|
||||||||||||||||||||||||
ЗАНЯТИЕ 9.1Стр 1 из 22Следующая ⇒
УДК 376.36 ББК 74.37 КТК 474 Б42 Бекшиева З.И. Б42 Коррекция письменной речи у школьников / 3. Бекшиева. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 318 с. — (Сердце отдаю детям). 18ВК 978-5-222-15123-5 Эта книга логопеда-практика написана в форме конспектов по коррекции специфических звукобуквенных ошибок у учащихся общеобразовательных школ. Книга предназначена для родителей, начинающих логопедов, учителей начальных классов. Логопедам рекомендуется использовать данные конспекты для коррекции фонематического недоразвития у детей с фонематическим, фонетико-фонематическим недоразвитием, а также как часть занятия для детей с общим недоразвитием речи. I8ВN 978-5-222-15123-5 УДК 376.36 ББК 74.37 © Бекшиева 3., 2009 © Оформление: ООО «Феникс», 2009
Посвящается моей семье ПРЕДИСЛОВИЕ В этой книге представлены практические наработки логопеда общеобразовательной школы в виде конспектов занятий по коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи. Прежде всего, в просветительских целях хочу разъяснить тем, кто держит сейчас в руках эту книгу, что специфические ошибки — это замены в письме одних букв другими в сильной позиции. Что такое сильная позиция? В гласных — это ударная позиция, когда на этот звук падает ударение, в согласных — это позиция, когда звук слышится четко. Обычно, когда за согласным стоит гласный звук. В качестве примера приведу следующие случаи: вместо слова «кот» пишут слово «кат», вместо слова «суп» пишут слово «сип», вместо слова «снег» пишут слово «сниг», вместо слова «бак» пишут слово «пак», вместо слова «танк» пишут слово «данк», вместо слова «моряк» пишут слово «морак». Необходимо отметить, что у учащихся общеобразовательных школ чаще всего встречаются пропуски гласных и согласных букв, смешения гласных звуков и букв: а-о, у-о, и-е, ы-и, ю-е, у-и. Достаточно часто смешиваются такими детьми и переднеязычные парные согласные, различающиеся между собой по твердости-мягкости: т-т', д-дь, н-н', с-с', з-з', л-л', р-р'. Если у учащихся общеобразовательной школы обнаружилось смешение парных согласных по звонкости-глухости, то следует в первую очередь проверить физиологический слух. Если слух в норме, то дальнейшую работу следует проводить по предложенным конспектам книги. Теоретические аспекты в этой книге намеренно не освещаются, так как в других источниках они рассмотрены достаточно широко, а также в связи с тем, что родителей излишняя сложность только отпугнет. Считаю, что данная книга позволит родителям без труда справиться с коррекцией фонематических нарушений у своих детей* Представленная система занятий, кроме выполнения конкретных задач, развивает языковую чуткость. Известно, что языковая чуткость играет немалую роль в овладении грамотным письмом. Конспекты представлены не произвольно, а имеют определенную логическую последовательность. Желательно эту полноту и последовательность сохранить. Но бывает так, что у ребенка есть только затруднения в различении, например, мягких согласных. Тогда можно выбрать занятия, касающиеся конкретных затруднений. Но это будет скорее исключение, чем правило. Для того чтобы скорректировать фонематическое недоразвитие, которое проявляется в специфических звукобуквенных ошибках, нужна тщательная проработка смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов и предложений. Такая проработка реализуется за счет достаточного количества занятий на эти звуки, повторяемости материала на последующих занятиях, а также написания достаточного количества опорных диктантов. Во время написания таких диктантов ребенок, прежде чем написать смешиваемую букву, должен назвать ее опору,, отработанную на предыдущих занятиях. Например, прежде чем написать букву «д» в слове «дом», ребенок произносит ее опору: «Д-дятел вниз». То есть ребенок должен получить не только знание на этих занятиях, но и выработать умение и навык. Желательно отработать все смешения до автоматизма. Тексты диктантов можно брать из специальных сборников диктантов для начальной школы. Кроме приема использования опор, на протяжении всех занятий используется прием интонационного выделения звуков. То есть, для того, чтобы услышать четко звук, нужно его протянуть (произнести протяжно). Это очень важный прием! Применение приема произношения звуков и слов» соответствующих их орфографическому обозначению (написанию), позволяет использовать для проработки слова, произношение которых расходится с их написанием. Конечной целью этих занятий является не только научение различению звуков и букв, но и максимальное приближение обработанного материала к процессу целостного письма, так как ребенок, работая в классе на общеобразовательных занятиях, должен решать множество задач помимо вышеуказанных специфических. Часто родители и начинающие педагоги затрудняются в формулировке доступных пониманию ребенка вопросов и объяснений, поэтому они включены их в конспекты занятий. На практике смешения букв обнаруживаются родителями и учителями чаще всего на этапе написания учащимися предложений. Коррекционную работу следует начинать как можно раньше. Эти конспекты занятий предлагаются для работы с учащимися первых и вторых классов. Опираются эти занятия на уже усвоенные буквы. Учащиеся могут их написать, то есть родители или логопед на своих занятиях не учат детей написанию этих букв, а опираются на первоначальные навыки учащихся. И хотя представленная система занятий помогает обучению ребенка правильному чтению, цели научить читать здесь не ставится.
