Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 2 страница



Многие великие ученые в настоящее время признают, насколько в дейст- вительности ограничена завораживающая их научная картина. Многие теоретики видят самое важное различие между старой и новой физикой в том, что «новая физика вынуждена отдавать себе отчет в том, что имеет дело с тенями и иллюзиями, а не с реальностью»7. Как определил А. Эддингтон: «Мы узнали, что исследование внешнего мира методами физической науки ведет не к определенной реальности, но к туманному миру символов, для проникновения сквозь которые эти методы непригодны»8. И, как указывает сэр Джеймс Джинс: «Мы до сих пор являемся пленниками в нашей пещере, спиной к свету, и можем наблюдать лишь тени на стене»**. Итак, эти физики приходят к тому же мнению, что и Платон: в знаменитой метафоре философ описывал пещеру, в которой люди прикованы цепями; позади них горит огонь, и, поскольку узники прикованы, они могут видеть только свои колеблющиеся тени на противоположной стене. Из-за ограниченного поля зрения они воспринимают эти колеблющиеся формы как реальность, а не как тени.

Образно говоря, старая физика — «сайентизм» — также предполагала, что тени представляют собой целый мир и что другой реальности не существует. Сегодняшняя позиция физика превосходно сформулирована Эддингтоном: «Чувствуя, что позади должно быть нечто, мы возвращаемся к отправной точке в человеческом сознании — единственном центре, где может стать известным большее. Там (в нашем непосредственном внутреннем сознании) мы находим другие побуждения, другие откровения, чем те, что обусловлены миром символов... Физика же настойчиво утверждает, что ее методы не проникают за символизм. Тогда несомненно, что наша ментальная и духовная природа, известная нашему разуму как внутренний контакт, превосходящий физические методы, предоставляет именно эту возможность... то, на что наука, по общему признанию, неспособна»10.

В «Универсальном Суфизме» я описал взаимосвязь следующим образом:

Мистики и ученые обретают знание о мире диаметрально противоположными путями. Наука работает со все более утончающимся анализом и более совершенным наблюдением; мистицизм непосредственно проникает в суть и открывает в синтезированном внутреннем видении суть природы и взаимосвязи мирозданияп.

По этим причинам Кен Уилбер утверждает, что в гармоничных взаимоотношениях «религия должна делать ударение на сущности: сердце и душе, прямом мистическом переживании трансцендентального сознания». Тогда она смогла бы предложить то, в чем отчаянно нуждается современный мир; и лишь поступая так, она встает на твердую почву. Ибо Уилбер подчеркивает, что мистическое переживание внутренней реальности столь же реально, как научное наблюдение и открытие. Достоверность подобного переживания может быть так же подвергнута эмпирической проверке, как и научные результаты.

Научный метод может быть охарактеризован тремя этапами:

1. «Инструментальное указание», например, эксперимент, показывающий, что определенное действие приводит к определенному результату.

2. Прямое наблюдение: данные получаются путем наблюдений или испытаний.

3. Результаты должны быть проверены: подтверждены или отвергнуты путем сравнения с результатами других ученых, проделавших тот же эксперимент и наблюдения.

В принципе — как объясняет Уилбер — духовное переживание может быть проверено схожим методом. Великие духовные первопроходцы давали своим ученикам определенные практики — созерцательная молитва, йога, дзен, суфийская медитация и другие — и исчерпывающе говорили: «Если хотите почувствовать Божественную Атмосферу — конечную реальность, — вы должны делать то-то и то-то»12. Хороший пример — дзен-буддизм: после многолетней подготовки ученики способны переживать озарение как всепоглощающее переживание. Подлинность их переживания затем может быть проверена вопросом учителя, ответ на который никоим образом не должен быть интеллектуальным, но непосредственно проистекать из этого озарения.

