|
|||
Мы ниспослали вам Писание, в котором - напоминание вам, - неужели вы не уразумеете?“Мы ниспослали вам Писание, в котором - напоминание вам, - неужели вы не уразумеете? Сколько сокрушили Мы селений, которые были неправедны, и воздвигли после них другие народы! А когда они почувствовали Нашу мощь, то вот - от нее убегают. Не убегайте и вернитесь к тому, что вам было дано в изобилии, к вашим жилищам, - может быть, вас спросят! Они сказали: “О, горе нам, мы, воистину, были неправедны!” И не прекращался этот их возглас, пока не обратили Мы их в сжатую ниву, недвижными. Мы не создали небо и землю и то, что между ними, забавляясь. Если бы Мы желали найти забаву, Мы сделали бы ее от Себя, если бы Мы стали делать. Да, Мы поражаем истиной ложь, и она ее раздробляет, и вот - та исчезает, и вам - горе от того, что вы приписываете. Ведь Ему принадлежат те, кто в небесах и на земле, и кто у Него - те не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают. Они восхваляют ночью и днем неустанно, не ослабевая” (Пророки, аяты 10-20). Человеческая природа постигает эту истину до ее глубин. Характер становления человека и природа окружающего его бытия исконно внушают ему, что это бытие зиждется на данной истине, а данная истина для него исконна, она незыблемо зиждется на этой закономерности. Она - невозмутима. Она - однозначна. Цикл ее не меняется. Она не противоречит самой себе. Она неподвластна преходящему случаю и для нее исключена беглая ошибка. Над ней - безвластная меняющаяся страсть и неудержимое желание. Она пребывает в конкретной, незыблемой, точно взвешенной и продуманной системе. И только уже потом возникает разногласие между человеком и его врожденным качеством, когда под воздействием его страстей он отступает от истины, кроющейся в глубинах его природы. Это происходит всякий раз, когда человек строит закон своей жизни, руководствуясь своими страстями, игнорируя шариат Аллаха, когда он не согласует свою жизнь и деятельность с волей Аллаха, подобно тому, как все вселенское бытие подчинено воле своего Господа. Такое противоречие между личностями, коллективами, нациями и поколениями, между человечеством и окружающей его Вселенной случается всякий раз, когда его потенции, его скрытые ресурсы становятся средствами разрушения и мотивами обнищания вместо того, чтобы быть средствами возрождения и созидания, мотивами счастливой жизни человечества. Таким образом, явная цель существования шариата Аллаха на земле сводится не только к тщению во имя потусторонней жизни. Этот мир и мир потусторонний вместе составляют два взаимодополняющие друг друга этапа, а шариат Аллаха согласует эти два этапа в жизни человека, сообразуя всю его жизнь со всеобщей божественной закономерностью. Сообразие и согласие человеческой жизни с этой закономерностью не откладывает счастье людей на потустороннюю жизнь. Напротив, они делают ее реальностью, свершившейся на первом этапе. Эта жизнь становится полной и достигает своего совершенства уже потом в потустороннем мире. * * *
В этом, собственно, и заключается принципиальное отношение исламского мировоззрения к бытию вообще и к бытию человеческого общества на фоне такого понимания. Такое представление, естественно, по своему характеру отличается существенным образом от всякого другого представления, известного человеческой цивилизации. К тому же, на этой основе зиждется всякое иное мировоззрение, независимо от системы и теоретического мировосприятия. Следование положениям шариата Аллаха, в рамках такого представления, неизбежно предполагает непреложную связь и зависимость между жизнью человеческого общества и жизнью Вселенной и между той закономерностью, которая правит врожденными качествами людей и жизнью Вселенной. И только потом встает вопрос о необходимости соответствия этой всеобщей закономерности и шариата, который организует и регламентирует жизнь человеческого общества. В соответствии с шариатом совершаются обряды поклонения человечества Аллаху, и только Ему. Но человек не приписывает поклонение этой Вселенной единому Аллаху. О необходимости такого соответствия и согласования свидетельствует диалог, который произошел между Ибрахимом, да будет мир над ним, - отцом мусульманской Уммы, и Намрудом, высокомерно претендующим на право господства над всеми рабами земли, который вместе с тем не смог претендовать на право власти над звездами и планетами космоса. Намруд спасовал перед Ибрахимом, да будет над ним мир, который сказал: “Кто всевластен во Вселенной, только тот должен иметь власть над жизнью человеческого общества”. Комментируя эти слова, лучше и не скажешь, чем сказано в Коране: “Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его, за то, что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрахим: “Господь мой - тот, который оживляет и умерщвляет”. Сказал Он: “Я оживляю и умерщвляю”. Сказал Ибрахим: “Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада”. И смущен был тот, который не верил: Аллах ведь не ведет прямо людей неправедных! (Корова, аят 260). Прав был Аллах Всевышний, когда сказал: “Неужели же они стремятся к религии другой, чем религия Аллаха, когда Ему предались те, кто в небесах и на земле, добровольно и невольно, и к Нему они будут возвращены!” (Семейство Имрана, аят 77).
|
|||
|