Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 8 страница



1. Управление коммерческими компаниями и другими частными организациями.

2. Отношения индивидуумов и влиятельных групп в экономических переговорах.

3. Идеализм и целостность в правительстве, с более демократической поддержкой политики, которая полезна в общих интересах и в долгосрочном аспекте, но требует краткосрочной жертвы.

4. Растущая активность и влияние неправительственных организаций, работающих на добровольной основе ради определенных специфических социальных и природоохранных ценностей. Сеть таких организаций часто называют «гражданским обществом».

Эту тонкую трансформацию можно назвать одухотворением рыночной экономики. По мере ее развития она возымеет ряд исключительно положительных эффектов:

1. Руководители предприятий станут внимательнее к своим обязательствам, создавая в своем бизнесе гармоничный настрой. У них появится большее уважение к сотрудникам. Вместо обычных инструкций они станут доверять работникам больше ответственности, стимулируя их выполнять задачи как можно лучше и эффективнее. Они будут вдохновлять сотрудников идеалами и ценностями компании. Они будут прислушиваться к мнению подчиненных, чтобы понять их точки зрения и интересы. Они будут стимулировать реальный диалог. Они осознают необходимость по возможности учитывать эффекты, оказываемые производством на состояние окружающей среды, равно как и другие аспекты общего значения. Это означает, что они станут иначе относиться к акционерам. Более широкая, более гармоничная цель бизнеса может стать более привлекательной для сотрудников компании. Это побудит их вкладывать идеи и усилия в осуществление идеала и ценностей компании.

Конечно, неотъемлемой задачей делового руководителя является создание для компании цели, удовлетворяющей быстро меняющемуся экономическому окружению. Инновация — типичная задача предприятия. Должны развиваться новые идеи, ведущие к гармоничному и устойчивому прогрессу. Для этого руководителям необходимо освободиться от жестких идей из прошлого, чтобы они могли получить вдохновение. Это подготовка к разобучению, которое необходимо на духовном пути и которое, как мы видели в главе III, весьма важно для мирских достижений. Открытие ума различным точкам зрения и сведение их воедино расширяет горизонты восприятия и позволяет человеку видеть новые возможности. Для этого необходим контроль разума, делающий его спокойным и открытым, благодаря чему расширяется кругозор и понимание человека. И тогда могут открыться новые идеи и возможности. Большую помощь здесь оказывают практики концентрации и размышления, ведущие к медитативному покою ума.

Подобная настройка поможет поддерживать равновесие между деятельностью и отдыхом, что необходимо для конструктивного ритма жизни. В сегодняшней динамичной экономике это равновесие легко потерять. Чересчур усердная работа, чрезмерная сосредоточенность и привязанность к работе могут навредить благополучию как руководителей, так и работников. Те, кто ведет переговоры и принимает решения на высшем уровне, ощущают большое давление. Им следует передавать полномочия на более низкие уровни. В противном случае такое давление может привести к «перегреву» и проблемам со здоровьем. Это может также означать, что упущены из виду важнейшие потребности в инновации и урегулировании или же что определенные инновации навязаны скоропалительно и преждевременно — как это можно увидеть в недавнем крахе электронной коммерции. В настоящее время существует большая опасность, какая-то неистовая атмосфера бизнеса, из-за чего компании одурманены идеей ускорения роста и укрупнения путем слияний и поглощений. Но руководителям, научившимся уравновешивать работу и реальный отдых в медитации, будет легче поддерживать конструктивный ритм. Это будет лучше для них самих, для их работников и для экономики, где неуравновешенный рост часто вызывает проблемы.

Наконец, руководители приобретут равновесие между умом и сердцем. Они смогут установить более глубокие и живые контакты с коллегами и работниками, уважая их, благожелательно относясь к ним и помогая им там, где это возможно. Таким образом они создадут дружескую атмосферу в организации, превратив ее в место, где приятно работать.

