Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 21.4



ЗАНЯТИЕ 21.4

Тема:

дифференциация звуков.[г] и [т*]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [т] и [т] по акустическим и артикуляционным признакам в со­ставе слов;

О упражнять в звукобуквенном анализе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения

гласных ИЗ СЛОВ; О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Продолжаем учиться различать звуки [т] и [т'] в словах.

— Послушайте слово и скажите, какой в нем звук — мягкий [т'] или твердый [т]: картофель, ([т] твердый.)

— Произнесите слово так, чтобы четко слышался [т] твердый.

— Какую букву запишем после буквы «т» в дан­ном слове?

Аналогичная работа со словами: Мечтатель, полотенце, библиотека, председатель, прыгайте, вытянуть, вытерла, котёнок, подрастём, мотоцикл.

2. Запишите слова в два столбика. В один столбик запишем слова с твердым звуком [т], а в другой — слова с мягким звуком [т']<

Утюг, катер, туча, почта, нести, мосты, ногти, пе­тух, тюль, ветер, костюм, писатель, характер, стекло, ветерок, тепловоз, капуста, тишина, квартира, четы­ре, желтые, писатели, ребята, плита, сердито.

3. Запишите гласные в слове «котёнок». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть пра­вильно орфографически записано.)

— Какие гласные записали? («О-овал», «ё», «о-овал».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит, сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Произнесите это слово по слогам. (Ко-тё-нок.)

— Какой первый слог? (ко-)

— Какой второй слог? (-те-)

— Какой третий слог? (-нок)

— В тетради записываем слово целиком, называя сло­ги и гласные буквы. (Ко, «о-овал», те, «ё», нок, «о-овал».)

— Произнесите слово и определите ударный слог.

— Поставьте ударение на гласную этого слога.

— Запишите слоги, в которых есть звуки [т] или [т*]. Аналогичная работа со словами:

Котятки, заготовил, перетирать. Дополнительный, более сложный материал: «пере­таскивать », « остановились ».

4. Закончите слова, добавив слог «ты» или «ти»: ко..., ка..., со..., нес..., вез..., мое..., ид..., ког...,

турис..., артис..., вин..., портре..., кус..., кар... .

— Закончите слова, добавив слог «та» или «тя»: ва..., Ви..., позоло..., пли..., воро..., Ка..., забо....

— Закончите слова, добавив слог «то» или «тё»: серди..., винова..., час..., гус..., паль....

— Закончите слова, добавив слог «тэ» или «те»: крути..., возьми..., знае..., вези..., вмес..., неси...,

говори... .

 

 

ЗАНЯТИЕ 21.5

Тема:

дифференциация звуков [т] и [т*]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [т] и [т"] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов;

О упражнять в звукослоговом анализе слов;

О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Продолжаем учиться различать звуки [т] и [т'] в словах.

— Запишите слова в три столбика. В одном стол­бике слова со звуком [т] твердым, во втором столбике слова с мягким [т'], в третьем столбике слова, в сос­тав которых входят и звук [т'] мягкий и звук [т] твердый.

Театр, писатель, характер, захватил, метель, вытер­ла, птенчик, потянул, мотылек, стекло, котята, тесто, гостиная, плиты, отец, ребята, грустим, топить, сто­ляры, туфли, тётушка, костер, пальто, картина.

2. Запишите гласные буквы в слове «самостоятель­ный». (Логопед произносит слово так, как оно долж­но быть правильно орфографически записано.)

— Какие гласные буквы записали? («А с крючком», «о-овал», «о-овал», «я», «е петелькой», «ы».)

— Сколько гласных? (Шесть.)

— Значит сколько слогов? (Шесть.)

— Сколько раз хлопнем: (Шесть.)

— Есть ли в середине слова согласные, стоящие рядом? («с, т»; «ь, н»)

— Куда разойдутся эти согласные при делении сло­ва на слоги?

— Произнесите это слово по слогам и прохлопайте. (самостоятельный )

— Какой первый слог? (са-)

— Какой второй слог? (-мое-)

— Какой третий слог? (-то-)

— Какой четвертый слог? (-я-)

— Какой пятый слог? (-тель-)

— Какой шестой слог? (-ный)

— В тетради записываем слово целиком, называя слоги и гласные.

— Са, «а с крючком», мое, «о-овал», то, «о-овал», я, «я», тель, «е петелькой», ный, «ы».

— Назовите слоги с твердым [т] или мягким [т]\ (-то-, -тель-)

— Определите ударную гласную и поставьте знак ударения.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок слова. (хххХхх) Аналогичная работа со словами:

Передайте, шагайте, университет.

 

 

ЗАНЯТИЕ 21.6

Тема:

дифференциация звуков [т] и [т']. Целив

О учить учащихся различать звуки [т] и [т] в составе слов и предложений.

Ход занятия

1. Прослушайте предложение.

Дятел стучит: «Тук», на машине — тюк.

— Какие слова звучат похоже?

— Что обозначает слово «тук»? (Это действие.)

— Что обозначает слово «тюк»? (Это такой груз.)

