|
|||
ИСЛАМСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КУЛЬТУРАИСЛАМСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И КУЛЬТУРА Абсолютное поклонение и служение Аллаху - это первая часть первого столпа Ислама. Смысл его соответствует свидетельству того, что “нет божества, кроме Аллаха”. Вторую часть этого столпа Ислама составляет восприятие способа осуществления божественного служения и поклонения Аллаху от Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Смысл этой второй части соответствует свидетельству того, что Мухаммад - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как об этом говорится в главе “Призыв “нет божества, кроме Аллаха” - закон жизни”. Абсолютное поклонение и служение Аллаху, и никому другому, воплощается через принятие Аллаха, и никого другого, в качестве божества с точки зрения вероисповедания, преклонения и шариата. Мусульманин не представляет, что “божественный характер” может относиться к кому-нибудь, кроме Аллаха, хвала Ему! Правоверный не допускает, чтобы поклонение осуществлялось кому-либо из творений Аллаха, а не Ему. Он убежден, что право высшей власти не может принадлежать кому-либо из творений Аллаха, как об этом говорится в этой же главе. В этой главе мы разъяснили смысл поклонения и служения, религиозной убежденности, обрядов и права высшей власти. В данной главе мы разъясним смысл права высшей власти и его связь с культурой. Смысл права высшей власти, если смотреть через призму исламских представлений, не сводится к восприятию юридических законоположений от Аллаха и только, обращению к ним и только за суждением, чтобы руководствоваться только выводом, сделанным на их основании. Смысл шариата в Исламе не сводится к принятию юридических законоположений и даже не к основам высшей власти, ее системы и ее положений. Такой смысл в узком понимании не отражает смысла шариата и исламского мировоззрения. Шариат Аллаха означает все то, что законодательно ниспослано Всевышним для организации человеческой жизни. Шариат находит свое воплощение в основах веры, в принципах власти, нравственности и этики, а также в основах знания. В вере и мировоззрении со всеми его составляющими воплощено представление об истине божественности, истине Вселенной с ее сокровенным и очевидным, истине жизни с ее сокровенным и очевидным, истине человека, а также взаимосвязь перечисленных выше истин и взаимодействие их с человеком. Это находит свое воплощение в социально-политических и экономических ситуациях, в подоплеке этих ситуаций, с тем чтобы в них нашло отражение поклонение и служение Аллаху, и никому другому. Оно представлено в законодательных акциях, которые регулируют возникающие ситуации. Зачастую его называют “шариатом” с ограниченным значением, которое не отражает истины его смысла в исламском мировоззрении. Это представлено в нормах нравственности и этики, в господствующих в обществе ценностях и критериях, которые организуют индивидуумов, устраивают вещи и события в общественной жизни. И далее, все это представлено в “знании” со всеми его аспектами, в основах идейной и творческой деятельности, в целом. Во всем этом непременно должно быть восприятие от Аллаха, как и в совершенно одинаковой мере восприятие законоположений в широко распространенном узком их смысле. Что касается права высшей власти в том ее смысле, когда речь идет об управлении и законе, то теперь этот вопрос, пожалуй, понятен после того, как мы изложили выше несколько материалов на эту тему. Вопрос о нормах нравственности и этики, вопрос о ценностях и критериях, господствующих в обществе, также можно считать в какой-то мере ясным. Дело в том, что ценности и критерии, нормы нравственности и этики, которые господствуют в обществе, уходят своими корнями непосредственно в господствующее вероисповедальное мировоззрение, превалирующее в данном обществе, и воспринимаются из того же самого источника, из которого воспринимаются истины вероучения, с которым гармонирует это мировоззрение. Странным даже для читателей этих исламских исследований может показаться такой вопрос, как обращение по теме идейной и творческой деятельности и исламскому мировоззрению и его небесному источнику. На тему творческой деятельности издана целая книга, в которой содержится разъяснение этой проблемы через призму того, что вся творческая деятельность - человеческое отражение представлений человека, проявлений его раздражения и удовлетворения, отражение картины бытия и жизни в его душе. Всем этим в душе мусульманина правит, и даже все это формирует ее, универсальное исламское мировоззрение на все аспекты Вселенной, души и жизни, ее представление, касающееся истины этого человека, его места во Вселенной, цели его существования, его функции и ценностей его жизни. Все это входит в исламское мировоззрение, которое являет собой не только идейное представление, но еще и представление вероисповедальное, живое, внушающее, воздействующее, эффективное, побуждающее и управляющее всяким возрождением человеческой сущности1. Что касается проблемы идейной деятельности и необходимости отнесения этой деятельности к исламскому мировоззрению и его божественному источнику во имя реализации поклонения и служения Аллаху, и никому другому, то эта проблема предполагает с нашей стороны всеобъемлющее разъяснение, поскольку она может показаться для читателей, и даже для мусульман, которые уверены в неизбежности отнесения права высшей власти и издания законоположений к Аллаху, и ни к кому другому, странной или же обойденной вниманием человека.
