|
|||||||
Неужели вы строите на каждой возвышенности диво, забавляясь.“Неужели вы строите на каждой возвышенности диво, забавляясь. И устраиваете вы украшательства, - может быть, окажетесь вы вечными! А когда вы владычествуете, владычествуете тиранами. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь Мне! И побойтесь того, кто помог вам, чем вы знаете! Он помог вам стадами и сыновьями, садами и ручьями. Я боюсь для вас наказания дня великого” (Поэты, аяты 128-135). “Разве вы будете оставлены среди того, что здесь, безопасными? Среди садов и источников, и посевов и пальм, плоды которых нежны. И высекаете вы дома в горах, кичась. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь Мне! И не повинуйтесь приказам распутных, которые распространяют порчу на земле и не творят блага” (Поэты, аяты 146-152). “А когда они забыли то, о чем им напоминали, Мы открыли перед ними врата всего. А когда они радовались тому, что им было даровано, Мы внезапно схватили их, и вот, они - в отчаянии. И усечен был последний из тех, которые были неправедны. И хвала Аллаху, Господу миров!” (Скот, аяты 44-45). “...а когда земля приобрела свой блеск и разукрасилась, и думали обитатели ее, что они властвуют над ней, пришло к ней Наше повеление ночью или днем, и Мы сделали ее пожатой, как будто бы и не была она богатой вчера...” (Йунус, аят 25). Однако Ислам, как мы уже отмечали выше, не презирает материю, как и не презирает материальное творчество. Он лишь делает под сенью закона Аллаха эту разновидность прогресса одним из благ, ниспосылаемых Аллахом своим рабам. Через эти блага Аллах сообщает им радостную весть о вознаграждении за их послушание: “... и говорил: “Просите прощения у Господа вашего, Он - прощающ, Он пошлет на вас небо дождем, и поддержит вас имуществом и детьми, и устроит для вас сады, и устроит для вас реки” (Нух, аяты 9-11). “А если бы обитатели селений уверовали и боялись Аллаха, Мы открыли бы им благословения неба и земли. Но они сочли ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали!”(Преграды, аят 94). Важным в данном случае является база, на которой основывается этот промышленный прогресс, и ценности, которые господствуют в данном обществе и из совокупности которых формируются специфические черты “человеческой” цивилизации.
* * *
И еще один момент, база начального развития исламского общества и характер его органического формирования делают его оригинальным и уникальным в своем роде обществом, к которому не применимы и не подходят никакие разновидности теорий, объясняющих становление джахилистского общества и характер его органического формирования. Исламское общество суть порождение движения. Само же движение внутри его - непрерывно, и именно оно определяет судьбы личностей в Исламе и их достоинства, и уже потом определяет их функции в религии и занимаемые ими должности. Движение, от которого изначально берет свои истоки общество, само по себе проистекает извне земного ареала и извне человеческой среды. Оно олицетворяется в вероучении, нисходящем для человечества от Аллаха. Оно формирует у людей представление о бытии, жизни, истории, ценностях и намерениях (целях). Движение определяет для людей закон к действиям, который реализует это представление. Причинами первого толчка, которые продуцируют движение, являются не души людей и не материя Вселенной. Как мы уже говорили выше, движение проистекает не из земного ареала и не из человеческой среды, что, собственно, и является первой отличительной чертой природы исламского общества и его структуры. Первопричиной движения является элемент, лежащий вне человеческой среды и вне среды материальной Вселенной. С этого сокрытого предопределяющего элемента, которого из людей никто не ожидал и не принимал в расчет, без того, чтобы там не было руки человека, с самого начала начинаются первые шаги движения по становлению