— Чем отличаются эти слова по звуковому составу?

— Чем отличаются по написанию?

— Запишите эти слова.

2. Я буду читать предложения, а вы из предложе­ний выпишите слова с мягким [т'].

Трус своей тени боится. От товарища отстать, без товарища стать. Жёлтые листья по ветру летят. Птен­чик вылетел из теплого гнезда. Писатели пишут рас­сказы, повести, сказки. Поэты пишут стихи. Четыре больше, чем три, но меньше, чем пять. Картофель, ка­пуста, патиссоны — это овощи, которые растут на зем­ле. Скатерть бела весь мир одела. Стекла в доме запотели.

3. Спишите предложения. Вместо точек вставьте гласные.

' Дет... встретили отца. Кругом всё в т...нком кру­жеве т...ней. Мы отправились в инт...ресное путе­шествие. У т...т... живут два кот... . От дерева легла т...нь. Кот...нок лакает молоко. Пт...ца лет...т.

 

 

ЗАНЯТИЕ 22.1

Тема:

дифференциация звуков [д] и [д']. Цели:

О познакомить учащихся со звуками [д] и [д'];

О учить различать их по акустическим и артикуляцион­ным признакам изолированно и в составе слогов и буквенных сочетаниях;

О закрепить звукобуквенную связь.

Ход занятия

1. Какой звук есть во всех словах: дом, дым, дача, дочка, удочка, завод? ([д])

— Какая мягкая пара будет у звука [д]?

— У звука [д] мягкой парой будет звук [д'].

— Сегодня мы будем работать со звуками [д] и [д'].

— [д] — [д']. Одинаковые это звуки или разные? (Разные.)

— Произнесите эти звуки поочередно и понаблю­дайте, как при произношении мягкого звука спинка языка взлетает вверх.

— Послушайте еще раз, как по-разному звучат эти звуки: [д] — [д'], [д] — [д'].

— Звуки [д] и [д'] гласные или согласные?

— Как образуется преграда? (Из смычки передней части языка и передних зубов.)

2. Какой звук [д] или [д'] в слоге «да»?

— Произнесите слог «да» так, чтобы более четко услышать звук [д]. Надавите голосом на звук [д].

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

Дя, до, дё, ду, дю, ды, ди, де, дэ;

ада, адя, одо, оде, уду.^удю, ыды, ыди, эдэ, эде; дам, дяк, дюк, дум, дэм, дук, дюн, ден.

3. И звук [д] и звук [д'] обозначаются буквой «Дд».

— Какие буквы будем писать после мягкого соглас­ного [д']?

— После мягкого согласного [д'] пишутся гласные второго ряда или мягкий знак.

— А какие гласные пишутся после твердого [д]?

— После твердого [д] пишутся гласные первого ряда. Назовите их.

— Послушайте слог и скажите, какой в нем звук — мягкий [д'] или твердый [д]?

— Дя.

— Какую гласную запишите в слоге «дя»? («я»)

— Запишите этот слог в тетрадь. Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

Дё, до, де, ди;

адь, одь, удь, ыдь, идь, эдь;

адя, одё, удю, ыди, эде.

4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий [д'] на твердый [д]:

дя — ... , дё — дю — ... , ди — де — ... .

5. Чтение слогов, записанных в тетради.

 

 

ЗАНЯТИЕ 22.2

Тема:

дифференциация звуков [д] и [д]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [д] и [д] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слогов.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжаем различать звуки [д] и [д'] в слогах и буквенных сочетаниях.

— Послушайте слог и скажите, какой в нем звук — твердый [д] или мягкий [д']?

— Яда.

— Что вы сделали, чтобы услышать звук более четко? Аналогичная работа с буквенными сочетаниями: Ядя, яду, ядю, ядё, ядо, яды, яди;

юда, юдя, юду, юдю, юдё, юдо, юды, юди; еду, ёдю, ёда, ёдя, ёдо, ёды, ёди; еду, едю, еда, едя, едо, еде, еды, еди.

2. Я диктую слоги, а вы записываете только те, в ко­торых [д'] мягкий:

док, дюк, дяу, даю, дим, дым, ден, дэя; для, дло, длю, дро, дря, дрэ, дрю; ёду, еду, ада, ода, уду, ыду, эду.

3. Назовите слог, который повторяется два раза:

да — дя — ДО — дя; ДУ — дао — ду — до;
да — дя — Да — дя; ди — дэ — ды — ди;
до — ДЭ — ДО — де; Де — ДЭ — до — де;
Дё — ДО — ды — дё; ДО — дё — до — дё.

4. Выпишите буквосочетания, в которых согласный [д'] мягкий, а затем буквосочетания, в которых соглас­ный [д] твердый:

ада, адя, лда, для, лдо, лдё* лди, бдо, бду, бдё, бдю, бди, бды, бдэ, бде, где, гдэ, гдя, где, гдю, гди, гда, гдя, где, гдю, гди, гда, ждо, ждё, длу, ждю, жди, жды, жде, зда, здя, зде, здю, зду, здэ, здо, здё, ида, идя, еда, едя, еду, едю.