По мнению Кена Уилбера, путь к лучшему взаимоотношению между наукой и религией будет открыт, когда наука признает подлинность этих духовных переживаний — доказательства которым многие мистики давали на протяжении столетий. Тогда смогла бы развиться духовная паука для изучения внутренних аспектов реальности. Это то, что начала делать новая трансперсональная психология, пионером которой был Кен Уилбер. Наука должна развить гораздо более широкий подход и стать открытой для различных областей бытия. Уилбер определяет четыре четверти круга:

1. Внутренний индивидуальный мир (внутреннее сознание).

2. Внешний индивидуальный мир (наука, материальная вселенная).

3. Внутренний коллективный мир (коллективные мировоззрения).

4. Внешний коллективный мир (развитие и характер сообществ).

Уилберовские четыре четверти внутренних духовных миров и внешнего материального мира имеют отличия между индивидуальным и коллективными феноменами13. С другой стороны, Уилбер рассуждает о том, что религии необходимо расширить свои взгляды от догматических назиданий до духовного опыта. Но что тогда останется от религиозного мировоззрения — учений, догматов и символов религии, — если она сосредоточится исключительно на мистическом опыте? На этот счет Уилбер имеет четкое мнение.

Чтобы выжить в современном мире, религия должна отказаться от бессмысленных догм и мифов — например, от концепции непорочного зачатия, — неспособных выдержать научной проверки14. Он признает, что различные мифы, игравшие важную роль в традиционной религии, могут пониматься как символы или метафоры. Но Уилбер идет дальше, называя их «двойной ложью»: во-первых, потому что эти метафоры не могут выразить истину выше, чем рассудок, потому что сами нуждаются в рассудке для объяснения этой истины; во-вторых, потому что приверженцы этой религии относятся к этим мифам буквально.

Подобное буквальное толкование мифов в религии действительно создавало серьезные трудности и противоречия с передовыми научными открытиями. Создание догматов на основе мифов часто приводило к жестокому подавлению других мнений.

С другой стороны, дисциплинированная духовная подготовка, способная привести к озарению, будет оставаться недоступной для подавляющего большинства людей. Свой замечательный и в высшей мере проницательный труд «История Бога» Карен Армстронг завершает фразой, что Бог мистиков мог бы стать альтернативой персональному Богу и Богу философов. Но она указывает, что длительная подготовка, необходимая мистику для осознания Божественной реальности, вряд ли привлекательна для широкой публики15. Это, конечно, верно, но все же для многих людей мистическая перспектива остается значимой. Во всех нас есть божественная искра, и мы, когда забываем наши ограничения, можем переживать проблески божественного, в красоте ли природы, в искусстве или в глубокой любви. Стремясь к подобным переживаниям и позволяя им становиться глубже, мы можем прийти к внутреннему пути, на котором нам постепенно будет раскрываться мистический опыт. Огромную помощь на этом пути могут оказать религии. Они дали человечеству больше, чем мифы и мистицизм. Исходя из своего мистического опыта, великие пророки и посланники создавали священные учения, отвечающие нашему глубокому стремлению благоговеть перед божественной сущностью и указывающие нам, как строить дружеские и мирные отношения с остальной частью человечества. Во всех религиях мы можем найти универсальные ценности. Их ритуалы и молитвы предоставили нам мощные средства осознания Божественного Духа, пронизывающего творение. Таким образом, религия предлагает первый контакт с мистическими сферами и подготовку, путь, который может привести нас к мистическому поиску единства с Божественной Сущностью.

В настоящее время нам необходимо религиозное мировоззрение, находящееся в гармонии, а не в противоречии с наукой. Чтобы это произошло, религии придется-таки отказаться от буквальной интерпретации мифов. Догмы опасны, ибо духовные истины никогда не могут быть адекватно выражены в жестких теориях.

Но, конечно же, мифы не всегда воспринимались буквально. Как показала в своей работе Карен Армстронг, это было тенденцией западного христианства. Но в других религиях, например в исламе и иудаизме, мифы воспринимались символически, в результате чего эти религии меньше страдали от научной критики. И даже если символы рассматриваются в буквальном смысле, тем не менее они выражают аспект более глубокой истины.