исламского общества. Вместе с этими шагами начинается также и деятельность человека. Человек верит в это вероучение, нисходящее к нему из этого сокрытого источника, и имеющее место в этом мире по предопределению Аллаха, и никого другого. Как юридическая норма бытие исламского общества начинается с того момента, как один человек уверовал в это вероучение. Этот человек не получит вероучение для того, чтобы замкнуться в себе. Он непременно выступит с проповедью этого учения. В этом - природа этого вероучения, в этом - природа живого движения. Высшая сила, которая направила движение в сердце этого человека, знает, что на нем не остановится, а решительно пойдет дальше. Живой импульс, через который в сердце этого человека было привнесено вероучение, будет и впредь продвигаться по своему пути. Когда число уверовавших в это религиозное учение достигнет трех, тогда вероучение само скажет им: вы теперь - целое общество, независимое исламское общество, отличное от общества джахилистского, которое не принимает это вероучение и в пределах которого не господствуют основные ценности этого вероучения, на которые мы уже указывали выше. В этот момент как раз и появляется реально исламское общество. Далее трое верующих становятся десятью, десяток превращается в сотню, сотня становится тысячью, от тысячи уже проистекает двенадцать тысяч и т.д. Так постепенно усиливается и утверждается исламское общество. На этом пути разворачивается битва, и в эту битву вступает народившееся общество, которое выделилось благодаря своему вероучению и мировоззрению, благодаря своим ценностям и критериям, выделилось со всем своим бытием и сознанием из джахилистского общества, захватив с собою некоторых из его членов. Движение по этому пути осуществляется от начальной точки отсчета и продолжается в направлении видного и независимого бытия. Оно характерно для каждого из членов нового общества. Оно придает человеку вес и авторитет в этом обществе в соответствии с исламской оценкой и критерием. Его вес в обществе признается обществом, и при этом человек не нуждается в том, чтобы проталкивать себя или заявлять о себе. Напротив, его религиозные убеждения и господствующие в его сердце и обществе ценности к тому времени будут оказывать на него давление, с тем чтобы он не выпячивался и скрывал себя перед устремленными на него в человеческом обществе взорами. Однако “движение”, которое является характерной чертой исламского вероучения, характерные черты мусульманского общества, порожденные этим движением, не позволят никому скрыться. Каждый член исламского общества непременно должен пребывать в движении. Движение - в его религиозных убеждениях, движение - в его крови, движение - в его обществе и в самой органической структуре этого общества. Исламское общество окружено джахилийей (языческим невежеством), пережитки джахилистского общества остаются в нем самом и в душах тех, кто сплотился вокруг исламского призыва. Эта битва - бесконечна, и Джихад усремляется вперед, навстречу Дню Суда. В ритмах этого движения, в процессе этого движения определяется положение каждого человека в этом обществе, определяется его функция, осуществляется органическое формирование самого общества с сохранением гармонии между совокупностью его членов и совокупностью их функций. Такое возникновение и такое формирование являются двумя из особенностей исламского общества, которые отличают его, отличают его бытие и структуру, отличают его характер и форму, отличают его систему, а также исполнительные акции по этой системе. Именно эти две особенности делают все эти характерные черты независимыми, после чего их уже нельзя трактовать с помощью инородных общественных понятий, чуждых для них. Их нельзя изучать на основании чуждой для их природы методики. Они теряют силу в случае применения к ним процедур, почерпнутых из другой системы.
