Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 25.7



ЗАНЯТИЕ 25.7

Тема:

дифференциация звуков [л] и [л']. Целы

О учить учащихся слышать звуки [л] и [л*] в словах в со­ставе предложений, текстов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем учиться различать зву­ки [л] и [л'].

— Послушайте предложение: Мы купили «лук», а ты закрой «люк».

— Какие слова звучат похоже?

— Чем они отличаются?

— В слове «люк» на первом месте стоит [л*] мягкий, а в слове «лук» на первом месте стоит [л] твердый.

Аналогичная работа с предложениями: У меня в руке мел, а на реке мель. Возьми уголь и положи его в угол.

2. Я читаю предложение, а вы записываете только слова с мягким [л'].

У ёлки колючие иголки. У девочки голубая лента. Петя пил лимонад.Володя ел землянику. На ёлке зе­лёные иголки. На ёлку повесили флажки. В лесу жи­вут злые волки. Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Белка сидит в дупле. Голуби влетели в голубятню. Слава любит сливы. По­бедители получили медали.

3. Спишите предложения, вместо точек вставьте гласные:

Кошел...к л...жит на столике. Зел...ная л...дка ка­чалась на волнах. У Лиды кисл...й л...мон. Кончи­лись л...тние каникул... . Лена звонил... по тел...фо­ну. Самол...т летит над обл...ками.

4. Исправь ошибки в словосочетаниях и предложе­ниях.

Колучий куст, кружит вьюга, тулени ревут, корм-лу свинью, купила рукзак, тубик клэя. Едва заметно голюбела заря. Лясточка свиля гнездо.

5. Найди в тексте слово, в котором есть и звук [л] и звук [л'].

1) Муха по небу летала, Кувырком в трубу упала. Ножки три недели у неё болели.

2) Одеяло убежало, Улетела простыня,

И подушка, как лягушка, Ускакала от меня.

3) И ответила посуда:

— Было нам у бабы худо. Не любила нас она. Била, била нас она. Запылила, закоптила, Загубила нас она.

4) Солнце по небу гуляло И за тучки забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно.

5) Так, недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце. А теперь пора настала —

В поле вьюга загуляла.

6. Ответь на вопрос полным предложением. Запи­щи ответ в тетрадь.

— Кто живет в улье?

— Где живет лягушка?

— Где цыетет ландыш?

— На чем висят яблоки?

— Чем вскопали клумбу?

— Из чего делают сливки?

 

 

ЗАНЯТИЕ 26.1

Теши

дифференциация звуков [р] и [р']. Цели:

О познакомить учащихся со звуками [р] и [р']; О учить различать эти звуки по акустическим призна­кам;

О учить слышать их в составе слотов; О закреплять звукобуквенную связь.

Ход занятия

1. Послушайте слова и определите звук, который есть во всех этих словах:

Март, спорт, драка, дырка.

— Это звук [р].

— Это звук мягкий или твердый?

— А как вы думаете, у него есть мягкая пара? На­зовите ее.

— Хлопните в ладоши, когда услышите мягкий звук [р'].

[Р]. [Р]. [Р']. [Р'1, М, [Р]. [Р']> [Р'1. [Р]. [Р]. [Р'1. [Р]. [р'1. [Р]. [Р'1. [Р]. [р], [Р'1-

2. И звук [р] и звук [р'] обозначаются буквой «Рр».

— Какие буквы мы будем писать после мягкого [р']?

— После мягкого звука [р'] мы будем писать глас­ные буквы второго ряда или мягкий знак.

— Определите, есть ли в слоге «арь» мягкий звук [р'] или твердый [р]?

— Какую букву запишем после мягкого [р']7 (Мяг­кий знак.)

— Запишите этот слог в тетради.

Аналогичная работа со слогами:

ар, орь, ор, ур, урь, эр, эрь, ыр, ырь;

ра, ря, ро, рё, ру, рю, ры, ри, рэ, ре.

— Составьте из записанных слогов нары, которые будут различаться только мягкостью-твердостью пар­ных согласных, прочтите их.

3. Запишите под диктовку:

ра, рё, ру, ри, рэ, ре, рю, ру, ры, ри;

арь, орь, урь, ур, ор, орь, эрь, эр, ыр.

