Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И сра­жай­тесь с ни­ми, по­ка не бу­дет мно­го­бо­жия, и ре­ли­гия вся бу­дет при­над­ле­жать Ал­ла­ху”. А ес­ли они удер­жат­ся .ведь Ал­лах ви­дит то, что они де­ла­ют!



И сра­жай­тесь с ни­ми, по­ка не бу­дет мно­го­бо­жия, и ре­ли­гия вся бу­дет при­над­ле­жать Ал­ла­ху”. А ес­ли они удер­жат­ся ...ведь Ал­лах ви­дит то, что они де­ла­ют!

А ес­ли они об­ра­тят­ся вспять, то знай­те, что Ал­лах - ваш по­кро­ви­тель. Пре­крас­ный это по­кро­ви­тель и пре­крас­ный по­мощ­ник!” (До­бы­ча, ая­ты 39-41).

“Сра­жай­тесь с те­ми, кто не ве­ру­ет в Ал­ла­ха и в по­след­ний день, не за­пре­ща­ет то­го, что за­пре­тил Ал­лах и Его по­слан­ник и не под­чи­ня­ет­ся ре­ли­гии ис­ти­ны - из тех, ко­то­рым ни­спос­ла­но Пи­са­ние, по­ка они не да­дут от­ку­па сво­ей ру­кой, бу­ду­чи уни­жен­ны­ми.

И ска­за­ли иу­деи: “Узайр - сын Ал­ла­ха”. И ска­за­ли хри­стиа­не: “Мес­сия - сын Ал­ла­ха”. Эти сло­ва в их ус­тах по­хо­жи на сло­ва тех, ко­то­рые не ве­ро­ва­ли рань­ше. Пусть по­ра­зит их Ал­лах! До че­го же они от­вра­ще­ны!

Они взя­ли сво­их книж­ни­ков и мо­на­хов за гос­под сво­их, по­ми­мо Ал­ла­ха, и Мес­сию сы­на Марйам. А им бы­ло по­ве­ле­но по­кло­нять­ся толь­ко еди­но­му Ал­ла­ху, по­ми­мо ко­то­ро­го нет бо­же­ст­ва. Хва­ла Ему, пре­вы­ше Он то­го, что они при­да­ют Ему в со­уча­ст­ни­ки!

Они хо­тят за­ту­шить свет Ал­ла­ха свои­ми ус­та­ми, но Ал­лах не до­пус­ка­ет ино­го, как толь­ко за­вер­шить Свой свет, хо­тя бы и не­на­ви­де­ли его мно­го­бож­ни­ки”. (По­кая­ние, ая­ты 29-32).

При­ве­ден­ные вы­ше ар­гу­мен­ты ут­вер­жда­ют бо­же­ст­вен­ность Ал­ла­ха на зем­ле, про­ве­де­ние в жизнь Его за­ко­на, пре­сле­до­ва­ние шай­та­нов и их за­ко­нов, ли­к­ви­да­цию вла­сти че­ло­ве­ка, ко­то­рый по­ра­бо­ща­ет дру­гих лю­дей. Ведь лю­ди - ра­бы Ал­ла­ха Един­ст­вен­но­го, и ни­ко­го ино­го. Нель­зя до­пус­тить, что­бы людь­ми пра­вил кто-ли­бо из Его ра­бов вла­стью, ис­хо­дя­щей от Не­го Са­мо­го и по за­ко­ну соб­ст­вен­ной при­хо­ти и же­ла­ния. Дос­та­точ­но толь­ко это­го с ут­вер­жде­ни­ем прин­ци­па: “Ни­ка­ко­го на­си­лия в ре­ли­гии”. Ины­ми сло­ва­ми, нель­зя на­силь­но при­об­щать лю­дей к ве­ро­уче­нию по­сле из­бав­ле­ния от вла­сти ра­бов и ут­вер­жде­ния прин­ци­па: “Вся власть при­над­ле­жит Ал­ла­ху” или “Вся ре­ли­гия при­над­ле­жит Ал­ла­ху”. Толь­ко так и не ина­че!

