Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 19>



Для второй половины XIX века заслуживают особого упоминания двухтомная «Настольная музыкальная энциклопедия» О. Пауля, двенадцатитомный «Музыкальный энциклопедический словарь» Х. Менделя и, конечно же, «Музыкальный словарь» Гуго Римана, переиздающийся до сих пор.

Среди немецкой справочной литературы XX века назову авторитетный, выдержавший ряд изданий словарь Х. И. Мозера и многотомную энциклопедию «Музыка в истории и современности». Мною использовались также музыкальные энциклопедии Франции (в том числе «Музыкальный Лярусс») и Англии (постоянно обновляемый «Словарь музыки и музыкантов» Дж. Гроува). Из американских источников упомяну «Гарвардский словарь» В. Эйпла и Р. Т. Дениэла, «Международную энциклопедию музыки и музыкантов» О. Томпсона.

Что касается справочной литературы на русском языке, особый интерес представляет прежде всего труд, носящий длинный и витиеватый заголовок: «Методический опыт, каким образом можно выучить детей читать музыку столь же легко, как и обыкновенное письмо, с французского языка переведен на российской Е. С. » В «Прибавлении» к этой книжице, вышедшей в Москве в 1773 году, «изъясняются» около полусотни «технических музыкальных терминов».

Из справочников, принадлежащих уже XIX веку, упомяну популярнейший терминологический словарь, составленный А. Гаррасом, первое издание которого вышло в 1856 году. Затем, переработанный и дополненный (по предложению издателя П. Юргенсона) князем В. Ф. Одоевским, русским ученым, писателем и музыкальным критиком, словарь выдержал двадцать изданий и был снова выпущен еще в 1930 году. Я обращалась также к появившимся в советское время словарям И. Цадика, А. Должанского, К. Сеженского, Ю.

Юцевича, к «Путеводителю по концертам» Б. Асафьева, к «Словарю иностранных музыкальных терминов» Т. Крунтяевой, Н. Молоковой, А. Ступеля, переиздающемуся по сей день, не говоря уже о шеститомной советской «Музыкальной энциклопедии».

Сведения о музыкально-исполнительскойтерминологии содержатся и в старинных

— XVIII века — трактатах, пособиях по теории музыки, руководствах по пению (П. Този), по игре на флейте (И. Кванц), скрипке (Леопольд Моцарт), в клавирных школах (Ф. Э. Бах. Ф. Марпург, Г. Лелейн, Д. Тюрк). Их можно почерпнуть и



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.