|
||||||||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 | ||||||||
Легкоатлетический спринт | ++ | ++ | + | •Н- | ++ | ++ | ++ | ++ |
J 1егкоатлетические прыжки | ++ | ++ | - | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
Легкоатлетические метания | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + |
Тяжелая атлетика | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Игровые виды спорта | ||||||||
Баскетбол, волейбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | __ | ++ |
Гандбол, теннис, хоккей на траве | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ |
Хоккей с шайбой | ++ | - | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
Футбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
Координационно-сложные виды спорта со стабильнойхгоотяммй | й | |||||||
Гимнастика (снарядовая) | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Гимнастика художественная | ++ | - | ++ | + | + | ++ | ++ | + |
Прыжки в воду | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Фигурное катание на коньках | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | + |
Спортивные единоборства | ||||||||
Бокс | ++ | ++ | + | + | + | ++ | ++ | ++ |
Борьба | + | - | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
Фехтование | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | -н- | + | |
Циклические виды спорта с акцентированной выносливостью | ||||||||
Велосипедный и конькобежный спорт | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ |
Гребной спорт | ++ | + | + | + | + | ++ | ++ | ++ |
Легкоатлетический бег на 800 м и более | ++ | + | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ |
Лыжный спорт | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
Плавание | ++ | - | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
„ • Таблица 10
Комплекс общетестовых упражнений, предлагаемых при наборе в детские спортивные школы (по а. п. Филину, частично переработано)
весьмаТачиЗ'+ Ксп!ртная 0Ченка значимости тестирования: ++ -весьма значимо; + — не очень значимо; - — не значимо.
Это значит, что для целесообразного использования тестовых упражнений в интересах спортивной ориентации надо обеспечивать повторное тестирование с относительно небольшим возрастным интервалом (у юных спортсменов — с интервалом, не превышающим года) и сопоставлять выявляемые его результаты с имеющимися данными о тенденциях и темпах возрастной динамики тестируемых или аналогичных показателей. Это требование остается в силе и тогда, когда в качестве тестовых используются упражнения, результаты в которых относительно устойчиво коррелируют друг с другом на протяжении ряда лет (например, в некоторых прыжковых тестах).
Сказанное относится и-к использованию для диагностики спортивной предрасположенности спортивных результатов. Известно, что начинающие спортсмены, лидирующие в первых соревнованиях, часто не оказываются в числе лидеров спустя несколько лет, несмотря на систематическую тренировку. Есть основания считать, что нужно как минимум 2-3 года для прослеживания динамики спортивных результатов после начала направленных занятий спортом, чтобы, опираясь на анализ тенденции и темпов изменения спортивных результатов у юных спортсменов в сочетании с другими диагностическими данными, можно было с уверенностью судить о спортивной предрасположенности и соответственно ориентировать на дальнейшую специализацию. Это и понятно. Ведь спортивный результат — чрезвычайно многофакторное и множественно обусловленное явление. В нем, как в фокусе, комплексно проявляются различные индивидуальные способности, в том числе индивидуально различная тренируемость.
На возрастную динамику спортивных результатов существенно влияют индивидуально неодинаковые темпы возрастного созревания организма, «критические» периоды в его развитии, особенности построения спортивной тренировки, конкретные условия жизни спортсмена. Не удивительно, что для того, чтобы выявить действительные достиженческие возможности спортсмена по динамике его спортивных результатов, требуется немало времени. Но зато путем квалифицированного анализа ее тенденций можно получить ничем не заменимую синтетическую информацию как для диагностики спортивной предрасположенности, так и для прогнозирования спортивных перспектив-индивида.
.
Особую ценность в этом отношении представляет сравнительный анализ основных тренировочных нагрузок и динамики спортивных результатов вместе с показателями систематического тестирования. Кроме прочего, он может дать ценнейшую информацию об одной из самых главных предпосылок перспективности спортсмена — его тренируемости, способности подвергаться прогрессивным изменениям под воздействием тренировки;
Рассмотрим пример. Как обнаружено исследованием [6], динамика специализированных тренировочных нагрузок и динамика результатов в избранном виде спорта в первые 2-3 года от начала спортивной специализации у систематически тренирующихся юных спортсменов характеризуются почти линейным возрастанием (рис. 11), что позволяет описать динамику этих нагрузок и результатов уравнением линейной функции вида
У = а + ЬХ,
где У — величина объема нагрузки или спортивного результата в рассматриваемом году, X — стаж спортивной специализации в годах, а и & — коэффициенты прироста анализируемых параметров, вычисляемые по эмпирическим данным.