Конечно, возникает вопрос, не создадут ли все эти приятные и позитивные действия угрозу прибылям, а то и выживанию бизнеса в конкурентной экономике. В некоторых случаях такой способ руководства действительно может на короткий срок привести к снижению прибылей. Но если следовать этим идеалам реалистичным образом, придавая прибыльности необходимую весомость, то такое снижение прибыли не должно быть большим. А мотивированная рабочая сила, настроенная на цели организации и общества, имеющая пространство для развития собственных идей и инициатив, может оказаться значительной поддержкой для прибылей в более долгосрочном аспекте.

Фактически, некоторые наиболее просвещенные консультанты по управлению дают сейчас рекомендации, точно совпадающие с теми, что были описаны ранее как естественный подход к более духовному руководству. Так, Дана Зохар в книге «Переделывая корпоративный мозг» подчеркивает необходимость для руководителей развивать эмоциональную и духовную интеллигентность, помимо ментального понимания. Диктаторскому руководству она предпочитает руководителя, уповающего на доверие и чувство170.

Приводя примеры из истории коммерческой деятельности, в качестве идеала она описывает «сочетание веры в принципы социальной помощи и знания того, как выгодно продавать и покупать»171. А Питер Сэндж в своей вдохновляющей и практичной книге « Танец изменения» подчеркивает, что руководителю следует рассматривать свою организацию не как машину, но как «живую систему», «человеческое сообщество»172. Сэндж указывает на то, насколько важно для руководителей всех уровней брать столько ответственности, сколько возможно в их части бизнеса173. Должна существовать гармония между целью организации и ценностями, ощущаемыми руководителями и работниками. Это будет создавать мотивацию — то, что Сэндж называет «эмоциональным обязательством»174. Для развития этого качества важно, чтобы руководители умели слушать и чтобы во всей компании развивались способности к обучению. В визионерском руководстве бизнесом также находят свое место вопросы, связанные с окружающей средой. Сэндж указывает, что компании, чьи стратегии учитывают широкие природоохранные вопросы и интересы, занимают лидирующее положение на рынке175.

Подлинная личная история Джозефа Яворски в его захватывающей книге «Синхрония - внутренний путь к руководству»176 заходит еще дальше, касаясь подлинно духовного измерения. На Яворски огромное влияние оказал Дэвид Бом. Он подчеркивает необходимость творческого руководства, «фундаментального сдвига разума»: мы должны преодолеть «устоявшиеся ментальные модели того, как устроен мир», чтобы увидеть «более глубокий уровень реальности»177. Это хорошее описание «процесса разобучения», как его описывает Хазрат Инайят Хан. Ведь тогда человек может обрести «жизненный дизайн» и вновь исследовать «раскрывающееся будущее»178. Работая в таком духе, следует с доверием открываться потоку вселенной179.

Интересно, что эти рекомендации мотивированы в основном потребностью руководителей осуществлять перемены, переделки и инновации, требуемые рыночной экономикой, а не религиозным чувством, духовными потребностями или этическими соображениями. Поэтому понятно, что в этих книгах по менеджменту часто не хватает одного из описанных нами ранее элементов духовного подхода: необходимости равновесия и поддержания конструктивного ритма. Для развития этого элемента, который может быть крайне важным для сбалансированного экономического роста, требуется более глубокая духовная мотивация и настройка. Только Яворски указывает, что для преодоления трудностей необходима «внутренняя мыслительная работа, индивидуальная и коллективная», для «восстановления нашего равновесия»180. Здесь он подчеркивает ценность реального диалога между менеджментом и персоналом.

Но, хотя этот духовный подход во многих отношениях так близок универсальному суфизму, Яворски не упоминает имя Бога. Он говорит, что на одной из его конференций был поднят вопрос о «роли Бога во всем этом»181. Яворски признается, что он действительно не знал, как ответить на этот вопрос. Позднее он обсуждал этот вопрос с другом, который упомянул латинскую надпись

над входом в дом Карла Густава Юнга в Швейцарии: «Vocatus atque non vocatus, Deus aderit» — «Призванный или не призванный, Бог присутствует»182.

