Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАНЯТИЕ 18.1



ЗАНЯТИЕ 18.1

Тема:

ударение. Цели:

О познакомить учащихся с терминами «ударение»,

«ударная гласная»; О учить слышать ударный слог в слове; О показать смыслорааличительную роль ударения; О упражнять в выделении гласных из состава слов.

Ход занятия

1. Мы с вами знаем, что слова состоят из слогов. Но не все слоги в слове играют одинаковую роль. Один слог в слове произносится громче остальных. Послу­шаем это на примере слова «собака». (Логопед произ­носит слово так, как оно должно быть орфографи чески правильно записано.)

— Запишите гласные буквы этого слова.

— Какие гласные буквы вы записали? («О-овал», «а с крючком», «а с крючком».)

— Сколько гласных? (Три.)

— Значит сколько слогов? (Три.)

— Сколько раз хлопнем? (Три.)

— Произнесите слово «собака» по слогам.

— Какой первый слог? (со-)

— Какой второй слог? (-ба-)

— Какой третий слог? (-ка)

— Запишите в тетради все слово, деля его черточ­ками для переноса. (Со-ба-ка.)

— Сейчас я отойду подальше от вас, а вы прокри­чите это слово так, чтобы я его услышала издалека.

— Когда вы кричали вдаль, то один слог звучал сильнее других. Какой слог был самый громкий? (ба)

— Для того чтобы показать, что слог «ба» самый громкий, над гласной этого слога поставьте черточку-ударение. Какая гласная буква в этом слоге? (а)

— Над буквой «а» поставьте черточку-ударение. Буква «а» — это ударная гласная в этом слове.

— Произнесите это слово еще раз так, чтобы слог звучал сильнее других.

Аналогичная работа со словами: волосы, солома.

2. Чтение сказки про ударение.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить какие они все полезные и значимые. Без слов не обой­дется ни один человек. Но забыли слова пригласить Ударение на свой совет. Ударение обиделось. Когда слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас».

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяже­лый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь Уда­рение — просто черточка.» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый и появился Замок. (Логопед на доске старое ударение стирает, а новое ставит.) И атлас ударение превратило в ат­лас, а вместо ириса появился ирис. Видят слова, что дело плохо, не обойтись им без ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про Ударе­ние забывает, имеет много неприятностей.

3. Придумайте предложения с парами слов, напи­санными на доске: кружки, кружки; полки, полки; засыпать, засыпать; пропасть, пропасть; замок, замок.

4. Записать предложения с одновременным назы­ванием записываемых гласных букв вслух.

Дети решали задачку. Папа читает газету. Зимой холодно.

 

 

ЗАНЯТИЕ 18.2

Тема

ударение.

 Цели

О продолжать учить учащихся выделять ударную глас­ную после выделения ударного слога; О упражнять в отраженной речи.

Ход занятия

1. Сегодня вы будете учиться выделять ударную гласную в словах.

— Запишите гласные буквы в слове «вагоны».

— Назовите эти гласные.

— Сколько гласных? (Три.)

— Сколько слогов? ( Три.)

— Прохлопайте по слогам.

— Какой первый слог?

— Какой второй слог?

— Какой третий слог?

— Назовите последовательно звуки в слоге «ва». ([в], [а])

— Назовите последовательно звуки в слоге «го». ([г], [о])

— Назовите последовательно звуки в слоге «ны». (М, [ы])

— Последовательно произнесите звуки в слове, де­лая небольшую остановку между слогами, ([в], [а]-[г], [о]-[н],[ы])

— Запишите в тетради слово «вагоны» по слогам, деля его черточками для переноса. (Ва-го-ны.)

— Произнесите слово как бы издалека, чтобы ус­лышать самый сильный слог.

— Какой слог самый сильный? (го)

— Какой гласный звук в слоге «го»? ([о])

— Поставьте над гласной буквой «о» черточку-уда­рение. Это ударная гласная.

