|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 24.1ЗАНЯТИЕ 24.1 Тема: дифференциация звуков [з] и [з*]. Цели: О познакомить учащихся со звуками [з]и [з*]; О учить различать их по акустическим и артиреляционным признакам; О закреплять звукобуквенную связь. Ход занятия. 1. Сегодня мы знакомимся с новыми звуками. Один из них есть во всех этих словах: заяц, звезда, поздно, мороз. — Какой это звук? ([з]) — Назовите его мягкую пару, ([з']) — Звуки [з] и [з'] одинаковые или разные? (Разные.) — Сейчас поочередно произносите то звук [з], то звук [з'] и понаблюдайте, как при произношении мягкого звука [з'] язык более напряжен и спинка языка приподнимается вверх к небу. — Я буду поочередно называть звуки [з] и [з'], а вы будете давать их характеристику — мягкий он или твердый. [3], [3*], [3], [3>], [3], [3], [3], [3'], [3'], [3'], [з], И [з*], [з], [з], [з], [аТ, [3'], [81, [81 [8]. 2. Определите, какой звук [з] или [з'] есть в слогах. — Произнесите слог «за» так, чтобы был четко слышен согласный звук. Для этого попытайтесь протянуть нужный вам звук. — Какой звук в слоге «за»? ([з] твердый.) Аналогичная работа со слогами и буквосочетаниями: Зя, зо, зё, зу, зю, зы, зэ, зи, зе; аза, азо, азя, узу, узю, ызы, ызи; озо, озё, оза, озя, ызы, ызи; узу, узю, эзэ, эзе; зок, зек, зэк, зек, зоп, зёп, зяп, зал; зям, зам, зем, зэм, зум, зюм. 3. И звук [з] и звук [з'] обозначаются буквой *3з». — Какие буквы будем писать после мягкого звука [3']? — После мягкого звука пишутся гласные буквы второго ряда или мягкий знак* — Послушайте слог и скажите, какой в нем звук — мягкий [з'] или твердый [з]? -Зя. — В слоге «зя» мягкий звук [з']. — Какую гласную букву напишем после [з'] мягкого? ( «я* ) — Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со слогами и буквенными сочетаниями: Зё, зо, зю, зу, зи, зы; азя, озя, узя, эзя, изя, ызя; аза, уза, эза, иза, ыза. 4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий согласный звук [з*] на твердый [з]. Зя — зё — ... , зю — зи — зе —..... 5. Чтение слогов. Зем, зюм, зин, зет, зют, зуб, зоб, зэк; зик, зим, зем, зём, зум, зэм, зак; зип, зал, зяп, зып, зюп, зув, зюв.
ЗАНЯТИЕ 24.2 Тема: дифференциация звуков [з] и [з']. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [з] и [з'] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов; О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда. Ход занятия 1. Сегодня.мы продолжаем различать звуки [з] и [з'] в слогах. — Послушайте буквенное сочетание, скажите, какой в нем звук — твердый [з] или мягкий [з']? — Азя. — Произнесите это буквенное сочетание так, чтобы все услышали [з'] мягкий. Аналогичная работа с буквенными сочетаниями: Азю, ази, аза, азы, язя, юзя, юзю, ёзё, ёзи, эзи, ёза, ёзы, изы, изи, изе, ызы, ызи, язи, ази, ози, ёза. 2. Я диктую слоги, а вы записываете только те, в которых звук [з*] мягкий. Зоб, зяб, зюк, зук, зим, зуп, зем, зюм, зют, зэк, зяп, зым, зам, зув, зюв, зэв, зев, зяв, зав. 3. Назовите слог, который повторяется два раза.
4. Выпишите слоги, в которых согласный [з] твердый, а затем слоги, в которых согласный [з'] мягкий. Рзу, рзю, рзи, рзы, рзе, рзё, рзэ; взя, взю, вза, взу, взы, взе, взэ, взё, взе; лзя, лза, лзэ, лзу, лзы, лзю, лзи. — Прочтите свои записи в тетрадях. 5. Игра с мячом. — Я называю слог с твердым звуком [з], а вы замените его на мягкий [з'] и бросьте назад мне мяч. Логопед: «за». Учащийся: «зя». Аналогично: зо, зу, зы, зэ. — Я называю слог с мягким звуком [з'], а вы замените его на твердый [з] и бросьте назад мне мяч. Логопед: «зя». Учащийся: «за». Аналогично: зё, зю, зи, зе. 6. Самостоятельно придумайте и запишите пять слогов с мягким звуком [з']. — Прочитайте написанные слоги.
