|
|||||||||||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 25.7ЗАНЯТИЕ 25.7 Тема: дифференциация звуков [л] и [л']. Целы О учить учащихся слышать звуки [л] и [л*] в словах в составе предложений, текстов. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем учиться различать звуки [л] и [л']. — Послушайте предложение: Мы купили «лук», а ты закрой «люк». — Какие слова звучат похоже? — Чем они отличаются? — В слове «люк» на первом месте стоит [л*] мягкий, а в слове «лук» на первом месте стоит [л] твердый. Аналогичная работа с предложениями: У меня в руке мел, а на реке мель. Возьми уголь и положи его в угол. 2. Я читаю предложение, а вы записываете только слова с мягким [л']. У ёлки колючие иголки. У девочки голубая лента. Петя пил лимонад.Володя ел землянику. На ёлке зелёные иголки. На ёлку повесили флажки. В лесу живут злые волки. Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Белка сидит в дупле. Голуби влетели в голубятню. Слава любит сливы. Победители получили медали. 3. Спишите предложения, вместо точек вставьте гласные: Кошел...к л...жит на столике. Зел...ная л...дка качалась на волнах. У Лиды кисл...й л...мон. Кончились л...тние каникул... . Лена звонил... по тел...фону. Самол...т летит над обл...ками. 4. Исправь ошибки в словосочетаниях и предложениях. Колучий куст, кружит вьюга, тулени ревут, корм-лу свинью, купила рукзак, тубик клэя. Едва заметно голюбела заря. Лясточка свиля гнездо. 5. Найди в тексте слово, в котором есть и звук [л] и звук [л']. 1) Муха по небу летала, Кувырком в трубу упала. Ножки три недели у неё болели. 2) Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. 3) И ответила посуда: — Было нам у бабы худо. Не любила нас она. Била, била нас она. Запылила, закоптила, Загубила нас она. 4) Солнце по небу гуляло И за тучки забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. 5) Так, недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце. А теперь пора настала — В поле вьюга загуляла. 6. Ответь на вопрос полным предложением. Запищи ответ в тетрадь. — Кто живет в улье? — Где живет лягушка? — Где цыетет ландыш? — На чем висят яблоки? — Чем вскопали клумбу? — Из чего делают сливки?
ЗАНЯТИЕ 26.1 Теши дифференциация звуков [р] и [р']. Цели: О познакомить учащихся со звуками [р] и [р']; О учить различать эти звуки по акустическим признакам; О учить слышать их в составе слотов; О закреплять звукобуквенную связь. Ход занятия 1. Послушайте слова и определите звук, который есть во всех этих словах: Март, спорт, драка, дырка. — Это звук [р]. — Это звук мягкий или твердый? — А как вы думаете, у него есть мягкая пара? Назовите ее. — Хлопните в ладоши, когда услышите мягкий звук [р']. [Р]. [Р]. [Р']. [Р'1, М, [Р]. [Р']> [Р'1. [Р]. [Р]. [Р'1. [Р]. [р'1. [Р]. [Р'1. [Р]. [р], [Р'1- 2. И звук [р] и звук [р'] обозначаются буквой «Рр». — Какие буквы мы будем писать после мягкого [р']? — После мягкого звука [р'] мы будем писать гласные буквы второго ряда или мягкий знак. — Определите, есть ли в слоге «арь» мягкий звук [р'] или твердый [р]? — Какую букву запишем после мягкого [р']7 (Мягкий знак.) — Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со слогами: ар, орь, ор, ур, урь, эр, эрь, ыр, ырь; ра, ря, ро, рё, ру, рю, ры, ри, рэ, ре. — Составьте из записанных слогов нары, которые будут различаться только мягкостью-твердостью парных согласных, прочтите их. 3. Запишите под диктовку: ра, рё, ру, ри, рэ, ре, рю, ру, ры, ри; арь, орь, урь, ур, ор, орь, эрь, эр, ыр.
