, чем больше ищем его, тем больше Он будет вести нас. Как говорит Хазрат Инайят Хан: Такие души, осознающие свою связь с Богом как связь между ребенком и его родителями, несомненно, заслуживают того, чтобы называться детьми Бога. О них особенно заботятся; они всегда ведомы, ибо они просят водительствоР49. Водительство порой будет требовать, чтобы мы отказались от чего-то или изменили наше отношение. Это бывает трудно. Но это приведет к большей свободе, так что мы сможем более полно раскрыть свое сердце нашим ближним и Богу. Это приводит нас к основному элементу нашей жизни и религии: взаимоотношениям с ближними. Мы начинаем осознавать, что Бог, Единое Сущее, живет в каждом создании, в каждом человеке. И тогда мы становимся внимательными к чувствам тех, с кем мы вступаем в контакт. Мы становимся дружелюбными и заботливыми. Любящее сердце, этот волшебный инструмент, может сопереживать и сочувствовать другому человеку, в котором мы можем узреть — возможно, за внешней стороной, за защитными механизмами или раздражающими качествами — скрытую Божественную Сущность. Мы можем считать, что то, что мы даем этим людям, этим человеческим существам, это дар Богу, а то, что мы получаем от них — это дар Бога. И мы можем распознать в этом чувстве любви и сопереживания, взрастающем в нашем сердце, дух Бога, который есть Любовь. Это дает нам глубокое счастье и расширяет наше сознание. И мы начинаем чувствовать, что в каждом человеческом взаимоотношении есть нечто священное. Хазрат Инайят Хан называет это религией сердца. Эта религия — превыше церемоний, законов или божественных идеалов: ... это нечто, живущее в душе, в разуме и в сердце человека; отсутствие этого уподоб ляет человека мертвецу, а присутствие дарует ему жизнь. Если существует какая-нибудь религия, это она и есть. И что это? Индусы называют это Дхарма, что в обычном значении слова означает обязанность. Но есть нечто большее, чем то, что мы считаем обязанностью в нашей повседневной жизни. Это сама жизнь. Когда человек заботлив и внимателен, когда он чувствует свои обязанности перед своим ближним, перед своим дру- гол, перед своим отцом или матерью или в каких бы отношениях он ни находился с другими - это нечто живое, это подобно воде, которая поистине делает человека живым250. И он завершает: Что такое Суфийское Послание? Суфизм - это призыв докопаться до этой,, подоб ной воде, жизни, которая похоронена под впечатлениями этой материальной жизни. Б английском языке есть выражение: потерянная душа. //о душа потеряна; душа лишь похоронена. £ с/ш ^ раскопать, тогда божественная жизнь, подобно струе воды, вырывается наружу. Вопрос - что копать? Что должен раскопать человек в себе? Разве неверно, разве не сказано в писаниях, что Бог есть любовь? Где же тогда найти Бога? Он пребывает на седьмом небе или Он пребывает в сердце человека? Он пребывает в сердце человека, которое суть Его храм. Но если сердце похоронено, если оно утеряло этот свет, эту жизнь, эту теплоту, чем становится это сердце? Оно уподобляется могиле. В популярной английской песне есть прекрасная строка: «Свет всей жизни умирает, когда прошла любовь». То живое в сердце - и есть любовь. Она может проявляться как доброта, как дружба, как симпатия, как терпимость, как прощение, но в какой бы форме ни изливалась бы из сердца эта живая вода, это доказывает, что сердце - Божественный источник. И когда этот источник однажды открыт и изливается, тогда все, что человек совершает действием, словом или чувством, - все это религия; тогда человек становится подлинно религиозным. Если есть какая-либо новая религия, которая должна прийти, то ею будет эта религия, религия сердца251. Это отношение может привести нас к живому контакту с Богом во всех аспектах жизни. Молитва в благоговении и признательности Божественной красоте; молитва о помощи Всемогущему; признание Божьей воли в событиях нашей жизни; обретение в Богоидеале всего, в чем мы нуждаемся в жизни и способность видеть, уважать и любить божественный импульс во всех людях. Все это может стать для нас очень реальным, вдохновляя и