Джозеф Кэмпбелл, глубоко исследовавший мифы различных религиозных традиций человечества, называет их «историями о мудрости жизни»16. Их можно рассматривать как «сны мира; архетипические сновидения, затрагивающие великие человеческие проблемы»17. Кэмпбелл указывает также, что для сохранения старых традиций они должны обновляться в свете изменившихся обстоятельств18. В таком контексте он различает два совершенно различных мифологических порядка: тот, который «связан с природой и естественными мирами» и «строго социологический, связанный с конкретным обществом»19. Последний тип мифологии тяготеет к догматизму и ограничению и приводит к религиозным конфликтам; другие мифологические формы расширяют кругозор и вдохновляют. На нынешней стадии развития человечества нам необходима первая категория: мифы, отождествляющие нас не с локальной группой людей, а с планетой.

Эти наблюдения приводят к выводу, что для достижения более благоприятной и плодотворной взаимосвязи между наукой и религией, последней не нужно и не должно забывать — или «заключать в скобки» — все свои мифы, но необходимо сосредоточиться на универсальных мифах и объяснить их символически. Отсюда следует, что миф о непорочном зачатии можно рассматривать как универсальный символ. Джозеф Кэмпбелл так писал об этом:

В мифологиях, подчеркивающих скорее материнский, нежели отцовский аспект Создателя, эта истинная жена в начале заполняет собой сцену мира, играя роли, которые в других случаях предназначены мужчинам. И она есть дева, ибо супруг ее - Незримый Неизвестный20.

Что такое религия? В поверхностном смысле слова - это форма, данная для поклонения Богу, закон, данный обществу, чтобы оно могло гармонично жить. А что означает религия во внутреннем смысле слова? Она означает лестницу, содействующую душе восходить к тому уровню, где осуществлена истина.

Полное собрание изречений, 1667

В редких случаях духовной реализации можно достичь за одно мгновение, но обычно требуется значительное время на подготовку.

Полное собрание изречений, 1676

Дух ученичества - то, что открывает видение; его достижение наиболее необходимо во время следования по духовному пути.

Полное собрание изречений, 449

5. Новое духовное мировоззрение

Можно заключить, что, как и в случае с мистическим опытом, большинство людей нуждается в мировоззрении, которое пробуждает непостижимую духовную силу за пределами материального творения, с которой можно установить внутренний контакт. Подобное мировоззрение не должно противоречить тому пониманию мироздания, которое разработано наукой к нашему времени. И оно должно побудительным образом предоставлять учения, молитвы, истории, символы и ритуалы, способные помочь обычным людям найти смысл и ценность жизни и выстроить персональные взаимоотношения с невидимой вездесущей божественной реальностью. Ядром такого мировоззрения, несомненно, должен быть мистический опыт. Многие мистики, достигшие озарения, испытывали, однако, большие трудности при выражении истины, лежащей за пределами рационального объяснения. В своих попытках сделать это они часто обращались к поэзии, притчам и символам. Но пророки — великие посланники человечества — дали религиозное мировоззрение, необходимое культуре того времени. Они достигали такого высокого осознания, что становились едиными с Божественной Сущностью и были способны стать каналом передачи божественного послания, в котором нуждалось человечество. Они должны были выразить это послание на языке, понятном их культуре. Такое мистическое откровение — источник всех великих религий.

Как верно отмечает Кен Уилбер, с ходом времени мистическая сущность религии склонна покрываться объяснениями и уточнениями, выдвигаемыми рационально мыслящими последователями. Тогда она становится твердой, как догма. Это отвечает стремлению последователей к определенности, но ограничивает вдохновение и превращается в завесу над истиной.

На протяжении религиозной истории приходил новый посланник, чтобы возродить религиозную жизнь; появлялся и распространялся новый религиозный импульс. Это то, что необходимо нынешнему миру. Мы нуждаемся в новом религиозном вдохновении: в великом мистике, который станет каналом между Богом и людьми, получившем вдохновение, чтобы выразить свой мистический опыт на языке нашего времени.

