Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 17>



Другим источником для этой книги послужили, конечно же, музыкальные энциклопедии и музыкально-терминологическиесловари на нескольких европейских языках. По ним можно определить время появления термина, проследить эволюцию его смысла, выявить оттенки значения. Разногласия в определении тех или иных ремарок, нередко наблюдаемые в справочной литературе, отражают, как правило, далеко не единообразное их использование в музыкальной практике, позволяя понять, как складывалось и изменялось их значение. В этом смысле поучительно сопоставление данных из одного и того же справочника в разных по времени выпуска изданиях.

Помимо основательных, сделанных на серьезном научном уровне лексиконов, мною использовались словари, адресованные широкому кругу любителей музыки и учащимся. Для целей данной книги и они представляют не меньший интерес, чем фундаментальные справочники. В них, со всеми их погрешностями и неточностями, бывает отражено понимание того или иного термина в музыкальной практике соответствующего периода.

Интересующие нас термины, относящиеся к исполнению музыки, появляются в словарях начала XVIII века. Драгоценным источником, фиксирующим их значение в конце предшествующего столетия, является вышедший в 1701 году в Париже «Словарь греческих, латинских и итальянских терминов... » Броссара, французского композитора и теоретика. Его фундаментальный труд — первый музыкально-терминологическийсправочник на французском языке.

Несколькими десятилетиями позже появился «Музыкальный словарь» Жан-ЖакаРуссо. Выдающийся французский писатель, композитор, музыкальный деятель, Руссо, вместе с Дидро, Д’Аламбером и другими просветителями, принял участие в создании знаменитой французской «Энциклопедии». В этом многотомном издании, отразившем достижения науки и искусства первой половины XVIII века, Руссо принадлежат статьи о музыке. В дальнейшем, переработав их и дополнив новыми понятиями, он публикует «Музыкальный словарь», первое издание которого вышло в Женеве в 1767 году.

В 1791 году Фрамери и Генжене предпринимают своего рода ревизию этого труда. В своей «Методической энциклопедии» они обильно цитируют текст Руссо и тут же, в той же словарной статье, приводят мнения других специалистов, нередко опровергающих утверждения французского просветителя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.