* * *
Только из этого божественного источника мусульманин имеет право воспринимать и черпать знания по вопросам, касающимся истин вероучения, общего представления о бытии, поклонении, нравственности и этике, ценностях и критериях, принципах и основах политической или общественной, или экономической системы, толкования мотивов человеческой деятельности и движения человеческой истории. Все это он получает лишь от мусульманина, в религиозных чувствах и набожности которого он уверен и знает, что в реальной жизни он следует предписаниям вероучения. Вместе с тем мусульманин имеет право воспринимать и черпать знания из таких естественных наук, как химия, естествознание, биология, астрономия, медицина, промышленные и сельскохозяйственные отрасли науки, методы управления, причем исключительно административно-технический аспект, технические приемы труда, чисто технический аспект ведения войны и боевых действий и т.д. и т.п., из того, что подходит к такой деятельности. Здесь уже мусульманин имеет право воспринимать и черпать знания как от мусульманина, так и от немусульманина. И, даже будучи членом мусульманского общества, он обязан стремиться к гарантированному получению высокой квалификации в этих областях без исключения, по которым должны специализироваться члены мусульманского общества. И грех всему обществу, если получение знаний по этим специальностям не будет обеспечено и если не будет создана соответствующая атмосфера в обществе, которая способствовала бы формированию кадров по этим специальностям и облегчению их жизни, труда и производства. Но на пути к достижению этих целей мусульманин обязан воспринимать и черпать знания из этих естественных наук и их прикладных отраслей, обращаясь и к мусульманину, и к немусульманину. Он должен пользоваться услугами и мусульманина, и немусульманина, подключать к этой работе и мусульманина, и немусульманина, потому что такой подход к проблеме предусмотрен в смысле следующего высказывания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Вы наиболее знающие в вопросах вашей земной жизни”. Это не связано с формированием представления мусульманина о жизни, Вселенной и человеке, о цели его бытия и сути его функции, о характере его связей с окружающим его миром, связей с Творцом всего этого бытия. Оно не связано также с принципами, законоположениями, системами и порядками, которые организуют его личную жизнь и жизнь в обществе. Кроме этого, оно не зависит от нравственных и этических норм, традиций и обычаев, ценностей и критериев, которые господствуют в обществе и формируют черты этого общества. К тому же в этом нет никакой опасности отклонения человека от вероучения или возврата его в лоно языческого невежества (джахилийи). Что касается интерпретации человеческой деятельности во всем ее объеме на уровне индивидуумов или на уровне целых обществ, а это как раз то, что зависит от подхода к душе человека и к движению его истории, интерпретации всего того, что связано с толкованием происхождения этой Вселенной, происхождением жизни и происхождением самого человека с точки зрения надприродного явления (что не связано с такими естественными науками, как химия, естествознание, астрономия, медицина и т.д.), то здесь дело обстоит точно так же, как и в вопросе с законоположениями, принципами и основами, которые организуют жизнь человека и его деятельность. Иными словами, это самым непосредственным образом связано с вероучением. В этих вопросах мусульманину не разрешается воспринимать и усваивать знания от кого бы то ни было, кроме мусульманина, в религиозных чувствах и набожности которого он уверен и относительно которого он хорошо знает, что тот все воспринял от Аллаха. Здесь важно, чтобы все это в ощущениях мусульманина было связано с его вероучением и религиозными убеждениями. Кроме этого, мусульманин должен знать, что это связано и соответствует принципу его поклонения Аллаху и никому другому, а также отвечает необходимости его свидетельства - “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” (да благословит его Аллах и приветствует). Вполне возможно, что человек постигнет все аспекты и значения джахилистской деятельности. Однако сделает он это не для того, чтобы формировать на основании их свое мировоззрение и знание по этим вопросам, а для того, чтобы понять, насколько ввергает человека в заблуждение и уводит его в сторону джахилийя. Благодаря