Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 5 страница



Он добавляет, что:

Закон, контракт и экономическая рациональность обеспечивают необходимую, но недостаточную основу как для стабильности, так и для процветания постиндустриальных обществ; на них также должны влиять взаимность, моральные обязательства, долг перед обществом и доверие, основывающееся скорее на привычке, нежели на рациональном расчет#1.

Фукуяма называет это «социальным капиталом». Аккумуляция социального капитала — сложный и медленный культурный процесс; и нелегко увидеть, как правительства могут его выстраивать. Поэтому истощение социального капитала — не шутка. И это именно то, что, как видит Фукуяма, происходит сейчас в Соединенных Штатах. Он упоминает ряд событий, указывающих на это:

1. В первую очередь, он упоминает распад семьи и устойчивый рост количества разводов и семей с одним родителем.

2. В то же время снизилось количество членов добровольных объединений. Например, к 1995 году число участвующих в родительских и учительских ассоциациях снизилось с 12 миллионов в 1964 до 7 миллионов. Братские организации, такие как The Lions, Elks и Masons, за 20 лет по-

теряли от одной восьмой до почти половины членов. Членство в союзах также снизилось с 32, 5 % до 15, 8 %.

3. Посещаемость церквей упала примерно на одну шестую. С другой стороны, продолжали разрастаться лоббирующие организации и группы лиц, имеющих общие интересы. Но у них нет совместных ценностей. Они борются только за ограниченные материальные интересы.

4. Опрос также показал, что изменилось отношение американцев друг к другу. В 1960 году 58% респондентов чувствовали, что можно доверять «большинству людей»; к 1993 году этот процент упал до всего лишь 37%.

5. Этот упадок социального доверия — несомненная причина роста преступности и числа гражданских судебных споров. Более 1 % населения США находится в тюрьмах, более высокий процент, чем в других развитых странах. Преступность сосредоточена в основном в городских гетто, в то время как богачи спасаются от нее, переезжая в пригороды. Возник огромный разрыв между «черными» городскими центрами и «белыми» пригородами.

Соединенные Штаты всегда были «нацией адвокатов», но готовность людей судиться друг с другом обострилась во второй половине XX века. Это налагает на общество высокие прямые и косвенные издержки98.

Важным фактором в этих событиях является то, что Фукуяма называет «культурой прав» в Америке. Значительно увеличились права, которые люди воспринимают как данность. И эти права рассматриваются как абсолютные и не уравновешены долгом или ответственностью перед обществом и перед другими людьми99.

Мы наблюдаем этот феномен в большинстве развитых стран. Он проявился в детально разработанных системах социального обеспечения. В Европе эти системы еще более обширны, чем в Соединенных Штатах. Они в какой-то степени подменяют индивидуальную благотворительность и благотворительность добровольных ассоциаций государственно организованной (и, следовательно, отчасти анонимной) бюрократической системой. Конечно, для многих людей это огромная помощь. В Европе это предотвратило своего рода нищенство и распад общества, развившиеся в Соединенных Штатах. Но трудность состоит в том, что использование прав, заявляемых и предоставляемых системой, не в полной мере сбалансировано в общественном сознании. Могут проявиться крупномасштабные злоупотребления, которые будут требовать все больше и больше правил и санкций. Это повышает стоимость системы и никогда не будет как следует работать при отсутствии уважения к духу системы соцобеспечения, без честности и справедливости в ее использовании.

бз

В своей последней книге «Великий раскол» Фукуяма подчеркивает влияние социального капитала на фундаментальные изменения в семейной структуре в Соединенных Штатах и других развитых странах. Он указывает на значительное изменение роли женщины в обществе. Вследствие сексуальной и феминистской революции женщины стали более независимыми в выборе семейных структур. Этому способствовали два фактора:

1. Изобретение новых методов контроля рождаемости, особенно противозачаточных таблеток.

2. Сдвиг от индустриальной экономики к экономике услуг.

