Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ал­лах зна­ет, а вы не знае­те”. “Вам да­ро­ва­на лишь ма­лость зна­ния”.



“Не ве­ро­ва­ли те, ко­то­рые го­во­ри­ли: “Ведь Ал­лах - тре­тий из трех”, - то­гда как нет ни­ка­ко­го бо­же­ст­ва, кро­ме еди­но­го Ал­ла­ха, а ес­ли они не удер­жат­ся от то­го, что го­во­рят, то кос­нет­ся тех из них, ко­то­рые не уве­ро­ва­ли, му­чи­тель­ное на­ка­за­ние”. (Тра­пе­за, аят 77).

“И ска­за­ли иу­деи: “Ру­ка Ал­ла­ха при­вя­за­на!” У них ру­ки свя­за­ны, и про­кля­ты они за то, что го­во­ри­ли. Нет! Ру­ки у Не­го рас­про­стер­ты: рас­хо­ду­ет Он, как же­ла­ет...” (Тра­пе­за, аят 69).

“И ска­за­ли иу­деи и хри­стиа­не: “Мы - сы­ны Ал­ла­ха и воз­люб­лен­ные Его”. Ска­жи: “То­гда по­че­му Он вас на­ка­зы­ва­ет за ва­ши гре­хи? Нет, вы толь­ко лю­ди из тех, ко­го Он соз­дал”. (Тра­пе­за, аят 21).

Хри­стиа­не и иу­дей­ские об­ще­ст­ва счи­та­ют­ся джа­хи­ли­ст­ски­ми так­же и по­то­му, что их об­ря­ды и по­кло­не­ния, це­ре­мо­нии и ус­та­но­вив­шая­ся прак­ти­ка ухо­дят свои­ми кор­ня­ми в из­вра­щен­ные ве­ро­ис­по­ве­даль­ные пред­став­ле­ния, ве­ду­щие к за­блу­ж­де­ни­ям.

Кро­ме то­го, они счи­та­ют­ся джа­хи­ли­ст­ски­ми еще и по­то­му, что все их сис­те­мы и за­ко­но­по­ло­же­ния не ос­но­вы­ва­ют­ся на по­кло­не­нии Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, не ут­вер­жда­ют толь­ко за Ним пра­во при­ня­тия ре­ше­ния и реа­ли­за­ции вла­сти на ос­но­ве Его за­ко­на. На­про­тив, в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве они соз­да­ют струк­ту­ры, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют пра­ва­ми выс­шей вла­сти, что не име­ет пра­ва де­лать ни­кто, кро­ме Ал­ла­ха, хва­ла Ему. Еще с древ­них вре­мен Ал­лах за­клей­мил их по­зо­ром при­ча­ст­но­сти к мно­го­бо­жию, по­то­му что они пе­ре­да­ва­ли это пра­во сво­им свя­щен­но­слу­жи­те­лям и мо­на­хам, пра­ви­ли и из­да­ва­ли за­ко­ны для них по соб­ст­вен­но­му ус­мот­ре­нию и са­ми при­ни­ма­ли как долж­ное, что те в свою оче­редь уза­ко­ни­ва­ли:

“Они взя­ли сво­их свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хов за гос­под се­бе, по­ми­мо Ал­ла­ха, и Мес­сию, сы­на Марйам. А им бы­ло по­ве­ле­но по­кло­нять­ся толь­ко еди­но­му Бо­гу, по­ми­мо ко­то­ро­го нет бо­же­ст­ва. Хва­ла Ему, пре­вы­ше Он то­го, что они при­да­ют Ему в со­уча­ст­ни­ки!” (По­кая­ние, аят 31).

Они не уве­ро­ва­ли в бо­же­ст­вен­ность свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хов, как и не со­вер­ша­ли об­ря­дов по­кло­не­ния им. Они все­го лишь при­зна­ва­ли за ни­ми пра­во выс­шей вла­сти, при­ни­ма­ли от них то, что они уза­ко­ни­ва­ли из то­го, что им не раз­ре­шал Ал­лах. Они за­слу­жи­ва­ют, что­бы их за­клей­ми­ли по­зо­ром за мно­го­бо­жие и без­ве­рие, они же при этом по­сту­пи­ли та­ким об­ра­зом с дру­ги­ми людь­ми, ко­то­рые не яв­ля­ют­ся ни свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, ни мо­на­ха­ми, хо­тя все они оди­на­ко­вы в этом от­но­ше­нии.

