Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта



 
Легкоатлетический спринт ++ ++ + •Н- ++ ++ ++ ++
J 1егкоатлетические прыжки ++ ++ - ++ ++ ++ ++ ++
Легкоатлетические метания ++ ++ + ++ ++ ++ ++ +
Тяжелая атлетика ++ ++ + ++ ++ ++ ++  
Игровые виды спорта                
Баскетбол, волейбол ++ ++ ++ ++ ++ ++ __ ++
Гандбол, теннис, хоккей на траве ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
Хоккей с шайбой ++ - ++ ++ ++ ++ ++ ++
Футбол ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++ ++

Координационно-сложные виды спорта со стабильнойхгоотяммй

й
Гимнастика (снарядовая) ++ + + ++ ++ ++ ++  
Гимнастика художественная ++ - ++ + + ++ ++ +
Прыжки в воду ++ + + ++ ++ ++ ++  
Фигурное катание на коньках ++ ++ ++ ++ ++ ++ + +

Спортивные единоборства

Бокс ++ ++ + + + ++ ++ ++
Борьба + - ++ ++ ++ ++ ++ ++
Фехтование ++ ++ ++ ++ ++ -н- +  

Циклические виды спорта с акцентированной выносливостью

Велосипедный и конькобежный спорт ++ ++ ++ ++ ++ ++ + ++
Гребной спорт ++ + + + + ++ ++ ++
Легкоатлетический бег на 800 м и более ++ + ++ ++ ++ + ++ ++
Лыжный спорт ++ + ++ ++ ++ ++ ++ ++
Плавание ++ - ++ ++ ++ ++   ++

 

„          •                                               Таблица 10

Комплекс общетестовых упражнений, предлагаемых при наборе в детские спортивные школы (по а. п. Филину, частично переработано)

весьмаТачиЗ'+ Ксп!ртная 0Ченка значимости тестирования: ++ -весьма значимо; + — не очень значимо; - — не значимо.

Это значит, что для целесообразного использования тестовых упражнений в интересах спортивной ориентации надо обеспечивать повторное тестирование с относительно небольшим возрастным интервалом (у юных спортсменов — с интервалом, не превышающим года) и сопоставлять вы­являемые его результаты с имеющимися данными о тен­денциях и темпах возрастной динамики тестируемых или аналогичных показателей. Это требование остается в силе и тогда, когда в качестве тестовых используются упраж­нения, результаты в которых относительно устойчиво кор­релируют друг с другом на протяжении ряда лет (напри­мер, в некоторых прыжковых тестах).

Сказанное относится и-к использованию для диагно­стики спортивной предрасположенности спортивных резуль­татов. Известно, что начинающие спортсмены, лидирую­щие в первых соревнованиях, часто не оказываются в чис­ле лидеров спустя несколько лет, несмотря на систематиче­скую тренировку. Есть основания считать, что нужно как минимум 2-3 года для прослеживания динамики спортив­ных результатов после начала направленных занятий спортом, чтобы, опираясь на анализ тенденции и темпов изменения спортивных результатов у юных спортсменов в сочетании с другими диагностическими данными, можно было с уверенностью судить о спортивной предрасположен­ности и соответственно ориентировать на дальнейшую спе­циализацию. Это и понятно. Ведь спортивный результат — чрезвычайно многофакторное и множественно обусловлен­ное явление. В нем, как в фокусе, комплексно проявляют­ся различные индивидуальные способности, в том числе индивидуально различная тренируемость.

На возрастную динамику спортивных результатов су­щественно влияют индивидуально неодинаковые темпы возрастного созревания организма, «критические» пери­оды в его развитии, особенности построения спортивной тренировки, конкретные условия жизни спортсмена. Не удивительно, что для того, чтобы выявить действитель­ные достиженческие возможности спортсмена по дина­мике его спортивных результатов, требуется немало вре­мени. Но зато путем квалифицированного анализа ее тенденций можно получить ничем не заменимую синте­тическую информацию как для диагностики спортивной предрасположенности, так и для прогнозирования спор­тивных перспектив-индивида.