 

Такое новое мистическое и религиозное видение было дано Хазрат Инай- ят Ханом в его Суфийском Послании.

Но универсальный суфизм, данный им, не является новой религией. Его цель состоит в том, чтобы дать новое вдохновение всем великим религиям, показав их мистическое единство. Суть Суфийского Послания — на самом деле мистическое переживание. Но оно всеобъемлюще: этот мистический свет озаряет все аспекты жизни.

В нем нет догм. Акцент ставится на житии, на осознании собственной религии. Поэтому это послание духовного освобождения. Каждый человек в свое время приходит к духовному пробуждению и должен следовать своим глубинным стремлениям, следуя собственным путем.

В моей книге «Универсальный Суфизм» я описал происхождение суфийского мистицизма в древних египетских мистериях, его развитие в исламских суфийских орденах и его кульминацию в универсальном видении единства религиозных идеалов, которая была предсказана такими универсалистскими суфийскими мистиками, как Джалалуддин Руми. Этот универсальный характер — именно то, что необходимо в настоящее время, когда современный транспорт и средства связи все теснее сводят вместе последователей разных религий. Сейчас крайне необходима терпимость; и наилучшей основой для нее является реальное уважение к религиозным идеалам друг друга. Эти идеи, выраженные — на мой взгляд, превосходно — в Суфийском Послании, сейчас в разных формах возникают по всему миру. Уже начала ясно проявляться жажда нового вдохновения. Все более распространяется стремление к духовному поиску. В ответ на эту растущую тенденцию в западной цивилизации появляются движения и учителя восточных религиозных традиций, предлагающие методы медитации и поиска более цельной жизни — «единства». Многие буддийские и дзэиские учителя привлекли значительное число последователей, широко распространилась Трансцендентальная Медитация индуистского происхождения. В ряде христианских церквей также растет интерес к духовным аспектам и медитации. Вдобавок существует несколько беспорядочное стремление испытать «единство» жизни в движении New Age.

Похоже, решающее значение имеет то, что многие достижения современной науки находятся в гармонии с духовным мировоззрением, которое так ясно выражено в Суфийском Послании. Мы выяснили ранее, что наука и мистицизм исследуют разные области бытия и применяют разные методы. Великие ученые, такие как Эддингтон и Джинс, признали, что методы, используемые ими для изучения материального мира, не в состоянии ничего сказать о Боге, духе или изначальной реальности за пределами материальных феноменов. Они пришли к тому, что рассматривают свое знание в виде теней и символов. Поэтому многие из них обращались к мистицизму, чтобы приблизиться к изначальной реальности. Кен Уилбер делает вывод, что цель таких ученых состоит в том, чтобы «найти физику, совместимую с более широким или мистическим мировоззрением — не подтверждающую и не доказывающую, просто не противоречащую. Все они на своем пути достигли значительных успехов»21.

И мы действительно можем найти вдохновляющую гармонию между некоторыми научными разработками и духовным или мистическим мировоззрением. Когда ученые готовы выглянуть за пределы своих математических моделей и поинтересоваться тем, что же они означают, то некоторые из них достигают проницательности, сравнимой с интуицией мистиков.

Вибрации, теория струн

В книге «Универсальный Суфизм» я упоминал, что древняя мистическая идея — разъясненная Хазрат Инайят Ханом — о том, что все мироздание состоит из вибраций, сочетается с современной наукой. Современная физика различает множество различных видов вибраций, таких как звук, свет и огромный диапазон электромагнитных волн. И материя, кажущаяся такой цельной, в квантовой теории предстает либо как частица, либо как волна22. Но сейчас разработана новая фундаментальная теория, о которой я лишь кратко упомянул в «Универсальном Суфизме». Это теория «суперструн», или теория струн. Она подает надежду на существенную унификацию физических теорий. Так может сбыться мечта Эйнштейна об объединенной теории физических законов: больших и малых миров, общей теории относительности и квантовой механики — которые казались противоречащими друг другу. В то же время она сведет вместе отдельные силы электромагнетизма и гравитации, которые Эйнштейн — тщетно — пытался сочетать в объединенной теории поля. В эту теорию также входит два других вида сил, открытых после смерти Эйнштейна: слабые и сильные взаимодействия элементарных частиц.

