![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 21.4ЗАНЯТИЕ 21.4 Тема: дифференциация звуков.[г] и [т*]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [т] и [т] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов; О упражнять в звукобуквенном анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения гласных ИЗ СЛОВ; О формировать ритмическую сторону речи. Ход занятия 1. Продолжаем учиться различать звуки [т] и [т'] в словах. — Послушайте слово и скажите, какой в нем звук — мягкий [т'] или твердый [т]: картофель, ([т] твердый.) — Произнесите слово так, чтобы четко слышался [т] твердый. — Какую букву запишем после буквы «т» в данном слове? Аналогичная работа со словами: Мечтатель, полотенце, библиотека, председатель, прыгайте, вытянуть, вытерла, котёнок, подрастём, мотоцикл. 2. Запишите слова в два столбика. В один столбик запишем слова с твердым звуком [т], а в другой — слова с мягким звуком [т']< Утюг, катер, туча, почта, нести, мосты, ногти, петух, тюль, ветер, костюм, писатель, характер, стекло, ветерок, тепловоз, капуста, тишина, квартира, четыре, желтые, писатели, ребята, плита, сердито. 3. Запишите гласные в слове «котёнок». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Какие гласные записали? («О-овал», «ё», «о-овал».) — Сколько гласных? (Три.) — Значит, сколько слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Произнесите это слово по слогам. (Ко-тё-нок.) — Какой первый слог? (ко-) — Какой второй слог? (-те-) — Какой третий слог? (-нок) — В тетради записываем слово целиком, называя слоги и гласные буквы. (Ко, «о-овал», те, «ё», нок, «о-овал».) — Произнесите слово и определите ударный слог. — Поставьте ударение на гласную этого слога. — Запишите слоги, в которых есть звуки [т] или [т*]. Аналогичная работа со словами: Котятки, заготовил, перетирать. Дополнительный, более сложный материал: «перетаскивать », « остановились ». 4. Закончите слова, добавив слог «ты» или «ти»: ко..., ка..., со..., нес..., вез..., мое..., ид..., ког..., турис..., артис..., вин..., портре..., кус..., кар... . — Закончите слова, добавив слог «та» или «тя»: ва..., Ви..., позоло..., пли..., воро..., Ка..., забо.... — Закончите слова, добавив слог «то» или «тё»: серди..., винова..., час..., гус..., паль.... — Закончите слова, добавив слог «тэ» или «те»: крути..., возьми..., знае..., вези..., вмес..., неси..., говори... .
ЗАНЯТИЕ 21.5 Тема: дифференциация звуков [т] и [т*]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [т] и [т"] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи. Ход занятия 1. Продолжаем учиться различать звуки [т] и [т'] в словах. — Запишите слова в три столбика. В одном столбике слова со звуком [т] твердым, во втором столбике слова с мягким [т'], в третьем столбике слова, в состав которых входят и звук [т'] мягкий и звук [т] твердый. Театр, писатель, характер, захватил, метель, вытерла, птенчик, потянул, мотылек, стекло, котята, тесто, гостиная, плиты, отец, ребята, грустим, топить, столяры, туфли, тётушка, костер, пальто, картина. 2. Запишите гласные буквы в слове «самостоятельный». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Какие гласные буквы записали? («А с крючком», «о-овал», «о-овал», «я», «е петелькой», «ы».) — Сколько гласных? (Шесть.) — Значит сколько слогов? (Шесть.) — Сколько раз хлопнем: (Шесть.) — Есть ли в середине слова согласные, стоящие рядом? («с, т»; «ь, н») — Куда разойдутся эти согласные при делении слова на слоги? — Произнесите это слово по слогам и прохлопайте. (самостоятельный ) — Какой первый слог? (са-) — Какой второй слог? (-мое-) — Какой третий слог? (-то-) — Какой четвертый слог? (-я-) — Какой пятый слог? (-тель-) — Какой шестой слог? (-ный) — В тетради записываем слово целиком, называя слоги и гласные. — Са, «а с крючком», мое, «о-овал», то, «о-овал», я, «я», тель, «е петелькой», ный, «ы». — Назовите слоги с твердым [т] или мягким [т]\ (-то-, -тель-) — Определите ударную гласную и поставьте знак ударения. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок слова. (хххХхх) Аналогичная работа со словами: Передайте, шагайте, университет.