 


.


Особую ценность в этом отношении представляет срав­нительный анализ основных тренировочных нагрузок и динамики спортивных результатов вместе с показателя­ми систематического тестирования. Кроме прочего, он мо­жет дать ценнейшую информацию об одной из самых глав­ных предпосылок перспективности спортсмена — его тренируемости, способности подвергаться прогрессивным изменениям под воздействием тренировки;

Рассмотрим пример. Как обнаружено исследованием [6], динамика специализированных тренировочных нагру­зок и динамика результатов в избранном виде спорта в первые 2-3 года от начала спортивной специализации у систематически тренирующихся юных спортсменов харак­теризуются почти линейным возрастанием (рис. 11), что позволяет описать динамику этих нагрузок и результатов уравнением линейной функции вида

У = а + ЬХ,

где У — величина объема нагрузки или спортивного ре­зультата в рассматриваемом году, X — стаж спортивной специализации в годах, а и & — коэффициенты прироста анализируемых параметров, вычисляемые по эмпириче­ским данным.

Но к исходу второго — началу третьего года специали­зации соотношение тенденции дальнейшего изменения нагрузок и результатов становится существенно иным. Так, если выразить их графически (рис. 11), кривая прироста объема нагрузок пересечется с кривой прироста результа­та. Иначе говоря, для обеспечения дальнейшего увеличе­ния результатов суммарный объем нагрузки приходится круто наращивать, а темпы прироста спортивного резуль­тата начинают убывать. Это свидетельствует о начале но­вого этапа в многолетней спортивной деятельности — эта­па углубленной спортивной специализации. Величина «угла расхождения» указанных кривых бывает у различных индивидуумов резко неодинаковой при одинаковых пред­шествовавших нагрузках, что можно рассматривать в какой-то мере как показатель степени индивидуальной тренируе­мости и зависящих от нее достиженческих возможностей (спортивной перспективности) спортсмена. Очевидно, чем больше угол расхождения рассматриваемых кривых после их пересечения (при прочих одинаковых условиях), тем меньше степень индивидуальной трейируемости и, следо-

 

 

1___ _1_____ I_____ I I  I______ 1_____ I I_____ I_____ I_____ 1

О   1          2   3 0  1               2   3 0   1               2   3

Годы от начала спортивной специализации Рис. 11

Соотношение динамики годовых объемов специализированных тренировочных нагрузок и спортивных результатов в первые три года спортивной специализации: Все показатели по оси ординат выражены в относительных величинах: объемы нагрузки (сплошная линия) — в долях максимальных объемов аналогичных на­грузок, зафиксированных во время исследования в мировой спортивной практи­ке; спортивные результаты (пунктирная линия) — в долях мировых рекордов в указанных видах спорта: а — прыжки в высоту; б — толкание ядра; в — подни­мание штанги.

вательно, меньше вероятность добиться выдающихся ре­зультатов в перспективе. И напротив, чем меньше этот угол, тем выше степень индивидуальной тренируемости и тем перспективнее спортсмен.

В последние десятилетия определенные надежды в со­вершенствовании диагностики спортивной предрасположен­ности и прогнозировании перспективности спортсмена воз­лагают на разработку сводных модельных характеристик спортсмена. Они представляют собой блок-схемы или опи­сательно-цифровые перечни показателей, которые в ком­плексе объединение отображают наличные либо прогнозируе­мые свойства спортсмена, параметры его подготовленности, уровни развития его качеств, способностей. В наиболее пол-. ные варианты модельных характеристик спортсменов стре­мятся включить информативные показатели, которые ото­бражают:

• основные слагаемые физической, технической и так­тической подготовленности спортсмена в их спортивно-тестовом выражении и параметры спортивного резуль­тата;

• телесно-структурные свойства спортсмена (выявляемые морфометрически, в частности антропометрически);

• биофункциональные его свойства (преимущественно парциальные, избирательно выявляемые физиологиче­скими и другими биодиагностическими методами);

• индивидуальные личностно-психические свойства (вы­являемые психодиагностикой и качественной оценкой личности);

• возраст (календарный и биологический), спортивный стаж и другие признаки, существенные для спортив­ной диагностики и прогнозирования спортивных пер­спектив индивида.

