Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 16



ЗАНЯТИЕ 16

Тема:

деление слов на слоги. Цели:

О познакомить учащихся с понятием «слог»; О познакомить со свойством линейности слогов; О познакомить с делением слов на слоги; О учить различать понятия «слово» и «слот О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Знакомство со слогом.

— Послушайте, что я скажу: «шу».

— Понятно, что я хотела сказать? (Нет.)

— А что такое «ба» понятно? (Нет.)

— А теперь послушайте: «шуба». (Логопед произ­носит слово, слегка деля на слоги.)

— Что такое «шуба»?

— Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Любое слово можно произнести по частям. Эти части называются слогами.

— Итак, слог — это часть слова. (Повторяют все дети.)

Аналогичная работа со словами:

Коза, лиса, дубы, шары, столы, шапка, мышка.

— Послушайте вот такое стихотворение: Что за ки? Что за но?

Людям вовсе не известно! А как скажут «кино», Сразу станет интересно.

Что за ли? Что за мои? Никакого в слогах смысла. А как скажут «лимон», Сразу станет кисло-кисло. Что за хал? Что за ва? Вот еще одна загадка. А как скажут «халва», Сразу станет сладко-сладко.

— Я сейчас буду называть то слова, то слоги, а вы назовите, что это?

Го, голубь, во, волосы, машина, ма, ру, рука, каша, ша, ги, пироги.

2. Порядок слогов в слове.

(Логопед выставляет на доску картинки, изобра­жающие сумку и машину. Названия этих картинок произносит деформированно: ка-сум, ши-ма-на.)

— Получилось слово? (Нет.)

— А теперь: сумка? (Да.)

— Почему в первом случае слова не получилось?

— Потому что слоги произносились не по порядку. Чтобы получились слова, необходимо слоги не путать и произносить их по порядку.

— Посмотрите, кто нарисован на картинке? (Куры.)

— Сколько слогов в слове куры? (Два.)

— Какой первый слог? (ку-)

— Какой второй слог? (ры)

— А теперь посмотрите, что написано под картин­кой? (ку.)

— Под картинкой написано «ку». Как выдумаете, что такое «ку»? (Слог.)

— А второй слог смыло дождиком. Какой это слог? (-ры)

(На доске открывается картинка с изображени­ем гусей, под которой написано «си».)

— А какой слог смыло под этой картинкой? (гу)

— Назовите все слово. (Гуси.)

(На доске открывается картинка с изображени­ем весов, под которой написано «ее».)

— А какой слог смыло на этой картинке? (сы)

— Назовите все слово. (Весы.)

(На доске открывается картинка с изображени­ем розы, под которой написано «ро».)

— Какой слог смыло на этой картинке? (-за)

— Назовите все слово. (Роза.)

3. Составление слов из слогов с опорой на картинки: Па, ла; ки, ра; ма, ки; ры, ша; шу, ба; зы, ко. (Лапа,

раки, маки, шары, шуба, козы.)

4. Я говорю вам слово по слогам, вы должны назвать это слово целиком и объяснить его смысл: «жи-лы».

— А теперь поменяйте местами слоги в этом слове.

— Поменялся ли смысл слова? Что теперь обозна­чает это слово?

Аналогичная работа со словами: Ло-жа, ла-ма, ку-пол, ка-пал, ска-ла.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17.1

Тема:

звукослоговый анализ и синтез слов. Цели:

О познакомить учащихся со слогообразующей ролью гласных;

О учить делить односложные и двухсложные слова на

слоги с опорой на гласные; О упражнять в выделении гласных из слов на основе

приема интонационного выделения; О закреплять знание артикуляционных и графических

свойств гласных; О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Послушайте, повторите, выучите: Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

2. Послушайте два слова: «сом», «электровоз».

— Чем отличаются эти слова?

— Эти слова отличаются по смыслу, а еще тем, что слово «сом» короткое, а слово «электровоз» длинное.

— Короткие слова состоят из одного, двух слогов, а длинные из трех, четырех, пяти, шести, семи слогов.

— Чтобы точно определить, сколько в слове слогов, нужно определить, сколько в этом слове гласных.

— Итак, в слове столько слогов, сколько гласных. Повторите.

— Выучите.

— Давайте, определим гласные в слове «сок». Про­изнесите слово «сок» так, чтобы четко слышался глас­ный звук. (С[о-о-о]к.)

— Какой гласный звук четко слышится? ([о])

— Какой буквой обозначается звук [о]? (Буквой «о-овал».)

