Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 35.3



ЗАНЯТИЕ 35.3

Тема:

дифференциация звуков [ш] и [ж]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [ш] и [ж]

по признаку звонкости — глухости в составе слов; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Чем отличаются звуки [ш] и [ж] между собой?

— Эти звуки отличаются наличием или отсутстви­ем голоса. Звук [ш] — глухой, а звук [ж] — звонкий.

— Определите, есть ли звуки [ш] или [ж] в слове «жалеешь».

— Произнесите слово «жалеешь» так, чтобы четко был слышен звук [ж].

— Произнесите слово «жалеешь» так, чтобы был четко слышен звук [ш].

— А теперь произнесите слово «жалеешь» так, что­бы был четко слышен и звук [ж], и звук [ш].

— Вы потянули в слове и звук [ш], и звук [ж]. Аналогичная работа со словами:

Ждёшь, режешь, живёшь, держишь, кружишь, ужинаешь, положишь, лужайка, крыжовник, катуш­ка, лошадь, дежурный, дружинник, дождаться, жа­луешься, школьник.

2. Запишите слова в два столбика. В первый стол­бик запишите слова со звуком [ш]. Во второй столбик запишите слова со звуком [ж].

Швея, штанга, шатер, шутка, шинель, шишка, баш­ня, подушки, лежит; пишет, кружева, петушок, на­шумел, удержи, подошёл, пирожок, лужок, кармашек, лужайка, пиджак, вожжи, кружок, уважал, кинжал.

3. Работа с карточками.

— Вставьте недостающие слоги «ша» или «жа».

ка... ми... лап... мы., «та
лу... да... ■ кры... е...та
лу... са... бар... кал о...
ко... ло... па... сту...
Ма... лы... сар... ку..ет

— Вставьте недостающие слоги «жи» или «ши». Помните правило о правописании «жи» и «ши».

мы... кры... поло... ма...на
лы... вож... дока... дю...на
но... ска... напи... лу..ца
пи... стри... клави... ма..нист

— Вставьте недостающие слоги «жу» I

ви... сту... воро... ми...ра
но... ■ г ля... поло... с на., .мел
пи... ска... нака... пи...щая
си... ска... напи... вя...щая
ре... спе... дока... ...мели
ле... ело... удер... ...равли

Вставьте недостающие слоги «жок» или «шок».

ме... пу... пры... лу...
малы... пиро...' утю... вер...
творо... ' лапу... сто... сап...
сне... пету... сти... пасту..
кру... фла...    

 

 

ЗАНЯТИЕ 35.4

Тема:

дифференциация звуков [ш] и [ж]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [ш] и [ж] в словах в составе словосочетаний и предложений;

О упражнять учащихся в различении звуков [ш] и [ж] в словах по представлению.

Ход занятия

1. Запишите словосочетания, изменяя по образцу, а) Я жду — ты ждешь

Я покажу — я лежу —
Я жму — я мажу —
Я жую — я жалею —
Я режу — я уважаю —
Я лежу — я дежурю —

Я жарю —

б) Ты режешь — я режу Ты жалеешь — ... ты вяжешь — ... ты мажешь — ...

2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

У Жени жёлтый ... (шар, жар). У Шуры сильный ... (жар, шар). Мама купила новую ... (жаль, шаль). Нам расставаться с летом ... (жаль, шаль). У зайца длинные ... (ужи, уши). ... (уши, ужи) совсем не опасны.

... (жили, шили)-6ъиш старик со старухой у самого синего моря.

К новогоднему балу ребята сами себе костюмы ... (жили, шили).

Оса сильно ... (шалит, жалит).

Женя ... (жалит, шалит) на улице.

После дождя большая ... (луша, лужа).

(Луша, лужа) надела шерстяную шапку.

3. Ответь на вопрос, запиши ответ в тетрадь.

— Как называют кошку, собаку, лошадь одним словом.

— Чем режут бумагу?

— У какого животного самая длинная шея?

— Какие птицы курлычат?

— Чем дышит рыба?

— Кто боится кошки?

— Кого боится мышка?

— Кто квакает на болоте?

— Кто жужжит?

— Какая ягода растет на колючих кустах?

4. Найди на картине слова со звуком [ж]. За каж­дое правильно названное слово получи фишку. Выиг­рает тот, кто больше наберет фишек.

— Найди на картине слова со звуком [ш].

— Запишите все названные слова в тетрадь.