Последний фактор снизил спрос на низкоквалифицированный ручной

труд и значительно увеличил спрос на высококвалифицированный умственный труд — вид работы, дающий больше возможностей женщинам. Таким образом, решение по поводу рождения детей стало более зависимым от экономических соображений. В высококвалифицированной экономике дорожает детское образование, а возможность высоких заработков для женщин увеличивает финансовую жертву, с которой они столкнутся при рождении и обучении детей.

Наряду с большей независимостью женщин, уменьшилось правовое и социальное давление на мужчин, ранее способствовавшее их преданности созданной семье. Брак стал скорее правовым контрактом, чем религиозно одобренным и благословленным обязательством. Эти события привели к поразительным изменениям:

1. Во многих развитых странах резко снизилась рождаемость, до такой степени, что без компенсирующей иммиграции их население начнет значительно уменьшаться100. Более того, выросло число разводов: в Соединенных Штатах приблизительно в два раза с 60-х до 80-х101.

2. Число детей с одним родителем значительно выросло102. Одно из наиболее важных последствий распада семьи — снижение человеческого капитала будущих поколений. Отчет Коулмена (Coleman Report) в Соединенных Штатах показал, что зловещее снижение школьных отметок в большой степени вызвано распавшимися, обедневшими или по другим причинам несчастными семьями. Таким образом, серьезно страдает передача социального капитала следующему поколению103.

До какой степени упадок духовных и социальных ценностей повредит нашему обществу и окружающей среде? В этом процессе задействовано много факторов. В «Великом расколе» Фукуяма отмечает, что число добровольных организаций увеличилось, хотя качество этих объединений изменилось: они проявляют тенденцию к сужению круга доверия. Они часто фокусируются на специфических интересах и соответствуют особым предпочтениям групп людей. Фукуяма называет это «миниатюризацией» общества и доказывает, что это отражает растущий индивидуализм. В этом миниатюризированном и индивидуал истине- ском обществе различные группы не склонны разделять ценности друг друга. Результат — распространенный нравственный релятивизм, отрицающий существование универсальных этических норм. Эта идея возвращает нас к Ницше и Хайдеггеру104. Подобные явления означают, что в обществе ослабевают общепринятые ценности, столь важные для создания и поддерживания социального капитала.

Фукуяма отмечает ряд признаков замедления роста преступности в Соединенных Штатах и других развитых странах. В ряде случаев наблюдается даже незначительный спад. Он объясняет это, показывая, как часто создавался социальный капитал и что он всегда может быть создан вновь. В свое время классические экономисты указывали, что торговля может поощрять честность, поскольку она необходима для построения выгодных долговременных отношений. В современной экономической теории эта возможность исследовалась с использованием математической теории игр. Начало этой работе положил вопрос: можно ли при честном и нравственном поведении выжить в мире, где присутствует оппортунистическое и нечестное поведение? Предположение, что «homo economicus» всегда стремится максимизировать свою выгоду, похоже, делает это маловероятным. Вопрос в том, существует ли социальный закон, благодаря которому честное поведение вытесняется оппортунизмом? Этот предмет исследовался путем анализа результатов игр, сыгранных честными и нечестными игроками в различных условиях. Теория игр показывает, что люди могут развить отзывчивость, начав с эгоистической отправной точки, если они обнаруживают, что альтруистическое поведение в конечном счете максимизирует также и их собственную выгоду. Отсюда можно сделать важный вывод: результаты взаимодействия между различными типами торговцев серьезно зависят от доступности информации о характере различных игроков — их репутации. Такую информацию можно получить, если одни и те же игроки часто контактируют друг с другом; благодаря взаимодействию они лучше узнают друг друга. Тогда честные игроки откажутся иметь дело с нечестными и достигнут лучших результатов, чем мошенники, пытающиеся обмануть друг друга. Результата этого сотрудничества можно достичь на небольшом или сегментированном рынке, где немногочисленные участники постоянно контактируют друг с другом. Такие ситуации всегда присутствовали во множестве мелкомасштабных фирм, работающих для ограниченного круга потребителей, например, в оптовой торговле и персональном обслуживании. Их можно встретить также в крупном и растущем неформальном секторе развивающихся экономик, где мигрирующие в города бедняки создают мелкие предприятия, работающие в узком кругу с собственными социальными нормами — но за пределами формальной правовой системы.

