|
|||
ЗАНЯТИЕ 16ЗАНЯТИЕ 16 Тема: деление слов на слоги. Цели: О познакомить учащихся с понятием «слог»; О познакомить со свойством линейности слогов; О познакомить с делением слов на слоги; О учить различать понятия «слово» и «слот О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Знакомство со слогом. — Послушайте, что я скажу: «шу». — Понятно, что я хотела сказать? (Нет.) — А что такое «ба» понятно? (Нет.) — А теперь послушайте: «шуба». (Логопед произносит слово, слегка деля на слоги.) — Что такое «шуба»? — Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Любое слово можно произнести по частям. Эти части называются слогами. — Итак, слог — это часть слова. (Повторяют все дети.) Аналогичная работа со словами: Коза, лиса, дубы, шары, столы, шапка, мышка. — Послушайте вот такое стихотворение: Что за ки? Что за но? Людям вовсе не известно! А как скажут «кино», Сразу станет интересно. Что за ли? Что за мои? Никакого в слогах смысла. А как скажут «лимон», Сразу станет кисло-кисло. Что за хал? Что за ва? Вот еще одна загадка. А как скажут «халва», Сразу станет сладко-сладко. — Я сейчас буду называть то слова, то слоги, а вы назовите, что это? Го, голубь, во, волосы, машина, ма, ру, рука, каша, ша, ги, пироги. 2. Порядок слогов в слове. (Логопед выставляет на доску картинки, изображающие сумку и машину. Названия этих картинок произносит деформированно: ка-сум, ши-ма-на.) — Получилось слово? (Нет.) — А теперь: сумка? (Да.) — Почему в первом случае слова не получилось? — Потому что слоги произносились не по порядку. Чтобы получились слова, необходимо слоги не путать и произносить их по порядку. — Посмотрите, кто нарисован на картинке? (Куры.) — Сколько слогов в слове куры? (Два.) — Какой первый слог? (ку-) — Какой второй слог? (ры) — А теперь посмотрите, что написано под картинкой? (ку.) — Под картинкой написано «ку». Как выдумаете, что такое «ку»? (Слог.) — А второй слог смыло дождиком. Какой это слог? (-ры) (На доске открывается картинка с изображением гусей, под которой написано «си».) — А какой слог смыло под этой картинкой? (гу) — Назовите все слово. (Гуси.) (На доске открывается картинка с изображением весов, под которой написано «ее».) — А какой слог смыло на этой картинке? (сы) — Назовите все слово. (Весы.) (На доске открывается картинка с изображением розы, под которой написано «ро».) — Какой слог смыло на этой картинке? (-за) — Назовите все слово. (Роза.) 3. Составление слов из слогов с опорой на картинки: Па, ла; ки, ра; ма, ки; ры, ша; шу, ба; зы, ко. (Лапа, раки, маки, шары, шуба, козы.) 4. Я говорю вам слово по слогам, вы должны назвать это слово целиком и объяснить его смысл: «жи-лы». — А теперь поменяйте местами слоги в этом слове. — Поменялся ли смысл слова? Что теперь обозначает это слово? Аналогичная работа со словами: Ло-жа, ла-ма, ку-пол, ка-пал, ска-ла.