Это - ар­гу­мен­ты в поль­зу ос­во­бо­ж­де­ния все­го че­ло­ве­че­ст­ва на зем­ле пу­тем вы­зво­ле­ния од­них лю­дей из по­ра­бо­ще­ния дру­ги­ми людь­ми и пре­вра­ще­ния их в ра­бов Ал­ла­ха Еди­но­го без ка­ко­го-ли­бо со­то­ва­ри­ща. Од­но­го толь­ко это­го дос­та­точ­но. Эти ар­гу­мен­ты бы­ли в ду­шах му­суль­ман­ских вои­нов. Ни один из них не за­да­вал се­бе во­про­са о том, что по­бу­ди­ло его при­нять уча­стие в Джи­ха­де. Ни один из них не го­во­рил: “Мы вы­сту­пи­ли на за­щи­ту на­шей ро­ди­ны, ока­зав­шей­ся под уг­ро­зой” или “Мы вы­сту­пи­ли, с тем что­бы дать от­пор пер­сид­ской аг­рес­сии” (или со сто­ро­ны Ви­зан­тии про­тив му­суль­ман, или вы­сту­пи­ли, с тем что­бы рас­ши­рить на­хо­дя­щие­ся под кон­тро­лем му­суль­ман тер­ри­то­рии и за­хва­тить по­боль­ше до­бы­чи).

Они го­во­ри­ли по­доб­но то­му, что ска­за­ли в от­вет на во­прос пер­сид­ско­го вое­на­чаль­ни­ка Рус­та­ма в бит­ве при Аль-Ка­ди­сийе Ри­бьи бен Амир, Ху­зей­фа бен Мух­син и Му­гей­ра бен Шуъба. Пе­ред са­мой бит­вой Рус­там спро­сил ка­ж­до­го из них, од­но­го за дру­гим: “Что при­ве­ло вас сю­да?” От­вет был та­ков: “Ал­лах на­пра­вил нас сю­да, что­бы вы­вес­ти то­го, ко­го Он хо­чет, от по­кло­не­ния по­доб­ным им ра­бам к по­кло­не­нию Еди­но­му Ал­ла­ху, а так­же из тес­но­ты это­го ми­ра к его про­сто­ру и от ти­ра­нии всех ре­ли­гий к спра­вед­ли­во­сти Ис­ла­ма. Он на­пра­вил к Сво­им тва­рям Сво­его по­слан­ни­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) с его ре­ли­ги­ей. Кто при­мет нас, то­го мы не тро­нем, от­сту­пим­ся от не­го, ос­та­вим в по­кое вме­сте со сво­ей зем­лей. Кто воз­ра­зит нам, с тем мы бу­дем сра­жать­ся, по­ка не по­па­дем в Рай или не по­бе­дим”.

Су­ще­ст­ву­ет субъ­ек­тив­ный оп­рав­да­тель­ный ар­гу­мент в са­мой при­ро­де этой ре­ли­гии, в ее все­об­щей дек­ла­ра­ции и в ее дей­ст­вен­ном за­ко­не для про­ти­во­стоя­ния че­ло­ве­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти сред­ст­ва­ми, аде­к­ват­ны­ми ее ас­пек­там, на кон­крет­ных эта­пах, при­чем сред­ст­ва­ми об­нов­ляю­щи­ми. Этот субъ­ек­тив­ный оп­рав­да­тель­ный ар­гу­мент су­ще­ст­ву­ет из­на­чаль­но. Ес­ли бы не су­ще­ст­во­ва­ло опас­но­сти аг­рес­сии про­тив ис­лам­ских тер­ри­то­рий, про­тив про­жи­ваю­щих на них му­суль­ман, это был бы ар­гу­мент в са­мой при­ро­де за­ко­на и его ре­аль­но­сти, в при­ро­де фак­ти­че­ских пре­пят­ст­вий, встаю­щих пе­ред че­ло­ве­че­ским об­ще­ст­вом, и это не был бы ар­гу­мент, ос­но­вы­ваю­щий­ся толь­ко на со­об­ра­же­ни­ях обо­ро­ни­тель­ной конъ­юнк­ту­ры, ог­ра­ни­чен­ной в про­стран­ст­ве и во вре­ме­ни.

Дос­та­точ­но, что­бы му­суль­ма­нин встал на путь Джи­ха­да во имя Ал­ла­ха, вы­ста­вив се­бя и свое иму­ще­ст­во в борь­бе за те цен­но­сти, за ко­то­ры­ми для не­го не су­ще­ст­ву­ет лич­ной вы­го­ды и до­бы­чи, и в бит­ву за ко­то­рые он вы­сту­пил не из со­об­ра­же­ний лич­ной вы­го­ды и обо­га­ще­ния.

