Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 20.1



ЗАНЯТИЕ 20.1

Тема

дифференциация звуков [н] и [н*]. Цели:

О познакомить учащихся со звуками [н] и [н1];

О учить различать их по акустическим и артикуляцион­ным признакам изолированно и в составе слогов;

О закреплять звукобуквенную связь;

О закрепить правило обозначения мягкости согласных мягким знаком и гласными второго ряда.

Ход занятия

1* Послушайте слова и скажите, какой звук есть во всех этих словах:

«носки», «ночь», «окно», «зонт», ([н])

— У звука [н] есть его мягкая пара — звук [н'].

— Послушайте, одинаковые это звуки или разные: [н], [н']. (Разные.)

— Это звуки разные. Звук [н] — твердый, а звук [н*] — мягкий.

— Когда вы будете сейчас поочередно произносить твердый звук [н] и мягкий звук [и*], то обратите вни­мание, что при произношении мягкого звука спинка языка взлетает вверх и сильнее прижимается к небу.

— Произнесите звук [н] и понаблюдайте за положе­нием языка.

— А теперь произнесите звук [н'] и понаблюдайте за положением языка.

Так несколько раз.

— Скажите, звуки [и] и [н'] гласные или соглас­ные? (Согласные.)

— Как образуется преграда?

— Преграда образуется из смычки переднего края языка и нёба*

— Легко ли протянуть звук [н]? (Нет.)

2. Несмотря на то, что согласные звуки тянутся очень плохо или совсем не тянутся, нам придется по­пытаться это сделать или хотя бы надавить голосом на согласный звук, произнести его громче. Для чего это нам нужно?

— Это нужно нам для того, чтобы более четко услы­шать его в слогах и словах.

— Сейчас нам нужно определить, какой согласный звук находится в слоге [ан]. Произношу слог [ан] и надавливаю на звук [н] голосом, пытаясь его протя­нуть, ([анн])

— Какой звук вы более четко услышали? ([н])

— Определяем, какой согласный звук находится в слоге [ан']. Произносим слог и надавливаем на соглас­ный звук голосом, пытаясь его протянуть.

— Какой звук вы выделили голосом? ([н']) Аналогичная работа со слогами:

он, онь, ун, унь, эн, энь, ын, ынь;

3. И звук [н], и звук [н'] обозначаются на письме буквой «н».

— Для того чтобы показать, что звук [н*] мягкий, какие гласные записываются после него? (Гласные второго ряда.)

— А для того, чтобы показать, что звук [н] твер­дый, какие гласные записываются после него? (Глас­ные первого ряда.)

— В слоге «ня» — мягкий [н'] или твердый [н]?

— Какую гласную букву запишем в этом слоге? («я»)

— Запишите в тетради слог «ня». Аналогично разбираются и записываются слоги: но, нё, ну, ню, нэ, не, ны, ни, ан, ань, он, онь, ун, унь, эн, энь, ын, ынь.

4. Произнесите слоги отраженно, заменив мягкий согласный [н'] на твердый [и]:

ня — нё,—т ..„ ню — не — .... (на, но, ну, нэ)

5. Чтение слогов, написанных на доске: нок, ням, нёс, нос, нус, нюс, нур, нём; сно, снё, кне, кны, сны, сне, мне, мну; дны, дне, пне, пне, пню, пну, тны, тни, дно, дне.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.