|
|||
Аллах знает, а вы не знаете”.“Аллах знает, а вы не знаете”. Интересы человечества отражены в законе Аллаха, каковым ниспослал его Аллах и как об этом известил Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). И если однажды человечеству покажется, что закон, ниспосланный ему Аллахом противоречит его интересам, то оно заблуждается, прежде всего. “...Они следуют только предположениям и тому, к чему склонны души, а к ним уже пришло от Господа их руководство. Или же человеку принадлежит то, что он пожелает? А ведь Аллаху принадлежит и последняя жизнь, и первая”(Звезда, аяты 23-25). С другой стороны, они - неверующие. Никто ни на одно мгновение не сможет остаться среди сторонников этой религии и быть мусульманином, утверждая, что конкретный интерес заключается в том, что, по его мнению, противоречит шариату Аллаха.
ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАКОН
Ислам строит свою вероисповедальную структуру в совести людей и реальной жизни общества на основе всецелого поклонения Аллаху, и только Ему. Он в равной мере отражает поклонение в сфере убеждений, обрядах поклонения и законоположений, поскольку это всецелое поклонение Аллаху, и только Ему, в том виде, в котором оно подается, отражает практический смысл свидетельства, что нет божества, кроме Аллаха, и что восприятие того, как надо вершить это поклонение от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), несет в себе практический смысл, как и свидетельство того, что Мухаммад - посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Ислам строит таким образом всю свою структуру на этом основании, стремится к тому, чтобы свидетельство того, что “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” (да благословит его Аллах и приветствует) было законом исламского общества, чтобы оно отражало черты этого закона и определяло его особенности. Ислам, устраивая свою структуру таким уникальным образом, который отличается от всех других известных человечеству систем, обращается к наиболее объемлющей основе своего решения относительно всего бытия, а не только бытия человеческого общества, к закону всеобщего бытия, а не только к закону человеческой жизни. В основе исламского мировоззрения лежит тот факт, что все это бытие - продукт творения Аллаха и что воля Аллаха возжелала, чтобы было то, что есть. Аллах, хвала Ему, создал законы, по которым движется Вселенная, законы, по которым осуществляют движение составные части Вселенной сообразно порядку, установленному для ее всеобщего движения. “Наше слово для чего-нибудь, когда Мы его пожелаем, - что Мы скажем ему: “Будь!” - и оно бывает”(Пчелы, аят 42). “...Он создал всякую вещь и размерил ее мерой” (Различение, аят 2). За вселенским бытием стоит воля его устройства и предопределение, которое двигает его, и закономерность, которая приводит его в порядок. Эта закономерность так располагает субъекты всего этого бытия, так организует все их движение, что они никогда не сталкиваются, никогда не мешают друг другу и никогда не вступают друг с другом в противоречие. Эти субъекты никогда не прерывают своего соразмерного и непрерывающегося движения, за исключением тех случаев, когда на то есть воля Аллаха. Кроме этого, данное бытие подчинено и покорно воле, которая устраивает его, предопределению, которое приводит его в движение, закономерности, которая приводит его в порядок. Это все происходит таким образом, что у него ни на одно мгновение не появляется мысль восстать против этой воли, обособиться от этого предопределения, вступить в противоречие с этой закономерностью. Благодаря этому бытие во всей своей совокупности не знает порчи и растления, исключая те случаи, когда это было угодно Аллаху: “Поистине, Господь ваш - Аллах, который создал небеса и землю в шесть дней, а потом утвердился на троне. Он закрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежат и создание и власть. Благословен Аллах, Господь миров!” (Преграды, аят 52).
