Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 23.2. ЗАНЯТИЕ 23.3



ЗАНЯТИЕ 23.2

Тема:

дифференциация звуков [с] и [с*]. Цель:

О продолжать учить учащихся различать звуки [с] и [с*] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжим различать звуки [с] и [с2] в слогах.

— Послушайте буквенное сочетание и скажите, ка­кой в нем звук — мягкий [с*] или твердый [с]?

— Яса.

— Произнесите слог, надавив голосом на соглас­ный звук [с].

Аналогичная работа с буквенными сочетаниями:

яся, ясу, ясю, ясё, ясо, ясы, яси;

юса, юся, юсу, юсю, юсэ, юсе, юсо, юсё;

ёсу, ёсю, ёса, ёся, ёсе, ёсэ, ёси, ёсы;

иса, ися, ису, исю, исэ, псе, исы, иси;

есаёеся, есу, есю, есэ, есе, есы, еси.

2. Я диктую слоги, а вы записываете те, в которых звук [с'] мягкий.

Сок, ся, сен, суп, сунн, сюр, сит; ксю, ксу, ксё, ксе, кси, ксы, ксэ; всю, всё, всо, вси, вся, всэ, все.

3. Назовите слог, который повторяется два раза: са — ся — со — са, су — сю — сы — сю;

сё — сю — сы — сю, сэ — са — сё — сэ; сэ — се — се — са, сю — сы — си — сы.

4. Запишите буквенные сочетания, в которых со­гласный [с'] мягкий, а затем — слоги, в которых со­гласный [с] твердый:

Кса, кся, ксо, ксю, ксу, ксё, мсо, мсы, мся, мсё, псо, пся, пса, псэ, псю, псы, лею, лсу, нею, нсо, нсы, ней, нею» нсу.

б. Добавьте слог с твердым звуком [с], чтобы полу­чилось слово:

ве..., ко..., ли..., коле..., колба..., о..., бу..., мя..., пе..., под..., пыле..., авто..., тролле..., воло..., гло..., поло....

 

 

ЗАНЯТИЕ 23.3

Тема:

дифференциация звуков [с] и [с*]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [с] и [с] по акусти­ческим и артикуляционным признакам в составе слов. О упражнять в звукобуквенном анализе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов.

Ход занятия

1» Сегодня мы будем различать звуки [с] и [с'] в словах.

— Посмотрите, на доске два слова: «суда», «сюда».

— Что обозначает слово «суда»?

— А что обозначает слово «сюда»?

— Послушайте слово «суда». Произнесите слово «суда», надавив на первый звук голосом.

— Какой первый звук в этом слове?

— Первый звук в этом слове — твердый [с].

— Какую гласную напишем после твердого [с]? («у»)

— Послушайте слово «сюда».

— Произнесите слово, надавив на первый звук го­лосом

— Какой первый звук в этом слове?

— Первый звук в слове «сюда» — [с*] мягкий.

— Какую гласную букву напишем после мягкого звука [с1]? («ю»)

Аналогичная работа в словах:

Сено, соль, сито, сорока, сапоги, пасека, насекомые, посуда, месяц, коса, косить, волосы, голос, посёлок, весёлый, песенка, сетка, сильный, сирень, солить,

суслик, сумки, сентябрь, семена, серебро, синицы, ки­сель, гусята, лисята, селёдка, синий.

2. Запишите гласные буквы в слове «кисель».

— Назовите эти гласные. («И», «е петелькой».)

— Сколько гласных? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите слово и прохлопайте его по слогам. ( кисель.)

— Какой первый слог? {ки-)

— Какой второй слог? {-сель)

— Назовите последовательно гласные звуки в сло­ге «ки». ([к?], [и])

— Назовите последовательно гласные звуки в сло­ге «сель», ([с9], [э], [л'])

—А теперь назовите последовательно все звуки в слове, делая небольшую паузу между слогами, ([к'], [и]-[с'], [э], [л'])

— Запишите в тетради слово, называя при этом слоги и гласные буквы с их опорами.

— Ки, «и», сель, «е петелькой».

— Определите ударный слог, (-сель)

— Поставьте ударение в слове.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок.