— Сколько гласных букв? (Одна.)

— Сколько будет слогов? (Один.)

— Можно слово прохлопать по слогам. Сколько сло­гов, столько и хлопков. В слове «сок» будет один хло­пок. (Логопед хлопает и одновременно произносит слово «сок».)

— Повторите вместе со мной. (Два-три раза.)

— А если соков много, то как мы про них скажем? ( Соки.)

— Определим гласные в слове «соки». (Логопед пи­шет на доске слово «соки*.)

— Вы видите, что в слове «соки» не одна гласная, как было раньше, а две. Чтобы определить оба глас­ных звука в слове, их оба нужно протянуть. Вот так: с[о-о-о]-к[и-и-и].

— Какие вы услышали гласные звуки? ([о, и])

— Какими буквами обозначаются звуки [о] и [и]? (Буквами «о-овал», «и».)

— Сколько гласных букв? (Две.)

— Значит сколько здесь слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Прохлопайте и произнесите слово по слогам. ( С[ о-о-о]-к[и-и-и ].)

— А теперь определите, какой в слове соки первый слог? (со-)

— А какой второй? (-ки)

— Послушайте, как я произнесу следующее слово.

— Молоко. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите это слово так, чтобы четко были слышны все гласные звуки произносимого таким об­разом слова. (М[о-о-о]-л[о-о-о]к[о-о-о].)

— Какие гласные звуки вы услышали? ([о], [о], [о])

— Какими буквами обозначаются звуки [о], [о], [о]? (Буквами «о-овал», «о-овал», «о-овал».)

— Сколько гласных букв? (Три.)

— Значит сколько слогов в этом слове? (Тоже три.)

— Сколько будет хлопков? (Тоже три.)

— Произносите слово по слогам и одновременно про­хлопывайте его. (М[о-о-о]-л[о-о-о]-к[о-о-о].)

— Какой первый слог? (мо-)

— Какой второй слог? (-ло)

— Какой третий слог? (-иго) 3. Работа в тетрадях.

— Я называю слово, а вы записываете гласные бук­вы этого слова: «кот».

— Какую гласную букву вы записали? («О-овал».)

— Напомню вам о том, что когда мы говорим о бук­ве «о», то сопровождаем ее написание проговаривай и -ем опоры: «о-овал».

— Сколько гласных? (Одна.)

— Значит, сколько будет слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Прохлопайте слово «кот».

— Следующее слово — «коты». (Логопед произно­сит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.)

— Запишите гласные буквы этого слова.

— Какие буквы записали? («О-овал», «ы».)

— Сколько гласных букв? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? {Два.)

— Произносите слово по слогам и прохлопывайте

его. (Ко-ты.)

— Какой первый слог? (ко-)

— Какой второй слог? (ты)

4. Я называю отдельные слоги, а вы из них составьте

слова: .

Ба ры; ки, нос; на, ши, ма; чи, клю; ка, руч, ка, ба, бз^ш; за, ро; ки, оч; ка, кор; ны, ли, мо; ла, бул; ка, лож; лы, сто.

(Рыба, носки, машина, ключи, ручка, бабушка, роза, очки, корка, лимоны, булка, ложка, столы.)

 

 

ЗАНЯТИЕ 17.2

Тема:

звукослоговый анализ и синтез слов. Цели

О учить учащихся выполнять последовательный звуко­вой анализ слогов в составе слова;

О продолжать учить делил» односложные и двухслож­ные слова на слоги с опорой на гласные;

О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения;

О упражнять в правильном произношении гласных;

О упражнять в выделении последней согласной в слове.

Ход занятия

1. Что вы знаете о слогах?

2. Послушайте, как я произнесу следующее слово.

— Сад. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Запишите гласную букву в слове «сад».

— Какую гласную букву вы записали? («А с крюч­ком».)

— Произнесите слово «сад» так, чтобы четко слы­шался гласный звук. (С[а-а-а]д.)

— Сколько в этом слове гласных? (Одна.)

— Значит сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Произнесите слово «сад» по слогам и одновре­менно прохлопайте. (Сад.)

— А теперь назовите последовательно звуки, кото­рые вы слышите в слове «сад», ([с], [а], [д])

— Бели сад не один, а их много, то как мы про них скажем? (Сады.)

— Произнесите слово «сады» так, чтобы четко слы­шались гласные звуки. (С[а-а-а]-д[ы-ы-ы].)

