Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 28.4



ЗАНЯТИЕ 28.4

Тема:

дифференциация звуков [п] и [т], строчных букв «п» и т. Цель:

О упражнять учащихся в использовании опор при на­писании букв «п» и «т» в составе слов, словосочета­ний, предложений.

Ход занятия

1. Спишите слова, вместо точек напишите строч­ные буквы «л» или «т».

...о...емнел кн...я...ил

...ос... ел ...ома...ный

...ос.авил ...о...емнел

...оро...ил ...ё...ленький

...рочи...ал ...ер...еливый

2. Составьте из данных слов словсочетания: ! Тяжёлая пустая

(т, л)ачка (л, т)ара Старая танцевальная

3. Спишите словосочетания, вставьте буквы «л» или

Час.л» ...оля, ...очка о...оры, ...ачка ва...ы, мес.о ку...ания, ...ляжный кос.юм, ки...айский зон...ик, ...равый бо...инок, у...иная охо...а.

4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Теплоход приходит в (порт, торт). По­бедителю викторины подарили красивый (порт, торт).

Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Старенький дедушка (стал, спал; на палатях.

5. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы «л» и «т».

Нас..у...ила ...ора цве...ения ли...ы... Де...и буду... долго вс..оминать своего ...ервого учи...еля... Лас­очки — ...ерелётные п...тицы... П...енец вспорхнул и с...ря...ался за кусте... Над ...олями с.елется гус-...ой ...уман.

6. Запишите диктуемые слова в три столбика. В пер­вый столбик — слова с буквой «л». Во второй стол­бик — слова с буквой ш». Ав третий столбик — сло­ва с буквами «л» и «т», если они находятся в одном слове.

Почта, портфель, петля, потянул, патрон, писать, пальто, полка, теплоход, воротник, катушка, пусты­ня, палатка, тарелка, лампа, лопата, паркет, пылесос, трамвай, витрина, ступеньки, порт, торт, улитка, па­утина.

7. Прочтите записанные слова с называнием опор букв «л» и «771».

Образец: Почта, л-две, т-три.

 

 

ЗАНЯТИЕ 28.5

Тема:

дифференциация звуков [я] и [т], строчных пиьсменных букв «п» и «т». Цель:

О продолжать учить учащихся написанию диктантов с

проговариванием опор; О уп ражнять в использо вании опор при написании букв

«п» и «т» в составе предложений.

Ход занятия

1. Вспомните опоры букв *п* и «т*. («л-две», *т-три»)

— Сейчас я буду диктовать предложения, вы их будете записывать, а при написании букв «л» и *т* будете проговаривать их опоры.

Наступила весна. Летом тепло. Незаметно прошло жаркое лето. Стоят последние тёплые деньки. Дожд­ливых дней почти нет. В сентябре стоит хорошая по­года. Зашумела у опушек ярко-жёлтая листва. По небу поплыли тяжёлые тучи. И туман и непогоды осень поздняя несёт. Краски природы тускнеют. Готовится к долгой зиме ёжик. Он натаскал в яму траву, жёл­тые листья, мягкий мох и устроил себе уютное гнез­до. В конце сентября на берёзах появляются жёлтые листья. Опадают жёлтые листья. Улитка ползёт по травинке. Улитка спряталась в листве кустарника. Становится холодно, поэтому птицы улетают. Ласточ­ки и грачи улетают в тёплые края. Лебеди, гуси, утки готовятся к отлёту. Пришла зима. Вода в реке потем­нела. Река ночью покрылась тонким льдом. Люди на­дели тёплые пальто, шапки и перчатки. Мне в тёп­лых сапогах не страшён мороз. Дополнительный материал:

Завтра мы пойдём в театр. Стул стоит справа от стола. В реке видны пёстрые камешки и жёлтый пе­сок. Красоту озеру придавали острова. Приставка сто­ит перед корнем. Облака проносились на юг. Ветер кружился по степи. Рано утром путники отправились в путь. Путники устали, но отдыхать решили попоз­же. Саша Петров порезал стеклом ногу. Крепкую друж­бу не разрубишь топором. Паутина тоньше нитки. Папа надел халат. Писатели пишут повести. Поэты пишут стихи. Почтальон приносит почту в почтовый ящик. На потолке сидит паук. Паук плетёт паутину. Дети пропалывали картофель. Кто потерял перчатку? Теп­лоход плывёт по течению реки. Папа помог нести сыну портфель. Птенец выпал из гнезда. Бабушка встаёт с первыми петухами. Пингвины с утра идут к морю. У поросёнка нос — пятачком. Мама испекла порог и торт. Столы стояли впереди стульев. Котёнок запутал нитки. Доктор долго лечит меня от простуды. Появи­лось в небе солнышко и стало рассылать свои золотые лучи. Дождик пролился из тёмной тучки и с громом промчался по небу. Какая-то птичка слетела на зем­лю, посмотрела вокруг и стала клевать просо. Дере­во — одно из прекраснейших и полезнейших созда­ний природы.