Но к исходу второго — началу третьего года специализации соотношение тенденции дальнейшего изменения нагрузок и результатов становится существенно иным. Так, если выразить их графически (рис. 11), кривая прироста объема нагрузок пересечется с кривой прироста результата. Иначе говоря, для обеспечения дальнейшего увеличения результатов суммарный объем нагрузки приходится круто наращивать, а темпы прироста спортивного результата начинают убывать. Это свидетельствует о начале нового этапа в многолетней спортивной деятельности — этапа углубленной спортивной специализации. Величина «угла расхождения» указанных кривых бывает у различных индивидуумов резко неодинаковой при одинаковых предшествовавших нагрузках, что можно рассматривать в какой-то мере как показатель степени индивидуальной тренируемости и зависящих от нее достиженческих возможностей (спортивной перспективности) спортсмена. Очевидно, чем больше угол расхождения рассматриваемых кривых после их пересечения (при прочих одинаковых условиях), тем меньше степень индивидуальной трейируемости и, следо-
1___ _1_____ I_____ I I I______ 1_____ I I_____ I_____ I_____ 1
О 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3
Годы от начала спортивной специализации Рис. 11
Соотношение динамики годовых объемов специализированных тренировочных нагрузок и спортивных результатов в первые три года спортивной специализации: Все показатели по оси ординат выражены в относительных величинах: объемы нагрузки (сплошная линия) — в долях максимальных объемов аналогичных нагрузок, зафиксированных во время исследования в мировой спортивной практике; спортивные результаты (пунктирная линия) — в долях мировых рекордов в указанных видах спорта: а — прыжки в высоту; б — толкание ядра; в — поднимание штанги.
вательно, меньше вероятность добиться выдающихся результатов в перспективе. И напротив, чем меньше этот угол, тем выше степень индивидуальной тренируемости и тем перспективнее спортсмен.
В последние десятилетия определенные надежды в совершенствовании диагностики спортивной предрасположенности и прогнозировании перспективности спортсмена возлагают на разработку сводных модельных характеристик спортсмена. Они представляют собой блок-схемы или описательно-цифровые перечни показателей, которые в комплексе объединение отображают наличные либо прогнозируемые свойства спортсмена, параметры его подготовленности, уровни развития его качеств, способностей. В наиболее пол-. ные варианты модельных характеристик спортсменов стремятся включить информативные показатели, которые отображают:
• основные слагаемые физической, технической и тактической подготовленности спортсмена в их спортивно-тестовом выражении и параметры спортивного результата;
• телесно-структурные свойства спортсмена (выявляемые морфометрически, в частности антропометрически);
• биофункциональные его свойства (преимущественно парциальные, избирательно выявляемые физиологическими и другими биодиагностическими методами);
• индивидуальные личностно-психические свойства (выявляемые психодиагностикой и качественной оценкой личности);
• возраст (календарный и биологический), спортивный стаж и другие признаки, существенные для спортивной диагностики и прогнозирования спортивных перспектив индивида.
Большинство разработанных к настоящему времени исследовательских модельных характеристик спортсменов, особенно тех, которые создаются на практике, имеют фрагментарный характер, то есть содержат показатели не по всем перечисленным разделам, а лишь по некоторым из них и то, как правило, в сильно суженном виде (примеры фрагментарных и относительно развернутых модельных характеристик спортсменов см. [3, 13]). Чаще всего можно встретить модельные характеристики двух типов: характеризующие наличное или сравнительно неотдаленное желаемое состояние конкретного спортсмена и условно-прогностические модели чемпионов (рекордсменов, олимпийцев и т. п.). Первые, если они основаны на объективных информационно-существенных данных, могут играть полезную роль в целостной диагностике спортивной предрасположенности, спортивной ориентации (включая выбор спортивной специализации, постановку целей спортивной деятельности, наметку основных линий ее развертывания) и управлении процессом спортивного совершенствования. Однако модели чемпионов в том виде, в каком они пока что созданы, в лучшем случае могут иметь лишь сугубо ориентировочное значение в поиске еще не обнаруженных спортивных талантов и детализации общих представлений о том, каковы условные пределы развития человеческих свойств, качеств и способностей в спорте. Такого рода модели совершенно не пригодны для спортивной ориентации и управления процессом спортивного совершенствования подавляющей массы спортсменов, тем более уже сложившихся, зрелых.