ЗАНЯТИЕ 26.2 Тема: дифференциация звуков [р] и [р']. Целы О продолжать учить учащихся различать звуки [р] и [р] по акустическим признакам в составе слогов. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [р'] в составе слогов. — Послушайте буквенные сочетания и скажите, какой в нем звук — твердый [р] или мягкий [р'] Яра, яря, яру, ярю, ярэ, яре, ярё, яро, яри, яры; юра, юря, юру, юрю, юрэ, юре, юрё, юро, юри, юры; ёра, ёря, ёру, ёрю, ёрэ, ёре, ёрё.ёро, ёри, ёры; ира, иря, иру, ирю, ирэ, ире, иро, ире, ири, иры; ера, еря, еру, ерю, ерэ, ере, еро, ерё, ери, еры. 2. Я диктую слоги и буквосочетания, а вы записывает только те, в которых [р'] мягкий: тра, тро, трё, трю, тро, тру, три, тры, тря; пру, прю, пры, при, пре, прэ, пру, прю; кра, крю, кря, кру, кро, крё, кри, кры, кре; аро, уре, орё, ури, ери, арэ, орё, ире, ира; рок, рёв, рюк, рук, рэк, рек. 3. Назовите слог, который повторяется два раза: ра — ро — ря — ра, ры — рэ — ри — ры; ро — РУ — ро — рё, рю — ру — ры — рю; ра — ря — ро — ря, ре — рю — рэ — ре. 4.Чтение слогов: ряр, рер, рюр, рир, рёр; рорь, рурь, рэрь, рорь, рырь; рярь, рюрь, рерь, рерь, рирь. 5. Запишите в два столбика слоги и буквенные сочетания: ар, арь, ор, орь, ур, урь, ыр, ырь, эр, эрь; ра, ря, ро, рё, ру, рю, ры, ри, рэ, ре; ара, оро, оря, орё, уро, Уре, яра, яр, ере; тра, три, тре, трэ, тру, тры, трё, три, тря. 6. Закончи слово: ра (рак, рама, ракета, рана, радио, раковина, разный и т. п.); ро (роза, роман, ромашка, рогатка, Родина, розовый, роща, родинка, рой и т. п.); ря (ряженка, рядовой, рябина, рядом, Рязань и т.п.); рё (рёв и т. п.); ру (рукав, ручка, рубин, Руслан, рубли, русский, рубашка, ручей и т. п.); рю (рюкзак, рюмка, рюша и т. п.); ре (речка, резинка, регулировать, результаты, решение, решетка и т. п.); ры (рыба, рысь, рыжая, рыбак); ри (ринулись, рис, рисовать, рисунок).
ЗАНЯТИЕ 26.3 Тема: дифференциация звуков [р] и [р^. Цели: О учить учащихся различать звуки [р] и [р*] по акустическим признакам в составе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения согласного звука из слов. Ход занятий 1. Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [р'] в словах. — Скажите, какой звук [р] или [р'] находится в слове «ударь». — Произнесите слово и выделите голосом этот звук. — Какую букву нужно написать после мягкого [р']? Аналогичная работа со словами: Рысь, рис, горы, реки, заря, рюмка, двери, город, корова, крик, гири, грибы, крыса, крыша, краб, дворы, отвори, двери, шторы, столяры, пирог. 2. Запишите гласные буквы слова «берёза». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Назовите эти гласные. («е петелькой», «ё», «а с крючком».) — Сколько гласных? (Три.) — Значит, сколько будет слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Произнесите это слово и прохлопайте его по слогам. — Какой первый слог? (бе-) — Какой второй слог? (-рё-) — Какой третий слог? (-за) — Назовите последовательно звуки первого слога. ([<Г], [э]) — Назовите последовательно звуки второго слога. ал. [о]) — Назовите последовательно звуки третьего слога. ([з], [а]) — А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами. — [Б'], [э]-[р'], [о]-[з], [а]. — Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги и гласные буквы с их опорами. — бе, «е петелькой», рё, «ё», за, «а с крючком». — Запишите рядом со словом слог, в котором есть мягкий [р'] или твердый [р]. — Произнесите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слова. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок в тетрадь. — хХх. Аналогичная работа со словами: Хорошо, мороз, карандаш, сорока, берег, агроном. Дополнительный материал: Прекрасный, жеребенок, закричал. 3. Закончите слова, добавив слог «ры» или «ря». Го..., посмот..., гово..., разгово..., отво..., дво..., топо..., но..., вет..., забо..., гово..., кома..., столя..., две..., ги..., што... . — Закончите слова, добавив слог «ря» или «ра». Мо(ря), го(ра), за(ря), Ва(ря), озё(ра), кону(ра), ги- (ря), ды(ра), иг(ра), жа(ра). 4. Чтение слов. Кот — крот. Ролик — кролик. Каска — краска. Кошка — крошка.