На этой ноте Яворски завершает свою книгу. И это очень правильно: отсутствует только имя Бога. В том, что пишет Яворски, ощущается Божественное Присутствие. Но это абстрактное присутствие. Многие мыслители сейчас отвергают персональный аспект Божественной Сущности. И все же более личные взаимоотношения с Божественной Сущностью могут быть очень вдохновляющими, столь побудительными и важными для духовного роста — как мы увидим в следующей главе. Несомненно, Бог присутствует всегда, но призывая Бога, мы обретаем мощные средства настройки, открытия нашего сердца Божественной Воле, направляющей «раскрывающееся будущее». Все полезные свойства нового, отзывчивого и оказывающего помощь руководства будут естественным образом произрастать из пробужденного сердца руководителей.

2. Изменение отношения всех индивидуумов, занятых в экономике, будет действовать во всех различных организациях, созданных для защиты их интересов. Эти организации — такие как профсоюзы, объединения работодателей и влиятельные группы в различных отраслях промышленности — перестанут сосредотачиваться исключительно на собственных интересах, но будут принимать во внимание общие интересы и интересы других групп. Это ослабит воздействие жадных личностей и заинтересованных групп, стремящихся к более высоким доходам. Это снизило бы инфляционное бремя и уменьшило бы опасность стагфляции: ситуация, в которой влиятельные группы повышают заработную плату и цены при наличии безработицы. Это могло бы также устранить или значительно ослабить несправедливые различия в доходах, основанные на законной или незаконной власти, что играет столь тревожную роль во многих странах.

Деловые организации будут меньше ограничивать конкуренцию или оказывать давление на правительство ради защитных мер за счет потребителей или налогоплательщиков. Индивидуумы разовьют более уравновешенное и дисциплинированное отношение к переговорам касательно их собственных доходов. Хазрат Инайят Хан писал, что при получении денег человеку следует справедливо судить «без предвзятого мнения, что именно он действительно заслуживает получить за то, что делает»183. Это соответствует тому, что начинают открывать социальные экономисты. То есть зарплаты и вознаграждения, например, не всегда должны определяться рыночными силами. Могут приниматься в расчет и этические соображения. Экономические исследования указали на важность того, что видится как «честность» или «взаимная выгода». В благотворных взаимоотношениях «работник-наниматель» обмен между ними следует рассматривать как «обмен дарами». Дар рабочего усилия сверх того, к чему можно принудить, и дар оплаты сверх того, что требует рынок184. В этом есть определенный отголосок средневековой «justum pretum» (справедливой цены). Не как законное правило или предписание, но как мудрое наставление, принимающее в расчет предрасположенность к взаимной выгоде, которая может вести к обоюдной доброжелательности без жадности или ревности. Это правильный способ зарабатывания денег. Хазрат Инайят Хан объясняет:

Законно заработанные деньги, несомненно, должны приносить мир, но деньги, за* работанные причинением боли другому, разрушением жизни другого, нечестностью или несправедливостью, человек усвоить не может. Это не вопрос обретения богатства, это вопрос счастливой жизни с богатством}9, 5.

Подобное отношение снизит социальную напряженность и поможет создать и поддерживать гармонию в обществе, в нашей жизни и работе, что принесет нам еще большее счастье и удовлетворение.

Сместятся предпочтения работников и потребителей. По мере того как ослабеет «консюмеризм» и станут важнее культурные и духовные интересы, многие предпочтут меньше работать в экономике и иметь больше свободного времени. Они могут предпочесть неполную занятость, укороченный рабочий день и/или ранний выход на пенсию. С увеличением реальных доходов в индустриальных странах эта тенденция уже приобрела заметные размеры. Но с другой стороны — как мы уже видели — давление и напряжение, вызванные работой, являются тяжелым бременем, особенно для тех, кто занимает ответственные должности, а также для замужних женщин с детьми, ощущающих необходимость влиться в ряды рабочей силы. Помимо психологических факторов, здесь важную роль играют материальные интересы и они часто превалируют над нравственными и духовными идеалами в воспитании детей.

