Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УНИ­КАЛЬ­НОЕ КО­РА­НИ­ЧЕ­СКОЕ ПО­КО­ЛЕ­НИЕ



УНИ­КАЛЬ­НОЕ КО­РА­НИ­ЧЕ­СКОЕ ПО­КО­ЛЕ­НИЕ

 

Есть од­но ис­то­ри­че­ское яв­ле­ние, на ко­то­ром сле­ду­ет ос­та­но­вить­ся рас­про­стра­ни­те­лям ис­лам­ско­го при­зы­ва, ко­гда бы и где они ни на­хо­ди­лись. Им сле­ду­ет ос­та­но­вить­ся на нем, при­чем на про­дол­жи­тель­ное вре­мя, по­сколь­ку это яв­ле­ние име­ет ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на ме­то­ды рас­про­стра­не­ния при­зы­ва и его на­прав­лен­ность.

Этот при­зыв вос­пи­тал сре­ди лю­дей по­ко­ле­ние, по­ко­ле­ние ас­ха­бов - спод­виж­ни­ков Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Это по­ко­ле­ние вы­де­ля­ет­ся на фо­не ис­лам­ской ис­то­рии, в ча­ст­но­сти, и на фо­не ис­то­рии все­го че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом. Та­ких лю­дей боль­ше ни­ко­гда не бы­ло. Нет, ко­неч­но, от­дель­ные лич­но­сти та­ко­го ти­па в ис­то­рии встре­ча­ют­ся, но ни­ко­гда не бы­ло так, что­бы в од­ном мес­те и од­но­вре­мен­но про­жи­ва­ло бы столь ог­ром­ное чис­ло та­ких лю­дей, как слу­чи­лось в пер­вые го­ды ста­нов­ле­ния Ис­ла­ма.

Это яв­ле­ние - яв­ле­ние впол­не кон­крет­ное и ре­аль­ное, оно не­сет в се­бе осо­бый смысл, над ко­то­рым сле­ду­ет об­стоя­тель­но по­ду­мать, и, воз­мож­но, это по­мо­жет нам рас­крыть его тай­ну. В на­ших ру­ках Ко­ран ис­лам­ско­го при­зы­ва, ха­ди­сы (пре­да­ния) о жиз­ни по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), его прак­ти­че­ское ру­ко­во­дство к дей­ст­ви­ям и бла­го­род­ное жиз­не­опи­са­ние Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Все это у нас име­ет­ся, как и име­лось в ру­ках пред­ста­ви­те­лей пер­во­го по­ко­ле­ния му­суль­ман, по­ко­ле­ния, ко­то­рое боль­ше в ис­то­рии не по­вто­ри­лось. Не­дос­та­ет толь­ко са­мо­го по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет). Яв­ля­ет­ся ли это сек­ре­том?

Ес­ли бы су­ще­ст­во­ва­ние са­мо­го по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) бы­ло не­об­хо­ди­мым для рас­про­стра­не­ния ис­лам­ско­го при­зы­ва и для его пло­до­твор­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния, то Ал­лах не сде­лал бы этот при­зыв при­зы­вом для всех лю­дей, не сде­лал бы его по­след­ней мис­си­ей и не вве­рил бы ис­лам­ско­му при­зы­ву судь­бы че­ло­ве­че­ст­ва на всей зем­ле до скон­ча­ния вре­мен.

Од­на­ко Ал­лах, хва­ла Ему, по­ру­чил­ся за со­хра­не­ние Ко­ра­на, зная что этот при­зыв мо­жет со­хра­нить­ся по­сле по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), и мо­жет дать свои пло­ды. По­это­му Он и за­брал его к се­бе по про­ше­ст­вии 23 лет по­сле то­го, как Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) вы­сту­пил со сво­ей мис­си­ей. Он со­хра­нил эту ре­ли­гию по­сле не­го до скон­ча­ния вре­мен. Та­ким об­ра­зом, от­сут­ст­вие са­мо­го по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) не ума­ля­ет это­го яв­ле­ния.

 

* * *

 

Та­ким об­ра­зом, да­вай­те рас­смот­рим дру­гую при­чи­ну. Да­вай­те об­ра­тим­ся к ис­точ­ни­ку, из ко­то­ро­го чер­па­ло то, пер­вое, по­ко­ле­ние. Воз­мож­но, в нем про­изош­ли ка­кие-то пе­ре­ме­ны. Од­но­вре­мен­но об­ра­тим на­ше вни­ма­ние на по­ло­же­ния, ко­то­ры­ми это по­ко­ле­ние ру­ко­во­дство­ва­лось, фор­ми­руя се­бя. Воз­мож­но в них так­же про­изош­ли из­ме­не­ния.