ЗАНЯТИЕ 26.4 Тема: дифференциация звуков [р] и \рг\. Цели: О учить различать учащихся звуки [р] и [р'] по акустическим признакам в составе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения согласных звуков из слов. О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными буквами второго ряда; Ход замятия 1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [р'] в словах. — Скажите, какой звук [р] или [р'], находится в слове «сорить»? — Произнесите слово и выделите голосом этот звук. — Какую букву нужно написать после мягкого [р']? Аналогичная работа со словами: Порядок, рябина, горячий, уроки, серёжки, ручейки, горизонты, дерево, орехи, столяры, берёза, верёвка, крючок, серебро, покрышка, сирень, варенье, стрекоза, прятаться, нахмурился, конструировать, отряхнул. 2. Запишите слова в два столбика. В один столбик — слова со звуком [р] твердым, а в другой — со звуком [р'] мягким. Берег, ров, рёв, тряпка, кричать, рад, ряд, рюкзак, горячий, вокруг, зверёк, крючок, карамель, красиво, серебро, варежки, струна, мороз, рельсы, старик, трудность, стрекоза, краска, хорошо, ворона, герой, воробей, быстро, столяры, товарищи. 3. Чтение слов. Груздь, гроздь, гвоздь. Стройка, струйка, струнка. Скрепка, скрипка, стрижка. Тряпка, тропка, трубка. Солнышко, скворушка. 4. Спишите слова, вставьте правильно гласные. А-я: тр...пка («я»), пр...ник («я»), зар...дка («я»), зар...нее («а»), гр...зный («я»), р...ныпе («а»), гр...нат («а»), тр...мвай («а»), гр...дка («я»).. О-ё: смор...дина, тр.-.туар, тр...пинка, сывор...тка, бер...за, выр...сли, пр...рубь, бр...сил, вечер...м, гер...й, гор...шек, др...жал, вер...вка, впер...д, убер...т, звер...к. У-ю: гр...зовик, р...мка, бр...ки, кр...чок, р...кзак, гр...ппа, тр...дный.
ЗАНЯТИЕ 26.5 Тема: дифференциация звуков [р] и [р1]. Цель: О учить учащихся различать звуки [р] и [р'] в составе слов. Ход занятия 1. Продолжаем учиться различать звуки [р] и [р'] в словах. — Прослушайте два слова: «рад», «ряд». — Что обозначает слово «ряд»? — Что обозначает слово «рад»? — Чем по звуковому составу отличаются эти слова. — Какую букву вы напишите после мягкого [р'] в слове «ряд»? («я») — Запишите эти два слова. Аналогично: ров — рёв, рысь — рис. 2. Запишите слова в три столбика. В первый столбик — слова с мягким звуком [р'], во второй столбик — слова с твердым звуком [р], а в третий столбик — слова , в которых есть и звук [р'] и звук [р]. Жеребенок, электровоз, перкрасный, кустарник, закричал, грязный, скрылись, пригорок, гребли, трещина, рекорд, природа, старик, простор, ракетка, карета, пригорел, варежки, верёвка, интерес, крыса. 3. Чтение слов. Рубка — бурка, брусок — сугроб, марка — рамка, кружка — шкурка, срок — кросс, ромашка — морошка, шрам — марш, шарманки — кармашки, краб — брак, каретка ракетка, карп — парк, 4. Запишите только слоги с буквой «р». Картинки, уронила, помидоры, интересный, стрижка, скрипка, гроздь, скрепка, струйка, трудный, транспорт, краска, стройка, горячий, пожарные, смородина, встречай, премия, жеребёнок, варежки, перепёлка, инженеры, фруктовый. 5. Спишите слова, вставьте правильно гласные. Ы-и: бр...звул, скр...пач, пр...ятно, товарищ..., кр...чат, ветр..., простор..., пр...мер..., пр...ятеяь, метр..., кур...па, р...чал, кр...во, кр...ша, кр...латые, гр...пп, гр...бы. Э-е: р...зинка, гр...ет, встр...ча, портр...т, вар...нье, тр...вога, пр...мия, бр...вно, кр...м, тр...щина, смотр...ть, окр...стность.