По мере того как все больше мужчин и женщин станут стремиться к равновесию между внутренней и внешней жизнью, они естественным образом захотят тратить меньше времени и энергии для зарабатывания денег. Понятно, что это до определенной степени снизит экономический рост. Но в более широком смысле это не ухудшит благосостояния. Большее количество свободного времени может дать огромное удовлетворение. И если часть этого времени будет отдана любящей семье и друзьям, то будет сделан значительный шаг вперед.

Также само собой разумеется, что снижение темпов экономического роста в развитых странах уменьшит бремя на окружающую среду. По мере того как люди начнут осознавать внутреннюю связь с природой, выражающей красоту божественного творческого духа, они будут оказывать больше поддержки проявлениям, благоприятным для окружающей среды. Они будут покупать товары, изготовленные экологически ответственным образом, даже по ценам немного выше, если цены таких товаров слегка выше тех, что созданы без учета экологии. А как инвесторы они станут выбирать для вложений те предприятия, которые с уважением относятся к окружающей среде.

Экономический рост остается крайне важным для развивающихся стран, где масса людей до сих пор живет в абсолютной нищете. Эти нации нуждаются в содействии со стороны более богатых стран, в том, что мы будем считать естественным долгом, когда осознаем внутреннюю связь между всеми людьми. С ростом такого осознавания граждане более богатых стран будут развивать и поддерживать все больше частных инициатив, помогающих беднякам в развивающихся странах. Мелкомасштабная помощь на основе личных контактов часто оказывается весьма эффективной.

3. Суфизм — и духовность в целом — действительно приведет, выражаясь в данном ключе, к фундаментальным изменениям в работе капиталистической рыночной системы. Экономика станет более духовной. Укрепить эти изменения может правительство. Хотя рыночная система действует посредством свободного взаимодействия участников, на правительствах по-прежнему лежат некоторые основополагающие задачи, которые гораздо эффективнее могут быть выполнены в более духовной атмосфере. В первую очередь, подобная атмосфера будет вдохновлять большее количество членов правительства и чиновников выполнять работу с идеализмом и честностью. Это основа хорошего управления, которая станет неотъемлемой составляющей успешного развития. В свою очередь, это означает, что целью политиков должно быть не только получение голосов на выборах, как иногда предлагалось экономическими моделями. Порой им придется стремиться к более высокому идеалу, даже если неясно, получат ли они достаточную поддержку за короткий срок. Замечательно выразил это Макс Вебер:

Только у того, кто уверен, что не будет сломлен, если мир - рассматриваемый с его точки зрения - чересчур глуп или чересчур плох для того, что он предлагает, - так что он сможет сказать всему этому: «тем не менее» - только у него есть «призвание к поли* тике»186.

Создавая импульс для более честных и идеалистических правительств, более духовная атмосфера даст больше демократической поддержки для тех правительственных курсов, которые благотворны для общих и долгосрочных интересов, но требуют кратковременного принесения в жертву отдельных интересов.

Основные экономические задачи правительства в свободной экономике следующие:

а) Как мы видели в главе II, рыночная экономика может удовлетворительно функционировать только при сохранении конкуренции. Неотъемлемой задачей правительств является обеспечение условий конкуренции

путем запрета картельных соглашений и слияний и поглощений, угрожающих конкуренции. Такие действия могут лучше всего выполняться полуправительственным органом, способным рассматривать очень сложные случаи с пониманием и честностью.