Пер­во­ис­точ­ни­ком, из ко­то­ро­го чер­па­ло это по­ко­ле­ние, был Ко­ран, Ко­ран и толь­ко он. Пре­да­ния о по­слан­ни­ке Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) и его пра­виль­ный путь бы­ли все­го лишь од­ним из ре­зуль­та­тов воз­дей­ст­вия это­го ис­точ­ни­ка. Ко­гда Аи­шу (да бу­дет до­во­лен ею Ал­лах), же­ну Про­ро­ка спро­си­ли о его нрав­ст­вен­ном об­ли­ке, она от­ве­ти­ла: “Его нрав­ст­вен­ный об­лик - Ко­ран” (Об этом рас­ска­зал Ан-Ни­са­ни).

Та­ким об­ра­зом, Ко­ран был един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком, из ко­то­ро­го чер­па­ли пред­ста­ви­те­ли это­го по­ко­ле­ния, на­став­ле­ния­ми ко­то­ро­го они ру­ко­во­дство­ва­лись в жиз­ни и фор­ми­ро­ва­ли се­бя. Так бы­ло не по­то­му, что у че­ло­ве­че­ст­ва в то вре­мя не бы­ло ци­ви­ли­за­ции, ни­ка­кой куль­ту­ры и нау­ки, не бы­ло со­чи­не­ний и трак­та­тов. От­нюдь! В то вре­мя су­ще­ст­во­ва­ла Рим­ская ци­ви­ли­за­ция с ее куль­ту­рой, кни­га­ми и за­ко­ном, по ко­то­ро­му Ев­ро­па жи­вет до сих пор или, по край­ней ме­ре, опи­ра­ясь на за­ко­но­по­ло­же­ния, по­лу­чив­шие раз­ви­тие на его ос­но­ве. Бы­ло то­гда и на­сле­дие Древ­не­гре­че­ской ци­ви­ли­за­ции с его ло­ги­кой, фи­ло­со­фи­ей и ис­кус­ст­вом, ко­то­рые по сей день слу­жат ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния для за­пад­ной мыс­ли. Су­ще­ст­во­ва­ла в то вре­мя так­же и Древ­не­пер­сид­ская ци­ви­ли­за­ция с ее ис­кус­ст­вом, по­эзи­ей, ле­ген­да­ми, об­ра­зом мыш­ле­ния и по­ряд­ка­ми прав­ле­ния. При этом нель­зя за­бы­вать, что бы­ли и дру­гие ци­ви­ли­за­ции, близ­кие и да­ле­кие - древ­няя ци­ви­ли­за­ция Ин­дии, ци­ви­ли­за­ция Ки­тая и др. Две ци­ви­ли­за­ции, Древ­не­рим­ская и Древ­не­пер­сид­ская, ох­ва­ты­ва­ли Ара­вий­ский по­лу­ост­ров с се­ве­ра и с юга. В то же вре­мя в са­мом серд­це по­лу­ост­ро­ва дей­ст­во­ва­ли иу­дей­ская и хри­сти­ан­ская ре­ли­гии. Сле­до­ва­тель­но, не по при­чи­не ску­до­сти ми­ро­вых ци­ви­ли­за­ций и ми­ро­вых куль­тур пред­ста­ви­те­ли это­го по­ко­ле­ния ог­ра­ни­чи­лись ис­клю­чи­тель­но Пи­са­ни­ем Ал­ла­ха в пе­ри­од сво­его ста­нов­ле­ния. Это бы­ло пред­пи­сан­ное на­ме­ре­ние и ис­ко­мый путь. О том, что это бы­ло имен­но так, сви­де­тель­ст­ву­ет гнев по­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет), ко­гда он уви­дел в ру­ках Ома­ра ибн аль-Хат­та­ба (мир над ним) лис­ток из Биб­лии. Об этом же сви­де­тель­ст­ву­ют и его сле­дую­щие сло­ва: “Кля­нусь Ал­ла­хом, да­же ес­ли бы про­рок Му­са (Муса - по Биб­лии Мои­сей) был жив и на­хо­дил­ся сре­ди вас, ему ни­че­го не ос­та­ва­лось бы, кро­ме как сле­до­вать за мной” (Об этом рас­ска­зал аль-Ха­физ Абу Аа­ля, ссы­ла­ясь на Ама­да, ко­то­рый пе­ре­дал это со слов аш-Шаа­би, ус­лы­шан­ных от Джа­би­ра.)