ЗАНЯТИЕ 17.1 Тема: звукослоговый анализ и синтез слов. Цели: О познакомить учащихся со слогообразующей ролью гласных; О учить делить односложные и двухсложные слова на слоги с опорой на гласные; О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения; О закреплять знание артикуляционных и графических свойств гласных; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Послушайте, повторите, выучите: Слово делится на слоги, Как на дольки апельсин. 2. Послушайте два слова: «сом», «электровоз». — Чем отличаются эти слова? — Эти слова отличаются по смыслу, а еще тем, что слово «сом» короткое, а слово «электровоз» длинное. — Короткие слова состоят из одного, двух слогов, а длинные из трех, четырех, пяти, шести, семи слогов. — Чтобы точно определить, сколько в слове слогов, нужно определить, сколько в этом слове гласных. — Итак, в слове столько слогов, сколько гласных. Повторите. — Выучите. — Давайте, определим гласные в слове «сок». Произнесите слово «сок» так, чтобы четко слышался гласный звук. (С[о-о-о]к.) — Какой гласный звук четко слышится? ([о]) — Какой буквой обозначается звук [о]? (Буквой «о-овал».) — Сколько гласных букв? (Одна.) — Сколько будет слогов? (Один.) — Можно слово прохлопать по слогам. Сколько слогов, столько и хлопков. В слове «сок» будет один хлопок. (Логопед хлопает и одновременно произносит слово «сок».) — Повторите вместе со мной. (Два-три раза.) — А если соков много, то как мы про них скажем? ( Соки.) — Определим гласные в слове «соки». (Логопед пишет на доске слово «соки*.) — Вы видите, что в слове «соки» не одна гласная, как было раньше, а две. Чтобы определить оба гласных звука в слове, их оба нужно протянуть. Вот так: с[о-о-о]-к[и-и-и]. — Какие вы услышали гласные звуки? ([о, и]) — Какими буквами обозначаются звуки [о] и [и]? (Буквами «о-овал», «и».) — Сколько гласных букв? (Две.) — Значит сколько здесь слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Прохлопайте и произнесите слово по слогам. ( С[ о-о-о]-к[и-и-и ].) — А теперь определите, какой в слове соки первый слог? (со-) — А какой второй? (-ки) — Послушайте, как я произнесу следующее слово. — Молоко. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Произнесите это слово так, чтобы четко были слышны все гласные звуки произносимого таким образом слова. (М[о-о-о]-л[о-о-о]к[о-о-о].) — Какие гласные звуки вы услышали? ([о], [о], [о]) — Какими буквами обозначаются звуки [о], [о], [о]? (Буквами «о-овал», «о-овал», «о-овал».) — Сколько гласных букв? (Три.) — Значит сколько слогов в этом слове? (Тоже три.) — Сколько будет хлопков? (Тоже три.) — Произносите слово по слогам и одновременно прохлопывайте его. (М[о-о-о]-л[о-о-о]-к[о-о-о].) — Какой первый слог? (мо-) — Какой второй слог? (-ло) — Какой третий слог? (-иго) 3. Работа в тетрадях. — Я называю слово, а вы записываете гласные буквы этого слова: «кот». — Какую гласную букву вы записали? («О-овал».) — Напомню вам о том, что когда мы говорим о букве «о», то сопровождаем ее написание проговаривай и -ем опоры: «о-овал». — Сколько гласных? (Одна.) — Значит, сколько будет слогов? (Один.) — Сколько раз хлопнем? (Один.) — Прохлопайте слово «кот». — Следующее слово — «коты». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.) — Запишите гласные буквы этого слова. — Какие буквы записали? («О-овал», «ы».) — Сколько гласных букв? (Две.) — Значит, сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? {Два.) — Произносите слово по слогам и прохлопывайте его. (Ко-ты.) — Какой первый слог? (ко-) — Какой второй слог? (ты) 4. Я называю отдельные слоги, а вы из них составьте слова: . Ба ры; ки, нос; на, ши, ма; чи, клю; ка, руч, ка, ба, бз^ш; за, ро; ки, оч; ка, кор; ны, ли, мо; ла, бул; ка, лож; лы, сто. (Рыба, носки, машина, ключи, ручка, бабушка, роза, очки, корка, лимоны, булка, ложка, столы.)
