|
|||
СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБЩЕСТВА{ إِنَّ هَذَا الْقُرْآنَ يَهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ } ..
“Поистине, этот Коран ведет к самому правильному пути и возвещает весть верующим” (Перенес ночью, аят 9).
СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Исламский призыв, с которым выступил Мухаммад, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), представляет собой последнее звено в долгой цепи призывов к Исламу, проводившихся под руководством целой плеяды благородных посланников (мир над ними). На протяжении всей человеческой истории этот призыв преследовал одну цель: ознакомление людей с их единственным божеством и с их подлинным Господом, приобщение их к поклонению своему Господу, и никому другому, отбрасыванию обожествления людей. Среди людей не было таких, за исключением отдельных личностей, действовавших в течение непродолжительного времени, кто отрицал бы принцип божественного начала и категорически не признавал существование Аллаха. Но люди не знали истины своего подлинного Господа или же приписывали Аллаху в сотоварищи другие божества либо через картину исповедания и поклонения, либо в вопросах, связанных с владычеством и повиновением. Однако и то и другое суть многобожества, уводящего людей из религии Аллаха, о котором они знали от каждого посланника. Однако по прошествии продолжительного времени они отвергали его и возвращались в лоно языческого невежества, откуда их в свое время вывели, где они вновь становились многобожниками. Это неизбежно в любом случае, когда проблема касается исповедания или поклонения, либо владычества и повиновения, а также, когда и то и другое, и третье, и четвертое имеет место. Такова природа призыва к Аллаху на протяжении человеческой истории. Призыв имел своей целью “покорность” (Ислам), то есть, покорность рабов господину рабов, увод их от поклонения рабам к поклонению Аллаху, и только Ему, освобождение их от власти рабов, от их владычества, законов, ценностей и традиций и переход их под власть Аллаха, под сень Его владычества и законов, Его и никого другого, по всем жизненным вопросам. С проповедью такого Ислама выступил Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подобно тому, как до него выступали благородные посланники (мир над ними). Он выступил с исламским призывом, с тем чтобы возвратить людей под сень владычества Аллаха, как впрочем и всю Вселенную, в окружении которой живут люди. Должна существовать власть, которая организует жизнь людей, которая организует также и бытие Вселенной. Они не составляют исключения с точки зрения закона, власти и устроения из того закона, той власти и того устроения, которые правят всей Вселенной. Можно сказать больше, это непреложное устроение управляет непроизвольной стороной их жизни. В своем становлении, развитии, состоянии здоровья, жизни и смерти людьми управляют природные законы, созданные Аллахом. Кроме этого, эти же законы управляют людьми в обществе и предполагают последствия того, что с ними происходит в результате их самих же произвольного движения. Не в силах людей изменить свод космических законов Аллаха, который правит космосом и изменяет его. Им следует возвратиться в лоно Ислама с точки зрения произвольного аспекта их жизни. Они должны сделать шариат Аллаха всесильным по любому из вопросов жизни. Он должен координировать как соотношение в их жизни произвольного и непроизвольного аспектов, так и соотношение между всем их бытием с этими двумя аспектами и вселенским бытием. (Подробнее смотри книгу “Принципы Ислама” Абу аль-Ааля аль-Маудуди). Однако языческое невежество, как известно, основывается на власти одного человека над другим, при этом выходя из вселенского бытия, на противопоставлении в жизни человека произвольного аспекта аспекту природному. Это язычество, против которого выступал каждый посланник с призывом к покорности только одному божеству и против которого выступил посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) со своим исламским призывом, не было воплощено в абстрактной “теории”. Зачастую вообще никакой “теории” язычества не существовало, оно всегда было воплощено в динамичной общности, олицетворялось в обществе, подчиненном руководству этого общества, покорном его представлениям, понятиям, ощущениям, традициям и обычаям. Это - органическое общество, между членами которого существует взаимодействие, взаимодополняемость, координированность, преданность и органическое сотрудничество, что делает это общество способным к движению, сознательно или бессознательно, с целью сохранения своего бытия, с целью защиты и ликвидации элементов опасности, которые угрожают этому бытию. Такое общество так или иначе всегда находится под угрозой. В связи с тем, что языческое невежество не воплощено в абстрактной “теории”, а олицетворено, как мы указывали выше, в динамичной общности, попытка ликвидировать это язычество и вновь возвратить людей под сень закона Аллаха недопустима, да ничего и не