этому человек лишь узнает, как исправить человеческие отклонения от истины и как избавить человека от пороков, обратившись к правильным основам, содержащимся в ценностях исламского мировоззрения и к истинам исламского вероучения. Все тенденции философии в совокупности своей, все тенденции толкования человеческой истории в совокупности своей, все тенденции психологии (науки о душе), за исключением некоторых замечаний и наблюдений без общих комментариев к ним, все изыскания нравственности, все направления исследования сравнительного религиоведения, все направления комментариев и социальных концепций, за исключением некоторых наблюдений, статистических данных и непосредственных сведений, не приводят к общим результатам, которые можно было бы из них извлечь, и не продуцируют никаких всеобъемлющих указаний по проблемам. Все эти тенденции и направления, свойственные для джахилистской, т.е. неисламской мысли, в старые времена, да и настоящее время, находились и находятся под непосредственным воздействием джахилистских вероисповедальных представлений и в основе своей имеют эти представления. Большинство их, если не все, содержат в своих программных основах враждебное отношение, явное или открытое, ко всем религиозным мировоззрениям вообще, и к исламскому мировоззрению, в особенности. Иметь дело с этими разновидностями идейно-научной деятельности не одно и то же, что иметь дело с такими науками, как химия, естествознание, астрономия, биология, медицина и другие им подобные науки, пока те не выходят за пределы реального опыта и регистрации реальных результатов; пока они, выйдя за эти пределы, не встают на путь той или иной философской интерпретации, как это, к примеру, получилось у дарвинистов, когда для доказательства наблюдений и систематизации в биологии они стали утверждать без какого-либо доказательства и без какой-либо необходимости идти по этому пути, за исключением собственного желания и прихоти, что нет никакой необходимости предполагать наличие какой-то силы, находящейся вне естественного мира для объяснения происхождения жизни и ее развития. Мусульманин способен отделить своего Господа от подобных дел, причем на таком уровне, когда попытки человечества в этих областях выглядят жалкими и смешными, не говоря уже о том, что это непосредственно связано с вероучением, с полным поклонением и служением Аллаху, и только Ему. Высказывание о том, что “культура - общечеловеческое наследие”, не имеющее ни родины, ни расы, ни религии, - выражение правильное, когда речь идет о чистых науках и об их прикладном научном значении, без того чтобы переходить к философским метафизическим интерпретациям результатов, достигнутых в сфере этих наук, к философским толкованиям проблем человеческой души, деятельности человека и его истории, без того чтобы затрагивать все проблемы искусства, литературы и чувственной экспрессии. Однако за этим кроется одна из ловушек мирового сионизма, которое заинтересовано в разжижении всех запретов, в том числе, и даже прежде этого, запретов, предусмотренных вероучением и нормами мировоззрения, с тем чтобы сионисты смогли проникнуть в нутро всего мира, который пребывает в расслабленном и одурманенном состоянии. В этом мире сионисты проводят свою сатанинскую деятельность, и прежде всего в сфере ростовщической практики, которая всецело сориентирована на то, чтобы результат совокупного труда всего человечества перешел под контроль держателей финансовых ростовщических учреждений еврейского происхождения. Однако Ислам считает, что за чистыми науками и их прикладной практикой имеются два вида культуры: исламская культура, основывающаяся на нормах исламского мировоззрения, и джахилистская культура, в основе которой лежат различные методики и программы, опирающиеся всецело на одну базу - базу представления человеческой мысли в качестве божества, в своих критериях и оценках не считающегося с волей Аллаха. Исламская культура сама по себе универсальна и применима во всех областях человеческой идейной и реальной жизни. Эта культура располагает достаточным количеством адекватных, с точки зрения качества, баз, программ и специфических черт, которые гарантируют постоянное и непрерывное развитие этой деятельности, ее жизненность и активность. Нам достаточно знать, что экспериментальное направление, на котором зиждется современная европейская индустриальная цивилизация, изначально