ЗАНЯТИЕ 26.6 Нема: дифференциация звуков [р] и [р"]. Цели: О учить учащихся различать звуки [р] и [р'] в словах по представлению; О учить учащихся различать звуки [р] и [р*] в словах в составе предложений. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [р'] в словах. — Спишите, вставляя слоги. Ра-ря: иг...ет, ба...бан, детво..., по...док, ...дом, ...дио, ...бииа, ко...га, соби...ют, вы...щивать, го..чий. Ро-рё: у...жай, смо...дина, ...за, па...ход, сто...на, хо...шо, го...да, па...воз, у...ки, воп...сы, ши...кая, бо...да, Се...жа, бе...за, подбе...зовик. Ру-рю: смог..., ва..., гово..., ...чейки. Рэ-ре: вы...заю, де...во, де...вянный, бе...га, о...хи, стихотво... ние. Ры-ри: дво..., ко...ца, поссо...лись, това...щи, ...сует, фаб...ка, ...балка, го...зонт. 2. В сюжетной картине найдите слова со звуками [р] и [р'1- За каждое правильное слово дается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. — Запишите названия этих картинок в тетрадь. 3. Придумайте десять слов с твердым звуком [р], а затем десять слов с мягким звуком [р'] и запишите их. 4. Сегодня мы будем работать с предложениями. Я читаю предложение, а вы находите в нем слова с твердым [р] и мягким [р']. Гремит гром. Гриша боится грома. У Бори — труба. Боря играет на трубе. У Риммы есть розовый шар. Ребята едут в лагерь. На берёзе сидят грачи. Я провожу зарядку. Я проверяю тетради. Я разыгрываю ребусы. Лисица навострила уши. На рынке продают речную рыбу. Терпенье и труд все перетрут. Ребята играют в интересную игру.
ЗАНЯТИЕ 27.1 Тема: дифференциация звуков [л] и [р]. Цели: О учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов; О закреплять звукобуквенную связь. Ход занятия 1. Отгадайте загадку и узнаете, с какими звуками мы сегодня будем работать: Что посреди волос стоит? (Посреди волос стоит звук [л].) Что посреди карты лежит? (Звук [р].) — Так с какими звуками мы сегодня будем работать? — Мы сегодня будем различать звуки [р] и [л]. — Произнесите звук [р] перед зеркалом. — Где находится язык? (За верхними зубами.) — Куда идет воздушная струя? (На кончик языка.) — Что делает кончик языка под напором воздушной струи? (Дрожит.) — Звук [р] — гласный или согласный? (Согласный.) — Почему? (Потому что воздушная струя не может свободно выйти. Она задерживается смычкой языка и неба.) — Произнесите звук [л] перед зеркалом. — Где находится язык? (За верхними зубами.) — Как идет воздушная струя? (Вбок.) — Звук [л] гласный или согласный? — Почему вы так считаете? (Потому что воздушная струя не выходит свободно, встречая преграду из смычки языка и неба.) — Давайте сравним эти два звука между собой. Чем они отличаются? — У звука [р] воздушная струя идет на кончик языка, а у звука [л] воздушная струя идет вбок. При произношении звука [р] кончик языка дрожит, а при произношении звука [л] не дрожит. — Чем сходно произношение этих двух звуков? — И при произношении звука [р] и при произношении звука [л] передняя часть языка находится за верхними зубами. 2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [р]: [Р]. И, [р], [л], [р], [р], [л], [р], [л], [р], [л], [р], [р], [л], [л], [л], [р], [р], [р], [р], [л]. 3. Определите, какой звук [р] или [л] есть в слоге «ал». — Произнесите слог «ал» так, чтобы все четко услышали звук [л]. — Для того чтобы звук [л] четко слышался? вы ва него надавили голосом и постарались протянуть. Аналогичная работа со слогами и буквенными сочетаниями: ар, ол, ор, ул, ур, ыр, ир, эр, ыл, ил, ел, ёл, ёр, ер, яр, ял; ра, ла, ло, ро, ру, лу, лы, ры, рэ, лэ; ара, ала, ола, ора, ула, уру, уры, улы; эла, эра, эрэ, элэ, ура, ула, ыла, ыра. 4. Назовите слог, который повторяется два раза:
