Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 7>



Я не говорю уже о хорошо известной связи между указаниями темпа и характера музыки. Так, медленные темпы (Lento, Largo, Adagio, Grave) различаются между собой не столько разной скоростью (более или менее медленное движение), сколько разным характером музыки. Не случайно так трудно провести строгое разграничение между указаниями характера музыки и определениями ее темпа. Следует ли, скажем, относитьgrave, maestoso илиvivo к темпу, или это скорее определения характера музыки с сопутствующей темповой характеристикой?

Подобное совмещение значений легко объяснимо. Ведь в музыке образные, темповые, динамические и артикуляционные характеристики связаны между собой самым тесным образом1. Многозначность исполнительских указаний, их комплексный характер затрудняют и их понимание, и их изучение.

Еще одна причина трудностей, с которыми сталкиваются и музыкант-практик, и исследователь, заключается в том, что исполнительские обозначения представляют собою открытую группу, на периферии которой размещаются редко употребляемые или даже единичные выражения (лингвисты называют их окказиональными).

Вряд ли можно отнести к музыкальным терминам те сугубо индивидуализированные (обычно развернутые) определения характера музыки, которые вписывает в нотный текст своего сочинения тот или иной композитор. Между тем в «Словаре иностранных музыкальных терминов» Т. Крунтяевой, Н. Молоковой, А. Ступеля такого рода выражения представлены во множестве. Откроем этот справочник. «Dans un vertige —

головокружительно» — значится здесь. И в скобках указан источник, где это французское выражение встретилось составителям: «Прометей» Скрябина. Или еще, тоже французское:

«Avec de brusques oppositions d'extrê me violence et de passionné e douceur... — с внезапными вспышками неистовой силы и страстной нежности (Дебюсси. Прелюд “Ворота Альгамбры”)». Перелистнем еще несколько страниц. «Muito cantado a note

1 А. Кристиани предлагает следующую любопытную аналогию (" полную" аналогию, по его выражению) между динамическими итемпово-агогическимиобозначениями. Пяти оттенкам силы звука ( рр , р, mf, f, ff ) соответствуют, по его мнению, пять градаций скорости движения: очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро; два обозначения динамических процессов (crescendo иdiminuendo) находят аналогию в указанияхaccelerando иritardando; непосредственную смену силы звука ( fp , pf ) он сопоставляет с обозначениямиmeno mosso, più vivo (stretto) и т. д.; наконец, акцентам sf, fz , > и др. соответствуют агогические акцентыtenuto, ^, фермата (C h r i s t i a n i, 248).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.