ЗАНЯТИЕ 17.2 Тема: звукослоговый анализ и синтез слов. Цели О учить учащихся выполнять последовательный звуковой анализ слогов в составе слова; О продолжать учить делил» односложные и двухсложные слова на слоги с опорой на гласные; О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения; О упражнять в правильном произношении гласных; О упражнять в выделении последней согласной в слове. Ход занятия 1. Что вы знаете о слогах? 2. Послушайте, как я произнесу следующее слово. — Сад. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Запишите гласную букву в слове «сад». — Какую гласную букву вы записали? («А с крючком».) — Произнесите слово «сад» так, чтобы четко слышался гласный звук. (С[а-а-а]д.) — Сколько в этом слове гласных? (Одна.) — Значит сколько слогов? (Один.) — Сколько раз хлопнем? (Один.) — Произнесите слово «сад» по слогам и одновременно прохлопайте. (Сад.) — А теперь назовите последовательно звуки, которые вы слышите в слове «сад», ([с], [а], [д]) — Бели сад не один, а их много, то как мы про них скажем? (Сады.) — Произнесите слово «сады» так, чтобы четко слышались гласные звуки. (С[а-а-а]-д[ы-ы-ы].) — Какие гласные звуки вы услышали? ([&)» [**]) — Какими буквами обозначаются гласные звуки [а] и [ы]? (Буквами «а с крючком», «ы».) — Сколько в этом слове гласных букв? (Две.) — Значит, сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Произносите слово по слогам и одновременно прохлопывайте его. (Са-ды.) — Какой первый слог? (са-) — Какой второй слог? (ды) — Назовите последовательно звуки в слоге «са». ([с], [а]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ды». ([д]. [ы]) (Если ребенок не владеет элементарным звуковым анализом, то логопед показывает ему, как голосом выделить каждый последующий звук.) Аналогичная работа со словами: сыр, сыры; нос, носы. 3. Все гласные, которые есть в русском языке, помещены в нашей «Таблице гласных». Давайте их посчитаем. — Сколько всего гласных? (Десять.) — Запомните, что гласных в русском языке всего десять. Все остальные буквы — это согласные. — Сейчас я буду называть слова, а вы в своих тетрадях будете записывать только последнюю согласную букву: Паук, век, люк, нос, домик, торт, мак, сток, куст, урок, воск, брат, плот, шкаф, танк, март, страх, чеснок, стол, стул, стрелок, удар, шланг, крот, карп, свет, шарф, удар, момент, концерт, стрелок, урок, клубок, сидел, ворот, горох.
ЗАНЯТИЕ 17.3 Тема: звукоспоговый анализ слов. Цели: О учить учащихся делить трехсложные слова на слоги с опорой на гласные; О продолжать учить выполнять последовательный звуковой анализ слогов в составе слов; О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения; О упражнять в выделении последней согласной в слове; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Работа с односложными, двухсложными, трехсложными словами. — Посмотрите, что изображено на картинке? (Дом.) — Запишите гласную букву в слове «дом». — Какую гласную букву вы записали? («О-овал».) — Как вы определили наличие гласного звука [о] в слове «дом»? — Вы протянули гласный звук в слове «дом» и он четко стал слышаться. — Сколько гласных в слове дом? (Одна.) — Значит, сколько слогов? (Один.) — Сколько раз хлопнем? (Один.) — Прохлопайте слово по слогам. (Дом.) — Назовите последовательно звуки в слове «дом». ([д], [о], [м]) — Запишите гласные буквы слова «завод». (Логопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.) — Какие гласные буквы вы записали? («а», «о») — Какие звуки обозначаются гласными буквами «а» и «о»? — Как вы определили наличие гласных звуков [а] и [о] в слове? — Вы протянули гласные [а] и [о], и они четко стали слышаться. — Сколько гласных? (Две.) — Значит сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Прохлопайте слово «завод» по слогам. (Завод.) — Какой первый слог? (за) — Какой второй слог? (вод) — Назовите последовательно звуки в слоге «за». ([з], [а].) — Назовите последовательно звуки в слоге «вод». ([в], [о], [д].) — А, если завод не один, а их много то, как мы про них скажем? — Запишите гласные буквы в слове «заводы». — Какие гласные буквы вы записали? («А с крючком», «о-овал».) — Как вы определили наличие гласных звуков [а], [о], [ы]? — Вы произнесли слово, протянув гласные [а], [о], [ы], и они стали четко слышаться. — Сколько в этом слове гласных? (Три.) — Значит сколько слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? ( Три.) — Произнесите слово «заводы» по слогам и прохлопайте его. — Какой первый слог? (за-) — Какой второй слог? (-во) — Какой третий слог? (-ды) — Назовите последовательно звуки в слоге «за». ([з]. [а]) — Назовите последовательно звуки в слоге «во». ([*]. [о]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ды». ([д]. [ы]) Аналогичная работа с группами слов: Город, города; народ, народы; мороз, морозы; корова, коровы; ворона, вороны; лопата, лопаты. 2. Преобразование слов. 1) Сколько слогов в слове «мак»? (Один.) — Измените слово «мак» так, чтобы получилось два слога. (Маки.) Аналогичное задание для слов: Рак, сом, ночь, сад, сыр, сок, куст, мост. 2) Сколько слогов в слове соки? (Два.) — Измените слово так, чтобы получился один слог. (Сок.) Аналогичное задание для слов: Носы, кусты, столы, дома, коты. 3. Запишите последнюю согласную в словах: Час, класс, куст, торт, крюк, иней, пишет, рисует, стакан, капкан, ветеринар, клей, сорт.