Та­ким об­ра­зом, по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) соз­на­тель­но стре­мил­ся ог­ра­ни­чить ис­точ­ник, из ко­то­ро­го чер­па­ли пред­ста­ви­те­ли это­го по­ко­ле­ния на ран­нем эта­пе ста­нов­ле­ния Ис­ла­ма, од­ним лишь Пи­са­ни­ем Ал­ла­ха, с тем что­бы серд­ца свои они ос­во­бо­ди­ли ис­клю­чи­тель­но для Все­выш­не­го Ал­ла­ха, с тем что­бы свою жизнь они строи­ли, ру­ко­во­дству­ясь ис­клю­чи­тель­но Его За­ко­ном. Вот по­че­му он воз­му­тил­ся, ко­гда уви­дел, как Омар ибн аль-Хат­таб (мир над ним) чер­па­ет из дру­го­го ис­точ­ни­ка.

По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет) хо­тел соз­дать по­ко­ле­ние лю­дей, серд­ца, умы, ми­ро­воз­зре­ния, чув­ст­ва и фор­мы бы­тия ко­то­рых бы­ли бы из­бав­ле­ны от вся­ко­го ино­го не­бо­же­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия, от воз­дей­ст­вия по­ми­мо За­ко­на Ал­ла­ха, со­дер­жа­ще­го­ся в Свя­щен­ном Ко­ра­не.

Та­ким об­ра­зом, это по­ко­ле­ние чер­па­ло ис­клю­чи­тель­но из это­го ис­точ­ни­ка и сыг­ра­ло в ис­то­рии ис­клю­чи­тель­ную роль. Что же про­изош­ло по­том? Ис­точ­ни­ки пе­ре­ме­ша­лись! В ис­точ­ни­ки, из ко­то­ро­го чер­па­ли по­сле­дую­щие по­ко­ле­ния му­суль­ман, бы­ли сли­ты во­еди­но фи­ло­со­фия и ло­ги­ка древ­них гре­ков, ле­ген­ды и пред­став­ле­ния древ­них пер­сов, иу­дей­ские дог­мы и по­ло­же­ния хри­сти­ан­ской ре­ли­гии, а так­же про­чие пе­ре­жит­ки раз­лич­ных ци­ви­ли­за­ций и куль­тур. Все эти при­ме­си ска­за­лись и на ком­мен­та­рии Свя­щен­но­го Ко­ра­на и на по­ло­же­ни­ях дог­ма­ти­че­ско­го бо­го­сло­вия (ка­лам). Их воз­дей­ст­вие про­сле­жи­ва­ет­ся и в об­лас­ти обыч­но­го му­суль­ман­ско­го пра­ва. И вот под воз­дей­ст­ви­ем это­го за­мут­нен­но­го ис­точ­ни­ка фор­ми­ро­ва­лись од­но за дру­гим по­ко­ле­ния, по­сле­до­вав­шие за по­ко­ле­ни­ем пер­вых му­суль­ман, ко­то­рое уже боль­ше ни­ко­гда не по­вто­ри­лось.

Нет ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что за­гряз­не­ние пер­во­ис­точ­ни­ка яви­лось ос­нов­ным фак­то­ром сре­ди фак­то­ров, обу­сло­вив­ших яв­ное от­ли­чие, имею­щее ме­сто ме­ж­ду все­ми по­ко­ле­ния­ми му­суль­ман, с од­ной сто­ро­ны, и этим пре­вос­ход­ным уни­каль­ным по­ко­ле­ни­ем - с дру­гой.

 

 * * *

 

Кро­ме раз­ли­чия в ха­рак­те­ре ис­точ­ни­ка, су­ще­ст­ву­ет еще один ос­нов­ной фак­тор, ко­то­рый за­клю­ча­ет­ся в раз­ли­чии ме­то­да вос­при­ятия, свой­ст­вен­но­го по­сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ям му­суль­ман, по срав­не­нию с ме­то­дом вос­при­ятия, ха­рак­тер­ным для это­го уни­каль­но­го по­ко­ле­ния.