 

ЗАНЯТИЕ 36.1

Тема:

дифференциация звуков [ф] и [в], [ф'] и [в']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [ф] и [в], [ф*] и [в'] по признаку звонкости — глухости изолированно и в составе слов.

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в приеме интонационного выделения звуков.

Ход занятия

1. Послушайте два слова: «вата», «фата».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «вата»?

— Что обозначает слово «фата»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— В слове «вата» на первом месте стоит звук [в], а в слове «фата» на первом месте стоит звук [ф].

— Поставьте тыльную сторону ладони на переднюю часть шеи и произносите звуки [ф] и [в] поочередно.

— При произношении какого звука вы слышите вибрацию?

— Звук [в] звонкий, так как в его произношении участвует голос.

— Звук [ф] глухой, так как в его произношении голос не участвует.

— Звук [в] обозначается буквой «Вв», а звук [ф] обозначается буквой «Фф».

(Логопед пишет на доске соответствующие буквы.)

— Сейчас я поочередно буду показывать буквы «ф» и «в», а вы будете произносить соответствующие им звуки.

2. Определите, какой первый звук в слове «фокус».

— Произнесите слово так, чтобы четко был слышен первый звук.

— Запишите букву «ф» в тетрадь, поставьте запя­тую.

Аналогичная работа со словами:

Факел, ворота, фабрика, воротник, фартук, флаг, вратарь, вращать, флейта, флоксы, время, фаза, фо­нарь, воин, возит, фуражка, фамилия, форточка.

— Определите, есть ли звуки [в] и [ф] в слове «слива».

— Произнесите слово «слива» так, чтобы четко слы­шался звук [в].

— Запишите букву [в] в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Ковать, кровать, шкафы, подвода, первый, сливоч­ный, сарафан.

3. Прослушайте слова, запишите только слоги со звуками [в] или [ф].

Фото, фонарь, Ваня, ваза, возы, факел, фокус, совы, ива, шкафы, шарфы, софа, сова, зафыркал, завыли.

4. Чтение записанных в тетрадь слогов. ■

5. Вы уже знаете, что согласные буквы могут обо­значать твердые и мягкие согласные звуки. Какая мягкая пара у звука [ф]? ([ф'])

— Какая мягкая пара у звука [в]? ([в'])

— Поучимся различать согласные звуки [ф'] и [в*] в слогах.

— Послушайте слог «фя», произнесите этот слог, слегка потянув согласный звук, стоящий в этом слоге на первом месте.

— Какой вы слышите согласный звук? ([ф'])

— Запишите слог «фя> в тетрадь.

— Послушайте слог «вя», произнесите этот слог слегка протянув согласный звук, стоящий в этом ело ге на первом месте.

— Какой вы слышите согласный звук? ([в'])

— Запишите слог «вя» в тетрадь. Аналогичная работа проводится со слогами: «фи»-«ви», «фе»-«ве», «фю»-«вю», «фё»-«вё». 5. Чтение пар слогов.

вя — фя вё — фё фю — вю фе — ве ви — фи

 

 

ЗАНЯТИЕ 36.2

Тема:

дифференциация звуков [ф] и [в], [ф] и [в"]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [ф] и [в], [ф'] и [в*] в словах;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в звукослоговом анализе слов;

О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Определите, есть ли звуки [ф] или [в] в слове «красивый».

— Произнесите слово «красивый» так, чтобы четко слышался звук [в].

— Запишите в тетрадь букву «в», поставьте запятую.

— Определите есть ли звуки [ф] или [в] в слове «ворвался».

— Здесь два звука [в].

— Произнесите слово «ворвался» так, чтобы как можно четче слышались оба этих звука.

— Вы «надавили» голосом на эти звуки и они ста­ли слышаться четче.

— Запишите эти буквы в тетрадь. Аналогичная работа со словами: Вафли, шлифует, говорливый.

2. Спишите слова, вставив пропущенные буквы.

...лакон, ...агон, ...орота, по...орот, ...орона, ...оро­бей, ...орма, ...рукты, ...орточка, ...ратарь, ...лот, ...ыр-кает, ...ото, ...орель, ци...ра, про...од, сара...ан, ли...-тёр, ели...а, ели...очный, пер...ый, ...ар...ор, ...ыдёр-гивать.

3. Я читаю слова, а вы запишите их в два столби­ка. В первый столбик — слова со звуком [в], а во вто­рой столбик — слова со звуком [ф].

