|
|||
Аллах знает, а вы не знаете”. “Вам дарована лишь малость знания”.“Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах - третий из трех”, - тогда как нет никакого божества, кроме единого Аллаха, а если они не удержатся от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали, мучительное наказание”. (Трапеза, аят 77). “И сказали иудеи: “Рука Аллаха привязана!” У них руки связаны, и прокляты они за то, что говорили. Нет! Руки у Него распростерты: расходует Он, как желает...” (Трапеза, аят 69). “И сказали иудеи и христиане: “Мы - сыны Аллаха и возлюбленные Его”. Скажи: “Тогда почему Он вас наказывает за ваши грехи? Нет, вы только люди из тех, кого Он создал”. (Трапеза, аят 21). Христиане и иудейские общества считаются джахилистскими также и потому, что их обряды и поклонения, церемонии и установившаяся практика уходят своими корнями в извращенные вероисповедальные представления, ведущие к заблуждениям. Кроме того, они считаются джахилистскими еще и потому, что все их системы и законоположения не основываются на поклонении Аллаху, и только Ему, не утверждают только за Ним право принятия решения и реализации власти на основе Его закона. Напротив, в человеческом обществе они создают структуры, которые располагают правами высшей власти, что не имеет права делать никто, кроме Аллаха, хвала Ему. Еще с древних времен Аллах заклеймил их позором причастности к многобожию, потому что они передавали это право своим священнослужителям и монахам, правили и издавали законы для них по собственному усмотрению и сами принимали как должное, что те в свою очередь узаконивали: “Они взяли своих священнослужителей и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!” (Покаяние, аят 31). Они не уверовали в божественность священнослужителей и монахов, как и не совершали обрядов поклонения им. Они всего лишь признавали за ними право высшей власти, принимали от них то, что они узаконивали из того, что им не разрешал Аллах. Они заслуживают, чтобы их заклеймили позором за многобожие и безверие, они же при этом поступили таким образом с другими людьми, которые не являются ни священнослужителями, ни монахами, хотя все они одинаковы в этом отношении. И наконец, под категорию джахилистского общества подпадают и те общества, которые утверждают, что они общества мусульманские. Эти общества являются неисламскими не потому, что они веруют в божественность еще кого-либо, кроме Аллаха. Они являются неисламскими потому, что они не претворяют в системе своей жизни поклонение Единому Аллаху, и только Ему. Хотя они и не веруют в божественность кого-либо, кроме Аллаха, они отдают наиболее специфичную особенность божественности кому-то иному, кроме Аллаха. Отталкиваясь от такого принципа высшей власти, они строят свою систему, свои законоположения, свои ценности, свои критерии, свои обычаи и традиции, то есть приблизительно все составляющие своей жизни они строят на этом основании. Аллах, хвала Ему, о правителях сказал следующее: “...А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это - неверные”. (Трапеза, аят 49). А говоря о тех, кто подчинен правителям, Аллах сказал: “Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него...” (Женщины, аят 63). И далее Всевышний Аллах сказал: “Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потому не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью” (Женщины, аят 68). Еще ранее Аллах, хвала Ему, заклеймил позором иудеев и христиан за многобожие, неверие и отклонение от поклонения Аллаху, и только Ему, за то, что они приняли в качестве господ священнослужителей и монахов, не принимая Его во внимание, лишь только за то, что они делали ученым и монахам то, что делают так называемые мусульмане некоторым людям из них. Аллах, хвала Ему, счел это со стороны иудеев и христиан многобожеством за то, что они принимают Ису бен Марйам (Иисуса -мир над ним) в качестве Господа, обожествляя его и поклоняясь ему. Все это выглядит как бы отклонением от поклонения Аллаху, и только Ему. Это - отход от религии Аллаха и от свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха. Некоторые из этих обществ открыто провозглашают свою светскость и абсолютную непричастность к религии. Некоторые же из них заявляют о том, что они уважают религию, но полностью исключают ее из своей общественной системы. Они говорят, что отвергают все то, что скрыто от них, и строят свою систему на основе научности, поскольку научность конфронтирует со всем тем, что скрыто от них. Но такое утверждение полностью несостоятельно. Это может утверждать только крайне невежественный человек. Некоторые из них отдают право высшей фактической власти кому-то, кроме Аллаха, и тот издает угодные ему законы, а затем утверждает касательно того, что узаконил по своей собственной инициативе, что это, якобы, шариат Аллаха. Все, о чем мы говорили выше, - равнозначно, поскольку оно не основывается на поклонении Аллаху, и только Ему. И коль скоро все сложилось так, то позицию Ислама относительно всех этих джахилистских обществ можно определить следующей фразой: Ислам отвергает мусульманский характер всех этих обществ и законность считать их таковыми; Ислам не придает никакого значения названиям, вывескам и символам, за которыми скрываются эти различные общества. Все они сходятся на одном: жизнь в рамках этих обществ не имеет в своей основе всецелого поклонения Аллаху, и только Ему. Всех их объединяет одно качество - языческое невежество (джахилийя).