определяя наши чувства, мысли и действия, а через них — нашу жизнь. Это углубляющееся сопереживание Богу может достичь вершины в любви к Богу. Хазрат Инайят Хан описывает этот идеал следующим образом: Человек, который делает Бога Возлюбленным - чего более желать ему? Его сердце пробуждается ко всей той красоте, что находится внутри и снаружи. К нему взывает все сущее, все раскрывается, во всем красота для глаз его, потому что Бог вездесущ, во всех именах, во всех формах, поэтому Возлюбленный никогда не отсутствует*52. Долгие века такая любовь к Богу была ключевой темой суфизма. В книге «Универсальный суфизм» я цитировал молитву Зу-н-Нуна аль-Мисри (838г. н. э. ), который был связующим звеном между древней герметической мудростью и исламским суфизмом; О Боже,, я никогда не прислушивался к голосам зверей или шелесту деревьев, плеску воды или песне птиц, свисту ветра или грохоту бури, но я чувствовал в них свидетельство Твоего Единства [вахданият] и доказательство Твоей Несравненности; что Ты Все-господствующ ий, Все-знающий, Все-мудрый, Все-справедливый, Все-истинный, и что в Тебе нет ни ниспровержения, ни неведения, ни несправедливости, ни лжи,. О Бог, я признаю Тебя в свете Твоего свершения и очевидности Твоих действий; даруй мне, о Боже, стремиться к Твоему удовлетворению с моим удовлетворением, и Восхищению Отца в Его Ребенке, вспоминая Тебя в моей любви к Тебе, с невозмутимым спокойствием и твердой решимостьют. Примечательно, что Хазрат Инайят Хан сходным образом пишет о красоте природы, которая может быть весьма вдохновляющей и может помочь нам открыть сердце Богу: В покачивании веток, в полете птиц и в течении воды, Возлюбленный, я вижу Твою руку, которая шлет мне прощальный привет. В ворковании ветра, в реве моря и в громе бури, Возлюбленный, я вижу Твои слезы и слышу Твой плач. В обещании рассвета, в наступлении утра, в улыбках розы, Возлюбленный, я вижу Твою радость при моем возвращении napoduwf54. В Коране, священном писании ислама, содержится множество вдохновенных описаний красоты, тайны и совершенства природы. Хазрат Инайят Хан комментирует: От начала до конца Коран обращает внимание на природу, показывая, что Бог есть во встающем утром солнце, в появляющейся вечером луне и во всей природе. Почему Коран всегда выражает это таким образом? Если человек желает обрести некое доказательство Бога, ему следует взглянуть на природу и увидеть, как мудро она устроена. Человек с его учением становится настолько гордым, что думает, будто ничто больше не заслуживает внимания. Он не знает, что существует высшая ступень мудрости, пред которой он не более чем капля в океан#55. Таким образом, вся наша жизнь постепенно может стать божественным видением. Как сказано в Суфийской Молитве о Мире: «Ниспошли нам Твой мир, о Боже, чтобы наша жизнь могла стать божественным видением и да рассеется вся тьма в Твоем свете». Хазрат Инайят Хан цитирует также индийского поэта Амира, сказавшего: «Тот, кто потерял свою ограниченную личность, тот достиг Высокого Присутствия»256. Это высказывание подводит нас к мистическому аспекту веры. Что значит потерять ограниченную личность? Это указывает на Бога внутри. Чтобы осознать Божественную Сущность, мы должны сосредоточить все свое внимание на этой всепроникающей Сущности. Мы должны отвернуться от всех наших взаимоотношений с окружающим миром, от наших проблем, желаний и переживаний. Забывая наши ограниченные инструменты разума и тела, мы должны в тишине раскрыть свою глубочайшую сущность Скрытому Духу вселенной. Мы должны уподобиться пустой чаше — как говорят суфии, — чтобы наполниться Божественным Светом и Жизнью. Тогда в глубинах безмолвия мы сможем обнаружить Божественную Реальность — Сущность Бога. Тогда мы осознаем, что по сравнению с этой реальностью изменчивый внешний мир является иллюзией. Для этого необходимо глубокое размышление о Божественной Сущности. Основной отправной точкой для этого является религиозное отношение к поклонению и преданию себя Богу. Любовь Бога — мощная поддержка, ибо это естественным образом укрепит нашу концентрацию на Сущности