Соловушка, ватрушка, фуражка, лифтёр, подвода, львы, посевы, рвы, сова, софа, фартук, футбол, ворот­ник, восток, голова, диван, асфальт, ковёр, фишка, финиш, свет.

4. Определите, есть ли звуки [ф'] или [в'] в слове «висит». Произнесите слово «висит», потянув первый звук так, чтобы он хорошо слышался.

— Какая буква обозначает звук [в']?

— Запишите гласную букву «в» в тетрадь.

— Определите, есть ли звуки [ф'] или [в'] в слове «советы».

— Произнесите слово «советы» так, чтобы как мож­но четче услышать звук [в'].

— Вы протянули этот звук в слове, и он стал слы­шаться четче. .. х

— Запишите букву, обозначающую этот звук, в тет­радь.

Аналогичная работа со словами: Сувенир, свитер, фильтр, веник, свинка, весит, светит.

5. Запишите из услышанных слов только слоги со звуками [ф'] и [в']:

Конфета, фетр, февраль, ветер, фильм, вафельни­ца, свидетель, фигура, славяне, сувенир, весточка, увидели, кофейня, свет, свисте'•вёдра, офис, ловим, фильтр.

6. Запишите гласные буквы в слове «вывеска». (Логопед произносит слово так, как Оно должно быть правильно орфографически записано.). •-

— Назовите гласные, которые вы '"записали.л'(*ы», «е петелькой», «а с крючкомжрАМг '

— Сколько гласных? (Три)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в слове две рядом стоящие согласные?

(«с, к»)

— Как поведут себя эти согласные при делении на слоги?

— При делении на слоги, эти согласные разойдут­ся в разные слоги.

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Вы-вес-ка.)

— Какой первый слог? (вы-)

— Какой второй слог? (-вес-)

— Какой третий слог? (-ка)

— Назовите последовательно звуки в слоге «вы». (М. [ы])

— Назовите последовательно звуки в слоге «вес».

([*']. М- [с])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ка». ([к], [а])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [в], [ы]-[в'], [э], [с]-[к], [а].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Вы, «ы», вес, «е петелькой», ка, «а с крючком».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— Ххх.

Дополнительный материал: Свёкла, свист, фикус.

 

 

ЗАНЯТИЕ 36.3

Тема:

дифференциация звуков [ф] и [в], [ф'] и [в']. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [в] и [ф], [в'] и [ф'] в словах в составе словосочетаний и пред­ложений.

О упражнять в звукослоговом анализе слов. Ход занятия

1. Я читаю предложения, а вы записываете только слова со звонким звуком [в].

За январём наступил февраль. Наша футбольная команда заняла первое место. Львы — красивые, гра­циозные животные. Фразу нужно проговаривать чёт­ко. Футбол — игра для выносливых.

2. Составьте предложения, подбирая к словам пункта «а» слова из пункта «б».

А. Свежий, фиолетовый, фланелевая, красивый,

фарфоровая, фруктовые, высокая. Б. Фигура, сарафан, кефир, ваза, кофта, фарфор,

конфеты.

3. Спишите предложения. Вставьте слова или недо­стающие части слов, в которых есть звонкие звуки [в], [в'] или глухие звуки [ф], [ф']. Проверяйте пра­вильное написание «в», «ф» в конце слов.

У дятла длинный ... . У ... длинная шея. У Веры часто болит ... . Бабушка связала ей новый шар... . Утром Федя пьёт чай или ... . Надо вовремя перехо­дить дорогу, посмотреть на..., потом на... . Ночная птица ... плохо видит днём, зато хорошо видит ночью.

Сливы, груши, яблоки — это .... Картофель, свёкла, репа — это .... Около ли...та дежурит ....

4. Запишите гласные буквы в слове «картофель». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите гласные, которые вы записали. («Ас крючком», «о-овал», «е петелькой».)

— Сколько гласных? (Три)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? (Нет.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Кар-то-фелъ.)

— Какой первый слог? (кар-)

— Какой второй слог? (-то-)

— Какой третий слог? (-фель)

— Назовите последовательно звуки в слоге «кар».

— Назовите последовательно звуки в слоге «то». ([т], [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «фель». ([ф 1. [э], [л'])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [К], [а], [р]-[т], [оНФ*1. [э], [л'].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Кар, «а с крючком», то, «о-овал», фель, «е пе­телькой».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— хХх.

Дополнительный материал: Эстафета, уважать, свежий, свидание.