Пре­ж­де чем всту­пить в бит­ву на пу­ти Джи­ха­да, му­суль­ма­нин обя­зан иметь опыт еще бо­лее круп­но­го боя с шай­та­ном на пу­ти Джи­ха­да внут­ри се­бя, где он дал от­пор са­та­нин­ским во­ж­де­ле­ни­ям и же­ла­ни­ям, при­хо­тям и стра­стям, опыт сра­же­ния с соб­ст­вен­ны­ми ко­ры­ст­ны­ми ин­те­ре­са­ми, с ко­ры­ст­ны­ми ин­те­ре­са­ми сво­его ро­да и пле­ме­ни; опыт боя про­тив вся­ко­го сим­во­ла, ко­то­рый не яв­лет­ся сим­во­лом Ис­ла­ма; опыт боя про­тив вся­ко­го мо­ти­ва к дей­ст­вию, ис­клю­чая по­кло­не­ние Ал­ла­ху; опыт боя за ус­та­нов­ле­ние вла­сти Ал­ла­ха на зем­ле и ли­к­ви­да­цию вла­сти ти­ра­нов - та­гу­тов, узур­пи­ро­вав­ших власть Ал­ла­ха.

Те, ко­то­рые ищут оп­рав­да­тель­ные ар­гу­мен­ты в поль­зу ис­лам­ско­го Джи­ха­да в со­об­ра­же­ни­ях за­щи­ты “ис­лам­ской ро­ди­ны”, ума­ля­ют зна­чи­мость “за­ко­на” и счи­та­ют его ме­нее зна­чи­тель­ным, чем “при­вя­зан­ность к мес­ту ро­ж­де­ния”. Это - не ис­лам­ская точ­ка зре­ния на по­доб­ные ве­щи. Это - за­пад­но-мо­дер­ни­ст­ская точ­ка зре­ния, чу­ж­дая ис­лам­ско­му ми­ро­ощу­ще­нию. Во­ис­ти­ну, ис­лам­ское ве­ро­уче­ние и за­кон, в ко­то­ром оно оли­це­тво­ря­ет­ся, об­ще­ст­во, в ко­то­ром ца­рит этот за­кон, яв­ля­ют­ся един­ст­вен­ны­ми об­стоя­тель­ст­ва­ми, со­от­вет­ст­вую­щи­ми ис­лам­ско­му ми­ро­ощу­ще­нию. Что же ка­са­ет­ся са­мой зем­ли как та­ко­вой, то она не име­ет ни зна­чи­мо­сти, ни соб­ст­вен­но­го ве­са. Вся цен­ность зем­ли со­дер­жит­ся в ис­лам­ском ми­ро­воз­зре­нии. Она су­ще­ст­ву­ет и под­пи­ты­ва­ет­ся из гос­под­ства за­ко­на Ал­ла­ха и Его вла­сти на ней. Имен­но от­сю­да про­ис­те­ка­ет вос­при­ятие ве­ро­ис­по­ве­да­ния, круг ком­пе­тен­ции за­ко­на, зем­ли Ис­ла­ма, от­прав­ная точ­ка на пу­ти ос­во­бо­ж­де­ния че­ло­ве­ка.

Фак­ти­че­ски за­щи­та зем­ли Ис­ла­ма суть за­щи­та ис­лам­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, за­ко­на и об­ще­ст­ва, в ко­то­ром ца­рит этот за­кон. Но это не яв­ля­ет­ся ко­неч­ной це­лью. За­щи­та ис­лам­ской зем­ли не яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ной це­лью дви­же­ния ис­лам­ско­го Джи­ха­да. Эта за­щи­та яв­лет­ся сред­ст­вом ус­та­нов­ле­ния цар­ст­вия Ал­ла­ха на зем­ле с по­сле­дую­щим вос­при­яти­ем ее как ба­зы для об­ра­ще­ния ко всей зем­ле, ко все­му че­ло­ве­че­ско­му ви­ду. Ведь че­ло­ве­че­ский вид - объ­ект ис­лам­ской ре­ли­гии, а зем­ля - ее об­шир­ное по­ле дея­тель­но­сти.

Как мы уже ука­зы­ва­ли вы­ше, на пу­ти реа­ли­за­ции бо­же­ст­вен­ной кон­цеп­ции вста­ют ма­те­ри­аль­ные пре­пят­ст­вия, чи­ни­мые вла­стью го­су­дар­ст­ва, об­ще­ст­вен­ной сис­те­мой и си­туа­ци­ей, сло­жив­шей­ся в об­ще­ст­вен­ной сре­де. Про­тив все­го это­го, с тем что­бы его раз­ру­шить, и вы­сту­па­ет Ис­лам, при­бе­гая к си­ле. Ис­лам­ская ре­ли­гия стре­мит­ся та­ким об­ра­зом ос­во­бо­дить че­ло­ве­че­ские ин­ди­ви­дуу­мы, об­ра­тить­ся с про­по­ве­дью к со­вес­ти лю­дей и к их умам. С этой це­лью Ис­лам при­ла­га­ет уси­лия для ос­во­бо­ж­де­ния лю­дей от ма­те­ри­аль­ных оков, ос­та­вив им при этом сво­бо­ду вы­бо­ра.