возникла не в Европе, а в исламских университетах Испании и Ближнего Востока, в которых принципы и основы наук черпались из исламского мировоззрения и проистекающих из него указаний по вопросам Вселенной, реальной природы этого мировоззрения, его потенциальных возможностей и реальных выгод. Позднее научное возрождение в Европе вместе с его методологией обособилось, продолжая свое развитие и прогресс. В то же время экспериментальное направление в исламском мире окончательно пошло на убыль, переживая застой и заброшенность, потому что этот мир1 стал все дальше отходить от мусульманского вероучения под воздействием ряда факторов. Некоторые из этих факторов были сокрыты в структуре общества, другие были обусловлены наступлением, которому подвергался исламский мир со стороны крестоносцев и сионистов. Некоторое время спустя Европа оборвала существовавшую связь между методологией, которую она позаимствовала, и вероисповедальными исламскими принципами этой методологии. Вместе с тем продукт европейской мысли во всей своей совокупности, подобно результату функционирования джахилистской мысли во все времена и повсеместно, являл собой уже нечто другое, в основе природы своей отличное от ценностей исламского мировоззрения и в то же время враждебное коренным образом мусульманским представлениям. Мусульманину следует обращаться исключительно только к ценностям его собственных исламских представлений. Он должен черпать свои познания исключительно только из божественного источника, если в его силах сделать это самому. Знания он должен воспринимать только от благочестивого мусульманина, относительно религиозных чувств и благочестия которого он уверен и может спокойно обращаться к нему.
* * *
Приведенный в разделе “Знание” тезис о “носителе знания” не определяется Исламом применительно ко всем наукам, связанным с понятиями вероучения, которые оказывают воздействие на отношение человека к бытию, жизни, человеческой деятельности, порядкам, ценностям, нравственным и этическим нормам, обычаям и ко всему остальному из аналогичных аспектов, связанных с душой человека. Ислам снисходительно относится к вопросу о том, что мусульманин черпает знания и воспринимает их от немусульманина или от неблагочестивого мусульманина в таких областях, как естественная химия, естествознание, астрономия, медицина, технические науки, сельское хозяйство или управленческо-административное дело и т.п. Это, конечно, в тех случаях, когда мусульманин не может найти другого мусульманина, благочестивого, и воспринять все это от него. Подобным образом в наши дни поступают те, кто называя себя мусульманами, оказываются под воздействием обстоятельств действительности в силу их отдаленности от своей религии, от своего закона, от исламского представления о требованиях халифата на земле, с позволения Аллаха, а также о том, что нужно для этого халифата из этих наук, опыта и навыков. Однако ни о какой терпимости Ислама в отношении мусульманина не может быть и речи, когда он получает знание из немусульманских источников по вопросам, касающимся основ его вероучения, ценностей его мировоззрения, комментариев к Корану, хадисов и жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), закона его истории, интерпретации его деятельности, жизненной концепции его общества, системы его власти, его политической программы, причин мотивов в области искусства, литературы и экспрессии. Все это мусульманин должен воспринимать только от мусульманина, относительно религиозных чувств и благочестия которого он уверен, и ничто здесь не составляет исключения. Автор этих строк - человек, который на протяжении целых сорока лет читал литературу. Первейшим делом его жизни было чтение и знакомство с большей частью областей человеческого знания. Часть прочитанного материала имела непосредственное отношение к его специализации, а другая часть - предмет увлечения и любви к знанию. После этого он обратился к источникам его вероучения и его мировоззрения. И вдруг он обнаруживает, что все, что он читал до этого, ничтожно по сравнению с этим необъятным фондом знания. А иначе и быть не могло. Но он не сожалеет и не раскаивается в том, как он провел сорок лет своей жизни. Ведь он узнал, что из себя, по сути дела, представляет джахилийя (языческое невежество), ее заблуждения и отклонения от правильного пути, ее ничтожность и мизерность, ее бестолковая трескотня и