|
|||
ЗАНЯТИЕ 19.1ЗАНЯТИЕ 19.1 Тема: •твердые и мягкие согласные. Цели: О познакомить учащихся с понятиями «твердые» и «мягкие» согласные; О учить слышать мягкое и твердое звучание согласных; О познакомить со способом обозначения мягкости согласного мягким знаком. Ход занятия 1. Чтение сказки. — Жили-были два медведя. Один медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел твердым, низким голосом «та-та-та». Маленький медведь пел мягким, высоким голосом «тя-тя-тя». — Как пел маленький медведь? — Как пел большой медведь? — В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя [т'] — мягко. — Послушайте согласный звук [м*]. — Как вы думаете мягкий он или твердый? (Мягкий.) — Послушайте согласный звук [м]. — Как вы думаете мягкий он или твердый? (Твердый.) Аналогично сравниваются звуки: [п—п'], [к—к'], [г-г'], [в-в'], [ф-ф']. 2. Послушайте» какая история приключилась из-за мягких и твердых согласных: Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, Лосенок и детеныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти. Однажды учитель Филин говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это слово, тот быстрее станет взрослым. Стали детеныши писать. Первым написал Слоненок слово «слон» и получил «пять». Потом написал Волчонок: волк — и тоже получил «пять». Дошла очередь до Олененка и Лосенка. Один написал «олен», а другой написал «лос». «Разве ты олен?» — спросил учитель Филин Олененка. «Разные ты лос?» — спросил он у Лосенка. «Нет, я олень», — говорит Олененок. «Нет, я лось, — говорит Лосенок. — Ведь в словах «олень» и «лось» последний согласный звучит мягко, вот послушайте: олень, лось». Стали все снова читать написанные слова и снова прочли: «Олен», «Лос». Тогда учитель Филин объяснил детенышам: «Чтобы на письме показать, что согласный мягкий, после буквы нужно писать мягкий знак». — Читайте слово, написанное Олененком. (Олен.) — А теперь? (Приписывается мягкий знак.) — Читайте слово, написанное Лосенком. (Лос.) — А теперь? (Приписывается мягкий знак.) 3. Прочитайте пары слов, сравните их по написанию, звучанию, смыслу: угол — уголь, хор — хорь, брат — брать, стал — сталь, ел — ель, мел — мель.
|
|||
|