даст; недопустимо, чтобы эта попытка была абстрактной “теорией”. В противном случае, такая попытка не была бы адекватной языческому невежеству, фактически существующему и олицетворенному в органической динамичной общности, не говоря уже о том, что она могла бы превзойти язычество, как то требуется в случае предпринятия такой попытки ликвидировать реально существующее бытие, с целью создания на его месте бытия иного, коренным образом противоречащего ему по своей природе и закону в целом и в частности. Напротив, необходимо, чтобы такая попытка нашла свое воплощение в более сильной органической и динамической общности с точки зрения ее теоретической и организационной базы по своей зависимости, отношениям и связям, чем реально существующее языческое общество. Теоретическая база, на которой зиждется Ислам, на протяжении всей человеческой истории сводилась к свидетельству исповедания исламской веры: “нет божества, кроме Аллаха”, то есть, к выделению Аллаха, хвала Ему, в качестве божественного начала, источника владычества, опеки, власти и господства. Выделение Его в таком качестве должно происходить через убеждение в глубине души, через поклонение во время обрядов и соблюдение шариата в реальной жизни. Свидетельство, что “нет божества, кроме Аллаха”, фактически существует и считается законно существующим только в таком совершенном виде, который придает этой фразе подлинное, серьезное бытие, на основе которого уже делается заключение относительно того, кто произнес эту фразу, является он мусульманином или нет. Смысл утверждения этой базы в теоретическом плане сводится к тому, что вся жизнь человечества принадлежит Аллаху и что люди ни по какому вопросу и ни по какому аспекту в этой жизни не действуют на основании собственного суждения. Они должны обратиться к Аллаху по этим вопросам, с тем чтобы затем следовать Его суждениям. Суждения Аллаха они должны узнавать из одного источника, через который оно поступает к ним, а именно - у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это обстоятельство нашло свое отражение во второй половине основного столпа исламской религии: “Свидетельствую, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) - посланник Аллаха”. Такова теоретическая база, в которой воплощается Ислам и на которой он основывается. Эта база полностью формулирует закон жизни и претворяет его в реальность по всем вопросам жизни. Мусульманин, вооружившись этим законом, подходит к решению буквально всех вопросов личной и общественной жизни внутри исламского мира и за его пределами, в своих взаимоотношениях с мусульманским обществом и взаимоотношениях мусульманского общества с другими обществами иного вероисповедания. (Смотри главу “Призыв “нет божества, кроме Аллаха - закон жизни”). Однако Ислам, как мы уже говорили выше, не может воплотиться в абстрактную “теорию”, которую по убеждению воспринимают люди, исповедуют ее, поклоняясь. Позднее, взяв на вооружение эту теорию, именно таким образом они остаются отдельными личностями в рамках органического образования, реально существующей языческой динамической общности. Такое их бытие, сколь бы многочисленными они ни были, не может привести их к реальному существованию Ислама, поскольку отдельные личности, которые являются “мусульманами теоретически” входят в органическую структуру языческого общества и они всегда будут вынуждены отвечать органическим требованиям этого общества. По своей воле или против нее, сознательно или неосознанно они будут действовать во исполнение основных потребностей жизни этого общества, которые необходимы для обеспечения его дальнейшего существования. Они непременно будут защищать структуру этого общества и противодействовать факторам, которые угрожают его существованию. Дело в том, что это органическое существо будет исполнять свои функции вместе со всеми его членами, хотят ли они этого или не хотят. Иными словами, лица, представляющие собой “теоретических мусульман” будут продолжать на деле укрепление языческого общества, ради уничтожения которого они действуют (теоретически). “Теоретические мусульмане”, будучи живыми клетками языческого общества, продолжат снабжение его элементами сохранности и развития. Они посвятят ему свои таланты и дарования, свой опыт и деятельность, с тем чтобы оно выжило и окрепло, вместо того, чтобы их деятельность была направлена на разрушение языческого общества и устройство на его развалинах общества исламского. Кроме этого, с самого первого момента было необходимо, чтобы теоретическая база Ислама, то есть вероучение, нашла свое воплощение в динамической, органической общности. Было необходимым также, чтобы эта иная динамическая, органическая и неязыческая общность была не связана и не зависимой от языческой, динамической, органической общности, которую Ислам имел своей целью ликвидировать. Было необходимым также, чтобы становой хребет новой общности составило новое руководство, представленное посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И далее, после него, все