Проблемы сведения воедино разнородных диагностических данных о спортивной предрасположенности. Как видно из сделанного обзора, для полноценной диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности нужен широкий комплекс различного рода диагностических данных. Но чем разнообразнее они, тем настоятельнее возникает вопрос — как сделать на их основе верный общий вывод, особенно тогда, когда одни из них говорят в пользу той или иной спортивной специализации, а другие — указывают на противоположное? Трудности ответа вытекают в первую очередь из того, что регистрируемые показатели выражаются в разнородных величинах (в линейных размерах как рост и другие длинники тела, в весовых размерах как его масса, в размерах газовых объемов как легочная вентиляция и потребление кислорода и т. д.) и многие из них не соотнесены аддитивно (так, чтобы, складывая их, можно было получить соразмерную общую величину), а потому не сводимы к общему знаменателю, и их удельный вклад в спортивную предрасположенность не поддается точному исчислению.
Приведем некоторые примеры. Допустим, у 12-летнего подростка, увлекающегося плаванием, рост, равен условному возрастно-ростовому показателю, считающемуся благоприятным для специализации в плавании (174,4 см — по некоторым данным), а максимальное потребление кислорода (МПК) в расчете на килограмм веса меньше среднего, наблюдаемого у пловцов этого возраста (меньше 45-46 мл/(мин-кг)); у сверстника, имеющего одинаковый результат в плавании, длина тела значительно меньше, а относительное МПК значительно больше. Рекомендовать ли обоим углубленную специализацию в плавании? Или кому из них рекомендовать? Когда же взяты десяток и более показателей, половина из которых соответствует «благоприятным» для специализации в этом или ином виде спорта, а другая половина отклоняется от «нормативных», рекомендуемых как основание для выбора специализации, пытающийся осуществить по ним верный выбор попадает в чрезвычайно затруднительное положение.
В поисках выхода из него идут несколькими путями: условно выстраивают показатели по рангу в зависимости от их значимости, устанавливаемой, в частности, опытными экспертами, проводят факторный и многошаговый корреляционный статистический анализ, коррелируя разнородные показатели с динамикой спортивного результата и устанавливая таким путем их «вклад» в спортивные достижения, выражают измеренные показатели в относительных величинах, в частности в долях от высших аналогичных показателей, зарегистрированных у сильнейших спортсменов, и т. д. В любом случае при существующих способах обобщения разнородных диагностических показателей спортивной предрасположенности недопустимо принимать разовые категорические решения ни по выбору спортивной специализации, ни по достиженческим возможностям спортсмена, ни по спортивному отбору.
Как уже подчеркивалось, выбор и уточнение направления углубленной спортивной специализации юных спортсменов в норме достаточно продолжительный процесс, распространяющийся на целый этап спортивной подготовки, ориентировочная протяженность которого 2-3 года. За это время вполне можно детально проследить и осмыслить тенденции динамики многих свойств, качеств, способностей детей, приобщаемых к спорту. Важнейшее значение при этом имеет выявление степени тренируемости спортсмена в условиях систематической тренировки, темпов увеличения функциональных возможностей организма, менее других подверженных изменению в течение жизни, тенденции развития личностных качеств характера, особенно спортивного трудолюбия. По всей вероятности, именно в такого рода свойствах индивида заключена главная общая основа его спортивно-достиженческих возможностей.
6.3.