беспричинная напыщенность, а также ее самообольщение и претензии. Этот человек получил достоверное знание и уверенность в том, что мусульманин не должен одновременно воспринимать и черпать знания из этих двух источников. Вместе с тем, то, что содержится в предыдущем абзаце, есть мое мнение, которое я декларирую. Есть вещи посерьезнее, чем просто высказать мнение. На весах Аллаха более значительным оказывается не действие мусульманина, основанное на его собственном мнении, а слово Аллаха, хвала Ему, и высказывание Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Для того чтобы вынести суждение на этот счет, давайте обратимся к Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), как это делают те, кто уверовал и признает авторитет Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) в том, что для них спорно. О конечной цели иудеев и христиан в отношении мусульман Аллах, хвала Ему, говорит в общем: “Многие из обладателей Писания хотели бы обратить вас после вашей веры в неверных по зависти в них самих, после того как ясна стала им истина. Извините и отвернитесь, пока придет Аллах со Своим повелением. Поистине, Аллах мощен над каждой вещью!” (Корова, аят 103). “И никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, пока ты не последуешь за их учением. Скажи: “Поистине, путь Аллаха есть настоящий путь!”, - а если ты последуешь за их страстями после пришедшего к тебе истинного знания, то не будет тебе от Аллаха ни близкого, ни помощника” (Корова, аят 120). “О вы, которые уверовали! Если вы будете повиноваться какой-либо группе из тех, кому даровано Писание, они обратят вас, после того, как вы уверовали, опять в неверных” (Семейство Имрана, аят 100). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), по словам Аль-Хафиза Абу Яааля, который ссылается при этом на Хаммада, а тот - на Аш-Шааби, а тот - на Джабира, да будет доволен ими Аллах, сказал в этой связи следующие слова: “Не спрашивайте ни о чем у людей Писания. Они не укажут вам правильного пути, после того как сами впали в заблуждение. Вы либо примете ложь за правду, либо правду сочтете ложью. Воистину, если бы, Аллах тому свидетель, Муса был живым и находился среди вас, ему ничего не оставалось бы, кроме как следовать за мной”. Если уж конечная цель иудеев и христиан в отношении мусульман определяется именно таким образом, как то установил Аллах, хвала Ему, то было бы глупо полагать хотя бы на мгновение, что они из добрых намерений предпринимают то или иное исследование, связанное с исламским вероучением, исламской историей, ориентацией системы исламского общества, его политики или экономики; или полагать, что они стремятся к добрым делам, к правильному пути или к свету. Те же, кто думает таким образом в отношении этих людей, после того как Аллах, хвала Ему, принял решение, глубоко заблуждаются и слепы. То же самое определяется и из следующих слов Аллаха, хвала Ему: “Скажи: “Правильный путь - путь, указанный Аллахом”. Это - единственный источник, к которому следует обращаться мусульманину по этим вопросам. Помимо пути, указанного Аллахом, нет ничего, кроме заблуждения, как и нет правильного пути в чем-то другом, кроме пути Аллаха. Краткая формула, содержащаяся в Коране, - “Правильный путь - путь, указанный Аллахом” также говорит о том, что смысл этой фразы не вызывает никакого сомнения и не нуждается в толковании. Также категоричным для мусульманина является требование отвернуться от тех, кто отвращается от напоминания Аллаха, и все свое внимание и заботы сосредоточивает на делах земной жизни, а знания постигает, полагаясь на догадки, допуская сомнения. Такие вещи для мусульманина могут обозначать лишь одно - дурное мнение. А следовать дурному мнению мусульманину запрещено. Из земной жизни ему известно лишь то, что лежит на поверхности и очевидно, а подлинного знания у него нет. “Отвернись же от тех, кто отвращается от Нашего напоминания и желает только ближайшей жизни. Таков же уровень их знания; поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и Он лучше знает тех, кто пошел по прямому пути” (Звезда, аяты 30-31). “Знают они явное в жизни ближней, но к будущей они небрежны”(Румы, аят 6). Всякий, кто небрежно относится к поминанию Аллаха и ни к чему не стремится, кроме ближней жизни, напоминает собой современных “ученых”: сегодня они знают только явное, поверхностное. Это нельзя назвать “знанием”, носителю