ЗАНЯТИЕ 37.1

Тема:

дифференциация [п] и [6], [гГ] и [&]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [б] и [п], [п"] и [б] в слогах и словах по признаку звонкости — глухости;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в приеме интонационного выделения звуков.

Ход занятия

1. Послушайте два слова: «пыль», «быль».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «пыль»?

— Что обозначает слово «быль»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— В слове «пыль» на первом месте стоит звук [п], а в слове [быль] на первом месте стоит звук [б].

— Звуки [п] и [б] одинаковые или разные?

— Чем они отличаются друг от друга?

— Звук [п] — глухой, а звук [б] — звонкий.

2. Сейчас мы будем учиться различать эти звуки в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [п] и [б] , а вы послушайте , как они отличаются по звучанию.

Па — ба — па — ба — па — ба — па — ба — па — ба

— А сейчас буду произносить слог, а вы определи­те и назовите, какой в этом слове звук — звонкий [б] или глухой [п].

— Па.

Аналогично со звуками:

Ба, пу, бу, по, бо, пы, бы, пэ, бэ.

3. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [б]. Бук­ва «б» подчеркнута.

Па — ба_— па — ба — па — ба — па — ба — па — б§.

Аналогичная работа с рядами слогов:

по — бо — по — бо — по — бо — по — бо;

ну — бу — пу — бу — ну — бу — пу — бу;

пэ — бэ — пэ — бэ — пэ — бэ — пэ — бэ;

пы — бы — пы — бы — пы — бы — пы.

4. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [п] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: па, по, пу, пы, пэ.)

5. Читаем слова со звуками [п] и [б]. Усиливаем голос на звуке [б]. Буква «б» подчеркнута.

Пыл, бык, парк, балка, палка, пуля, банка, боты, баня, башня, парень, пашня, путь, пыль, булка, буй­вол, будем, почта, пояс, полка, пушка, бочка, боль, пакет, балет, букет, бурно, боком. &р у

6. Вы уже знаете, что согласные буквы могут обо­значать твердые и мягкие согласные звуки. Какая мягкая пара у звукаДп]? ([п'])

— Какая мягкая пара у звука [б]? ([б']) ;3§;

— Поучимся различать согласные звуки [п'] и [б'] в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [п'] и [б'], а вы послушайте, как они отличаются по звучанию.

Пя — бя — пя — бя — пя — бя — пя — бя — пя — бя.

— А сейчас буду произносить слог, а вы определи' те и назовите, какой в этом слове звук — глухой [п'] или звонкий [б*].

— Пя.

Аналогично со слогами:

бя, пю, бю, пё, бё, пи, би, пе, бе

7. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [б*]. Буква «б» подчеркнута.

Пя — б_я— пя — б_я — пя — — пя — бя — пя —

бя.

Аналогичная работа с рядами слогов: пё — б_ё — пё — §ё — пё — бё — пё — бё; пю — §ю — пю —бю — пю — бю — пю — бю; пе — бе — пе — бе — пе — бе — пе — бе; пи — би — пи — би — пи — би — пи.

8. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [п'] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: пя, пё, пю, пи, пе.)

9. Читаем слова со звуками [п'] и [б']. Голос усали­ваем на звуке [б*]. Буква «б», обозначающая звук [б*], подчеркнута.

Пень, пел, бил, пить, петь, письмо, пилит, пишет, бивни, бегать, бездна, белка, пешка, песня, белый, печка, беседа, перед», печень, печенье, бетон, бегом, печаль, певчая, беличья, песок, педаль, пять, бирка, бисер.

 

 

ЗАНЯТИЕ 37.2

Тема:

дифференциация [п] и [б], [п1] и [б1]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [п] и [б], [п*] и [б*] в словах по признаку звонкости — глухости;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков.

Ход занятия

1. Определите, есть ли звуки [п] или [б] в слове «рыбак».

— Произнесите слово «рыбак» так, чтобы четко слы­шался звук [б].

— Запишите букву «б» в тетрадь. Подчеркните бук­ву «б», обозначающую звконкий звук [б].

Аналогичная работа со словами:

Грибы, забота, сапог, барабан, лопата, работа, забо­ры, собака, выбор, зубы, топор, тапочки, губы, забыл, стопы, рыба, липа, арбуз.

2. Послушайте слова: «палка», «балка».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «палка»?

— Что обозначает слово «балка»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слово «палка» так, чтобы четко был слышен первый звук.-

— Произнесите слово «балка» так, чтобы четко был слышен первый звук.