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Современные дети нередко серьезно приобщаются к спорту уже в 7-8-летнем возрасте. Возрастные границы для набираемых в детские спортивные школы и секции официально устанавливаются в пределах 7-14-летнего возраста (в зависимости от особенностей видов спорта — наименьший для желающих заниматься такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, плавание, теннис, художественная и спортивная гимнастика, наибольший для увлекающихся такими, как тяжелая атлетика и циклические виды спорта, требующие преимущественно выносливости). Было бы, однако, неверным считать этот факт достаточным аргументом в пользу возможно более раннего начала углубленной узкой спортивной специализации. Целесообразный возраст приобщения к спорту и адекватный возраст начала углубленной спортивной специализации — далеко не одно и то же.
Если смешивать и не различать их (что нередко бывает в практике и теории), это может иметь явно негативные последствия. Для разумного приобщения к спорту в его упрощенных формах в меру возрастных возможностей без какого-либо форсирования узкой специализации может не быть принципиальных противопоказаний даже в раннем детском возрасте. Форсированная же чрезмерно суженная спортивная специализация, пусть даже она начинается в официально установленные для набора в спортивные школы сроки, хотя и сопровождается вначале быстрым приростом спортивных результатов, чревата ущербом как для конечных спортивных достижений, таки, главное, для полноценного развития организма и личных фактов [3, 8]. Известно, в частности, что множество юных спортсменов, оказавшихся в горниле форсированной узкоспециализированной тренировки и блеснувших незаурядными для своего возраста результатами, в дальнейшем, ближе к зрелому возрасту, может показывать лишь посредственные результаты и часто вообще выбывает из спорта (по данным специального исследования, таких юных спортсменов было подавляющее большинство среди занимавшихся в детских и детско-юношеских спортивных школах в нашей стране). Известно также, что немало спортсменов, начав спортивную специализацию только в близком к зрелому и зрелом возрасте — в 17-20 лет, а в отдельных случаях и старше, достигали подлинно выдающихся спортивных результатов (в их числе ряд олимпийских чемпионов, чемпионов и рекордсменов мира).
Надо думать, форсирование узкой спортивной специализации в раннем возрасте вступает в противоречие прежде всего с необходимостью гарантировать расширение и повышение общего уровня функциональных возможностей организма в годы его созревания, препятствует созданию, образно говоря, полноценной базы спортивного совершенствования, ограничивает, в частности, адаптационные возможности и индивидуальный фонд двигательных умений и навыков, которые могут оказаться полезными в процессе спортивного совершенствования. Не исключено, что чрезмерно ранняя форсированная специализация опасна и тем, что сопряжена с жесткой эксплуатацией биологических механизмов мобилизации тренируемости, как бы истощает их и вместе с тем создает сравнительно быстро своего рода «психический барьер» против хронических спортивных напряжений.
Как бы там ни было, справедливым остается принятое в теории и методике спорта положение о том, что на первом этапе спортивной подготовки не следует форсировать узкую спортивную специализацию и что подготовка начинающего спортсмена должна быть возможно всесторонней и специализированной лишь в условном смысле, а именно, в зависимости от ориентировочно намечаемого направления будущей углубленной специализации усилия спортсмена постепенно сосредоточиваются на содержании намечаемого и смежных видов или разновидностей спорта.
Соревновательной деятельности на протяжении базовой стадии спортивной'подготовки целесообразно придавать в определенной мере многоборный характер без доминирования установки на немедленное превосходство в демонстрируемых спортивно-технических результатах. Многоборная ориентация здесь не обязательно предусматривает выступления в официально принятых спортивных многоборьях. Она может быть реализована и на материале смежных и других спортивных дисциплин. Например, предполагающие специализироваться в плавании, вначале опробывают свои возможности, соревнуясь на различных дистанциях и в различных способах спортивного плавания, избирающие спортивные единоборства соревнуются в нескольких разновидностях спортивной борьбы или фехтования, увлекающиеся легкой атлетикой выступают в двое-, трое-, четырехборьях, составленных из однородных либо разнородных легкоатлетических упражнений, и т. д. Такого рода соревновательная ориентация полезна, кроме прочего, тем, что служит одной из гарантий против ошибок в выборе спортивной специализации.