* * *
Мы видим на основании нашего независимого определения цивилизации, что исламское общество представляет собой не исторический образ, разыскиваемый в воспоминаниях прошлого, а требование современности и надежду на будущее. Оно представляет собой цель, к которой может устремляться все человечество сегодня и завтра, с тем чтобы извлечь общество из пропасти джахилийи, в которую он падает, независимо от того, идет ли речь о языческом невежестве промышленно и экономически развитых наций или наций отсталых в этом отношении. В целом упоминавшиеся нами выше ценности относятся к категории человеческих ценностей. Человечество может достичь их только в период “исламской цивилизации”. (Здесь мы должны обратить внимание на то, что мы имеем в виду под термином “исламская цивилизация”. Это - цивилизация, в рамках которой эти ценности имеются в наличии и в изобилии, и отнюдь не цивилизация, где имеются в наличии всеобщий индустриально-экономический прогресс или прогресс научный, но отмечается отставание общества в области человеческих ценностей). Эти ценности ни в коем случае не “идеально-фантастические”. Они - “реально-практические”. Эти ценности реализуются человеческим усилием под сенью правильных исламских понятий. Реализация их осуществима во всякой человеческой среде, независимо от характера промышленно-экономического и научного прогресса. Ценности не противоречат прогрессу и, напротив, способствуют ему во всех областях халифата самой своей вероисповедальной логикой. Однако в то же время они не остаются бездеятельными в странах, которые пока еще не достигли заметных успехов в этих областях. С помощью этих ценностей цивилизация может существовать в любом месте и в любой среде. Что же касается материальных форм, которые принимают эти ценности, то несть им числа, потому что в каждой среде они используют реально существующий потенциал и развивают его. Таким образом, исламское общество с точки зрения его формы и масштабов, разновидности господствующей в его рамках жизни и не представляет собой незыблемый исторический образ. Когда мы говорим “исторический”, мы имеем в виду лишь то, что эти ценности были известны на конкретном историческом отрезке времени. В противном случае эти ценности не являются продуктом истории и по природе своей никоим образом не связаны со временем. Они суть истина, пришедшая к человечеству из божественного источника, из внечеловеческой реальности, а также извне материального бытия. Исламская цивилизация может принимать различные формы в процессе своего материального развития. Однако принципы и ценности, на которых она зиждется, не меняются, потому что они являются составными частями этой цивилизации. Это - поклонение Единому Аллаху, и никому другому, объединение на основе веры в Него, возвеличивание человеческих духовных качеств, а не материальных ценностей, господство таких ценностей, которые развивают человеческие, а не животные качества. Составной частью исламской цивилизации является святость семьи, халифат на земле на основе договора и условий Аллаха, а также претворение в жизнь закона Аллаха и его шариата во всех делах этого халифата. “Формы” исламской цивилизации, которые зиждятся на этих незыблемых принципах, находятся под воздействием уровня индустриально-экономического и научного развития, потому что они используют то, что реально существует в каждой среде. Нетрудно заметить далее, что эти формы непременно должны быть различными. Они неизбежно должны различаться между собой, с тем чтобы обеспечить достаточную гибкость вписывания всех сред и всех уровней в исламские рамки и адаптацию с исламскими ценностями и составляющими. Гибкость внешних форм цивилизации не навязывается исламскому вероучению, от которого отпочковывается эта цивилизация, а проистекает из самой природы его. Однако не следует забывать, что гибкость - это отнюдь не расплывчатость. Разница между ними слишком велика. В африканской среде Ислам создавал цивилизацию среди голых людей, поскольку сразу же с появлением Ислама в этом регионе голые тела облачились в одежды. Люди входили в цивилизацию одежды, что предусматривается прямым исламским указанием. Из тупой бездеятельности и апатии люди стали обращаться к управляемой трудовой деятельности для эксплуатации сокровищ материального бытия. Они стали также переходить от родо-племенной стадии общественного развития к уровню Уммы, от поклонения ограниченным тотемам к поклонению Господу миров. Что может быть цивилизацией, если не это? Это - цивилизация данной среды, цивилизация, которая опирается на свои реально существующие возможности. Что же касается тех случаев, когда Ислам вступает в иную среду, то он на основании своих незыблемых ценностей создает иную форму в ряду форм цивилизации, используя для этой цели реально существующие потенциальные возможности данной среды, приступая затем к их дальнейшему развитию. Таким образом, становление цивилизации по пути Ислама и в соответствии с его законом уже является в определенной мере индустриально-экономическим и научным прогрессом. Если даже исламская цивилизация, вставая на ноги, и использует этот прогресс при его наличии в своих целях, она энергично подталкивает его дальнейшее развитие вперед и возвышает его цели. Если такого прогресса нет, то появившаяся исламская цивилизация активно его создает и обеспечивает его непрерывное и последовательное развитие. Вместе с тем, в любом случае исламская цивилизация продолжает стоять на своих независимых основах. Мусульманское общество при этом сохраняет свой специфический характер и свою органическую структуру, которые исходят от точки начального отсчета развития исламского общества, точки, которая отличает его от всех джахилистских обществ: “По религии Аллаха! А кто лучше Аллаха религией? И Ему мы поклоняемся” (Корова, аят 138).
|
|||||||
|