|
|||
ЗАНЯТИЕ 25.1ЗАНЯТИЕ 25.1 Тема: дифференциация звуков [л] и [л*]. Цели: О познакомить учащихся со звуками [л] и [л']; О учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам; О учить слышать их в составе слогов; О закреплять звукобуквенную связь; О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными буквами второго ряда; О формировать ритмическую сторону речи. Ход занятия 1. Сегодня мы с вами познакомимся со звуками, которые стоят в начале слов «логово», «лесничий». — Какой первый звук в слове «логово»? ([л]) — Какой первый звук в слове «лесничий», ([л9]) — Итак, в слове «логово» первый звук [л], а в слове «лесничий» — звук [л'], [л] и [л*] — это одинаковые звуки или разные? (Разные.) — Это звуки разные, звук [л] — твердый, а звук [л*] — мягкий. — Какую букву вы запишете в слове «логово» после твердого [л]? — Какую букву вы запишете в слове «лесничий» после мягкого [л*]? — После мягкого звука [л'] запишем гласную второго ряда букву «е». 2. Послушайте ряд звуков, как только вы услышите [л'] мягкий, хлопните в ладоши: [41. М, [л], [л'], [л], [л*], [н], [з], [с*], [л'], [л], [л], [л9]. — Послушайте слоги «ал», «аль». Одинаковые они или разные? — Чем отличаются? Аналогично: ол — оль, ул — уль, эл — эль, ыл — ыль. — А теперь послушайте слоги, в которых согласный стоит на первом месте, а гласный на втором. Определяем согласный: ла, ля, ло, лу, лю, лы, лэ, ле. — А теперь определяем согласный в положении между двумя гласными: ала, оло, аля, оля, оле, ула, уля, эла, эля, ыла, ылэ, ыля, ыле. 3. И звук [л] и звук [л'] обозначается на письме буквой «Лл». — Какие гласные буквы пишутся после мягкого [л*]? — После мягкого [л*] пишутся гласные буквы второго ряда: «я», «ё», «ю», «е», «и». — Послушайте слог, скажите, какой в нем согласный звук. — Ля. — В этом слоге [л*] мягкий. — Какую гласную букву вы запишете в этом слоге? («?») — Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со слогами и буквенными сочетаниями: ле, лэ, ли, лю, ли, аля, оля, ола, ала. 4. Произнесите отраженно, заменив мягкий [л'] на твердый [л]: Ля — лё — лю — ли — ле — ....
ЗАНЯТИЕ 25.2 Тема: дифференциация звуков [л] и [л*]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [л] и [л1] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов; О закреплять звукобуквенную связь; О закреплять правило обозначения мягкости согласных гласными второго ряда. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [л] и [л'] в составе слогов. — Послушайте буквенное сочетание и скажите какой в нем звук — твердый [л] или мягкий [л']. Яла, ял я, ялу, ялю, ялэ, яле, яле, яло, ялы, яле, юла, юля, юлу, юлю, юлэ, юле, юлы, юли, юлё, юло, ела, ёля, ёлу, ёлю, ёлэ, ёле, ёлы, ёло, ёлё, ила, или, ило, илы, иле, иля, илэ, иле, илё, илу, ела, еле, ело, елё, ели, елы, елу, елю. 2. Я диктую слоги, а вы запишите только те, в которых звук [л'] мягкий: Лок, лек, люк, лук, лоб, лёп, лён, лон, кла, пла, для, кля, клее, пло, плу, пли, плё, шло, ела, сля, еле, слу, ели, слё, слэ, для, длё, длу, длы, дле, длэ, дло. 3. Назовите слог, который повторяется два раза, ла — ла — ля, ли — лы — лэ — ли; ло — лё — ло, ле — лэ — ла — лэ; лу — лю — лу, лу — лю — лу — лы; лэ — ле — ле, лэ — ле — лу — ле. 4. Чтение слогов. ляд» лел, люл, лил, лёл; л аль, луль, лэль, лоль; ляль» люль, л ель, ли ль, л ель. 5. Закончите слово: ла (лампа, лавка, лак лагерь, ласка, лайка, лазейка, лапа); ло (лошадь, ложка, лодка, лопасть, логово, ложь, локоть); лё (лётчик, лёгкий, Лёня, лён); лу (лужа, лук, лупа, луг); лю (люк, люди, любить); ле (лебеди, лента, лежать); -., ли (листок, липа, ливни, личинка, лиса).
ЗАНЯТИЕ 25.3 Тема: дифференциация звуков [л] и [п"]. Цели: О учить учащихся различать звуки [л] и [л'] в составе СЛОВ; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в приеме интонационного выделения согласных звуков из слов. Ход занятия 1. Сегодня мы будем различать звуки [л] и [л'] в словах. — Послушайте два слова: «лук», «люк». — Что обозначает слово «люк»? — Что обозначает слово «лук»? — Какой первый звук в слове «лук»? ([л] твер дый.) — Какую гласную вы напишите после согласного [л]? («у») — Какой первый звук в слове люк? ([л']) — Какую гласную вы напишете после [л']? («ю») Аналогичная работа со словами: Пыль, столы, лак, люк, луч, лоб, лечь, люди, ложка, липа, лента, мыло, коляска, молоко, моль, мало, сало, лягушка, поляна, лейка, ладонь, Юля, юла, ослы, иглы, земля, слива, шляпа, кулак, глаз, колено, клещи, лежит, флот, плечо, слон, весло, олень, лёд, хлеб, клуб, плющ, слёзы. 2. Запишите гласные буквы слова «василёк». — Назовите гласные, которые вы записали. («А с крючком», «и», «ё».) — Сколько гласных? (Три.) — Значит, сколько слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Произнесите слово по слогам и прохлопайте. (Ва-си-лёк.) — Какой первый слог? (ва-) — Какой второй слог? (-си-) — Какой третий слог? (-лёк) — Назовите последовательно звуки в слоге «ва». ([в], [а]) — Назовите последовательно звуки в слоге «си». ([С], [и]) — Назовите последовательно звуки в слоге «лёк». ([л'], [о], [к]) — А теперь произнесите последовательно все звуки в слове, делая небольшую паузу между слогами. ([в], [а]-[с'], [и]-[л'], [о], [к]) — В тетради записываем слово целиком, называя слоги и гласные буквы с их опорами. (Ва, «а с крючком», си, «и», лёк, «ё».) — Назовите слог, в котором есть звуки [л] или [л']. (-лёк ) — Произнесите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слога. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите его ритмический рисунок. (ххХ) Аналогичная работа со словами. Лягушка, младенец, календарь, разделить, болтали, колючка. Дополнительный материал: Любопытный, земляника, опустилась, палисадник, пластилин. 3. Закончите слова, добавив слог: «Ли» или «лы»: по..., ко..., ме..., пи..., ма..., купи..., иска..., во..., лете..., сто..., вез..., ос..., ви..., ве... • «Ля» или «ла»: по..., иг..., Ю..., к>..., зем..., косу..., пи..., наш..., сна... • «Ло» или «лё»: вес..., теп..., пек..., дул..., заме..., упа..., свет... . 4. К словам из левого столбика подберите слоги из правого столбика так, чтобы получилось слово, запишите. (Логопед пишет на доске слоги второго столбика вперемешку.) коль цо тттлттт. ца пли та лю ди пали садник лу чок пол ка пла мя топо ля пря тала
|
|||
|