 

 

ЗАНЯТИЕ 26.2

Тема:

дифференциация звуков [р] и [р']. Целы

О продолжать учить учащихся различать звуки [р] и [р] по акустическим признакам в составе слогов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [р'] в составе слогов.

— Послушайте буквенные сочетания и скажите, какой в нем звук — твердый [р] или мягкий [р'] Яра, яря, яру, ярю, ярэ, яре, ярё, яро, яри, яры; юра, юря, юру, юрю, юрэ, юре, юрё, юро, юри, юры; ёра, ёря, ёру, ёрю, ёрэ, ёре, ёрё.ёро, ёри, ёры; ира, иря, иру, ирю, ирэ, ире, иро, ире, ири, иры; ера, еря, еру, ерю, ерэ, ере, еро, ерё, ери, еры.

2. Я диктую слоги и буквосочетания, а вы записы­вает только те, в которых [р'] мягкий:

тра, тро, трё, трю, тро, тру, три, тры, тря; пру, прю, пры, при, пре, прэ, пру, прю; кра, крю, кря, кру, кро, крё, кри, кры, кре; аро, уре, орё, ури, ери, арэ, орё, ире, ира; рок, рёв, рюк, рук, рэк, рек.

3. Назовите слог, который повторяется два раза: ра — ро — ря — ра, ры — рэ — ри — ры; ро — РУ — ро — рё, рю — ру — ры — рю; ра — ря — ро — ря, ре — рю — рэ — ре.

4.Чтение слогов:

ряр, рер, рюр, рир, рёр;

рорь, рурь, рэрь, рорь, рырь;

рярь, рюрь, рерь, рерь, рирь.

5. Запишите в два столбика слоги и буквенные со­четания:

ар, арь, ор, орь, ур, урь, ыр, ырь, эр, эрь; ра, ря, ро, рё, ру, рю, ры, ри, рэ, ре; ара, оро, оря, орё, уро, Уре, яра, яр, ере; тра, три, тре, трэ, тру, тры, трё, три, тря.

6. Закончи слово:

ра (рак, рама, ракета, рана, радио, раковина, раз­ный и т. п.);

ро (роза, роман, ромашка, рогатка, Родина, розо­вый, роща, родинка, рой и т. п.);

ря (ряженка, рядовой, рябина, рядом, Рязань и т.п.); рё (рёв и т. п.);

ру (рукав, ручка, рубин, Руслан, рубли, русский, рубашка, ручей и т. п.);

рю (рюкзак, рюмка, рюша и т. п.);

ре (речка, резинка, регулировать, результаты, ре­шение, решетка и т. п.);

ры (рыба, рысь, рыжая, рыбак);

ри (ринулись, рис, рисовать, рисунок).

 

ЗАНЯТИЕ 26.3

Тема:

дифференциация звуков [р] и [р^. Цели:

О учить учащихся различать звуки [р] и [р*] по акусти­ческим признакам в составе слов;

О упражнять в звукослоговом анализе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения со­гласного звука из слов.

Ход занятий

1. Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [р'] в словах.

— Скажите, какой звук [р] или [р'] находится в слове «ударь».

— Произнесите слово и выделите голосом этот звук.

— Какую букву нужно написать после мягкого [р']? Аналогичная работа со словами:

Рысь, рис, горы, реки, заря, рюмка, двери, город, корова, крик, гири, грибы, крыса, крыша, краб, дво­ры, отвори, двери, шторы, столяры, пирог.

2. Запишите гласные буквы слова «берёза». (Лого­пед произносит слово так, как оно должно быть пра­вильно орфографически записано.)

— Назовите эти гласные. («е петелькой», «ё», «а с крючком».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит, сколько будет слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Произнесите это слово и прохлопайте его по слогам.

— Какой первый слог? (бе-)

— Какой второй слог? (-рё-)

— Какой третий слог? (-за)

— Назовите последовательно звуки первого слога.

([<Г], [э])

— Назовите последовательно звуки второго слога.

ал. [о])

— Назовите последовательно звуки третьего слога. ([з], [а])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [Б'], [э]-[р'], [о]-[з], [а].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги и гласные буквы с их опорами.

— бе, «е петелькой», рё, «ё», за, «а с крючком».