И на­ко­нец, под ка­те­го­рию джа­хи­ли­ст­ско­го об­ще­ст­ва под­па­да­ют и те об­ще­ст­ва, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что они об­ще­ст­ва му­суль­ман­ские.

Эти об­ще­ст­ва яв­ля­ют­ся не­ис­лам­ски­ми не по­то­му, что они ве­ру­ют в бо­же­ст­вен­ность еще ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха. Они яв­ля­ют­ся не­ис­лам­ски­ми по­то­му, что они не пре­тво­ря­ют в сис­те­ме сво­ей жиз­ни по­кло­не­ние Еди­но­му Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Хо­тя они и не ве­ру­ют в бо­же­ст­вен­ность ко­го-ли­бо, кро­ме Ал­ла­ха, они от­да­ют наи­бо­лее спе­ци­фич­ную осо­бен­ность бо­же­ст­вен­но­сти ко­му-то ино­му, кро­ме Ал­ла­ха. От­тал­ки­ва­ясь от та­ко­го прин­ци­па выс­шей вла­сти, они стро­ят свою сис­те­му, свои за­ко­но­по­ло­же­ния, свои цен­но­сти, свои кри­те­рии, свои обы­чаи и тра­ди­ции, то есть при­бли­зи­тель­но все со­став­ляю­щие сво­ей жиз­ни они стро­ят на этом ос­но­ва­нии.

Ал­лах, хва­ла Ему, о пра­ви­те­лях ска­зал сле­дую­щее:

“...А кто не су­дит по то­му, что ни­спос­лал Ал­лах, то это - не­вер­ные”. (Тра­пе­за, аят 49).

А го­во­ря о тех, кто под­чи­нен пра­ви­те­лям, Ал­лах ска­зал:

“Раз­ве ты не ви­дел тех, ко­то­рые ут­вер­жда­ют, что они уве­ро­ва­ли в то, что ни­спос­ла­но те­бе и что ни­спос­ла­но до те­бя, и они же­ла­ют об­ра­щать­ся за су­дом к та­гу­ту, в то вре­мя как им при­ка­за­но не ве­ро­вать в не­го...” (Жен­щи­ны, аят 63).

И да­лее Все­выш­ний Ал­лах ска­зал:

“Но нет - кля­нусь тво­им Гос­по­дом! - не уве­ру­ют они, по­ка не сде­ла­ют те­бя судь­ей в том, что за­пу­та­но ме­ж­ду ни­ми. По­то­му не най­дут они в са­мих се­бе за­труд­не­ния о том, что ты ре­шил, и под­чи­нят­ся пол­но­стью” (Жен­щи­ны, аят 68).

Еще ра­нее Ал­лах, хва­ла Ему, за­клей­мил по­зо­ром иу­де­ев и хри­сти­ан за мно­го­бо­жие, не­ве­рие и от­кло­не­ние от по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, за то, что они при­ня­ли в ка­че­ст­ве гос­под свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мо­на­хов, не при­ни­мая Его во вни­ма­ние, лишь толь­ко за то, что они де­ла­ли уче­ным и мо­на­хам то, что де­ла­ют так на­зы­вае­мые му­суль­ма­не не­ко­то­рым лю­дям из них. Ал­лах, хва­ла Ему, счел это со сто­ро­ны иу­де­ев и хри­сти­ан мно­го­бо­же­ст­вом за то, что они при­ни­ма­ют Ису бен Марйам (Ии­су­са -мир над ним) в ка­че­ст­ве Гос­по­да, обо­же­ст­в­ляя его и по­кло­ня­ясь ему. Все это вы­гля­дит как бы от­кло­не­ни­ем от по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Это - от­ход от ре­ли­гии Ал­ла­ха и от сви­де­тель­ст­ва, что нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха.