исламское руководство, которое намеревается обратить людей к божественному началу Аллаха, и только Его Одного, к Его владычеству, опеке, господству, власти и шариату должно, как и всякий, кто исповедует “нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад - посланник Аллаха”, избавиться от своей преданности языческой, динамической общности, той общности, из которой оно вышло, уберечь себя от всякого, каким бы оно ни было, руководства со стороны этой общности, включая и разновидности религиозного руководства со стороны жрецов, священнослужителей, колдунов, гадателей и т. д. Всякое исламское руководство и каждый, кто объявил себя мусульманином, должны избавиться от политических, социальных и иных форм руководства со стороны языческого общества, как это было в отношении мусульман с курейшами. Они должны быть полностью преданы новой исламской динамичной и органичной общности и ее мусульманскому руководству. Это должно осуществиться с первого же мгновения, когда человек вступает в лоно Ислама, и после того, как он засвидетельствует, что “нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад - посланник Аллаха”, потому что исламское общество может реализоваться только лишь таким путем. Оно не может осуществиться только созданием теоретической базы в сердцах людей, сколь много их ни было бы, которые не воплотились в тесно сотрудничающей, органичной общности, имеющей собственное независимое существование, члены которой все вместе осуществляют органичную работу, как бы являясь членами одного живого существа, направленного на укрепление, углубление и расширение бытия этой общности. Они должны найти свое воплощение в защите своей общности от факторов, угрожающих ее существованию, действовать при этом они должны под руководством, не зависящем от руководства языческого общества, под руководством, которое могло бы организовать и координировать их действия, направлять их по пути укоренения, углубления и расширения их исламского бытия, по пути противодействия, сопротивления и уничтожения иного бытия, бытия языческого. Вот так появился на свет Ислам. Вот так он воплотился в сжатой, но всеобъемлющей теории, на которой в то же время выросла динамичная, органичная общность, не зависимая от языческого общества и противодействующая ему. Ислам никоим образом не появился в виде “теории”, абстрагирующейся от реального бытия. Вот таким же образом Ислам опять может найти место в жизни. Невозможно перестроить исламское общество во все времена и в любом месте без необходимого знания и понимания природы его динамического и органического становления. Итак, в процессе строительства мусульманской Уммы, на этой базе и в соответствии с этим законом, в процессе установления ее бытия на основе динамической и органической общности, в процессе укрепления монолитности этой общности посредством вероучения, Ислам имел своей целью выделить “гуманистичность” человека, его человечность, упрочить, укрепить и возвысить эти качества человека над всеми другими свойствами человеческой сущности. Преследуя эту цель, Ислам шел по своему последовательному пути, руководствуясь его правилами, указаниями, законами и наставлениями. Человеческое существо вместе с животными существами, и даже с существами материального мира, имеет общие черты, которые внушают носителям научного невежества ложную мысль о том, что человек - животное, как и все остальные животные, а иной раз и о том, что человек - субъект материального мира, как и все его субъекты. Однако человек, имея общие черты с животными и материальным миром, имеет и свои специфические особенности, которые выделяют его и делают его уникальным существом. В конечном счете носители “научного невежества” вынуждены были под давлением захлебывающих их реальных истин признать это, хотя и без искренности и откровенности.5 Великолепным реальным результатом действия исламского закона в этой области, устройства исламской общности на крепящей базе исламского вероучения, и ничего иного, вероучения, которое не принимает в расчет ни расу, ни место жительства, ни цвет кожи, ни язык, ни территориальные интересы, связанные с глупостью региональных границ, а также великолепными реальными результатами, без выпячивания специфических особенностей человека в рамках этой общности, развитие и возвышение этих особенностей безотносительно к общим чертам человека и животного, стало то, что мусульманское общество явилось обществом, открытым для всех рас и племен, для людей с различным цветом кожи и говорящих на различных языках, без каких-либо препятствий, обусловленных глупой концепцией животного происхождения человека. Эти результаты проявились также и в том, что в лоно мусульманского общества были помещены специфические особенности всех человеческих рас, их таланты и дарования, где они перемешались и сплавились воедино, где возникло великолепное органическое соединение в течение относительно короткого промежутка времени. Эта удивительная глыба, однородная и гармоничная, воспроизвела мощную и