Пер­вые му­суль­ма­не чи­та­ли Ко­ран не с це­лью по­вы­ше­ния куль­тур­но­го уров­ня и оз­на­ком­ле­ния, не с це­лью удо­воль­ст­вия и на­сла­ж­де­ния. Ни­кто из них не вос­при­ни­мал Ко­ран для то­го, что­бы по­пол­нить свой куль­тур­ный ба­гаж ис­клю­чи­тель­но ра­ди куль­ту­ры. Ни­кто не чи­тал Не­бес­ное По­сла­ние, с тем что­бы по­пол­нить за­пас сво­их на­уч­ных и пра­во­вед­че­ских зна­ний. Ка­ж­дый из пред­ста­ви­те­лей это­го по­ко­ле­ния чи­тал Ко­ран для то­го, что­бы вос­при­нять по­ве­ле­ния Ал­ла­ха в во­про­сах сво­ей ча­ст­ной жиз­ни и по про­бле­мам Джамаата, в ко­то­ром он жил, по жиз­нен­ным во­про­сам, за­тра­ги­ваю­щим ка­ж­до­го лич­но и Джамаат в це­лом. Он вос­при­ни­мал это по­ве­ле­ние, с тем что­бы сра­зу же при­сту­пить к его вы­пол­не­нию по­сле то­го, как ус­лы­шал его, по­доб­но то­му, как сол­дат на по­ле боя при­сту­па­ет сра­зу же к вы­пол­не­нию при­ка­за по его по­лу­че­нии. К то­му же ни­кто из них в один при­ем не пы­тал­ся чи­тать мно­го, по­то­му что по­ни­мал и чув­ст­во­вал, что та­ким об­ра­зом он воз­ла­га­ет на свои пле­чи бре­мя боль­шо­го чис­ла обя­за­тельств и пред­пи­са­ний. Как пра­ви­ло, они до­воль­ст­во­ва­лись де­ся­тью ая­та­ми, с тем что­бы за­пом­нить их и дей­ст­во­вать в со­от­вет­ст­вии с ни­ми, как об этом рас­ска­зы­ва­ет­ся в ха­ди­се, при­ве­ден­ном Ибн Ма­су­дом (мир над ним). (Об этом вспо­ми­на­ет Ибн Ка­сир во вве­де­нии к “Ат-Таф­сир”).

Это чув­ст­во, чув­ст­во вос­при­ятия к ис­пол­не­нию, рас­кры­ва­ло пе­ред ни­ми в Ко­ра­не ши­ро­кие воз­мож­но­сти для на­сла­ж­де­ния и по­лу­че­ния зна­ния. Это­го они ни в ко­ем слу­чае не име­ли бы, ес­ли бы об­ра­ща­лись к Ко­ра­ну со стрем­ле­ни­ем толь­ко ис­сле­до­вать, изу­чать, зна­ко­мить­ся. Ко­ран об­лег­чал их по­все­днев­ный труд, не­се­ние бре­ме­ни пред­пи­са­ний. Ко­ран сли­вал­ся во­еди­но с их сущ­но­стью, пре­вра­щая та­кое чув­ст­во в их серд­цах и в их жиз­ни в ре­аль­ный за­кон и ру­ко­во­дство к дей­ст­вию, в ди­на­мич­ную куль­ту­ру, ко­то­рая не ос­та­ет­ся где-то в глу­би­не ра­зу­ма или на стра­ни­цах, а в за­ви­си­мо­сти от воз­дей­ст­вия внеш­них фак­то­ров и со­бы­тий из­ме­ня­ет­ся вме­сте с из­ме­не­ни­ем жиз­нен­ной ли­нии.

Этот Ко­ран да­ру­ет свои со­кро­ви­ща толь­ко то­му, кто об­ра­ща­ет­ся к не­му ис­клю­чи­тель­но в та­ком ду­хе, в ду­хе кон­ст­рук­тив­но­го зна­ния, спо­соб­ст­вую­ще­го тру­ду и до­б­рым дея­ни­ям. Ко­ран был ни­спос­лан не для то­го, что­бы быть кни­гой ум­ст­вен­но­го на­сла­ж­де­ния, ху­до­же­ст­вен­ной кни­гой, кни­гой по ис­кус­ст­ву, ли­те­ра­тур­ным или ис­то­ри­че­ским про­из­ве­де­ни­ям, хо­тя все это и име­ет ме­сто в его со­дер­жа­нии. Ко­ран был ни­спос­лан для то­го, что­бы стать за­ко­ном жиз­ни, бла­го­да­ря на­стоя­щим бо­же­ст­вен­ным за­ко­нам. Ал­лах, хва­ла Ему, ни­спос­лал им этот за­кон от­дель­ны­ми час­тя­ми од­ну за дру­гой:

{ وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَى مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنْزِيلاً } [ الإسراء : 106 ]

“И Ко­ран Мы раз­де­ли­ли на от­де­лы, что­бы ты чи­тал его лю­дям с рас­ста­нов­ка­ми, для то­го Мы ни­спо­сы­ла­ли его раз­но­вре­мен­ны­ми по­сла­ния­ми” (Пе­ре­нес но­чью, аят 106).

Ко­ран не был ни­спос­лан сра­зу це­ли­ком, он ни­спо­сы­лал­ся по час­тям в со­от­вет­ст­вии с об­нов­ляю­щи­ми­ся по­треб­но­стя­ми, не­пре­рыв­ным раз­ви­ти­ем идей и пред­став­ле­ний, про­ис­хо­дя­щи­ми в об­ще­ст­ве и жиз­ни пе­ре­ме­на­ми, прак­ти­че­ски­ми про­бле­ма­ми, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­лась му­суль­ман­ская Ум­ма в ре­аль­ной жиз­ни. Аят или не­сколь­ко ая­тов ни­спо­сы­ла­лись по осо­бым слу­ча­ям и в свя­зи с кон­крет­ным со­бы­ти­ем. Они рас­ска­зы­ва­ли лю­дям о том, что в их ду­шах, изо­бра­жа­ли им, в чем за­клю­ча­ет­ся суть про­бле­мы, пред­пи­сы­ва­ли им об­раз дей­ст­вия в дан­ной, кон­крет­ной, об­ста­нов­ке, ис­прав­ля­ли до­пу­щен­ные ими нрав­ст­вен­ные и эти­че­ские ошиб­ки. Во всем этом ая­ты свя­зы­ва­ли лю­дей с Ал­ла­хом, их Гос­по­дом, они рас­ска­зы­ва­ли им, че­рез по­сред­ст­во ка­ких сво­их ат­ри­бу­тов он ока­зы­ва­ет воз­дей­ст­вие на Все­лен­ную и бы­тие. По­сле это­го лю­ди чув­ст­во­ва­ли, что они жи­вут вме­сте с верх­ним ми­ром, под не­усып­ным оком Ал­ла­ха, под се­нью Его мо­гу­ще­ст­ва. И в со­от­вет­ст­вии с этим пра­виль­ным не­бес­ным за­ко­ном они фор­ми­ро­ва­ли се­бя в сво­ей ре­аль­ной жиз­ни.

Спо­соб вос­при­ятия к ис­пол­не­нию и дей­ст­вию сфор­ми­ро­вал пер­вое по­ко­ле­ние му­суль­ман; что ка­са­ет­ся по­сле­дую­щих по­ко­ле­ний, то они бы­ли вос­пи­та­ны ме­то­дом вос­при­ятия для изу­че­ния и на­сла­ж­де­ния. Нет ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что этот вто­рой фак­тор был так­же ос­нов­ным фак­то­ром, обу­сло­вив­шим от­ли­чие всех по­сле­дую­щих по­ко­ле­ний му­суль­ман от это­го за­ме­ча­тель­но­го, уни­каль­но­го по­ко­ле­ния.

 

 * * *

 

За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния и за­ме­ча­ния еще один - тре­тий фак­тор.

