|
||||||||||||||||||
Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 6 страницаЗдесь многое зависит от того, насколько налажены переходные каналы между ординарным спортом и профессионализированным спортом высших достижений, — прежде всего система подготовки резервов сборных спортивных команд страны (включающая, в частности, специализированные детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты спортивного профиля и подобные учреждения) с ее переходными формами спортивной профессионализации. Это соединительное звено между одинарным спортом и спортом высших достижений выполняет вместе с тем селекционную роль — служит отбору одаренных спортсменов для профессиональной спортивной деятельности. Как для общества, так в конечном счете и для личности важно, чтобы переходные каналы между общедоступным и супердостиженческим спортом не были слишком широки и чтобы не нарушалось разумное соотношение этих сторон социальной практики спорта. Бели в орбиту профессионализированного спорта вовлекается излишняя масса спортсменов, включая тех, кто не обладает необходимыми потенциями для выдающихся спортивных достижений, — это чревато немалым ущербом и для личности, и для общества, поскольку сопряжено в итоге с личными разочарованиями, неоправданными тратами времени, сил, средств, отвлечением многих от иных социально важных сфер жизнедеятельности, где каждый может найти для себя дело, соответствующее его индивидуальным способностям. Недопустимы и нарушения социально необходимых пропорций в пользу преимущественного развития лишь отдельных сторон спортивной практики. К сожалению, такие искажения не редки. Они допускались и в управлении развитием спорта у нас в стране, когда на протяжении целого исторического периода, начавшегося в послевоенные годы с форсированного выхода советских спортсменов на международную арену, и вплоть до последних лет фактически существовал явный крен в сторону спорта высших достижений с ущербом для развития массового спорта (односторонняя концентрация материальных ресурсов, финансов и лучших кадров в сфере подготовки узкого круга спортсменов, попадающих в сборные команды страны, организационное пренебрежение нуждами массового спортивного движения, слабая постановка научно-методической работы по его проблемам и т. д.). Требуется многое, чтобы выправить это положение без ущерба для высших спортивных достижений страны, придав должный размах и качество общедоступному спорту как неотъемлемому слагаемому общенародной физической культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982. 2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977. 3. Платонов В. Н., Гуськов С. И. Олимпийский спорт. Кн. 1. Киев: Олимпийская литература, 1994. 4. Родиченко В. С. Спортивные соревнования: информация, управление. М.: Физкультура и спорт, 1978. 5. Спорт в современном обществе. Всемирн. науч. конгр.: Сборник итоговых материалов. М.: Физкультура и спорт, 1982. 6. Спорт, духовные ценности, культура. М.: РГАФК, 1997. Вып. 2; 5. 7. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ТЕОРИЯ СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СПОРТА Оформление теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания началось сравнительно недавно — в минувшем веке, хотя осмысление явлений спорта на каком-то уровне шло с давних пор вместе с развитием спортивной практики и дало некоторые серьезные обобщения уже в первый период расцвета Олимпийских игр древности. Одним из главных стимулов, ускоривших формирование современной теории спорта, стало возобновление Олимпийских игр в Новое время на рубеже Х1Х-ХХ вв. и обусловленное этим интенсивное развертывание мирового спортивного движения. Приблизительно вплоть до второй половины XX в. проблематика теории спорта рассматривалась преимущественно в рамках теории и методики физического воспитания. Это обусловлено тем, что до последних десятилетий наиболее широко обобщающей отраслью научно-прикладного знания в сфере физической культуры и спорта была именно теория физического воспитания, а познавательные положения, возникавшие на основе спортивной практики, имели преимущественно эмпирический и частнопредмет-нЫй характер. Со временем все большее внимание обращалось на то, что предмет теории физического воспитания только в некоторой мере совпадает с предметом теории спорта и что для полного охвата проблематики познания сущности спорта, закономерностей его функционирования и развития нужна специальная, избирательно ориентированная на эту проблематику отрасль научного знания. На становление последней сильно повлияли потребности подготовки сборных спортивных команд стран мира к Олимпийским и другим ответственным интернациональным состязаниям в условиях все более обострявшейся после Второй мировой войны конкуренции на международной спортивной арене. Общепризнанно, что выдающийся вклад в становление теории спорта внесли советские специалисты, чему