Нас не долж­ны вво­дить в за­блу­ж­де­ние или се­ять в на­ших ря­дах па­ни­ку кам­па­нии, ко­то­рые раз­во­ра­чи­ва­ют вос­то­ко­ве­ды про­тив прин­ци­па Джи­ха­да. Нас не долж­но об­ре­ме­нять дав­ле­ние ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти и ее вес в ми­ро­вом ба­лан­се сил, что­бы ис­кать для ис­лам­ско­го Джи­ха­да оп­рав­да­тель­ные нрав­ст­вен­но-эти­че­ские ар­гу­мен­ты, ле­жа­щие за пре­де­ла­ми при­ро­ды му­суль­ман­ской ве­ры, т.е. в рам­ках вре­мен­ных конъ­юнк­тур­ных со­об­ра­же­ний обо­ро­ны. Не­за­ви­си­мо от то­го, име­ли бы ме­сто эти со­об­ра­же­ния или не име­ли, Джи­хад все рав­но шел бы по сво­ему пу­ти.

Рас­смат­ри­вая ис­то­ри­че­скую дей­ст­ви­тель­ность, мы не долж­ны за­бы­вать о субъ­ек­тив­ных со­об­ра­же­ни­ях, со­дер­жа­щих­ся в при­ро­де этой ре­ли­гии, ее все­об­щей дек­ла­ра­ции и ее реа­ли­сти­че­ском за­ко­не. Мы не долж­ны все это сме­ши­вать с вре­мен­ны­ми обо­ро­ни­тель­ны­ми по­треб­но­стя­ми.

Дей­ст­ви­тель­но, ис­лам­ская ре­ли­гия долж­на бы­ла не­пре­мен­но от­ра­жать ата­ки на нее. Но­вое об­ще­ст­во, об­ще­ст­во ис­лам­ское, долж­но бы­ло не­пре­мен­но вы­сту­пить в свою за­щи­ту, по­то­му что са­мо су­ще­ст­во­ва­ние ис­лам­ской ре­ли­гии в ви­де все­об­ще­го про­воз­гла­ше­ния гос­под­ства Ал­ла­ха над всем су­щим, ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва от по­ра­бо­ще­ния дру­ги­ми людь­ми и при­об­ще­ние его к слу­же­нию и по­кло­не­нию Ал­ла­ху, оли­це­тво­ре­ние та­ко­го су­ще­ст­во­ва­ния Ис­ла­ма в ор­га­ни­зо­ван­ной ди­на­мич­ной общ­но­сти с но­вым ру­ко­во­дством, при­чем ру­ко­во­дством не­джа­хи­ли­ст­ским, за­ро­ж­де­ние свое­об­раз­но­го не­за­ви­си­мо­го об­ще­ст­ва, ко­то­рое не при­зна­ет пра­ва реа­ли­за­ции вла­сти за людь­ми, по­сколь­ку та­кое пра­во при­над­ле­жит толь­ко Ал­ла­ху - од­но толь­ко это не­из­беж­но долж­но бы­ло под­тал­ки­вать ок­ру­жав­шие ис­лам­ское об­ще­ст­во джа­хи­ли­ст­ские общ­но­сти, ис­по­ве­дую­щие по­ра­бо­ще­ние од­них лю­дей дру­ги­ми, на путь по­пы­ток со­кру­шить му­суль­ман­ское го­су­дар­ст­во, с тем что­бы за­щи­тить свое соб­ст­вен­ное су­ще­ст­во­ва­ние.

Все эти об­стоя­тель­ст­ва не­из­беж­но долж­ны бы­ли вме­сте с по­яв­ле­ни­ем Ис­ла­ма по­ро­дить кон­фрон­та­цию с но­вой ре­ли­ги­ей и на­вя­зать ей бит­ву. Это был ес­те­ст­вен­ный кон­фликт ме­ж­ду дву­мя фор­ма­ми бы­тия, ко­то­рые не мог­ли со­су­ще­ст­во­вать ря­дом в про­дол­же­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни.

Все это - дей­ст­ви­тель­но так. В со­от­вет­ст­вии с та­кой точ­кой зре­ния Ис­лам дол­жен был не­пре­мен­но вы­сту­пить на за­щи­ту соб­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния. Он не­пре­мен­но дол­жен был вес­ти обо­ро­ни­тель­ную бит­ву, на­вя­зан­ную ему про­тив его во­ли.