— Какие гласные звуки вы услышали? ([&)» [**])

— Какими буквами обозначаются гласные звуки [а] и [ы]? (Буквами «а с крючком», «ы».)

— Сколько в этом слове гласных букв? (Две.)

— Значит, сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произносите слово по слогам и одновременно про­хлопывайте его. (Са-ды.)

— Какой первый слог? (са-)

— Какой второй слог? (ды)

— Назовите последовательно звуки в слоге «са». ([с], [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ды». ([д]. [ы])

(Если ребенок не владеет элементарным звуко­вым анализом, то логопед показывает ему, как голо­сом выделить каждый последующий звук.)

Аналогичная работа со словами: сыр, сыры; нос, носы.

3. Все гласные, которые есть в русском языке, по­мещены в нашей «Таблице гласных». Давайте их по­считаем.

— Сколько всего гласных? (Десять.)

— Запомните, что гласных в русском языке всего десять. Все остальные буквы — это согласные.

— Сейчас я буду называть слова, а вы в своих тетрадях будете записывать только последнюю согласную букву:

Паук, век, люк, нос, домик, торт, мак, сток, куст, урок, воск, брат, плот, шкаф, танк, март, страх, чес­нок, стол, стул, стрелок, удар, шланг, крот, карп, свет, шарф, удар, момент, концерт, стрелок, урок, клубок, сидел, ворот, горох.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17.3

Тема:

звукоспоговый анализ слов. Цели:

О учить учащихся делить трехсложные слова на слоги с опорой на гласные;

О продолжать учить выполнять последовательный зву­ковой анализ слогов в составе слов;

О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения;

О упражнять в выделении последней согласной в слове;

О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Работа с односложными, двухсложными, трех­сложными словами.

— Посмотрите, что изображено на картинке? (Дом.)

— Запишите гласную букву в слове «дом».

— Какую гласную букву вы записали? («О-овал».)

— Как вы определили наличие гласного звука [о] в слове «дом»?

— Вы протянули гласный звук в слове «дом» и он четко стал слышаться.

— Сколько гласных в слове дом? (Одна.)

— Значит, сколько слогов? (Один.)

— Сколько раз хлопнем? (Один.)

— Прохлопайте слово по слогам. (Дом.)

— Назовите последовательно звуки в слове «дом». ([д], [о], [м])

— Запишите гласные буквы слова «завод». (Лого­пед произносит слово так, как оно должно быть ор­фографически правильно записано.)

— Какие гласные буквы вы записали? («а», «о»)

— Какие звуки обозначаются гласными буквами «а» и «о»?

— Как вы определили наличие гласных звуков [а] и [о] в слове?

— Вы протянули гласные [а] и [о], и они четко ста­ли слышаться.

— Сколько гласных? (Две.)

— Значит сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Прохлопайте слово «завод» по слогам. (Завод.)

— Какой первый слог? (за)

— Какой второй слог? (вод)

— Назовите последовательно звуки в слоге «за». ([з], [а].)

— Назовите последовательно звуки в слоге «вод». ([в], [о], [д].)

— А, если завод не один, а их много то, как мы про них скажем?

— Запишите гласные буквы в слове «заводы».

— Какие гласные буквы вы записали? («А с крюч­ком», «о-овал».)

— Как вы определили наличие гласных звуков [а], [о], [ы]?

— Вы произнесли слово, протянув гласные [а], [о], [ы], и они стали четко слышаться.

— Сколько в этом слове гласных? (Три.)

— Значит сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? ( Три.)

— Произнесите слово «заводы» по слогам и прохло­пайте его.

— Какой первый слог? (за-)

— Какой второй слог? (-во)

— Какой третий слог? (-ды)

— Назовите последовательно звуки в слоге «за». ([з]. [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «во». ([*]. [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ды». ([д]. [ы])

Аналогичная работа с группами слов: Город, города; народ, народы; мороз, морозы; коро­ва, коровы; ворона, вороны; лопата, лопаты.

2. Преобразование слов.

1) Сколько слогов в слове «мак»? (Один.)

— Измените слово «мак» так, чтобы получилось два слога. (Маки.)

Аналогичное задание для слов:

Рак, сом, ночь, сад, сыр, сок, куст, мост.

2) Сколько слогов в слове соки? (Два.)

— Измените слово так, чтобы получился один слог. (Сок.)

Аналогичное задание для слов: Носы, кусты, столы, дома, коты.