ЗАНЯТИЕ 17.4 Тема: звукослоговый анализ и синтез слов. Цели: О учить учащихся делить на слоги слова со стечением согласных; О продолжать учить выполнять последовательный анализ слогов в составе слов; О продолжать учить выполнять последовательный звуковой анализ слогов в составе слов; О упражнять в выделении гласных из слов на основе интонационного выделения; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, подчеркните две рядом стоящие согласные: Дырка, марка, жарко, утро, сорно, карта. — Если в середине слова две согласные стоят рядом, то при делении слова на слоги они разбегаются в разные слоги. Но если две согласные стоят в начале слова или в конце, то на них это правило не распространяется. Например, в слове «трава». — Как вы думаете, почему согласная «т» в слове «трава» не убегает? — Потому что ей некуда бежать. Впереди нее нет гласной. А у согласной в составе слога обязательно должна быть гласная. — Послушайте, как я произнесу следующее слово. — Утро. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.) — Произнесите это слово так, чтобы четко были слышны все гласные звуки произносимого таким образом слова. ( [у-у-у]т-р[о-о-о] ) — Запишите гласные буквы в слове «утро». — Какие гласные буквы вы записали? («Ус хоботком», «о-овал».) — Какие звуки обозначают гласные буквы «у» и «о»? — Как вы определили наличие гласных звуков [у] и [о]? — Чтобы четко услышать гласные звуки, вы их протянули. — Сколько гласных? (Две.) — Сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Послушайте, как делится на слоги слово «утро»: «ут»-«ро». Звуки [т] и [р] разбежались в разные слоги. Звук [т] оказался в первом слоге «ут», а звук [р] оказался во втором слоге «ро». — Произнесите еще раз первый слог, (ут-) — Назовите последовательно звуки в этом слоге. (Ш. [т]) — Назовите второй слог, (-ро.) — Назовите последовательно звуки в этом слоге. ([р], [о]) Аналогичная работа с остальными словами, записанными в тетрадь: Дырка, марка, жарко, сорно, карта. 2. Измените слово так, чтобы в слове получилось два, а затем три слога: дом (дома, домик); сом (сомы, сомики); нож (ножи, ножики); лист (листы, листики); куст (кусты, кустики). 3. Решение лингвистических задач. — В слоге один звук. Какой он, гласный или согласный? (Гласный. Так как гласный в слоге обязателъно должен быть. Без гласного звука не бывает слога.) — В слоге два звука. Какие это звуки? (Гласный, согласный.) — В слоге три звука. Сколько в нем согласных? (Два. Так как из трех звуков слога только один может быть гласным. Значит, остальные два — согласные.) — В слоге четыре звука. Сколько в нем согласных? (Три. Так как из четырех звуков слога только один может быть гласным. Значит, остальные три — согласные.) — В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? (Один, так как один гласный образует только один слог.) — В слове три согласных и три гласных звука. На сколько слогов можно разделить слово? (На три, так как три гласные образуют три слога.)