Од­на­ко су­ще­ст­ву­ет и дру­гая еще бо­лее ори­ги­наль­ная ис­ти­на, ко­то­рая за­клю­ча­ет­ся в том, что са­ма при­ро­да ис­лам­ско­го бы­тия пред­по­ла­га­ет из­на­чаль­ное про­дви­же­ние впе­ред во имя из­бав­ле­ния че­ло­ве­ка на зем­ле от по­ра­бо­ще­ния дру­гим че­ло­ве­ком и при­об­ще­ния че­ло­ве­ка к слу­же­нию и по­кло­не­нию Ал­ла­ху, и толь­ко Ему. Ис­лам не мо­жет ос­та­нав­ли­вать­ся у сво­их гео­гра­фи­че­ских гра­ниц, как и не мо­жет ог­ра­ни­чи­вать свою дея­тель­ность в ка­ких-то эт­ни­че­ских пре­де­лах, ос­тав­ляя че­ло­ве­ка, весь че­ло­ве­че­ский вид на зем­ле, на всей зем­ле на от­куп злу, рас­тле­нию и по­кло­не­нию ко­му-то дру­го­му, кро­ме Ал­ла­ха.

Воз­мож­но с те­че­ни­ем вре­ме­ни ан­ти­ис­лам­ские ла­ге­ря и от­ка­жут­ся от на­па­док про­тив Ис­ла­ма, ес­ли он ос­та­вит их в по­кое и по­зво­лит им про­дол­жать прак­ти­ку по­ра­бо­ще­ния од­но­го че­ло­ве­ка дру­гим в их тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ни­цах; ес­ли Ис­лам по­зво­лит им за­ни­мать­ся свои­ми де­ла­ми и не ста­нет рас­про­стра­нять на их тер­ри­то­рию ис­лам­ский при­зыв и свою все­об­щую ос­во­бо­ди­тель­ную дек­ла­ра­цию. Од­на­ко Ис­лам зая­вит о сво­ем при­ми­ре­нии с ни­ми лишь в том слу­чае, ко­гда они зая­вят о под­чи­не­нии его вла­сти, о со­гла­сии вы­пла­чи­вать джи­зью и о га­ран­ти­ях сво­бод­но­го рас­про­стра­не­ния ис­лам­ско­го при­зы­ва без ка­ких-ли­бо ма­те­ри­аль­ных пре­пят­ст­вий со сто­ро­ны су­ще­ст­вую­щих у них вла­стей.

Та­ко­ва при­ро­да ис­лам­ской ре­ли­гии, та­ко­ва ее функ­ция, по­сколь­ку Ис­лам во все­ус­лы­ша­ние за­яв­ля­ет о гос­под­стве Ал­ла­ха над всем су­щим, об ос­во­бо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от вся­ко­го по­ра­бо­ще­ния, кро­ме по­кло­не­ния всех лю­дей Ал­ла­ху, и толь­ко Ему.

Раз­ни­ца ме­ж­ду ис­лам­ским ми­ро­воз­зре­ни­ем в та­ком ви­де и его ми­ро­воз­зре­ни­ем, за­жа­тым в тес­ных тер­ри­то­ри­аль­ных и эт­ни­че­ских рам­ках, объ­яс­ня­ет­ся ис­клю­чи­тель­но из­на­чаль­ным стра­хом. В сво­ем вто­ром ви­де Ис­лам те­ря­ет свои оп­рав­да­тель­ные ар­гу­мен­ты для пред­при­ня­тия ак­тив­ной дея­тель­но­сти.

Оп­рав­да­тель­ные ар­гу­мен­ты для пред­при­ня­тия Ис­ла­мом ак­тив­ных дей­ст­вий осо­бо чет­ко и со всей ве­со­мо­стью пред­ста­ют, ко­гда на­по­ми­на­ют, что ис­лам­ская ре­ли­гия есть не что иное, как за­кон Ал­ла­ха для ре­гу­ли­ро­ва­ния че­ло­ве­че­ской жиз­ни, и от­нюдь не за­кон, ус­та­нов­лен­ный ка­ким-то че­ло­ве­ком, не кон­цеп­ция ка­кой-то куч­ки лю­дей и не эт­ни­че­ская сис­те­ма, свой­ст­вен­ная для од­но­го из эт­но­сов. Мы ищем внеш­ние оп­рав­да­тель­ные ар­гу­мен­ты лишь в том слу­чае, ко­гда в на­ших ощу­ще­ни­ях ос­ла­бе­ва­ет эта ог­ром­ная не­пре­лож­ная ис­ти­на, ко­гда мы за­бы­ва­ем, что про­бле­ма сво­дит­ся к про­бле­ме бо­же­ст­вен­но­сти Ал­ла­ха и по­кло­не­ния ра­бам Его. Не мо­жет быть та­ко­го, что ка­кой-то че­ло­век сна­ча­ла по­стиг эту ог­ром­ную ис­ти­ну, а по­том вдруг стал ис­кать дру­гой оп­рав­да­тель­ный ар­гу­мент для ис­лам­ско­го Джи­ха­да.