способствовал ряд обстоятельств. Важную роль сыграл высокий уровень развития естественных и гуманитарных наук, достигнутый в стране еще к исходу XIX — первой половине XX в. Непосредственное решение научно-исследовательских проблем в сфере спорта, особенно спорта высших достижений, обеспечивалось концентрацией усилий крупного коллектива способных исследователей (в том числе в комплексных научных группах, созданных при сборных спортивных командах страны), активным участием в этой непростой работе многих талантливых тренеров и незаурядным вниманием к ней со стороны государства и общества. Все это позволило в сжатые сроки создать передовую концепцию системы подготовки спортсменов высокого класса, разработать комплекс научно-прикладных проблем в этой сфере и очертить контуры общей теории спорта. Первыми были детально изучены проблемы теории спортивной тренировки. Это обусловлено тем, что проблематика теории спорта долгое время разрабатывалась, как уже упоминалось, главным образом, в свете теории физического воспитания. При этом спорт выступает в основном в качестве фактора физического воспитания. Естественно, на первые позиции при таком подходе выступает проблематика обучения спортсмена технике двигательных действий и воспитания его физических способностей, спортивная же тренировка в целом предстает как специализированная разновидность процесса физического воспитания. В этом аспекте еще в 1940-1950-х гг. была выполнена серия крупных обобщающих работ (К. X. Грантынь, А. Д. Новиков и др.). В последующие два десятилетия у нас в стране особенно стремительно нарастало число работ, конкретизирующих и углубленно решающих обобщенную теоретико-прикладную проблематику спортивной тренировки на материале спортивной практики и экспериментальных исследований, в том числе по общим основам спортивной тренировки и закономерностям ее построения [10, 16, 19, 29 и др.], а также по основным разделам ее содержания — физической и технической подготовке [3, 6, 9, 23, 25, 26, 32], возрастным аспектам спортивной подготовки, ее перспективному планированию [21, 24, 31], структуре тренировочного процесса и ее оптимизации [11, 13, 15, 20]. Почти одновременно аналогичные разработки активизировались в ряде стран мира, особенно в бывших социалистических странах, не без влияния научных результатов, полученных советскими специалистами [5, 8, 34-37]. В последние десятилетия заметно усилилось стремление целостно осветить интегративную проблематику общей теории спорта, включив в нее, кроме теории спортивной-тренировки, концепцию собственно соревновательной деятельности и другие концептуальные положения, которые в совокупности со сложившимися ранее давали бы наиболее полное представление о сущности спорта и сопряженных с ним явлениях. Усилия, предпринятые в этом направлении, пока не завершены. Тем не менее есть основания считать, что первый этап становления теории спорта в качестве широко обобщающей отрасли научно-прикладного знания в основном пройден. В результате творческих дискуссий, проблемно-постановочных и концептуально-исследовательских разработок определились в первом приближении ее предмет, структура и основные разделы содержания. Утвердилось представление о том, что теория спорта есть обобщающая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функционирования и дальнейшего развития в обществе. При этом ее стержневым разделом является концепция основного содержания и форм оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностей, путей и условий спортивного совершенствования. Это определение предмета теории спорта получило официальное программное закрепление. Применительно к нему осуществлены первые попытки развернутого изложения учебного курса для отечественных высших специальных учебных заведений [27, 28, 29]. Определилось также место и взаимосвязи общей теории спорта в системе наук (см. рис. 5). В качестве широко обобщающей, интегрированной отрасли научного знания она связана, конечно, со многими другими его отраслями, в том числе с естественными и гуманитарными науками. В своих фактологических основах она непосредственно опирается на данные Частнопредметных спортивных дисциплин — теорию и методику отдельных видов спорта и типологических групп видов спорта, а также на материалы прикладных ответвлений традиционно сложившихся наук, — разумеется, > <рилосоох;ко-методологические И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА (теория организации и управления спортивным движением)
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА Гуыанитарные и смежные аспекты теорий спорта
^ Истсрия^слорта
( Социология ^ спорта
Биофизика спорта (включая биомеханику)
Биохимия спорта 1|
Физиология V спорта Ш
Метрологические аспекты теории спорта (спортивная метрология)^—,
Спортивно-гигиенические аспекты
Спортивная травматология, спортивная терапия Л- Рас. 5 Соотношение общей теории спорта, частнопредметных теоретико-методических дисциплин по видам спорта и смежных отраслей гуманитарного и естественнонаучного знания