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: звуки речи. Цели: - познакомить учащихся с термином «звук»; - познакомить с понятием «звуки речи»; -1 - учить различать понятия «звук» и «буква». Ход занятия 1. Дети закрывают глаза, логопед воспроизводит звуки различными предметами: спичками, смятой бумагой, звоночком, губной гармошкой. — Что вы слышали? — Вы слышали звуки. Звуки — это то, что мы слышим. Дети опять закрывают глаза, я произношу: [а], [о], [к]. — Что вы слышали? — Вы слышали звуки речи. — Назовите звуки речи, которые вы знаете. — Сейчас послушайте: [с], [у], [п]. Что я назвала? (Звуки речи.) — А если я произнесу их быстро один за другим [с, у, п], то, что вы услышите? (Суп.) — Из звуков получилось слово. В слове звуки следуют один за другим. — Из чего состоит любое слово? (Из звуков.) 2. Составление слов из звуков: [м, а, к]; [р, а, к]; [к, у, с, т]; [с, т, у, л]; [с, т, о, л]; [ш, а, п, к, а]; [м, а, р, к, а]; [ш, к, а, ф]. — Что я называла? (Звуки.) — Что вы составляли из звуков? (Слова.) 3. Отличие звука от буквы. — Послушайте, что я сейчас произнесу: [м]. — Что я произнесла? (Звук.) — Для отображения звуков на письме существуют специальные значки — буквы. Буквы мы пишем, видим написанными и можем прочитать, Для обозначения звука [м] есть буква «м». Я сейчас запишу ее на доске и она превратится в букву. (Логопед поочередно то произносит звук, то показывает букву, а дети что это — звук или буква: у, в, и, а, о.)
ЗАНЯТИЕ 2 Тема: звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда. Цели: - познакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования; - познакомить с гласными первого ряда; - закрепить понятия «звук» и «буква»; - упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Сядет тот, кто назовет звук или напишет букву. 2. Деление звуков на гласные и согласные. — Послушайте звук [а]. (Логопед произносит протяжно [ аа-а ].) — Какой рот при произношении [а]? (Широко открыт.) — Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.) — А вот другой звук — [п]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.) — Почему? Что мешает выходу воздуха? (Смычка губ.) — Губы при произношении звука [п] смыкаются, образуя преграду. — Послушайте звук [м]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.) — Почему? Что мешает выходу воздуха? (Смычка -губ.) — Губы при произношении звука [м] смыкаются, образуя преграду. — Послушайте звук [о]. — [О-о-о]. — Какие губы при произношении звука [о]? (Округлые, слегка вытянуты вперед.) — Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.) — Послушайте звук [т]. Свободно ли выходит воздушная струя? (Нет.) — Язык при произнесении этого звука прижимается к верхней десне, образуя преграду. — Послушайте звук [у]. — [У-у-у]. — Какие губы при произношении звука [у]? (Губы сильно вытянуты вперед.) — Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.) г — Послушайте звук [э]. — [Э-э-э]. | — Какой рот при произношении звука [э]? (Слегка приоткрыт.) — Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.) — Послушайте звук [ы]. — [Ы-ы-ы]. — Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть выдается вперед. | — Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? (Нет.) — Мы почувствовали, что звуки [а], [о], [э], [у], [ы] произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом. Они называются гласными. Гласные звуки тянутся, поются и во рту не встречают никакой преграды. Звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Посмотрите, гласные буквы, которые обозначают эти звуки, записаны в первом ряду таблицы- Это буквы «а», «о», «у», «э», «ы». Этой таблицей мы будем пользоваться на каждом занятии.
