Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 25.1



ЗАНЯТИЕ 25.1

Тема:

дифференциация звуков [л] и [л*]. Цели:

О познакомить учащихся со звуками [л] и [л'];

О учить различать их по акустическим и артикуляцион­ным признакам;

О учить слышать их в составе слогов;

О закреплять звукобуквенную связь;

О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными буквами второго ряда;

О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками, которые стоят в начале слов «логово», «лесничий».

— Какой первый звук в слове «логово»? ([л])

— Какой первый звук в слове «лесничий», ([л9])

— Итак, в слове «логово» первый звук [л], а в сло­ве «лесничий» — звук [л'], [л] и [л*] — это одинако­вые звуки или разные? (Разные.)

— Это звуки разные, звук [л] — твердый, а звук [л*] — мягкий.

— Какую букву вы запишете в слове «логово» пос­ле твердого [л]?

— Какую букву вы запишете в слове «лесничий» после мягкого [л*]?

— После мягкого звука [л'] запишем гласную вто­рого ряда букву «е».

2. Послушайте ряд звуков, как только вы услыши­те [л'] мягкий, хлопните в ладоши:

[41. М, [л], [л'], [л], [л*], [н], [з], [с*], [л'], [л], [л], [л9].

— Послушайте слоги «ал», «аль». Одинаковые они или разные?

— Чем отличаются?

Аналогично: ол — оль, ул — уль, эл — эль, ыл — ыль.

— А теперь послушайте слоги, в которых соглас­ный стоит на первом месте, а гласный на втором. Оп­ределяем согласный:

ла, ля, ло, лу, лю, лы, лэ, ле.

— А теперь определяем согласный в положении между двумя гласными:

ала, оло, аля, оля, оле, ула, уля, эла, эля, ыла, ылэ, ыля, ыле.

3. И звук [л] и звук [л'] обозначается на письме буквой «Лл».

— Какие гласные буквы пишутся после мягкого [л*]?

— После мягкого [л*] пишутся гласные буквы вто­рого ряда: «я», «ё», «ю», «е», «и».

— Послушайте слог, скажите, какой в нем соглас­ный звук.

— Ля.

— В этом слоге [л*] мягкий.

— Какую гласную букву вы запишете в этом слоге?

(«?»)

— Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

ле, лэ, ли, лю, ли, аля, оля, ола, ала.

4. Произнесите отраженно, заменив мягкий [л'] на твердый [л]:

Ля — лё — лю — ли — ле — ....

 

ЗАНЯТИЕ 25.2       

Тема:

дифференциация звуков [л] и [л*]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [л] и [л1] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов;

О закреплять звукобуквенную связь;

О закреплять правило обозначения мягкости согласных гласными второго ряда.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [л] и [л'] в составе слогов.

— Послушайте буквенное сочетание и скажите ка­кой в нем звук — твердый [л] или мягкий [л'].

Яла, ял я, ялу, ялю, ялэ, яле, яле, яло, ялы, яле, юла, юля, юлу, юлю, юлэ, юле, юлы, юли, юлё, юло, ела, ёля, ёлу, ёлю, ёлэ, ёле, ёлы, ёло, ёлё, ила, или, ило, илы, иле, иля, илэ, иле, илё, илу, ела, еле, ело, елё, ели, елы, елу, елю.

2. Я диктую слоги, а вы запишите только те, в ко­торых звук [л'] мягкий:

Лок, лек, люк, лук, лоб, лёп, лён, лон, кла, пла, для, кля, клее, пло, плу, пли, плё, шло, ела, сля, еле, слу, ели, слё, слэ, для, длё, длу, длы, дле, длэ, дло.

3. Назовите слог, который повторяется два раза, ла — ла — ля, ли — лы — лэ — ли;

ло — лё — ло, ле — лэ — ла — лэ; лу — лю — лу, лу — лю — лу — лы; лэ — ле — ле, лэ — ле — лу — ле.

4. Чтение слогов.

ляд» лел, люл, лил, лёл; л аль, луль, лэль, лоль; ляль» люль, л ель, ли ль, л ель.

5. Закончите слово:

ла (лампа, лавка, лак лагерь, ласка, лайка, лазей­ка, лапа);

ло (лошадь, ложка, лодка, лопасть, логово, ложь, локоть);

лё (лётчик, лёгкий, Лёня, лён);

лу (лужа, лук, лупа, луг);

лю (люк, люди, любить);

ле (лебеди, лента, лежать); -.,

ли (листок, липа, ливни, личинка, лиса).

 

 

ЗАНЯТИЕ 25.3

Тема:

дифференциация звуков [л] и [п"]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [л] и [л'] в составе

СЛОВ;

О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения со­гласных звуков из слов.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем различать звуки [л] и [л'] в словах.

— Послушайте два слова: «лук», «люк».

— Что обозначает слово «люк»?

— Что обозначает слово «лук»?

— Какой первый звук в слове «лук»? ([л] твер дый.)

— Какую гласную вы напишите после согласного [л]? («у»)

— Какой первый звук в слове люк? ([л'])

— Какую гласную вы напишете после [л']? («ю») Аналогичная работа со словами:

Пыль, столы, лак, люк, луч, лоб, лечь, люди, лож­ка, липа, лента, мыло, коляска, молоко, моль, мало, сало, лягушка, поляна, лейка, ладонь, Юля, юла, ослы, иглы, земля, слива, шляпа, кулак, глаз, колено, кле­щи, лежит, флот, плечо, слон, весло, олень, лёд, хлеб, клуб, плющ, слёзы.

2. Запишите гласные буквы слова «василёк».

— Назовите гласные, которые вы записали. («А с крючком», «и», «ё».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Произнесите слово по слогам и прохлопайте. (Ва-си-лёк.)

— Какой первый слог? (ва-)

— Какой второй слог? (-си-)

— Какой третий слог? (-лёк)

— Назовите последовательно звуки в слоге «ва». ([в], [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «си». ([С], [и])

— Назовите последовательно звуки в слоге «лёк». ([л'], [о], [к])

— А теперь произнесите последовательно все зву­ки в слове, делая небольшую паузу между слогами. ([в], [а]-[с'], [и]-[л'], [о], [к])

— В тетради записываем слово целиком, называя слоги и гласные буквы с их опорами. (Ва, «а с крюч­ком», си, «и», лёк, «ё».)

— Назовите слог, в котором есть звуки [л] или [л']. (-лёк )

— Произнесите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите его ритмический рисунок. (ххХ) Аналогичная работа со словами.

Лягушка, младенец, календарь, разделить, болта­ли, колючка.

Дополнительный материал:

Любопытный, земляника, опустилась, палисадник, пластилин.

3. Закончите слова, добавив слог:

«Ли» или «лы»: по..., ко..., ме..., пи..., ма..., купи..., иска..., во..., лете..., сто..., вез..., ос..., ви..., ве... •

«Ля» или «ла»: по..., иг..., Ю..., к>..., зем..., косу..., пи..., наш..., сна... •

«Ло» или «лё»: вес..., теп..., пек..., дул..., заме..., упа..., свет... .

4. К словам из левого столбика подберите слоги из правого столбика так, чтобы получилось слово, запи­шите. (Логопед пишет на доске слоги второго стол­бика вперемешку.)

коль   цо

тттлттт. ца

пли та

лю ди

пали садник

лу чок

пол ка

пла мя

топо ля

пря тала

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.