Бога. Во Внут- ренней Школе Суфийского Движения — как мы видели ранее — посвященным даются духовные практики, которые помогут им во внутреннем поиске Бога. Практики концентрации и созерцания, во время которых повторяются священные имена Бога — качества Бога — помогают сфокусировать сердце. Сосредоточение на одном из этих качеств может помочь развить это качество — например, красоту, мягкость или терпение — в нашей собственной природе. Дыхательные практики, очищающие и совершенствующие дыхание, могут создать связь с небесными сферами. И самая фундаментальная практика — зикр — это размышление о Боге как о Едином Сущем. Ничто не существует; один Бог существует. Все конкретные предметы, кажущиеся столь реальными, в конечном счете иллюзорны. Они неважны для нас. Для нас важен только Бог. Наше стремление направлено только к Богу. Этот зикр— очень мощная практика. Слова обладают вдохновляющей вибрацией. Их можно петь под чарующую мелодию, а вращающееся движение тела еще больше углубляет переживание. Когда после выполнения этой практики мы расслабимся в тишине — а разум при этом абсолютно спокоен, — мы сможем подойти к реальной медитации. Тогда, как говорит Хазрат Инайят Хан: «Человек связывается со скрытой жизнью, и естественным образом открывается связь также и с внешней жизнью. И тогда он начинает понимать, что и внешняя, и внутренняя жизнь — все это на самом деле связуемо»257. И тогда человек в конце концов может достичь реализации, которую Хазрат Инайят Хан описывает так: Реализация - это результат трех других этапов. В третьем виде переживания человек занимается медитацией, но тем самым медитация занимается человеком. Другими словами, уже не певец поет песню, но песня поет певца. Это четвертый этап расширения сознания; это раскрытие души; это глубокое погружение внутрь себя; это сообщение с каждым атомом жизни, существующим во всем мире; это реализация подлинного «Я», в чем есть осуществление цели жизни258. Это переживание Бога внутри нас сочетается с живой взаимосвязью с Богом вовне, в мире вокруг нас. Поиск Бога внутри можно рассматривать как вертикальную линию, взаимосвязь с Богом вовне нас — как горизонтальную линию. Эти линии образуют символ креста. На нижнем уровне этот символ показывает, как трудно бывает возвыситься над всеми узами, привязывающими нас к внешнему миру. Он показывает необходимость совершить жертву, освободиться, отсоединиться от мира. А на более высоком уровне крест показывает внутреннее единство этих двух линий эволюции. Они взаимодополняют и усиливают друг друга. Как мы уже видели в главе III, медитация дает внутреннюю силу и вдохновение для нашей мирской деятельности. И любящее отношение к нашим ближним и открытость Божественному Водительству в нашей жизни — все это длящееся испытание подлинности нашего внутреннего переживания. Мы должны победить свое эго, глубоко впечатавшееся отождествление с нашей ограниченной сущностью. Нам придется преодолеть свои страхи и принять перемены. Нам придется стать господином своих физических потребностей и сразиться со своим тщеславием. А еще существует духовное эго — опасный враг, постоянно искушающий нас. Так легко позволить прокрасться толике тщеславия, но это закрывает путь к Богу внутри и вовне. Снова и снова мы должны преодолевать некоторую ограниченность в самих себе. Но каждый раз это будет открывать новое внутреннее окно, показывая более широкий горизонт. Этот расширяющийся вид Божественной Сущности может стать настолько пленительным, что в этом свете померкнут все мирские привязанности, так что мы естественным образом откажемся от них. Это приведет нас к пути отречения, описываемому Хазрат Инайят Ханом следующим образом: Тот отрекся, кто получает вещи мира, но отдает их миру; но тот, кто не знает отречения, получает вещи мира и держит их для себя. Любовь - благословение, но она превращается в проклятие привязанности; восхищение - благословение, но оно превращается в проклятие, когда кто-то питается удержать красоту для себя. Поэтому не удивляйтесь отречению мудрецов. Возможно, каждый человек на духовном пути