От тренера, обеспечивающего начальную спортивную ориентацию, требуется немалое профессиональное искусство, чтобы самые различные индивидуальные интересы, установки, методы, влекущие к занятиям спортом, корректно привести в соответствие с закономерно оправданным направлением спортивной деятельности, типичным для ее базовой стадии. Сделать это бывает, конечно, не просто, особенно при свойственных многим юным спортсменам намерениях поскорее выделиться спортивными результатами, самолюбивом стремлении не уступать в спортивном соперничестве, соревновательном задоре наряду с недостаточно развитой способностью к осмысленной саморегуляции и неглубоком пока понимании сути долгого пути к выдающимся спортивным достижениям. Тем не менее нужно, обеспечивая первичную спортивную ориентацию, сформировать у начинающих спортсменов хорошо мотивированную установку на развертывание возможно всесторонней и неизбежно объемной фундаментальной спортивной подготовки как главной этапной цели и на многоборное выявление спортивных способностей, исключив недальновидное стремление немедленно выделиться спортивными результатами во что бы то ни стало. В этом и состоит главная линия спортивной ориентации на всем протяжении первого этапа многолетней спортивной деятельности.
Варианты практического воплощения этой линии, естественно, индивидуально различны. Они отличаются, в частности, в зависимости от индивидуально отличающихся темпов возрастного созревания организма. У так называемых акселератов (отличающихся ускоренными темпами возрастно-биологического созревания) спортивно-достижен-ческие возможности проявляются раньше, но, если форсировать их реализацию, итоговые спортивные достижения оказываются часто заурядными; у ретардантов (отличающихся замедленными темпами возрастно-биологического созревания организма) и спортивно-достиженческие возможности проявляются позже, но итоговый уровень спортивных достижений со временем часто оказывается значительно выше, чем у акселератов.
Целесообразные акценты в различные годы базовой спортивной подготовки зависят также от индивидуально варьирующихся сроков наступления «чувствительных» (сенсетивных) периодов в развитии физических качеств и базирующихся на них двигательных способностей юных спортсменов. Несмотря на предполагаемое направление спортивной специализации, важно не~ упустить периоды, особо благоприятные для воздействия на силовые, скоростные, координационные и другие двигательные способности в процессе базовой спортивной подготовки. (Подробнее об этих периодах в их значении для спортивной подготовки и физического воспитания в целом см. [3, 10].) По этим и другим причинам,' действие которых проявляется в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, бывают оправданными различные варианты построения базовой спортивной подготовки. Но любые ее индивидуальные варианты правильны лишь постольку, поскольку они не расходятся в главном с охарактеризованным магистральным направлением первичной спортивной ориентации.
6.4.
ПОСТАНОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ СПОРТИВНО-1ГОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
6.4.1. Внешнее выражение и главное содержание целей, реализуемых в процессе подготовки спортсмена
Так же, как и в любой другой целесообразной деятельности, первостепенное значение в деятельности тренера и спортсмена по развертыванию спортивной подготовки имеет четкое определение цели. Являясь заблаговременным предвидением результатов деятельности, цель предметно ориентирует на то, ради чего деятельность совершается. Вместе с тем, если цель ставится верно, то есть адекватно (вполне соответственно) объективным возможностям и закономерностям их реализации, содержательно конкретизируется и уточняется по ходу ее достижения, она приобретает значение важнейшего фактора, направляющего и регулирующего деятельность.
Итоговые и особенно промежуточные цели, выдвигаемые в процессе подготовки спортсмена, по своему внешнему выражению весьма конкретны, поскольку сфокусированы на достижении наглядных, всем очевидных, количественно оцениваемых спортивно-технических результатов. Но лишь к этому цели, достигаемые в результате многогранной и многолетней подготовки спортсмена, конечно, не сводятся. Они не замыкаются на чисто спортивных достижениях и у спортсменов, посвящающих значительную часть своей жизни спорту как основной сфере деятельности.
В основу реализуемых через достижение спортивных результатов целей закладывается, о чем уже говорилось, более глубокий смысл, который следует из жизненной позиции личности, обусловлен сознанием спортсмена своего предназначения, жизненных перспектив и социальными функциями спорта. В зависимости от коренных личностных потребностей, интересов и мотивов в их социальной обусловленности и складывается главное содержание целей, достигаемых в процессе спортивной подготовки и спортивной деятельности в целом.