б)      В прошлом экономический рост часто бывал нестабильным и характеризовался циклами подъема и спада, что, в свою очередь, приводило к инфляции и безработице. Это было крайне убыточно и болезненно для пострадавших групп населения. В экономическом росте может быть создан лучший баланс при помощи антициклической монетарной и бюджетной политики. Но в большинстве стран бюджетная политика находилась под таким сильным политическим давлением, связанным с расходами или снижением налогов, что фактически она была проциклической: больше расходов в периоды подъема, когда увеличиваются налоговые сборы, и противоположное при экономическом спаде. Функционирование рыночной экономики значительно улучшилось бы, если бы политики и общественное мнение понимали и поддерживали более уравновешенные политические курсы.

в)      Мы видели в главе II, что рыночная экономика может приводить к заметным различиям в доходах. Даже при наличии разумной конкуренции инновации в крупных фирмах могут создавать значительные прибыли. Талантливые люди могут требовать высоких доходов на рынке. А экономическое развитие может вызывать крупные незаслуженные увеличения стоимости земельной собственности. Для смягчения этих различий в доходах желательна прогрессивная система налогообложения, включающая налоги на увеличение стоимости земли. Это может сочетаться с системой социального страхования, обеспечивающей минимальные доходы для тех, кто болен, нетрудоспособен или не может найти работу. В обществе, в котором глубоко ощущаются социальные ценности, подобные корректирующие налоги будут признаны более широко. В этой связи интересно, что говорит Хазрат Инайят Хан с мистической точки зрения:

Решение этой проблемы состоит в том, что каждое общество должно адекватно обеспечивать пять главных потребностей каждого индивидуума: пищу, одежду, кров, образование и медицину. Невыносимо думать, что многие умирают без пищи и одежды. Если человечество откроет глаза на самый критический момент, когда-либо возникавший в мире, то решение этой проблемы станет первоочередной задачей.

Теперь возникает вопрос: как можно это выполнить? Это может быть сделано без труда, если те, чей доход превышает необходимый для удовлетворительной

жизни, отдали бы его половину обществу и если те, кто оставляет свою собственность детям, отдали бы половину этой собственности на благо общества187.

Однако увеличившееся значение международного движения капитала в нынешней мировой экономике затрудняет введение подобных прогрессивных налоговых систем. Поскольку страны стараются привлечь потоки капитала, которые способны стимулировать их рост, они могут быть склонны к тому, чтобы уменьшать налоговое бремя для иностранных инвесторов. Это может привести к разновидности налоговой конкуренции в снижении налогов на доход от капиталовложений, корпоративных налогов и предельных ставок налога на прибыль. Для удерживания этой тенденции в рамках справедливости желательна определенная международная координация,

г)      Наконец, существует важнейшая задача по защите окружающей среды. В начале главы II мы уже заметили, что решением могла бы стать интернализация — посредством специальных налогов или сборов — тех издержек предприятий, которые связаны с предотвращением загрязнения окружающей среды. Это может быть весьма эффективным, так как для улучшения окружающей среды использовался бы ценовой механизм. Было бы легче проводить в жизнь подобную политику, если бы стало распространенным уважение к природе, так что индивидуумы и коммерческие структуры предпочитали бы более естественные и безвредные продукты и технологии.

В сегодняшней глобализированной мировой экономике эти правительственные задачи требуют все большей международной координации. Связанные с их разрешением проблемы и курсы действий не замыкаются исключительно в национальных границах. Они распространяются за их пределы. Я упоминал об этом ранее в связи с прогрессивными системами налогообложения. Это еще более очевидно относится к налогам, связанным с окружающей средой, так как они влияют на конкурентную ситуацию для определенных отраслей промышленности в отдельных странах, в то время как благоприятные воздействия на окружающую среду не знают национальных границ. Таким образом, это является важной задачей для ООН и ее специализированных органов. Основную ответственность в этой области несет Всемирная торговая организация. Одной из причин яростных протестов против ВТО во время конференции в Сиэтле в 2000 году было то, что ее рассматривают как организацию, проводящую либерализацию торговли без учета воздействия на окружающую среду. Но фактически нам необходима эта организация, чтобы осуществлять жизненно важное международное сотрудничество по вопросам, связанным с окружающей средой. ВТО могла бы стимулировать входящие в нее страны к тому, чтобы принимать эффективные меры для защиты окружающей среды. Я предлагал также в соглаше

