Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 25.4



ЗАНЯТИЕ 25.4

Тема:

дифференциация звуков [л] и [л*]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [л] и [л] в составе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения со­гласных звуков из слов.

Ход занятия

1* Продолжаем различать звуки [л] и [л*] в словах.

— В слове «весёлый» — звук [л] или [л*]?

— Произнесите слово так, чтобы четко слышался звук [л] твердый.

— Какую гласную букву нужно написать после твер­дого [л]?

Аналогичная работа со словами:

Василёк, ладошка, поляна, маленькие, младенец, близкий, блюдце, глядят, земляника, ландыш, пла­нер, молоко, зелёный, плюс, глушь, желудь, плотина, самолёт, юбилей, тюлень, скрылись, лайка, лейка, ле­пестки, флакон.

2. Записать слова в два столбика. В первый стол­бик запишите слова с твердым [л], а во второй стол­бик — слова с мягким [л'].

Глина, глыба, клуб, ключ, клюв, клин, клык, глот­ка, слон, колос, пилот, полёт, кошелек, калина, мали­на, белая, люстра, линза, слойка, колено, клещи, лыжи, плыть, лифт, павлин, глухарь, пилот, плёнка, светло, ёлочка, планер.

3. Запишите гласные буквы слова «любопытный». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Какие гласные буквы записали? («ю», «о-овал», «ы», «ы».)

— Сколько гласных? (Четыре.)

— Сколько слогов? (Четыре.)

— Сколько раз хлопнем? (Четыре.)

— Есть ли в этом слове два согласных, стоящих рядом? (т,н)

— Куда разделятся эти согласные.

— Эти согласные разделятся в разные слоги.

— Произнесите это слово по слогам, прохлопайте. ( Лю-бо-пыт-ный.)

— Какой первый слог? (лю-)

— Какой второй слог? (-бо-)

— Какой третий слог? (-пыт-)

— Какой четвертый слог? (-ный)

— Назовите звуки в слоге «лю». ([л'], [у])

— Назовите звуки в слоге «бо». ([б], [о])

— Назовите звуки в слоге «пыт». ([п], [ы], [т])

— Назовите звуки в слоге «ный». ([н], [ы], [й])

— А теперь назовите последовательно звуки в сло­ве «любопытный», делая небольшую паузу между сло­гами, ([л'], [у]-[б], [о]-[п], [ы], [т]-[н], [ы], [й])

— В тетради запишите все, слово, называя при этом слоги и гласные с имеющимися опорами.

— Лю, «ю», бо, «о-овал», пыт, «ы», ный, «ы».

— Назовите слог, в котором есть звук [л] или [л*], (лю-)

— Запишите этот слог в тетрадь.

— Произнесите слово, выделите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слова.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок.

— ххХх.

.Аналогичная работа со словами: Аллея, торговали, победители, следующий, воскли­цание.

Дополнительный материал:

Удивляются, прибавляет, вылавливать.

4. Составьте слова из слогов, запишите.

Тел, у, ле; си, ва, лёк; гуш, ля, ка; ва, ки, лен; ма, на, ли; о, де, я, ло; мо, ли, над; ля, по, на; па, ло, та; зем, ни, ля, ка; сы, во, ло; ко, со, ле; ко, сок, ло; мо, ток, ло; си, ло, ве, пед; ши, ка, ло; да, ли, ме; по, са, ло; ло, со, ма; ли, сто, ца; ло, бо, то; ле, во, на; за, зать, ле; по, но, лез.

 

 

ЗАНЯТИЕ 25.5

Тема:

дифференциация звуков [л] и [л'].

О продолжать учить учащихся различать звуки [л] и [л'] в составе слов; ам*»«*

О упражнять в звукослоговом анализе слов;

О формировать ритмическую сторону речи;'

О упражнять в приеме интонационного выделения со­гласных звуков из слов;

О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [л] и [л'] в составе слов.