Конечно, современные индустриальные общества имеют характерную тенденцию к крупным рынкам, где большинство участников не знают друг друга и подвержены воздействию довольно безличных и анонимных рыночных сил105. Но для того чтобы уравновесить эту анонимность рынка, продукты часто стандартизировались, а крупные компании разрабатывали торговые марки, под которыми продавались их товары. Это позволяет им создавать репутацию товаров, позволяющую несколько повысить цены. Торговые марки защищены законом и, как правило, становятся известны потребителям и обществу посредством рекламы. Это — первоначальный мотив рекламы, которая в наше время оказывает сильное влияние на стимуляцию потребления.

Вывод: экономическое взаимодействие между индивидуумами может — но не всегда — поощрять честное и моральное поведение. При неблагоприятных условиях возможно и обратное: развитие порочного круга нечестности и мошенничества.

Подобный целостный подход к созданию социального капитала основывается на методологическом индивидуализме классических либералов, рассматривающих людей как отдельных индивидуумов, сосредоточенных на собственных интересах. Фукуяма указывает, однако, что современные открытия в биологии показали, что у людей имеется биологически обусловленная основная структура, приводящая к социальному поведению, с возможностью создания социального капитала. Это объясняет, почему в обществе наблюдается больше сотрудничества, чем экономисты могут объяснить на основе индивидуального взаимодействия, проанализированного при помощи теории игр106.

Такое социальное поведение — характеризующееся готовностью подчинить индивидуальные интересы интересам группы — в большинстве случаев, однако, будет ограничиваться отношениями внутри группы. Отношения с другими индивидуумами — «посторонними» — часто бывают совсем другими. По сути, если члены отождествляются с группой, к которой они принадлежат, это может привести к весьма негативным формам группового эгоизма107. Крайний случай такого проявления — итальянская мафия.

Фукуяма приходит к выводу, что ни наши биологические склонности, ни децентрализованные переговоры между индивидуумами не могут привести к моральному универсализму — нравственным правилам для всех людей — что необходимо для гармоничного совместного существования в национальном и мировом масштабе. В то время как при громадном росте экономической и культурной взаимозависимости, вызванной современными технологическими возможностями, становится насущно необходимым все более широкое сотрудничество. Этот моральный универсализм, необходимость в котором растет, может дать нам религия. К вероисповеданиям, в которых можно обрести моральный универсализм, Фукуяма относит буддизм, ислам и христианство108. Верно и то,

что у всех великих религий одинаковая цель — помочь людям осознать свое родство с Божественной Сущностью, которой они могут давать разные имена и рассматривать в различных аспектах, хотя по сути Бог один для всех. В осознании родства с Богом мы имеем более глубокую мотивацию для социального поведения, нежели та, что определяется биологической обусловленностью, и даже более глубокую, чем та, что вызвана свободными от предрассудков подсчетами собственной выгоды в теории игр.

Тем временем постоянно растет отравляющая восприятие привлекательность все более и более хитроумных и изощренных потребительских товаров. Причина тому—всепроникающее влияние рекламы. Благодаря искусным психологическим техникам и вездесущности средств массовой информации — газет, журналов, радио и особенно телевидения — влияние рекламы очень сильно, и оно продолжает расти. Алчное потребление подстегивается непрерывным изобретением новых товаров и технических новинок, а также социальной конкуренцией в погоне за последними новинками. Результат — несмотря на огромное увеличение производительности и реального дохода в промышленно развитых странах, довлеет требование к росту доходов и потребления.