— Запишите рядом со словом слог, в котором есть мягкий [р'] или твердый [р].

— Произнесите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слова.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок в тетрадь.

— хХх.

Аналогичная работа со словами:

Хорошо, мороз, карандаш, сорока, берег, агроном.

Дополнительный материал:

Прекрасный, жеребенок, закричал.

3. Закончите слова, добавив слог «ры» или «ря».

Го..., посмот..., гово..., разгово..., отво..., дво..., топо..., но..., вет..., забо..., гово..., кома..., столя..., две..., ги..., што... .

— Закончите слова, добавив слог «ря» или «ра». Мо(ря), го(ра), за(ря), Ва(ря), озё(ра), кону(ра), ги-

(ря), ды(ра), иг(ра), жа(ра).

4. Чтение слов. Кот — крот. Ролик — кролик. Каска — краска. Кошка — крошка.

 

 

ЗАНЯТИЕ 26.4

Тема:

дифференциация звуков [р] и \рг\. Цели:

О учить различать учащихся звуки [р] и [р'] по акусти­ческим признакам в составе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения со­гласных звуков из слов.

О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными буквами второго ряда;

Ход замятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [р'] в словах.

— Скажите, какой звук [р] или [р'], находится в слове «сорить»?

— Произнесите слово и выделите голосом этот звук.

— Какую букву нужно написать после мягкого [р']? Аналогичная работа со словами:

Порядок, рябина, горячий, уроки, серёжки, ручей­ки, горизонты, дерево, орехи, столяры, берёза, верёвка, крючок, серебро, покрышка, сирень, варенье, стрекоза, прятаться, нахмурился, конструировать, отряхнул.

2. Запишите слова в два столбика. В один столбик — слова со звуком [р] твердым, а в другой — со звуком [р'] мягким.

Берег, ров, рёв, тряпка, кричать, рад, ряд, рюкзак, горячий, вокруг, зверёк, крючок, карамель, красиво, серебро, варежки, струна, мороз, рельсы, старик, труд­ность, стрекоза, краска, хорошо, ворона, герой, воро­бей, быстро, столяры, товарищи.

3. Чтение слов. Груздь, гроздь, гвоздь. Стройка, струйка, струнка. Скрепка, скрипка, стрижка. Тряпка, тропка, трубка. Солнышко, скворушка.

4. Спишите слова, вставьте правильно гласные. А-я: тр...пка («я»), пр...ник («я»), зар...дка («я»),

зар...нее («а»), гр...зный («я»), р...ныпе («а»), гр...нат («а»), тр...мвай («а»), гр...дка («я»)..

О-ё: смор...дина, тр.-.туар, тр...пинка, сывор...тка, бер...за, выр...сли, пр...рубь, бр...сил, вечер...м, гер...й, гор...шек, др...жал, вер...вка, впер...д, убер...т, звер...к.

У-ю: гр...зовик, р...мка, бр...ки, кр...чок, р...кзак, гр...ппа, тр...дный.

 

 

ЗАНЯТИЕ 26.5

Тема:

дифференциация звуков [р] и [р1]. Цель:

О учить учащихся различать звуки [р] и [р'] в составе слов.

Ход занятия

1. Продолжаем учиться различать звуки [р] и [р'] в словах.

— Прослушайте два слова: «рад», «ряд».

— Что обозначает слово «ряд»?

— Что обозначает слово «рад»?

— Чем по звуковому составу отличаются эти слова.

— Какую букву вы напишите после мягкого [р'] в слове «ряд»? («я»)

— Запишите эти два слова. Аналогично: ров — рёв, рысь — рис.

2. Запишите слова в три столбика. В первый стол­бик — слова с мягким звуком [р'], во второй стол­бик — слова с твердым звуком [р], а в третий стол­бик — слова , в которых есть и звук [р'] и звук [р].

Жеребенок, электровоз, перкрасный, кустарник, закричал, грязный, скрылись, пригорок, гребли, тре­щина, рекорд, природа, старик, простор, ракетка, ка­рета, пригорел, варежки, верёвка, интерес, крыса.

3. Чтение слов.