тех отраслей их, которые так или иначе ориентированы избирательно на познание реалий спорта и сопряженных с ним явлений (физиология, биохимия, биомеханика спорта и другие спортивно-прикладные отрасли естественных наук, психология, психопедагогика, конкретная социология и другие спортивно-прикладные отрасли гуманитарных и социальных наук). Опираясь на исследовательские данные многих смежных научных дисциплин, общая теория спорта отнюдь не суммирует их, а выделяет и интегрирует то, что необходимо для познания сущности спорта в целом, выявления наиболее общих коренных закономерностей его функционирования и развития (именно это-то часто «ускользает» от внимания частнопредметных отраслей спортивной науки в силу принятых ограничений предмета исследования). В этом, прежде всего, и состоит интегративно-познавательное значение общей теории спорта и ее несводимость к частнопред-метным или профильно-суженным отраслям наук. При всей важности для нее сведений, добываемых в смежных отраслях традиционных биологических и гуманитарных наук, они не способны заменить ее собственного содержания. В конечном счете основным источником теории спорта является обобщающее познание реальностей спортивной практики. Вместе с тем в системе межнаучных связей особую ценность для нее представляют культуроведческие подходы и общие концепции междисциплинарного характера, объясняющие закономерности деятельностных проявлений индивида (теория деятельности), закономерности его развития и управления процессом индивидуального развития (теория гомоонтогенеза и филогенеза, теории воспитания и общесоциальной оптимизации индивидуального развития). Если поставить вопрос, к какому типу наук принадлежит общая теория спорта, то, с учетом сказанного, можно ответить: это комплексная отрасль научного знания, которая, соединяя культуроведческие, человековедческие, педагогические, биологические и другие аспекты познания, имеет целостную теоретико-прикладную ориентацию на сферу спорта и является интегративной по отношению к частнопредмет-ным научно-спортивным дисциплинам. Если угодно, ее можно назвать общим спортоведением (или общей спортологией). 3.2. СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА Проблематика. В настоящее время проблематика теории спорта подразделяется в соответствии с объективными градациями ее предмета на три основных «проблемных» блока, которые кратко охарактеризованы ниже. 1. Разработка общей концепции сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего развития. Накопленные ранее в этом аспекте познавательные материалы и выработанные на их основе представления уже позволяют в какой-то мере охарактеризовать смысл спорта, его роль и место в жизни индивида и общества, проследить его истоки и тенденции развития. Однако многое здесь ждет углубленного исследования и целостного осмысления. Большинство имеющихся публикаций по этой проблематике носит преимущественно описательно-социологический характер. Предстоит комплексно раскрыть глубинную биопсихосоциальную природу спортивной деятельности, коренные закономерности функционирования и развития спорта в современном обществе, вскрыть при этом основные объективные противоречия, существующие в различных направлениях и разделах спортивной практики (в том числе в общедоступном, профессионализированном супердостиженческом и профессионально-коммерческом спорте), пути и условия их преодоления в интересах личности и общества. Ясно, что эта группа проблем теории спорта имеет крупное не только теоретическое, но и социально-практическое значение. 2. Проблематика теории спортивного состязания. Детальное осмысление сути спортивного состязания как-собственно соревновательной деятельности, ее движущих сил, закономерностей и условий эффективного осуществления г образно говоря, — ключевой раздел теории спорта, поскольку состязание — «ядро» спорта, основа его специфики. К сожалению, до недавних пор по упомянутым уже причинам эта проблематика недостаточно подвергалась интегративному научно-теоретическому исследованию, хотя накоплено достаточно много эмпирических материалов и результатов фрагментарных узкопредметных исследований. Кроме прочего, здесь требуется разработка содержательно-обобщающих представлений о динамике мотивов и личностных установок в соревновательной деятельности, об адекватных средствах и формах результативного состязания (спортивной технике и тактике), соотношении собственно соревновательной деятельности и подготовительных форм ее моделирования, оправданных величинах спортивно-соревновательных нагрузок, принципах регулирования их и рациональных вариантах системы состязаний в различных условиях спортивной практики. Без этого трудно рассчитывать "на вполне удовлетворительное решение многих частных проблем теории и практики спорта. 