![]()
|
|||
ТРУДНЫЙ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПО ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОДИ Мы укрепили их сердца, когда они встали и сказали: “Господь наш - Господь небес и земли, мы не будем призывать вместе с Ним никакого божества. Мы сказали бы тогда выходящее за предел”. Это - Наш народ, они взяли помимо Него других божеств. Если бы они пришли с явной властью относительно них! Кто же более несправедлив, чем тот, кто выдумал на Аллаха ложь? И раз вы отделились от них и того, чему они поклоняются, кроме Аллаха, то скройтесь в пещеру. Господь ваш прострет вам Свою милость и уготовит вам поддержку для вашего дела” (Пещера, аяты 12-15). Жена Нуха и жена Лута расстались со своими мужьями, как только разошлись с ними в религиозных убеждениях: “Аллах привел притчей для тех, которые не уверовали, жену Нуха и жену Лута. Обе были за рабами из Наших рабов праведными, и обе изменили им. Но ни в чем не избавили они себя от Аллаха, и сказано было: “Войдите в огонь вместе с входящими!” (Запрещение, аят 10). О жене фараона, с другой стороны, в Коране приводятся следующие слова: “И приводит Аллах притчей для тех, которые уверовали, жену фараона. Вот она сказала: “Господи, сооруди мне у Себя дом в Раю, и спаси меня от фараона и его дела, и спаси меня от народа неправедного! (Запрещение, аят 11). Таким образом, известно большое число примеров связей и зависимостей по родственным линиям. Так, можно назвать связь по отцовству в истории Нуха, связь с семьей, родом и родиной в истории об обитателях пещеры, связь сыновства и с родиной в истории об Ибрахиме, брачные узы в историях о женах Нуха и Лута и о жене фараона. Вот так и развивалась история о “благородной кучке” пророков в их представлениях об истине зависимостей по родственной линии и связей, пока не появилась превосходная Умма (мусульманская община). Ей достался этот фонд притчей, примеров и опыта, пока она не пошла по ниспосланному свыше небесному пути. Разделялся род, единый до этого, разделялась семья, единая до этого, как только вставал вопрос о разделении их членов по религиозным убеждениям. Все это происходило на фоне становления первейшей связи между людьми. Аллах, хвала Ему, о достоинствах правоверных сказал следующие благородные слова: “Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были его отцами или сыновьями, или братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, - вечно пребывающими там. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Это - партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха - они счастливые!” (Препирательство, аят 22). Узы по религиозным убеждениям возникли между сторонниками Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) - мухаджирами и ансарами, когда разорвались родственные связи между Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и его дядей Абу Лахабом и его родственником Амром бен Хишамом (Абу Джахль), когда мухаджиры выступили с оружием в руках против своих семей и родственников, когда они убивали их в день битвы при Бадре. Тогда они стали одной семьей и братьями. В то же время установилась религиозная связь между мусульманами-арабами и их братьями: Сугайбом - византийцем, Билялем - эфиопом и Салманом - персом. Исчезли дух племенной непримиримости, расовая ненависть и чрезмерная привязанность к земле. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: “Оставьте ревностное отношение к вопросам племени, расы и земли. От нее воняет”. Он сказал им: “Кто призывает к расизму, тот - не из нашей среды. Не из нашей среды также и тот, кто с оружием в руках выступает за расизм. Не из нашей среды также и тот, кто погиб, сражаясь за расизм”. На этом и было покончено с этим гнилостным явлением на основе родственных связей и других привязанностей. Закончился век ненависти, век расовой ненависти. С лица общества исчезло это грязное пятно, свидетельствующее о слабости народа. Люди вдохнули аромат высших горизонтов, далеких от затхлого запаха гниющего мяса и крови, от пакости грязи и земли. С этого дня земля перестала быть родиной мусульманина, а таковою стала “обитель Ислама” (дар аль-ислам), где властвуют исламские вероубеждения, где правит шариат Аллаха и не что иное. В обители Ислама мусульманин находит приют и убежище, обитель Ислама он защищает. При этом, защищая и действуя с целью расширения ее площади, он не жалеет своей жизни. Эта обитель Ислама принадлежит всем, кто принял Ислам и исповедует его вероубеждения, кто доволен его законом - шариатом. Ислам принадлежит также и тем, кто удовлетворен шариатом как системой, да будь он даже и немусульманином, а к примеру, христианином или иудеем, проживающим в пределах обители Ислама. Земля же, в пределах которой Ислам не является господствующей религией и не правит шариат, это - “территория войны” с точки зрения как мусульманина, так и зимми (немусульманин, находящийся под защитой мусульман). Мусульманин с оружием в руках выступает против этих “территорий”, даже если бы он там родился и там находится его родня по линии отца и матери, его имущество и интересы. Вот так и сражался Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) против Мекки, где он родился, где были его род и семья, где был его дом и дома его сподвижников, их имущество, которое они оставили. Таким образом, Мекка стала обителью Ислама для него и для его Уммы только тогда, когда она покорилась Исламу, и в качестве закона жизни стал применяться шариат.