Рубка — бурка, брусок — сугроб, марка — рамка, кружка — шкурка, срок — кросс, ромашка — морошка, шрам — марш, шарманки — кармашки,

краб — брак,  каретка ракетка, карп — парк,

4. Запишите только слоги с буквой «р».

Картинки, уронила, помидоры, интересный, стриж­ка, скрипка, гроздь, скрепка, струйка, трудный, транс­порт, краска, стройка, горячий, пожарные, смороди­на, встречай, премия, жеребёнок, варежки, перепёл­ка, инженеры, фруктовый.

5. Спишите слова, вставьте правильно гласные. Ы-и: бр...звул, скр...пач, пр...ятно, товарищ...,

кр...чат, ветр..., простор..., пр...мер..., пр...ятеяь, метр..., кур...па, р...чал, кр...во, кр...ша, кр...латые, гр...пп, гр...бы.

Э-е: р...зинка, гр...ет, встр...ча, портр...т, вар...нье, тр...вога, пр...мия, бр...вно, кр...м, тр...щина, смотр...ть, окр...стность.

 

 

ЗАНЯТИЕ 26.6

Нема:

дифференциация звуков [р] и [р"]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [р] и [р'] в словах по

представлению; О учить учащихся различать звуки [р] и [р*] в словах в

составе предложений.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [р'] в словах.

— Спишите, вставляя слоги.

Ра-ря: иг...ет, ба...бан, детво..., по...док, ...дом, ...дио, ...бииа, ко...га, соби...ют, вы...щивать, го..чий.

Ро-рё: у...жай, смо...дина, ...за, па...ход, сто...на, хо...шо, го...да, па...воз, у...ки, воп...сы, ши...кая, бо...да, Се...жа, бе...за, подбе...зовик.

Ру-рю: смог..., ва..., гово..., ...чейки.

Рэ-ре: вы...заю, де...во, де...вянный, бе...га, о...хи, стихотво... ние.

Ры-ри: дво..., ко...ца, поссо...лись, това...щи, ...сует, фаб...ка, ...балка, го...зонт.

2. В сюжетной картине найдите слова со звуками [р] и [р'1- За каждое правильное слово дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

— Запишите названия этих картинок в тетрадь.

3. Придумайте десять слов с твердым звуком [р], а за­тем десять слов с мягким звуком [р'] и запишите их.

4. Сегодня мы будем работать с предложениями. Я читаю предложение, а вы находите в нем слова с твердым [р] и мягким [р'].

Гремит гром. Гриша боится грома. У Бори — тру­ба. Боря играет на трубе. У Риммы есть розовый шар. Ребята едут в лагерь. На берёзе сидят грачи. Я прово­жу зарядку. Я проверяю тетради. Я разыгрываю ребу­сы. Лисица навострила уши. На рынке продают реч­ную рыбу. Терпенье и труд все перетрут. Ребята игра­ют в интересную игру.

 

 

ЗАНЯТИЕ 27.1

Тема:

дифференциация звуков [л] и [р]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акусти­ческим и артикуляционным признакам изолирован­но и в составе слогов;

О закреплять звукобуквенную связь.

Ход занятия

1. Отгадайте загадку и узнаете, с какими звуками мы сегодня будем работать:

Что посреди волос стоит? (Посреди волос стоит звук [л].)

Что посреди карты лежит? (Звук [р].)

— Так с какими звуками мы сегодня будем рабо­тать?

— Мы сегодня будем различать звуки [р] и [л].

— Произнесите звук [р] перед зеркалом.

— Где находится язык? (За верхними зубами.)

— Куда идет воздушная струя? (На кончик языка.)

— Что делает кончик языка под напором воздуш­ной струи? (Дрожит.)

— Звук [р] — гласный или согласный? (Согласный.)

— Почему? (Потому что воздушная струя не мо­жет свободно выйти. Она задерживается смычкой языка и неба.)

— Произнесите звук [л] перед зеркалом.

— Где находится язык? (За верхними зубами.)

— Как идет воздушная струя? (Вбок.)

— Звук [л] гласный или согласный?

— Почему вы так считаете? (Потому что воздуш­ная струя не выходит свободно, встречая преграду из смычки языка и неба.)

— Давайте сравним эти два звука между собой. Чем они отличаются?