3. Проблематика теории спортивной тренировки и системного использования других факторов спортивных достижений. Поскольку данная проблематика рассматривалась долгое время главным образом в аспекте теории и методики спортивной тренировки, в этом аспекте и выполнены основные разработки. Имеются развернутые концепции содержания и структуры процесса спортивной тренировки, закономерностей и принципов ее построения с подробным освещением теоретико-методических основ физической, технической и других сторон подготовки спортсмена к спортивным достижениям. В последние десятилетия наряду со спортивной тренировкой внимание исследователей все более привлекали и иные факторы, а также содействующие условия прогрессирования индивида в спорте, то есть система подготовки спортсмена в целом в ее единстве с системой соревнований и образом жизни, согласованным с требованиями и условиями спортивной деятельности. Соответственно в теории спорта и в ее «технологических» (системно-методических, прикладных) аспектах рассматривается, в частности, и такая проблематика, как проблема спортивной ориентации и отбора приобщаемых к спортивной деятельности, оптимального построения многолетней спортивной подготовки, начиная от первого этапа обучения и воспитания спортсмена до высших ступеней спортивной деятельности, прогнозирования, планирования, контроля и целесообразного использования дополнительных факторов в системе мер по ее оптимизации. Проблематика теории спорта здесь вплотную смыкается с ее приложением к решению комплексных задач, возникающих в практике спорта. Как видно, совокупность проблем, которыми призвана заниматься теория спорта, достаточно сложна и значима не только в познавательном, концептуальном, но и в практическом отношениях. От верного решения их в значительной степени зависит дальнейший прогресс спорта. Особенно это относится к подготовке специалистов, способных обеспечить его развитие. Ведь широта и глубина их профессионального мировоззрения во многом производны от степени концептуального осмысления сущности тех явлений и закономерностей в сфере спорта, которые интегра-тивно отображаются его общей теорией. Методологические подходы и методы, типичные для обобщающих теоретических исследований спорта. В методологии теории спорта (совокупности используемых вг-ней принципов, форм и путей научного познания), как и в других отраслях науки, сочетаются философские ми-ровоззренческо-познавательные (гносеологические) установки, общенаучные подходы и конкретные исследовательские методы. Ведущую роль при этом, особенно в теоретических исследованиях широко обобщающего характера, играют философско-методалогические и общенаучные подходы. В ряду философско-методологических предпосылок научного познания наибольшие возможности для его верной общей ориентации предоставляет диалектико-материали-стическая методология. Она, как известно, ориентирует прежде всего на то, чтобы рассматривать познаваемое в качестве объективной по своей природе реальности, сущность и существование которой не зависят от субъективных представлений о ней. Такая методология Требует иметь в виду взаимосвязанность явлений объективного мира, их взаимодействие и взаимообусловленность и обязывает подходить к ним не как к неизменным, а как к находящимся в движении, изменении, развитии. При диалектико-мате-риалистическом подходе следует стремиться понять сущность исследуемых явлений не только через их возникновение, становление, развитие (историко-логичеекий подход), особое внимание уделять выявлению объективных противоречий, свойственных процессам развития, и закономерностей преодоления их как движущей силе развития. Справедливость и методологическая ценность этих и других краеугольных положений материалистической диалектики подтверждена многовековым опытом познавательной деятельности человека. Философско-методологические предпосылки познания не заменяют, конечно, конкретных исследовательских подходов и методов, создаваемых наукой. В процессе ее развития, кроме частных методов исследования, свойственных отдельным ее отраслям (естественнонаучным, обществоведческим и т. д.), возникали и возникают общенаучные формы и методы познания — то есть такие, .которые не замыкаются в рамках отдельных отраслей науки, а применимы во всех ее отраслях (например, принципы и методы формальной логики). В числе их по мере взаимопроникновения различных отраслей современного научного знания и выявления общих закономерностей познания интенсивно разрабатываются интегративные научнопознавательные подходы. Они направлены на целостное осмысление сути исследуемых объектов, явлений, процессов и потому, естественно, особенно методологически ценны для обобщающих теоретических исследований. В качестве таких подходов в общей теории спорта все шире используются таксономический (обобщающе-классификационный) и системный подходы, а также теоретическое моделирование. Таксономический (обобщающе-классификационный) подход