Подобное ослабление влияния религии и социальных ценностей, конечно, отражается на системах образования. В западном обществе детское образование играет важную роль, поскольку зачастую оба родителя заняты на работе. С раннего возраста они отправляют детей в детские сады, а затем в школы. В школе акцент ставится на подготовке для работы в обществе. Конечно, верно, что в современном технологическом обществе индивидуум нуждается в большом багаже базовых знаний и умений. Одним из следствий этого является то, что «требуется частое и формальное общение с незнакомыми». Это привело к школьно- передаваемой культуре, в отличие от народно-передаваемой109.

Американские криминологические исследования выявили, что социальным качествам и самодисциплине необходимо учиться в семье с самого раннего возраста. К сожалению, во многих школах мало внимания уделяется эмоциональному развитию, построению характера, социальным добродетелям и открытию сердца религиозной и духовной настройке. Более того, задача учителей по всем предметам стала гораздо более сложной из-за отсутствия дисциплины и агрессивных наклонностей некоторых учеников. Эти наклонности, вероятно, связаны с влиянием насилия в телевизионных программах. Здесь мы подходим к другому важному элементу процесса нашей культурной передачи. Средствами телевидения, безусловно, можно создать очень сильные и глубокие впечатления. Они могут быть очень влиятельными. Тот факт, что американские семьи смотрят телевизионные программы в среднем по семь часов в день, означает, что у них остается, соответственно, меньше времени для социальной деятельности110. Сочетание телевидения и коммерческой рекламы прискорбным образом ухудшает качество телевизионных программ, они становятся отражением того, что привлекает наибольший зрительский рейтинг, — то есть возбуждение от насилия и от сексуальных сцен, — поскольку рекламные доходы зависят от количества зрителей.

В публичных обсуждениях часто не учитывается влияние телевизионных программ на детей. Обычно утверждают, что дети привыкают к тому, что видят по телевидению, и становятся нечувствительными к его воздействию. Духовная точка зрения выглядит иначе. Хазрат Инайят Хан всегда подчеркивал психологическую важность наших впечатлений. Он называет психологию впечатлений наукой и говорит, что «в соответствии с каждым произведенным на нас впечатлением осуществляется наша жизнь»111.

Он также объясняет, что: «Природа разума такова, что первое впечатление создает глубокое впечатление... Поэтому, если однажды на человека произвело впечатление нечто ошибочное и он сформировал ошибочное мнение, изменить его крайне трудно»112. Впечатления могут появляться множеством способов: от переживаний, от слов, от цвета, от движения113.

Телевизионные программы могут быть очень суггестивными и могут сочетать все вышеперечисленные факторы — показывая переживания людей, с которыми мы можем отождествиться, через слова, цвета и движение. Если мы допускаем, что чем младше ребенок, тем глубже проникают впечатления — как объясняет Хазрат Инайят Хан в своем учении об образовании114, — тогда мы сможем оценить опасность получения ребенком сильных впечатлений от насилия посредством, например, телевизионной программы. Это может стать началом агрессивного отношения, которое может усугубиться и которое потом трудно изменить.

Конечно, качества, созданные какими-либо сильными впечатлениями, будут отражаться и распространяться в нашем окружении. Наши сердца обладают зеркальным качеством. Когда сердце получает впечатления, оно отражает их. Идеи, чувства и отношение людей, с которыми мы общаемся, распространяются вширь, и, естественно, то же самое и у детей. Когда некоторые дети развивают агрессивные качества, на их ровесников это может произвести впечатление. Автоматически они реагируют таким же образом и, как следствие, им приходится защищать себя. В результате можно легко подавить более благородные и благоприятные социальные качества.