замечательную цивилизацию, которая включила в себя все результаты человеческого гения и труда того времени, несмотря на огромные расстояния и слабое развитие средств связи. В победившем исламском обществе объединились арабы, персы, сирийцы, египтяне, магрибинцы, турки, китайцы, представители Индии, Римской империи, Греции, Индонезии, Африки - все до последней расы и народа. В рамках этого общества, в гармонии и сотрудничестве, перемешались и объединились воедино все их специфические особенности во имя построения исламского общества и исламской цивилизации. Эта могучая цивилизация никогда, ни одного дня, не была только арабской. Она всегда была исламской. Никогда, ни одного дня, она не была какой-то общенациональной цивилизацией. Она всегда была цивилизацией вероисповедальной. Все мусульмане собрались вместе на равных правах с чувством любви и устремленности в одном направлении. Они прилагали максимум своих дарований и талантов и показали наиболее глубинные достоинства своих рас. Строительство единого общества, к которому они все принадлежали на равных правах, они вложили весь свой личный опыт и исторически накопленный опыт своих наций и народов. В этом обществе их воедино соединяет связь с их единым Аллахом. И только через эту связь, без каких-либо препятствий, проявляется их человечность и гуманизм. Ни одна другая общность на протяжении всей истории не имела ничего подобного. К примеру, в древней истории наиболее известной была такая человеческая общность, как Римская империя; она на самом деле объединила в своих рамках многочисленные расы и народы, говорящие на различных языках, имеющие различный цвет кожи и склад ума, однако все это не зиждилось на человеческом связующем материале и не олицетворялось такой наивысшей ценностью, как вероисповедание. Эта общность была классовой, основывающейся на классе аристократов и классе рабов в рамках одной империи. С другой стороны, эта общность была расовой, основывающейся на господстве в целом римской расы и порабощении всех остальных рас. Эта общность так и не смогла подняться на уровень исламской общности. Она так и не смогла дать таких плодов, какие были порождены исламской цивилизацией. В современной истории также известно несколько общностей, например, Британская империя. Однако, как и Римская империя, наследником которой она является, она была национальной империей, основывающейся на эксплуатации. В основе Британской империи лежало господство английской нации и эксплуатация колоний, входивших в эту империю. То же самое можно сказать и о других европейских империях: об Испанской империи, о Португальской империи (в какое-то время) и Французской империи. Все они были на этом падшем, мерзком и ненавистном уровне. Совсем иного рода общность хотел создать и коммунизм. Предполагалось, что коммунистическая общность преодолеет все расовые, национальные, территориальные и языковые барьеры. Но коммунизм обосновал эту общность не на общечеловеческих принципах, а на классовой базе. Коммунистическая общность явилась другой стороной общности - древнеримской. Если в основе одной лежал класс аристократов, то в основе другой - класс пролетариев. В рамках коммунистической общности царила атмосфера черной ненависти к другим классам. Эта небольшая, но ненавистная общность, только и смогла породить наихудшее в человеческом существе. Эта общность с самого начала основывалась на выпячивании одних только животных черт человеческого характера, на их развитии и укреплении, поскольку сторонники этой концепции считали, что основными требованиями человека являются пища, жилище и секс, что, как известно, считается первейшими потребностями животного. Они также считали, что история человека - это всего лишь история поисков пищи. Только Ислам, благодаря своему небесному закону, был единственным, который выделил специфические особенности человека, развивал и возвышал их в процессе строительства человеческого общества. Он и до сих пор остается единственным в этой области. Те же, кто отказывается от этого небесного закона в пользу другого закона, основывающегося на какой-либо другой базе, например, на национальной, или расовой, или региональной, или классовой принадлежности, воистину являются врагами человека. Они не хотят, чтобы в космосе человек выделился носителем высших достоинств, каковым сотворил его Аллах. Они не хотят, чтобы человеческое общество максимально использовало таланты и дарования человеческих рас, их достоинство и опыт в условиях гармонии и единения. Они подобны тем людям, о которых Аллах, хвала Ему, сказал:
{ قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالاً ، الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعاً ، أُولَئِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآياتِ رَبِّهِمْ وَلِقَائِهِ فَحَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فَلا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْناً ، ذَلِكَ جَزَاؤُهُمْ جَهَنَّمُ بِمَا كَفَرُوا وَاتَّخَذُوا آيَاتِي وَرُسُلِي هُزُواً } الكهف : 103- 106 ] [
|
|||
|