* * *
Это - Ислам, и таковым может быть только он. Ислам - не слово, слетающее с языка. Ислам - не порождение какой-то земли под исламским лозунгом и исламской вывеской. Ислам - не наследство по рождению в доме, где оба родителя - мусульмане. “Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью” (Женщины, аят 68). Только это - Ислам и ничто другое, и только это - обитель Ислама и ничто другое: ни земля, ни раса, ни родня по отцовской и материнской линиям, ни племя, ни род. Ислам освободил человека от невежества, с тем чтобы он обратил свой взор на небо, освободил его от уз кровного родства и оков животного мира, с тем чтобы он вознесся в высшие сферы на седьмом небе. Родина мусульманина, к которой он испытывает нежные чувства и которую он защищает, - не клочок какой-то земли. Гражданство мусульманина, характерное для него, - не гражданство, определяемое властью или родом, где он находит приют и убежище и который он защищает. Это гражданство не определяется и кровным родством. Знамя мусульманина, которым он гордится и под которым героически погибает, - не знамя какого-нибудь народа. Триумфальная победа мусульманина, к которой он стремится и за которую он благодарит Аллаха, - не победа над какой-нибудь армией. Все это заключается в том, что содержат следующие слова Аллаха: “Когда придет помощь Аллаха и победа, и ты увидишь, как люди толпами будут вступать в веру Аллаха, тогда вознеси хвалу Господу твоему и проси у Него прощения, Он - принимающий поклонения” (Помощь, аяты 1-3). Победа под знаменем религиозного вероучения, а не под какими-то другими знаменами; Джихад в поддержку религии Аллаха и Его шариата не во имя достижения какой-то из целей; защита обители Ислама с известными ее обусловленными требованиями, а не какой-то обители; и после всего этого всецелая отдача Аллаху не во имя какой-то добычи или авторитета, не из усердия за интересы земли или народа, в защиту семьи или ребенка, - все это есть не что иное, как защита мусульман от попыток отвращения их от религии Аллаха. Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передает в этой связи следующее: “Спросили однажды посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, какой мужчина сражается на пути Аллаха: тот, который сражается мужественно, или тот, который сражается ревностно и с негодованием, или тот, который сражается с лицемерием?” - Он ответил: “Тот, который сражается во имя того, чтобы слово Аллаха было наивысшим словом, находится на пути Аллаха”. И только в этом, а не в какой-либо войне, только во имя этой единственной цели, а не какой-либо другой цели, помимо цели во имя Аллаха, заключается это свидетельство. Всякая страна, которая сражается против религиозных убеждений мусульманина, встает препятствием между ним и его религиозными чувствами и парализует действие мусульманского шариата, есть “территория войны”, причем даже в тех случаях, когда с верующим мусульманином проживает его семья, племя и народ и там есть его имущество и торговые интересы. Всякая же земля, на которой торжествуют мусульманские религиозные убеждения, функционирует мусульманский шариат, считается “обителью Ислама”, даже если бы на ней не проживала семья мусульманина, его племя и род и не было бы там его торговых интересов. Теперь о родине: подлинный смысл родины, достойной человека, имеет та территория, где господствуют религиозные убеждения, образ жизни и шариат, ниспосланные от Аллаха. А подлинный смысл гражданства кроется в религиозных убеждениях и образе жизни. Это и есть подходящая для людей связь. Дух племенной, родовой, расовой и территориальной непримиримости - дух ничтожный и отсталый. Джахилистский дух непримиримости был известен человечеству в периоды духовного упадка человечества. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал эту атмосферу “вонючей”. От такого названия разит чем-то тошнотворным и отвратительным. Когда иудеи возомнили о себе, что они-де богоизбранный народ по расовому и национальному признаку, Аллах отверг это их притязание, сведя критерий оценки ценностей только к вере, независимо от последовательности поколений рода человеческого, смены народов, рас и места жительства людей: “Они говорят: “Будьте иудеями или христианами - вы выйдете на прямой путь”. Скажи: “Нет, придерживайтесь общины Ибрахима, он оставил все пути, ведущие к многобожию, ведь он не был из многобожников”. Скажите: “Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Якубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся”. А если они уверовали в подобное тому, во что вы уверовали, то они уже нашли прямой путь; если же они отвратились, то они ведь в расколе, и Аллах избавит тебя от них; Он ведь - Слышащий, Знающий. По религии Аллаха! А кто лучше Аллаха религией? И мы Ему поклоняемся”(Корова, аяты 129-132). Что же касается подлинно богоизбранного народа, то это - мусульманская Умма, которая осенена знаменем Аллаха, независимо от относящихся к ней рас и народов, независимо от цвета их кожи и места жительства: “Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха...”. (Семейство Имрана, аят 110). Эта Умма - мусульманская община, в первых рядах которой были Абу Бакр - араб, Биляль - эфиоп, Сугайб - византиец, Салман - перс и их благородные братья; община, в которой все последующие поколения сменяли друг друга, следуя примеру первых мусульман; община, где гражданство означает религиозные убеждения, родина - обитель Ислама, правитель - Аллах, конституция - Коран. Именно такое высокое представление об обители, гражданстве и родстве должно властвовать над сердцами сторонников призыва к Аллаху. Это представление должно быть предельно четким, с тем чтобы к нему не примешивались осколки привнесенных извне джахилистских представлений и чтобы не проникли в него скрытые формы многобожия: а именно - языческие представления о земле, расе, народе и родстве, о ближайших и ничтожных выгодах, что собственно Аллах собрал в одном аяте, где все эти обстоятельства он сложил на одну чашу весов, а на другую - веру, ее предписания и требования, а затем предложил людям сделать выбор: “Скажи: “Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши супруги, и ваша семья, и имущество, которое вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы одобрили, милее вам, чем Аллах и Его посланник и борьба на Его пути, то выжидайте, пока придет Аллах со Своим повелением. А Аллах не ведет народа распутного” (Покаяние, аят 24). Необходимо также, чтобы в душах сторонников призыва к Аллаху не появлялось поверхностных сомнений относительно подлинного характера джахилийи, сущности Ислама, сомнения относительно “территорий войны” и “обители Ислама”. В представлениях и убеждениях многих из этих сторонников призыва заложено: что нет Ислама на земле, где не правит Ислам, где не действует исламский шариат, а также “обитель Ислама” может быть только там, где господствует право и закон Ислама. Кроме веры может быть только безбожие, а без Ислама может быть только джахилийя. После правды может быть только заблуждение.