— Давайте еще раз произнесем эти гласные звуки. ([а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [э-э-э], [ы-ы-ы].) — Как произносятся гласные? (Тянутся, поются, во рту не встречают никакой преграды.) — При произношении каких звуков воздушная струя встречает во рту преграду? (Согласных.) — Итак, на какие две большие группы делятся все звуки нашего языка? (Гласные и согласные.) 3. Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных. — Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук. (Логопед произносит гласные, слегка протягивая, согласные — четко.) [а], [м], [у], [т], [о], [п], [э], [н], [ы], [к], [а], [д], [о], [ф], [х], [э], [о], [у], [г], [ц], [а], [у].
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: звук [а], строчная буква «а». Цели: О познакомить учащихся с артикуляцией звука [а], его правильным звучанием; О упражнять в правильном произношении звука [а]; О учить приему интонационного выделения гласного звука из слова; закреплять звукобуквенную связь; О воспитывать правильный речевой выдох; упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Сядет тот, кто назовет гласный звук первого ряда. 2. Назовите первый звук в слове «Аня», ([а]) — Сегодня мы будем учиться правильно произносить этот звук и выделять его из слов. — Послушайте, как правильно произносится этот звук. (Логопед произносит звук [а] утрированно, то есть очень четко артикулируя.) — Какой рот при произношении звука [а]? (Рот широко открыт.) — А теперь я произнесу звук [а] еще раз, посмотрите, где находится язык? (У нижних зубов.) — Итак, при произношении звука [а] рот широко открыт, язык лежит у нижних зубов. — Повторите за мной. (Отраженная речь.) — А сейчас вдохнем и произнесем звук [а] правильно, глядя при этом в свои зеркала.
Звук произносится два-три раза. — Звук [а] на письме обозначается буквой «а». (Логопед пишет строчную букву «а» на доске.) — Из каких элементов состоит буква «а»? — Буква «а» состоит из кружка и крючка, поэтому мы будем называть ее «а с крючком». «А с крючком» — это опора. 3. Работа в тетрадях. Поэлементная запись с проговариванием: кружок, крючок. 4. А теперь поучимся выделять гласный звук [а] из слов. Чтобы четко услышать гласный в слове, нужно его протянуть. (Логопед произносит слово «мак* с протягиванием гласного звука [а].) — Какой звук вы хорошо услышали? — Почему? (Потому что его протянули.) — Выделите гласный звук в слове «сад». Для этого произнесите слово «сад» так, чтобы я четко услышала гласный звук [а]. 5. А сейчас мы с вами будем шифровать слова. Мы выделим гласный звук из слова и запишем букву его обозначающую его в тетрадь. — Произнесите слово «лак» так, чтобы четко слышался гласный звук. (Л[а-а-а]к.) — Какой тут гласный звук? ([а]) — Запишите гласную букву «а» в тетрадь и поставьте запятую, чтобы отделить слова, с которыми мы работаем, друг от друга. Обращать внимание на то, чтобы звуки произносились с правильной артикуляцией. — Какая опора у буквы «а»? («А с крючком».) — Не забудьте, что во время написания буквы «а» мы произносим: «ас крючком». Аналогичная работа со словами: «бак», «час», «сам», «газ».
ЗАНЯТИЕ 4 Тема: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о». Цели О учить учащихся различать гласные [а] и [о] по их артикуляционным, акустическим и графическим признакам; О учить слышать их в составе слов; О упражнять в их правильном произношении; ' О упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов; О закреплять звукобуквенные связи; О воспитывать правильный речевой выдох Ход занятия 1. Я сейчас беззвучно буду произносить гласные, а вы угадайте, какие это гласные. (Логопед артикулирует звук [а]) — Какой звук я показала ртом? ([а]) — Почему вы думаете, что это гласный [а]? (Рот широко открыт, язык лежит у нижних зубов.) (Логопед записывает на доске букву «а» и напоминает ее опору — «ас крючком».) — Какую гласную мы записали? («А с крючком».) Далее логопед беззвучно артикулирует звук [о]. — Какой звук я показала ртом? ([о].) — Почему вы думаете, что это гласный звук [о]? ■ (Губы округлены и слегка вытянуты вперед.) Логопед записывает на доске букву «о» и напоминает опору — «о-овал». — Какую гласную букву записали? («О-овал».) — А сейчас я буду по очереди показывать артикуляцию этих звуков беззвучно, а вы их будете озвучивать: [а], [о], [о], [о], [а], [а], [о], [а]. 2. Работа в тетради. — А теперь мы поиграем в игру под названием «Поищем гласную в слове». Я называю слово, а вы записываете гласную. — Запишите гласную в слове «зал». — Какую гласную вы записали? («А с крючком».) — Произнесите слово «зал» так, чтобы я четко услышала гласный. (3[а-а-а]л.) Аналогичная работа со словами: зол, сом, сам, дам, дом, сад, бок, бак, нос, лак, мак, рад, вол, сор, дар, рот, жар, хор, бар, вор, пар, наш, ваш, час, газ, ход, соль, боль, даль, мать, чай, мой, рожь, конь, дочь. Дополнительный, более сложный материал: шарф, танк, торт, зонт, кран, кровь, град, гром, полк, март, шкаф, скат, скот, двор, март, двор, звон, сталь, корм, флаг, строй, ствол, страх, встал, брось, столб.
