Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 19.1



ЗАНЯТИЕ 19.1

Тема:

•твердые и мягкие согласные. Цели:

О познакомить учащихся с понятиями «твердые» и «мяг­кие» согласные;

О учить слышать мягкое и твердое звучание согласных;

О познакомить со способом обозначения мягкости со­гласного мягким знаком.

Ход занятия

1. Чтение сказки.

— Жили-были два медведя. Один медведь был боль­шой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел твердым, низким голосом «та-та-та». Маленький медведь пел мягким, высоким голосом «тя-тя-тя».

— Как пел маленький медведь?

— Как пел большой медведь?

— В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя [т'] — мягко.

— Послушайте согласный звук [м*].

— Как вы думаете мягкий он или твердый? (Мяг­кий.)

— Послушайте согласный звук [м].

— Как вы думаете мягкий он или твердый? (Твер­дый.)

Аналогично сравниваются звуки: [п—п'], [к—к'], [г-г'], [в-в'], [ф-ф'].

2. Послушайте» какая история приключилась из-за мягких и твердых согласных:

Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, Ло­сенок и детеныши других зверей. Они учились там читать и писать. Очень хотелось зверятам поскорее вырасти.

Однажды учитель Филин говорит им: «Кто сумеет правильно назвать себя и правильно написать это сло­во, тот быстрее станет взрослым. Стали детеныши пи­сать. Первым написал Слоненок слово «слон» и полу­чил «пять». Потом написал Волчонок: волк — и тоже получил «пять». Дошла очередь до Олененка и Лосен­ка. Один написал «олен», а другой написал «лос». «Разве ты олен?» — спросил учитель Филин Оленен­ка. «Разные ты лос?» — спросил он у Лосенка. «Нет, я олень», — говорит Олененок. «Нет, я лось, — гово­рит Лосенок. — Ведь в словах «олень» и «лось» после­дний согласный звучит мягко, вот послушайте: олень, лось». Стали все снова читать написанные слова и снова прочли: «Олен», «Лос».

Тогда учитель Филин объяснил детенышам: «Что­бы на письме показать, что согласный мягкий, после буквы нужно писать мягкий знак».

— Читайте слово, написанное Олененком. (Олен.)

— А теперь? (Приписывается мягкий знак.)

— Читайте слово, написанное Лосенком. (Лос.)

— А теперь? (Приписывается мягкий знак.)

3. Прочитайте пары слов, сравните их по написа­нию, звучанию, смыслу:

угол — уголь, хор — хорь, брат — брать,       стал — сталь, ел — ель, мел — мель.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.