Ко­гда че­ло­век всту­пал в ло­но Ис­ла­ма, он ос­тав­лял на по­ро­ге все свое про­шлое, свя­зан­ное с язы­че­ским не­ве­же­ст­вом. В мо­мент, ко­гда он при­об­щал­ся к Ис­ла­му, он чув­ст­во­вал, что на­чи­на­ет­ся но­вая эпо­ха, со­вер­шен­но от­лич­ная и от­де­лен­ная от его жиз­ни, ко­то­рую он про­жил в язы­че­ст­ве. От­но­си­тель­но все­го, чем он жил и ды­шал в ус­ло­ви­ях язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва, он за­ни­мал по­зи­цию че­ло­ве­ка ос­то­рож­но­го и опа­саю­ще­го­ся, че­ло­ве­ка, обу­ре­вае­мо­го не­до­ве­ри­ем и со­мне­ни­ем, ко­то­рый чув­ст­ву­ет, что вся эта сквер­на не­при­год­на для Ис­ла­ма. С этим чув­ст­вом он вос­при­ни­ма­ет под се­нью Ис­ла­ма но­вый путь, путь пра­виль­ный. И ес­ли од­на­ж­ды преж­няя его ду­ша возь­мет верх, ес­ли он ока­жет­ся в пле­ну сво­их преж­них обы­ча­ев и тра­ди­ций, ес­ли он про­явит сла­бин­ку в от­но­ше­нии пред­пи­са­ний Ис­ла­ма, то он сра­зу по­чув­ст­ву­ет, что со­вер­шил грех и про­ви­нил­ся. Та­кой че­ло­век в глу­би­не ду­ши сво­ей бу­дет ис­пы­ты­вать по­треб­ность к очи­ще­нию от то­го, что с ним про­изош­ло, он вновь воз­вра­тит­ся к по­пыт­ке вос­ста­но­вить се­бя иду­щим по пра­виль­но­му пу­ти, ука­зан­но­му Ко­ра­ном.

Ме­ж­ду про­шлым му­суль­ма­ни­на, про­ве­ден­ном в язы­че­ском не­ве­же­ст­ве, и его на­стоя­щим под се­нью Ис­ла­ма су­ще­ст­ву­ет пол­ная чув­ст­вен­ная изо­ля­ция, от ко­то­рой про­ис­те­ка­ет пол­ная изо­ля­ция его от кон­так­тов и свя­зей с ок­ру­жаю­щим его язы­че­ским об­ще­ст­вом. Он окон­ча­тель­но от­де­лил­ся от сво­ей язы­че­ской сре­ды и на­все­гда свя­зал свою судь­бу с му­суль­ман­ской сре­дой. Да­же ес­ли он и бу­дет что-ли­бо пе­ре­ни­мать от не­ко­то­рых мно­го­бож­ни­ков и что-ли­бо да­вать им в про­цес­се тор­го­вых опе­ра­ций и по­все­днев­но­го вза­им­но­го об­ще­ния, не сле­ду­ет за­бы­вать, что чув­ст­вен­ная изо­ля­ция - од­но, а по­все­днев­ное об­ще­ние - со­вер­шен­но дру­гое. От­де­ле­ние от язы­че­ской сре­ды, от свой­ст­вен­но­го ей обыч­но­го пра­ва и ми­ро­воз­зре­ния, от обы­ча­ев, тра­ди­ций и за­ви­си­мо­стей этой сре­ды про­ис­те­ка­ет от от­ка­за от мно­го­бо­жия и пе­ре­хо­да на по­зи­ции еди­но­бо­жия, от язы­че­ских пред­став­ле­ний о жиз­ни и бы­тии к пред­став­ле­ни­ям ис­лам­ским. Та­кое от­де­ле­ние про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те при­сое­ди­не­ния к но­вой ис­лам­ской общ­но­сти, с ее но­вым ру­ко­во­дством, в ре­зуль­та­те пре­дос­тав­ле­ния это­му но­во­му Джамаату и но­во­му ру­ко­во­дству всей пре­дан­но­сти, все­го по­ви­но­ве­ния и под­чи­не­ния со сто­ро­ны лю­дей.

Это яв­ля­ет­ся так­же раз­вил­кой на пу­ти и точ­кой от­сче­та для про­дви­же­ния по но­во­му пу­ти, про­дви­же­ния, сво­бод­но­го от вся­ко­го воз­дей­ст­вия тра­ди­ций, обу­слов­лен­ных язы­че­ским об­ще­ст­вом, от вся­ких гос­под­ствую­щих в его рам­ках цен­но­стей и пред­став­ле­ний. Под се­нью язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва му­суль­ма­нин толь­ко и знал, что стра­да­ния и ис­ку­ше­ние, но в то же вре­мя он пре­ис­пол­нил­ся ре­ши­мо­стью и по­кон­чил со всем этим. Те­перь уже не ос­та­лось воз­мож­но­сти для ока­за­ния дав­ле­ния на не­го со сто­ро­ны язы­че­ских пред­став­ле­ний, со сто­ро­ны обы­ча­ев и тра­ди­ций язы­че­ско­го об­ще­ст­ва. В на­ши дни мы жи­вем в ус­ло­ви­ях язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва, по­доб­но то­му, ко­то­рое су­ще­ст­во­ва­ло на за­ре Ис­ла­ма, а мо­жет еще бо­лее мрач­но­го. Все, что во­круг нас - джа­хи­ли­ст­ское (не­ве­же­ст­вен­ное): пред­став­ле­ния лю­дей, их ве­ро­ва­ния, их тра­ди­ции, ис­то­ки их куль­ту­ры, ис­кус­ст­во и ли­те­ра­ту­ра, их за­ко­но­по­ло­же­ния и за­ко­ны не­сут на се­бе от­пе­ча­ток язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва. Да­же на мно­гом из то­го, что мы счи­та­ем ис­лам­ской куль­ту­рой, ис­лам­ски­ми ин­сти­ту­та­ми, ис­лам­ской фи­ло­со­фи­ей и ис­лам­ским мыш­ле­ни­ем, сто­ит пе­чать язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва.

