![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 39.2⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22 ЗАНЯТИЕ 39.2 Тема: дифференциация звуков [к] и [г], [к] и [г]. Цели: О учить учащихся различать звуки [к] и [г], [к*] и [г] в словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в интонационном выделении звуков. Ход занятия 1. Определите, есть ли звуки [к] или [г] в слове «погода». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Произнесите это слово так, чтобы четко был слышен звук [г]. — Запишите это слово в тетрадь. Аналогичная работа со словами: Луга, огонь, вагон, флакон, рога, нога, лопатка, палатка, рукава, маргарин, угон, макароны, сёмга, колокол, бригада, выгода, колосья, сокол, кулак, горох, газон, погоны, загон, покой, кулёк, морковка, магазин. 2. Сравните слова «голос», «колос». — Одинаковые они или разные? — Что обозначает слово «голос»? — Что обозначает слово «колос»? — Чем по звуковому составу отличаются эти слова. — Произнесите слово голос так, чтобы четко был слышен звук [г]. — Произнесите слово «колос» так» чтобы четко был слышен звук [к]. — В слове «голос» на первом месте стоит звук [г], а в слове «колос» на первом месте стоит звук [к]. Все остальные звуки в этих словах одинаковые* — Запишите эти два слова друг под другом в тетрадь. Аналогичная работа со словами: «гости» — «кости», «горка» — «корка». 3. Вы уже знаете, что глухой звук [к'] имеет звонкую пару — [г*]. Сейчас мы будем упражняться в выделении звуков [к'] и [г*] в словах. — Определите, есть ли звуки [к*], [г*] в слове «кислый». — Произнесите слово «кислый» так, чтобы четко слышался звук [к']. — Какой буквой обозначается звук [к']? («к») — Какую гласную букву нужно написать после звука [к'] в слове «кислый»? (и) — Запишите в тетради тот слог этого слова, в котором находится звук [к']. (Кис.) Аналогичная работа со словами: Кит, киска, кино, гиря, кедр, кивок, кидать, сапоги, собаки, ручки, слоги, кинуть, кисть, фиалки, агент, макет, букет, ноги, гид, пакет, очки. 4. Запишите гласные буквы в слове «ноготки». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Назовите гласные, которые вы записали. («О-овал», «о-овал»,«и».) — Сколько гласных? (Три.) — Значит, сколько слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? (т, к) — Как поведут себя эти согласные при делении на слоги? — При делении на слоги, эти согласные разойдутся в разные слоги. — Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Но-гот-ки.) — Какой первый слог? (но-) — Какой второй слог? (гот-) — Какой третий слог? (-ки) — Назовите последовательно звуки в слоге «но». ([*]. [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «гот». ([г], [о], [т]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ки». ([к'], М) — А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами. — [Н], [о]-[г], [о], [тНк'], [и]. — Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры. — Но, «о-овал», гот, «о-овал», ки, «и». — Проговорите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слога. — Простучите слово, выделяя ударный слог. — Запишите ритмический рисунок слова. -ххХ. Аналогичная работа со словами: Уголки, кенгуру, отгадка.
ЗАНЯТИЕ 39.3 Тема: дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г*]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [к] и [г], [к'] и [г'] в словах; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [к] и [г], [к'] и [г']. — Определите, есть ли звуки [к] и [г] в слове «попугай». — Произнесите слово «попугай» так, чтобы четко был слышен звук [г]. — Запишите в тетрадь только слог этого слова со звуком [г]. (Гай.) Аналогичная работа со словами: Рукав, нитка, газета, кочерга, магазин, рогатый, макароны, богатый, берега, лопатка, баранка, собака, карета, ковыль, карты, гармонь, огурец, огонь, коготок, сокол, толчок, скворец, сковорода, гордый, гавань, погоняй, токуют, карандаш, выгода, тугой, прыгать, ведерко, молоко, 3. К слогам из левого столбика подберите слоги из правого столбика, чтобы получилось слово. Запишите это слово в тетрадь, подчеркни слоги с буквами «к», «г».