* * *
Все это подводит нас к заключительной проблеме, проблеме закона Ислама в отношении всей человеческой деятельности сегодня, завтра и до скончания времен. Теперь нам было бы полезным обратиться к тому, что мы решили в первой статье о “Природе мусульманского общества” и его опоре во всех своих делах на принцип поклонения Аллаху, и только Ему. Для того, чтобы определить эту природу, необходимо дать решающий ответ на следующий вопрос: - Где же тот исток, их которого пошла человеческая жизнь и на котором она основывается? Не эта ли религия Аллаха и Его программа жизни или человеческие законы, какими бы они ни были? Ислам на этот вопрос дает решительный ответ, ни на мгновение не колеблясь и не путаясь в словах. Первооснова, к которой следует сводить человеческую жизнь, представлена религией Аллаха и Его законом жизни. Свидетельство того, что “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” ( да благословит его Аллах и приветствует), которое является краеугольным камнем Ислама, имеет в своей основе и ведет лишь к единственной первопричине. Поклонение Аллаху, и только Ему, с восприятием того, как следует вершить это поклонение от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), реализуется лишь в том случае, если эта первопричина признается, а затем и полностью учитывается без каких-либо колебаний и смущений: “...И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь...” (Собрание, аят 7). Ислам ставит вопрос: Кто знает больше, Аллах или вы? И он же дает ответ: “Аллах знает, а вы не знаете”. “Вам дарована лишь малость знания”. Правит тот, кто знает, кто творит и кто снабжает, дает средства к существованию. Религия Аллаха, которая является законом жизни, является первопричиной и основой, к которой возводится жизнь. Что же касается реальности человеческого общества, его теорий и конценций, то все это - извращение и растление, которые основываются на знании неведающих людей, которым стала доступной лишь самая малость знаний. Религия Аллаха не есть нечто неясное, а его закон жизни не есть нечто расплывчатое. Он конкретно выражен во второй части свидетельства: Мухаммад - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Суть его заключается в том, что сообщил Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) об основах в ниспосланных текстах. Если какая-то идея в тексте и снизошла, то это суждение, и ни о каком самостоятельном решении, вопреки этому тексту, не может быть и речи. Если же по конкретной проблеме в ниспосланных текстах ничего нет, то только в данном случае наступает роль самостоятельного решения согласно признанным нормам и в соответствии с законом Аллаха, и ни в коем случае не в угоду прихотям и желаниям: “...Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику...” (Женщины, аят 62). Утвержденные принципы принятия самостоятельного решения и выходы из создавшейся ситуации уже есть и они известны, в них нет никакой неясности и расплывчатости, никто не имеет права сказать о том законоположении, которое он принимает, что это законоположение суть закон Аллаха. Исключение составляют лишь те случаи, когда право реализации высшей власти объявляется принадлежащим Аллаху, когда источником власти является Аллах, хвала Ему, а не народ, и не партия, и никто из человеческой среды. Всякий закон должен основываться на Писании Аллаха, на Сунне Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), с тем чтобы знать, что хочет Аллах и чтобы это не было волею того, кто претендует на власть от имени Аллаха. В свое время Европа уже знала кое-что из того, что скрывается под названием “теократия” и “священная власть”. Ничего подобного в Исламе нет. Никто не имеет права выступать от имени Аллаха, кроме Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Есть только определенные коранические тексты, и только они определяют то, что узаконил Аллах. Термин “религия для действительности” понимается неправильно, как и неправильно используется. Да, конечно, эта религия для действительности. Но для какой действительности?! В данном случае, это - религия, которая создает действительность, следуя своему закону, и так, чтобы она соответствовала здоровой человеческой природе, отвечала в своей совокупности подлинной потребности, соответствовала подлинным человеческим потребностям, которые определяет тот, кто сотворил, и тот, кто знает, кто сотворил. “Разве же не знает тот, кто сотворил, а Он - проникающий, сведущий?” (Власть, аят 14). Религия не имеет дела с какой-то действительностью, с тем чтобы установить ее и чтобы найти в ней какую-то поддержку, не ищет какого-то законодательного суждения, с тем чтобы повесить его на нем, как заимствованную наклейку. Исламская религия имеет дело с действительностью, с тем чтобы взвесить ее в соответствии со своими критериями, с тем чтобы утвердить через ее посредство то, что она утверждает и ликвидировать через ее посредство то, что она ликвидирует. Исламская религия идет по этому пути, с тем чтобы создать новую реальность, совершенно иную, которая устраивает ее и ту действительность, которую она созидает. В этом заключается смысл термина “религия для действительности”, или то, что он должен означать в его правильном понимании. В данной ситуации, возможно, возникает вопрос: “А не заключается ли интерес человечества в том, что оно должно само формировать свою действительность?” В данном случае давайте еще раз обратимся к вопросу, который поставил Ислам и на который он сам же и ответил: “Аллах знает больше или вы?”
|
|||
|