Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 20.2. ЗАНЯТИЕ 20.3



ЗАНЯТИЕ 20.2

Тема:

дифференциация звуков [н] и [и*]. Цели:

О учить учащихся различать звуки [н] и [н] по акусти­ческим и артикуляционным признакам в составе сло­гов, буквенных сочетаний;4

О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными буквами второго ряда.

Ход занятия

1. Сегодня мы продолжим различать звуки [н] и [н*]. Вот первое задание: послушайте слоги и буквосо­четания и скажите, какой в них звук — твердый [н] или мягкий [н'].

Яна, яня, Яну, яшо, Яне, яно, юну, юню, юно, юнее, юны, юни, юнее, юнэд, ёна, ён, ино, инё, ину, иню, ины, ини, ена, еня, ене, енэ, ены, ени, ене, енэ.

2. Я называю слоги, а вы запишите только те, в ко­торых есть [н'] мягкий.

Нок, ням, нёс, нос, нус, нюс, нук, нюк, нем, ним, нит, нет, нам, нур, нял, няв; оно, снё, мно, мне, мна, мня; кно, кнё, кню, кну, кни, кны; сны, сне, сно, сну; мне, мну, мни; дну, дне, дне, дню, дну, дны; пну, пнё, пне, пню, пно, пны; тну, тне, тна, тню, тно, тны. — Прочитайте записанные слоги.

3. Выпишите слоги, в которых согласный [н] твер дый, а затем слоги, в которых [н'] мягкий. Кно, кнё, кну, кню, кны, кни, кнэ, кне; пно, пнё, пну, пню, пны, пни, пнэ, пне; сно, снё, сну, сню, сны, снэ, сне, сни.

— Прочитайте все записанные слоги. 4* Игра с мячом.

— Я называю слог с твердым звуком [н], а вы за­мените его на мягкий [н'] и бросьте назад мне мяч.

Логопед: «на». Учащийся: «ня». Аналогично: но, ну, ны, нэ.

— Я называю слог с мягким звуком [н'], а вы заме­ните его на твердый [н] и бросьте назад мне мяч.

Логопед: «ня». Учащийся: «на». Аналогично: нё, ню, ни, не.

5. Самостоятельно придумайте и запишите пять сло­гов с мягким звуком [н'].

— Прочитайте написанные слоги.

 

 

ЗАНЯТИЕ 20.3

Тема:

дифференциация звуков [н] и [н*]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [н] и [н] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков из СЛОВ; О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем учиться различать звуки [н] и [н'] в словах.

— Послушайте два слова: «кон», «конь». Это оди­наковые слова или разные?

— Чем они отличаются по смыслу? (Конь — это животное, а кон — элемент игры.)

— Чем эти слова отличаются по звучанию?

— В слове «конь» звук [н'] мягкий, а в слове «кон» звук [н] твердый.

— Чем по написанию будут отличаться эти слова?

— В слове «конь» после мягкого [н'] напишем мяг­кий знак, а в слове «кон» после твердого [н] ничего не пишется.

Аналогичный разбор слов «нос» и «нёс»:

— Одинаковые это слова или разные? (Разные.)

— Что обозначает слово нос? (Это часть тела.)

— Что обозначает слово нёс? (Это действие.)

— Чем эти слова отличаются по звучанию?

— В слове «нес» звук [н'] мягкий, а в олове «нос» звук [н] твердый.

— Чем по написанию будут отличаться эти слова?

— В слове «нос» после твердого [н] напишем букву «о», а в слове «нёс» после мягкого [н'] напишем бук­ву «ё».

2. Как нужно произнести звуки [н] и [н'] в словах, чтобы четко их услышать?

— Нужно надавить голосом на эти звуки и попы­таться протянуть.

— Определяем, какие звуки [н] или [н'] есть в сло­ве «гармонь».

— Какую букву напишем в слове «гармонь» для того, чтобы показать, что звук [н'] мягкий? («ь»)

Аналогичная работа со словами:

Сон, гармонь, песня, пень, лень, малина, веник, кнопки, коньки, Таня, кино, зелень, тюлень, боти­нок, снег, кони, окуни, сноп, уносит, кузнец, олень, лесной, снимок, надпись, ширина, воротник.

3. Работа в тетради.

— Запишите гласные буквы слова «крыжовник».

— Какие гласные записали? («ы», «о-овал», «и».)

— Произнесите слово «крыжовник» так, чтобы чет­ко слышались гласные. ( кр[ыыы]-ж[о-о-о]в-н[ и-и-и ]к )

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит сколько слогов? (Три.)

— Сколько хлопков? (Три.)

— Есть ли в этом слове две согласные, стоящие рядом? («к, р»; «в, н*)

— Как делится слово на слоги с учетом рядом сто­ящих согласных?