По этой при­чи­не ис­лам­ские цен­но­сти не дер­жат­ся в на­ших серд­цах, не про­сле­жи­ва­ет­ся со всей чет­ко­стью в на­ших умах ис­лам­ское ми­ро­воз­зре­ние, не фор­ми­ру­ет­ся в на­шей сре­де мощ­ное по­ко­ле­ние лю­дей, сход­ных по ти­пу с те­ми, ко­то­рых впер­вые сфор­ми­ро­вал Ис­лам.

Та­ким об­ра­зом, имен­но на пу­ти ис­лам­ско­го дви­же­ния мы долж­ны ос­во­бо­дить­ся с са­мо­го на­ча­ла от воз­дей­ст­вия всех фак­то­ров язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва, под се­нью ко­то­ро­го мы жи­вем и у ко­то­ро­го ищем под­держ­ку. Нам не­об­хо­ди­мо воз­вра­тить­ся к из­на­чаль­но­му чис­то­му ис­точ­ни­ку, из ко­то­ро­го чер­па­ли си­лы пер­вые му­суль­ма­не, к ис­точ­ни­ку, ко­то­рый на­вер­ня­ка ни с чем не сме­шан и не не­сет в се­бе ни­ка­ких при­ме­сей. Нам сле­ду­ет воз­вра­тить­ся к не­му и в нем ис­кать на­ши пред­став­ле­ния об ис­ти­не все­го бы­тия, об ис­ти­не бы­тия че­ло­ве­че­ст­ва, о всех за­ви­си­мо­стях ме­ж­ду тем и этим бы­ти­ем и ме­ж­ду ис­тин­ным все­об­щим бы­ти­ем, бы­ти­ем Ал­ла­ха, хва­ла Ему. И толь­ко по­сле это­го мы долж­ны чер­пать на­ши пред­став­ле­ния о жиз­ни, на­ши цен­но­сти и нрав­ст­вен­ный опыт, на­став­ле­ния для ру­ко­во­дства ими в об­лас­ти прав­ле­ния, по­ли­ти­ки и эко­но­ми­ки, во всех сфе­рах жиз­ни. Мы долж­ны об­ра­тить­ся к не­му, при­чем об­ра­тить­ся с чув­ст­вом вос­при­ятия к ис­пол­не­нию и дей­ст­вию, а не с чув­ст­вом изу­че­ния и на­сла­ж­де­ния. Мы долж­ны об­ра­тить­ся к это­му ис­точ­ни­ку, с тем что­бы знать, что от нас тре­бу­ет­ся для то­го, что­бы мы фор­ми­ро­ва­ли се­бя, с тем что­бы су­ще­ст­во­вать. На этом пу­ти мы встре­тим­ся с ху­до­же­ст­вен­ным ве­ли­ко­ле­пи­ем Ко­ра­на, с пре­крас­ным по­ве­ст­во­ва­ни­ем в Пи­са­нии, ни­спос­лан­ном Ал­ла­хом, с эпи­зо­да­ми Вос­кре­се­ния, из­ло­жен­ны­ми в Свя­щен­ной Кни­ге му­суль­ман, с внут­рен­ней ду­хов­ной ло­ги­кой Ко­ра­на, со всем ос­таль­ным, что ищут лю­би­те­ли ис­сле­до­вать и на­сла­ж­дать­ся. Од­на­ко со всем этим мы встре­тим­ся не в ка­че­ст­ве на­шей пер­вой це­ли. На­ша пер­вая цель за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы уз­нать, что мы долж­ны де­лать, что­бы это со­от­вет­ст­во­ва­ло пред­пи­са­ни­ям Ко­ра­на. Ка­ко­вым долж­но быть на­ше об­щее ми­ро­воз­зре­ние, ко­то­рое бы от­ве­ча­ло Ко­ра­ну? Как, по Ко­ра­ну, мы долж­ны чув­ст­во­вать Ал­ла­ха? Ка­ки­ми, в со­от­вет­ст­вии с Ко­ра­ном, долж­ны быть на­ши нрав­ст­вен­ные ус­тои, на­ше со­ци­аль­ное по­ло­же­ние и на­ша ре­аль­ная сис­те­ма жиз­ни?