В сосне дупло.

В дупле тепло.

А кто в дупле

Сидит в тепле?

 

 

ЗАНЯТИЕ 29.1

Тема:

дифференциация звуков [б] и [д], строчных письменных букв «б» и «д». Целы

О учить учащихся различать звуки [б] и [д] по артикуля­ционным и акустическим признакам;

Ход занятия

1. Послушайте и скажите, какой первый звук в слове «банка»? ([б])

— При произношении звука [б] работают губы. Губы смыкаются между собой, образуют преграду.

— Произнесите несколько раз звук [б], глядя в зер­кало.

— В слове «губы» есть звук [б]. Послушайте, как я произнесу это слово, надавливая голосом на звук [б].

— Посмотрите запись этого слова.

(Логопед на доске записывает это слово, подчер­кивая букву «б».)

— Какой первый звук в слове «дом»? ([д])

— При произношении звука [д] работает язык. Он упирается в верхнюю десну.

(Логопед несколько раз показывает правильное произношение звука [д].)

— Поставьте язык в верхнюю десну, прижмите, ска­жите звук [д], глядя в зеркало.

— В слове «десна» есть буква «д».

(Логопед записывает слово «десна» на доске, под­черкивает букву «д».)

2. Логопед поочередно произносит слова «губы» или «десна», а дети произносят соответствующие звуки, сначала в твердом, а потом в мягком варианте. Прн этом звуки [б] и [д'] в словах «губы» и «десна» выде­ляются логопедом с помощью голоса.

3. Работаем со слогами «ба» — «да».

— Если я говорю слово «губы», то вы будете произ­носить слог «ба», а если я говорю слово «десна», то вы произносите слог «да».

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

бу — ду, бы — ды, бо — до, аба — ада, обо — одо.

4. Определите первый звук в слове «банка».

— Произнесите слово «банка» так, чтобы четко был слышен первый звук. Обратите внимание, чтобы губы смыкались достаточно плотно.

— Определите первый звук в слове «дом».

— Произнесите слово «дом» так, чтобы четко был слышен звук [д]. Обратите внимание на то, чтобы язык достаточно плотно прижимался к десне.

Аналогичная работа со словами: Бак, думать, дуть, башня, бык, дым, дам, дача, до­рога, базар, бусы,

— Определите, есть ли в слове «подарок» звуки [д] или [б].

— Произнесите слово так, чтобы четко был слышен звук [д].

Аналогичная работа со словами: Собака, удар, уборка, зубы, Люда, сады, коробок, ведущий.

 

 

ЗАНЯТИЕ 29.2

Тема:

дифференциация звуков [б] и [д], строчных письмен­ных букв «б» и «д». Цели:

О учить учащихся различать звуки [б] и [д] по артикуля­ционным и акустическим признакам.

О учить различать буквы «б» и «д» по их графическим признакам;

О познакомить с опорами этих букв.

Ход занятия

1. Вспомните, чем по произношению отличаются звуки [б] и [д]?

— Звук [б] произносятся губами, а звук [д] образу­ется при смычке языка с верхней десной.

а) Звук [б] обозначается буквой «б». (Логопед пи­шет на доске строчную букву «б» в увеличенном размере.)

— Буква «б» похожа на белку. Хвост белка держит всегда вверх. (Логопед пририсовывает к букве «б» голову белки и хвост.)

— В слове «белка» есть буква «б». Посмотрите за­пись этого слова. (Логопед записывает на доске сло­во «белка». Учащиеся находят букву «б».)

б) Звук [д] обозначается буквой «д». (Логопед за­писывает на доске строчную пиьсменных букву «д» в увеличенном размере.)

— Буква «д» похожа на дятла, который сидит на дереве. Дятел, долбя дерево, всегда держит хвост вниз. (Логопед пририсовывает к строчной букве «д» голо­ву дятла.)

— В слове «дятел» есть буква «д». Посмотрите на запись этого слова. (Логопед записывает на доске сло­во «дятел». Учащиеся находят букву «д».)

— Итак, «б-белка-хвостик вверх». А «д-дятел-хвос-тик вниз». Это опоры для букв «б» и «д».

2. Сейчас я буду говорить направление хвостиков у белки и у дятла, а вы будете записывать в тетрадях соответствующие буквы.

— Вверх, вниз, вверх, вниз, вниз, вверх, вверх, вверх, вниз, вверх, вниз, вниз, вверх, вверх, вверх, вниз, вниз, вниз, вверх, вниз.

— Сейчас вы прочтете записанные буквы по образ­цу: б-белка вверх, д-дятел вниз.

3. Запишите слоги и буквенные сочетания под дик­товку:

ба-белка-вверх, да-дятел-вниз, бо-белка-вверх, до-дятел-вниз, бу-белка вверх, ду-дятел-вниз, бы-белка-вверх, ды-дятел-вниз;

аба-белка-вверх, ада-дятел-вниз, обо-белка-вверх, одо-дятел-вниз, эба-белка-вверх, эда-дятел-вниз.