ры — лы — ры, ра — ла — лу — ра. 5. Я назову слоги, а вы покажите букву, соответствующую звукам [л] или [р]. Ром, лом, гор, рог, лов, лум, рук, рок, лым, рым, рош, лош, рав, лав, дор, дол, гол, зол, зор, зар, зал, бол, бор, бул, бур, дул, дыр, дыл, дар, дал.
ЗАНЯТИЕ 27.2 Тема: дифференциация звуков [л] и [р]. Цели: О учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков из слов. Ход занятия 1. Сегодня мы будем учиться различать звуки [л] и [р] в словах. — Послушайте слово и определите, какой здесь звук — [л] или [р]. — Лак. — Произнесите слово «лак» так, чтобы четко слышался звук [л]. — Для того, чтобы звук [л] слышался четко, вы надавили на него голосом и постарались протянуть. Аналогичная работа со словами: Рак, рама, лайка, лапка, рука, ранка, лук, забор, упал, пол, мел, рот, пар, двор, товар, топор, мотор, мыло, пила, лодка, лужа, рукав, шалаш, гитара, перо, вышла, плуг, прут, группа, трудно, морозы, полоса, голова, калопш, паруса, быстро, город, сорока. 2. Запишите гласные буквы слова «полотенце». — Назовите эти гласные. («О-овал», «о-овал», «е петелькой», «е петелькой».) — Сколько гласных? (Четыре.) — Значит, сколько слогов? (Четыре.) — Сколько раз хлопнем? (Четыре.) — Есть ли в этом слове две согласные, стоящие рядом в середине? — Какие это согласные? («к, ц») — Как распределятся эти согласные при делении на слоги? — При делении на слоги согласные «н» и «ц» разделятся в разные слоги. — Произнесите и прохлопайте слово по слогам, (по-ло-тен-це) — Какой первый слог? (по) — Какой второй слог? (-ло-) — Какой третий слог? (-теп-) — Какой четвертый слог? (це) — Назовите последовательно звуки в слоге «по». (М, [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ло». (М, [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «тен». ([т>], [э], [н]) — Назовите последовательно звуки в слоге «це». ([Ц], [э]) — А теперь назовите последовательно звуки в слове, делая небольшую паузу между слогами. — [Щ, [о]-[л], [о]-[т'], [э], [н]-[ц], [э]. — В тетради записываем это слово, называя при этом слоги и гласные буквы с их опорами. — По, «о-овал», ло, «о-овал», тен, «е петелькой», це, «е петелькой». — В каком слоге есть звуки [л] или [р]? (-ло-) — Запишите этот слог в тетради. — Произнесите это слово и определите ударение. — Поставьте ударение на гласную этого слова. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок. — ххХх. Аналогичная работа со словами: Берлога, рыболовные, родилась, огромные, поросята, загоралась, крылатые, плавала, бросал, глагол, крыжовник. 3. К слогам из левого столбика подберите слоги из правого столбика так, чтобы получилось слово. (Логопед записывает слоги второго столбика вперемешку.) кру жок клу бок гита ра куку руза поро шок аку ла чита ла пло хой