ЗАНЯТИЕ 5 Тема: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о». Цели: О продолжать учить учащихся различать гласные [а] и [о] по акустическим, артикуляционным, а буква «а» и «о» по графическим признакам изолированно и в составе односложных слов; О упражнять в правильном произношении этих звуков; О упражнять в интонационном выделении гласных ЗВУКОВ; О закреплять звукобуквенные связи; О воспитывать правильный речевой выдох. Ход занятия 1. Сейчас каждый из вас по очереди покажет беззвучно артикуляцию звуков [а] или [о] или их сочетаний, а остальные покажут соответствующую карточку и произнесут четко то, что у них написано на карточке. — Следующее задание будет немножко посложней: я закрою рот экраном, произнесу звук или сочетания звуков, а вы покажете соответствующую карточку. 2. Сейчас я буду называть вам два похожих по звучанию слова, а вы скажите, что эти слова обозначают: «бок», «бак»? — А теперь скажите, чем по звуковому составу они отличаются? Если дети не справляются с этим заданием, то следует написать эти слова на доске, сравнить их по буквам.
Далее проводится аналогичная работа со словами: сам, сом; дам, дом; скат, скот; мак, мок; зал, зол; вол, вал; вор, вар (садовый вар). 3. Работа в тетрадях. — Кто догадается, какое задание будет в игре «Поищем гласную в слове»? — Конечно, я называю слово, а вы записываете гласную букву в своих тетрадях. — Запишите гласную в слове «торт» и не забудьте во время написания этой буквы произнести ее опору. — Какую гласную вы написали? («О-овал».) — Произнесите слово «торт» так, чтобы четко слышался звук [о]. (т[о-о-о]рт) Аналогичная работа со словами: кран, кровь, край, град, гром, страх, спор, брось, столб, срок, строй, слон, март, полк, двор, встал, стон, свой, твой.
ЗАНЯТИЕ 6 Тема: звук [у], строчная буква «у». Цели: О познакомить учащихся со звуком [у], его правильным звучанием и артикуляцией; О закрепление звукобуквенной связи; О продолжать учить выделять гласные в односложных словах; О упражнять в приеме интонационного выделения гласного из СЛОВ; О воспитывать правильный речевой выдох. Дидактический материал: «Таблица гласных». Ход занятия 1. На доске записать: а, о. — Какой рот при произношении звука [а]? ( Круглый, широко открыт.) — Что обозначает стрелочка перед буквой «а»? (Нужно вдохнуть перед произношением звука [а] и на выдохе произнесите его.) — Глубоко вдохните и на выдохе произнесите правильно звук [а]. — Какие губы при произношении гласного [о]? (Округлые, слегка вытянутые вперед.) — Вдохните и на выдохе произнесите звук [о] правильно. Дети произносят звуки [а] и [о] в чередовании еще по два-три раза. 2. Назовите первый звук в слове «утка». — Сегодня мы будем учиться правильно произносить этот звук и выделять его из слов. — Послушайте и посмотрите, как правильно произносится этот звук моими губами. (Логопед при произношении достаточно сильно вытягивает губы вперед.) — Какие губы при произношении звука [у]? (Губы сильно вытянуты вперед.) — Губы сильно вытянуты вперед «хоботком», как у слоника. — Посмотрите еще раз, сделайте такие же губы и подержите так. — А сейчас вдохнем и правильно произнесем звук [у]. — Звук [у] на письме обозначается буквой «у». (Логопед на доске пишет строчную букву «у».) — У буквы «у» есть «хоботок», как у слоника, поэтому мы будем про нее говорить: «Ус хоботком». (Логопед пишет букву «у* и в нижнюю часть буквы врисовывает хоботок слоника.) — «У с хоботком» — это опора буквы «у». — Кроме «хоботка» у буквы «у» есть и крючок. Таким образом, буква «у» состоит из двух элементов: крючка и «хоботка». 3. Работа в тетрадях. — Сейчас в тетрадях мы по очереди будем записывать то крючок, то «хоботок», называя их при этом. 4. А теперь поучимся выделять гласный [у] из слов. Чтобы выделить нужный звук в слове, что нужно сделать? (Протянуть этот звук.) — Произнесите слово «суп» так, чтобы четко слышался гласный звук [у]. (С[у-у-у]п.) — Какой гласный звук в слове «суп»? («Ус хоботком».) — Не забывайте при произношении звука «у» сильно вытягивать вперед губы! Произнесите еще раз! — Работаем со словом «дуб». Какой гласный звук в слове «дуб»? («Ус хоботком».) — Произнесите слово «дуб» так, чтобы четко слышался звук [у]. (Д[у-уу]б) 5. Работа в тетрадях. — Запишите гласную в слове «зуб». — Какую гласную записали? («Ус хоботком».) — Какие губы при произношении гласного звука [у]? — Произнесите еще раз. — Произнесите слово «зуб» так, чтобы четко слышался гласный [у]. (3[ууу]б.) — Поставьте запятую и работаем со следующим словом. Далее проводится аналогичная работа со словами: лук, сук, гул, гусь, путь, шум, луч.