ЗАНЯТИЕ 21.6 Тема: дифференциация звуков [т] и [т']. Целив О учить учащихся различать звуки [т] и [т] в составе слов и предложений. Ход занятия 1. Прослушайте предложение. Дятел стучит: «Тук», на машине — тюк. — Какие слова звучат похоже? — Что обозначает слово «тук»? (Это действие.) — Что обозначает слово «тюк»? (Это такой груз.) — Чем отличаются эти слова по звуковому составу? — Чем отличаются по написанию? — Запишите эти слова. 2. Я буду читать предложения, а вы из предложений выпишите слова с мягким [т']. Трус своей тени боится. От товарища отстать, без товарища стать. Жёлтые листья по ветру летят. Птенчик вылетел из теплого гнезда. Писатели пишут рассказы, повести, сказки. Поэты пишут стихи. Четыре больше, чем три, но меньше, чем пять. Картофель, капуста, патиссоны — это овощи, которые растут на земле. Скатерть бела весь мир одела. Стекла в доме запотели. 3. Спишите предложения. Вместо точек вставьте гласные. ' Дет... встретили отца. Кругом всё в т...нком кружеве т...ней. Мы отправились в инт...ресное путешествие. У т...т... живут два кот... . От дерева легла т...нь. Кот...нок лакает молоко. Пт...ца лет...т.
ЗАНЯТИЕ 22.1 Тема: дифференциация звуков [д] и [д']. Цели: О познакомить учащихся со звуками [д] и [д']; О учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов и буквенных сочетаниях; О закрепить звукобуквенную связь. Ход занятия 1. Какой звук есть во всех словах: дом, дым, дача, дочка, удочка, завод? ([д]) — Какая мягкая пара будет у звука [д]? — У звука [д] мягкой парой будет звук [д']. — Сегодня мы будем работать со звуками [д] и [д']. — [д] — [д']. Одинаковые это звуки или разные? (Разные.) — Произнесите эти звуки поочередно и понаблюдайте, как при произношении мягкого звука спинка языка взлетает вверх. — Послушайте еще раз, как по-разному звучат эти звуки: [д] — [д'], [д] — [д']. — Звуки [д] и [д'] гласные или согласные? — Как образуется преграда? (Из смычки передней части языка и передних зубов.) 2. Какой звук [д] или [д'] в слоге «да»? — Произнесите слог «да» так, чтобы более четко услышать звук [д]. Надавите голосом на звук [д]. Аналогичная работа со слогами и буквенными сочетаниями: Дя, до, дё, ду, дю, ды, ди, де, дэ; ада, адя, одо, оде, уду.^удю, ыды, ыди, эдэ, эде; дам, дяк, дюк, дум, дэм, дук, дюн, ден. 3. И звук [д] и звук [д'] обозначаются буквой «Дд». — Какие буквы будем писать после мягкого согласного [д']? — После мягкого согласного [д'] пишутся гласные второго ряда или мягкий знак. — А какие гласные пишутся после твердого [д]? — После твердого [д] пишутся гласные первого ряда. Назовите их. — Послушайте слог и скажите, какой в нем звук — мягкий [д'] или твердый [д]? — Дя. — Какую гласную запишите в слоге «дя»? («я») — Запишите этот слог в тетрадь. Аналогичная работа со слогами и буквенными сочетаниями: Дё, до, де, ди; адь, одь, удь, ыдь, идь, эдь; адя, одё, удю, ыди, эде. 4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий [д'] на твердый [д]: дя — ... , дё — дю — ... , ди — де — ... . 5. Чтение слогов, записанных в тетради.
ЗАНЯТИЕ 22.2 Тема: дифференциация звуков [д] и [д]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [д] и [д] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов. Ход занятия 1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [д] и [д'] в слогах и буквенных сочетаниях. — Послушайте слог и скажите, какой в нем звук — твердый [д] или мягкий [д']? — Яда. — Что вы сделали, чтобы услышать звук более четко? Аналогичная работа с буквенными сочетаниями: Ядя, яду, ядю, ядё, ядо, яды, яди; юда, юдя, юду, юдю, юдё, юдо, юды, юди; еду, ёдю, ёда, ёдя, ёдо, ёды, ёди; еду, едю, еда, едя, едо, еде, еды, еди. 2. Я диктую слоги, а вы записываете только те, в которых [д'] мягкий: док, дюк, дяу, даю, дим, дым, ден, дэя; для, дло, длю, дро, дря, дрэ, дрю; ёду, еду, ада, ода, уду, ыду, эду. 3. Назовите слог, который повторяется два раза:
4. Выпишите буквосочетания, в которых согласный [д'] мягкий, а затем буквосочетания, в которых согласный [д] твердый: ада, адя, лда, для, лдо, лдё* лди, бдо, бду, бдё, бдю, бди, бды, бдэ, бде, где, гдэ, гдя, где, гдю, гди, гда, гдя, где, гдю, гди, гда, ждо, ждё, длу, ждю, жди, жды, жде, зда, здя, зде, здю, зду, здэ, здо, здё, ида, идя, еда, едя, еду, едю. 5. Игра с мячом. — Я называю слог с твердым звуком [д], а вы замените его на мягкий [д'] и бросьте назад мне мяч. Логопед: «да». Учащийся: «дя». Аналогично: до, ду, ды, дэ. — Я называю слог с мягким звуком [д'], а вы замените его на твердый [д] и бросьте назад мне мяч. Логопед: «дя». Учащийся: «да». Аналогично: дё, дю, ди, де. 6. Самостоятельно придумайте и запишите пять слогов с твердым звуком [д]. — Прочитайте написанные слоги.