ЗАНЯТИЕ 27.3 Тема: дифференциация звуков [л] и [р]. Цели: О учить учащихся различать звуки [р] и [л] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения согласных звуков из СЛОВ; О упражнять в слоговом анализе слов. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем учиться раличать звуки [р] и [л] в словах. — Послушайте два слова и скажите, одинаковые они или разные? — Колобок — коробок. — Что обозначает слово «колобок»? — Составьте предложение с этим словом. — Что обозначает слово «коробок»? — Составьте предложение с этим словом. — Итак, слова «колобок» и «коробок» разные по своему значению. А чем по звуковому составу они отличаются? — В слове «колобок» на третьем месте стоит звук [л], а в слове «коробок» на третьем месте стоит звук [р]. — Произнесите слово «коробок» так, чтобы все четко услышали звук «р». — Чтобы четко услышать звук [р], вы надавили на него голосом и постарались протянуть. — Произнесите слово «колобок» так, чтобы четко слышался звук [л]. Аналогичная работа со словами: Лак — рак, лов — ров, юла — Юра, полка — порка, ложки — рожки, укол — укор, пилот — пирог. 2. Я называю слова, а вы записываете только слоги со звуками [р] или [л]. Улов, шалаш, пирожки, карандаш, дрова, брат, брови, правда, праздник, Юрка, груша, тигры, дрозды, брызги, брынза, пружина, простыни, матрац, правнук, пробка, зебра, завтра, трое, друзья, продукты, тройка, трубы, ветры, трамвай, тепло, платье, праздник, дружба, бланк, флажок. 3. Закончите слова, добавив слог. (Логопед читает начало слова, учащиеся записывают его и дописывают недостающие слог.) Лы или ры: ша..., го..., ма..., па..., по..., кварта..., уко... . Ло или ро: гор..., кры..., теп..., зерка... . Ла или ра: вытира..., разбуди..., замерз..., пробе-жа..., броса..., шко..., шку... .
ЗАНЯТИЕ 27.4 Тема: дифференциация звуков [л] и [р]. Цепе О продолжать учить учащихся различать звуки [л] и [р] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов; О упражнять в звукобуквенном анализе; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков из слов. Ход занятия 1. Продолжаем различать звуки [р] и [л] в словах. — Послушайте слово и скажите, какой здесь звук — [р] или [л]? — Кладовка. — Произнесите слово так, чтобы четко слышался звук [л]. — Вы голосом надавили на звук [л] и постарались его протянуть. — Запишите в тетради только букву «л», поставьте запятую. — Какой звук в слове «борода» — [р] или [л]? — Произнесите слово так, чтобы четко слышался звук [р]. — Вы голосом надавили на звук [р] и постарались его протянуть. — Запишите в тетради только букву «р», поставьте запятую. Аналогичная работа со словами: Колокола, плачут, планер, борода, молоко, урожай, народ, яблоко, топор, вокруг, герой, солома, огород, агроном, метро, трамвай, желать, оборона, пеналы. 2. Запишите слова в три столбика. В первый столбик — слова со звуком [л], во второй столбик — слова со звуком [р], в третий столбик — слова, в который есть и звук [л] и звук [р]. Мудрость, города, голод, крыло, плавала, брал, брызги, тепло, плавить, разбил, болото, трудно, круглый, рыбаки, рыбешки, раненый, колодец, правило, паруса, карусель, города, половина, зеркало, хорошо, плохо, горло,забор, вёсла. 