|
|||
Он - тот, кто в небесах Божество и на земле Божество”.“Он - тот, кто в небесах Божество и на земле Божество”. { إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ أَمَرَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ } [ يوسف : 40 ] . “Нет власти, кроме власти Аллаха. Он наказал, чтобы поклонялись только Ему. Это - истинная религия”. { قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلَّا نَعْبُدَ إِلَّا اللَّهَ وَلا نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلا يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَاباً مِنْ دُونِ اللَّهِ فَإِنْ تَوَلَّوْا فَقُولُوا اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ } [ آل عمران : 64 ] .
“Скажи: “О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха и никого не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся”. Царство Аллаха на земле не предусматривает, чтобы власть была в руках каких-то отдельных людей, то есть в руках духовенства, как это делается под сенью христианской религии, не в руках деятелей, выступающих от имени божества, как это известно в условиях теократического режима, или священной божественной власти. Царство Аллаха предусматривает, чтобы правящим был закон Всевышнего и чтобы по всякому вопросу обращались к Аллаху в соответствии с тем, что Он установил в Коране. Установления царства Аллаха на земле, ликвидации царства людей, изъятия власти из рук узурпаторов, из числа рабов, и возвращения ее Аллаху и никому другому, господства Небесного закона и ничего иного, ликвидации человеческих законов нельзя достичь только путем красноречивого увещевания и разъяснения, потому что власть предержащие на шее у рабов и узурпировавшие власть Аллаха на земле не отступятся от своего правления, под действием увещевания и разъяснения. В противном случае, установление религии Аллаха на земле было бы наилегчайшим делом для посланников, но это противоречит тому, что известно из истории посланников, да будет над ними благословение Всевышнего и мир, а история исламской религии несет в себе жизнь целых поколений. Эта общая декларация освобождения человека на земле от всякой власти, кроме власти Аллаха, декларация божественного начала Аллаха и никого иного, а также Его господства над обитателями этого мира, не была пассивной, философско-теоретической декларацией. Это была активная, реальная и динамическая декларация. Эта декларация имеет своей целью добиться установления такой системы, в рамках которой человечеством правил бы Закон Аллаха. Эта система должна практически вывести людей из порабощения другими рабами к поклонению Аллаху и никому другому, без какого-либо сотоварища. Затем эта система наряду с формой “разъяснения” должна принять форму “движения”, с тем чтобы взаимодействовать с человеческой действительностью при всех ее аспектах через посредство адекватных этим аспектам средств. Человеческая действительность вчера, сегодня и завтра противопоставляет исламской религии, как общей декларации освобождения человека на земле от всякой власти, кроме власти Аллаха, препятствия, состоящие из убеждений и иллюзий, реальные материальные препятствия, препятствия политические, социальные, экономические, расовые и классовые, не говоря уже об отклонившихся с правильного пути учениях и ложных представлениях. Все это перемешалось одно с другим и вступило в чрезвычайно сложное взаимодействие. Если “разъяснение” противостояло убеждениям и представлениям, то “движение” было направлено против материальных препятствий и прежде всего против политической власти, основывающейся на сложных и переплетенных между собой экономических, социальных, классовых, расовых, мировоззренческих и вероисповедальных факторах. Они - разъяснение и движение - противостоят вместе всей человеческой действительности с помощью средств, адекватных всем ее составляющим. Без них - без разъяснения и движения - не может начаться освобождение человека и всего человечества на всей земле. Этот момент весьма важен и на нем следует остановиться еще раз. Исламская религия - это не декларация освобождения только арабского человека и не миссия, касающаяся только арабов. Темой этой декларации является человек вообще, род человеческий, а сферой ее приложения является земля, вся земля. Аллах, хвала Ему, не является Господом арабов и только. Более того, Он даже не является Господом исключительно тех, кто исповедует исламское вероучение. Аллах - Господь всех миров. Исламская религия имеет своей целью обратить всех обитателей этого мира к их Господу и избавить их от порабощения и поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Наитяжелейшим порабощением, с точки зрения Ислама, является подчинение людей законодательным нормам, изданным для них другими представителями человечества, в то время как такое поклонение должно совершаться только перед Аллахом и не перед кем другим. Всякий, кто поклоняется кому-либо, кроме Аллаха, выходит за рамки религии Всевышнего, сколько бы он ни утверждал, что он-де исповедует исламскую религию. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указывал, что следование одновременно и небесному закону, и земной власти есть путь поклонения, по которому пошли иудеи и христиане, став многобожниками и вступив в противоречие с тем, что им было наказано, а именно - поклоняться Аллаху и никому другому. Ссылаясь на Адия бен Хатима (мир над ним) Ат-Тирмизи сообщает, что когда до Адия бен Хатима дошла весть о призыве посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он бежал в Сирию. Как известно, Адия бен Хатим принял христианство еще в доисламское время. Мусульмане пленили его сестру и нескольких людей из его племени. Однако позднее посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) смилостивился над его сестрой и отпустил ее. Она возвратилась к своему брату и возбудила в нем желание вступить в Ислам и пойти к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Люди рассказывают о его приходе к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он вошел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), причем на груди у него висел серебряный крестик. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в это время читал следующий аят: “Помимо Аллаха они взяли в качестве господ своих епископов и монахов”. Он, то есть Адия, сказал: “Я заметил, что они не поклонялись им”, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Да, но они запретили людям то, что им разрешено, и разрешили им то, что запрещено. Они последовали за ними, а это есть не что иное, как поклонение людей им”. Комментарии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к высказываниям Аллаха, хвала Ему, суть категорическое указание на то, что одновременное следование и небесному закону, и земной власти есть не что иное, как поклонение, которое выходит за рамки исламской религии, потому что оно свидетельствует о том, что люди берут других людей в качестве своих господ. Исламская религия как раз и пришла на землю, чтобы покончить с этим явлением, объявить освобождение человека на земле от поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Ислам должен был приступить на земле к ликвидации реальности, противоречащей этой общей декларации, причем сделать это он был должен, используя одновременно и разъяснение, и движение. Ислам непременно должен был нанести удар по политическим силам, которые заставляли людей поклоняться кому-либо, помимо Аллаха, то есть тем силам, которые правили людьми не по закону Аллаха и не от имени его власти. Эти силы пытались помешать людям слушать “разъяснение” и воспринимать вероучение в условиях свободы, без каких-либо препятствий со стороны властей. Ислам должен был действовать, с тем чтобы установить политическую, экономическую и социальную систему, которая позволила бы движению освобождения приступить к практическим действиям после уничтожения господствующей силы, будь она чисто политической или прикрывающейся расизмом или классовостью в одном элементе. Ислам никогда не имел своей целью насильственно приобщать людей к исламскому вероучению. Однако Ислам - это не только “вероучение”, Ислам, как мы уже сказали выше, суть общая декларация освобождения человека от порабощения другими людьми. Изначально он устремлен к уничтожению систем и правительств, в основе которых лежит господство человека над человеком и поклонение человека человеку. В последующие периоды Ислам предполагал предоставить людям полную свободу, с тем чтобы они выбрали в условиях полной свободы то вероучение, которое им нравится, причем выбрали добровольно после того, как над ними не стало политического давления, а умы и души были просвещены разъяснением. Однако этот опыт не означает, что они должны избрать объектом своей заботы собственные прихоти и капризы или что они могут сами поставить себя в качестве рабов перед рабами. Они не могли и не могут выбирать себе господ в своей среде, помимо Аллаха. Система, которая правит человечеством на земле, должна иметь в своей основе поклонение Аллаху и никому, кроме Него. Достигается это путем принятия законоустановления только от Него и ни от кого другого. И уже после этого каждый человек в рамках этой общей системы может исповедовать то вероучение, которое ему нравится. Это будет означать, что вся религия принадлежит Аллаху, другими словами, покорность, следование и поклонение - все вершится во имя Аллаха. Смысл религии шире смысла вероучения. Религия - это закон и система, которые правят жизнью. Под сенью Ислама религия основывается на вероучении, однако в целом религия шире, чем вероучение. В рамках Ислама разнообразные общины могут подчиняться всеобщему исламскому закону, основывающемся на поклонении Аллаху, и никому другому. Это верно даже в тех случаях, когда некоторые из этих общин не исповедуют исламское вероучение. Кто прогрессивно понимает природу исламской религии, понимает неизбежность динамического продвижения к Исламу в виде Джихада с использованием меча, и наряду с Джихадом, с использованием разъяснения. Понимающий природу Ислама человек знает, что это нельзя назвать оборонительным движением в том узком смысле, в котором понимают сегодня термин “оборонительная война”, как того хотели бы малодушные и колеблющиеся под давлением сущей действительности и коварного наступления востоковедов, изображающих движение Джихада в Исламе оборонительным. Они делают это при том, что это движение выступает за освобождение человека на земле средствами, адекватными всем аспектам человеческой действительности, причем оно осуществляется на конкретных этапах, каждый из которых имеет свои собственные обновляющиеся средства. Если мы неизбежно должны назвать движение Джихада в Исламе оборонительным движением, то мы непременно должны изменить смысл слова “оборона” и понимать под ним “защита человека” от