7. Суфизм в действии: путь достижения (Садхана)

Можно заключить, что в обществе действуют мощные силы, развивающие меркантильное поведение и ослабляющие более желательные альтруистические и социальные ценности. Как это изменить? Данная область не слишком подвластна правительствам. В конце своего анализа Макс Вебер задумался над тем, «появятся ли после этого колоссального развития совершенно новые пророки или наступит великое возрождение старых идей и идеалов»? 115

Сейчас яснее, чем когда-либо, видится, что мы нуждаемся в новом духовном и религиозном вдохновении. В главе I мы видели, что растущее в мире стремление к «духовности», проявляющееся во множестве форм, находит полный и исчерпывающий ответ в универсальном суфизме, как он изложен Хазрат Инайят Ханом. Это духовное мировоззрение вновь открывает современному человечеству перспективу вхождения в личный контакт с Божественной Сущностью, указывая путь к внутренней жизни. Оно дает возможность сократить дистанцию между Богом и человеком, ставшую столь широкой в учениях протестантского христианства. Это вдохновение, которое может глубоко затронуть наши сердца, позволив основным добродетелям вновь проявиться естественным образом. Важно, что универсальный суфизм предлагает духовную перспективу, помогающую преодолеть противоречие между религией и экономикой. Нельзя найти выход, забросив экономику ради аскетической потусторонности. Такой ход был бы чересчур радикален для современного человечества и серьезно помешал бы экономическому росту, который все еще крайне необходим для улучшения материальных условий огромного количества людей в развивающихся странах.

Суть универсального суфизма — мистическая. Она заставляет нас вновь осознать божественность человеческой души, которую можно рассматривать как бесконечно малую частицу всепроникающего сознания. Когда душа приходит на земной план, она сосредотачивается на внешнем мире и очаровывается им. Но конечная цель жизни — осознать Божественную Сущность. Это может принести небесную радость и совершенное спокойствие; это — осуществление наших глубочайших стремлений. Такую вдохновляющую перспективу дает нам универсальный суфизм.

Однако приобрести подобный мистический опыт нелегко; требуется духовная эволюция. Каждый должен быть свободен в поисках своего пути к ней. Универсальный суфизм — это послание духовной свободы. Это послание любви, гармонии и красоты. Любовь и гармония в земной жизни ведут нас к божественному единству. Пробуждение любви в сердце позволяет нам обратиться к

ближним, выйдя из ограниченного круга собственных идей и интересов. Так оно подводит нас к соприкосновению с Божественным Единством. Вот гіочему подлинная любовь дает столь глубокое счастье: этот фонтан любви — источник многих добродетелей, следовательно, и социального капитала. Это вселенский нравственный источник, который в различных оттенках можно найти во всех великих религиях. Все религии давали вдохновение, чтобы направить человечество к поклонению Богу, приближению к Богу и жизни в совместной гармонии.

Философия универсального суфизма Хазрат Инайят Хана происходит из этого мистического видения и различными способами затрагивает открытия величайших ученых — мыслителей нашей эпохи. В конечном счете, Суфийское Послание уникально, потому что дает уравновешенный подход, необходимый в настоящее время. Оно сочетает высочайшие мистические перспективы с реалистической отправной точкой на нашем жизненном пути. Таким образом оно преодолевает глубокое противоречие, образовавшееся между религией и экономикой.

Этот уравновешенный подход возникает из путешествия души, как его видит Хазрат Инайят Хан. Он представляет человеческую душу выходящей из божественного источника — как луч солнца — и проходящей сквозь небесные сферы к проявлению на земле. Душа побуждается к этому путешествию благодаря своему интересу к опыту, который она может получить в земной жизни посредством ощущений, предлагаемых нам физическим телом. И душа заинтересована в возможности действовать, даваемой нам разумом и телом, в том, чтобы

использовать то, что может дать для творчества ее земное проявление. Хазрат Инайят Хан объясняет в книге «Душа: откуда и куда»:

То, что заставляет душу прийти на землю, - это желание приблизиться ближе [к земле], овладеть ею, использовать ее с наивысшей для нее пользой и уберечь ее. Такова природа души116.

Поэтому душа рождается на земле с интересом к земным переживаниям и земной деятельности. Хазрат Инайят Хан говорит даже — следуя известному высказыванию древнего суфийского поэта Саади, — что «каждый человек рождается с определенной целью, и свет этой цели зажжен в его душе»117.