3. Запишите гласные буквы слова «замерзала». — Какие гласные записали? («а с крючком», «е петелькой», «а с крючком», «а с крючком».) — Сколько гласных? (Четыре.) — Сколько слогов? (Четыре.) — Сколько раз хлопнем? (Четыре.) — Есть ли в этом слове рядом стоящие согласные? («р. з») — Куда разойдутся эти согласные при делении на слоги? — Согласные «р», «з» разойдутся в разные слоги. — Произнесите и прохлопайте слово «замерзала». ( За-мер-за-ла.) — Какой первый слог? (за-) — Какой второй слог? (-мер-) — Какой третий слог? (-за-) — Какой четвертый слот? (-ла) — Назовите последовательно звуки в слоге «за». ([з]. [а]) — Назовите последовательною двухи в слоге «мер». ([м'], [э], Ш) — Назовите последовательно звуки в слоге «за». (М. [а]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ла». ([л], [а]) — А теперь назовите последовательно звуки в этом слове, делая небольшую паузу между слогами. — [3], [а]-[м'], [э], [р]-[з], [а]-[л], [а]. — Запишите слово в тетрадь, называя при этом слоги и буквы с их опорами. — За, «а с крючком», мер, «е петелькой», за, «а с крючком», ла, «ас крючком». — Назовите слоги, в которых есть звук [р] или звук [л], (-мер-, -ла) — Запишите эти слоги в тетрадь. — Произнесите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слова. — Простучите это слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок. — ххХх. Аналогичная работа со словами: Прыгнул, характер, мармелад, коромысло, запорошила. Дополнительный материал: Загорелась, проглотил, мусоропровод, килограмм, пробежал, покраснел, полнолуние, водопровод. 4. Составьте слова из слогов: ход, лу, но; ла, вы, у, чи; ло, зо, то; хо, да, ло; ро, ги, пи; лов, бо, ры; да, бо, ро; дил, ко, кро; ар, ту, тро; ви, ло, по, на; ка, ло, зер; ви, ло, пра; ны, ру, ло..
ЗАНЯТИЕ 27.5 Тема: дифференциация звуков [л] и [р]. Целы О учить учащихся различать звуки [р] и [л] в составе слов по представлению. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [р] и [л] в словах. — У вас по пять картинок. На каждой из них изображены предметы, в названиях которых есть звуки [р] или [л]. Вы поочередно показываете картинки другим детям, называете звук, а только потом слово с выделением этого звука. — Поставьте картинку под соответствующую букву. 2. Найдите на этой сюжетной картине предметы, в названиях которых есть звуки [л], [р]. За каждое слово дается фишка. 3. Назовите цвет, в котором есть звук [л]. (Белый, желтый, голубой.) — Назовите дни недели, в названии которых есть звук [р] твердый. (Вторник, четверг.) — Назовите месяцы, в названии которых есть звук [р] твердый. (Февраль, март.) — Назовите имена с твердым звуком [р]. (Клава, Павел, Лариса.) — Назовите имена с твердым звуком [р]. (Рома, Руслан.) — Назовите цветы, в названии которых есть звук [р]. (Ромашка, роза.) _Назовите цветы, в названии которых есть звук [л]. (Ландыш.) — Назовите овощи и фрукты со звуком [л]. (Яблоки, лук.) — Назовите овощи и фрукты со звуком [р]. (Груши, гранат, картошка.) 4. Самостоятельно придумайте и запишите десять слов с твердым звуком [р] и десять слов с твердым звуком [л] в два столбика. 5. Спишите, вставляя где нужно буквы «л», «р». Взя... Вале...ка таре...ку, взя... Вале...ка поднос, мне Вале...ка таре...ку на подносе принес. Дежу...ный раз-да... тет...ади. Ребята соби...али же...уди. Школьники иг...ают в футбо... . Пи...от уп...авляет самолетом.