На рас­пу­тье до­ро­ги не ка­жет­ся ог­ром­ным рас­стоя­ние ме­ж­ду пред­став­ле­ни­ем то­го, что Ис­лам был вы­ну­ж­ден при­нять эту бит­ву, не имея пе­ред со­бой вы­бо­ра в си­лу сво­его соб­ст­вен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния и дру­гих джа­хи­ли­ст­ских об­ществ, с ко­то­ры­ми он не­из­беж­но дол­жен был столк­нуть­ся, и пред­став­ле­ни­ем, что Ис­лам сам по се­бе не­из­беж­но из­на­чаль­но дол­жен был по хо­ду раз­вер­ты­ва­ния сво­ей дея­тель­но­сти всту­пить в эту бит­ву.

В то же вре­мя дис­тан­ция ог­ром­но­го раз­ме­ра раз­де­ля­ет пред­став­ле­ние о том, что Ис­лам суть бо­же­ст­вен­ный за­кон, ко­то­рый поя­вил­ся, с тем что­бы ут­вер­дить бо­же­ст­вен­ность Ал­ла­ха на зем­ле, слу­же­ние и по­кло­не­ние всех лю­дей од­но­му бо­же­ст­ву, и пред­став­ле­ние о том, что Ис­лам яв­ля­ет со­бой ло­каль­ную сис­те­му, при­вя­зан­ную к мес­ту сво­его за­ро­ж­де­ния, и он впра­ве лишь от­би­вать на­пад­ки на не­го в пре­де­лах тер­ри­то­ри­аль­ных гра­ниц. Кон­ста­та­ция пер­во­го пред­став­ле­ния об Ис­ла­ме ор­га­нич­но вли­ва­ет­ся в ре­аль­ную фор­му, ины­ми сло­ва­ми, в рам­ки че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, в ко­то­ром че­ло­век ос­во­бо­ж­да­ет­ся от по­кло­не­ния се­бе по­доб­но­му, т.е. та­ким же ра­бам, и при­об­ща­ет­ся к по­кло­не­нию Гос­по­ду ра­бов. В та­ком об­ще­ст­ве пра­вит лишь за­кон Ал­ла­ха - ша­ри­ат, в ко­то­ром во­пло­ща­ет­ся власть Ал­ла­ха. Ины­ми сло­ва­ми, в ша­риа­те во­пло­ще­на бо­же­ст­вен­ность Ал­ла­ха, и, сле­до­ва­тель­но, Ис­лам впра­ве уби­рать все пре­пят­ст­вия с пу­ти, идя по ко­то­ро­му он об­ра­ща­ет­ся с про­по­ве­дью к со­вес­ти лю­дей и к их умам че­рез все ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ные пре­по­ны и пре­пят­ст­вия, ус­та­нов­лен­ные со сто­ро­ны по­ли­ти­че­ской сис­те­мы го­су­дар­ст­ва или обу­слов­лен­ные об­ще­ст­вен­ной об­ста­нов­кой.

Пе­ред на­ми од­но пред­став­ле­ние и дру­гое, хо­тя Ис­лам и в том, и в дру­гом слу­чае раз­вер­ты­ва­ет Джи­хад. Од­на­ко пол­ное пред­став­ле­ние о мо­ти­вах, це­лях и по­след­ст­ви­ях это­го Джи­ха­да очень силь­но от­ли­ча­ет­ся и вхо­дит в суть убе­ж­ден­но­сти, а так­же в суть на­ме­ре­ний и на­прав­лен­но­сти дей­ст­вий.

Ис­лам впра­ве дей­ст­во­вать из­на­чаль­но. Ведь Ис­лам - не ре­ли­ги­оз­ная кон­цеп­ция ка­ко­го-ли­бо на­ро­да и не сис­те­ма ка­ко­го-ли­бо оте­че­ст­ва. Он пред­став­ля­ет со­бой бо­же­ст­вен­ный за­кон и все­мир­ную сис­те­му. Ис­лам име­ет пра­во раз­вер­ты­вать свою дея­тель­ность, с тем что­бы раз­ру­шить пре­пят­ст­вую­щие ему сис­те­мы и со­ци­аль­ные об­стоя­тель­ст­ва, ко­то­рые ско­вы­ва­ют сво­бо­ду че­ло­ве­ка, ко­гда он сто­ит пе­ред вы­бо­ром. Дос­та­точ­но на­пом­нить о том, что Ис­лам не на­бра­сы­ва­ет­ся на лю­дей, с тем что­бы за­ста­вить их при­нять его ве­ро­ис­по­ве­да­ние. Он лишь вы­сту­па­ет про­тив сис­тем и об­ще­ст­вен­ных си­туа­ций для то­го, что­бы ос­во­бо­дить лю­дей от фак­то­ров, рас­тле­ваю­щих и раз­ру­шаю­щих их вро­ж­ден­ные ка­че­ст­ва, а так­же ско­вы­ваю­щих сво­бо­ду вы­бо­ра.