— В слове «палка» на первом.месте стоит звук [п], а в слове «балка» на первом месте стоит звук [б].

— Запишите эти два слова друг под другом. Под­черкните букву «б», обозначающую звонкий звук [б].

2. Я буду называть слова, а вы запишите их в две колонки. В первую колонку — слова со звуком [п], а во вторую колонку — слова со звуком [б].

Бак, бук, пол, палка, бочка, зубы, снопы, тополь, крабы, рабы, бобы, грибы, клубы, напор, выбор, вы­был, колбаса, сыпать, бублик, добыть.

3. Измените слово так, чтобы после согласных [б] или [п] появился гласный звук, запишите получив­шееся слово. Подчеркните последний слог в этом слове.

Зуб — зубы гриб — ...

Карп — ... столб — ...

Клуб — ... дуб — ...

Ястреб — ...   суп — ... Краб — ... тулуп — ...

Куб — ... боб — ...

4. Вы уже знаете, что глухой звук [п'] имеет звон­кую пару — [б']. Сейчас мы будем упражняться в вы­делении звуков [п'] и [б'] в словах.

— Определите, есть ли звуки [п'], [б'] в слове «ку­бик».

— Произнесите слово «кубик» так, чтобы четко слы­шался звук [б'].

— Какой буквой обозначается звук [б']?

— Какую гласную букву нужно написать после зву­ка [б'] в слове «кубик»?

— Запишите в тетради тот слог этого слова, в кото­ром находится звук [б*].

Аналогичная работа со словами:

Зубик, сапёр, бетон, побег, выпил, запел, победа.

Дополнительный материал: Кабина, ребята, обида.

5. А. Запишите гласные буквы в слове «бил».

— Назовите гласные, которые вы записали. («и»)

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Был.;

— Назовите последовательно звуки в слоге «бил». ([б*], [и], [л])

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Бил, «и».

— Запишите ритмический рисунок слова.

— X.

Б. Запишите гласные буквы в слове «пил».

— Назовите гласные, которые вы записали. («и»)

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Пил.)

— Назовите последовательно звуки в слоге «пил». ([п'], [и], [л])

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Пил, «и».

— Запишите ритмический рисунок слова.

— X.

В. Чем по звуковому составу отличаются слова «бил» и «пил»?

 

 

ЗАНЯТИЕ 37.3

Тема

дифференциация [п] и [б], [п"] и [б"]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [п] и [61, [п*] и [61 в словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукосл о го вом анализе слов; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Послушайте два слова: «башня», «пашня».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «башня»?

— Что обозначает слово «пашня»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слов «башня» так, чтобы был четко слышен первый звук.

— Произнесите слово «пашня» так, чтобы четко был слышен первый звук.

— В слове «башня» на первом месте стоит звук [б], а в слове «пашня» на первом месте стоит звук [п].

— Запишите эти два слова в тетрадь друг под дру­гом. Подчеркните букву «б».

2. Определите, есть ли в слове добытчик звуки [п] или [б].

— Произнесите слово «добытчик» так, чтобы четко был слышен звук [б].

— Запишите букву «б» в тетрадь. Подчеркните бук­ву «б».

Аналогичная работа со словами:

Соболь, выбыл, будка, запонка; бульдог, столбы, голубая, события, забодал, борьба, обойма, тополь, бодро, рубаха, наповал, попался.

Дополнительный материал:

Вспыльчив, подозрение, избавиться, обойтись, ба­бушка, незабудка,

3. К данным словам добавьте приставку «по», за­пишите получившиеся слова.

Белить — побелить, плакать — бороться — плыть — бродить — беседовать бежать петь ... , бывать благодарить — будить — бегать беспокоить ...

4. Вы уже знаете, что глухой звук [п'] имеет звон­кую пару — {б']. Сейчас мы будем упражняться в вы­делении звуков [п'] и [б'] в словах.

— Определите, есть ли звуки [п'], [б'] в слове «ку­бик».

— Произнесите.слово «кубик» так, чтобы четко слы­шался звук [б'].

— Какой буквой обозначается звук [б']?

— Какую гласную букву нужно написать после зву­ка [б'] в слове «кубик»?

— Запишите в тетради тот слог этого слова, в кото­ром находится звук [б'].

Аналогичная работа со словами: Поберёг, поперёк, лебедь, записка, небеса. Дополнительный материал: Пробирка, подоспел, любимые.

5. А. Запишите гласные буквы в слове «забыть».

