Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





<стр. 4>



Известно, что композиторы подолгу раздумывают над текстом этого «письма», стараясь найти наиболее точное и ясное выражение своей мысли. Однако всегда ли, принимаясь за работу над произведением, бываем мы внимательны к авторским указаниям? А если даже и стремимся вникнуть в нотный текст, всегда ли правильно понимаем, что в нем написано?

Надеюсь, что среди читателей этой книги никто не похож на того полуанекдотического дирижера, который, говорят, повелительно указывал оркестрантам: «Резче, резче! Rubato, rubato! » полагая, очевидно, что rubato происходит от слова «рубить». Надеюсь также, что сегодня никто уже не думает, чтоl’istesso tempo означает «в темпе Листа»... И все же, при самом внимательном, самом бережном отношении к потому тексту сочинения, всегда остаетсячто-топонятое приблизительно, неверно или даже вообще непонятное.

Речь идет в первую очередь о тех словесных, а также символических обозначениях (буквах, цифрах, графических тиках), которыми более или менее обильно уснащены нотные тексты музыкальных произведений. Обозначения эти относятся к характеру музыки,

содержат указания темпа и его колебаний, динамики и артикуляции, касаются техники исполнения. Их называют обычно исполнительскими указаниями или музыкальноисполнительскими терминами в отличие от знаков, передающих метровысотную сторону музыки, — нотных головок со штилями, пауз и пр.

Винить музыкантов-практиков, а тем более тех, кто только учи тся музыке, в недостаточном знании этих обозначении трудно. Если мы обратимся к музыкальным справочникам, энциклопедиям, словарям, авторами которых являются специалисты, то даже в самых авторитетных из них мы найдем немало неясносгей, неточностей и противоречий. И это естественно. Область исполнительских указаний трудна не только для освоения еемузыкантом-пракгиком. Она чрезвычайно сложна и для исследователя. На то есть свои причины. Главная из них — своеобразие этих ремарок как музыкальных терминов особого рода.

Как известно, термин — это слово (или словосочетание) в специальном значении, используемое в той или иной отрасли знания. Термин однозначен (или, как говорят лингвисты, моносемичен) и лишен экспрессивной выразительности, характерной для многих слов обычного языка, он стилистически нейтрален. Термин точно, строго, лаконично обозначает данное понятие, явление, предмет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.