Мы не­пре­мен­но долж­ны в глу­би­не ду­ши сво­ей из­ба­вить­ся от дав­ле­ния со сто­ро­ны язы­че­ско­го об­ще­ст­ва, от влия­ния язы­че­ских пред­став­ле­ний, язы­че­ских обы­ча­ев и тра­ди­ций, от язы­че­ско­го ру­ко­во­дства. На­ша за­да­ча за­клю­ча­ет­ся не в том, что­бы ми­рить­ся с ре­аль­но­стью язы­че­ско­го об­ще­ст­ва, и не в том, что­бы про­яв­лять к не­му ло­яль­ность и вер­ность. Эта ре­аль­ность не та­ко­ва, что­бы мы мог­ли с ней ми­рить­ся. На­ша за­да­ча за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы мы из­ме­ни­ли пре­ж­де все­го се­бя и по­том уже при­сту­пи­ли к из­ме­не­нию об­ще­ст­ва.

На­ша пер­вей­шая за­да­ча за­клю­ча­ет­ся в из­ме­не­нии ре­аль­но­сти это­го об­ще­ст­ва, на­ша за­да­ча сво­дит­ся к ко­рен­но­му из­ме­не­нию язы­че­ской ре­аль­но­сти. Эта ре­аль­ность в ос­но­ве сво­ей про­ти­во­сто­ит ис­лам­ско­му за­ко­ну, стал­ки­ва­ет­ся с ис­лам­ским ми­ро­воз­зре­ни­ем. Имен­но она си­лой и не­спра­вед­ли­во­стью ли­ша­ет нас воз­мож­но­сти жить так, как пред­пи­сы­ва­ет нам жить не­бес­ный за­кон.

В ка­че­ст­ве пер­вей­ше­го ша­га на этом пу­ти мы долж­ны воз­вы­сить­ся над этим язы­че­ским об­ще­ст­вом, над его цен­но­стя­ми и пред­став­ле­ния­ми. Мы ни в ко­ем слу­чае, ни в ма­лом ни в боль­шом, не долж­ны до­пус­кать ис­прав­ле­ния, для то­го что­бы со­еди­нить­ся с этим об­ще­ст­вом на пол­пу­ти. Ни в ко­ем слу­чае! Мы и это об­ще­ст­во на рас­пу­тье. Ес­ли мы сде­ла­ем хоть один шаг в но­гу с этим об­ще­ст­вом, мы по­те­ря­ем весь не­бес­ный за­кон, мы по­те­ря­ем пра­виль­ный путь.

На этом пу­ти мы столк­нем­ся с труд­но­стя­ми и не­при­ят­но­стя­ми, нам бу­дут на­вя­за­ны ог­ром­ные жерт­вы, но у нас, ес­ли хо­ти­те, нет аль­тер­на­ти­вы пу­ти для про­дви­же­ния впе­ред, кро­ме пу­ти, по ко­то­ро­му шли пред­ста­ви­те­ли пер­во­го по­ко­ле­ния му­суль­ман, че­рез ко­то­рых Ал­лах ут­вер­дил свой не­бес­ный за­кон и ко­то­рых он под­дер­жал в борь­бе про­тив язы­че­ско­го не­ве­же­ст­ва.

Бы­ло бы луч­ше все­го, ес­ли бы мы зна­ли все­гда и по­сто­ян­но при­ро­ду на­шей сис­те­мы, при­ро­ду на­шей по­зи­ции, при­ро­ду пу­ти, по ко­то­ро­му мы не­пре­мен­но долж­ны ид­ти, с тем что­бы вы­брать­ся из пут не­ве­же­ст­ва, как это сде­ла­ли в свое вре­мя пред­ста­ви­те­ли это­го за­ме­ча­тель­но­го уни­каль­но­го по­ко­ле­ния му­суль­ман.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.