![]()
|
|||
УНИКАЛЬНОЕ КОРАНИЧЕСКОЕ ПОКОЛЕНИЕУНИКАЛЬНОЕ КОРАНИЧЕСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Есть одно историческое явление, на котором следует остановиться распространителям исламского призыва, когда бы и где они ни находились. Им следует остановиться на нем, причем на продолжительное время, поскольку это явление имеет решающее воздействие на методы распространения призыва и его направленность. Этот призыв воспитал среди людей поколение, поколение асхабов - сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Это поколение выделяется на фоне исламской истории, в частности, и на фоне истории всего человечества в целом. Таких людей больше никогда не было. Нет, конечно, отдельные личности такого типа в истории встречаются, но никогда не было так, чтобы в одном месте и одновременно проживало бы столь огромное число таких людей, как случилось в первые годы становления Ислама. Это явление - явление вполне конкретное и реальное, оно несет в себе особый смысл, над которым следует обстоятельно подумать, и, возможно, это поможет нам раскрыть его тайну. В наших руках Коран исламского призыва, хадисы (предания) о жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его практическое руководство к действиям и благородное жизнеописание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Все это у нас имеется, как и имелось в руках представителей первого поколения мусульман, поколения, которое больше в истории не повторилось. Недостает только самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Является ли это секретом? Если бы существование самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было необходимым для распространения исламского призыва и для его плодотворного функционирования, то Аллах не сделал бы этот призыв призывом для всех людей, не сделал бы его последней миссией и не вверил бы исламскому призыву судьбы человечества на всей земле до скончания времен. Однако Аллах, хвала Ему, поручился за сохранение Корана, зная что этот призыв может сохраниться после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и может дать свои плоды. Поэтому Он и забрал его к себе по прошествии 23 лет после того, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выступил со своей миссией. Он сохранил эту религию после него до скончания времен. Таким образом, отсутствие самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не умаляет этого явления.
* * *
Таким образом, давайте рассмотрим другую причину. Давайте обратимся к источнику, из которого черпало то, первое, поколение. Возможно, в нем произошли какие-то перемены. Одновременно обратим наше внимание на положения, которыми это поколение руководствовалось, формируя себя. Возможно в них также произошли изменения. Первоисточником, из которого черпало это поколение, был Коран, Коран и только он. Предания о посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его правильный путь были всего лишь одним из результатов воздействия этого источника. Когда Аишу (да будет доволен ею Аллах), жену Пророка спросили о его нравственном облике, она ответила: “Его нравственный облик - Коран” (Об этом рассказал Ан-Нисани). Таким образом, Коран был единственным источником, из которого черпали представители этого поколения, наставлениями которого они руководствовались в жизни и формировали себя. Так было не потому, что у человечества в то время не было цивилизации, никакой культуры и науки, не было сочинений и трактатов. Отнюдь! В то время существовала Римская цивилизация с ее культурой, книгами и законом, по которому Европа живет до сих пор или, по крайней мере, опираясь на законоположения, получившие развитие на его основе. Было тогда и наследие Древнегреческой цивилизации с его логикой, философией и искусством, которые по сей день служат источником вдохновения для западной мысли. Существовала в то время также и Древнеперсидская цивилизация с ее искусством, поэзией, легендами, образом мышления и порядками правления. При этом нельзя забывать, что были и другие цивилизации, близкие и далекие - древняя цивилизация Индии, цивилизация Китая и др. Две цивилизации, Древнеримская и Древнеперсидская, охватывали Аравийский полуостров с севера и с юга. В то же время в самом сердце полуострова действовали иудейская и христианская религии. Следовательно, не по причине скудости мировых цивилизаций и мировых культур представители этого поколения ограничились исключительно Писанием Аллаха в период своего становления. Это было предписанное намерение и искомый путь. О том, что это было именно так, свидетельствует гнев посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он