Поэтому работа ради цели или идеала, в котором мы глубоко заинтересованы, позитивна и Хазрат Инайят Хан           важна для нашего духовного прогресса — даже

если первоначально цель имеет мирскую или материальную природу. Это приводит нас к тому, что Хазрат Инайят Хан называет «путем достижения».

В своих еще не опубликованных эзотерических учениях на эту тему Хазрат Инайят Хан называет путь достижения «центральной темой всего творения»118. Он видит божественный импульс в стремлении всех душ в мире. «Мы не можем существовать без надежды достичь чего-либо — будь то духовное или материальное»119.

Это реалистическая отправная точка, но в высшей степени интересно поразмыслить над тем, как Хазрат Инайят Хан, мистик и пророк, разрабатывает эту идею. С одной стороны, он показывает, как прогресс на этом пути может постепенно привести нас к более высоким и более духовным устремлениям; с другой стороны, он дает ценнейшие советы, как на самом деле мы можем достичь нашей цели. Постепенно становится ясно, что практикующий это мудрое наставление разовьет именно те качества, в которых мы в конечном счете нуждаемся для внутренней жизни, для поиска Бога.

Конечно, первым делом нужно установить, какую цель нам следует выбрать для достижения. Это очень важный вопрос. «Так легко пожелать чего-то! »120 И Хазрат Инайят Хан объясняет далее: «Захотеть чего-либо нетрудно, но хотеть этого непрерывно — трудная задача. И сколь часто человек растрачивает себя, желая каких-то вещей, а потом не желая их... Поэтому великая задача в жизни — наблюдать наши желания, знать, понимать и анализировать: что я хочу, почему я этого хочу и как я могу это получить, и каким может быть возможный результат? »121

Есть два аспекта этого выбора цели. Сперва Хазрат Инайят Хан рекомендует, чтобы она была «наилучшим и высочайшим достижением» — но «в пределах наших возможностей»122. Сочетание — баланс идеализма и реализма.

Затем «важно, чтобы цель достигалась праведными и справедливыми средствами»123. «Она не должна причинять другим вреда. В противном случае естественным результатом будут разочарование и несчастье»124.

Когда цель, отвечающая действительному стремлению сердца, стала ясной и выбрана, очень важно достичь ее. Мы должны работать над этим, вкладывая всю нашу энергию, без колебаний. Но как нам преодолеть трудности и препятствия на пути; как мы можем добиться того, чего желаем? Хазрат Инайят Хан дает нам мудрое и практическое руководство. Для успеха необходима концентрация. Мы должны думать и мечтать о цели с великой настойчивостью и с надеждой и верой. Ибо, как объясняет Хазрат Инайят Хан, «наш ум плодотворен и созидателен»125. Наши мысли сильны и привлекут все, что необходимо нам для достижения нашего идеала. Но в таком случае наши мысли должны быть позитивными; мы должны верить в успех. В трудных условиях, когда кажется, что продвижению препятствуют со всех сторон, важно сохранять надежду, ибо: «Знает ли об этом [человек] или не знает, но он держит канат, прикрепленный к небесам, являющийся единственным источником безопасности. Этот канат — доверие и вера в величие и мощь Бога, пребывающего в себе, и как бы человеку ни казалось, что все против него, все же вера в Бога может со временем обернуть все в его пользу»126. Это означает также, что мы должны использовать рассудок, чтобы различать и анализировать стоящие перед нами трудности; но рассудок должен оставаться под контролем воли; в противном случае он легко может привести к сомнению.

Концентрация означает также целеустремленность: полную сосредоточенность наших мыслей и чувств на желаемом объекте, сочетающуюся с готовностью пожертвовать чем-то другим ради этого, если это будет приемлемо для нашей личности. Мы должны платить за все, и чем выше идеал, тем выше может быть цена. Для этого требуется самодисциплина: «Многие ощущают, но мало кто знает, что дела идут плохо, когда личность человека не дисциплинирована. Те, кто легко поддаются гневу, страстям, эмоциям, на мгновение могут показаться преуспевающими, но они не могут постоянно преуспевать в жизни»127.