З®

Теория струн открывает путь этому важному объединению, развивая идею о том, что фундаментальные «нераздельные составляющие» мироздания (как в представлении древних греков об атомах) являются не точечными частицами, а состоят из крошечных одномерных петель, вибрирующих подобно струне (что можно сравнить со струнами такого инструмента, как скрипка). Брайан Грин, объясняющий теорию струн в книге «Элегантная Вселенная», так описывает суть этой теории:

Каждая элементарная частица состоит из одиночной струны - то есть каждая частица является одиночной струной - и все струны абсолютно идентичны. Различия между частицами возникают из-за того, что на соответствующие им струны воздействуют различные резонансные вибрационные паттерны. То, что кажется разными элементарными частицами, в действительности - разные «ноты» на основной струне. Вселенная, состоящая из гигантского количества этих вибрирующих струн, сродни космической симфонигР.

Эта идея теории струн носит поразительное сходство с мистическим видением Хазрат Инайят Хана, который писал:

Жизнь Абсолюта, из которой возникает все, что можно чувствовать, видеть, ощущать, и в которою все возвращается со временем, есть безмолвная, неподвижная и неизменная жизнь, называемая среди Суфиев «Зат». Каждое движение, появляющееся из


 

этой безмолвной жизни, является вибрацией и создателем вибраций. Внутри одной виб рации создается множество вибраций24.

А также:

Когда человек наблюдает жизнь космоса, движения звезд и планет, он познает закон вибрации и ритма, где все совершенно и неизменно, он постигает, что космическая система работает по закону музыки, закону гармонии25.

Так же, как разные вибрации скрипичных струн дают разные ноты, различные вибрационные паттерны основной струны порождают различные массы и силовые заряды. Таким образом вибрационные паттерны определяют качества всех элементарных частиц — как они назывались в ранних физических теориях, — составляющих всю материю и все силы вселенной, включая гравитацию, электромагнитные силы и слабые и сильные субатомные силы. Энергия конкретного вибрационного паттерна струны зависит от его амплитуды и длины волны. Более сильная амплитуда и более короткая длина волны дают больше энергии. Подобно скрипичной струне, эти вибрации всегда должны иметь целое число пиков и провалов, равномерно распределенных и точно укладывающихся между двумя фиксированными конечными точками струны. Это соответствует квантовой теории. Брайан Грин поясняет этот пункт двумя простыми рисунками.

И эта б& іьшая энергия также дает бблыыую массу.

Кроме амплитуды и длины волны этих вибраций имеется два других качества струны, определяющих ее характеристики: ее натяжение и ее «квантовое дрожание». Натяжение струны можно понять, снова представив себе струну скрипки, которая должна быть натянута на инструменте с определенной силой. Квантовое дрожание означает, что вибрирующая струна никогда не покоится на своем месте, но дрожит, создавая вибрирующее движение в пространстве. Вибрация на вибрации: всё есть вибрация. Эта концепция соответствует самым ранним мистическим идеям древних египетских Герметистов, а именно: «ничто не пребывает в покое, все движется, все вибрирует»26. Все эти различные качества струн, действующие и взаимодействующие вместе, определяют характер массы или силы «частиц» — как их называли.

В настоящее время теория струн еще не полностью разработана и подтверждена экспериментами. Трудность состоит в том, что струны настолько малы, что не поддаются наблюдению. Они были обнаружены и определены при помощи крайне сложных математических уравнений, но пока еще невозможно точно вывести, каким образом различные качества струн приводят к различным «частицам» массы и силы. Поэтому теория струн признана еще не всеми физиками. Но она весьма перспективна и правдоподобна, так как уже способна объяснить некоторые оставшиеся загадки в конструкции вселенной. По выражению Брайана Грина, «работа идет»27.