угрозы всех тех факторов, которые ограничивают его свободу и препятствуют его освобождению. Эти факторы олицетворяются в убеждениях и представлениях так же, как они воплощаются в политических системах, основывающихся на расистских, классовых и экономических препонах. Эти системы господствовали на всей земле к моменту прихода Ислама. Некоторые из форм этой системы продолжают господствовать и в наше время в условиях современного языческого невежества. Сделав такое расширение понятия слова “оборона”, мы можем заниматься истиной мотивов исламского подъема на земле с использованием Джихада, мы даже можем подходить к самой природе Ислама. А эта природа, как известно, заключается в общей декларации освобождения человека от порабощения другим человеком, утверждении божественного начала Аллаха и никого другого, кроме Него, и Его господства над обитателями этого мира, в разрушении царства человеческой прихоти на земле и в установлении царства Небесного Закона в мире человека. Что касается попыток объяснить исламский Джихад оборонительными терминами в узком смысле современного понимания оборонительной войны, попыток найти аргументы для доказательства того, что события исламского Джихада развертывались лишь для того, чтобы дать отпор агрессии соседних сил “против исламской родины”, которая в понимании некоторых сводится к Аравийскому полуострову, то эти попытки свидетельствуют о недопонимании природы исламской религии, природы той роли, во имя которой она пришла на землю. Эти попытки также свидетельствуют о том, что носители такого подхода потерпели поражение, уступив давлению современной действительности, коварному наступлению востоковедческой науки против исламского Джихада. Вы только представьте, что если бы Абу Бакр, Омар и Осман (мир над ними) обезопасили бы Аравийский полуостров от агрессии со стороны Персии и Византии, то разве они отказались бы от распространения Ислама на земле? Как же им удавалось поддерживать Ислам и продвигать его распространение в условиях, когда призыв наталкивался на материальные препятствия, которые чинили политические и государственные системы, а также экономические, классовые и расовые системы общества, питавшиеся расисткими и классовыми идеями, и которые в то же время находились под защитой материальной силы государства. Было бы наивным полагать, что призыв, который декларирует освобождение человека, всего рода человеческого на всей земле, вдруг останавливается перед этими препятствиями и продолжает борьбу словами и разъяснениями. Исламский призыв ведет Джихад с помощью языка и разъяснения в тех случаях, когда он остается один на один с людьми и обращается к ним с проповедью без помех, в условиях полной свободы, а люди совершенно не подвержены воздействию посторонних факторов. Здесь понятно использование лозунга “Никакого насилия в религии”. Однако, когда на пути встают препятствия и появляются факторы материального воздействия, то возникает необходимость уничтожить их прежде всего силой, с тем чтобы получить возможность обращаться с проповедью к сердцу человека и его разуму, к человеку, который свободен от всех этих оков. Джихад - необходимость для исламского призыва, если цели его заключаются в серьезной декларации освобождения человека, причем такой декларации, когда реальной действительности противопоставляются средства, адекватные всем ее аспектам, когда Джихад не ограничивается филосовско-теоретическими разъяснениями, независимо от того, находится ли исламская родина, а если сказать правильно с мусульманской точки зрения - мир Ислама, - в безопасности или под угрозой со стороны соседей. Ислам, устремляясь к миру, не имеет в виду тот дешевый мир, суть которого сводится лишь к тому, чтобы обезопасить территорию, на которой проживает население, воспринявшее исламское вероучение. Ислам желает такого мира, под сенью которого вся религия полностью бы принадлежала Аллаху, то есть, чтобы люди, все люди под сенью этого мира поклонялись Аллаху, и чтобы в этих условиях люди не брали из своей среды других людей в качестве господ, помимо Аллаха. И здесь нужно учитывать конечный итог этапов исламского Джихада. Эти этапы уже завершились. Как говорит имам Ибн Кайим: “...дело неверующих в Ислам стабилизировалось, и они стали делиться на три категории: те, кто с оружием в руках выступал против мусульман; те, кто имел с ними договор; и те, кто находился под их защитой”. Со временем находящиеся в договорных отношениях с мусульманами лица перешли в Ислам. Таким образом, из неверующих осталось две категории: те, кто сражался против Ислама и те, кто находился под его защитой. Что касается выступающих с оружием в руках против Ислама, то они боялись мусульман. В итоге на земле осталось три категории людей: мусульмане, верующие в Ислам; лица занимающие лояльную позицию в отношении Ислама; и люди, сражающиеся против Ислама. Как видно из сказанного ранее, лица, занимающие мирную лояльную позицию, представляют тех, кто находился под защитой Ислама. Перечисленные выше категории людей отражают вполне логические позиции, учитывающие природу исламской религии и ее цели. Это вовсе не то, что понимают малодушные и колеблющиеся под давлением сущей действительности и коварного наступления востоковедов. В Мекке и в первое время после переселения мусульман в Медину Аллах удерживал их от развертывания военных действий. Мусульманам было сказано:
|
|||
|