— У звука [р] воздушная струя идет на кончик языка, а у звука [л] воздушная струя идет вбок. При произношении звука [р] кончик языка дрожит, а при произношении звука [л] не дрожит.

— Чем сходно произношение этих двух звуков?

— И при произношении звука [р] и при произно­шении звука [л] передняя часть языка находится за верхними зубами.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [р]: [Р]. И, [р], [л], [р], [р], [л], [р], [л], [р], [л], [р], [р],

[л], [л], [л], [р], [р], [р], [р], [л].

3. Определите, какой звук [р] или [л] есть в слоге «ал».

— Произнесите слог «ал» так, чтобы все четко ус­лышали звук [л].

— Для того чтобы звук [л] четко слышался? вы ва него надавили голосом и постарались протянуть.

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

ар, ол, ор, ул, ур, ыр, ир, эр, ыл, ил, ел, ёл, ёр, ер, яр, ял;

ра, ла, ло, ро, ру, лу, лы, ры, рэ, лэ;

ара, ала, ола, ора, ула, уру, уры, улы;

эла, эра, эрэ, элэ, ура, ула, ыла, ыра.

4. Назовите слог, который повторяется два раза:

ла — ра — ла, ла — ра — ла — ро;
ло — ро — ло, лу — РУ — лэ — лу;
лу — РУ — лу ры — лы - - рэ - - ры;

ры — лы — ры, ра — ла — лу — ра.

5. Я назову слоги, а вы покажите букву, соответ­ствующую звукам [л] или [р].

Ром, лом, гор, рог, лов, лум, рук, рок, лым, рым, рош, лош, рав, лав, дор, дол, гол, зол, зор, зар, зал, бол, бор, бул, бур, дул, дыр, дыл, дар, дал.

 

 

ЗАНЯТИЕ 27.2

Тема:

дифференциация звуков [л] и [р]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акусти­ческим и артикуляционным признакам в составе слов;

О формировать ритмическую сторону речи;

О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков из слов.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] и [р] в словах.

— Послушайте слово и определите, какой здесь звук — [л] или [р].

— Лак.

— Произнесите слово «лак» так, чтобы четко слы­шался звук [л].

— Для того, чтобы звук [л] слышался четко, вы надавили на него голосом и постарались протянуть.

Аналогичная работа со словами:

Рак, рама, лайка, лапка, рука, ранка, лук, забор, упал, пол, мел, рот, пар, двор, товар, топор, мотор, мыло, пила, лодка, лужа, рукав, шалаш, гитара, перо, вышла, плуг, прут, группа, трудно, морозы, полоса, голова, калопш, паруса, быстро, город, сорока.

2. Запишите гласные буквы слова «полотенце».

— Назовите эти гласные. («О-овал», «о-овал», «е петелькой», «е петелькой».)

— Сколько гласных? (Четыре.)

— Значит, сколько слогов? (Четыре.)

— Сколько раз хлопнем? (Четыре.)

— Есть ли в этом слове две согласные, стоящие рядом в середине?

— Какие это согласные? («к, ц»)

— Как распределятся эти согласные при делении на слоги?

— При делении на слоги согласные «н» и «ц» раз­делятся в разные слоги.

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам, (по-ло-тен-це)

— Какой первый слог? (по)

— Какой второй слог? (-ло-)

— Какой третий слог? (-теп-)

— Какой четвертый слог? (це)

— Назовите последовательно звуки в слоге «по». (М, [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ло». (М, [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «тен». ([т>], [э], [н])

— Назовите последовательно звуки в слоге «це». ([Ц], [э])

— А теперь назовите последовательно звуки в сло­ве, делая небольшую паузу между слогами.

— [Щ, [о]-[л], [о]-[т'], [э], [н]-[ц], [э].

— В тетради записываем это слово, называя при этом слоги и гласные буквы с их опорами.

— По, «о-овал», ло, «о-овал», тен, «е петелькой», це, «е петелькой».

— В каком слоге есть звуки [л] или [р]? (-ло-)

— Запишите этот слог в тетради.

— Произнесите это слово и определите ударение.

— Поставьте ударение на гласную этого слова.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок.

— ххХх.

Аналогичная работа со словами:

Берлога, рыболовные, родилась, огромные, порося­та, загоралась, крылатые, плавала, бросал, глагол, кры­жовник.