3. Запишите последнюю согласную в словах: Час, класс, куст, торт, крюк, иней, пишет, рисует,

стакан, капкан, ветеринар, клей, сорт.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17.4

Тема:

звукослоговый анализ и синтез слов. Цели:

О учить учащихся делить на слоги слова со стечением согласных;

О продолжать учить выполнять последовательный ана­лиз слогов в составе слов;

О продолжать учить выполнять последовательный зву­ковой анализ слогов в составе слов;

О упражнять в выделении гласных из слов на основе интонационного выделения;

О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Запишите в тетрадь слова, записанные на доске, подчеркните две рядом стоящие согласные: Дырка, марка, жарко, утро, сорно, карта.

— Если в середине слова две согласные стоят ря­дом, то при делении слова на слоги они разбегаются в разные слоги. Но если две согласные стоят в начале слова или в конце, то на них это правило не распро­страняется. Например, в слове «трава».

— Как вы думаете, почему согласная «т» в слове «трава» не убегает?

— Потому что ей некуда бежать. Впереди нее нет гласной. А у согласной в составе слога обязательно должна быть гласная.

— Послушайте, как я произнесу следующее слово.

— Утро. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть правильно орфографически записано.)

— Произнесите это слово так, чтобы четко были слышны все гласные звуки произносимого таким об­разом слова. ( [у-у-у]т-р[о-о-о] )

— Запишите гласные буквы в слове «утро».

— Какие гласные буквы вы записали? («Ус хо­ботком», «о-овал».)

— Какие звуки обозначают гласные буквы «у» и «о»?

— Как вы определили наличие гласных звуков [у] и [о]?

— Чтобы четко услышать гласные звуки, вы их протянули.

— Сколько гласных? (Две.)

— Сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Послушайте, как делится на слоги слово «утро»: «ут»-«ро». Звуки [т] и [р] разбежались в разные сло­ги. Звук [т] оказался в первом слоге «ут», а звук [р] оказался во втором слоге «ро».

— Произнесите еще раз первый слог, (ут-)

— Назовите последовательно звуки в этом слоге. (Ш. [т])

— Назовите второй слог, (-ро.)

— Назовите последовательно звуки в этом слоге. ([р], [о])

Аналогичная работа с остальными словами, запи­санными в тетрадь:

Дырка, марка, жарко, сорно, карта.

2. Измените слово так, чтобы в слове получилось два, а затем три слога:

дом (дома, домик); сом (сомы, сомики); нож (ножи, ножики); лист (листы, листики); куст (кусты, кустики).

3. Решение лингвистических задач.

— В слоге один звук. Какой он, гласный или со­гласный? (Гласный. Так как гласный в слоге обяза­телъно должен быть. Без гласного звука не бывает слога.)

— В слоге два звука. Какие это звуки? (Гласный, согласный.)

— В слоге три звука. Сколько в нем согласных? (Два. Так как из трех звуков слога только один мо­жет быть гласным. Значит, остальные два — со­гласные.)

— В слоге четыре звука. Сколько в нем согласных? (Три. Так как из четырех звуков слога только один может быть гласным. Значит, остальные три — согласные.)

— В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? (Один, так как один гласный образует только один слог.)

— В слове три согласных и три гласных звука. На сколько слогов можно разделить слово? (На три, так как три гласные образуют три слога.)

 

 

ЗАНЯТИЕ 17.5

Тема

звукослоговый анализ и синтез слов. Цели:

О учить учащихся последовательно выделять звуки в -слове, делая при этом паузу между слогами;

О упражнять в выделении гласных из слов на основе приема интонационного выделения;

О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Ответьте мне на вопрос: может ли быть слог без гласной? (Нет.)

— Слога без гласной не бывает.

— Сколько гласных в слоге? (Одна.)

— Послушайте слово.

— Сапог. (Логопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.)

— Произнесите слово «сапог» так, чтобы четко были слышны все гласные звуки этого слова. (С[а-а-а]-п[о-о-о]г.)

— Записываем гласные буквы в слове «сапог».

— Какие гласные буквы вы записали? («А с крюч­ком», «о-овал».)

— Какие гласные звуки они обозначают? ([а], [о])

— Как вы определили наличие гласных звуков [а], [о]?

— Вы протянули гласные в слове, и они четко ста­ли слышаться.

— Сколько гласных? (Две.)

— Сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите и прохлопайте слово по слогам. (Са­пог.)