ниях о либерализации торговли взимать определенные минимальные уровни налогов или других ограничительных мер на энергию и другие загрязняющие агенты, поступающие из других стран188. Это означало бы, например, что если страна отказывается от сотрудничества с использованием общепризнанных уровней налогов на энергию (как в случае с намерениями США в связи с Киотским соглашением), то другие страны будут иметь право наложить импортные пошлины на энергоемкие товары из этой страны. Такой шаг восстановил бы равные условия конкуренции. Ясно, что это еще больше осложнит торговые переговоры, но это был бы наилучший способ сочетать либерализацию торговли с эффективной политикой по защите окружающей среды. ВТО уже начала вводить в свою рабочую программу вопросы, связанные с окружающей средой.

Как мы видели, чрезвычайно протекционистские системы, использовавшиеся индустриальными странами в сельском хозяйстве, несправедливы по отношению к развивающимся странам и вредны для животных и естественной окружающей среды. Необходимо фундаментальное изменение этой политики. Для либерализации торговли необходимы перемены, в то время как сейчас громадные финансовые ресурсы используются для гарантирования цен, значительно превышающих те, что мог бы использовать мировой рынок для поддержки более естественных, более благоприятных для животных сельскохозяйственных методов и для поддержки доходов минимально эффективных фермеров. Было бы весьма полезно, если бы более духовный образ жизни привел к снижению потребления мяса. В то же время это сделало бы более эффективным землепользование и расходование постепенно истощающихся водных ресурсов.

Конкурентная, монетарная и фискальная политика также обладают важными международными воздействиями. Поэтому все более и более желательна международная координация в этой области. Над этим уже работают международные институты, но это трудная задача. Трудность проистекает из того факта, что большинство решений по-прежнему должны приниматься представителями стран, защищающих собственные национальные интересы и собственную точку зрения. Если они чересчур отождествятся с этим ограниченным суждением, из вида будет упущено огромное преимущество совместной работы. Может возникнуть национальный эгоизм. И здесь духовное и религиозное вдохновение вновь может оказаться именно тем, что нужно. Такое вдохновение поможет расширить сознание для учета интересов всех наций. Прислушиваясь друг к другу с открытым разумом, легче достичь консенсуса. К тому же может возникнуть готовность доверить определенные важные задачи сверхнациональным органам.

4. Неправительственные организации (НПО) — как «гражданское общество» — приобретают компенсирующее влияние там, где для защиты или достижения определенных социальных ценностей недостаточно объединенной дея

тельности бизнеса, влиятельных групп, частных лиц и правительств. Это может случиться по различным причинам.

а)      Это может быть важный социальный вопрос, который еще недостаточно очевиден для демократического аппарата правительства. Неправительственная организация может привлечь общественное сознание к частной проблеме.

б)      Для решения определенных социальных проблем не всегда хватает законов и действий правительства. Тонкое и проникающее влияние гражданского общества порой может оказаться более эффективным в плане влияния на коммерческие компании, отдельных лиц и местных чиновников.

в)      Многие важные социальные ценности сейчас могут эффективно обеспечиваться только посредством международного сотрудничества. Часто этому препятствует национальный эгоизм. Вот почему мы видим, что НПО играют все более и более важную роль на конференциях ООН. Трудность развития состоит в том, что все эти организации сфокусированы на особых социальных интересах, часто до известной степени конфликтующих. Поэтому существенной задачей международного управления остается оценка. Растущее духовное вдохновение облегчит достижение уравновешенного консенсуса, способного послужить основой международного управления.