Имеется еще и мистический аспект: сбережение. В Гитах (серия II, № 5) Хазрат Инайят Хан называет это «Секретом всего достижения». Под этим он подразумевает «сбережение силы для достижения цели»128. «Но когда мы без надобности говорим о цели и нашем плане, связанном с ней, мы выпускаем из этого хранилища некоторую энергию»129. В то же время мы вызываем реакцию многих людей, которая не всегда может оказаться полезной и которая опять может расходовать нашу энергию. Это вопрос согласованности во времени:

У каждого замысла есть период развития, и если человек владеет своим побуждением, безмолвно удерживая мысль в уме, то он позволяет замыслу развиваться и оказывать все необходимые изменения, которые могут потребоваться для его завершения. Но когда побуждение выражает мысль, оно, так сказать, задувает пламя, затрудняя таким об разом развертывание замысла. Мудрый много раз говорит со своим умом, прежде чем он заговорит с кем-либо150.

Эти слова указывают на важность достижения равновесия между побуждением и контролем. Побуждение обладает великой силой; она необходима нам для достижения. Но эта сила должна находиться под контролем. Мы также нуждаемся в равновесии между силой и знанием. При отсутствии знания сила может оказаться беспомощной, ибо она может «раздробить камень, который на самом деле нужен целиком, а не в осколках»131. Знание может помочь избежать чрезмерной увлеченности, которая отравляет нас — такое отравление может привести к неверным решениям.

Хазрат Инайят Хан предостерегает:

Многие в этом мире отталкивающ как мяч, объект устремлений своим же энтузиазмом. Они намереваются схватить его, но без внимательности они толкают его, и это происходит, когда человек слишком увлеченно стремится достичь того, для чего он еще не готов152.

Что подразумевает под этим Хазрат Инайят Хан? Он разъясняет таким образом: «На пути достижения человек должен сперва ощутить в себе достаточно сил, чтобы вынести бремя того, что он желает поднять»133. В Гитах (серия II, № 6) он утверждает, что человек должен «сперва обрести право иметь то, что он желает иметь». Это указывает на ответственность, которую приносит каждое достижение: оно дает нам нечто, но также требует нечто. Полученная вещь или достигнутое положение должны использоваться правильным образом; тогда они смогут стать задачей, продвигающей нас дальше по пути. И только тогда, когда человек осознает это, он сможет сосредоточиться на значении цели полностью и работать ради нее правильным, конструктивным образом.

Очевидно, что часто требуется потратить значительное время, прежде чем достичь цели, которая чего-то стоит. Возможно, придется преодолеть массу трудностей, и справляться с ними нужно по очереди. Не следует пытаться чересчур быстро схватить цель — нужно двигаться в правильном ритме, шаг за шагом. Поэтому необходимо терпение. А терпение, сила выносливости — «самое трудное в жизни»134. Это как крест. «И, как за распятием следует воскрешение, так и весь успех и счастье должны следовать за мучительными мгновениями тер пения»135.

Наконец, когда мы делаем успехи в этом направлении, мы не должны позволять нашему успеху перерастать в чрезмерную самоуверенность. Ибо эта сила должна расходоваться экономно. Гордыня — тоже могучий враг, ибо она ослепляет. Поэтому Хазрат Инайят Хан предостерегает: «Даже после достижения определенной цели в жизни мудрым будет не приписывать в этом честь себе, но видеть в этом силу и мудрость Всемогущего Бога»136.

Затем, когда цель достигнута, мы подходим к основной точке: нельзя становиться «пленником» достижения, подобно тому, «как паук запутывается в собственной паутине»137. Человек не должен становиться рабом своих достижений, но оставаться их повелителем, свободным от них. Тогда он будет готов к высшему идеалу, и это приведет к дальнейшему прогрессу. Хазрат Инайят Хан ясно дает это понять:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.