ЗАНЯТИЕ 7.1 Тема: дифференциация звуков [о] и [у]. Цели: О учить учащихся различать гласные звуки [о] и [у] по их акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе односложных слов; О упражнять в правильном произношении звуков [о] и |у]; О упражнять в приеме интонационного выделения гласного из слов; О закреплять звукобуквенные связи; О воспитывать правильный речевой выдох Ход занятия 1. С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? — Какие губы при произношении звука [у]? — Губы сильно вытянуты вперед «хоботком». — Покажите, как они вытянуты. — А какие губы при произношении звука [о]? (Губы округлены, слегка вытянуты вперед.) — Сейчас я буду беззвучно показывать гласные, а вы покажете соответствующую карточку. (Логопед вразброс показывает артикуляцию звуков [у], [о] и их сочетаний [оу], [уо] несколько раз.) — Таким образом, гласные [о] и [у] отличаются друг от друга по артикуляции, а значит и по произношению. Расскажите, в чем эти отличия. 2. Работа в тетрадях. Дидактическое задание «Поищем гласную в слове».
— Перед тем как записывать гласные в тетради, давайте вспомним, какую опору имеет гласная буква «а»? («Ас крючком».) — Какую опору имеет гласная буква «о»? («О-овал».) — Какую опору имеет гласная буква «у»? («Ус хоботком».) — Запишите гласную из слова «лук», проговаривая при этом ее опору. — Какую гласную вы записали? («Ус хоботком».) — Произнесите слово «лук» так, чтобы четко слышался гласный звук [у]. (Л[у-у-у]к.) — Запишите гласную из слова «лом», проговаривая при этом ее опору. — Какую гласную вы записали? («О-овал».) — Произнесите слово «лом» так, чтобы четко слышался гласный звук [о]. (Л[о-о-о]м.) Аналогичная работа со словами: сом, суп, сок, сук, суд, дуб, луч, лось, пол, гол, дул, зуб, ход, шум, бор, вор, сор, зол, жук, кот, конь, дочь. 3. Работа с разрезной азбукой. — Выложите слово «сук» из букв разрезной азбуки. — Если в слове «сук» заменить гласную «у» на гласную «о», то какое слово получится? (Сок.) — Что обозначает слово «сук»? — А что обозначает слово «сок»? — Вы видите, что с изменением всего лишь одной гласной меняется смысл слова. Аналогичная работа со словами: гул, гол; ход, худ; трос, трус; сток, стук; точка, тучка; струйка, стройка.
ЗАНЯТИЕ 7.2 Тема: дифференциация звуков [о] и [у]. Цели: О продолжать учить учащихся различать гласные звуки [о] и [у] по их акустическим и артикуляционным признакам изолированно и в составе односложных слов; О упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов; О закреплять звукобуквенные связи; О воспитывать правильный речевой выдох. Дидактический материал: «Таблица гласных». Ход занятия 1. На доске запись: 4- а, 4 о, 4 у. Предварительно вдохнув, учащиеся на выдохе про- певают звук [а], правильно его артикулируя. Аналогичная работа со звуками: [о], [у]. 2. Каждый из вас загадывает по одному гласному, показывая их беззвучную артикуляцию, а остальные дети их отгадывают. — Почему вы думаете, что это звук [а]? (Так как рот широко открыт.) — Почему вы думаете, что это звук [о]? (Так как губы слегка вытянуты вперед и имеют форму овала.) — Почему вы думаете, что это звук [у]? (Так как губы сильно вытянуты вперед трубочкой.) 3. Сейчас я назову два похожих по звучанию слова, а вы скажете, что они обозначают: «стол», «стул»? — Какими звуками они отличаются? — Как из слова «стол» сделать слово «стул»? Аналогичная работа с парами слов: трос, трус; сток, стук. 4. Работа в тетрадях. Дидактическое упражнение «Поищем гласную в слове». — Запишите гласную слова «куст». — Какую гласную вы записали? («Ус хоботком».) — Произнесите слово «куст» так, чтобы четко слышался гласный звук [у]. (К[у-у-у]ст.) Аналогичная работа со словами: мост, зонт, гость, воск, пост, кость, звон, корм, трус, слон, звук, флот, ствол, крот, грусть, трость, срок, спуск, свой, твой, плов, глуп, стук, кнут, друг.