— хХ.

— Назовите слог, в котором есть звуки [с] или [с*], (-селъ^

— Запишите этот слог в тетради.

Аналогичная работа со словами: сесть, смех, весе­ло, усердно, уносит, сосульки, сердитый, принесите, осенний, соболь, невесёлый.

3. Упражнение «Какое новое слово появилось?».

— Какой первый звук в слове «сыч»?

— Какой второй звук в слове «сыч»?

— Какой третий звук в этом слове?

— Если заменить звук [ч'] на звук [т], то какое по­лучится слово? (Сыт.)

Далее логопед предлагает звуки для замены, а дети называют получившееся слово.

Сыч — сыт — сыр — сын — сон — сор — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам.

Каска — маска — миска — киска — лиска — лес­ка — ласка — баска.

Слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык.

 

 

ЗАНЯТИЕ 23.4

Тема:

дифференциация звуков [с] и [с']. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [с] и [с'] по акустическим и артикуляционным признакам в со­ставе слов;

О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Продолжаем различать звуки [с] и [с'] в словах.

— Сейчас мы будем определять их в слове «весе­лый».

— Произнесите слово «веселый» так, чтобы все чет­ко услышали [с'] мягкий.

— Какую букву нужно написать после мягкого [с']? Аналогичная работа со словами:

Косилка, колбаса, собрался, сестра, насекомые, пер­сик, сосенка, сегодня, василёк, сапоги, месяц, усики, волосы, расчесался, совсем, серый, косит, носит, уку­сит, моросит, колосок, расчесался.

2. Записать слова в два столбика. В одном столби­ке — слова с [с'] мягким, а в другом столбике — сло­ва с [с] твердым.

Уселась, засеял, косуля, сердито, косички, сестра, косилка, дровосек, тысяча, гусыня, гусята, сосулька, кисель, посылка, высокий, писатель, босые, босиком, осина, крыса.

3. Запишите гласные буквы слова «насекомые». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите эти гласные и их опоры. («А с крюч­ком», «е петелькой», «о-овал», ы, «е петелькой».)

— Сколько гласных? (Пять.)

— Значит сколько слогов? (Пять.)

— Сколько раз хлопнем? (Пять.)

— Произнесите слово и прохлопайте его по слогам. ( На-се-ко-мы-е )

— Назовите последовательно звуки в слоге «на». ([*]. [а])

— Назовите последовательно буквы в слоге «се». ([С], [э])

— Назовите последовательно буквы в слоге «ко». (М, [о])

— Назовите последовательно буквы в слоге «мы». ([м], [ы])

— Из каких букв состоит слог «е»? (Из одной бук­вы «е».)

— А сколько в нем звуков?

— Два: [й], [э].

— А теперь назовите последовательно звуки в этом слове, делая небольшую паузу между слогами.

— [Н], [а]-[с'], [э]-[к], [о]-[м], [ы]-[йэ].

— Запишите все слово, называя при этом слоги и согласные буквы с их опорами. (На, «а с крючком», се, «е петелькой», ко, «о-овал», мы, «ы», е, «е петелькой».)

— Определите ударный слог.

— Поставьте ударение в слове.

— Назовите слог, в котором есть [с] твердый или [с'] мягкий, (се)

— Запишите этот слог в тетрадь. Аналогичная работа со словами:

Милосердие, сюрприз, некрасивый, усердный, гу­сеницы, палисадник.

4. Спишите, вставьте пропущенные слоги.

«Са» или «ся»: ку...ли, ...поги, пи...тель, ...молет, запи...ли, ли...та, гу...та.

«Со» или «сё»: ве...лый, вы...кие, ...бирают, ...суль-ка, ...сенка, ли...нок, гу...нок.

«Сы» или «си»: ...рень, све...лась, о...на, ли...ца, ло...ха, пер...ки, но...ки, у...ки, бо...ком, ва...лёк, спа...бо, кра...во, кра...вый, за...пать, универ...тет.

«Сэ» или «се»: ви...ли, гу...ница, по...вы, ...рёжки, ...годня, ...дой, ...ребряный, на...комые.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.