— Произнесите это слово по слогам и прохлопайте. ( Крыжовник.)

— Какой первый слог? (кры-)

— Какой второй слог? (жов)

— Какой третий слог? (-ник)

— Назовите последовательно звуки в первом слоге. (М, [р], [ы])

— Назовите последовательно звуки во втором сло­ге, ([ж], [о], [в])

— Назовите последовательно звуки в третьем ело-ге. ([н'], [и], [к])

— А теперь произнесите последовательно все зву­ки в слове, делая небольшую паузу между слогами.

— [к], [р], [ы]-[ж], [о], [в]-[н'], [и], [к].

— В тетради записываем все слово целиком, прого­варивая слоги и гласные.

— Кры, «ы», жов, «о-овал», ник, «и».

— Произнесите слово и определите ударный слог. (Жов.)

— Поставьте ударение на гласную этого слова.

— Простучите слово, выделяя ударный слог, зари­суйте ритмический рисунок этого слова.

— хХх.

— Запишите слог, в котором есть [н] или [н']. (-ник) Аналогично работа со словом «воротник». Дополнительный материал: каникулы, понимать,

воротник, грызуны, разбойник.

 

 

ЗАНЯТИЕ 20.4

Тема:

дифференциация звуков [н] и [н']. Цели

О продолжать учить учащихся различать звуки [н] и [н'] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения зву­ков из слов; О упражнять в звукослоговом анализе слов; О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Продолжим различать звуки [н] и [н'] в словах.

— Определяем звуки в слове «кузнец». Произне­сите слово «кузнец» так, чтобы все четко услышали искомый звук.

— Какую гласную букву напишем после мягкого звука [н']? («е»)

Аналогичная работа со словами:

Гнедой, каникулы, наконец, путники, надпись, ле­нивый, славный, пшеница, планета, лестница, по­мнить, обнимать, сиреневый, передняя.

2. Работа в тетради.

— Запишите слова в два столбика. В первом стол­бике запишите слова с мягким звуком [н'], а во вто­ром — с твердым [н].

Карнавал, охранять, полный, тёмные, бледный, зим­ние, полный, брусника, прогнали, заслонила, догонять, пустыня.

3. Работа в тетради.

— Запишите гласные буквы слова «плавники».

— Какие гласные записали? («А с крючком», «и», «и».)

— Произнесите слово «плавники» так, чтобы четко слышались гласные. (пл[а-а-а]в-н[и-и-и]-к[и-и-и])

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит сколько слогов? (Три.)

— Сколько хлопков? (Три.)

— Есть ли в этом слове две согласные, стоящие рядом в середине слова? («п, л»; «в, к»)

— Как делится слово на слоги с учетом рядом сто­ящих согласных?

— Согласные [п] и [л] останутся в одном слоге.

— Согласные [в] и [н'] разойдутся в разные слоги.

— Произнесите это слово по слогам и прохлопайте. (плав-ни-ки)

— Какой первый слог? (плав-)

— Какой второй слог? (-ни-)

— Какой третий слог? (-ки)

— Назовите последовательно звуки в первом слоге. ([п],[л], [а], [в])

— Назовите последовательно звуки во втором сло­ге, ([н'], [и])

— Назовите последовательно звуки в третьем сло­ге, ([к'], [и])

— А теперь произнесите последовательно все зву­ки в слове, делая небольшую паузу между слогами.

— [П], [л], [а], [в]-[н'], [и]-[к'], [и].

— В теради записываем все слово целиком, прого­варивая слоги и гласные.

— Плав, «а с крючком», ни, «и», ки, «и».

— Произнесите слово и определите его ударный слог, (-ки)

— Поставьте ударение на гласную этого слова.

— Простучите слово, выделяя ударный слог, зари­суйте ритмический рисунок этого слова.

— ххХ.

— Запишите слог, в котором есть [н] или [н']. (-ни-) Аналогичная работа:

Ступени, осторожный, каникулы.

 

 

ЗАНЯТИЕ 20.5

Тема:

дифференциация звуков [н] и [н]. Цели:

О продолжать учить учащихся различать звуки [н] и [н'] по акустическим и артикуляционным признакам в составе слов;

О упражнять в звукослоговом анализе слов;

О упражнять в приеме интонационного выделения;

О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Продолжаем различать звуки [н] и [н'] в сло­вах. Сейчас мы будем записывать слова в 3 столби­ка. В первый столбик мы запишем слова, в которых есть звук [н] твердый. Во второй запишем слова, в -которых есть звук [н'] мягкий. В третий столбик за­пишем слова, в который есть и твердый звук [н], и мягкий звук [н'].