ЗАНЯТИЕ 8 Тема: звук [ы]. Цели: О познакомить учащихся с гласным звуком [ы], его правильным звучанием и артикуляцией; О закреплять умение выделять гласные из односложных слов на основе приема интонационного выделения; О воспитывать правильный речевой выдох. Ход занятия 1. Запись на доске: а, о, у. (Учащиеся пропевают последовательно звуки на выдохе, взяв предварительно дыхание. Стрелка является напоминанием. Обращать внимание на правильность артикулирования.) 2. Назовите гласный звук в слове «дым», ([ы]) Произнесите слово «дым» так, чтобы четко слышался гласный звук [ы]. (Д[ы-ы-ы]м.) — Сегодня мы будем работать с гласным звуком [ы]. Будем учиться правильно его произносить и выделять этот звук из слов. При произношении этого звука подбородок выдвигается вперед, а язык оттягивается назад в глубь рта. Посмотрите. (Логопед произносит звук, четко артикулируя.) — Работаем перед зеркалом. Выдвиньте подбородок вперед, а язык отодвиньте назад в глубь рта. — Сейчас вдохнем и на выдохе произнесем звук [ы]. — Звук [ы] на письме обозначается буквой «ы». Логопед пишет на доске: >1 ы. — Что обозначает эта стрелочка? (Нужно вдохнуть и произносить на выдохе.) — Сделали вдох и на выдохе произнесли звук [ы] еще раз. 3. А теперь поучимся выделять гласный звук [ы] из слов. Как нужно произнести слово, чтобы услышать гласный звук? (Гласный в слове нужно протянуть.) • — Определите гласный звук в слове «сын». — Какой тут гласный звук? — Произнесите слово «сын» так, чтобы четко слышался гласный звук [ы]. (С[ы-ы-ы]н.) — Какой буквой обозначается выделенный звук? — Запишите букву «ы» в тетрадь, поставьте запятую. Аналогичная работа со словами: суд, боль, пыль, высь, куст, мост, выл, мыл, сыр, клык. 4. Чтение пар слов с объяснением смысла слов: сук, сок; мак, мок; сор, сыр; стол, стул; сон, сын; копал, купал. — Вы видите, что с изменением одной буквы меняется смысл слова. ЗАНЯТИЕ 9.1 Тема: гласные строчные буквы второго ряда. Цели: О познакомить учащихся с гласными строчными буквами второго ряда; О показать учащимся, что гласные буквы второго ряда обозначают слияние звуков [й] и [а], [й] и [о], [й] и [э], [й] и [у]. О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Сядет тот, кто четко назовет гласные первого ряда. Пение гласных звуков [а], [о], [у], записанных соответствующими буквами на доске. Обращать внимание на дыхание, артикуляцию. 2. Чтение сказки об образовании гласных букв второго ряда (Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»). Жили-были две буквы-сестрички «И» и «Й». Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы «Й» был сверху беретик, а у «И» его не было. Звучали они тоже почти одинаково, только «И» — протяжно, а «Й» — коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве «Й» было очень неприятно. Однажды буква «Й» пришла к гласным буквам первого ряда и предложила вместе спеть. «Й» начала. «А» — подхватила». (Логопед на доске записывает [йа] и просит детей прочесть то, что получилось. («Я») «Слились их звуки, и так это красиво получилось, что звукам [о], [у], [э] тоже захотелось спеть с [й]». (Логопед последовательно записывает на доске [йо], [йу]> [йэ]> в дети читают, что из этих сочетаний получается. («Е», «Ю», «Е») «Крепко подружились ЭД> [°]> [у]» М с новой подружкой, и решили они никогда не расставаться. Пошли они к царевне Грамматике, стали просить ее, чтобы та разрешила им всегда жить вместе. Мудрая царица Грамматика сказала им: «Не могу я разрешить вам жить всегда вместе, потому что обидятся на меня слова, если вы из них уйдете. Лучше придумаю я для вас новые буквы, в которых вы будете встречаться». И придумала царица Грамматика новые буквы: «Я», «Ё», «Ю», «Е», которые состоят из двух звуков: [йа], [йо], [йу], [йэ]. Обрадованные, разошлись звуки [й], [а], [о], [у], [э] по домам. С тех пор встречаются они вместе в буквах «Я», «Ё», «Ю», «Е», а чтобы недалеко было гласным звукам ходить к звуку [Й], сделала царица Грамматика новые буквы гласными и поселила их рядышком во втором ряду.
