|
|||
ЗАНЯТИЕ 23.2. ЗАНЯТИЕ 23.3ЗАНЯТИЕ 23.2 Тема: дифференциация звуков [с] и [с*]. Цель: О продолжать учить учащихся различать звуки [с] и [с*] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжим различать звуки [с] и [с2] в слогах. — Послушайте буквенное сочетание и скажите, какой в нем звук — мягкий [с*] или твердый [с]? — Яса. — Произнесите слог, надавив голосом на согласный звук [с]. Аналогичная работа с буквенными сочетаниями: яся, ясу, ясю, ясё, ясо, ясы, яси; юса, юся, юсу, юсю, юсэ, юсе, юсо, юсё; ёсу, ёсю, ёса, ёся, ёсе, ёсэ, ёси, ёсы; иса, ися, ису, исю, исэ, псе, исы, иси; есаёеся, есу, есю, есэ, есе, есы, еси. 2. Я диктую слоги, а вы записываете те, в которых звук [с'] мягкий. Сок, ся, сен, суп, сунн, сюр, сит; ксю, ксу, ксё, ксе, кси, ксы, ксэ; всю, всё, всо, вси, вся, всэ, все. 3. Назовите слог, который повторяется два раза: са — ся — со — са, су — сю — сы — сю; сё — сю — сы — сю, сэ — са — сё — сэ; сэ — се — се — са, сю — сы — си — сы. 4. Запишите буквенные сочетания, в которых согласный [с'] мягкий, а затем — слоги, в которых согласный [с] твердый: Кса, кся, ксо, ксю, ксу, ксё, мсо, мсы, мся, мсё, псо, пся, пса, псэ, псю, псы, лею, лсу, нею, нсо, нсы, ней, нею» нсу. б. Добавьте слог с твердым звуком [с], чтобы получилось слово: ве..., ко..., ли..., коле..., колба..., о..., бу..., мя..., пе..., под..., пыле..., авто..., тролле..., воло..., гло..., поло....
ЗАНЯТИЕ 23.3 Тема: дифференциация звуков [с] и [с*]. Цели: О учить учащихся различать звуки [с] и [с] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов. О упражнять в звукобуквенном анализе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов. Ход занятия 1» Сегодня мы будем различать звуки [с] и [с'] в словах. — Посмотрите, на доске два слова: «суда», «сюда». — Что обозначает слово «суда»? — А что обозначает слово «сюда»? — Послушайте слово «суда». Произнесите слово «суда», надавив на первый звук голосом. — Какой первый звук в этом слове? — Первый звук в этом слове — твердый [с]. — Какую гласную напишем после твердого [с]? («у») — Послушайте слово «сюда». — Произнесите слово, надавив на первый звук голосом — Какой первый звук в этом слове? — Первый звук в слове «сюда» — [с*] мягкий. — Какую гласную букву напишем после мягкого звука [с1]? («ю») Аналогичная работа в словах: Сено, соль, сито, сорока, сапоги, пасека, насекомые, посуда, месяц, коса, косить, волосы, голос, посёлок, весёлый, песенка, сетка, сильный, сирень, солить, суслик, сумки, сентябрь, семена, серебро, синицы, кисель, гусята, лисята, селёдка, синий. 2. Запишите гласные буквы в слове «кисель». — Назовите эти гласные. («И», «е петелькой».) — Сколько гласных? (Две.) — Значит, сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Произнесите слово и прохлопайте его по слогам. ( кисель.) — Какой первый слог? {ки-) — Какой второй слог? {-сель) — Назовите последовательно гласные звуки в слоге «ки». ([к?], [и]) — Назовите последовательно гласные звуки в слоге «сель», ([с9], [э], [л']) —А теперь назовите последовательно все звуки в слове, делая небольшую паузу между слогами, ([к'], [и]-[с'], [э], [л']) — Запишите в тетради слово, называя при этом слоги и гласные буквы с их опорами. — Ки, «и», сель, «е петелькой». — Определите ударный слог, (-сель) — Поставьте ударение в слове. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок. — хХ. — Назовите слог, в котором есть звуки [с] или [с*], (-селъ^ — Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со словами: сесть, смех, весело, усердно, уносит, сосульки, сердитый, принесите, осенний, соболь, невесёлый. 3. Упражнение «Какое новое слово появилось?». — Какой первый звук в слове «сыч»? — Какой второй звук в слове «сыч»? — Какой третий звук в этом слове? — Если заменить звук [ч'] на звук [т], то какое получится слово? (Сыт.) Далее логопед предлагает звуки для замены, а дети называют получившееся слово. Сыч — сыт — сыр — сын — сон — сор — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам. Каска — маска — миска — киска — лиска — леска — ласка — баска. Слог — слон — стон — стан — стар — стал — стыл — стол — стул — стук — сток — стык.