5. Игра с мячом.

— Я называю слог с твердым звуком [д], а вы заме­ните его на мягкий [д'] и бросьте назад мне мяч.

Логопед: «да». Учащийся: «дя». Аналогично: до, ду, ды, дэ.

— Я называю слог с мягким звуком [д'], а вы заме­ните его на твердый [д] и бросьте назад мне мяч.

Логопед: «дя». Учащийся: «да». Аналогично: дё, дю, ди, де.

6. Самостоятельно придумайте и запишите пять сло­гов с твердым звуком [д].

— Прочитайте написанные слоги.

 

 

ЗАНЯТИЕ 22.3

Теми:

дифференциация звуков [д] и [д]. Цепе

О учить учащихся различать звуки [д] и [д'] в составе

СЛОВ;

О формировать ритмическую сторону речи; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков из слов.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем различать звуки [д] и [д'] в словах.

— Определяем, какой звук [д] или [д'], находится в слове «деньги», надавив голосом на звуки [д] или [д'].

— Какую букву нужно записать после [д'] мягкого? Аналогичная работа со словами:

Деньги, дым, дерево, дуб, дети, лебеди, диван, де­вять, труды, подушка, седина, сердито, сады, вода, водичка, середина, порядок, документы, директор, доброта, правда, правдивый, одинаковый, льды, ледя­ной, вода, водяной, девочка, деревня, дождь, радость, сардина, секунда.

2. Запишите гласные буквы слова «трудятся». (Ло­гопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Назовите эти гласные. («Ус хоботком», «я», «я».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит сколько будет слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в слове две рядом стоящие согласные? (т, р; т, с')

— Произнесите слово и прохлопайте его по слогам. (Трудятся.)

— Какой первый слог? (тру-)

— Какой второй слог? (дят-)

— Какой третий слог? (-ся)

— В тетради запишите слово, называя слоги и глас­ные буквы. (тру, «у с хоботком», дят, «я», ся, «я»)

— Определите ударную гласную, поставьте ударение.

— Простучите слово по слогам с выделением удар­ного гласного, зарисуйте схему ритмического рисунка. (Ххх)

— Запишите слог, в котором есть звуки [д] или [д'].

— Какой слог записали? (-дят-) Аналогичная работа со словами: Садитесь, выдернул, дыхание. Дополнительный материал:

Дежурный, сердито, правдивый, дельфин, одина­ковый,

 

 

ЗАНЯТИЕ 22.4

Тема;

дифференциация звуков [д] и [д*]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [д] и [д] в словах;

О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [д] и [д'] в словах.

— Послушайте слово и определите, есть ли в слове звук [д] или звук [д']?

— Сады.

— Произнесите слово «сады» так, чтобы четко слы­шался твердый звук [д].

— Какую гласную букву нужно написать после твер­дого [д]?

Аналогичная работа со словами:

Садик, садовник, садовая, лебедь, кладет, кладут, покладистый, кладовка, правда, правдивый, родите­ли, Родина, родился, молодой, делать, доделать, пере­делать, седина, седой, сидеть, посидеть, сидя, труд, трудовой.

2. Запишите слова в два столбика. В один столбик — слова с твердым звуком [д], а в другой столбик — сло­ва с мягким звуком [д'].

Девочка, делал, долбил, деревня, одеяло, дата, си­дели, дети, дыхание, позади, добыча, делал, дирек­тор, впереди, видят, садитесь, ледяной, сердито.

3. Запишите гласные слова «переделать». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть пра­вильно орфографически записано.)

— Назовите их четко, с опорами. («Е петелькой», «I петелькой», «в петелькой», «ас крючком».)

— Сколько гласных? (Четыре»)

— Значит, сколько слогов? (Четыре.)

— Сколько раз хлопнем? (Четыре.)

— Назовите это слово по слогам и прохлопайте, (пе-ре-де-лать.)

— Какой первый слог? (пе-)

— Какой второй слог? (-ре-)

— Какой третий слог? (-де-)

— Какой четвертый слог? (-лать)

— Запишите это слово в тетрадь, называя слоги и гласные с их опорами.

Пе, «е петелькой», ре, «е петелькой», де, «е пе­телькой», лать, «а с крючком».

— Определите ударную гласную, поставьте ударение.

— Простучите слово с выделением ударного слога.

— Запишите ритмический рисунок этого слова.

— ххХх.

— Запишите слог, содержащий твердый звук [д] или мягкий звук [д'].

— Назовите этот слог. (-де-)

Аналогичная работа Со словами: одежда, разводить.

4. Спишите, вставьте пропущенные слоги.

«Ди» или «ды»: ...хание, выгля...вать, ...ректор, сер...то, прав...вый, са...тесь.

«Дэ» или «де»: подо...яльник, ...вочка, ...ти, ...лал, ...ревня, си...ли, дож...вые, о...яло.

«До» или «дё»: по...деяльник, сту...ная, пло...но­сят (-деревья).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.