ТРУДНЫЙ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПО ВРЕМЕНИ ПЕРЕХОД
Существует изначальная истина, и в наших сердцах мы должны иметь о ней совершенно определенное четкое представление, излагая людям, равно как верующим в него, так и не верующим, исламское вероисповедание. Эта истина проистекает из природы самого Ислама и корнями своими уходит в его историю. Ислам - это независимое представление о бытии и жизни, полное представление, имеющее свои отличительные особенности. Затем уже от него продуцируется субъективный независимый закон для всей жизни, со всеми ее ценностями и зависимостями. На этом законе зиждется система со своей определенной спецификой. Это мировоззрение коренным образом противостоит всем джахилистским прежним и современным представлениям. Вполне возможно, что исламское мировоззрение может встречаться с этими представлениями по частичным, случайным и второстепенным вопросам. Однако основы, от которых проистекают эти случайные частности, - отличные от всего остального, что известно человеческой цивилизации из подобного им. Первейшая функция Ислама состоит в том, чтобы формировать человеческую жизнь сообразно этому мировоззрению и воплощать это мировоззрение в реальности. Выполняя эту функцию, Ислам устраивает на Земле систему в соответствии с небесным законом по воле Аллаха. Он выводит мусульманскую Умму, с тем чтобы она воплощала его в жизни и опиралась на него. Всевышний, хвала Ему, сказал: “Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха” (Семейство Имрана, аят 110). Говоря об особенностях этой Уммы, Всевышний подчеркивает: “...тем, кто - если Мы их укрепляем на Земле - поддерживают молитву, и дают очищение, и приказывают ведомое и удерживают от неодобряемого...” (Хадж, аят 42).
* * *
Функция Ислама, таким образом, не заключается в том, чтобы мириться с господствующим на Земле джахилистским представлением, с существующими повсюду джахилистскими порядками. Такой функции у Ислама не было ни тогда, когда он появился, немыслима она в наши дни, и не будет ее в будущем. Джахилийя (языческое невежество) есть джахилийя. Джахилийя - это отклонение от служения и поклонения Аллаху, и никому другому, от божественного закона жизни, извлечение систем, законоположений, юридических норм, обычаев, традиций, ценностей и критериев из иного источника, источника небожественного. Ислам есть Ислам, и его функция заключается в переводе людей из-под пяты джахилийи под сень Ислама. Что касается джахилийи, то это - поклонение одних людей другим, что не разрешено Аллахом, независимо от того, в какой форме осуществляется это законодательство. Ислам - это поклонение и служение людей Аллаху, и никому другому, через восприятие ими от Него, и только от Него, своих представлений, убеждений, законоположений, юридических норм, ценностей и критериев, а также освобождение от поклонения рабам. Именно через эту истину, продуцируемую природой Ислама и характером его роли на Земле, мы должны подавать Ислам людям на Земле как тем, кто уверовал, так равно и тем, кто не уверовал в него. Ислам не приемлет компромиссных решений с джахилийей ни с точки зрения представления, ни с точки зрения порядков, проистекающих из этого представления. Если чему и быть, то либо Исламу, либо джахилийе. Не существует такого положения, - наполовину Ислам и наполовину джахилийя, - которое принял бы Ислам и испытал бы удовлетворение. Позиция Ислама четкая и заключается в том, что правда - одна, и что все, что кроме этой правды - заблуждение. Ислам и джахилийя - два мировоззрения, которых нельзя спутать или смешать: или власть Аллаха, или власть джахилийи; или шариат Аллаха, или страсти и причуды. На эту тему есть большое число часто встречающихся коранических аятов: “И суди между ними по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями, и берегись их, чтобы они не соблазнили тебя от части того, что низвел тебе Аллах...” (Трапеза, аят 54). “Поэтому взывай же и стой прямо, как повелено тебе, и не следуй за их страстями...” (Совет, аят 14). “Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. А кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства Аллаха? Поистине, Аллах не ведет прямым путем людей неправедных!” (Рассказ, аят 50).
|
|||
|