![]()
|
|||
Скажи: “Не сообщить ли Мне вам о тех, которые понесут наибольшие убытки от дел своих, - тех, усердие которых заблудилось в жизни ближней, хотя они и думают, что делают хорошие дела?” Те, которые не веровали в знамения их“Скажи: “Не сообщить ли Мне вам о тех, которые понесут наибольшие убытки от дел своих, - тех, усердие которых заблудилось в жизни ближней, хотя они и думают, что делают хорошие дела?” Те, которые не веровали в знамения их Господа и встречу с Ним, дела их оказались тщетными, и в день Воскресения Мы не дадим им никакого веса. Геенна будет воздаянием им за то, что они были неверными, подвергли осмеянию Мои знамения и Моих пророков”. Правдивы слова Аллаха Всемогущего! ДЖИХАД НА ПУТИ АЛЛАХА Имам ибн аль-Кейим резюмировал концепцию Джихада в Исламе в своем труде “Задд аль-Маад”, в разделе, который он поместил под заголовком “О порядке следования праведному пути в отношениях с неверующими и лицемерами с момента выступления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) со своей миссией и до того, как он встретился с Аллахом, Всеславен Он и Всемогущ”. Первое, что было внушено Им, да осветится имя Всевышнего, это то, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал во имя своего Господа, который сотворил. Он повелел ему, чтобы он читал про себя. Он сделал его Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: “Читай” и сделал его посланником (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: “О завернувшийся в плащ! Встань и увещевай”(Завернувшийся, аяты 1-2). Затем Он повелел ему, чтобы он предостерег своих ближайших родственников, чтобы предостерег после этого свой народ, чтобы предостерег затем проживающих вокруг него арабов, чтобы предостерег после этого всех арабов вместе, а потом - и всех обитателей этого мира. В течение десяти с лишним лет после этого пророчества он увещевал людей исламским призывом, не прибегая ни к каким военным действиям и не налагая никакого налога. Аллах повелел ему быть воздержанным, проявлять терпение и прощать. Позднее Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было разрешено совершить переселение (хиджра) из Мекки в Медину и приступить к военным действиям. Всевышний наказал ему вести военные действия против того, кто выступает против него с мечом, и оставить в покое того, кто поддерживает Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не ведет против него военных действий. Далее Он наказал Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) вести военные действия против многобожников, с тем чтобы вся религия принадлежала Аллаху. Неверующие к моменту наказа вести Джихад разделялись на три категории: люди, которые добровольно подчинились мусульманам и заключили с ними договор; люди, которые находились в состоянии войны с мусульманами; и люди - преимущественно евреи и христиане, - которые находились под защитой мусульман. Он наказал, чтобы мусульмане соблюдали заключенные договоры о перемирии, и чтобы они сполна выполняли договор, если противная сторона его не нарушает. Если же противная сторона совершала предательство и нарушала договор, то военные действия против них мусульмане должны были развертывать только после извещения их о нарушении договора. Он наказал, чтобы военные действия велись против тех, кто нарушает договор. Когда была ниспослана сура “Покаяние” с разрешением избавиться от этих договоров, в ней содержалось разъяснение с осуждением всех этих категорий, не верующих в Ислам. Так, Аллах повелевал сражаться против врага из числа людей Писания (преимущественно евреи и христиане), с тем чтобы они платили военный налог (джизья) или вступали в Ислам. Он наказывал в этой суре вести Джихад против неверующих в Ислам и лицемеров, обходиться с ними решительно и жестко. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вел Джихад против неверующих в Ислам, прибегая к мечу и копью, а против лицемеров - аргументами и словами. Всевышний наказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) избавиться от договоров с неверующими и не соблюдать их. Он разделил людей договора на три категории. Против людей той категории, которая нарушила договор, Он повелел сражаться. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сражался против них и одержал верх. Что касается категории тех, у кого были с мусульманами временные договоры, и которые не нарушали их и не выступали против Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то Он повелел соблюдать договоры с ними до истечения срока. Что же касается категории людей, у которых не было никакого договора, и они не выступали против Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), или же у них был договор, не имеющий определенных условий, Аллах наказал ему дать им четырехмесячную отсрочку, а если они не согласятся, то сражаться против них. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сражался с теми, кто нарушает договор и дал отсрочку на четыре месяца тем, у кого договора не было или же у них был безусловный договор. Аллах наказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы условия договора соблюдались для тех, кто его не нарушает до истечения срока. Все эти люди приняли Ислам и не придерживались неверия еще до истечения срока. На лиц, находившихся под защитой мусульман, был наложен военный налог. После того, как была ниспослана сура об избавлении от договоров, не верующие в Ислам разделились на три категории: те, кто с оружием в руках выступал против мусульман; те, кто имел с ними договор; и те, кто находился под их защитой. Со временем находящиеся в договорных отношениях с мусульманами лица перешли в Ислам. Таким образом, из неверующих осталось две категории: те, кто сражался против Ислама, и те, кто находился под его защитой. Что касается выступающих с оружием в руках против Ислама, то они боялись мусульман. В итоге на земле осталось три категории людей: мусульмане, верующие в Ислам; лица, занимающие мирную и лояльную позицию в отношении Ислама, и люди, сражающиеся против Ислама. Что касается лицемеров, то Всевышний повелел Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он принял от них то, что они говорили языком, а то, что скрыто в их сердцах - оставлял Аллаху, вел против них Джихад с помощью знания и аргументов. Аллах наказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он отдалился от них и занимал по отношению к ним жесткую и решительную позицию, чтобы он предпринимал попытки довести до них подлинное знание, запретил делать над ними погребальный намаз и стоять у их могил. Он предупредил, что если Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) будет просить для них прощения, то Аллах все равно им никогда не простит. Таковой была позиция Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно его врагов из числа не верующих в Ислам и лицемеров. В этом резюме прекрасно излагаются этапы ведения Джихада в Исламе, благодаря которому прослеживаются исконные и выразительные черты динамического закона исламской религии. Эти черты заслуживают того, чтобы мы остановились на них подробно. Однако в этой книге мы имеем возможность лишь охарактеризовать их в сжатой форме. Первая черта представлена серьезной реальностью закона исламской религии. Этот закон суть движения и действия в реальной человеческой среде. Это движение и действие встречают реальность человеческого общества и взаимодействуют с ним, используя адекватные реальному бытию общества средства. Движение в рамках исламской религии противостоит языческому невежеству с его убеждениями и иллюзиями, на которых основываются реальные практические системы, поддержанные материальной силой. При этом исламское движение взаимодействует со всей этой реальностью тем, что ей адекватно. Ислам противопоставляет ей свой призыв и разъяснение с целью исправить эти убеждения и представления. Ислам выступает против этой реальности, противопоставляя ей силу и Джихад, с тем чтобы уничтожить эти системы и основывающиеся на них власти, которые препятствуют исправлению этих убеждений и представлений в народных массах, подчиняя их насилием и обманом, заставляя их поклоняться не их Всеславному Господу. Это движение не довольствуется перед лицом материальной власти одним только разъяснением. В то же время Ислам не использует материальное насилие для завоевания душ и сердец людей. Движение и действие Ислама подобны закону этой религии, который имеет своей целью избавление людей от порабощения другими во имя поклонения одному только Аллаху, как мы расскажем об этом ниже. Вторая черта закона исламской религии проявляется в динамичной реальности, а именно, в движении, имеющем свои этапы. Каждый этап этого движения имеет средства, адекватные реальным требованиям и потребностям этого этапа. Каждый из этих этапов постепенно переходит в другой. Закон религии не противопоставляет реальности каких-либо абстрактных средств. Те, кто приводят коранические тексты в качестве доказательства закона исламской религии в Джихаде и не учитывают при этом упомянутой выше черты, не понимают природы этапов, по которым проходит праведный путь и связи различных коранических текстов с каждым этапом в отдельности, глубоко заблуждаются и натягивают на закон исламской религии одежды заблуждения. Они нагружают коранические тексты тем, чего категорически не выдерживают исламские принципы и правила. Каждый из приведенных текстов они считают как бы окончательным, олицетворяющим собой конечные правила Ислама. Оказавшись духовно и интеллектуально малодушными и колеблющимися перед отчаянным давлением действительности со стороны потомков мусульман, за которыми от Ислама только и осталось, что одно название, утверждают, что Ислам мобилизует свои силы и усердие только для обороны. Тем самым, как они полагают, якобы вносится в исламскую религию доброе дело, которое на самом деле - уход с праведного пути. В то же время известно, что праведный путь сводится к уничтожению всех тиранов на всей земле, приобщению людей к поклонению только одному