Большинство разработанных к настоящему времени исследовательских модельных характеристик спортсменов, особенно тех, которые создаются на практике, имеют фраг­ментарный характер, то есть содержат показатели не по всем перечисленным разделам, а лишь по некоторым из них и то, как правило, в сильно суженном виде (примеры фрагментарных и относительно развернутых модельных ха­рактеристик спортсменов см. [3, 13]). Чаще всего можно встретить модельные характеристики двух типов: харак­теризующие наличное или сравнительно неотдаленное же­лаемое состояние конкретного спортсмена и условно-про­гностические модели чемпионов (рекордсменов, олимпийцев и т. п.). Первые, если они основаны на объективных инфор­мационно-существенных данных, могут играть полезную роль в целостной диагностике спортивной предрасположен­ности, спортивной ориентации (включая выбор спортивной специализации, постановку целей спортивной деятельности, наметку основных линий ее развертывания) и управлении процессом спортивного совершенствования. Однако модели чемпионов в том виде, в каком они пока что созданы, в лучшем случае могут иметь лишь сугубо ориентировочное значение в поиске еще не обнаруженных спортивных талан­тов и детализации общих представлений о том, каковы ус­ловные пределы развития человеческих свойств, качеств и способностей в спорте. Такого рода модели совершенно не пригодны для спортивной ориентации и управления про­цессом спортивного совершенствования подавляющей мас­сы спортсменов, тем более уже сложившихся, зрелых.

Проблемы сведения воедино разнородных диагности­ческих данных о спортивной предрасположенности. Как видно из сделанного обзора, для полноценной диагности­ки индивидуальной спортивной предрасположенности ну­жен широкий комплекс различного рода диагностичес­ких данных. Но чем разнообразнее они, тем настоятельнее возникает вопрос — как сделать на их основе верный об­щий вывод, особенно тогда, когда одни из них говорят в пользу той или иной спортивной специализации, а другие — указы­вают на противоположное? Трудности ответа вытекают в первую очередь из того, что регистрируемые показатели вы­ражаются в разнородных величинах (в линейных разме­рах как рост и другие длинники тела, в весовых размерах как его масса, в размерах газовых объемов как легочная вентиляция и потребление кислорода и т. д.) и многие из них не соотнесены аддитивно (так, чтобы, складывая их, можно было получить соразмерную общую величину), а потому не сводимы к общему знаменателю, и их удельный вклад в спортивную предрасположенность не поддается точ­ному исчислению.

Приведем некоторые примеры. Допустим, у 12-летнего подростка, увлекающегося плаванием, рост, равен условно­му возрастно-ростовому показателю, считающемуся благо­приятным для специализации в плавании (174,4 см — по некоторым данным), а максимальное потребление кисло­рода (МПК) в расчете на килограмм веса меньше средне­го, наблюдаемого у пловцов этого возраста (меньше 45-46 мл/(мин-кг)); у сверстника, имеющего одинаковый результат в плавании, длина тела значительно меньше, а относительное МПК значительно больше. Рекомендовать ли обоим углубленную специализацию в плавании? Или кому из них рекомендовать? Когда же взяты десяток и более показателей, половина из которых соответствует «бла­гоприятным» для специализации в этом или ином виде спорта, а другая половина отклоняется от «нормативных», рекомендуемых как основание для выбора специализации, пытающийся осуществить по ним верный выбор попадает в чрезвычайно затруднительное положение.