«Имплицитный» и «эксплицитный» порядок Дэвида Бома

В книге «Универсальный Суфизм» я также упоминал выдающегося физика Дэвида Бома с его всеохватывающей последовательностью «непрерывной целостности», развертывающейся в эксплицитном порядке, который мы наблюдаем в окружающем нас мире. (Научные теории Бома привели его к обнаружению имплицитного порядка, скрытого за пределами эксплицитного порядка и развертывающегося в нем. ) Концепция имплицитного порядка имеет сходство с мистическим видением вездесущего, всепронизывающего Божественного Духа, выражающего, или раскрывающего, себя в видимом творении и, таким образом, создающим многообразие из единства.

На вопрос о том, видел ли он также Бога-творца, Бом ответил, что за пределами имплицитного порядка он видел супер-имплицитный порядок и так далее — эволюция ко все более тонким сферам. Он добавил: «Но это предполагало бы, что в основе всего лежит творческий разум, которому может быть присуще то, что выражается словом «Бог»28. Однако он предостерегал:

... что любая картина, созданная нами при помощи мысли, ограничена, и ограничена даже идея имплицитного порядка, хотя мы надеемся, что она выходит за предшествующие ограничения.

Не ограничено только беспредельное. Однако, говоря о беспредельном, мы начинаем ограничивать его. Если вы говорите: «Беспредельное есть Бог и под словом «Бог» я имею в виду то-то и то-то», вы начинаете ограничивать его. Я думаю, суть в том, чтобы не ограничивать Бога, если вы верите в Него.

Первоначально так было в древнееврейской религии, где говорилось, что имя Бога только «Я есмь», и ничего более сказать нельзя.

Интересные параллели с этим ходом мысли проявились в беседе между Дэвидом Бомом и Далай-ламой, записанной Рене Вебером. Бом замечает:

По мере все более глубокого исследования материи обнаруживается, что она обладает все более и более тонкими свойствами. Здесь я не буду на них останавливаться, но материя - это не просто частицы, движущиеся механическим образом. На мой взгляд, значение этого для физики состоит в том, что природа настолько тонка, что она может быть чуть ли не живой или розумної? 9.

И Далай-лама комментирует:

Согласно буддийскому объяснению, первоначальным творческим принципом является сознание. Существуют различные уровни сознания. То, что мы называем глубочайшим тонким сознанием, присутствует всегда. Непрерывность этого сознания сравнима

с чем-то постоянным, подобным космическим частицам. В поле материи - это космические частицы; в поле сознания - это чистый свет? 0.

Этот чистый свет — то, что Дэвид Бом внезапно увидел в конце своей жизни, перед самой смертью.

Синхрония

Другой интересный феномен — синхрония, или одновременное возникновение, — также играет здесь роль. Синхрония была открыта в микромире физики в результате умозрительного эксперимента, предпринятого в 1935 году Альбертом Эйнштейном, Борисом Подольским и Натаном Розеном. Их открытие получило новый толчок в 1964 году, когда Дж. С. Белл представил математическое доказательство, гласившее, что «на глубоком и фундаментальном уровне отдельные частицы вселенной связаны тесным и немедленным образом»31. Теория Белла вот о чем.