которого мусульманин доверяет и от которого воспринимает все, что ему нужно из знания. В этом случае ему разрешается воспринимать от такого носителя знания только то, что лежит исключительно в рамках материального знания. В то же время он не должен воспринимать от него никаких комментариев, никаких толкований общего характера, касающихся жизни и души человека, а также всего того, что связано с его мировоззренческими представлениями о них. Не является “знанием” также и то, на что указывают коранические аяты и что они восхваляют, к примеру, слова Всевышнего: “Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?” в понимании тех, кто выдергивает отдельные фразы из Корана, с тем чтобы использовать их в качестве свидетельства не к месту. Этот установочный вопрос содержится в одном из аятов Корана, полный текст которого мы приводим ниже: “Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается будущей жизни и надеется на милость своего Господа... Скажи: “Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, вспоминают обладатели разума!(Толпы, аят 12). И этот вот поклоняющийся в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегаясь будущей потусторонней жизни и надеясь на милость Господа своего, как раз и есть тот, который знает; и это есть то знание, на которое указывает этот коранический аят; знание, которое ведет к Аллаху и которое свидетельствует о благочестивом отношении к Нему. И ни в коем случае не является знанием то, что извращает врожденные качества и характер человека, сеет неверие в Аллаха. Знание не сводится к знанию вероучения, предписаний и законоположений религии. Знание включает в себя все. Оно связано с естественными законами, мобилизуя их на служение халифату на Земле, подобно тому, как оно связано с вероучением, предписаниями религии и законоположениями. Однако знание, которое отрывается от своей вероисповедальной базы, уже не является той наукой, о которой говорится в Коране и обладателей которой он восхваляет. Существует зависимость между вероисповедальной базой, с одной стороны, и астрономией, биологией, естествознанием, химией, стратиграфией и другими науками, связанными с космическими закономерностями и биологическими законами, - с другой. Все они обращены к Аллаху, если не используются извращенной страстью с целью отдаления от Всевышнего, как то случилось, к сожалению, с европейской наукой на этапе научного подъема по причине тяжелых обстоятельств, сложившихся, в частности, в европейской истории между работниками умственного труда и жестокой тиранствующей церковью. Это оставило тяжелые последствия во всей европейской научной мысли. Эти тяжелые последствия были отравлены духом враждебности ко всему религиозному мировоззрению, а не только к основам клерикального мировоззрения, не только к одной лишь церкви. Внешне представляется так, что ничто из продуцированного европейской мыслью в любой из областей знания, будь то метафизическая философия или чисто научные исследования, не имеет никакой связи с религиозной тематикой1. Если констатируется, что научные программы европейской мысли и продукт этой мысли во всех областях знания изначально зиждется на пережитках, отравленных духом враждебности ко всей основе религиозного мировоззрения, то эти программы и этот продукт еще более враждебны, в частности, к исламскому мировоззрению. Объясняется это тем, что эта враждебность инспирирована сознательно и специально направлена, а во многих случаях в соответствии с заранее подготовленным планом, на размывание исламского вероучения, его мировоззрения и понятий с последующим разрушением основ, на которых они зиждятся и которые отличают мусульманское общество с точки зрения его ценностей. Следовательно, глупо и унизительно полагаться на научные программы европейской мысли и на результаты ее функционирования в сфере исламских исследований. Следует быть также осторожным во время занятия естественными науками, которыми в современных условиях, в силу наших обстоятельств, мы должны заниматься непременно на основе западных источников, и остерегаться малейшего проявления философских рассуждений, связанных с ними, поскольку эти рассуждения в основе своей враждебны всему религиозному мировоззрению и, в особенности, мировоззрению исламскому. Иными словами, малейшей толики таких рассуждений достаточно для того, чтобы отравить кристально чистый исламский источник.
|
|||
|