|
|||
ЗАНЯТИЕ 20.1ЗАНЯТИЕ 20.1 Тема дифференциация звуков [н] и [н*]. Цели: О познакомить учащихся со звуками [н] и [н1]; О учить различать их по акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе слогов; О закреплять звукобуквенную связь; О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда. Ход занятия 1* Послушайте слова и скажите, какой звук есть во всех этих словах: «носки», «ночь», «окно», «зонт», ([н]) — У звука [н] есть его мягкая пара — звук [н']. — Послушайте, одинаковые это звуки или разные: [н], [н']. (Разные.) — Это звуки разные. Звук [н] — твердый, а звук [н*] — мягкий. — Когда вы будете сейчас поочередно произносить твердый звук [н] и мягкий звук [и*], то обратите внимание, что при произношении мягкого звука спинка языка взлетает вверх и сильнее прижимается к небу. — Произнесите звук [н] и понаблюдайте за положением языка. — А теперь произнесите звук [н'] и понаблюдайте за положением языка. Так несколько раз. — Скажите, звуки [и] и [н'] гласные или согласные? (Согласные.) — Как образуется преграда? — Преграда образуется из смычки переднего края языка и нёба* — Легко ли протянуть звук [н]? (Нет.) 2. Несмотря на то, что согласные звуки тянутся очень плохо или совсем не тянутся, нам придется попытаться это сделать или хотя бы надавить голосом на согласный звук, произнести его громче. Для чего это нам нужно? — Это нужно нам для того, чтобы более четко услышать его в слогах и словах. — Сейчас нам нужно определить, какой согласный звук находится в слоге [ан]. Произношу слог [ан] и надавливаю на звук [н] голосом, пытаясь его протянуть, ([анн]) — Какой звук вы более четко услышали? ([н]) — Определяем, какой согласный звук находится в слоге [ан']. Произносим слог и надавливаем на согласный звук голосом, пытаясь его протянуть. — Какой звук вы выделили голосом? ([н']) Аналогичная работа со слогами: он, онь, ун, унь, эн, энь, ын, ынь; 3. И звук [н], и звук [н'] обозначаются на письме буквой «н». — Для того чтобы показать, что звук [н*] мягкий, какие гласные записываются после него? (Гласные второго ряда.) — А для того, чтобы показать, что звук [н] твердый, какие гласные записываются после него? (Гласные первого ряда.) — В слоге «ня» — мягкий [н'] или твердый [н]? — Какую гласную букву запишем в этом слоге? («я») — Запишите в тетради слог «ня». Аналогично разбираются и записываются слоги: но, нё, ну, ню, нэ, не, ны, ни, ан, ань, он, онь, ун, унь, эн, энь, ын, ынь. 4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий согласный [н'] на твердый [и]: ня — нё,—т ..„ ню — не — .... (на, но, ну, нэ) 5. Чтение слогов, написанных на доске: нок, ням, нёс, нос, нус, нюс, нур, нём; сно, снё, кне, кны, сны, сне, мне, мну; дны, дне, пне, пне, пню, пну, тны, тни, дно, дне.
|
|||
|