В русле гуманно выдержанного спортивного движения наиболее важная с точки зрения широких социальных и личностных позиций общая цель состоит в том, чтобы посредством спортивной деятельности оптимально содействовать всестороннему физическому и духовному развитию индивида, формированию и совершенствованию его как социально ценной личности, полной реализации его достиженческих возможностей в избранной сфере. Эта общая фундаментальная цель осуществляется в процессе всей многолетней подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена. Менее общие, относительно частные цели (цикловые, этапные, относящиеся к сериям занятий и отдельным занятиям) должны представлять собою конкретизацию общей цели применительно к реально складывающимся условиям ее реализации.
Поскольку общая фундаментальная цель конкретизируется в форме отдельных, ориентирующих на достижение того или иного спортивного результата, то последние, в принципе, не являются чем-то противоположным по отношению к фундаментальной цели — это лишь разные стороны одного и того же целеполагания. Однако так бывает, к сожалению, не всегда. В частности, когда цели, замкнутые на достижении спортивного результата во что бы то ни стало, превращаются в самоцель, возникает недопустимое противостояние столь обуженных целей общей гуманной нацеленности спортивной деятельности. Об этом не следует забывать, ставя конкретные цели и в процессе спортивной подготовки.
На различных стадиях многолетней спортивной деятельности этапные цели, естественно, существенно изменяются в зависимости от логики подготовительной и соревновательной практики, динамики возрастного-развития и изменения уровня подготовленности спортсмена, общих условий жизнедеятельности, индивидуальной смены спортивной ориентации. Естественны также различия индивидуально конкретизированных целей. Особенно значительны они при окончательном определении предмета углубленной спортивной специализации и места спорта в индивидуальном образе жизни — займет ли он сравнительно ограниченное место, лимитируемое прежде всего в зависимости от затрат времени и сил на основную, трудовую деятельность, либо станет на многие годы основной сферой жизнедея-тельностэд сопряженной со спортивной профессионализацией.
Хотя ведущая роль в подготовке спортсмена принадлежит наставнику-тренеру, это не исключает вероятных трудностей преодоления расхождений между целевыми установками, выдвигаемыми наставником, и индивидуальными устремлениями спортсмена. Согласовать их, свести воедино на закономерных основаниях —- дело, требующее солидной профессиональной эрудиции, а часто и незаурядного педагогического искусства. Обоснованность принимаемых при этом решений относительно долгосрочных целей во многом зависит от качества исходной диагностики спортивной предрасположенности и использования современных возможностей объективизированного прогнозирования и моделирования перспектив спортивного совершенствования.
6.4.2. Основные аспекты конкретизации долгосрочных спортивно-подготовительных целей
Общая цель, на реализацию которой направлена подготовка спортсмена, лишь в том случае приобретает практически конструктивное значение, если обеспечивается ее последовательная конкретизация в виде индивидуализированных целей и входящих в них относительно частных задач на основе знаний закономерностей спортивного совершенствования, соотносимых с фактически складывающимися условиями реализации целей. В качестве основных аспектов конкретизации надо предусматривать следующие.
1. Аспекты, вытекающие из индивидуальной предрасположенности, спортивной специализации и общей жизненной ориентации. Понятно, что цели и детализирующие их задачи в процессе подготовки спортсмена необходимо конкретизировать применительно к данным исходной диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности, к направлению спортивной специализации, избираемому с их учетом и в зависимости от систематичности оцениваемой динамики индивидуальной спортивной подготовленности. Когда же к исходу первой стадии многолетней спортивной деятельности появляются достаточные основания судить об индивидуальных перспективах спортивных достижений и с учетом этого определяется оправданное место спорта в индивидуальном образе жизни спортсмена, конкретные цели в подготовке различных контингентов спортсменов обычно значительно дифференцируются в зависимости от того, выходят ли они в сферу спорта высших достижений или ограничивают свою спортивную деятельность рамками общедоступного, ординарного спорта.