В поисках выхода из него идут несколькими путями: условно выстраивают показатели по рангу в зависимости от их значимости, устанавливаемой, в частности, опытными экспертами, проводят факторный и многошаговый корре­ляционный статистический анализ, коррелируя разнород­ные показатели с динамикой спортивного результата и уста­навливая таким путем их «вклад» в спортивные достижения, выражают измеренные показатели в относительных вели­чинах, в частности в долях от высших аналогичных показа­телей, зарегистрированных у сильнейших спортсменов, и т. д. В любом случае при существующих способах обобще­ния разнородных диагностических показателей спортивной предрасположенности недопустимо принимать разовые ка­тегорические решения ни по выбору спортивной специали­зации, ни по достиженческим возможностям спортсмена, ни по спортивному отбору.

Как уже подчеркивалось, выбор и уточнение направ­ления углубленной спортивной специализации юных спорт­сменов в норме достаточно продолжительный процесс, рас­пространяющийся на целый этап спортивной подготовки, ориентировочная протяженность которого 2-3 года. За это время вполне можно детально проследить и осмыслить тен­денции динамики многих свойств, качеств, способностей детей, приобщаемых к спорту. Важнейшее значение при этом имеет выявление степени тренируемости спорт­смена в условиях систематической тренировки, темпов увеличения функциональных возможностей организма, менее других подверженных изменению в течение жизни, тенденции развития личностных качеств характера, осо­бенно спортивного трудолюбия. По всей вероятности, именно в такого рода свойствах индивида заключена глав­ная общая основа его спортивно-достиженческих возмож­ностей.

6.3.

ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Современные дети нередко серьезно приобщаются к спорту уже в 7-8-летнем возрасте. Возрастные границы для набираемых в детские спортивные школы и секции официально устанавливаются в пределах 7-14-летнего воз­раста (в зависимости от особенностей видов спорта — наи­меньший для желающих заниматься такими видами спорта, как фигурное катание на коньках, плавание, тен­нис, художественная и спортивная гимнастика, наиболь­ший для увлекающихся такими, как тяжелая атлетика и циклические виды спорта, требующие преимущественно выносливости). Было бы, однако, неверным считать этот факт достаточным аргументом в пользу возможно более раннего начала углубленной узкой спортивной специали­зации. Целесообразный возраст приобщения к спорту и адекватный возраст начала углубленной спортивной спе­циализации — далеко не одно и то же.

Если смешивать и не различать их (что нередко бывает в практике и теории), это может иметь явно негативные последствия. Для разумного приобщения к спорту в его упрощенных формах в меру возрастных возможностей без какого-либо форсирования узкой специализации может не быть принципиальных противопоказаний даже в раннем детском возрасте. Форсированная же чрезмерно суженная спортивная специализация, пусть даже она начинается в официально установленные для набора в спортивные шко­лы сроки, хотя и сопровождается вначале быстрым приро­стом спортивных результатов, чревата ущербом как для конечных спортивных достижений, таки, главное, для пол­ноценного развития организма и личных фактов [3, 8]. Известно, в частности, что множество юных спортсменов, оказавшихся в горниле форсированной узкоспециализиро­ванной тренировки и блеснувших незаурядными для свое­го возраста результатами, в дальнейшем, ближе к зрелому возрасту, может показывать лишь посредственные резуль­таты и часто вообще выбывает из спорта (по данным спе­циального исследования, таких юных спортсменов было по­давляющее большинство среди занимавшихся в детских и детско-юношеских спортивных школах в нашей стране). Известно также, что немало спортсменов, начав спортив­ную специализацию только в близком к зрелому и зрелом возрасте — в 17-20 лет, а в отдельных случаях и старше, достигали подлинно выдающихся спортивных результатов (в их числе ряд олимпийских чемпионов, чемпионов и ре­кордсменов мира).

Надо думать, форсирование узкой спортивной специали­зации в раннем возрасте вступает в противоречие прежде всего с необходимостью гарантировать расширение и повы­шение общего уровня функциональных возможностей орга­низма в годы его созревания, препятствует созданию, образ­но говоря, полноценной базы спортивного совершенствования, ограничивает, в частности, адаптационные возможности и индивидуальный фонд двигательных умений и навыков, ко­торые могут оказаться полезными в процессе спортивного совершенствования. Не исключено, что чрезмерно ранняя форсированная специализация опасна и тем, что сопряжена с жесткой эксплуатацией биологических механизмов моби­лизации тренируемости, как бы истощает их и вместе с тем создает сравнительно быстро своего рода «психический ба­рьер» против хронических спортивных напряжений.