3. Запишите слова в три столбика. В первый столбик — слова со звуком [г] звонким. Во второй столбик — слова со звуком [к] глухим. В третий столбик — слова, в состав которых входят и звук [г] и звук [к]. Палатка, ягода, ягодка,.погода, яблоко, голос, колос, гости, кости, загадка, выгода, кочка, коготок, прогулка, дуга, недолго, мелькал, гордость, иголка, ковёр, бегут, галка, погоня, пуговица, гаснет, гармошка, календарь, кукуруза, голубка, утка, прыгать, игрушка, стружка, книга, поговорка. 4. Вставьте буквы «к» и «г» по смыслу, запишите в тетрадь. Уголь, ва...он, у...сус, по...ода, у...оль, лав...а, ...амень, ...усты, ...рафин, я...ода, ...аль...а, с..аз...а, я...од...а, ...олуб...а, за...ад...а, ...ро...одил. 5. Запишите гласные буквы в слове «поговорки». ((Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Назовите гласные, которые вы записали. («О-овал», «о-овал», «о-овал», «и».) — Сколько гласных? (Четыре.) — Значит, сколько слогов? (Четыре.) — Сколько раз хлопнем? (Четыре.) _Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? (Р. к) _Как поведут себя эти согласные при делении на слоги? _При делении на слоги эти согласные разойдутся в разные слоги. — Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (По-го-вор-ки.) — Какой первый слог? (по-} — Какой второй слог? (-го-) — Какой третий слог? (-вор-) — Какой четвертый слог? (-ки) — Назовите последовательно звуки в слоге «по». ([п], [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «го». ([г], [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «вор». ([в], [о,], [р]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ки». ([к'], [и]) — А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами. — [П], [о]-[г], [о]-[в], [о], [р]-[к'], [и]. — Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные и их опоры. — По, «о-овал», го, «о-овал», вор, «о-овал», ки, «и». — Проговорите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слога. — Простучите слово, выделяя ударный слог. Запишите ритмический рисунок слова. — ххХх. Дополнительный материал: коготки, гвоздика. 6. Отгадайте загадку, отгадку запишите в тетрадь. — Кого один раз в год наряжают? (Ёлка.) — Шёрстка мягонька, да коготок востёр. (Кошка.) — Где носом качнёт, там вода потечёт. (Лейка.) _у нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь потечёт. (Сосулька.) — Кто ткёт без станка и рук? (Паук.) — Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. (Книга.) 7. Поэт ошибся, а вы исправьте: Мышка спряталась под «корку», И грызет тихонько «горку».
ЗАНЯТИЕ 39.4 Тема: дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г']. Цели О продолжать учить учащихся различать звуки [к] и [г] в словах в составе предложений. Ход занятия 1. Я читаю предложения, а вы записываете только слова с глухим звуком [к]. Очень скоро город замело снегом. Куртка насквозь промокла. Морковка — любимое лакомство кролика. Несколько горошин закатились под кровать. Могучий дуб раскинул свои ветки. На клумбе росли кусты калины. Голубь гуляет по карнизу. Лёгок на помине. Догадлив не по годам. Капля по каплям и камень долбит. 2. Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова. Собака грызёт ... (гости, кости). В четверг придут ... (кости, гости). Гриша любит хлебную ... (горку, корку). В понедельник весь класс ходил на ... (корку, горку). Коля забил в ворота ... (кол, гол). Строители вбили первый ... (гол, кол). На море много ... (кальки, гальки). У копировщицы много ... (гальки, кальки). В саду цветёт ... (Галина, калина). Катину подругу зовут ... (калина, Галина). Во дворе шла интересная ... (икра, игра). Очень полезна чёрная ... (игра, икра). 3. Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу, запишите в тетрадь. Грызть, под, кость, собака, крыльцом. Грелась, на, гадюка, солнышко. Колхозники, в, складывать, сено, стог. Покрыто, кругом, всё, снегом. Под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревьев. Класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и. Скворцы, из, тёплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются. Дорога, усыпана, вся, галькой. Отправились, на, гурьбой, ребята, прогулка. 4. На сюжетной картине найдите слова со звонким звуком [г]. Это могут быть не только слова-предметы, но и слова-действия и слова-признаки. — Найдите на этой же картине слова с глухим звуком [к]. — Найдите на картине слова со звонким звуком [г']. — Найдите на картине слова с глухим звуком [к']. — Запишите все названные слова в тетрадь. 5. Выучите, запишите в тетрадь: Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