Пока я работаю, я чему-то учусь; пока я думаю, я что-то понимаю; пока я говорю, я чему-то учу; пока я безмолвствую, я чего-то достигаю.

Полное собрание изречений, 920

2. Политика в развивающихся странах

Мы видели, что многие развивающиеся страны стоят перед глубоко укоренившимися проблемами в достижении сбалансированного прогресса. Имеется разрыв между современным сектором экономики и массой бедняков, работающих в растущем неформальном неконтролируемом секторе экономики, находящемся вне правовой системы. В то же время эти страны борются с напряженностью между религиозными и социальными ценностями и материальными приманками и мотивацией рыночной экономики. Вместе два этих фактора легко могут привести к общественным беспорядкам и коррупции. Каков наиболее многообещающий подход для преодоления этих препятствий?

Причина социального разрыва между богатыми и бедными заключается в том, что правовая и бюрократическая системы крайне затрудняют легализацию бедняками их собственности. Эрнандо де Сото вместе с командой исследователей попытался законным образом организовать небольшое предприятие на окраине Лимы, столицы Перу. Его команда усиленно трудилась, чтобы зарегистрировать это предприятие, и в конце концов это удалось — но заняло 289 дней. Для получения официального разрешения на застройку на правительственной земле потребовалось 6 лет и 11 месяцев. Наконец, чтобы получить имущественные права на эту землю, потребовалось 728 административных действий189. Схожие проблемы были в других развивающихся странах. Это действительно кажется непреодолимым препятствием! Чтобы направить энергию множества людей на выгодный рост капиталистической рыночной экономики, необходимо решить эту проблему. Для интеграции неформального сектора нужно упростить правовую систему в развивающихся странах: должна стать доступной официальная имущественная система, так чтобы все люди могли работать по одному всестороннему социальному контракту. По всей видимости, это возможно только в том случае, если правовая система с ее бюрократическими процедурами будет упрощена, либерализована и приведена в большую гармонию с культурой и обычаями неформального сектора. Сложные системы планирования, которые правительства этих стран переняли от западных ученых и правительств, не гармонируют с самобытной культурой населения.

Но — как было отмечено ранее — решение проблемы имущественных прав для бедных может быть полностью эффективным только в том случае, если правовая система будет адаптирована и в других отношениях, важных для функционирования рынка ценных бумаг и кредитного рынка. Такие реформы также должны учитывать интересы бедняков и находиться в гармонии с национальной культурой.

Целью реформы должно быть создание экономической свободы с оптимальными возможностями для бедных вступить в правовую систему и работать в ней. Это должно сочетаться с обновлением социальных ценностей, основанных на более универсальной духовности. Эта мотивация требуется нам также для поощрения честности и идеализма в правительстве.

В то же время развивающимся странам крайне важно найти правильный баланс между действием и медитацией. В их религиях присутствует «потусторонняя» тенденция. Большую важность для них имел бы путь достижения в ракурсе духовного роста, которому учил Хазрат Инайят Хан. Когда такая вдохновляющая перспектива будет побуждать большее число людей браться за мирскую деятельность, а их правительства откроют двери либерализованной рыночной экономике, пойдет экономический рост. С другой стороны, рост в развитых странах, возможно, замедлится из-за лучшего баланса между внутренней жизнью и внешней деятельностью. Такое развитие создаст большее равновесие между различными частями мира.

Когда правовая система охватит неформальный сектор, когда установится порядок в управлении и развивающиеся страны выйдут на мировой рынок—важную роль сыграет содействие развитию, особенно в сферах образования (мужского и женского), социально-бытовых нужд и кредитования малого бизнеса. Приток частного капитала мог бы в таком случае стимулировать стремительное экономическое развитие. Мы наблюдали это в ряде так называемых «отсталых экономик», успешно увеличивших свой национальный продукт и благосостояние за последние 20 лет — например, «азиатские тигры»: Тайвань, Южная Корея, Малайзия и Таиланд.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.