Как бы там ни было, справедливым остается принятое в теории и методике спорта положение о том, что на пер­вом этапе спортивной подготовки не следует форсировать узкую спортивную специализацию и что подготовка начи­нающего спортсмена должна быть возможно всесторонней и специализированной лишь в условном смысле, а именно, в зависимости от ориентировочно намечаемого направле­ния будущей углубленной специализации усилия спорт­смена постепенно сосредоточиваются на содержании наме­чаемого и смежных видов или разновидностей спорта.

Соревновательной деятельности на протяжении базовой стадии спортивной'подготовки целесообразно придавать в определенной мере многоборный характер без доминирова­ния установки на немедленное превосходство в демонстри­руемых спортивно-технических результатах. Многоборная ориентация здесь не обязательно предусматривает выступ­ления в официально принятых спортивных многоборьях. Она может быть реализована и на материале смежных и других спортивных дисциплин. Например, предполагающие специа­лизироваться в плавании, вначале опробывают свои возмож­ности, соревнуясь на различных дистанциях и в различных способах спортивного плавания, избирающие спортивные еди­ноборства соревнуются в нескольких разновидностях спортив­ной борьбы или фехтования, увлекающиеся легкой атлети­кой выступают в двое-, трое-, четырехборьях, составленных из однородных либо разнородных легкоатлетических упраж­нений, и т. д. Такого рода соревновательная ориентация по­лезна, кроме прочего, тем, что служит одной из гарантий против ошибок в выборе спортивной специализации.

От тренера, обеспечивающего начальную спортивную ориентацию, требуется немалое профессиональное искусст­во, чтобы самые различные индивидуальные интересы, уста­новки, методы, влекущие к занятиям спортом, корректно привести в соответствие с закономерно оправданным направ­лением спортивной деятельности, типичным для ее базовой стадии. Сделать это бывает, конечно, не просто, особенно при свойственных многим юным спортсменам намерениях поскорее выделиться спортивными результатами, самолю­бивом стремлении не уступать в спортивном соперничестве, соревновательном задоре наряду с недостаточно развитой способностью к осмысленной саморегуляции и неглубоком пока понимании сути долгого пути к выдающимся спортив­ным достижениям. Тем не менее нужно, обеспечивая пер­вичную спортивную ориентацию, сформировать у начинаю­щих спортсменов хорошо мотивированную установку на развертывание возможно всесторонней и неизбежно объем­ной фундаментальной спортивной подготовки как глав­ной этапной цели и на многоборное выявление спортив­ных способностей, исключив недальновидное стремление немедленно выделиться спортивными результатами во что бы то ни стало. В этом и состоит главная линия спортивной ориентации на всем протяжении первого этапа многолетней спортивной деятельности.

Варианты практического воплощения этой линии, есте­ственно, индивидуально различны. Они отличаются, в част­ности, в зависимости от индивидуально отличающихся темпов возрастного созревания организма. У так называе­мых акселератов (отличающихся ускоренными темпами возрастно-биологического созревания) спортивно-достижен-ческие возможности проявляются раньше, но, если форси­ровать их реализацию, итоговые спортивные достижения оказываются часто заурядными; у ретардантов (отличаю­щихся замедленными темпами возрастно-биологического со­зревания организма) и спортивно-достиженческие возмож­ности проявляются позже, но итоговый уровень спортивных достижений со временем часто оказывается значительно выше, чем у акселератов.