Не­ко­то­рые из этих об­ществ от­кры­то про­воз­гла­ша­ют свою свет­скость и аб­со­лют­ную не­при­ча­ст­ность к ре­ли­гии. Не­ко­то­рые же из них за­яв­ля­ют о том, что они ува­жа­ют ре­ли­гию, но пол­но­стью ис­клю­ча­ют ее из сво­ей об­ще­ст­вен­ной сис­те­мы. Они го­во­рят, что от­вер­га­ют все то, что скры­то от них, и стро­ят свою сис­те­му на ос­но­ве на­уч­но­сти, по­сколь­ку на­уч­ность кон­фрон­ти­ру­ет со всем тем, что скры­то от них. Но та­кое ут­вер­жде­ние пол­но­стью не­со­стоя­тель­но. Это мо­жет ут­вер­ждать толь­ко край­не не­ве­же­ст­вен­ный че­ло­век.

Не­ко­то­рые из них от­да­ют пра­во выс­шей фак­ти­че­ской вла­сти ко­му-то, кро­ме Ал­ла­ха, и тот из­да­ет угод­ные ему за­ко­ны, а за­тем ут­вер­жда­ет ка­са­тель­но то­го, что уза­ко­нил по сво­ей соб­ст­вен­ной ини­циа­ти­ве, что это, яко­бы, ша­ри­ат Ал­ла­ха. Все, о чем мы го­во­ри­ли вы­ше, - рав­но­знач­но, по­сколь­ку оно не ос­но­вы­ва­ет­ся на по­кло­не­нии Ал­ла­ху, и толь­ко Ему.

И коль ско­ро все сло­жи­лось так, то по­зи­цию Ис­ла­ма от­но­си­тель­но всех этих джа­хи­ли­ст­ских об­ществ мож­но оп­ре­де­лить сле­дую­щей фра­зой:

Ис­лам от­вер­га­ет му­суль­ман­ский ха­рак­тер всех этих об­ществ и за­кон­ность счи­тать их та­ко­вы­ми;

Ис­лам не при­да­ет ни­ка­ко­го зна­че­ния на­зва­ни­ям, вы­вес­кам и сим­во­лам, за ко­то­ры­ми скры­ва­ют­ся эти раз­лич­ные об­ще­ст­ва. Все они схо­дят­ся на од­ном: жизнь в рам­ках этих об­ществ не име­ет в сво­ей ос­но­ве все­це­ло­го по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Всех их объ­е­ди­ня­ет од­но ка­че­ст­во - язы­че­ское не­ве­же­ст­во (джа­хи­лийя).

 

* * *

 

Все это под­во­дит нас к за­клю­чи­тель­ной про­бле­ме, про­бле­ме за­ко­на Ис­ла­ма в от­но­ше­нии всей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти се­го­дня, зав­тра и до скон­ча­ния вре­мен. Те­перь нам бы­ло бы по­лез­ным об­ра­тить­ся к то­му, что мы ре­ши­ли в пер­вой ста­тье о “При­ро­де му­суль­ман­ско­го об­ще­ст­ва” и его опо­ре во всех сво­их де­лах на прин­цип по­кло­не­ния Ал­ла­ху, и толь­ко Ему.

Для то­го, что­бы оп­ре­де­лить эту при­ро­ду, не­об­хо­ди­мо дать ре­шаю­щий от­вет на сле­дую­щий во­прос:

- Где же тот ис­ток, их ко­то­ро­го по­шла че­ло­ве­че­ская жизнь и на ко­то­ром она ос­но­вы­ва­ет­ся? Не эта ли ре­ли­гия Ал­ла­ха и Его про­грам­ма жиз­ни или че­ло­ве­че­ские за­ко­ны, ка­ки­ми бы они ни бы­ли?