— А теперь посмотрите, как можно простучать это слово с выделением ударной гласной.

(Логопед стучит ладонью по столу, проговаривая слог «го» громче других. Дети повторяют за ним.)

— Слово можно не только записать буквами, но и зарисовать, показав ударный слог:

хХх.

Аналогичная работа со словом «заборы».

2. Простучите ритмические рисунки.

Ххх, XXX, XXX,

Хх, Хх, Хх, Хх

хХ, хХ, хХ, хХ

хХх, хХх, хХх, хХх

Ххх, Ххх, Ххх, Ххх, Ххх

ххХ, ххХ, ххХ, ххХ, ххХ

ххХх, ххХх, ххХх, ххХх, ххХх

3. Вставьте подходящие по смыслу слова и поставь­те над ним ударение.

Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы) живут в горах. На клумбе рас­пустился фиолетовый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) — любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хло­пок, хлопок) и появился белый голубь. В средней Азии выращивают (хлопок, хлопок). (Ворона, ворона) мень­ше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.

 

 

ЗАНЯТИЕ 18.3

Тема:

ударение. Цели:

О продолжать учить учащихся определять ударную гласную в слове на основе выделения ударного слога;

О продолжать учить учащихся записывать слова, сопро­вождая запись называнием слогов и входящих в их состав звуков.

Ход занятия

1. Запишите гласные буквы в слове «водопад». (Ло­гопед произносит слово так, как оно должно быть орфографически правильно записано.)

— Какие гласные буквы вы записали? («О-овал», «о-овал», «а с крючком.».)

— Произнесите слово «водопад» так, чтобы четко слышались гласные звуки. (В[р-о-о\д\р-о-6\-п\а-а-а\д!)

— Сколько гласных букв вы записали? (Три.)

— Значит сколько в этом слове слогов? (Три.)

— Сколько раз будете хлопать? (Три.)

— Произнесите это слово по слогам и прохлопайте. (Во-до-пад.)

— Какой первый слог? (во-)

— Какой второй слог? (-до-)

— Какой третий слог? (-под)

— Назовите последовательно звуки в первом слоге. (М, [о])

— Назовите последовательно звуки во втором сло­ге, ([д], [о])

— Назовите последовательно звуки в третьем ело-ге. ([п], [а], [д])

— Произнесите последовательно все звуки в слове, делая небольшую паузу между слогами, ([в], [о]-[д], [о]-[п], [а], [д])

— Теперь мы будем записывать все слово целиком, но не молча, а называя слоги и гласные, которые за­писываем.

— Перед написанием слога «во» произносим: в[о-о-о]. Во время написании гласной буквы «о» произносим: «О-овал».

— Перед написанием слога «до» произносим: д[о-о-о]. Во время написания гласной буквы «о» произно­сим: «О-овал».

— Перед написанием слога «пад» произносим: п[а-а-а]д. Во время написания гласной буквы «а» произ­носим: «А с крючком».

(Логопед записывает слово «водопад» на доске и комментирует при этом: «В[о-о-о], «о-овал»; д[о-о-о], «о-овал»; п[а-а-а]д, «а с крючком».)

— Произнесите слово как бы издалека, чтобы те, кто находится далеко, его услышали.

— Какой самый громкий слог? (-пад)

— Поставьте над буквой «а» ударение. Аналогичная работа со словом «заколка».

2. Запишите под диктовку слово, подчеркните две рядом стоящие согласные, прохлопайте по слогам: трап.

Аналогично слова:

Торф, сорт, туфли, капкан, халва, вокзал, стакан, стул, стол, матч, грач, ночь, почта, краб, торты, бу­кашка, шутка, ромашка.

3. Запишите последнюю согласную в словах: Оркестр, ананас, мухомор, сокол, крокодил, пере­лет, кричал, фартук, душистый, пушистый, сладкий.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.