Целесообразные акценты в различные годы базовой спортивной подготовки зависят также от индивидуально варьирующихся сроков наступления «чувствительных» (сенсетивных) периодов в развитии физических качеств и базирующихся на них двигательных способностей юных спортсменов. Несмотря на предполагаемое направление спортивной специализации, важно не~ упустить периоды, особо благоприятные для воздействия на силовые, скорост­ные, координационные и другие двигательные способно­сти в процессе базовой спортивной подготовки. (Подробнее об этих периодах в их значении для спортивной подготовки и физического воспитания в целом см. [3, 10].) По этим и другим причинам,' действие которых проявляется в зависи­мости от индивидуальных особенностей спортсменов, быва­ют оправданными различные варианты построения базовой спортивной подготовки. Но любые ее индивидуальные ва­рианты правильны лишь постольку, поскольку они не рас­ходятся в главном с охарактеризованным магистральным направлением первичной спортивной ориентации.

6.4.

ПОСТАНОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ СПОРТИВНО-1ГОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

6.4.1. Внешнее выражение и главное содержание целей, реализуемых в процессе подготовки спортсмена

Так же, как и в любой другой целесообразной деятель­ности, первостепенное значение в деятельности тренера и спортсмена по развертыванию спортивной подготовки имеет четкое определение цели. Являясь заблаговременным пред­видением результатов деятельности, цель предметно ори­ентирует на то, ради чего деятельность совершается. Вме­сте с тем, если цель ставится верно, то есть адекватно (вполне соответственно) объективным возможностям и за­кономерностям их реализации, содержательно конкрети­зируется и уточняется по ходу ее достижения, она приоб­ретает значение важнейшего фактора, направляющего и регулирующего деятельность.

Итоговые и особенно промежуточные цели, выдвигае­мые в процессе подготовки спортсмена, по своему внешнему выражению весьма конкретны, поскольку сфокусированы на достижении наглядных, всем очевидных, количественно оцениваемых спортивно-технических результатов. Но лишь к этому цели, достигаемые в результате многогранной и многолетней подготовки спортсмена, конечно, не сводятся. Они не замыкаются на чисто спортивных достижениях и у спортсменов, посвящающих значительную часть своей жиз­ни спорту как основной сфере деятельности.

В основу реализуемых через достижение спортивных результатов целей закладывается, о чем уже говорилось, более глубокий смысл, который следует из жизненной по­зиции личности, обусловлен сознанием спортсмена своего предназначения, жизненных перспектив и социальными функциями спорта. В зависимости от коренных личност­ных потребностей, интересов и мотивов в их социальной обусловленности и складывается главное содержание це­лей, достигаемых в процессе спортивной подготовки и спортивной деятельности в целом.

В русле гуманно выдержанного спортивного движения наиболее важная с точки зрения широких социальных и личностных позиций общая цель состоит в том, чтобы посредством спортивной деятельности оптимально со­действовать всестороннему физическому и духовному развитию индивида, формированию и совершенствованию его как социально ценной личности, полной реализации его достиженческих возможностей в избранной сфере. Эта общая фундаментальная цель осуществляется в процессе всей многолетней подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена. Менее общие, относительно част­ные цели (цикловые, этапные, относящиеся к сериям за­нятий и отдельным занятиям) должны представлять со­бою конкретизацию общей цели применительно к реально складывающимся условиям ее реализации.

Поскольку общая фундаментальная цель конкретизи­руется в форме отдельных, ориентирующих на достиже­ние того или иного спортивного результата, то последние, в принципе, не являются чем-то противоположным по от­ношению к фундаментальной цели — это лишь разные стороны одного и того же целеполагания. Однако так бы­вает, к сожалению, не всегда. В частности, когда цели, замкнутые на достижении спортивного результата во что бы то ни стало, превращаются в самоцель, возникает недо­пустимое противостояние столь обуженных целей общей гуманной нацеленности спортивной деятельности. Об этом не следует забывать, ставя конкретные цели и в процессе спортивной подготовки.