3. К слогам из левого столбика подберите слоги из правого столбика так, чтобы получилось слово. (Лого­пед записывает слоги второго столбика вперемешку.)

кру жок

клу бок

гита ра

куку руза

поро шок

аку ла

чита ла

пло хой

 

 

ЗАНЯТИЕ 27.3

Тема:

дифференциация звуков [л] и [р]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акусти­ческим и артикуляционным признакам в составе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения со­гласных звуков из СЛОВ;

О упражнять в слоговом анализе слов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем учиться раличать звуки [р] и [л] в словах.

— Послушайте два слова и скажите, одинаковые они или разные?

— Колобок — коробок.

— Что обозначает слово «колобок»?

— Составьте предложение с этим словом.

— Что обозначает слово «коробок»?

— Составьте предложение с этим словом.

— Итак, слова «колобок» и «коробок» разные по своему значению. А чем по звуковому составу они от­личаются?

— В слове «колобок» на третьем месте стоит звук [л], а в слове «коробок» на третьем месте стоит звук [р].

— Произнесите слово «коробок» так, чтобы все чет­ко услышали звук «р».

— Чтобы четко услышать звук [р], вы надавили на него голосом и постарались протянуть.

— Произнесите слово «колобок» так, чтобы четко слышался звук [л].

Аналогичная работа со словами: Лак — рак, лов — ров, юла — Юра, полка — пор­ка, ложки — рожки, укол — укор, пилот — пирог.

2. Я называю слова, а вы записываете только слоги со звуками [р] или [л].

Улов, шалаш, пирожки, карандаш, дрова, брат, бро­ви, правда, праздник, Юрка, груша, тигры, дрозды, брызги, брынза, пружина, простыни, матрац, прав­нук, пробка, зебра, завтра, трое, друзья, продукты, тройка, трубы, ветры, трамвай, тепло, платье, празд­ник, дружба, бланк, флажок.

3. Закончите слова, добавив слог. (Логопед читает начало слова, учащиеся записывают его и дописыва­ют недостающие слог.)

Лы или ры: ша..., го..., ма..., па..., по..., кварта..., уко... .

Ло или ро: гор..., кры..., теп..., зерка... . Ла или ра: вытира..., разбуди..., замерз..., пробе-жа..., броса..., шко..., шку... .

 

 

ЗАНЯТИЕ 27.4

Тема:

дифференциация звуков [л] и [р]. Цепе

О продолжать учить учащихся различать звуки [л] и [р] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов;

О упражнять в звукобуквенном анализе;

О формировать ритмическую сторону речи;

О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков из слов.

Ход занятия

1. Продолжаем различать звуки [р] и [л] в словах.

— Послушайте слово и скажите, какой здесь звук — [р] или [л]?

— Кладовка.

— Произнесите слово так, чтобы четко слышался звук [л].

— Вы голосом надавили на звук [л] и постарались его протянуть.

— Запишите в тетради только букву «л», поставьте запятую.

— Какой звук в слове «борода» — [р] или [л]?

— Произнесите слово так, чтобы четко слышался звук [р].

— Вы голосом надавили на звук [р] и постарались его протянуть.

— Запишите в тетради только букву «р», поставьте запятую.

Аналогичная работа со словами:

Колокола, плачут, планер, борода, молоко, урожай, народ, яблоко, топор, вокруг, герой, солома, огород, агроном, метро, трамвай, желать, оборона, пеналы.

2. Запишите слова в три столбика. В первый стол­бик — слова со звуком [л], во второй столбик — слова со звуком [р], в третий столбик — слова, в который есть и звук [л] и звук [р].

Мудрость, города, голод, крыло, плавала, брал, брыз­ги, тепло, плавить, разбил, болото, трудно, круглый, рыбаки, рыбешки, раненый, колодец, правило, пару­са, карусель, города, половина, зеркало, хорошо, пло­хо, горло,забор, вёсла.

3. Запишите гласные буквы слова «замерзала».

— Какие гласные записали? («а с крючком», «е пе­телькой», «а с крючком», «а с крючком».)

— Сколько гласных? (Четыре.)

— Сколько слогов? (Четыре.)

— Сколько раз хлопнем? (Четыре.)

