Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 6>



Многие исполнительские указания, помимо основного, уже достаточно емкого

смысла, имеют дополнительные (коннотативные) созначения. В качестве примера терминов с двойным значением приводят обычно слова smorzando илиmorendo, которые означают и «затихая» и «замедляя».

Но есть и другие, не столь известные п римеры. Возьмем, скажем, обозначение forte. Казалось бы, это слово значит только одно: предписание играть громко. Между тем в старинных руководствах это указание прочно связано с определенным характером музыки. F — «с горячностью (vé hé mence)», fff — «с очень большой горячностью, чтобы выразить преувеличенную страсть и т. д. » (В г о s s а г d, 27). Динамические указания в музыке действительно имеют не столько акустический, сколькохудожественно-эстетическийсмысл. Adiminuendo? Как мы увидим далее (см. с. 119), это слово могло иметь сопутствующее значение, указывая не только на уменьшение силы звука, но и на некоторое замедление темпа.

Risoluto (решительно) характеризуется в словаре Пансерона как «исполнение мужественное и живое, с интонированием очень ясным и скорее раздельным, чем связным»; при этом, как указывает автор, эта помета обычно предполагает некоторое ускорение темпа (Р a n s e r о n, 23). Иными словами, терминомrisoluto предопределяется не только характер музыки, но и — в определенной степени — манера артикулирования, а также темп. Еще одно указание на характер музыки —cantabile (певуче)—обычноявляется и артикуляционным обозначением, предусматривая, как правило, легатную манеру игры. Carezzando (лаская, ласково), помимо Характера, указывает на прием взятия звука — поглаживание Клавиши кончиком пальца. Spianato — «просто», «безыскусно», «естественно», «без аффектации и вычурности», предполагает наряду с этим полную связность и выровненность звучания, без толчков, без «придыханий» при переходе от звука к звуку. Stentato — «с усилием», «с трудом», требует форсированного звучания, сдержанного темна, даже некоторого замедления.

Обращение к истории бытования терминов позволяет обнаружить еще более неожиданные вещи. Так, по справочникам XVIII века, Moderato, которое мы воспринимаем как чисто темповое указание, могло также обозначать само по себе силу звука — среднюю междуforte иpiano. Presto в это же время определялось не только как «быстрое и бодрое движение»; его рекомендовалось применять там, «где надобно петь или играть громко,

полным голосом» (Kurzgefasstes Lexicon, 295).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.