увидел в руках Омара ибн аль-Хаттаба (мир над ним) листок из Библии. Об этом же свидетельствуют и его следующие слова: “Клянусь Аллахом, даже если бы пророк Муса (Муса - по Библии Моисей) был жив и находился среди вас, ему ничего не оставалось бы, кроме как следовать за мной” (Об этом рассказал аль-Хафиз Абу Ааля, ссылаясь на Амада, который передал это со слов аш-Шааби, услышанных от Джабира.) Таким образом, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сознательно стремился ограничить источник, из которого черпали представители этого поколения на раннем этапе становления Ислама, одним лишь Писанием Аллаха, с тем чтобы сердца свои они освободили исключительно для Всевышнего Аллаха, с тем чтобы свою жизнь они строили, руководствуясь исключительно Его Законом. Вот почему он возмутился, когда увидел, как Омар ибн аль-Хаттаб (мир над ним) черпает из другого источника. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) хотел создать поколение людей, сердца, умы, мировоззрения, чувства и формы бытия которых были бы избавлены от всякого иного небожественного воздействия, от воздействия помимо Закона Аллаха, содержащегося в Священном Коране. Таким образом, это поколение черпало исключительно из этого источника и сыграло в истории исключительную роль. Что же произошло потом? Источники перемешались! В источники, из которого черпали последующие поколения мусульман, были слиты воедино философия и логика древних греков, легенды и представления древних персов, иудейские догмы и положения христианской религии, а также прочие пережитки различных цивилизаций и культур. Все эти примеси сказались и на комментарии Священного Корана и на положениях догматического богословия (калам). Их воздействие прослеживается и в области обычного мусульманского права. И вот под воздействием этого замутненного источника формировались одно за другим поколения, последовавшие за поколением первых мусульман, которое уже больше никогда не повторилось. Нет никакого сомнения в том, что загрязнение первоисточника явилось основным фактором среди факторов, обусловивших явное отличие, имеющее место между всеми поколениями мусульман, с одной стороны, и этим превосходным уникальным поколением - с другой.
* * *
Кроме различия в характере источника, существует еще один основной фактор, который заключается в различии метода восприятия, свойственного последующим поколениям мусульман, по сравнению с методом восприятия, характерным для этого уникального поколения. Первые мусульмане читали Коран не с целью повышения культурного уровня и ознакомления, не с целью удовольствия и наслаждения. Никто из них не воспринимал Коран для того, чтобы пополнить свой культурный багаж исключительно ради культуры. Никто не читал Небесное Послание, с тем чтобы пополнить запас своих научных и правоведческих знаний. Каждый из представителей этого поколения читал Коран для того, чтобы воспринять повеления Аллаха в вопросах своей частной жизни и по проблемам Джамаата, в котором он жил, по жизненным вопросам, затрагивающим каждого лично и Джамаат в целом. Он воспринимал это повеление, с тем чтобы сразу же приступить к его выполнению после того, как услышал его, подобно тому, как солдат на поле боя приступает сразу же к выполнению приказа по его получении. К тому же никто из них в один прием не пытался читать много, потому что понимал и чувствовал, что таким образом он возлагает на свои плечи бремя большого числа обязательств и предписаний. Как правило, они довольствовались десятью аятами, с тем чтобы запомнить их и действовать в соответствии с ними, как об этом рассказывается в хадисе, приведенном Ибн Масудом (мир над ним). (Об этом вспоминает Ибн Касир во введении к “Ат-Тафсир”). Это чувство, чувство восприятия к исполнению, раскрывало перед ними в Коране широкие возможности для наслаждения и получения знания. Этого они ни в коем случае не имели бы, если бы обращались к Корану со стремлением только исследовать, изучать, знакомиться. Коран облегчал их повседневный труд, несение бремени предписаний. Коран сливался воедино с их сущностью, превращая такое чувство в их сердцах и в их жизни в реальный закон и руководство к действию, в динамичную культуру, которая не остается где-то в глубине разума или на страницах, а в зависимости от воздействия внешних факторов и событий изменяется вместе с изменением жизненной линии. Этот Коран дарует свои сокровища только тому, кто обращается к нему исключительно в таком духе, в духе конструктивного знания, способствующего труду и добрым деяниям. Коран был ниспослан не для того, чтобы быть книгой умственного