Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 24.1



ЗАНЯТИЕ 24.1

Тема:

дифференциация звуков [з] и [з*]. Цели:

О познакомить учащихся со звуками [з]и [з*]; О учить различать их по акустическим и артиреляцион­ным признакам; О закреплять звукобуквенную связь.

Ход занятия.

1. Сегодня мы знакомимся с новыми звуками. Один из них есть во всех этих словах: заяц, звезда, поздно, мороз.

— Какой это звук? ([з])

— Назовите его мягкую пару, ([з'])

— Звуки [з] и [з'] одинаковые или разные? (Раз­ные.)

— Сейчас поочередно произносите то звук [з], то звук [з'] и понаблюдайте, как при произношении мяг­кого звука [з'] язык более напряжен и спинка языка приподнимается вверх к небу.

— Я буду поочередно называть звуки [з] и [з'], а вы будете давать их характеристику — мягкий он или твердый.

[3], [3*], [3], [3>], [3], [3], [3], [3'], [3'], [3'], [з], И [з*], [з], [з], [з], [аТ, [3'], [81, [81 [8].

2. Определите, какой звук [з] или [з'] есть в слогах.

— Произнесите слог «за» так, чтобы был четко слы­шен согласный звук. Для этого попытайтесь протя­нуть нужный вам звук.

— Какой звук в слоге «за»? ([з] твердый.)

Аналогичная работа со слогами и буквосочетаниями: Зя, зо, зё, зу, зю, зы, зэ, зи, зе; аза, азо, азя, узу, узю, ызы, ызи; озо, озё, оза, озя, ызы, ызи; узу, узю, эзэ, эзе;

зок, зек, зэк, зек, зоп, зёп, зяп, зал; зям, зам, зем, зэм, зум, зюм.

3. И звук [з] и звук [з'] обозначаются буквой *3з».

— Какие буквы будем писать после мягкого звука

[3']?

— После мягкого звука пишутся гласные буквы второго ряда или мягкий знак*

— Послушайте слог и скажите, какой в нем звук — мягкий [з'] или твердый [з]?

-Зя.

— В слоге «зя» мягкий звук [з'].

— Какую гласную букву напишем после [з'] мягко­го? ( «я* )

— Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

Зё, зо, зю, зу, зи, зы;

азя, озя, узя, эзя, изя, ызя;

аза, уза, эза, иза, ыза.

4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий согласный звук [з*] на твердый [з].

Зя — зё — ... , зю — зи — зе —.....

5. Чтение слогов.

Зем, зюм, зин, зет, зют, зуб, зоб, зэк; зик, зим, зем, зём, зум, зэм, зак; зип, зал, зяп, зып, зюп, зув, зюв.

 

 

ЗАНЯТИЕ 24.2

Тема:

дифференциация звуков [з] и [з']. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [з] и [з'] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов;

О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда.

Ход занятия

1. Сегодня.мы продолжаем различать звуки [з] и [з'] в слогах.

— Послушайте буквенное сочетание, скажите, ка­кой в нем звук — твердый [з] или мягкий [з']?

— Азя.

— Произнесите это буквенное сочетание так, чтобы все услышали [з'] мягкий.

Аналогичная работа с буквенными сочетаниями: Азю, ази, аза, азы, язя, юзя, юзю, ёзё, ёзи, эзи, ёза, ёзы, изы, изи, изе, ызы, ызи, язи, ази, ози, ёза.

2. Я диктую слоги, а вы записываете только те, в ко­торых звук [з*] мягкий.

Зоб, зяб, зюк, зук, зим, зуп, зем, зюм, зют, зэк, зяп, зым, зам, зув, зюв, зэв, зев, зяв, зав.

3. Назовите слог, который повторяется два раза.

за — зя ■ — зо — зя, зо — зё — зы — зё,
зу — зы — зэ — зу, зэ — зе — зэ — за,
зю — зу — зю — зэ, зе — зэ — зе — зу,
зу — зю — зэ — зу,        
зю — зэ — зу — зю, зи — зэ — зы — зи

4. Выпишите слоги, в которых согласный [з] твер­дый, а затем слоги, в которых согласный [з'] мягкий.

Рзу, рзю, рзи, рзы, рзе, рзё, рзэ;

взя, взю, вза, взу, взы, взе, взэ, взё, взе;

лзя, лза, лзэ, лзу, лзы, лзю, лзи.

— Прочтите свои записи в тетрадях.

5. Игра с мячом.

— Я называю слог с твердым звуком [з], а вы заме­ните его на мягкий [з'] и бросьте назад мне мяч.

Логопед: «за». Учащийся: «зя». Аналогично: зо, зу, зы, зэ.

— Я называю слог с мягким звуком [з'], а вы заме­ните его на твердый [з] и бросьте назад мне мяч.

Логопед: «зя». Учащийся: «за». Аналогично: зё, зю, зи, зе.

6. Самостоятельно придумайте и запишите пять сло­гов с мягким звуком [з'].

— Прочитайте написанные слоги.

 

 

ЗАНЯТИЕ 24.3

Тема:

дифференциация звуков [з] и [з']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [з] и [з7] в составе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков ИЗ СЛОВ;

О продолжать формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем различать звуки [з]и [з'] в словах.