должен пройти через отречение. В действительности это не отбрасывание прочь вещей или разрыв с друзьями; это неприятие всего близко к сердцу так серьезно, как это естественно для человека из-за недостатка понимания. Отречение - это, несомненно, чаша с ядом, и только храбрый выпьет ее; но в конце концов только она одна оказывается нектаром, и эта храбрость приносит человеку окончательную no6edf59. Это забывание себя и полная отдача себя Богу ведет к высочайшему переживанию единства, осознанию Бога. Это может быть даровано человеку как высшая милость Господня. Хазрат Инайят Хан поэтически выражает это в следующей pare: Когда Ты восседал на Твоем троне, увенчанный короной, я простерся на земле и назвал Тебя своим Господом. Когда Ты простер надо мной руки, благословляя меня, я преклонился и назвал тебя своим Владыкой. Когда Ты поднял меня с земли, подняв на руки, я приблизился к Тебе и назвал Тебя своим Возлюбленным. Но когда Твои ласковые руки поднесли мою голову к Твоему пылающему сердцу и Ты поцеловал меня, я улыбнулся и назвал Тебя собой? 60. Затем воображение, которое становится все более и более реальным при работе с Богоидеалом, открывает дверь заключительному мистическому переживанию Богоосуществления. Этот опыт подтверждает всю работу, проделанную нашим воображением при создании Богоидеала. Тогда, несомненно, как человек делает Бога реальностью, Бог сделает его истиной. Это испытал великий суфий Аль-Халладж, чье знаменитое глубоко осознанное высказывание прозвучало так: «Ан-аль-Хак» — «Я есть истина»261. Конечно, это самая отдаленная цель и предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы достигнем ее. Но мы не должны позволять трудностям пути пугать нас. Ибо каждый шаг на этом пути подводит нас чуть ближе к реальности Бога. Каждая маленькая победа над нашим эго дает несколько большую свободу, может открыть новые перспективы божественной красоты и тайны. И настолько ободряюще знать, что даже если финальная цель не может быть достигнута в этой земной жизни, мы продолжим этот путь в загробной жизни. Как объясняет Хазрат Инайят Хан в своей основополагающей работе «Душа: откуда и куда? », в загробной жизни наше бремя облегчится и мы обретем все возможности для того, чтобы решить наши проблемы и очистить сердце. В конце концов наша душа настолько сильно притянется божественным светом, что ... падает в него с неописуемой радостью, подобно тому, как любящее сердцеупокаива- ется в объятиях своего возлюбленного. Возрастание этой радости так велико, как ничто прежде испытанное душой, и делает ее совершенно не осознающей свое Я, но такая потеря осознания себя в действительности становится подлинным самосознанием? 62. Затем Хазрат Инайят Хан объясняет, насколько важно в этой и в загробной жизни сознательно продвигаться с такой окончательной целью в сердце: «Что осознает душа, сознающая свое движение к цели? С каждой сброшенной завесой она осознает все лучшую жизнь, большую силу, увеличивающееся вдохновение... »263 Вот как поэтично он выразил это в pare из книги «Вадан»264: Каждый шаг на Твоем пути приближает меня к Тебе, Каждое дыхание Твоей мысли оживляет мой дух, Каждый проблеск Твоей улыбки Вдохновляет мою душу, Каждая слеза Твоей любви, Возлюбленный, восхищает мою сущность. Мистик ищет Бога внутри и вовне; он признает Бога и в единстве, и в многообразии. Полное собрание изречений, 1800 Невозможно обрести счастье, просто веря в Бога. Вера - это продвижение. Благодаря этому продвижению пробуждается и обретает жизнь Бог внутри; то, что приносит счастье - жизнь в Боге. Полное собрание изречений, 1734 Возлюбленный, Ты наполняешь меня каждый день. Ты вонзаешься мне в сердце глубже, чем в бездны земли. Ты поднял мою душу выше высочайших небес, опустошая меня каждый день, но делая полнее. Ты делаешь меня шире краев света. Ты протянул две мои руки через земли и моря, давая мне объять Восток и Запад. Ты превращаешь мою плоть в плодородную почву; Ты обращаешь мою кровь в водные потоки; Ты замешиваешь мой прах, я знаю, чтобы создать новую вселенную. Полное собрание изречений, 842
|
|||
|