— Прочтите записанные слоги и назовите направ­ление хвостика у буквы.

4. Запишите буквенные сочетания в два столбика с буквой «б» и «д».

Аба, уду, ыды, обо, убу, удэ, эбэ, ада, эда, обу, уба.

5. Я читаю слова, а вы запишите букву «б» или «д», которые там есть:

Дорога, работа, дождь, рубль, брызги, убрал, булка, сундук, душ, духи, ребро, радуга, ягода, подоконник, радость, седло, верблюд, борьба, велосипеды, кабаны, брызги, сугробы, абрикосы, бананы, базар, долина, водопад, арбитры, водитель, виноград, подорожник, кидать, падать, бутылка, уборка, ударить, баскетбол, суббота.

 

 

ЗАНЯТИЕ 29.3

Тема:

дифференциация звуков [6] и [о], строчных письменных букв «б» и «До-Цели:

О закрепить с учащимися знание графических призна­ков букв «б» и «д»;

О упражнять в использовании опор при написании букв «б» и «д» в составе слов, словосочетаний.

Ход занятия

1. Угадайте и запишите букву: губы, хвостик вверх? («б»)

— Язык, хвостик вниз. (*д»)

— Губы, хвостик вверх, («б»)

— Язык, хвостик вниз, («д»)

2. Я говорю слова. Вы выделяете звуки [б] или [д], и записываете соответствующие буквы в тетрадь, на­зывая их опоры.

Батон, думать, баран, два, дубовый, кадушка, боч­ка, педаль, медаль, вода.

3. Запись слов под диктовку в два столбика. В пер­вый столбик запишите слова с буквой «б», а во вто­рой столбик — слова с буквой «д».

Столбы, колба, доярка, продукты, одуванчик, соба­ка, облако, рыба, падать, букет, бантик, сентябрь, ар­бузы, садовник, избушка, разбойник.

4. В каком слове заблудился звук? Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

— Чем по звуковому составу отличается слово «боч­ки» от слова «дочки»?

— В слове «бочки» на первом месте стоит звук [б], а в слове «дочки» на первом месте стоит звук [д]. Все остальные звуки в этих словах одинаковые.

Аналогичная работа с предложениями: От бобра бобра не ищут. (Добра.) Нет худа без бобра. (Добра.)

5. Вставьте буквы [б] или [д] так, чтобы получи­лись слова:

лись слова:    
...оро...а ...о...рался .. .о.. .ро.. .ушный
...о...авка ...рига., .а по. ..берёзовик
са...овый ...лю...це по......оро...ок
ле...е...и ...у., .инка ...ро...га
...о...ро ...у...ильник ...о.*.рость
...е...ро ме...ель ...ара...анить
...опт....я    

6. Сейчас вы будете подходить к доске, брать кар­тинку и, не называя, ставить ее к букве «б» или к букве «д».

 

 

ЗАНЯТИЕ 29.4

Тема:

дифференциация звуков [б] и [д], строчных письменных букв «б» и «д». Цели:

О закрепить сучащимися знание графических призна­ков букв «б» и «Д»;

О упражнять в использовании опор при написании букв «б» и «д» в словах в составе словосочетаний и пред­ложений.

Ход занятия

1. Я читаю предложение, а вы называете слова с буквами «б», «д», проговаривая их опоры: «б-белка вверх», «д-дятел вниз».

У Лиды голубой бант. Вадим дал другу булку. Весь день идёт дождь. У бабушки нарядная блузка. На дива­не лежит белая подушка. Завтра будет холодная погода.

2. Написать словосочетания под диктовку. (Если ребенок делает ошибку, то просить его произнести слово, определить букву, проговоритье опору.)

Белая бумага, длинный банан, дальняя дорога, боль­шая радость, голубой бант, бежал по дороге, работал на заводе, брал работу на дом, бегал во дворе, подарок для бабушки, длинная борода, добрая бабушка, рыб­ное блюдо.

3. Записывать под диктовку предложения. При на­писании буквы «д» и буквы «б» проговаривать их опо­ры: «б-белка вверх», «д-дятел вниз».

Летом

Летом братья были у бабушки и дедушки в дерев­не. Недалеко бежала быстрая речка Бобровка. Дети любили удить рыбу до самого обеда. А вечером ребята работали в огороде.

Дополнительный материал: Осень

Наступил октябрь. Люди зябнут в домах. Надо раз­добыть дров, тогда будет тепло. Дедушка купил целую подводу дров. Дядя Боря и Вадим будут их рубить. Младший брат Володя будет убирать дрова в сарай.

ЗАНЯТИЕ 30.1

Тема:

дифференциация звуков [ч'] и [ц]. Цели:

О познакомить учащихся с артикуляционными и акус­тическими признаками звуков [ч'] и [ц];

О учить различать их изолированно, в составе слогов, слов;

О познакомить с опорами букв «ц» и «ч»; О закреплять звукобуквенные связи; О упражнять в интонационном выделении звуков из слов.