* * *
Человек - суть порождения этого вселенского бытия. Законы, которые правят природой человека, не находятся в изоляции от закономерности, которая правит бытием вообще. Человека создал Аллах, который создал вообще всю Вселенную, из глины, создав его материальную структуру. Все, что Аллах даровал дополнительно к материалу глины, - составило человека. Аллах вложил в человека все сообразно и соразмерно. С точки зрения конституции своего тела, человек полностью соответствует тому, что предусматривает естественная закономерность, устроенная Аллахом, хотелось бы это человеку или нет. Существование человека и его сотворение предвосхищено изначально волей Аллаха, а отнюдь не его собственной волей, и не волей его родителей, которые хотя и совокупились, но не могли дать своему плоду бытия. Человек рожден согласно закономерности, ниспосланной Аллахом и предусматривающей сроки беременности и обстоятельства рождения. Человек дышит воздухом, который создал Аллах, в соответствующих пропорциях газов. Человек дышит воздухом в той мере и так, как это предусмотрел Аллах. Человек чувствует, страдает, голодает, жаждет, ест, пьет, переваривает пищу и напитки, одним словом, живет согласно закономерностям, ниспосланным от Аллаха, вне зависимости от его собственной воли и от его выбора, как и все в этом вселенском бытии в полной покорности воле Аллаха, Его предопределению в Его закономерности. Воистину, Аллах создал это вселенское бытие и сотворил человека. Это Он подчинил человека Своим законам, в соответствии с которыми Он сотворил вселенское бытие. Это - Он, хвала Ему, создал для человека шариат, с тем чтобы человек соответствующим образом, гармонично, строил свою повседневную жизнь в соответствии с его естественной жизнью. В этом смысле шариат является всего лишь составной частью всеобщего божественного закона, который правит природой человека, врожденными свойствами окружающего его всеобщего бытия, организует и координирует все это в целом. Нет ни одного Божьего слова, ни одного наказа или запрета, ни одного обещания или угрозы, ни одного законоположения или наставления, чтобы оно не было составляющей частью всеобщей закономерности, чтобы оно по сути своей не соответствовало бы законам, которые мы называем естественными законами, то есть вселенскими божественными законами, действие которых свершается на наших глазах ежесекундно, потому что в природе их лежит извечная истина, которая вложена в них Аллахом и которая реализуется по воле Аллаха. Созданный Аллахом для организации жизни человеческого общества шариат в конечном счете является шариатом вселенским в том смысле, что этот шариат связан с закономерностью всеобщего космоса и согласуется с ней. И далее, следование этой закономерности обусловлено необходимостью достижения гармонии между жизнью человека и движением Вселенной, в которой он живет. Можно сказать больше, это обусловлено необходимостью достижения гармонии и соответствия между законами, которые правят скрытой врожденной природой человека и законами, которые правят видимой стороной его жизни, необходимостью единения скрытых аспектов личности с открытыми аспектами личности человека. Человеку не дано постичь все вселенские законы и аспекты всеобщей закономерности. Ему не дано даже понять, что управляет его собственной природой и что довлеет над ним, хотел бы он это или не хотел. Ему, члену человеческого общества, не дано право формулировать систему жизни человечества, в соответствии с которой достигается абсолютная гармония между жизнью людей и движением Вселенной, ни даже гармонии между скрытой его природой и видимой частью его жизни. Все это находится в руках Создателя Вселенной, Творца человечества, Устроителя его дел, согласно единой закономерности, которую Он избрал и которой Он доволен. Жизнедеятельность в соответствии с шариатом Аллаха становится долгом на пути к достижению этой гармонии, не говоря уже о жизни и деятельности во имя исповедания мусульманской веры. Ислам в жизни индивидуума или жизни коллектива имеет место лишь в том случае, когда искренне и честно исповедуется поклонение Аллаху, и только Ему, когда восприятие образа такого поклонения осуществляется от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и никого иного, во исполнение содержания краеугольного камня Ислама: свидетельства того, что “нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” (да благословит его Аллах и приветствует). В реализации абсолютной гармонии между жизнью людей и вселенской закономерностью кроется всеобщее благо человечества. В этом также кроется избавление жизни человеческого общества от растления. И только в этом случае люди могут жить в мире с самими с собой. Что же касается мира в отношениях со Вселенной, то он всецело зависит от соответствия жизнедеятельности людей движению космоса, от соответствия их устремлений его направленности. Если говорить о мире, царящем внутри самих людей, то он достигается путем соответствия их жизни и деятельности с подлинными мотивами их природы, с условием, что человек не будет вступать в противоречия со своими врожденными качествами, потому что шариат Аллаха легко и спокойно координирует видимое движение и скрытые, врожденные качества человека. Из этой гармонии проистекает другая гармония через зависимость людей от их всеобъемлющей деятельности, потому что все они в таком случае живут и действуют в соответствии с единым законом, который, в свою очередь, является одним из аспектов всеобщей вселенской закономерности. Благость человечества достигается также путем его ненасильного следования и приобщения к тайнам этого бытия, скрытым в нем потенциям, хранящимся в его недрах сокровищам и пути к достижению всеобщего человеческого блага, на пути без противоречий и столкновений. Против шариата Аллаха стоят человеческие страсти: “А если бы истина последовала бы за их страстями, тогда пришли бы в расстройство небеса и земля, и те, кто в них...”(Верующие, аят 73). К тому же не следует забывать, что исламское мировоззрение соединяет воедино истину, на которой зиждется мусульманская религия, и истину, на которой устроены небеса и земная твердь. Это подходит и для земной жизни и для жизни потусторонней. В соответствии с этим Аллах взыскивает и наказывает тех, кто нарушает этот закон, который един и однозначен, а именно - всеобщая вселенская закономерность, которая угодна Аллаху для этого бытия во всех случаях, которой подчиняется и которой руководствуется все сущее в этом бытии из мира живой и неживой природы.
|
|||
|