ЗАНЯТИЕ 17.5 Тема звукослоговый анализ и синтез слов. Цели: О учить учащихся последовательно выделять звуки в -слове, делая при этом паузу между слогами; О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Ответьте мне на вопрос: может ли быть слог без гласной? (Нет.) — Слога без гласной не бывает. — Сколько гласных в слоге? (Одна.) — Послушайте слово. — Сапог. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.) — Произнесите слово «сапог» так, чтобы четко были слышны все гласные звуки этого слова. (С[а-а-а]-п[о-о-о]г.) — Записываем гласные буквы в слове «сапог». — Какие гласные буквы вы записали? («А с крючком», «о-овал».) — Какие гласные звуки они обозначают? ([а], [о]) — Как вы определили наличие гласных звуков [а], [о]? — Вы протянули гласные в слове, и они четко стали слышаться. — Сколько гласных? (Две.) — Сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Сапог.) — Какой первый слог? (са) — Какой второй слог? (-пог) — Назовите последовательно звуки в слоге «са». ([с], [а]) — Назовите последовательно звуки в слоге «пог». ([п], [о], [г]) — А теперь я назову все звуки слова по порядку, делая остановку между слогами: [с], [а]-[п], [о], [г]. — Теперь вы назовите все звуки по порядку, делая остановку между слогами. — Запишите гласные буквы в слове «мосты*. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.) — Какие гласные буквы вы записали? («О-овал», «ы».) — Какие гласные звуки они обозначают? ([о], [ы]) — Как вы определили наличие гласных звуков [о], [ы]? — Вы протянули гласные в слове и они четко стали слышаться. — А теперь запишите рядом с буквами «о», «ы» слово «мосты» и подчеркните две рядом стоящие согласные в середине слова. — Для чего мы подчеркнули эти согласные? — Мы подчеркнули две рядом стоящие согласные в середине слова для того, чтобы разделить их в разные слоги. у — Сколько гласных? (Две.) — Сколько слогов? (Два.) — Сколько раз хлопнем? (Два.) — Произнесите слово по слогам и не забудьте правильно разделить рядом стоящие согласные [с] и [т] в разные слоги. (Мое-ты.) — Какой первый слог? (мое-) — Какой второй слог? (-ты) — Назовите последовательно звуки в слоге «мое». ([*], [о], [с]) — Назовите последовательно звуки в слоге «ты». ([т],[ы]) — А теперь назовите последовательно все звуки в слове, делая небольшую остановку между слогами. (М [о], [с][т], [ы]) Аналогичная работа со словами: Карты, космос, подушка, рубашка, бабушка, провода. 2. Лингвистическая задача. — Запишите слова «клён», «клоун». — В обоих словах по три согласных звука. Почему в слове .«клён» один слог, а в слове «клоун» — два? (Потому, что количество слогов зависит только от количества гласных, и не зависит от количества согласных.) 8. Я буду называть слова, а вы запишите только последнюю согласную букву. Сапожок, насос, ветер, матрос, пылесос, мешок, сырок, огурец, телефон, красный, проводник, самолет, карман, автобус, портрет, порядок, птенец, ученик.
ЗАНЯТИЕ 17.6 Теми: звукослоговый анализ слов. Цели: О учить учащихся записывать слова, сопровождая запись называнием слогов и гласных звуков; О продолжать учить последовательно выделять звуки в слове, делая паузу между слогами; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Сегодня мы будем записывать слова целиком, но не молча, а называя вслух слоги и гласные. — Запишите гласные буквы в слове «бутылка». — Какие гласные буквы вы записали? («Ус хоботком», «ы», «а с крючком».) — Какие гласные звуки они обозначают? ([у], [ы], [а]) — Произнесите слово так, чтобы четко слышались эти звуки. (Б[у-у-у]-т[ы-ы-ы]л-к[а-а-а].) — Сколько гласных? (Три.) — Значит сколько слогов? (Три.) — Сколько раз хлопнем? (Три.) — Есть ли в середине слова две рядом стоящие согласные? Назовите их. (л, к) — О чем мы должны вспомнить, когда видим две рядом стоящие согласные в середине слова? (Эти согласные разойдутся в разные слоги.) — Произнесите слово по слогам и прохлопайте его одновременно. (Бутылка.) — Какой первый слог? (бу) — Какой второй слог? (тыл-) — Какой третий слог? (-ка) — Назовите последовательно звуки в слоге «бу». ([б], [у]) — Назовите последовательно звуки в слоге «тыл»* ([т], [ы],{я]) — Назовите Последовательно звуки в слоге «ка». (М. [а].) — Назовите последовательно все звуки этого слова, делая небольшую паузу между слогами, ([б], [у]-[т], [ы], [л]-[к], [а]) — А теперь мы будем записывать все слово целиком, но не молча, а называя слоги и гласные буквы, которые записываем. — Перед написанием слога «бу» произносим: б[у-у-у]. Во время написании гласной «у» произносим: «у с хоботком». — Перед написанием слога «тыл» произносим: т[ы-ы-ы]л. Во время написания гласной «ы» произносим: [ы]. — Перед написанием слога «ка» произносим: к[а-а-а]. Во время написания гласной «а» произносим: «А с крючком». Логопед записывает слово на доске и комментирует: «б[у-у-у]> «у с хоботком», т[ы-ы-ы]л, «ы», к[а-а-а], «ас крючком». 2. Аналогичная работа со словом «колбаса». Дополнительный, более сложный материал: ласточка, картошка.
|
|||
|