— Есть ли в этом слове рядом стоящие согласные? («р. з»)

— Куда разойдутся эти согласные при делении на слоги?

— Согласные «р», «з» разойдутся в разные слоги.

— Произнесите и прохлопайте слово «замерзала». ( За-мер-за-ла.)

— Какой первый слог? (за-)

— Какой второй слог? (-мер-)

— Какой третий слог? (-за-)

— Какой четвертый слот? (-ла)

— Назовите последовательно звуки в слоге «за». ([з]. [а])

— Назовите последовательною двухи в слоге «мер». ([м'], [э], Ш)

— Назовите последовательно звуки в слоге «за». (М. [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ла». ([л], [а])

— А теперь назовите последовательно звуки в этом слове, делая небольшую паузу между слогами.

— [3], [а]-[м'], [э], [р]-[з], [а]-[л], [а].

— Запишите слово в тетрадь, называя при этом сло­ги и буквы с их опорами.

— За, «а с крючком», мер, «е петелькой», за, «а с крючком», ла, «ас крючком».

— Назовите слоги, в которых есть звук [р] или звук [л], (-мер-, -ла)

— Запишите эти слоги в тетрадь.

— Произнесите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слова.

— Простучите это слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок.

— ххХх.

Аналогичная работа со словами: Прыгнул, характер, мармелад, коромысло, запоро­шила.

Дополнительный материал:

Загорелась, проглотил, мусоропровод, килограмм, пробежал, покраснел, полнолуние, водопровод. 4. Составьте слова из слогов:

ход, лу, но; ла, вы, у, чи; ло, зо, то; хо, да, ло; ро, ги, пи; лов, бо, ры; да, бо, ро; дил, ко, кро; ар, ту, тро; ви, ло, по, на; ка, ло, зер; ви, ло, пра; ны, ру, ло..

 

 

ЗАНЯТИЕ 27.5

Тема:

дифференциация звуков [л] и [р]. Целы

О учить учащихся различать звуки [р] и [л] в составе слов по представлению.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [л] в словах.

— У вас по пять картинок. На каждой из них изоб­ражены предметы, в названиях которых есть звуки [р] или [л]. Вы поочередно показываете картинки дру­гим детям, называете звук, а только потом слово с выделением этого звука.

— Поставьте картинку под соответствующую букву.

2. Найдите на этой сюжетной картине предметы, в названиях которых есть звуки [л], [р]. За каждое слово дается фишка.

3. Назовите цвет, в котором есть звук [л]. (Белый, желтый, голубой.)

— Назовите дни недели, в названии которых есть звук [р] твердый. (Вторник, четверг.)

— Назовите месяцы, в названии которых есть звук [р] твердый. (Февраль, март.)

— Назовите имена с твердым звуком [р]. (Клава, Павел, Лариса.)

— Назовите имена с твердым звуком [р]. (Рома, Руслан.)

— Назовите цветы, в названии которых есть звук [р]. (Ромашка, роза.)

_Назовите цветы, в названии которых есть звук

[л]. (Ландыш.)

— Назовите овощи и фрукты со звуком [л]. (Ябло­ки, лук.)

— Назовите овощи и фрукты со звуком [р]. (Гру­ши, гранат, картошка.)

4. Самостоятельно придумайте и запишите десять слов с твердым звуком [р] и десять слов с твердым звуком [л] в два столбика.

5. Спишите, вставляя где нужно буквы «л», «р». Взя... Вале...ка таре...ку, взя... Вале...ка поднос, мне

Вале...ка таре...ку на подносе принес. Дежу...ный раз-да... тет...ади. Ребята соби...али же...уди. Школьники иг...ают в футбо... . Пи...от уп...авляет самолетом.

 

 

ЗАНЯТИЕ 27.6

Тема:

дифференциация звуков [л] и [р]. Цель:

О учить учащихся различать звуки [р] и [л] в словах, вхо­дящих в состав предложений и текстов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [р] и [л].

— Из предложений выделите слова со звуками [л], [р], запишите только слоги, содержащие эти звуки.

Парта стоит около стены. Стул стоит около крова­ти. Юра отплыл от берега. Белка прыгает с дерева на дерево. Юра спрятался за клумбу. Машина свернула за угол. Снег сбрасывают с крыши. Колосилась густая рожь.