— Определите, есть ли звуки [н] или [н'] в слове «саночки».

— Произнесите слово «саночки», выделив голосом звук [н].

— Запишите слово «саночки» в первый столбик.

— Определите, есть ли звуки [н] или [н'] в слове «уныние».

— Произнесите слово «уныние», выделив голосом твердый звук [н] и мягкий звук [н'].

— Какую гласную букву напишем после [н']? («и»)

— Запишите слово в третий столбик.

Аналогичным образом проводится работа с другими словами.

Задание, прогнали, неровно, запомни, заслонить, карнавал, школьники, охранять, уныние, унывать, вернётся, темные, темнеть, спокойнее, удобнее, сол­нечно.

2. Запишите гласные буквы в слове «снегопад». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.)

— Назовите эти гласные. («Е петелькой», «о-овал», «а с крючком».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Произнесите слово по слогам и одновременно про­хлопайте его. (Сне-го-пад.)

— Какой первый слог? (сне-)

— Какой второй слог? (-го-)

— Какой третий слог? (-пад)

— В тетради записываем все слово целиком, сопро­вождая запись проговариванием слогов и гласных букв. (Сне, «е петелькой», го, «о-овал», пад, «а с крючком».)

— Произнесите слово «снегопад» и определите удар­ный слог, (пад)

— Поставьте ударение на гласную этого слога, (а) Аналогичная работа со словами:

Покраснела, нанимать, знание, нанизывал.

3. Отгадайте загадку, найдите слова со звуками [н], [н'].

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой.)

— Запишите загадку в тетрадь.

 

 

ЗАНЯТИЕ 21.1

Тем»;

дифференциация звуков [т] и [т']. Цели:

О познакомить учащихся со звуками [т] и [т'];

О учить различать их по акустическим и артикуляцион­ным признакам изолированно и в составе слогов и буквосочетаний;

О закреплять звукобуквенную связь;

О закрепить правило обозначения мягких согласных гласными второго ряда и мягким знаком;

О формировать ритмическую сторону речи.

Ход занятия

1. Сегодня мы знакомимся с новыми звуками. С ка­кими? Вы сейчас догадаетесь, ответив на вопросы:

— Какой звук есть во всех этих словах: Таня, ток, ткань, кот, тыква, ([тп])

— А какая у звука [т] мягкая пара? ([тп'])

— Одинаковые это звуки или разные? (Разные.)

— Произносите поочередно звуки [т] и [т'] и наблю­дайте, что при произношении мягкого звука спинка языка больше поднимается к нёбу и более напряжена.

— Звуки [т] и [т*] гласные или согласные? (Соглас­ные.)

— Как образуется преграда?

— Преграда образуется смычкой передней части язы­ка с небом.

2. Мы будем произносить слоги, определяя наличие мягкого звука [т'] или твердого звука [т] с помощью выделения их голосом.

— Произнесите слог «ат» так, чтобы четко слышал­ся согласный звук.

— Какой в этом слоге согласный? (Твердый.)

— В слоге «ать» мягкий [тэ] или твердый [т]?

— Произнесите слог «ать» так, чтобы все четко слы­шали согласный звук [т'].

Аналогичная работа со слогами:

От, оть, ут, уть, эт, эть, ыт, ытьо;

та, тя, то, те, ту, тю, тэ, те, ты, ти;

ток, тёк, так, тяк, топ, тёп, тёп, тын, тин;

сто, стё, сту, спо, сты, сти.

3. И звук [т] и звук [т*] обозначается на письме буквой «Тт».

— Какие буквы будем писать после мягкого соглас­ного звука [т*]?

— После мягких согласных звуков пишется мяг­кий знак или гласные буквы второго ряда.

— Послушайте слог и скажите, какой в нем звук мягкий [т*] или твердый [т]?

— Тя.

— Как мы обозначим мягкость согласного в этом слоге на письме?

— После буквы «т» мы напишем букву «я».

— Запишите этот слог в тетради. Аналогичная работа со слогами и буквосочетаниями: те, тю, ти, те;

ать, оть, уть, ить, ить, еть, ёть; атя, отя, ут, итя, етя, ётя, этя.

4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий согласный [т'] на твердый [т]:

тя — тё — тю — ти — те — ....

5. Чтение слогов.

Ток, тёк, тям, том,тюк, тук, тяф, тоф, сто, стё, сте, стю, сти, сты, ста, пто, птё, пты, пти, пте, кто, ктё, ктю, кти, кте, ктя, кта.

6. Что обозначает слово «спор»?

— После звука [р] в слове спор произнесите звук [т]. Назовите слово, которое получилось. (Спорт.)

Аналогичное задание к словам: сор, бор, стар, так и бра.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.