Так получилось, что гласные «А», «О», «У», «Э» оказались старшими и стали называться гласными первого ряда, а гласные «Я», «Ё», «Ю», «Е» оказались младшими и стали называться гласными второго ряда. К гласным первого ряда присоединилась гласная «Ы», а к гласным второго ряда — гласная «И». — Итак, буква «Я»? (Сочетание звуков [й] и [а].) — Как образовалась буква «Ё»? (Сочетание звуков [й]и[о].) — Что обозначает буква «Ю»? (Сочетание звуков [й]и[у].) — Что обозначает буква «Е»? (Сочетание звуков [й]и[эМ 3. Я сейчас назову слово, а вы запишите в тетрадь только первую гласную букву этого слова. — Яма. — Слияние каких звуков обозначает гласная буква ♦я »? ([йа]) — А теперь произнесем эти два звука еще раз, помня, что звук [а] произносится широко открытым ртом. — Запишите первую букву слова «ёж». — Слияние каких звуков обозначает гласная буква «ё»? ([йо].) — А теперь произнесем эти звуки еще раз, помня, что при произношении звука [о] губы слегка вытянуты вперед. — Запишите первую букву слова «юг». — Слияние каких звуков обозначает гласная буква «ю»? ([йу].) — А теперь произнесем эти два звука еще раз, помня, что при произношении звука [у] губы сильно вытянуты вперед. — Запишите первую букву слова «ел». — Слияние каких звуков обозначает гласная буква «е»? ([йэ]) — А теперь произнесем эти два звука еще раз запомните, что при произношении звука [э] рот слегка приоткрыт, губы слегка растянуты.
ЗАНЯТИЕ 9.2 Тема: гласные строчные буквы второго ряда. Цели: О продолжать знакомить учащихся с гласными строчными буквами второго ряда; О закрепить знания учащихся о том, что гласные буквы второго ряда обозначают слияние звуков [й] и [а], [Й] И [О], [Й] И [Э], [Й] И [у]; О упражнять в отраженной речи. Ход занятия 1. Что обозначает буква «Я»? (Слияние звуков [й] и [а].) — Что обозначает буква «Ё»? (Слияние звуков [й] и [о].) — Что обозначает буква *Ю»? (Слияние звуков [й] и [у].) — Что обозначает буква *Е»? (Слияние звуков [й] и [э].) 2. Запишите в тетрадь первую гласную слова. Яша, якорь, ястреб; ёж, ёлка, ёрш, ёлочка, ёжиться; юг, Юля, Юра, юркий, южные, юрта; имя, Ира, Инна, игры, икры, искры; якорь, ёжик, юрта, ели, иглы. 3. А теперь нужно записать последнюю гласную букву слова, которое я произнесу. моя, твоя, Зоя, Рая; пою, мою, рою, свою, твою; моё, твоё, своё, бельё, старьё; мне, тебе, себе, везде; пою, мои, спи, твоё, бельё. 4. Назовите картинки. (Ежик, яблоко, юрта.) — Запишите в тетрадь только первые гласные буквы названий.