ЗАНЯТИЕ 23.4 Тема: дифференциация звуков [с] и [с']. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [с] и [с'] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Продолжаем различать звуки [с] и [с'] в словах. — Сейчас мы будем определять их в слове «веселый». — Произнесите слово «веселый» так, чтобы все четко услышали [с'] мягкий. — Какую букву нужно написать после мягкого [с']? Аналогичная работа со словами: Косилка, колбаса, собрался, сестра, насекомые, персик, сосенка, сегодня, василёк, сапоги, месяц, усики, волосы, расчесался, совсем, серый, косит, носит, укусит, моросит, колосок, расчесался. 2. Записать слова в два столбика. В одном столбике — слова с [с'] мягким, а в другом столбике — слова с [с] твердым. Уселась, засеял, косуля, сердито, косички, сестра, косилка, дровосек, тысяча, гусыня, гусята, сосулька, кисель, посылка, высокий, писатель, босые, босиком, осина, крыса. 3. Запишите гласные буквы слова «насекомые». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Назовите эти гласные и их опоры. («А с крючком», «е петелькой», «о-овал», ы, «е петелькой».) — Сколько гласных? (Пять.) — Значит сколько слогов? (Пять.) — Сколько раз хлопнем? (Пять.) — Произнесите слово и прохлопайте его по слогам. ( На-се-ко-мы-е ) — Назовите последовательно звуки в слоге «на». ([*]. [а]) — Назовите последовательно буквы в слоге «се». ([С], [э]) — Назовите последовательно буквы в слоге «ко». (М, [о]) — Назовите последовательно буквы в слоге «мы». ([м], [ы]) — Из каких букв состоит слог «е»? (Из одной буквы «е».) — А сколько в нем звуков? — Два: [й], [э]. — А теперь назовите последовательно звуки в этом слове, делая небольшую паузу между слогами. — [Н], [а]-[с'], [э]-[к], [о]-[м], [ы]-[йэ]. — Запишите все слово, называя при этом слоги и согласные буквы с их опорами. (На, «а с крючком», се, «е петелькой», ко, «о-овал», мы, «ы», е, «е петелькой».) — Определите ударный слог. — Поставьте ударение в слове. — Назовите слог, в котором есть [с] твердый или [с'] мягкий, (се) — Запишите этот слог в тетрадь. Аналогичная работа со словами: Милосердие, сюрприз, некрасивый, усердный, гусеницы, палисадник. 4. Спишите, вставьте пропущенные слоги. «Са» или «ся»: ку...ли, ...поги, пи...тель, ...молет, запи...ли, ли...та, гу...та. «Со» или «сё»: ве...лый, вы...кие, ...бирают, ...суль-ка, ...сенка, ли...нок, гу...нок. «Сы» или «си»: ...рень, све...лась, о...на, ли...ца, ло...ха, пер...ки, но...ки, у...ки, бо...ком, ва...лёк, спа...бо, кра...во, кра...вый, за...пать, универ...тет. «Сэ» или «се»: ви...ли, гу...ница, по...вы, ...рёжки, ...годня, ...дой, ...ребряный, на...комые.
|
|||
|