Ход занятия.

1. Сегодня мы будем работать со звуками, которые стоят в начале слов «цапля», «чайник».

— Назовите первый звук в слове «цапля», ([ц])

— Назовите первый звук в слове «чайник». ( [ч'])

— Одинаковые они или разные? (Разные.)

— Звук [ц] имеет призвук звука [с], так как в со­став сложного звука [ц] входит звук [с]. Звук [т] со­единился со звуком [с] и получился звук [ц]. Произ­несем поочередно в быстром темпе звуки [т], [с] и послушаем, что получится.

— Вы увидели, что кончик языка находится у ос­нования нижних резцов.

— Звук [ч'] имеет призвук звука [ш], так как в состав сложного звука [ч'] входит звук [ш']. Звук [т'] соединился со слегка смягченным звуком [ш'] и полу­чился звук [ч']. Произнесем поочередно в быстром тем-

пе звуки [т'] и слегка смягченный [ш'] и послушаем, что получится.

— При произношении звука [ч'], кончик языка на­ходится над верхними резцами. Спинка языка сильно выгнута вверх.

— Произнесите поочередно то звук [ч'], то звук [ц] и понаблюдайте за своим языком.

2. Звук [ц] обозначается буквой *ц». (Логопед пи­шет на доске букву «ц».)

— К хвостику буквы «ц» мы пририсуем цепь. «Ц-цепь» — это опора.

— Звук [ч'] обозначается буквой «ч». (Логопед на доске пишет букву «ч».)

— Верхний элемент буквы «ч» похож на чайку. «Ч-чайка» — это опора буквы «ч».

— А теперь я буду показывать букву, а вы будете произносить ее опору. (Логопед поочередно показыва­ет то букву «ц», то букву «ч», а дети произносят соответствующую им опору.)

3. Определите, есть ли звуки [ц] или [ч'] в слогах. Послушайте слог «ац».

— Произнесите слог «ац» так, чтобы все четко ус­лышали звук [ц].

— Покажите-соответствующую букву.

— Запишите этот слог в тетрадь. При написании букв «ч» и «ц» проговаривайте: «ч-чайка», «ц-цепь».

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

Ач, уц, уч, еч, ец, ца, ча, чо, цо, чу, цу, чи, пи, цэ, че, ача, аца, оца, уца, эца, оча, очу, ачи, очи, еча, еца, эца, эча, аци, аче, аце, ацы, ачо, ачу, уцу, ыча, ица, учу, ичу, ича.. он.';

4. Послушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется два раза:

ча — ча — да,
па — ча — ца,
ча — ца — ца,
чо — цо — чо,
чу — цу — чу»
чи — ци — чи,
чу — чу- цу.

— Аналогичная работа с буквенными сочетаниями: назвать, какое из них повторяется дважды:

ача — аца — ача,
аца — аца — ача,
оча — оца — оча,
уча — уца — уца,
учи — учи — - уци,
очу — оцу — очу,
ече — еце — ече.

 

 

ЗАНЯТИЕ 30.2

Тема:

дифференциация звуков [ч] и [ц]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [ч'] и [ц] по их акусти­ческим и артикуляционным признакам в составе слов; О упражнять в применении опор; О упражнять в интонационном выделении звуков [ч] и [ц]; О закреплять звукобуквенную связь.

Ход занятия

1. Вспомните, чем по произношению отличаются звуки [ц] и [ч'].

— При произношении звука [ц] язык упирается в нижние резцы, а при произношении звука [ч'] кон­чик языка находится над верхними резцами. Спинка языка при произношении звука [ч'] сильно выгнута вверх.

— Я показываю букву, а вы четко произносите со­ответствующий звук, глядя в зеркало.

2. Определите, какой звук [ц] или [ч'] есть в слове «цапля».

— Произнесите слово так, чтобы четко был слышен звук [ц].

— Почувствуйте, где лежит язык. Язык упёрся в нижние резцы.

— Определите, какой звук [ц] или [ч'] есть в слове «плач».

— Произнесите слово «плач» так, чтобы четко был слышен звук [ч'].

— Почувствуйте, как язык оттянулся кзади при произношении звука [ч'].

Аналогичная работа со словами:

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, бо­гач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скво­рец, птенец.

Цепь, чувство, чёлка, цвет, чулки, цукаты, цара­пать, чистый, чтение, цветок, пчёлка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек.

3. Я диктую слова, а вы запишете только слоги со звуками [ц] и [ч']. Вспомните, как пишутся «ча» и «чу»?

— После буквы «ч» никогда не пишутся буква «я» и буква «ю».

— При написании букв «ц» и «ч» называйте их опоры.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мель­ницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударни­ца, баловница.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, от­срочка, оцепили, ворчливый, остроконечная, зацвета­ет, отцветает.

4. Запишите слова в два столбика. В первый стол­бик запишите слова со звуком [ц]. Во второй столбик запишите слова со звуком [ч']. В момент написания букв «ц» и «ч» называйте их опоры.

