Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 10>



Разумеется, нет правил без исключений. Шуберт, скажем, уже переступает в своем творчестве порог романтизма, но обозначений темповых процессов (то есть указаний на замедление и ускорение движения) у него меньше, чем у Бетховена. Так, ни одной ремарки

такого рода вы не найдете в Сонате Шуберта ля мажор, оп. 120, или в фа -минорной
Фантазии, оp. 103 (см.: N e w m a n, 1975, 531).  

В дальнейшем насыщенность нотного текста исполнительскими указаниями все более связывается с индивидуальной манерой автора. Французские композиторы Сен-Санси Сати — современники, ноСен-Сансвыставляет исполнительские указания крайне скупо, в то время как опусы Сати изобилуют самыми редкостными, необычными ремарками. Рахманинов, при всей эмоциональной насыщенности его музыки, адресует исполнителю немного словесных ремарок. В его 24 Прелюдиях указаний на характер музыки почти нет. Композитор ограничивается лишь самым необходимым, проставляя наиболее употребительные обозначения темпа, динамики, артикуляции. Музыка же его соотечественников Метнера и Скрябина отличается огромным богатством и разнообразием исполнительских указаний, далеко выходящих за рамки привычного набора итальянских

терминов. Исполнителю, берущемуся за сочинения Скрябина, приходится прибегать к словарю французского языка, чтобы понять обозначения, раскрывающие своеобразный мир его музыки, — все эти образы томления, полета, пламени, причудливого танца, волевые импульсы, все оттенки лирических состояний.

Надо принять во внимание и то обстоятельство, что композиторы то и дело пополняют существующую терминологическую номенклатуру, вводя новые обозначения. А.

Герц, например, пытался ввести символ как указание «выдержать звук». Лист предложил и использовал в «Годах странствий» особые графические знаки для обозначения

«crescendo в отношении темпа» ( ) и «diminuendo в отношении темпа» ( ). Знаки эти не привились, а вот излюбленная Дебюсси ремаркаcé dez широко используется композиторами романского ареала. Это французское слово не равнозначно итальянскимritenuto илиritardando, оно имеет свои смысловые оттенки (см. об этом ниже, с. 65—69).

Изучение, да и просто понимание исполнительских указаний отнюдь не облегчается тем обстоятельством, что композиторы подчас употребляют общезначимые указания в том особом значении, с каким связано в их представлении данное слово или знак. Скажем, sotto voce у Шопена, по предположению Я. Мильштейна, является обычно указанием на взятие левой педали (М и л ь -



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.