ЛИТЕРАТУРА Ефименкова ЛЛ. Мисаренко ГТ. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопун-кте: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1991. Садовникова ИЛ. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М.: Просвещение, 1983.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.........................................................................3 Звуки речи.................................................................................6 Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда.......................8 Звук [а], строчная буква «а»............................................1I Звук [о], строчная буква «о»....................................................14 Дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о».........16 Звук [у], строчная буква «у»...........^.....................................20 Дифференциация звуков [о] и [у]..............................................23 Звук[ы]...................................................................................27 Гласные строчные буквы второго ряда.....................................29 Звук [и], строчная буква «и»....................................................34 Дифференциация гласных звуков [ы] и [и]................................37 Дифференциация гласных звуков [у] и [и], строчных букв «у» и «и»......................................................43 Звукосочетание [йэ], обозначаемое на письме строчной буквой «е»...........................................................47 Дифференциация звука [и] и звукосочетания [йэ], строчных букв «и» и «е»......................................................49 Дифференциация звукосочетаний (йо] и [йу], обозначаемых на письме гласными буквами «Её» и «Юю».......53 Деление слов на слоги...........................................................57 Звукослоговый анализ и синтез слов........................................60 Ударение..................................................................................'' Твердые и мягкие согласные. (Вводное.).................................84
Дифференциация звуков [н] и [н'] ............................................88 Дифференциация звуков [т] и [т']...........................................101 Дифференциация звуков [д] и [д']...........................................113 Дифференциация звуков [с] и [с']..........................................121 Дифференциация звуков [з] и [з']...........................................134 Дифференциация звуков [л] и [л']..........................................144 Дифференциация звуков [р] и [р']..........................................162 Дифференциация звуков [л] и [р]............................................175 Дифференциация звуков [п] и [т], строчных букв «п» и «т».......191 Дифференциация звуков [б] и [д], строчных букв «б* и «д»........202 Дифференция звуков [ч] и [ц].................................................210 Дифференция звуков [ш] и [щ], букв «ш» и «щ»........ ..............221 Дифференция звуков [ч] и [щ]................................................228 Звонкие и глухие согласные (Вводное)..................................237 Дифференциация звуков [с] и [з], [с'] и [з'].............................242 Дифференциация звуков [ф] и [в], [ф'] и [в']...........................255 Дифференциация звуков [ф] и [в], [ф'] и [в']........... ................266 Дифференциация [п] и [б], [п'] и [б'].......................................275 Дифференциация звуков [т] и [д]. [т'] и [д'].............................288 Дифференциация звуков [к] и [г], [к'] и [г'].............................304 Литература............................................................................316
Серия «Сердце отдаю детям» Зинаида Ивановна Бекшиева КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ Ответственный редактор А. Михайленко Корректор Л. Горбунова Макет обложки: М. Сафиулина Компьютерная верстка: А. Алейникова Сдано в набор 01.11.08. Подписано в печать 21.11.08. Формат 84хЮ81/и. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Гарнитура Школьная. Тираж 3 ООО экз. Заказ № 113 ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 е-таЦ: кагакоуа-?ещх@таП.ги, кагакоуа_пу@ааапе1.ги Тел.: (868) 261-89-60; тел./факс: (863) 261-89-50 Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии ООО «КубаньПечатъ». 350059, г. Краснодар, уж. Уральская, 98/2. Качество печати соответствует качеству предоставленных диапозитивов
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|