На различных стадиях многолетней спортивной деятель­ности этапные цели, естественно, существенно изменяются в зависимости от логики подготовительной и соревнователь­ной практики, динамики возрастного-развития и измене­ния уровня подготовленности спортсмена, общих условий жизнедеятельности, индивидуальной смены спортивной ориентации. Естественны также различия индивидуально конкретизированных целей. Особенно значительны они при окончательном определении предмета углубленной спортив­ной специализации и места спорта в индивидуальном об­разе жизни — займет ли он сравнительно ограниченное место, лимитируемое прежде всего в зависимости от за­трат времени и сил на основную, трудовую деятельность, либо станет на многие годы основной сферой жизнедея-тельностэд сопряженной со спортивной профессионализа­цией.

Хотя ведущая роль в подготовке спортсмена принадле­жит наставнику-тренеру, это не исключает вероятных труд­ностей преодоления расхождений между целевыми установ­ками, выдвигаемыми наставником, и индивидуальными устремлениями спортсмена. Согласовать их, свести воеди­но на закономерных основаниях —- дело, требующее солид­ной профессиональной эрудиции, а часто и незаурядного педагогического искусства. Обоснованность принимаемых при этом решений относительно долгосрочных целей во многом зависит от качества исходной диагностики спортив­ной предрасположенности и использования современных возможностей объективизированного прогнозирования и моделирования перспектив спортивного совершенствования.

6.4.2. Основные аспекты конкретизации долгосрочных спортивно-подготовительных целей

Общая цель, на реализацию которой направлена под­готовка спортсмена, лишь в том случае приобретает прак­тически конструктивное значение, если обеспечивается ее последовательная конкретизация в виде индивидуали­зированных целей и входящих в них относительно част­ных задач на основе знаний закономерностей спортивного совершенствования, соотносимых с фактически склады­вающимися условиями реализации целей. В качестве ос­новных аспектов конкретизации надо предусматривать следующие.

1. Аспекты, вытекающие из индивидуальной пред­расположенности, спортивной специализации и общей жизненной ориентации. Понятно, что цели и детализи­рующие их задачи в процессе подготовки спортсмена не­обходимо конкретизировать применительно к данным исходной диагностики индивидуальной спортивной пред­расположенности, к направлению спортивной специали­зации, избираемому с их учетом и в зависимости от систе­матичности оцениваемой динамики индивидуальной спортивной подготовленности. Когда же к исходу первой стадии многолетней спортивной деятельности появляются достаточные основания судить об индивидуальных пер­спективах спортивных достижений и с учетом этого опре­деляется оправданное место спорта в индивидуальном об­разе жизни спортсмена, конкретные цели в подготовке различных контингентов спортсменов обычно значитель­но дифференцируются в зависимости от того, выходят ли они в сферу спорта высших достижений или ограничива­ют свою спортивную деятельность рамками общедоступ­ного, ординарного спорта.

До этого разграничения подготовительные цели всех приобщенных к спорту хотя и отличаются индивидуально в той или иной мере, по сути должны сходиться в глав­ном — в нацеленности на создание и оптимизацию пред­посылок будущих достижений путем обеспечения общего подъема уровня функциональных возможностей организ­ма, наиболее всестороннего выявления и развития инди­видуальных способностей, формирования и совершенство­вания богатого индивидуального фонда спортивных умений и навыков. В дальнейшем в зависимости от фактически вы­являющихся индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей, других причин и обстоятельств цели раз­личных категорий спортсменов по их конкретной ориен­тированности на уровень спортивных результатов стано­вятся все более неоднозначными. Остающиеся в сфере общедоступного спорта, несмотря на то что они могут иметь сравнительно высокий уровень спортивных притязаний в Небезразличных для них состязаниях, так или иначе осо­знают отдаленность демонстрируемых ими результатов от абсолютных спортивных достижений и раньше или позже вносят определенные ограничения как в соревновательные установки, так и в цели, фактически реализуемые в про­цессе спортивной подготовки. Спортсмены же, оказываю­щиеся в сфере спорта высших достижений, нацеливаются и в спортивной подготовке на предельную реализацию своих достиженческих возможностей на уровне, соизмеримом с абсолютными достижениями, соответственно концентри­руясь в ней на том, что более всего способствует реализа­ции такой цели.