— Назовите гласные, которые вы записали. («А с крючком», «ы».)

— Сколько гласных? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (За­быть.)

— Какой первый слог? (за)

— Какой второй слог? (-быть)

— Назовите последовательно звуки в слоге «за». (Н. [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «быть». ([б], [ы], [т'])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [3], [аНб], [ы] [т].

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— За, «а с крючком», быть, «ы».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— хХ.

Б. Запишите гласные буквы в слове «запить».

— Назовите гласные, которые вы записали. («Ас крючком», «и».)

— Сколько гласных? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (За­пить.)

— Какой первый слог? (за-) .

— Какой второй слог? (-пить)

— Назовите последовательно звуки в слоге «за».

(Ы.М)

— Назовите последовательно звуки в слоге «пить» ([п']> М. [т'])

— А теперь назовите последовательно звуки всего слова, делая небольшую паузу между слогами.

— [3], [а]-[п«], [и], [т'].

— Какую букву нужно написать после мягкого [т']? («ъ»)

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— За, «а с крючком», пить, «и».

— Проговорите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово, выделяя ударный слог.

— Запишите ритмический рисунок слова.

— хХ.

В. Чем по звуковому составу отличаются слова «за­быть» и «запить»?

— Что означает слово «забыть»?

— Что означает слово «запить»?

 

 

ЗАНЯТИЕ 37.4

Тема:

дифференциация звуков [п] и [б], [п] и [б]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [п] и [б], [п*] и [&] по признаку звонкости — глухости в словах и в составе предложений;

О закреплять звукобуквенную связь;

О упражнять в интонационном выделении звуков. Дидактический материал:

Сюжетные картины.

Ход занятия

1. Определите, есть ли в слове «палуба» звуки [п] или [б].

— Произнесите слово «палуба» так, чтобы четко были слышны и звук [п] и звук [б].

— Запишите в тетрадь те слоги этого слова, в кото­рых находятся эти звуки. Подчеркните букву «б».

Аналогичная работа со словами:

Пломба, побои, поборы, прибор, пробуждать, пуб­лика, побудка. (Логопед произносит гласные слова четко.)

2. Вы определяли, есть ли в словах звуки [п] и [б]. А в следующем задании мы будем определять нали­чие звуков [п'] и [б'].

— Определите, есть ли в слове «спелый» звуки [п'] или [б'].

— Произнесите слово «спелый» так, чтобы четко был слышен звук [п'].

 

— Какую гласную букву нужно написать после зву­ка [п'] в слове «спелый»? (е)

— Запишите в тетрадь тот слог этого слова, в кото­ром находится звук [п']. (Спе.)

Аналогичная работа со словами: Выбить, выпить, забить, запить, забирать, отпирать, отбирать.

3. В сюжетной картине найдите слова со звуком [б] звонким. За каждый правильно названное слово по­лучаете фишку. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек.

— Запишите названные слова в тетрадь.

— В сюжетной картине найдите слова со звуком [п] глухим.

— В сюжетной картине найдите слова со звуком [б'] звонким.

— В сюжетной картине найдите слова со звуком [п'] глухим.

4. Я читаю предложения, а вы называете только слова с глухим звуком [п].

На тополе набухли почки. Пастух пас стадо бара­нов. Вагоны пустого поезда заполнили пассажиры. На обочине дороги рос одинокий тополь. Парень стоял поодаль. Капот машины был пыльным. Запахло кост­ром. Последние тени сливались. После ужина был дан бал. Пожарные пытались потушить быстро разгорав­шееся пламя. После долгого перехода путники при­уныли. Он пытался справиться со страхом. Было по­здно отступать.

5. Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

Старушка опирается на ... (балку, палку). Крыша опирается на ... (палку, балку).

Капусту вытащили из ... (почки, бочки). Листья появились из ... (бочки, почки). Вокруг дома сделали новый ... (запор, забор). У калитки хороший ... (забор, запор). Ссору надо ... (запить, забыть). Лекарство надо ... (-запить, забыть)».. В синем небе звёзды ... (плещут, блещут). В синем море волны... (блещут, плещут). 6. «Бабушкина игра». Вам бабушка прислала На наряды сто рублей. Что хотите покупайте, Но наряды выбирайте Лишь со звуком [б] в названии. Приготовились. Внимание. Вы наденете юбочку с блузой или платье? Вы выберете шубу или пальто? На голове будет берет или шляпа? А, может быть, тюрбан или платок? На шею наденете бусы или цепочку? На юбочке будет бахрома или петельки? Что вы выберете — брошь или клипсы? Блузку украсят бантики или пуговицы? Платочек будет из полотна или батиста? Жилетка будет из бархата или плюша? Обувь тоже выберем со звуком [б] в названии. Выбирайте: боты, сапоги, босоножки, башмаки, туф­ли, ботинки, сандалии.