наслаждения, художественной книгой, книгой по искусству, литературным или историческим произведениям, хотя все это и имеет место в его содержании. Коран был ниспослан для того, чтобы стать законом жизни, благодаря настоящим божественным законам. Аллах, хвала Ему, ниспослал им этот закон отдельными частями одну за другой: { وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنْزِيلاً } [ الإسراء : 106 ] “И Коран Мы разделили на отделы, чтобы ты читал его людям с расстановками, для того Мы ниспосылали его разновременными посланиями” (Перенес ночью, аят 106). Коран не был ниспослан сразу целиком, он ниспосылался по частям в соответствии с обновляющимися потребностями, непрерывным развитием идей и представлений, происходящими в обществе и жизни переменами, практическими проблемами, с которыми сталкивалась мусульманская Умма в реальной жизни. Аят или несколько аятов ниспосылались по особым случаям и в связи с конкретным событием. Они рассказывали людям о том, что в их душах, изображали им, в чем заключается суть проблемы, предписывали им образ действия в данной, конкретной, обстановке, исправляли допущенные ими нравственные и этические ошибки. Во всем этом аяты связывали людей с Аллахом, их Господом, они рассказывали им, через посредство каких своих атрибутов он оказывает воздействие на Вселенную и бытие. После этого люди чувствовали, что они живут вместе с верхним миром, под неусыпным оком Аллаха, под сенью Его могущества. И в соответствии с этим правильным небесным законом они формировали себя в своей реальной жизни. Способ восприятия к исполнению и действию сформировал первое поколение мусульман; что касается последующих поколений, то они были воспитаны методом восприятия для изучения и наслаждения. Нет никакого сомнения в том, что этот второй фактор был также основным фактором, обусловившим отличие всех последующих поколений мусульман от этого замечательного, уникального поколения.
* * *
Заслуживает внимания и замечания еще один - третий фактор. Когда человек вступал в лоно Ислама, он оставлял на пороге все свое прошлое, связанное с языческим невежеством. В момент, когда он приобщался к Исламу, он чувствовал, что начинается новая эпоха, совершенно отличная и отделенная от его жизни, которую он прожил в язычестве. Относительно всего, чем он жил и дышал в условиях языческого невежества, он занимал позицию человека осторожного и опасающегося, человека, обуреваемого недоверием и сомнением, который чувствует, что вся эта скверна непригодна для Ислама. С этим чувством он воспринимает под сенью Ислама новый путь, путь правильный. И если однажды прежняя его душа возьмет верх, если он окажется в плену своих прежних обычаев и традиций, если он проявит слабинку в отношении предписаний Ислама, то он сразу почувствует, что совершил грех и провинился. Такой человек в глубине души своей будет испытывать потребность к очищению от того, что с ним произошло, он вновь возвратится к попытке восстановить себя идущим по правильному пути, указанному Кораном. Между прошлым мусульманина, проведенном в языческом невежестве, и его настоящим под сенью Ислама существует полная чувственная изоляция, от которой проистекает полная изоляция его от контактов и связей с окружающим его языческим обществом. Он окончательно отделился от своей языческой среды и навсегда связал свою судьбу с мусульманской средой. Даже если он и будет что-либо перенимать от некоторых многобожников и что-либо давать им в процессе торговых операций и повседневного взаимного общения, не следует забывать, что чувственная изоляция - одно, а повседневное общение - совершенно другое. Отделение от языческой среды, от свойственного ей обычного права и мировоззрения, от обычаев, традиций и зависимостей этой среды проистекает от отказа от многобожия и перехода на позиции единобожия, от языческих представлений о жизни и бытии к представлениям исламским. Такое отделение происходит в результате присоединения к новой исламской общности, с ее новым руководством, в результате предоставления этому новому Джамаату и новому руководству всей преданности, всего повиновения и подчинения со стороны людей. Это является также развилкой на пути и точкой отсчета для продвижения по новому пути, продвижения, свободного от всякого воздействия традиций, обусловленных языческим обществом, от всяких господствующих в его рамках ценностей и представлений. Под сенью языческого невежества мусульманин только и знал, что страдания и искушение, но в то же время он преисполнился решимостью и покончил со всем этим. Теперь уже не осталось возможности для оказания давления на него со стороны языческих