2. Я сейчас буду читать предложение. В этом пред­ложении нужно найти слова, содержащие и звук [р] и звук [л], записать эти слова, подчеркнуть буквы, обо­значающие эти звуки.

Белка шишку уронила на траву. Столяр собирал круглый стол. Рома рубил дрова топором. У ребенка заболело горло. Ворона спрыгнула с крыши. Кошка подкралась к воробью. Рыбак возвращался с рыбалки. Вера в руках вертела мел. Роме понравился подарок друга. Ласточка поранила крыло.

Продавец продавая журнал.

Что с воза упало, то пропало.

Планер приземлился на равнине.

До города оставалось проехать один километр.

Медведь бродил около старой берлоги.

Рома разговаривать с Ларой не стал.

Росинки засверкали утром перламутром.

Лодка проплывает под мостом.

Машина свернула за угол.

Собака подралась с кошкой.

А ларчик просто открывался.

Лед на речке почернел.

3. Ответь на вопрос одним словом. Запиши слоги, содержащие звуки [л], [р].

— Как называется цветок с желтой серединкой и белыми лепестками? (Ромашка.)

— Какой предмет позволяет распознать принцес­су? (Горошина.)

— Без чего не может далеко уплыть лодка? (Парус, весла.)

— Вежливые слова. (Спасибо, благодарю.)

— Перегородка в шкафу. (Полка.)

— Часть авторучки. (Стержень.)

— Цирковой артист. (Клоун.)

— Самый главный предмет в одежде короля. (Ко­рона.)

— Зверь, который плачет, поедая свою добычу. (Кро­кодил.)

— Текст, который часто задают учить. (Правило.)

— Насекомое, которое ест носом. (Комар.)

4. Послушай четверостишье, узнай слово, в кото­ром есть и звук [р] и звук [л].

Что ты плачешь, крокодил? — Я лентяя проглотил.

И теперь лежу, рыдая, Превращаясь сам в лентяя.

Рах-трах-тарарах Раскатился гром в горах. Прогремел над черной тучей, Прорычал над черной кручей. На проталине лесной В листьях прошлогодних.

Ландыш белый, кружевной Зазвенел сегодня.

 

 

ЗАНЯТИЕ 28.1

Тема:

дифференциация звуков [п] и [т], строчных букв «п» и «г». Цели:

О познакомить учащихся с артикуляционными и акус­тическими признаками звуков [п] и [т];

О упражнять в различении этих звуков изолированно и в составе слогов;

О упражнять в приеме интонационного выделения звуков.

Ход занятия.

1. Сегодня мы будем различать звуки, стоящие в начале слов «почка», «точка». Скажите, какие это зву­ки? (п, т)

— Произнесите поочередно звуки [п] и [т] несколь­ко раз, глядя в зеркало.

—У этих звуков произношение разное или одина­ковое?

— При произношении звука [п] работают губы, а при произношении звука [т] работает язык. Язык при про­изношении звука [т] упирается в верхнюю десну.

— Произнесите эти звуки еще несколько раз.

— Я по очереди буду называть слова «язык»и «губы», а вы будете произносить соответствующий звук.

— Губы.

— Язык.

— Губы.

— Язык.

— Язык.

— Губы.

— А теперь наоборот, я буду произносить звуки [п] или [т], а вы будете говорить, губы или язык при этом работают.

пу — ту, пы — ты, по — то, пы — ты, пэ — тэ,

ыпэ — ытэ, апа — ата, опо — ото, ула — ута, эпа — эта.

3. Послушайте слово «палец» и определите, какой первый звук в этом слове?

— Произнесите это слово так, чтобы четко был слы­шен звук [п]. Обратите внимание, как работают губы при произношении звука [п].

— Послушайте слово «танк» и определите, какой первый звук в слове?

— Произнесите это слово так, чтобы четко был слы­шен звук [т]. Обратите внимание, как работает язык.

— Определите, есть ли в слове «коты» звуки [п] или [т]?

— Произнесите слово «коты» так, чтобы четко был слышен звук [т]. Обратите внимание, как работает язык при произношении этого звука.

Аналогичная работа со словами:

Туча, упал, устал, мосты, читала, пушка, спал.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.