Задача, заяц, мечта, цапля, цепь, чай, улица, пти­ца, туча, больница, пчела, кольцо, яйцо, скворцы, грач, чужой, очки, куница, цыплята, птица, печать, сачок, почерк, лицо, свеча, встреча, оценка, ученик.

 

 

ЗАНЯТИЕ 30.3

Тема

дифференциация звуков [ч'] и [ц]. Цели:

О закрепить у учащихся умение различать звуки [ц] и [ч'] по их акустическим и артикуляционным при­знакам;

О упражнять в их дифференциации в составе слов по

представлению; О упражнять в применении опор; О закреплять звукобуквенные связи.

Ход занятия

1. Определите, есть ли звуки [ч'] и [ц] в слове «гор­чица». (Логопед произносит слово так, как оно дол­жно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите слово «горчица» так, чтобы четко было слышен звук [ч'].

— Для того чтобы был четко слышен звук [ч'], вы надавили голосом на него и попытались протянуть.

— Произнесите слово «горчица» так, чтобы четко был слышен звук [ц].

— А теперь, произнося слово, выделите голосом и звук [ч'] и звук [ц].

— Произнесите и прохлопайте это слово по слогам.

— В каком слоге находится звук [ч*]? (-чи-)

— В каком слоге находится звук [ц]? (ца)

— Назовите последовательно звуки в слове «горчи­ца», делая небольшую паузу между слогами, ([г], [о], [РНч'],[и]-[ц],[а])

— Запишите это слово в тетрадь, называя опоры при написании букв «ц» и «ч».

Аналогичная работа со словами:

Ученица, цветочница, молочница, летчица.

Дополнительный материал:

Цыпляточки, чесночница, чертёжница, учительница.

2. Закончите слова, дописав «ча» или «ца». ули... стол и...   кру...

да... уда... кори...

мельни... ку... ту...

пугови... пти... больни...

зада... горли...

— Закончите слова, дописав слог «чи» или «цы». огур... паль... красави...

кала... вра...  москви...

умель...  уда...  стрел ь... ту... щип... рукодельни...

гра... от... сквор...

3. Измените слово так, чтобы появился звук [ч']. Образец: улица-«ц-цепь», уличный-«ч-чайка». Рукавица — (рукавичка) луковица — (луковичный)

кольцо — (колечко) крыльцо — (крылечко)
огурец — (огуречный) лицо — (личико)
пуговица — (пуговичка) водица — (водичка)
цветок — (цветочек) страница — (страничка)
синица — - (синичка) птица — (птичка)
теплица - — (тепличка) щипцы — (щипчики)

4. Разложите картинки в две стопки. В одну стоп­ку положите картинки, на которыйх предметы-слова со звуком [ц], а в другую — со звуком [ч'].

 

 

ЗАНЯТИЕ 30.4

Тема:

дифференциация звуков [ч*] и [ц]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [ц] и [ч^ в составе слов

по представлению; О упражнять в применении опор,-О закреплять звукобуквенную связь.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем работу со звуками [ч'] и [ц] и соответствующими им буквами.

— Спишите слова, вставляя пропущенные буквы «ц» или «ч», называя при этом их опоры.

...ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., та...ка, ли...о, коне..., вра..., ко...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...-вый, но...ная, ме...татель, по...тальон, гор...и...а, до­те...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ту...а, ...емодан...ик, ...епо...ка, пе...ёнка, ...ыплята, вол...и...а, буфет-...и...а, ...вето...ек.

2. Найдите на сюжетной картине слова со звуком [ц]. Это могут быть не только слова — предметы, но и слова, обозначающие действия, признаки предметов. За каждое правильно названное слово получаете фиш­ку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.

— Найдите на сюжетной картине слова со звуком

К].

3. Составьте словосочетания, используя слова пер­вой и второй строчек. Запишите их. В момент напи-

сания букв «ц» и «ч» проговаривайте их опоры: «ц-цепь», «ч-чайка».

1) Кузнечики, черешня, солнце, котёночек, пуле­мётчица, колокольчики.

2) Печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

 

 

ЗАНЯТИЕ 30.5

Тема:

дифференциация звуков [ч"] и [ц]. Цели:

О упражнять учащихся различать звуки [ч*] и [ц] в сло­вах в составе предложений; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в применении опор.

Ход занятия

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы «ц» или «ч». В момент написания букв «ц» и «ч» проговаривайте их опоры.

Гра...и вьют гнёзда на деревьях... . Весной выво­дят птен...ов.... Гра...и приносят птен...ам ...ервей.... ...ервяки — это добы...а гра...ей... . Не разоряйте пти...ьих гнёзд! Пти...ы — наши друзья.... Они унич­тожают ...ервяков и гусениц... . Берегите пти... I

2. Найдите на картине слова-предметы, слова-дей­ствия и слова-признаки со звуком [ч]. За правильный ответ получаете фишку. Выигрывает тот, круто набе­рет больше фишек.

— А теперь найдите на этой же картине слова со звуком [ц].