ЗАНЯТИЕ 27.6 Тема: дифференциация звуков [л] и [р]. Цель: О учить учащихся различать звуки [р] и [л] в словах, входящих в состав предложений и текстов. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем работать со звуками [р] и [л]. — Из предложений выделите слова со звуками [л], [р], запишите только слоги, содержащие эти звуки. Парта стоит около стены. Стул стоит около кровати. Юра отплыл от берега. Белка прыгает с дерева на дерево. Юра спрятался за клумбу. Машина свернула за угол. Снег сбрасывают с крыши. Колосилась густая рожь. 2. Я сейчас буду читать предложение. В этом предложении нужно найти слова, содержащие и звук [р] и звук [л], записать эти слова, подчеркнуть буквы, обозначающие эти звуки. Белка шишку уронила на траву. Столяр собирал круглый стол. Рома рубил дрова топором. У ребенка заболело горло. Ворона спрыгнула с крыши. Кошка подкралась к воробью. Рыбак возвращался с рыбалки. Вера в руках вертела мел. Роме понравился подарок друга. Ласточка поранила крыло. Продавец продавая журнал. Что с воза упало, то пропало. Планер приземлился на равнине. До города оставалось проехать один километр. Медведь бродил около старой берлоги. Рома разговаривать с Ларой не стал. Росинки засверкали утром перламутром. Лодка проплывает под мостом. Машина свернула за угол. Собака подралась с кошкой. А ларчик просто открывался. Лед на речке почернел. 3. Ответь на вопрос одним словом. Запиши слоги, содержащие звуки [л], [р]. — Как называется цветок с желтой серединкой и белыми лепестками? (Ромашка.) — Какой предмет позволяет распознать принцессу? (Горошина.) — Без чего не может далеко уплыть лодка? (Парус, весла.) — Вежливые слова. (Спасибо, благодарю.) — Перегородка в шкафу. (Полка.) — Часть авторучки. (Стержень.) — Цирковой артист. (Клоун.) — Самый главный предмет в одежде короля. (Корона.) — Зверь, который плачет, поедая свою добычу. (Крокодил.) — Текст, который часто задают учить. (Правило.) — Насекомое, которое ест носом. (Комар.) 4. Послушай четверостишье, узнай слово, в котором есть и звук [р] и звук [л]. Что ты плачешь, крокодил? — Я лентяя проглотил. И теперь лежу, рыдая, Превращаясь сам в лентяя. Рах-трах-тарарах Раскатился гром в горах. Прогремел над черной тучей, Прорычал над черной кручей. На проталине лесной В листьях прошлогодних. Ландыш белый, кружевной Зазвенел сегодня.
ЗАНЯТИЕ 28.1 Тема: дифференциация звуков [п] и [т], строчных букв «п» и «г». Цели: О познакомить учащихся с артикуляционными и акустическими признаками звуков [п] и [т]; О упражнять в различении этих звуков изолированно и в составе слогов; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков. Ход занятия. 1. Сегодня мы будем различать звуки, стоящие в начале слов «почка», «точка». Скажите, какие это звуки? (п, т) — Произнесите поочередно звуки [п] и [т] несколько раз, глядя в зеркало. —У этих звуков произношение разное или одинаковое? — При произношении звука [п] работают губы, а при произношении звука [т] работает язык. Язык при произношении звука [т] упирается в верхнюю десну. — Произнесите эти звуки еще несколько раз. — Я по очереди буду называть слова «язык»и «губы», а вы будете произносить соответствующий звук. — Губы. — Язык. — Губы. — Язык. — Язык. — Губы. — А теперь наоборот, я буду произносить звуки [п] или [т], а вы будете говорить, губы или язык при этом работают. пу — ту, пы — ты, по — то, пы — ты, пэ — тэ, ыпэ — ытэ, апа — ата, опо — ото, ула — ута, эпа — эта. 3. Послушайте слово «палец» и определите, какой первый звук в этом слове? — Произнесите это слово так, чтобы четко был слышен звук [п]. Обратите внимание, как работают губы при произношении звука [п]. — Послушайте слово «танк» и определите, какой первый звук в слове? — Произнесите это слово так, чтобы четко был слышен звук [т]. Обратите внимание, как работает язык. — Определите, есть ли в слове «коты» звуки [п] или [т]? — Произнесите слово «коты» так, чтобы четко был слышен звук [т]. Обратите внимание, как работает язык при произношении этого звука. Аналогичная работа со словами: Туча, упал, устал, мосты, читала, пушка, спал.
|
|||||||||||||||||||||||
|