ЗАНЯТИЕ 10 Тема; звук [и], строчная буква «и». Цели: О познакомить учащихся с артикуляцией и правильным звучанием звука [и], графическими признаками строчной буквы «и»; О упражнять в правильном произношении звука [и]; О закреплять звукобуквенную связь; О закреплять умение выделять гласные из слов на основе приема интонационного выделения; О воспитывать правильный речевой выдох. Ход занятия 1. Чтение «Таблицы гласных». — Вспоминаем, как произносится звук [а]? — Вдохнули, и на выдохе поем этот гласный звук. — Слияние каких звуков обозначает буква «я»? ([йа]) — А теперь произнесем эти два звука один за другим еще раз, помня, что звук [а] произносится широко открытым ртом. — Вспоминаем, как произносится звук [о]? — Вдохнули и на выдохе поем этот гласный звук. — Слияние каких звуков обозначает гласная буква «ё»? ([йо]) — А теперь произнесем эти два звука один за другим еще раз, помня, что губы при произношении звука [о] округлые, слегка вытянуты вперед. — Вспоминаем, как произносится звук [у]? Ь — Вдохнули и на выдохе поем этот гласный звук. — Слияние каких звуков обозначает гласная буква *ю*?([йу]) — А теперь произнесем эти два звука один за другим еще раз, помня, что звук [у] произносится с сильно вытянутыми вперед губами. — Из этой таблицы мы еще знаем, как произносится гласный звук [ы]. — Выдвинули подбородок вперед, оттянули язык кзади, вдохнули, поем звук [ы]. 2. Назовите первый звук в слове «Ира», ([и]) — Это гласный звук или согласный? — Почему вы так думаете? — Этот звук гласный, так как, если мы его будем произносить, то он тянется, поется и во рту не встречает никакой преграды. — Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [и] выделять его из слов. — При произношении звука [и] губы сильно растянуты в «улыбке». (Логопед произносит звук [и] утрированно.) — Язык при произношении этого звука лежит у нижних зубов. — Поставьте язык к нижним зубам, растяните губы в «улыбке», вдохните, на выдохе произнесите звук, глядя в зеркало. (Так три-четыре раза.) — Звук [и] на письме обозначается буквой «и». (Логопед пишет на доске строчную букву «и*.) — Читаем эту букву, не забывая, что губы в «улыбке», а язык лежит у нижних зубов. 3. А теперь поучимся выделять гласный звук [и] из слов. — Произнесите слово «мир» так, чтобы четко слышался гласный [и]. (М[и-и-и]р.) — Произнесите слово «тигр» так, чтобы я четко услышала гласный звук [и]. (Т[и-и-и]гр.) 4. Работа в тетрадях. — Я называю слово, а вы запишите только гласную букву: «кит», («и») — Какую гласную вы записали? — Не забывайте о положении языка и губ. — Произнесите слово «кит» так, чтобы четко слышался гласный [и]. (К[и-и-и]т.) Аналогичная работа со словами: рис, чиж, синь, гриб, бинт, кисть, винт, лить.
ЗАНЯТИЕ 11.1 Тема: дифференциация гласных звуков [ы] и [и]. Цели: О учить учащихся различать гласные звуки [ы] и [и] по их акустическим и артикуляционным признакам, изолированно и в составе односложных слов; О упражнять в правильном произношении этих звуков; О закреплять звукобуквенные связи; О упражнять в приеме интонационного выделения гласного звука из слов; О воспитывать правильный речевой выдох. Ход занятия 1. Чтение гласных из «Таблицы гласных» по парам: «а-я», «о-ё», «у-ю». 2. Сегодня мы будем различать между собой звуки [ы] и [и]. — Что вы можете сказать о произношении звука [ы]? (Тянется, поется, во рту не встречает никакой преграды, подбородок выдвинут вперед, язык оттянут кзади.) — Покажите артикуляцию звука [ы]. — Произнесите его правильно. — Найдите в «Таблице гласных» соответствующую букву. — А при произношении звука [и] где лежит язык? (У нижних зубов.) — Как выглядят губы при произношении звука [и]? (В «улыбке».) — Покажите артикуляцию звука [и], сделайте вдох, произнесите его. (Два-три раза.; — А сейчас я буду беззвучно произносить гласные, а вы угадайте их и покажите соответствующую букву на карточке. (Логопед беззвучно артикулирует: [ы], [и], [и], [и], [ы]. [и], [ы].) — Я закрою рот экраном и буду произносить звуки, а вы угадайте их и покажите соответствующую карточку: [ы], [и], [и], [ы], [и], [ы], [и]. 3. Работа в тетрадях. Дидактическое упражнение «Поищем гласную в слове». — Я называю слово, а вы запишите только гласную букву из этого слова. Словарный материал: дым, пыль, кит, сыр, мир, рис, мыл, пир, низ, чиж, сын, выл, пыл, бык, высь, синь, штык, блин, клин, тигр, спит, гриб, грыз, дрын, винт, плыть, клык, лить, стих, бинт, шприц. 4. Спишите, вставляя в словах пропущенную гласную букву: Р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с.ро, с.ла, м...ла, в..л..., в...л, л...с, р...л..., п...л..., п...л.... 5. Закончите слова, дописав буквы «ы» или «и»: Ног..., стол..., книг..., мак..., сыр..., шар..., сан..., бус..., кур..., сол..., сор....
ЗАНЯТИЕ 11.2 Тема: дифференциация гласных звуков [ы] и [и]. Цели: О учить учащихся различать гласные звуки [ы] и [и], стоящих в сильной позици<
|
||||||||||||||||||||||||
|