представлений, со стороны обычаев и традиций языческого общества. В наши дни мы живем в условиях языческого невежества, подобно тому, которое существовало на заре Ислама, а может еще более мрачного. Все, что вокруг нас - джахилистское (невежественное): представления людей, их верования, их традиции, истоки их культуры, искусство и литература, их законоположения и законы несут на себе отпечаток языческого невежества. Даже на многом из того, что мы считаем исламской культурой, исламскими институтами, исламской философией и исламским мышлением, стоит печать языческого невежества. По этой причине исламские ценности не держатся в наших сердцах, не прослеживается со всей четкостью в наших умах исламское мировоззрение, не формируется в нашей среде мощное поколение людей, сходных по типу с теми, которых впервые сформировал Ислам. Таким образом, именно на пути исламского движения мы должны освободиться с самого начала от воздействия всех факторов языческого невежества, под сенью которого мы живем и у которого ищем поддержку. Нам необходимо возвратиться к изначальному чистому источнику, из которого черпали силы первые мусульмане, к источнику, который наверняка ни с чем не смешан и не несет в себе никаких примесей. Нам следует возвратиться к нему и в нем искать наши представления об истине всего бытия, об истине бытия человечества, о всех зависимостях между тем и этим бытием и между истинным всеобщим бытием, бытием Аллаха, хвала Ему. И только после этого мы должны черпать наши представления о жизни, наши ценности и нравственный опыт, наставления для руководства ими в области правления, политики и экономики, во всех сферах жизни. Мы должны обратиться к нему, причем обратиться с чувством восприятия к исполнению и действию, а не с чувством изучения и наслаждения. Мы должны обратиться к этому источнику, с тем чтобы знать, что от нас требуется для того, чтобы мы формировали себя, с тем чтобы существовать. На этом пути мы встретимся с художественным великолепием Корана, с прекрасным повествованием в Писании, ниспосланном Аллахом, с эпизодами Воскресения, изложенными в Священной Книге мусульман, с внутренней духовной логикой Корана, со всем остальным, что ищут любители исследовать и наслаждаться. Однако со всем этим мы встретимся не в качестве нашей первой цели. Наша первая цель заключается в том, чтобы узнать, что мы должны делать, чтобы это соответствовало предписаниям Корана. Каковым должно быть наше общее мировоззрение, которое бы отвечало Корану? Как, по Корану, мы должны чувствовать Аллаха? Какими, в соответствии с Кораном, должны быть наши нравственные устои, наше социальное положение и наша реальная система жизни? Мы непременно должны в глубине души своей избавиться от давления со стороны языческого общества, от влияния языческих представлений, языческих обычаев и традиций, от языческого руководства. Наша задача заключается не в том, чтобы мириться с реальностью языческого общества, и не в том, чтобы проявлять к нему лояльность и верность. Эта реальность не такова, чтобы мы могли с ней мириться. Наша задача заключается в том, чтобы мы изменили прежде всего себя и потом уже приступили к изменению общества. Наша первейшая задача заключается в изменении реальности этого общества, наша задача сводится к коренному изменению языческой реальности. Эта реальность в основе своей противостоит исламскому закону, сталкивается с исламским мировоззрением. Именно она силой и несправедливостью лишает нас возможности жить так, как предписывает нам жить небесный закон. В качестве первейшего шага на этом пути мы должны возвыситься над этим языческим обществом, над его ценностями и представлениями. Мы ни в коем случае, ни в малом ни в большом, не должны допускать исправления, для того чтобы соединиться с этим обществом на полпути. Ни в коем случае! Мы и это общество на распутье. Если мы сделаем хоть один шаг в ногу с этим обществом, мы потеряем весь небесный закон, мы потеряем правильный путь. На этом пути мы столкнемся с трудностями и неприятностями, нам будут навязаны огромные жертвы, но у нас, если хотите, нет альтернативы пути для продвижения вперед, кроме пути, по которому шли представители первого поколения мусульман, через которых Аллах утвердил свой небесный закон и которых он поддержал в борьбе против языческого невежества. Было бы лучше всего, если бы мы знали всегда и постоянно природу нашей системы, природу нашей позиции, природу пути, по которому мы непременно должны идти, с тем чтобы выбраться из пут невежества, как это сделали в свое время представители этого замечательного уникального поколения мусульман.
|
|||
|