 

2. Конкретизация целей во времени (в зависимости от времени их реализации, возраста, тренировочного и сорев­новательного стажа спортсмена). Разумеется, никакая цель не может быть реализована за время, объективно недоста­точное для ее реализации. Отсюда и в спортивной подго­товке при постановке целей необходимо так соотнести их со временем выполнения и так конкретизировать их, под­разделив на парциальные (частичные) цели, задачи, что­бы выполнение их оказалось реально возможным в пред­усмотренные сроки. Для того же, чтобы осуществить такую конкретизацию, нужно располагать объективными дан­ными хотя бы об их усредненных сроках, необходимых для реализации целей и задач, типичных в спортивной подготовке. По отношению к протяженности этих сроков

Этап Стадия Примерная длительность, годы

Базовая подготовка

I Начальный базово-подгоговигельный (этап приобщения к спорту, первичной спор­тивной ориентации, общей базовой подготовки) 1-3
II Основной базово-подготовительный (этап уточнения и начала углубленной спортивной специализации, специализированной базовой подготовки) 2-3

Максимальнореализационная (максимальной реализации индивидуальных спортивно-достиженческих возможностей)

III Предкульминационный (этап развертывания углубленной спортивной специализации с наиболее полной активацией спортивной деятельности; у одаренных спортсменов — это и этап перехода к спортивной профессионализации) 2-4
IV Кульминационный (этап наиболее активной спортивной деятельности, сопряженной с индивидуально-максимальными достижениями) 4-5

Завершающая (спортивного долголетия)

V Стабилизационный (этап поддержания достигнутого уровня спортивной результативности) 4-6
VI Переходно-общекондиционный (этап переключения на физкультурно-спортивную деятельность типа общекондиционной тренировки) Без определенных временных границ

цели и задачи логично подразделять на долгосрочные (ус­ловно к ним можно отнести те, для реализации которых требуются многомесячные, годичные и более протяжен­ные сроки), среднесрочные (реализуемые на протяжении месячных и близких к ним сроков) и краткосрочные (вы­полняемые в недельные, близкие к ним сроки и в отдель­ных занятиях).

Известно, что чем больше продолжительность предус­матриваемого этапа или стадии подготовки, в расчете на который ставится общая цель, тем меньше вероятность, что подробно намеченные показатели достижения цели совпадут во всех деталях с действительными, то есть с теми, которые будут реально достигнуты со временем. Поэтому при постановке долгосрочных спортивно-подготовительных целей излишне сразу же детализировать их. Нужная сте­пень конкретизации их достигается по ходу развертыва­ния подготовки последовательным уточнением и детали­зацией общей цели в среднесрочных и краткосрочных целях, задачах с опорой на материалы систематического контроля за ходом и результатами подготовки.

Время выполнения долговременных спортивно-подго­товительных целей обусловлено многими факторами. Ос­новными из них являются:

1) степень трудностей, с которыми сопряжено выпол­нение целей;

2) закономерности возрастного формирования, созре­вания и последующего развития индивида и индивидуаль­ные особенности его развития (в частности, особенности динамики сенсетивных периодов развития его физических качеств и связанных с ними способностей);

3) спортивный стаж, характер индивидуально склады­вающейся системы спортивной подготовки и участия в соревнованиях, совокупность социальных условий, суще­ственно влияющих на спортивную деятельность.

В силу столь множественной обусловленности времени выполнения дальних целей было бы крайне опрометчиво устанавливать некие стандартные, одинаковые для всех сро­ки их реализации. Можно, однако, принимать в расчет как примерные ориентиры имеющиеся обобщенные дан­ные, помогающие составить представление о временных параметрах спортивной подготовки (об усредненных сро­ках подготовки к выполнению разрядных нормативов еди­ной спортивной классификации, о возрасте и стаже, благо­приятных для спортивных достижений, о продолжительно­сти времени, необходимого для существенно



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.