Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 18>



Тем не менее еще в первой четверти XIX века французские лексикографы продолжают находиться под влиянием Руссо. Ф. Турбри выпускает в 1821 году под своим

именем сокращенный вариант его словаря. В сокращенном и пересмотренном виде издает труд Руссо в том же году и Ф. Кастиль -Блаз, и тоже «от себя», объясняя это тем, что воспроизводит тексты Руссо «не всегда точно», модернизируя их. Иначе и быть не могло: уточнялись и изменялись значения терминов, появлялись новые понятия.

К словарным источникам первой половины XVIIÏ века на английском языке относятся «Краткое объяснение» анонимного автора и словарь Дж. Грассино, в значительной мере дублирующий труд Броссара.

Наиболее старый словарь на немецком языке — «Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека» И. Г. Вальтера (Лейпциг, 1732). Здесь приведены, помимо толкования терминов, биографические сведения о композиторах. Вальтер использует словарь Броссара, нередко дословно воспроизводя его текст. Примерно к этому же времени относится «Краткий музыкальный лексикон» анонимного автора (1737).

Ко второй половине этого же столетия принадлежат «Введение в основы музыкального искусства» (с толкованием терминов) И. Альбрехта, словарь Г. Ф. Вольфа и «Общая теория изящных искусств» И. Г. Зульцера.

Словарь немецкого композитора и теоретика Г. К. Коха, датированный самым началом XIX века, фиксирует практику и отражает теоретические взгляды второй половины предшествующего столетия, являясь шагом вперед по сравнению со словарем Вальтера и другими немецкими источниками XVIII века.

К началу XIX века относятся также «Объяснение самых замечательных встречающихся в музыке слов» немецкого автора, скрывшегося под инициалами C. F., и английский «Теоретический и практический музыкальный словарь» Т. Базби.

С каждым новым десятилетием число словарей растет. Это и музыкальные энциклопедии, охватывающие весь спектр знаний о музыке, и специальные терминологические словари. Из работ первой половины XIX века отмечу основательный труд П. Лихтенталя — лингвиста, доктора медицины, композитора, музыковеда. Его четырехтомный «Словарь и библиография музыки» вышел первоначально на итальянском языке в Милане (1826), а затем — на французском — в Париже (1839).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.