Ис­лам на этот во­прос да­ет ре­ши­тель­ный от­вет, ни на мгно­ве­ние не ко­леб­лясь и не пу­та­ясь в сло­вах. Пер­во­ос­но­ва, к ко­то­рой сле­ду­ет сво­дить че­ло­ве­че­скую жизнь, пред­став­ле­на ре­ли­ги­ей Ал­ла­ха и Его за­ко­ном жиз­ни. Сви­де­тель­ст­во то­го, что “нет бо­же­ст­ва, кро­ме Ал­ла­ха, и Му­хам­мад - по­слан­ник Ал­ла­ха” ( да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), ко­то­рое яв­ля­ет­ся крае­уголь­ным кам­нем Ис­ла­ма, име­ет в сво­ей ос­но­ве и ве­дет лишь к един­ст­вен­ной пер­во­при­чи­не. По­кло­не­ние Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, с вос­при­яти­ем то­го, как сле­ду­ет вер­шить это по­кло­не­ние от по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), реа­ли­зу­ет­ся лишь в том слу­чае, ес­ли эта пер­во­при­чи­на при­зна­ет­ся, а за­тем и пол­но­стью учи­ты­ва­ет­ся без ка­ких-ли­бо ко­ле­ба­ний и сму­ще­ний:

“...И что да­ро­вал вам по­слан­ник, то бе­ри­те, а что он вам за­пре­тил, от то­го удер­жи­тесь...” (Со­б­ра­ние, аят 7).

Ис­лам ста­вит во­прос:

Кто зна­ет боль­ше, Ал­лах или вы?

И он же да­ет от­вет:

“Ал­лах зна­ет, а вы не знае­те”. “Вам да­ро­ва­на лишь ма­лость зна­ния”.

Пра­вит тот, кто зна­ет, кто тво­рит и кто снаб­жа­ет, да­ет сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию. Ре­ли­гия Ал­ла­ха, ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­ко­ном жиз­ни, яв­ля­ет­ся пер­во­при­чи­ной и ос­но­вой, к ко­то­рой воз­во­дит­ся жизнь. Что же ка­са­ет­ся ре­аль­но­сти че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, его тео­рий и кон­цен­ций, то все это - из­вра­ще­ние и рас­тле­ние, ко­то­рые ос­но­вы­ва­ют­ся на зна­нии не­ве­даю­щих лю­дей, ко­то­рым ста­ла дос­туп­ной лишь са­мая ма­лость зна­ний.

Ре­ли­гия Ал­ла­ха не есть не­что не­яс­ное, а его за­кон жиз­ни не есть не­что рас­плыв­ча­тое. Он кон­крет­но вы­ра­жен во вто­рой час­ти сви­де­тель­ст­ва: Му­хам­мад - по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Суть его за­клю­ча­ет­ся в том, что со­об­щил По­слан­ник (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) об ос­но­вах в ни­спос­лан­ных тек­стах. Ес­ли ка­кая-то идея в тек­сте и сни­зош­ла, то это су­ж­де­ние, и ни о ка­ком са­мо­стоя­тель­ном ре­ше­нии, во­пре­ки это­му тек­сту, не мо­жет быть и ре­чи. Ес­ли же по кон­крет­ной про­бле­ме в ни­спос­лан­ных тек­стах ни­че­го нет, то толь­ко в дан­ном слу­чае на­сту­па­ет роль са­мо­стоя­тель­но­го ре­ше­ния со­глас­но при­знан­ным нор­мам и в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном Ал­ла­ха, и ни в ко­ем слу­чае не в уго­ду при­хо­тям и же­ла­ни­ям:

“...Ес­ли же вы пре­пи­рае­тесь о чем-ни­будь, то вер­ни­те это Ал­ла­ху и по­слан­ни­ку...” (Жен­щи­ны, аят 62).