3. Составьте предложения из данных слов. Запи­шите их. Подчеркните буквы «ц» и «ч».

Волчица, играть, волчата; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчё­лы, полететь, гречишное, на, поле; пчёлы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четы­ре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

4. Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквами «ц» или «ч».

Снесла курочка ... . Летом целый день печёт... . Лисица охотилась на ..; . Куница утащила .... Среди колокольчиков стрекочут .... Сестрица Алёнушка пе­чётся о ... . Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет... число. Из маленького цыпленка вырастает большая... .

 

 

ЗАНЯТИЕ 31.1

Тема:

дифференциация звуков [ш] и [щ], букв «ш» и «щ». Цели:

О учить учащихся различать звуки [ш] и [щ] по их акус­тическим и артикуляционным признакам;

О учить различать буквы «ш» и «щ» по их графическим признакам;

О познакомить с опорами букв [ш] и [щ];

О закреплять звукобуквенные связи.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем работать со звуками, которые произносятся первыми в словах «шапка» и «щенок».

— Какой первый звук в слове «шапка»? ([ш])

— Произнесите слово «шапка» так, чтобы четко был слышен звук [ш]. ([шшш]апка)

— Какой первый звук в слове «щенок»? ([щ])

— Произнесите слово «щенок» так, чтобы четко был слышен звук [щ]. ([щщщ]енок)

— А теперь поочередно произнесите звуки [ш] и [щ] несколько раз.

— Чем по произношению они отличаются?

— Звук [щ] звучит более мягко, чем звук [ш]. Это достигается за счет большего поднятия спинки язы­ка. Большая выгнутость спинки языка делает этот звук мягче. Произнесите эти звуки еще несколько раз по­очередно и почувствуйте, как выгибается и опускает­ся спинка языка.

— Сейчас я буду говорить слова «мягко» или «твер­до», а вы будете произносить соответствующий звук.

- Мягко, твердо, мягко, твердо, твердо, мягко, твер­до, мягко, мягко, мягко, твердо, мягко, твердо, твер­до, мягко, мягко, твердо,

2. Звук [ш] обозначается буквой «Шш». Логопед пишет на доске строчную букву «ш».

— Звук [щ] обозначается буквой «Щщ». Логопед пишет на доске строчную букву «щ».

— Скажите, чем буква «ш» отличается от буквы «щ»?

— Буква «щ» отличается от буквы «ш» наличием хвостика внизу. У щенка тоже есть хвостик сзади. Шерстка у щенка мягкая. Про букву «щ» мы будем говорить: «щ-щенок с хвостиком», помня при этом, что «щ» звучит мягко и шерстка у щенка мягкая. * Щ-щенок с хвостиком» — это опора.

3. Определите, есть в слоге «ша» звук [ш] или [щ]?

— Произнесите слог «ша» так, чтобы четко был слы­шен звук [ш]. ([шшш]а)

— Определите, есть в слоге «ща» звуки [ш] или

[щ].

— Произнесите слог «ща» так, чтобы четко был слы­шен звук [щ]. ([щщщ]а)

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

шо, що, шу, щу, ши, щи, шэ, ще, аша, аща, ошо, ощё, ушу, ущу, эшэ, эще.

4. Прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется два раза:

. ша — ша — щё, ща — ща — ша; ща — ша — ша, ша — ща — ша; ща — ща — ша, шо — що — шо; ша — ща — ша, щу — шу — щу.

5. Под диктовку запишите буквосочетания. Во вре­мя написания буквы «щ», проговаривайте ее опору. («Щ-щенок с хвостиком».)

Аща, ушу, уща, уша, ошо, ещё, аще, Аше, Яша, яще, ющу, ищу, ишу.

ЗАНЯТИЕ 31.2

Тема:

дифференциация звуков [ш] и [щ], букв «ш» и «щ». Цели:

О учить учащихся различать звуки [ш] и [щ] в словах по их акустическим и артикуляционным признакам;

О учить различать буквы [ш] и [щ] по их графическим признакам;

О учить применять опору букв «ш» и «Щ»;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков из слов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [ш] и [щ].

— Чем по звучанию отличаются звуки [ш] и [щ]?

— Звук [щ] звучит более мягко, чем звук [ш].

— За счет чего достигается такая мягкость?

— За счет большего поднятия спинки языка.

— Чем буквы «ш» и «щ» отличаются по написа­нию?

— Какая опора у буквы «щ»? («Щ-щенок с хвости­ком».)

2. Определите, какой первый звук в слове «шагать».

— Произнесите это слово так, чтобы четко был слы­шен первый звук. ([шшш]агать)

— Определите, какой первый звук в слове «ща­вель».

— Произнесите это слово так, чтобы был четко слы­шен первый звук. ([щщщ]авелъ)

Аналогичная работа со словами:

Щётка, щегол, шапка, щенок, шуба, щука, шахма­ты, шланг, школа, штука, шкура, щека, широкая, шаткая, шишка, щебень, щеколда, швы, шли.

