Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 11>



ш т е й н, 1987, 44). Символ > в партитуре IX симфонии «Из Нового Света» Дворжака означает, по наблюдению американского дирижера Э. Лайнсдорфа, tenuto вместо обычного сокращенияten. или горизонтальной черточки над нотой (Л а й н с д о р ф, 104).

Появление адресованных исполнителю указаний в европейской музыке датируется обычно самым концом XVI — началом XVII века. Понадобилось полтора столетия, чтобы они сложились в более или менее стабильную систему.

Включение в нотный текст словесных разъяснений музыки явилось естественным завершением процесса все более полного письменного закрепления композитором своего сочинения. Напомню, что само понятие «музыкальное произведение» предполагает определенную степень полноты отображения музыки в нотной записи. Ранние формы средневекового невменного письма, бывшие лишь наброском музыкальной мысли и служившие своеобразным подспорьем для памяти, вполне удовлетворяли потребности музыкантов. Мелодия в этой по преимуществу вокальной музыке отличалась импровизационной свободой, а ее метроритмический рисунок определялся словесным текстом. К тому же существовала прочная традиция — те нормы сочинения и исполнения музыки, которые были приняты в данной среде.

Мощным толчком в направлении все большей стабилизации музыки и все более подробной ее фиксации в нотном тексте явилось развитие — особенно с эпохи Ренессанса

— инструментальной музыки как самостоятельной сферы искусства. Однако лишь с XV века происходит осознание музыкального произведения как особой эстетической категории, как продукта индивидуального композиторского творчества, фиксируемого в нотном тексте и предназначенного к тому, чтобы оно могло пережить своего создателя. Постепенное отчуждение музыкального произведения от автора, " разделение труда" между композиторами и исполнителями требовали, чтобы композитор все более полно и точно отображал в нотной записи сочиненную им музыку (подробнее об этом см.: Ко р ы ха л о в а, 7—14).

Дополнявшие нотный текст словесные разъяснения и символические знаки отвечали этой потребности. Замечу также, что развитию э того слоя нотного письма способствовала теория аффектов, имевшая широкое распространение в эстетике XVII — XVIIÏ веков. «Как вообще музыка есть выражение страстей, — писал в своей «Клавикордной школе» Г. Лелейн, — например р а д о с т и или



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.