Аллаху и избавлению людей от порабощения другими рабами во имя поклонения Господу рабов, причем не путем насилия, с целью приобщения людей к исламской религии, а путем предоставления им свободы принятия этого учения после разрушения правящих политических систем или путем принуждения их платить военный налог. Люди заявляют о своей покорности и смирении, и в условиях полной свободы решают - принимать или не принимать это вероучение. Суть третьей черты заключается в том, что это усердное движение и эти обновляющиеся средства не выводят религию за рамки ее определенных правил и не уводят ее в сторону от предначертанных целей. С самого первого дня исламской религии, независимо от того, обращался ли Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) к ближайшим своим родственникам или к племени курейшей, обращался ли он ко всем арабам или ко всем обитателям земли, он непременно руководствовался одним правилом и просил их идти к одной цели: к избавлению человечества от порабощения другими людьми, к искренности и преданности в поклонении Аллаху. В этом деле недопустимы никакие торги, никакая мягкость. Далее следует переходить к реализации этой единой цели по предначертанному плану с учетом конкретных этапов, каждый из которых имеет свои обновляющиеся средства, как мы уже говорили об этом в предыдущем абзаце. Суть четвертой черты заключается в законодательном контроле над отношениями между исламским Джамаатом и иными обществами. Как это делается, убедительно изложено в прекрасном резюме, приведенном нами выше из книги “Задд аль-Маад”. Такой контроль основывается на том, что покорность Аллаху составляет всемирную основу, к которой человечество должно либо обратиться, либо в целом занять миролюбивую позицию и не выступать против исламского призыва, никоим образом не противопоставлять никакой политической системы, никакой материальной силы, а дать возможность каждому человеку самостоятельно решать, как быть. Человек должен сам решить, воспринимать ему по собственной воле это вероучение или не воспринимать, но он не должен оказывать ему сопротивление или выступать против него с оружием в руках. Если кто-либо поступит иначе, приверженцы исламского мировоззрения должны сражаться с ним до тех пор, пока не убьют его, или пока он не заявит о своей покорности.
* * *
Духовно или интеллектуально малодушные люди, из числа тех, кто пишет о Джихаде в Исламе, с тем чтобы отвести от Ислама такое обвинение, смешивают путь исламской религии, предусматривающей осуждение насильного обращения в мусульманскую веру и ее путь, направленный на разгром материальных политических сил, встающих между людьми и Исламом, сил, которые порабощают одних людей перед другими, мешают им поклоняться Аллаху. Эти две вещи не имеют между собой никакой связи, как и нет места для сомнения относительно их. Из-за такого смешивания, а прежде всего из-за пораженческих настроений, они пытаются свести Джихад в Исламе к тому, что называют сейчас “оборонительной войной”. Джихад в Исламе - совсем другое дело, которое никоим образом не связано с ведущимися в настоящее время войнами, с мотивами этих войн и их предназначением. Мотивы Джихада в Исламе следует познавать в природе самого Ислама, в его роли на этой земле, в высших целях исламской религии, установленных Аллахом. Аллах указывал, что именно ради этого Он направил к людям Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует) с миссией, Он сделал его последним из пророков (да благословит его Аллах и приветствует), а его миссию - последней миссией. Исламская религия суть общая декларация освобождения человека на этой земле от порабощения другим человеком, а также от поклонения своим прихотям, что является тем же порабощением человека человеком. Эту цель намечено достигнуть путем объявления божественности Единого Аллаха, хвала Ему, и никого иного, путем объявления Его господства над всеми обитателями этого мира. Объявление господства Аллаха, и никого иного, над обитателями этого мира означает, что во всех видах, формах, порядках и системах человеческой власти произошла всеобщая революция, всеобщий бунт повсеместно на планете, где в той или иной форме власть принадлежит людям, иными словами, где божественное начало в той или иной форме принадлежит людям. Дело в том, что отнесение власти к людям, когда источником власти являются сами люди, есть не что иное, как обожествление человечества, в результате чего одни люди становятся господами для других, помимо Аллаха. Такая декларация означает изъятие власти Аллаха, которую узурпировали люди, и возвращение ее Всевышнему, изгнание узурпаторов, которые правят людьми по своим собственным законам, выступают перед ними, как господа, а люди становятся их рабами. Другими словами, это означает разгром царства человечества во имя установления царства Аллаха на земле, или как об этом говорится в благородных коранических фразах: { وَهُوَ الَّذِي فِي السَّمَاءِ إِلَهٌ وَفِي الْأَرْضِ إِلَهٌ } [ الزخرف : 84 ] .
|
|||
|