 

 

ЗАНЯТИЕ 38.1

Тема;

дифференциация звуков [т] и [д], [т'] и [д']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [т] и [д], [т'] и [д'] в слогах и словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Сравните два слова: «дачка», «тачка».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «тачка»?

— Что обозначает слово «дачка»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слово «тачка» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— Произнесите слово «дачка» так, чтобы четко был слышен звук [д].

— В слове «дачка» на пером месте стоит звук [т], а в слове «дачка» на первом месте стоит звук [д].

— Произнесите несколько раз поочередно звуки [т] и [д].

— Приставьте тыльную сторону ладони к передней части шеи и еще раз поочередно произносите звуки [т] и [д].

— При произношении звука [д] ощущается более сильная вибрация, то есть дрожание, а при произно­шении звука [т] вибрация слабая. Звук [д] — звон­кий, а звук [т] — глухой. Произношение звуков [т] и [д] отличается только лишь наличием голоса в звуке

[д] и отсутствием голоса в звуке [т]. Весь остальной артикуляционный уклад в этих звуках одинаковый.

— Сегодня мы будем работать с этими звуками.

2. Сейчас мы будем учиться различать эти звуки в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [т] и [д] , а вы послушайте, как они отличаются по звучанию.

Та — да — та — да — та — да — та — да — та — да.

— А сейчас буду произносить слог, а вы определи­те и назовите, какой в этом слове звук — звонкий [д] или глухой [т].

— Та.

Аналогично со звуками:

да, ту, ду, то, до, ты, ды, та, да.

3. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [д]. Бук­ва «д» подчеркнута.

Та — да_— та — да — та — да — та — да — та — да.

Аналогичная работа с рядами слогов:

то — до — то — до — то — до — то — до;

ту — ду— ту — ду — ту — ду — ту — ду;

тэ — дэ — тэ — дэ_— тэ — да — та — да;

ты — ды — ты — ды — ты — ды — ты.

4. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [т] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: та, то, ту, ты, тэ.)

5. Читаем слова со звуками [т] и [д]. Усиливаем голос на звуке [д]. Буква «д» подчеркнута.

Думай, толь, Тома, дуб, дунь, ты, так, тонкий, туча, турок, тыква, дача, дай, дочь, душ, дым, дунь, дар,

Таня, танцы, тайна, танк, тумбочка, туфли, дыня, дождь.

6. Вы уже знаете, что согласные буквы могут обо­значать твердые и мягкие согласные звуки. Какая мягкая пара у звука [т]? ([тп*])

— Какая мягкая пара у звука [д]? ([д9])

— Поучимся различать согласные звуки [т*] и [д'] в слогах.

— Я буду произносить по очереди слоги со звуками [т*] и [д*], а вы послушайте, как они отличаются по звучанию;

тя — дя — тя — дя — тя — дя — тя — дя — тя — дя.

— А сейчас буду произносить слог, а вы определи­те и назовите, какой в этом слове звук — глухой [т'] или звонкий [д']«

— Тя.

Аналогично со слогами:

дя, тю, дю, тё, дё, ти, ди, те, де

7. Читайте слоги, усиливая голос на звуке [д']. Буква «д», обозначающая звук [д'], подчеркнута:

тя — дя— тя — дя — тя — дя — тя — дя — тя — дя.

Аналогичная работа с рядами слогов:

тё — дё — тё — дё — тё — дё — тё — дё;

тю — дю — тю — дю — тю — дю — тю — дю;

те — де — те — де — те — де — те — де;

ти — ди — ти — ди — ти — ди — ти.

8. Игра с мячом.

— Я называю слог с глухим звуком [т'] и кидаю вам мяч, а вы называете слог, заменив этот глухой звук на его звонкую пару. (Логопед называет слоги: тя, тё, тю, ти, те.)

9. Читаем слова со звуками [т*] и [д*]. Голос усили­ваем на звуке [д']. Буква «д», обозначающая звук [д*], подчеркнута.