Ис­лам име­ет пра­во вы­во­дить лю­дей от по­кло­не­ния се­бе по­доб­ным ра­бам к по­кло­не­нию Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, с тем что­бы реа­ли­зо­вать свою все­объ­ем­лю­щую дек­ла­ра­цию гос­под­ства Ал­ла­ха над всем су­щим и ос­во­бо­дить всех лю­дей. По ис­лам­ско­му ми­ро­воз­зре­нию и в ре­аль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти те­зис о по­кло­не­нии Ал­ла­ху, и толь­ко Ему, мож­но реа­ли­зо­вать лишь под се­нью ис­лам­ской сис­те­мы. Ис­лам­ская сис­те­ма - един­ст­вен­ная сис­те­ма, в рам­ках ко­то­рой Ал­лах ни­спо­сы­ла­ет Свои за­ко­ны всем ра­бам Сво­им, вклю­чая пра­ви­те­лей и под­чи­нен­ных, чер­ных и бе­лых, близ­ких и даль­них, бед­ных и бо­га­тых, из­да­вая для них один за­кон, ко­то­ро­му под­чи­нять­ся долж­ны все в рав­ной ме­ре. Что ка­са­ет­ся всех ос­таль­ных сис­тем, то в их рам­ках лю­ди по­кло­ня­ют­ся се­бе по­доб­ным ра­бам, по­то­му что они вос­при­ни­ма­ют за­кон сво­ей жиз­ни от та­ких же, как и они, ра­бов, в то вре­мя как это - из спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей бо­же­ст­вен­но­сти. Где бы че­ло­век ни при­сваи­вал се­бе пра­во из­да­вать за­ко­ны для лю­дей, он прак­ти­че­ски и про­фес­сио­наль­но пре­тен­ду­ет на бо­же­ст­вен­ность, не­за­ви­си­мо от то­го, за­яв­ля­ет он об этой сво­ей пре­тен­зии или не за­яв­ля­ет. Где бы дру­гой че­ло­век ни при­знал это пра­во за дру­гим че­ло­ве­ком, он при­зна­ет за ним пра­во бо­же­ст­вен­но­сти, не­за­ви­си­мо от то­го, на­зы­ва­ет он это или не на­зы­ва­ет.

Ис­лам - это не толь­ко ве­ро­уче­ние, ко­то­рое он при­зван дек­ла­ри­ро­вать для лю­дей пу­тем рас­про­стра­не­ния про­по­ве­ди. Му­суль­ман­ская ре­ли­гия суть за­кон, ко­то­рый во­пло­ща­ет­ся в ор­га­ни­за­ци­он­ной ди­на­мич­ной общ­но­сти, вы­сту­паю­щей за ос­во­бо­ж­де­ние всех лю­дей. Вся­кие иные общ­но­сти не по­зво­ля­ют Ис­ла­му ор­га­ни­зо­вать жизнь сво­их по­до­печ­ных в со­от­вет­ст­вии со сво­им за­ко­ном. И по этой при­чи­не, Ис­лам не­из­беж­но дол­жен ли­к­ви­ди­ро­вать эти сис­те­мы, по­сколь­ку они вста­ют пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти ко все­об­ще­му ос­во­бо­ж­де­нию. Как мы уже го­во­ри­ли вы­ше, это оз­на­ча­ет, что вся ре­ли­гия при­над­ле­жит Ал­ла­ху. Нет мес­та в Ис­ла­ме для по­кор­но­сти и под­чи­не­ния од­но­го ра­ба дру­го­му, как это при­ня­то в не­ис­лам­ских сис­те­мах, ко­то­рые ос­но­вы­ва­ют­ся на по­кло­не­нии ра­бов ра­бам.