3. Определите, есть ли звуки [ш] или [щ] в слове «выигрыш».

— Произнесите слово «выигрыш» так, чтобы четко слышался звук [ш]. (выигры[шшш])

— Поднимите соответствующую букву. Аналогичная работа со словами:

Ландыш, вешалка, кувшин, кушаем, крыша, роща, площадь, вещи, ящик, чашка, щепка, часовщик, но­сильщик, точильщик, мыши, борщ, защита, ищейка, пещера.

4. Вставьте пропущенную букву.

Ве...и, пи...а, ро...а, тре...ит, та...ить, ово..., пе...ера.

5. Запишите слова в два столбика. В первый стол­бик — слова со звуком [ш], а во второй столбик — слова со звуком [щ].

Клещ, морщина, щеки, плющ, душно, пища, горо­шек, товарищ, дощечка, пушинка^ щепотка, болель­щик, хищник, шарик, шарфик, тельняшка, широкая, штаны, окошко, игрушка, петушок, веснушки.

 

 

ЗАНЯТИЕ 31.3

Тема:

дифференциация звуков [ш] и [щ], букв «ш» и «щ». Цели:

О учить учащихся различать звуки [ш] и [щ] в словах в

составе предложений;. О учить учащихся различать звуки [ш] и [щ] в словах по

представлению; О упражнять в использовании опор.

Ход занятия

1. В названных предложениях назовите слова со зву­ками [ш] и [щ], покажите соответствующую букву. Во время написания буквы [щ] проговаривайте ее опору.

Носильщик несет вещи. В классе яркое освещение. В ящике хранились овощи. Наташа надела тёплый шарфик. Пушкин написал «Сказку о золотом петуш­ке». Порошок хорошо отстирывает бельё. Щипцы ле­жат в ящике. Красная шапочка несла бабушке горшо­чек масла.

2. Спишите, вставляя слова со звуками [ш] или [щ]. Во время написания буквы [щ] проговаривайте ее опору.

Письма опускают в почтовый ... . Для дождливой погоды мама купила красивый ... . Надо отдать чу­жую .... В лесу раздавался птичий .... Мы собирали на огороде сочные ....

3. Найдите на картине слова со звуком [ш]. За

дое правильное слово получаете фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек.

— Найдите на картине слова со звуком [щ].

— Запишите все названные слова. При написании буквы «щ» называйте ее опору.

 

 

ЗАНЯТИЕ 31.4

Тема:

дифференция звуков [ш] и [щ], букв «ш» и «щ». Целы

О учить учащихся писать опорные диктанты. Ход занятия

— Сегодня вы будете писать опорный диктант. Во время написания буквы «щ» вы будете проговаривать: «Щ-щенок с хвостиком».

Щенок ел кашу. Овощи росли на широком поле. Около нашего лагеря большая роща. Миша надел плащ и шляпу. В чаще леса стоит избушка. В избушке жи­вет старушка. Мышка утащила из мышеловки сало. Маша щеткой чистит шубу. Щенки прислушиваются к шуму.

 

 

ЗАНЯТИЕ 32.1

Тема:

дифференциация звуков- [ч] и [щ]. Цели:

О познакомить учащихся с акустическими и артикуля­ционными признаками звуков [ч'] и [щ]; О учить различать их изолированно и в составе слогов; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем работать со звуками, которые стоят в начале слов «щенок» и «чайник».

— Назовите эти звуки.

— Одинаковые они или разные?

— Вспомните, из каких двух звуков состоит звук К]?

— Звуки [т'] и смягченный [ш'] произносятся быс­тро один за одним и получается звук [ч].

— Передняя часть языка достаточно плотно при­жимается к верхней десне и образует смычку. Эту смычку обеспечивает именно звук [т']. А вот в звуке [щ] такой смычки нет, потому что в составе звука [щ] нет звука [т']. Звук [щ] произносится как смягчен­ный звук [ш'].

— Таким образом, звук [ч] отличается от звука [щ] смычкой.

— Вспомните опору буквы «ч». («Ч-чайка»)

— Вспомните опору буквы «щ». («Щ-щенок с хвос­тиком» )

2. Определите первый звук в слоге «ча».

— Произнесите слог «ча» так, чтобы четко был слы­шен звук [ч].

— Запишите этот слог в тетрадь, называя опору при написании буквы «ч».

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

Ща, чо, що, чу, щи, чи, ще, че; ача, аща, очо, ощо, учу, ичу, ущу, ищи, еще, ещё, еща, аче, аще, ыча, ища, ича, ющу, ючу, эча, эща.

3. Послушайте ряд слогов и назовите слог, который повторяется два раза.

ча — ча — ща, чу — чу — щу, ща — ча — ща, чи — щи — щи, ча — ща — ща, чу — чу — щу, чо — ща — чо, ще — че — ще.

 

 

ЗАНЯТИЕ 32.2

Тема

дифференциация звуков [ч'] и [щ]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [ч] и [щ] в словах;

О упражнять в применении опор;

О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Сейчас я показываю букву, а вы называете ее и опору.