Тень, день, тюль, дела, деньги, дёготь, темно, тём­ный, тесто, тесто, тема, дело, дичь, тихо, тина, тигр, диктор, диван, диктант, телега, тесемка, тюлень, тя­нет, тяжесть, диск, девять.

10. Запишите слоги и звукосочетания в две строч­ки. В первую строчку — со звонким [д], а во вторую строчку — с глухим [т].

Да, та, ту, ду, ты, то, до, ада, ата, ату, аду, уда, ута, эда, эта, ита, ида, юда, юта, эта, эдэ, уды, уты, ёда, ёта.

 

 

ЗАНЯТИЕ 38.2

Тема:

дифференциация звуков [т] и [о], [т'] и [д']. Цели:

О учить учащихся различать звуки [т] и [д], [т'] и [д'] в

словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в интонационном выделении звуков.

Ход занятия

1. Найдите звуки [т] или [д] в слове.

— Тонкий.

— Произнесите слово «тонкий» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— Запишите букву «т» в тетрадь, поставьте запятую. Аналогичная работа со словами:

Сады, соты, коты, иду, плоты, сутулый, заводы, пальто, работа, бидон, подул, ударил, города, гусята, клады, плоды, думай, туфли, стучал, сторож, стакан, сутулый, остановка.

2. Сравните слова «дочка», «точка».

— Одинаковые они или разные?

— Что обозначает слово «дочка»?

— Что обозначает слово «точка»?

— Чем по звуковому составу они отличаются?

— Произнесите слово «дочка» так, чтобы четко было слышен звук [д].

— Произнесите слово «точка» так, чтобы четко был слышен звук [т].

— В слове «дочка» на первом месте находится звук [д], а в слове «точка» на первом месте находится звук [т].

— Запишите эти слова друг под другом в тетрадь. Подчеркните букву «д».

Аналогично сравниваются слова: «душ» — «тушь».

3. Я буду называть слова, а вы запишите их в две колонки. В первую колонку запишите слова со зву­ком [т], а во вторую колонку запишите слова со зву­ком [д].

Доля, толь, дыни, метла, туман, радуга, бидон, стул, доски, подул, тапки, ступени, выдох, задача, удача, стол, туча, города, ворота, холода, тыква, тайна, тан­ки, тополь, точность, толстый, тугой, тушь, тускло, долг, дырка, дымка, даль, дуб, дубль.

4. Измените слово так, чтобы после согласных [т] или [д] появился гласный звук, запишите получив­шееся слово. Подчеркните последний слог в этом слове.

Суд — суды обед — ... город — ... крот — ... сад — ... живот — ... кот — ... флот — ... след — ... самолёт — ... билет — ... завод — ...

5. Вы уже знаете, что глухой звук [т'] имеет звон­кую пару — [д']. Сейчас мы будем упражняться в вы­делении звуков [т'] и [д'] в словах.

— Определите, есть ли звуки [т'], [д*] в слове «стек­ло». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите слово «стекло» так, чтобы четко слышался звук [т'].

— Какую гласную букву нужно написать после зву­ка [т'] в слове «стекло»?

❖ 293

— Запишите в тетради тот слог этого слова, в кото­ром находится звук [т*]. (Стек.)

Аналогичная работа со словами:

Стена, степень, птичка, дерево, неделя, поделки, студент, костюм, утюг, одежда, теремок, тюбик, стир­ка, стекло, степень, картина, терем, степи, дерево, кадеты, дети.

6. А. Запишите гласные буквы в слове «тень».

— Назовите гласные буквы, которые вы записали. ( «Е петелькой».)

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Тень.)

— Назовите последовательно звуки в слоге «тень». ([т'], [э], [н'])

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— Тень, «е петелькой».

— Запишите ритмический рисунок слова.

— X.

Б. Запишите гласные буквы в слове «день».

— Назовите гласные, которые вы записали. («Е пе­телькой».)

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (День.)

— Назовите последовательно звуки в слоге «день». ([?], [э], [н>])

— Какую букву нужно написать после мягкого [н']? («ъ»)

— Запишите все слово в тетрадь, называя при этом слоги, гласные буквы и их опоры.

— День, «е петелькой».

— Запишите ритмический рисунок слова.

— X.

В. Чем по звуковому составу отличаются слова «тень» и «день»?

 

 

ЗАНЯТИЕ 38.3

Тема:

дифференциация звуков [т] и [д], [т'] и [д']. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [т] и [д], [т"] и |д"] в словах по признаку звонкости — глухости; О закреплять звукобуквенную связь; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.