Со­вре­мен­ные ис­лам­ские ис­сле­до­ва­те­ли-по­ра­жен­цы, ко­то­рые спа­со­ва­ли пе­ред дав­ле­ни­ем со­вре­мен­ной дей­ст­ви­тель­но­сти и под ко­вар­ны­ми уда­ра­ми вос­то­ко­ве­дов, ис­пы­ты­ва­ют труд­но­сти и сму­ще­ние пе­ред кон­ста­та­ци­ей этой ис­ти­ны, по­то­му что вос­то­ко­ве­ды изо­бра­жа­ют Ис­лам в ка­че­ст­ве дви­же­ния по­дав­ле­ния лю­дей си­лой ору­жия, с тем что­бы за­ста­вить их при­нять му­суль­ман­ское ве­ро­ис­по­ве­да­ние. Гнус­ные вос­то­ко­ве­ды хо­ро­шо зна­ют, что это да­ле­ко не ис­ти­на и, тем не ме­нее, они, встав на этот путь, ис­ка­жа­ют мо­ти­вы ис­лам­ско­го Джи­ха­да. Да­лее по­яв­ля­ют­ся по­бор­ни­ки за­щи­ты ре­пу­та­ции Ис­ла­ма с по­ра­жен­че­ски­ми на­строе­ния­ми и от­вер­га­ют это об­ви­не­ние. Они на­чи­на­ют ис­кать оп­рав­да­тель­ные ар­гу­мен­ты для обо­ро­ни­тель­ных по­зи­ций. Они за­бы­ва­ют о при­ро­де Ис­ла­ма и его функ­ции, о его пра­ве из­на­чаль­но до­би­вать­ся ос­во­бо­ж­де­ния че­ло­ве­ка.

Это за­пад­ное пред­став­ле­ние о при­ро­де ис­лам­ской ре­ли­гии за­тме­ва­ет ра­зум со­вре­мен­ных ис­сле­до­ва­те­лей-по­ра­жен­цев. Ис­лам для них по­да­ет­ся лишь как ве­ро­уче­ние, имею­щее от­но­ше­ние к со­вес­ти, ко­то­рое не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к жиз­ни. От­сю­да Джи­хад для ре­ли­гии есть не что иное, как Джи­хад, имею­щий сво­ей це­лью на­вя­зать ве­ро­уче­ние со­вес­ти.

Од­на­ко в Ис­ла­ме все об­сто­ит ина­че. Ис­лам - за­кон для жиз­ни че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва, за­кон, ко­то­рый ос­но­вы­ва­ет­ся на на­де­ле­нии Ал­ла­ха, толь­ко Его и ни­ко­го дру­го­го, ат­ри­бу­том бо­же­ст­вен­но­сти, что во­пло­ща­ет­ся в пра­ве на реа­ли­за­цию вла­сти, ор­га­ни­за­цию ре­аль­ной жиз­ни со все­ми ее по­все­днев­ны­ми под­роб­но­стя­ми. Джи­хад в со­от­вет­ст­вии с этим за­ко­ном пред­став­ля­ет со­бой Джи­хад на пу­ти ут­вер­жде­ния не­бес­но­го за­ко­на и ус­та­нов­ле­ния ис­лам­ской сис­те­мы. Что же ка­са­ет­ся ве­ро­ис­по­ве­да­ния, то это де­ло от­хо­дит в сфе­ру сво­бо­ды убе­ж­де­ний под се­нью все­об­щей сис­те­мы, по­сле то­го, как бу­дут ли­к­ви­ди­ро­ва­ны все фак­то­ры воз­дей­ст­вия. Толь­ко по­сле это­го все ос­но­ва­тель­но из­ме­нит­ся и об­ре­тет со­вер­шен­но но­вый об­лик.

Где бы ни на­хо­ди­лась ис­лам­ская общ­ность, ко­то­рая оли­це­тво­ря­ет со­бой бо­же­ст­вен­ный за­кон, Ал­лах на­де­ля­ет ее пра­вом на ак­тив­ные дей­ст­вия и дви­же­ния по пу­ти ус­та­нов­ле­ния вла­сти и ут­вер­жде­ния сис­те­мы, ос­тав­ляя при этом во­прос о ду­хов­ном ве­ро­ис­по­ве­да­нии и сво­бо­де вы­бо­ра со­вес­ти. Ес­ли Ал­лах ко­гда-ли­бо в те­че­ние не­ко­то­ро­го вре­ме­ни и за­пре­щал ис­лам­ской об­щи­не вес­ти Джи­хад, то это бы­ло во­про­сом так­ти­ки, но не во­про­сом прин­ци­па, во­про­сом по­треб­но­сти дви­же­ния, но не во­про­сом ве­ро­ис­по­ве­да­ния. На этой кон­крет­ной и чет­кой ос­но­ве мы мо­жем по­ни­мать мно­го­чис­лен­ные ко­ра­ни­че­ские тек­сты при­ме­ни­тель­но к об­нов­ляю­щим­ся ис­то­ри­че­ским эта­пам и не сме­ши­вать их вре­мен­ное пре­хо­дя­щее зна­че­ние со все­об­щим зна­че­ни­ем дол­го­сроч­ной и не­по­ко­ле­би­мой ли­нии ис­лам­ско­го дви­же­ния.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.