Ут­вер­жден­ные прин­ци­пы при­ня­тия са­мо­стоя­тель­но­го ре­ше­ния и вы­хо­ды из соз­дав­шей­ся си­туа­ции уже есть и они из­вест­ны, в них нет ни­ка­кой не­яс­но­сти и рас­плыв­ча­то­сти, ни­кто не име­ет пра­ва ска­зать о том за­ко­но­по­ло­же­нии, ко­то­рое он при­ни­ма­ет, что это за­ко­но­по­ло­же­ние суть за­кон Ал­ла­ха. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют лишь те слу­чаи, ко­гда пра­во реа­ли­за­ции выс­шей вла­сти объ­яв­ля­ет­ся при­над­ле­жа­щим Ал­ла­ху, ко­гда ис­точ­ни­ком вла­сти яв­ля­ет­ся Ал­лах, хва­ла Ему, а не на­род, и не пар­тия, и ни­кто из че­ло­ве­че­ской сре­ды. Вся­кий за­кон дол­жен ос­но­вы­вать­ся на Пи­са­нии Ал­ла­ха, на Сун­не Его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), с тем что­бы знать, что хо­чет Ал­лах и что­бы это не бы­ло во­лею то­го, кто пре­тен­ду­ет на власть от име­ни Ал­ла­ха. В свое вре­мя Ев­ро­па уже зна­ла кое-что из то­го, что скры­ва­ет­ся под на­зва­ни­ем “тео­кра­тия” и “свя­щен­ная власть”. Ни­че­го по­доб­но­го в Ис­ла­ме нет. Ни­кто не име­ет пра­ва вы­сту­пать от име­ни Ал­ла­ха, кро­ме Его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Есть толь­ко оп­ре­де­лен­ные ко­ра­ни­че­ские тек­сты, и толь­ко они оп­ре­де­ля­ют то, что уза­ко­нил Ал­лах.

Тер­мин “ре­ли­гия для дей­ст­ви­тель­но­сти” по­ни­ма­ет­ся не­пра­виль­но, как и не­пра­виль­но ис­поль­зу­ет­ся. Да, ко­неч­но, эта ре­ли­гия для дей­ст­ви­тель­но­сти. Но для ка­кой дей­ст­ви­тель­но­сти?!

В дан­ном слу­чае, это - ре­ли­гия, ко­то­рая соз­да­ет дей­ст­ви­тель­ность, сле­дуя сво­ему за­ко­ну, и так, что­бы она со­от­вет­ст­во­ва­ла здо­ро­вой че­ло­ве­че­ской при­ро­де, от­ве­ча­ла в сво­ей со­во­куп­но­сти под­лин­ной по­треб­но­сти, со­от­вет­ст­во­ва­ла под­лин­ным че­ло­ве­че­ским по­треб­но­стям, ко­то­рые оп­ре­де­ля­ет тот, кто со­тво­рил, и тот, кто зна­ет, кто со­тво­рил.

“Раз­ве же не зна­ет тот, кто со­тво­рил, а Он - про­ни­каю­щий, све­ду­щий?” (Власть, аят 14).

Ре­ли­гия не име­ет де­ла с ка­кой-то дей­ст­ви­тель­но­стью, с тем что­бы ус­та­но­вить ее и что­бы най­ти в ней ка­кую-то под­держ­ку, не ищет ка­ко­го-то за­ко­но­да­тель­но­го су­ж­де­ния, с тем что­бы по­ве­сить его на нем, как за­им­ст­во­ван­ную на­клей­ку. Ис­лам­ская ре­ли­гия име­ет де­ло с дей­ст­ви­тель­но­стью, с тем что­бы взве­сить ее в со­от­вет­ст­вии со свои­ми кри­те­рия­ми, с тем что­бы ут­вер­дить че­рез ее по­сред­ст­во то, что она ут­вер­жда­ет и ли­к­ви­ди­ро­вать че­рез ее по­сред­ст­во то, что она ли­к­ви­ди­ру­ет. Ис­лам­ская ре­ли­гия идет по это­му пу­ти, с тем что­бы соз­дать но­вую ре­аль­ность, со­вер­шен­но иную, ко­то­рая уст­раи­ва­ет ее и ту дей­ст­ви­тель­ность, ко­то­рую она со­зи­да­ет. В этом за­клю­ча­ет­ся смысл тер­ми­на “ре­ли­гия для дей­ст­ви­тель­но­сти”, или то, что он дол­жен оз­на­чать в его пра­виль­ном по­ни­ма­нии.

В дан­ной си­туа­ции, воз­мож­но, воз­ни­ка­ет во­прос:

“А не за­клю­ча­ет­ся ли ин­те­рес че­ло­ве­че­ст­ва в том, что оно долж­но са­мо фор­ми­ро­вать свою дей­ст­ви­тель­ность?”

В дан­ном слу­чае да­вай­те еще раз об­ра­тим­ся к во­про­су, ко­то­рый по­ста­вил Ис­лам и на ко­то­рый он сам же и от­ве­тил:

“Ал­лах зна­ет боль­ше или вы?”



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.