Предположим, что у нас имеется две субатомные частицы — например, электроны, — связанные вместе так, что они вращаются в противоположных направлениях. У одного — правосторонний спин (вращение), у другого — левосторонний. Если разделить эти электроны, не меняя их спинов, мы можем предположить, что, продолжая вращаться, они удаляются друг от друга. Поразительный феномен состоит в том, что если теперь мы изменим спин одной частицы, пропустив ее через магнитное поле, то другая частица — не находящаяся более в контакте с первой — также изменяет свой спин. Похоже, что вторая частица немедленно «узнает» спин первой. Это выявляет необъяснимую связь между этими частицами, первоначально связанных вместе, но впоследствии разделенных и находящихся в разных местах. Связь между ними, похоже, сохраняется. Это непостижимая загадка для физиков, привыкших, что процесс передачи информации всегда осуществляется посредством сигнала, движущегося из одного места к другому. Самая быстрая связь — через световые волны, движущиеся со скоростью приблизительно 180000 миль в секунду. Ничто во вселенной не может перемещаться быстрее. Тем не менее, даже если частицы А и В находятся настолько далеко друг от друга, что световому сигналу не хватит времени для установления связи между ними, то спин одной частицы по-прежнему зависит от спина другой — и меняется вместе с ним.

Теорема Белла и рассчитанные им корреляции оставались гипотетическим построением. Но последующие эксперименты доказали, что статистические предсказания Белла верны. Оказалось, что мир сильно отличается от того, каким его представляли физики. Обнаружилось фундаментальное единство между

предположительно разными частицами. Это привело Бома к понятию о «неразрывной целостности вселенной» — в противоположность классической идее отдельных и независимо существующих частей. Таким образом, даже в контексте физических явлений мы можем видеть единство отдельных, казалось бы, частей. Что подтверждает утверждение Хазрат Инайят Хана: «Каждый атом вселенной, ментальный или материальный, является порождением этого небесного источника и не может существовать, не имея в себе части этого небесного сияния»32.

Здесь Хазрат Инайят Хан ссылается на ментальные или материальные атомы. И действительно, тот же феномен синхронности уже известен в мире души. Телепатия — один из примеров того, как разные люди могут связываться на уровне мыслей, находясь далеко друг от друга и не имея физической связи. Такой тесный контакт может возникать между людьми, чьи сердца тесно связала любовь, — что наводит на мысль об электронах Белла, связанных вместе противоположными спинами, дополняющих друг друга. То же самое может произойти между двумя мыслителями, которые не знают друг друга и не имеют никакой связи, но тем не менее развивают похожие мысли в одно и то же время. Хазрат Инайят Хан объясняет это тем, что мысли — это живые существа—муваккали или «элементали» в суфийской терминологии — существующие некоторое время в мысленном мире человечества. Мысли не ограничены локально. Этот ментальный мир представляет собой «нелокальную вселенную», дополнение к открытиям, сделанным физиками в физической вселенной элементарных частиц.

Биолог Руперт Шелдрейк открыл схожие нелокальные связи в животном мире. Шелдрейк сообщает, что крысы в одном помещении могли гораздо быстрее научиться определенным навыкам, если сперва этому обучали подобных крыс, находящихся в совершенно отдельном месте33. Он пытается объяснить это существованием «морфо-генетических полей», которые, на его научный взгляд, заменяют душу в качестве невидимого организующего принципа34.

Идея нелокального мысленного мира облегчает понимание характера жизни после смерти. В книге « Универсальный Суфизм» я описал видение Хазрат Инайят Хана о том, что после физической смерти душа с разумом продолжают жить в мире мыслей и чувств35. В этом мире нет расстояний: мысль об определенном месте на земле немедленно переносит туда дух (душу с разумом). Мир джиннов — это тоже нелокальный мир. Это видение Хазрат Инайят Хана подтверждено многими предсмертными переживаниями, при которых люди могли охватить взглядом всю свою жизнь и мгновенно посетить определенные места на земле.

5. Разработки во времени

Последние разработки в науке, относящиеся к нашей теме, — это новое понимание важности фактора времени. Важный вклад в этот предмет совершил Илья Пригожин. Классические физики—включая квантовых теоретиков — были заворожены открытием законов, казалось бы, устраняющих время и эволюцию. Эти законы обратимы во времени. Через цепь причины и следствия прошлое и будущее содержатся в настоящем, ибо настоящее несет всю информацию, из которой могут быть созданы прошлое и будущее состояния мира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.