— Послушайте два слова, скажите, одинаковые они или разные?

— «Мел», «мель».

— Что обозначает слово «мел»?

— Что обозначает слово «мель»?

— Скажите, чем по звуковому составу они отличаются?

— Какую букву вы напишете в слове «мель» после мягкого согласного? (Мягкий знак.)

— Запишите эти слова в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Был — быль, цел — цель, галка — галька, полка — полька.

2. Запишите слова в три столбика. В один столбик — слова со звуком [л] твердым, в другой столбик — сло­ва со звуком [л'] мягким, а в третий столбик — слова, в которых есть и мягкий [л'] и твердый [л].

Липа, лыжи, лимон, тепло, ёлочка, слойка, полёт, самолёт, лента, клей, юбилей, блюдце, слышит, фля­га, улов, слог, след, пуля, следы, слух, плохо, тепло, плечо, плитка, слуга, близко, салют, колёса, глазик, слепой, клоун, злой, злючка, злится, тюлень, свёкла, лебедь, летняя, клюшка, калитка, зелёные.

3. Запишите гласные буквы слова «выколачивать». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Какие гласные вы записали? («ы», «о-овал», «а с крючком», «и», «а с крючком».)

— Сколько гласных? (Пять.)

— Сколько слогов? (Пять.)

— Сколько раз хлопнем? (Пять.)

— Произнесите это слово и прохлопайте его по сло­гам, (вы-ко-ла-чи-вать)

— Какой первый слог? (вы-)

— Какой второй слог? (-ко-)

— Какой третий слог? (-ла-)

— Какой четвертый слог? (-чи-)

— Какой пятый слог? (вать)

— Назовите последовательно звуки в слоге «вы». (М. М)

— Назовите последовательно звуки в слоге «ко». (М, [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ла». ([л], [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «чи». ([*']. М)

— Назовите последовательно звуки в слоге «вать». ([в], [а], [т'])

— А теперь назовите последовательно звуки в сло­ве, делая небольшую паузу между слогами.

— [В], [ы]-[к], [о]-[л], [а]-[ч'], [и]-[в], [а], [т'].

— В тетради запишите все слово, называя при этом слоги и гласные буквы с опорами.

— Вы, «ы», ко, «о-овал», ла, «а с крючком», чи, «и», вать, «а с крючком».

— Назовите слог, в котором есть [л] твердый или [л'] мягкий.

— Запишите слог «ла» в тетрадь.

— Произнесите слово и определите ударную гласную.

— Поставьте ударение на гасную этого слова.

— Простучите это слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— ххХхх.

Аналогичная работа со словами: Выделить, перелить, мармелад. Дополнительный материал: Преследование, соломенная, кленовый.

4. Спишите, вставьте гласные.

А-я: мл...денец, кл...кса, шл...па, пчел..., шокол...д, пол...нка, кл...тва, к л...виши, пл...кать, пул..., огля­нулся, кашл...ет, сл...бый.

О-ё: кул...к, тепл..., самол...т, пол...т, пл...нка, ёл...чка, одеял..., весел..., ябл...ко, шил..., гл...бус, сл...мал, сол...ный, сол...ма, л...гкий.

У-ю: л..«бить, л...га, л...к, кл...бок, сл...чай, пл...с, л*.«бой, мал...тка, бл...дце, кл...шка, гл...шь, жед...дь, к л.. «ква. От^л

5. Найди ошибки в словах, исправь их.

Пилёт, полот, клон, слён, килёграмм, билэт, палэц, велёсипед, колэсо, полёсатый, салят, облэть, голёс, лыст, плёхо, колёкольчик, иголёчка, пользёт, коэно, лёшадь, потолёк, самосвали, василок, купалысь, Лесь, голюбой, зелоный, полёмать, прибавлает, полысадник, оглады­ваюсь, лубит, клуква, плушевый, лэпестки, лысята, налэво, полывать, салут, коласка.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.