ЗАНЯТИЕ 22.3 Теми: дифференциация звуков [д] и [д]. Цепе О учить учащихся различать звуки [д] и [д'] в составе СЛОВ; О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения звуков из слов. Ход занятия 1. Сегодня мы будем различать звуки [д] и [д'] в словах. — Определяем, какой звук [д] или [д'], находится в слове «деньги», надавив голосом на звуки [д] или [д']. — Какую букву нужно записать после [д'] мягкого? Аналогичная работа со словами: Деньги, дым, дерево, дуб, дети, лебеди, диван, девять, труды, подушка, седина, сердито, сады, вода, водичка, середина, порядок, документы, директор, доброта, правда, правдивый, одинаковый, льды, ледяной, вода, водяной, девочка, деревня, дождь, радость, сардина, секунда. 2. Запишите гласные буквы слова «трудятся». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Назовите эти гласные. («Ус хоботком», «я», «я».) — Сколько гласных? (Три.) — Значит сколько будет слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? (т, р; т, с') — Произнесите слово и прохлопайте его по слогам. (Трудятся.) — Какой первый слог? (тру-) — Какой второй слог? (дят-) — Какой третий слог? (-ся) — В тетради запишите слово, называя слоги и гласные буквы. (тру, «у с хоботком», дят, «я», ся, «я») — Определите ударную гласную, поставьте ударение. — Простучите слово по слогам с выделением ударного гласного, зарисуйте схему ритмического рисунка. (Ххх) — Запишите слог, в котором есть звуки [д] или [д']. — Какой слог записали? (-дят-) Аналогичная работа со словами: Садитесь, выдернул, дыхание. Дополнительный материал: Дежурный, сердито, правдивый, дельфин, одинаковый,
ЗАНЯТИЕ 22.4 Тема; дифференциация звуков [д] и [д*]. Цели: О продолжать учить учащихся различать звуки [д] и [д] в словах; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи. Ход занятия 1. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [д] и [д'] в словах. — Послушайте слово и определите, есть ли в слове звук [д] или звук [д']? — Сады. — Произнесите слово «сады» так, чтобы четко слышался твердый звук [д]. — Какую гласную букву нужно написать после твердого [д]? Аналогичная работа со словами: Садик, садовник, садовая, лебедь, кладет, кладут, покладистый, кладовка, правда, правдивый, родители, Родина, родился, молодой, делать, доделать, переделать, седина, седой, сидеть, посидеть, сидя, труд, трудовой. 2. Запишите слова в два столбика. В один столбик — слова с твердым звуком [д], а в другой столбик — слова с мягким звуком [д']. Девочка, делал, долбил, деревня, одеяло, дата, сидели, дети, дыхание, позади, добыча, делал, директор, впереди, видят, садитесь, ледяной, сердито. 3. Запишите гласные слова «переделать». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Назовите их четко, с опорами. («Е петелькой», «I петелькой», «в петелькой», «ас крючком».) — Сколько гласных? (Четыре») — Значит, сколько слогов? (Четыре.) — Сколько раз хлопнем? (Четыре.) — Назовите это слово по слогам и прохлопайте, (пе-ре-де-лать.) — Какой первый слог? (пе-) — Какой второй слог? (-ре-) — Какой третий слог? (-де-) — Какой четвертый слог? (-лать) — Запишите это слово в тетрадь, называя слоги и гласные с их опорами. Пе, «е петелькой», ре, «е петелькой», де, «е петелькой», лать, «а с крючком». — Определите ударную гласную, поставьте ударение. — Простучите слово с выделением ударного слога. — Запишите ритмический рисунок этого слова. — ххХх. — Запишите слог, содержащий твердый звук [д] или мягкий звук [д']. — Назовите этот слог. (-де-) Аналогичная работа Со словами: одежда, разводить. 4. Спишите, вставьте пропущенные слоги. «Ди» или «ды»: ...хание, выгля...вать, ...ректор, сер...то, прав...вый, са...тесь. «Дэ» или «де»: подо...яльник, ...вочка, ...ти, ...лал, ...ревня, си...ли, дож...вые, о...яло. «До» или «дё»: по...деяльник, сту...ная, пло...носят (-деревья).
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|