— Какой первый слог? (са)

— Какой второй слог? (-пог)

— Назовите последовательно звуки в слоге «са». ([с], [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «пог». ([п], [о], [г])

— А теперь я назову все звуки слова по порядку, делая остановку между слогами: [с], [а]-[п], [о], [г].

— Теперь вы назовите все звуки по порядку, делая остановку между слогами.

— Запишите гласные буквы в слове «мосты*. (Ло­гопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.)

— Какие гласные буквы вы записали? («О-овал», «ы».)

— Какие гласные звуки они обозначают? ([о], [ы])

— Как вы определили наличие гласных звуков [о], [ы]?

— Вы протянули гласные в слове и они четко стали слышаться.

— А теперь запишите рядом с буквами «о», «ы» слово «мосты» и подчеркните две рядом стоящие со­гласные в середине слова.

— Для чего мы подчеркнули эти согласные?

— Мы подчеркнули две рядом стоящие согласные в середине слова для того, чтобы разделить их в раз­ные слоги.

у — Сколько гласных? (Две.)

— Сколько слогов? (Два.)

— Сколько раз хлопнем? (Два.)

— Произнесите слово по слогам и не забудьте пра­вильно разделить рядом стоящие согласные [с] и [т] в разные слоги. (Мое-ты.)

— Какой первый слог? (мое-)

— Какой второй слог? (-ты)

— Назовите последовательно звуки в слоге «мое». ([*], [о], [с])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ты». ([т],[ы])

— А теперь назовите последовательно все звуки в слове, делая небольшую остановку между слогами. (М [о], [с][т], [ы])

Аналогичная работа со словами: Карты, космос, подушка, рубашка, бабушка, про­вода.

2. Лингвистическая задача.

— Запишите слова «клён», «клоун».

— В обоих словах по три согласных звука. Почему в слове .«клён» один слог, а в слове «клоун» — два? (Потому, что количество слогов зависит только от количества гласных, и не зависит от количества согласных.)

8. Я буду называть слова, а вы запишите только последнюю согласную букву.

Сапожок, насос, ветер, матрос, пылесос, мешок, сы­рок, огурец, телефон, красный, проводник, самолет, карман, автобус, портрет, порядок, птенец, ученик.

 

 

ЗАНЯТИЕ 17.6

Теми:

звукослоговый анализ слов. Цели:

О учить учащихся записывать слова, сопровождая за­пись называнием слогов и гласных звуков;

О продолжать учить последовательно выделять звуки в слове, делая паузу между слогами;

О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем записывать слова целиком, но не молча, а называя вслух слоги и гласные.

— Запишите гласные буквы в слове «бутылка».

— Какие гласные буквы вы записали? («Ус хо­ботком», «ы», «а с крючком».)

— Какие гласные звуки они обозначают? ([у], [ы], [а])

— Произнесите слово так, чтобы четко слышались эти звуки. (Б[у-у-у]-т[ы-ы-ы]л-к[а-а-а].)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Есть ли в середине слова две рядом стоящие со­гласные? Назовите их. (л, к)

— О чем мы должны вспомнить, когда видим две рядом стоящие согласные в середине слова? (Эти со­гласные разойдутся в разные слоги.)

— Произнесите слово по слогам и прохлопайте его одновременно. (Бутылка.)

— Какой первый слог? (бу)

— Какой второй слог? (тыл-)

— Какой третий слог? (-ка)

— Назовите последовательно звуки в слоге «бу».

([б], [у])

— Назовите последовательно звуки в слоге «тыл»* ([т], [ы],{я])

— Назовите Последовательно звуки в слоге «ка». (М. [а].)

— Назовите последовательно все звуки этого слова, делая небольшую паузу между слогами, ([б], [у]-[т], [ы], [л]-[к], [а])

— А теперь мы будем записывать все слово цели­ком, но не молча, а называя слоги и гласные буквы, которые записываем.

— Перед написанием слога «бу» произносим: б[у-у-у]. Во время написании гласной «у» произносим: «у с хоботком».

— Перед написанием слога «тыл» произносим: т[ы-ы-ы]л. Во время написания гласной «ы» произно­сим: [ы].

— Перед написанием слога «ка» произносим: к[а-а-а]. Во время написания гласной «а» произносим: «А с крюч­ком».

Логопед записывает слово на доске и комментиру­ет: «б[у-у-у]> «у с хоботком», т[ы-ы-ы]л, «ы», к[а-а-а], «ас крючком».

2. Аналогичная работа со словом «колбаса».

Дополнительный, более сложный материал: ласточ­ка, картошка.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.