ЗАНЯТИЕ 24.3 Тема: дифференциация звуков [з] и [з']. Цели: О учить учащихся различать звуки [з] и [з7] в составе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков ИЗ СЛОВ; О продолжать формировать ритмическую сторону речи. Ход занятия 1. Сегодня мы будем различать звуки [з]и [з'] в словах. — Послушайте слово «зуб». Какой здесь первый звук? ([3]) — Твердый это звук или мягкий? — Произнесите слово «зуб» так, чтобы четко слышался твердый звук [з]. ([ззз]уб) — Вы надавили на звук [з] голосом и попытались протянуть этот звук. В результате этого звук стал звучать более четко, чем при быстром его произношении. — Какие гласные пишутся после твердого звука [з]? (Гласные первого ряда.) — Назовите мягкую пару звука [а], ([з']) — Послушайте слово «зелень». — Произнесите слово «зелень» так, чтобы как можно более четко слышался первый звук этого слова. — Вы надавили на звук [з'] голосом и попытались протянуть этот звук. В результате этого звук стал звучать более четко, чем при быстром его произношении. — Какой же первый звук в слове «зелень»? ([з*] мягкий.) — Какие буквы мы будем писать после мягкого звука [з']? — После мягкого звука [з'] будем писать гласные второго ряда или мягкий знак. — Определите, мягкий звук [з?] или твердый звук [з] находятся в слове «изюм». — Произнесите слово «зять» так, чтобы все четко услышали звук [з']. — Какую гласную вы запишете после звука [з'] мягкого? (Гласную второго ряда «я».) Аналогичная работа со словами: Зебра, козёл, зелье, золото, дозор, глаза, сказать, везение, брезент, озёра, назад, узоры, магазин, зёрнышки, зорька, позёмка, зяблик, ползёт, позиция, ползёт, позади. 2. Запишите гласные буквы слова «затемно». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Какие гласные записали? («Ас крючком», «е петелькой», «о-овал».) — Сколько гласных? (Три.) — Значит, сколько слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? («м», «н») — Как зги две согласные разделятся при делении на слоги? — При делении на слоги эти две согласные разделятся в разные слоги. — Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (За-тем-но.) — Назовите последовательно звуки первого слога. (М, [а]) — Назовите последовательно звуки второго слога. ([т'], [э], [м]) — Назовите последовательно звуки третьего слога. ([п], [о]) — А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами. — [з], [а]-[т'], [э], [м]-[н], [о]. — Запишите слово в тетрадь, называя при этом слоги и буквы с их опорами. — За, «а с крючком», тем, «е петелькой», но, «о-овал». — В каком слоге есть звук [з] или звук [з']? (за-) — Запишите этот слог в тетрадь. — Произнесите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слога. — Простучите слово, выделяя ударный слог. — Запишите ритмический рисунок этого слова. — Ххх. Аналогичная работа со словами: Мизинец, показать, золотистый, заседание, записывать, заземление, грозовая.
ЗАНЯТИЕ 24.4 Тема: дифференциация звуков [з] и [з1]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [з] и [з] в составе слов; О упражнять в звукоспоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков. Ход занятия 1. Продолжаем различать звуки [з] и [з'] в словах. — Определите, какой из этих звуков есть в слове «позор». — Произнесите это слово так, чтобы четко слышался [з] твердый. — Какую гласную напишете в этом слове после [з] твердого? — Запишите это слово в тетрадь. — А если мы заменим твердый звук [з] на мягкий звук [з'], то какое слово получится? — Что обозначает слово «позёр»? (— Какую гласную вы запишите в слове «позёр» после мягкого звука [з']? — Вы запишете гласную букву второго ряда — «я». — Запишите это слово в тетрадь. 2. С помощью выделения звука голосом из слова, Определите наличие звуков [з] и [з'] в словах: Перевезет, ускользает, угроза, заноза, подземелье, бузина, запонки, арбузы, зонтики, увозить, вызов. 3. Записать слова в два столбика. В первый столбик запишите слова с твердым звуком [з]. Во второй — слова с мягким [з]'. Срезать, засада, закипел, позор, позёр, смазать, золото, озеро, озёра, корзина, бузина, пузырь, козырь, музыка, вызов, взял, повезёт. 4. Запишите гласные буквы слова «отморозил». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Какие гласные вы записали? («О-овал», «о-овал», «о-овал», «и».) — Сколько гласных? (Четыре.) — Значит, сколько слогов? (Четыре.) — Сколько раз хлопнем? (Четыре.) — Произнесите и прохлопайте это слово по слогам. ( От-мо-ро-зил.) — Назовите последовательно звуки в слоге «от». ([о], [т]) — Назовите последовательно звуки в слоге «мо». ([*]. [о]) — Назовите последовательно Звуки в слоге «ро». (Ш, [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «зил». ([з-], [и], [л]) — А теперь, назовите последовательно звуки в слове «отморозил», делая небольшую паузу между слогами. — [О], [т]-[м], [о]-[р], [о]-[з'], [и], [л]. — Запишите это слово в тетрадь, называя при этом слоги и буквы с их опорами. — От, «о-овал», мо, «о-овал», ро, «о-овал», зил, «н». — Назовите слог, в котором есть звуки [з] или [з']. — Запишите этот слог в тетрадь; — Произнесите слово и определите ударный слог. (ро-) — Поставьте ударение на гласную этого слога. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок слова. — ххХх. Аналогичная работа со словами: Отрезать, презирать, повезет, повезут, поземка.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|