До этого разграничения подготовительные цели всех приобщенных к спорту хотя и отличаются индивидуально в той или иной мере, по сути должны сходиться в главном — в нацеленности на создание и оптимизацию предпосылок будущих достижений путем обеспечения общего подъема уровня функциональных возможностей организма, наиболее всестороннего выявления и развития индивидуальных способностей, формирования и совершенствования богатого индивидуального фонда спортивных умений и навыков. В дальнейшем в зависимости от фактически выявляющихся индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей, других причин и обстоятельств цели различных категорий спортсменов по их конкретной ориентированности на уровень спортивных результатов становятся все более неоднозначными. Остающиеся в сфере общедоступного спорта, несмотря на то что они могут иметь сравнительно высокий уровень спортивных притязаний в Небезразличных для них состязаниях, так или иначе осознают отдаленность демонстрируемых ими результатов от абсолютных спортивных достижений и раньше или позже вносят определенные ограничения как в соревновательные установки, так и в цели, фактически реализуемые в процессе спортивной подготовки. Спортсмены же, оказывающиеся в сфере спорта высших достижений, нацеливаются и в спортивной подготовке на предельную реализацию своих достиженческих возможностей на уровне, соизмеримом с абсолютными достижениями, соответственно концентрируясь в ней на том, что более всего способствует реализации такой цели.
Этап | Стадия | Примерная длительность, годы |
Базовая подготовка | ||
I | Начальный базово-подгоговигельный (этап приобщения к спорту, первичной спортивной ориентации, общей базовой подготовки) | 1-3 |
II | Основной базово-подготовительный (этап уточнения и начала углубленной спортивной специализации, специализированной базовой подготовки) | 2-3 |
Максимальнореализационная (максимальной реализации индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей) | ||
III | Предкульминационный (этап развертывания углубленной спортивной специализации с наиболее полной активацией спортивной деятельности; у одаренных спортсменов — это и этап перехода к спортивной профессионализации) | 2-4 |
IV | Кульминационный (этап наиболее активной спортивной деятельности, сопряженной с индивидуально-максимальными достижениями) | 4-5 |
Завершающая (спортивного долголетия) | ||
V | Стабилизационный (этап поддержания достигнутого уровня спортивной результативности) | 4-6 |
VI | Переходно-общекондиционный (этап переключения на физкультурно-спортивную деятельность типа общекондиционной тренировки) | Без определенных временных границ |
цели и задачи логично подразделять на долгосрочные (условно к ним можно отнести те, для реализации которых требуются многомесячные, годичные и более протяженные сроки), среднесрочные (реализуемые на протяжении месячных и близких к ним сроков) и краткосрочные (выполняемые в недельные, близкие к ним сроки и в отдельных занятиях).
Известно, что чем больше продолжительность предусматриваемого этапа или стадии подготовки, в расчете на который ставится общая цель, тем меньше вероятность, что подробно намеченные показатели достижения цели совпадут во всех деталях с действительными, то есть с теми, которые будут реально достигнуты со временем. Поэтому при постановке долгосрочных спортивно-подготовительных целей излишне сразу же детализировать их. Нужная степень конкретизации их достигается по ходу развертывания подготовки последовательным уточнением и детализацией общей цели в среднесрочных и краткосрочных целях, задачах с опорой на материалы систематического контроля за ходом и результатами подготовки.
Время выполнения долговременных спортивно-подготовительных целей обусловлено многими факторами. Основными из них являются:
1) степень трудностей, с которыми сопряжено выполнение целей;
2) закономерности возрастного формирования, созревания и последующего развития индивида и индивидуальные особенности его развития (в частности, особенности динамики сенсетивных периодов развития его физических качеств и связанных с ними способностей);
3) спортивный стаж, характер индивидуально складывающейся системы спортивной подготовки и участия в соревнованиях, совокупность социальных условий, существенно влияющих на спортивную деятельность.
В силу столь множественной обусловленности времени выполнения дальних целей было бы крайне опрометчиво устанавливать некие стандартные, одинаковые для всех сроки их реализации. Можно, однако, принимать в расчет как примерные ориентиры имеющиеся обобщенные данные, помогающие составить представление о временных параметрах спортивной подготовки (об усредненных сроках подготовки к выполнению разрядных нормативов единой спортивной классификации, о возрасте и стаже, благоприятных для спортивных достижений, о продолжительности времени, необходимого для существенно
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|