— Послушайте слово «зуб». Какой здесь первый звук? ([3])

— Твердый это звук или мягкий?

— Произнесите слово «зуб» так, чтобы четко слы­шался твердый звук [з]. ([ззз]уб)

— Вы надавили на звук [з] голосом и попытались протянуть этот звук. В результате этого звук стал зву­чать более четко, чем при быстром его произношении.

— Какие гласные пишутся после твердого звука [з]? (Гласные первого ряда.)

— Назовите мягкую пару звука [а], ([з'])

— Послушайте слово «зелень».

— Произнесите слово «зелень» так, чтобы как мож­но более четко слышался первый звук этого слова.

— Вы надавили на звук [з'] голосом и попытались протянуть этот звук. В результате этого звук стал зву­чать более четко, чем при быстром его произношении.

— Какой же первый звук в слове «зелень»? ([з*] мягкий.)

— Какие буквы мы будем писать после мягкого зву­ка [з']?

— После мягкого звука [з'] будем писать гласные второго ряда или мягкий знак.

— Определите, мягкий звук [з?] или твердый звук [з] находятся в слове «изюм».

— Произнесите слово «зять» так, чтобы все четко услышали звук [з'].

— Какую гласную вы запишете после звука [з'] мяг­кого? (Гласную второго ряда «я».)

Аналогичная работа со словами:

Зебра, козёл, зелье, золото, дозор, глаза, сказать, везение, брезент, озёра, назад, узоры, магазин, зёр­нышки, зорька, позёмка, зяблик, ползёт, позиция, ползёт, позади.

2. Запишите гласные буквы слова «затемно». (Ло­гопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Какие гласные записали? («Ас крючком», «е петелькой», «о-овал».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? («м», «н»)

— Как зги две согласные разделятся при делении на слоги?

— При делении на слоги эти две согласные разде­лятся в разные слоги.

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (За-тем-но.)

— Назовите последовательно звуки первого слога. (М, [а])

— Назовите последовательно звуки второго слога. ([т'], [э], [м])

— Назовите последовательно звуки третьего слога. ([п], [о])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [з], [а]-[т'], [э], [м]-[н], [о].

— Запишите слово в тетрадь, называя при этом сло­ги и буквы с их опорами.

— За, «а с крючком», тем, «е петелькой», но, «о-овал».

— В каком слоге есть звук [з] или звук [з']? (за-)

— Запишите этот слог в тетрадь.

— Произнесите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок этого слова.

— Ххх.

Аналогичная работа со словами: Мизинец, показать, золотистый, заседание, запи­сывать, заземление, грозовая.

 

 

ЗАНЯТИЕ 24.4

Тема:

дифференциация звуков [з] и [з1]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [з] и [з]

в составе слов; О упражнять в звукоспоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения

звуков.

Ход занятия

1. Продолжаем различать звуки [з] и [з'] в словах.

— Определите, какой из этих звуков есть в слове «позор».

— Произнесите это слово так, чтобы четко слышал­ся [з] твердый.

— Какую гласную напишете в этом слове после [з] твердого?

— Запишите это слово в тетрадь.

— А если мы заменим твердый звук [з] на мягкий звук [з'], то какое слово получится?

— Что обозначает слово «позёр»?

(— Какую гласную вы запишите в слове «позёр» после мягкого звука [з']?

— Вы запишете гласную букву второго ряда — «я».

— Запишите это слово в тетрадь.

2. С помощью выделения звука голосом из слова, Определите наличие звуков [з] и [з'] в словах:

Перевезет, ускользает, угроза, заноза, подземелье, бузина, запонки, арбузы, зонтики, увозить, вызов.

3. Записать слова в два столбика. В первый стол­бик запишите слова с твердым звуком [з]. Во второй — слова с мягким [з]'.

Срезать, засада, закипел, позор, позёр, смазать, зо­лото, озеро, озёра, корзина, бузина, пузырь, козырь, музыка, вызов, взял, повезёт.

4. Запишите гласные буквы слова «отморозил». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Какие гласные вы записали? («О-овал», «о-овал», «о-овал», «и».)

— Сколько гласных? (Четыре.)

— Значит, сколько слогов? (Четыре.)

— Сколько раз хлопнем? (Четыре.)

— Произнесите и прохлопайте это слово по слогам. ( От-мо-ро-зил.)

— Назовите последовательно звуки в слоге «от». ([о], [т])

— Назовите последовательно звуки в слоге «мо». ([*]. [о])

— Назовите последовательно Звуки в слоге «ро». (Ш, [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «зил». ([з-], [и], [л])

— А теперь, назовите последовательно звуки в сло­ве «отморозил», делая небольшую паузу между слогами.

— [О], [т]-[м], [о]-[р], [о]-[з'], [и], [л].

— Запишите это слово в тетрадь, называя при этом слоги и буквы с их опорами.

— От, «о-овал», мо, «о-овал», ро, «о-овал», зил, «н».

— Назовите слог, в котором есть звуки [з] или [з'].

— Запишите этот слог в тетрадь;

— Произнесите слово и определите ударный слог. (ро-)

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— ххХх.

Аналогичная работа со словами:

Отрезать, презирать, повезет, повезут, поземка.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.