2. Назовите первый звук в слове «щавель».

— Произнесите слово «щавель» так, чтобы четко был слышен звук [щ].

— Назовите опору буквы «щ».

— Запишите это слово в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Четко, щи, щепка, чистый, чашка, щеки, чтение, щётка, чайник, чугун.

— Назовите последний звук в слове «меч».

— Произнесите слово «меч» так, чтобы четко был слышен звук [ч].

— Назовите опору буквы «ч».

— Запишите слово в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Хрящ, борщ, мяч, плач, сыч, клещ, хвощ.

— Определите, есть ли звуки [ч] или [щ] в слове «свечка».

— Произнесите слово «свечка» так, чтобы четко был слышен звук [ч].

— Назовите опору буквы «ч».

— Запишите слово в тетрадь.

Аналогичная работа со словами:

Трещина, морщины, качели, верёвочка, тачанка, тащить, защитник, начало, качка, стачка, пещера, мальчики, речной, строчка, удочка, хищник.

3. Я буду читать слова, а вы запишите их в два столбика. В первый столбик — слова со звуком [ч], а во второй столбик — слова со звуком [щ].

Задача, морщины, мечта, вещи, защита, кузнечик, перчатки, встречи, грач, чужой, ящик, скворчата, кричали, качели, ищейка, пещера, очки, печать, са­чок, почерк, тапочки, бабочка, лещи, поищи.

 

 

ЗАНЯТИЕ 32.3

Тема

дифференциация звуков [ч] и [щ]. Цели

О продолжать учить учащихся различать звуки [ч*] и [щ]

в составе слов; О упражнять в применении опор; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Определите, есть ли звуки [ч] или [щ] в слове «щебечут».

— Произнесите этчгслово так, чтобы четко слышал­ся звук [щ].

— А есть ли в этом слове звук [ч]?

— Произнесите это слово так, чтобы четко был слы­шен звук [ч'].

— А теперь послушайте, как нужно произнести сло­во, чтобы четко были слышны и звук [ч], и звук [щ]. И звук [ч'] и звук [щ] мы должны попытаться протя­нуть в этом слове.

— [Щщщ]ебе[ччч]ут.

— Запишите это слово с проговариванием опор в момент написания букв «ч» и «щ».

Аналогичная работа со словами:

Щеночек, точильщик, щёчка, почаще, щепочка, чешуйка, летающий, щучка, ящичек, часовщик, па­лящий, болельщик, чемодан, ищейка, платочки, паст­бище, щекочут, чудовище, защищал, прочищу, щё­точка, кричащий, точильщик.

2. Спишите, вставьте пропущенную букву «ч» или «щ». труба...   ры...ит ...елнок

помо...ь  тре...ит ...ебет кала... мы...ит ...еснок

товари... пи...ит ...удак

3. Спишите слова, вставляя пропущенные слоги «ча» или «ща». Вспомните, какую гласную букву всегда нужно писать в этих слогах?

— Гласную букву «а».

Ку... у...щийся   ...вель сгу...лись ро... на...ло , ...ша  ...сики

сва... пло...ади ...бан  кри...ли

гу... про...лись   ...дить ножи...

— Спишите, вставляя пропущенные слоги «чу» или «щу». Вспомните, какую гласную букву всегда нуж­но писать в этих слогах?

— Гласную букву «у».

Ле... наве... ветре......ка

пи... заме... пои...  ...пать

та... заме... поле... ...жой

вер... про...  закри......лок

 

 

ЗАНЯТИЕ 32.4

Тема:

дифференция звуков [ч] и [ид]. Цели

О учить учащихся различать звуки [ч] и [щ] в словах по представлению. Дидактический материал:

О Набор карточек-картинок предметов, в названии

которых есть звуки [ч] или [щ]; О сюжетная картина.

Ход занятия

1. Расставьте картинки в две стопки по наличию звуков [ч] или [щ].

2. Ответьте на вопрос одним словом, запишите ответ.

— Где жили первобытные люди? (В пещерах.)

— Какой прибор показывает время? (Часы.)

— Чем чистят одежду? (Щеткой.)

— Чем покрыта кожа свиньи? (Щетиной.)

— Как одним словом назвать огурцы, капусту и лук? (Овощи.)

— Как по-другому можно назвать некоторых диких животных, которые питаются более слабыми? (Хищ­ники.)

3. На сюжетной картине найдите слова со звуком [ч]. За каждое правильно названное слово получаете фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

— На этой же картине найдите слова со звуком [Щ].

— Запишите все названные слова в тетрадь.

4. Составьте и напишите словосочетания. Почтовый    ночной горячая врачебная

копченый поющие чужая журчащий колючая ....

(Вещь, ручеёк, ящик, щетка, лещ, хищник, помощь, лампочка, чижи.)

5. Спишите предложения, вставьте пропущенные слова.

Письма опускают в почтовый .... Для дождливой погоды мама купила ...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.