характеризуется последовательным упорядочением информации об исследуемых объектах на основе выявления их общих (сходных) и дифференцировочных (различительных) признаков по совокупности относящихся к ним данных, полученных путем систематического накопления фактических материалов, выделением в зависимости от этого в строго логическом порядке определенных «таксонов» — систематизационных группировок — и составлением с опорой на них общих концептуальных представлений о совокупности осмысливаемых объектов, в том числе об их взаимосвязанности и специфике, субординационных и других соотношениях [4]. В общей теории спорта объектами таксономического подхода являются, в частности, виды спорта, средства и методы подготовки спортсмена, структуры тренировочного процесса (формы построения спортивной тренировки), уровни достигаемых спортивных результатов и многое другое. Совершенствование современного математического аппарата исследований позволяет существенно повысить научную строгость классификационных операций, использовав, кроме прочего, новый раздел математики, рассчитанный на оперирование так называемыми неопределенными множествами [33]. Пристальное внимание самых различных отраслей науки привлек в последние десятилетия системный подход. По своей методологической основе он принципиально противоположен «элементаристскому» подходу, долгое время господствовавшему во многих отраслях естественных наук, который предусматривал познание целостных объектов ■ посредством расчленения их на элементы с детальным рассмотрением выделенных частей. Отнюдь не исключая поэлементный анализ, системный подход исходит из того, что целое не сводится к частям и потому для познания сложно организованных целостных объектов необходимо концентрировать внимание именно на том, чем целое отличается от его частей. Несводимость целого к составным частям в общем подмечена давно и известна как парадокс целостности, звучащий так: «целое больше, чем сумма входящих в него частей» или «целое более всего характеризуется тем, чего нет у входящих в него частей» (простой пример — те свойства межличностных отношений, какие присущи спортивному состязанию в целом как противоборству соревнующихся спортсменов, исчезают, когда спортсмен выполняет соревновательные упражнения в одиночку, как бы состязаясь сам с собой). Долгое время, однако, из этого факта не делались выводы для конкретной методологии познания целого. Системный подход преодолевает, как сказано, данный изъян. Вместе с тем он исходит и из того, что приоритетное внимание в познании сложно организованных объектов должно быть сосредоточено на выявлении системообразующих факторов, интегративных связей, объединяющих элементы в целое. Ибо только через обнаружение таких факторов, связей и отношений можно понять закономерности функционирования и развития объективно существующих систем и научиться управлять ими. Назвать системой тот или иной объект либо совокупность объектов — вовсе не значит применить системный подход. Его использование на деле предполагает весьма трудоемкую работу по анализу и обобщению массы фактологического материала для выявления элементов и действительной структуры системы, интегративных связей в ней и главных системообразующих факторов. Так, потребовалось Немало лет напряженной творческой работы прежде, чем в теории спорта были раскрыты (причем, пока не в полном приближении) такие ее системные объекты, как система функционирования спорта в обществе, система спортивной тренировки и система подготовительно-соревновательной деятельности спортсмена в целом [1, 2]. Немаловажное место в комплексе познавательных подходов, используемых в теории спорта, занимает теоретическое моделирование. Суть его заключается в формировании логическими средствами некоторой модели исследуемого объекта (его аналога, подобия) и оперировании с нею для получения выводов, которые могут быть по аналогии перенесены на суждения о воспроизводимом объекте (оригинале). В теоретическом исследовании модели представлены не в вещественном воплощении (как при практическом моделировании), а в знаковой форме (логико-символической, математической, графической, словесной). Если модели такого рода отображают хотя бы некоторые существенные свойства оригинала, — они приобретают серьезное познавательное значение, помогают не только объяснить известные факты, но и подойти к новому знанию. В теории спорта моделирующий подход используется довольно широко, но пока зачастую в сильно упрощенных и недостаточно строгих формах (к примеру, моделируют некоторые параметры соревновательной деятельности спортсмена и их соотношения, некоторые факторы спортивных достижений и их соотношения и т. д.). Моделирование затрудняется, с одной стороны, чрезвычайной сложностью целостных объектов (комплексных явлений, процессов, систем и подсистем), которые исследуются в общей теории спорта, с другой — недостаточностью точной количественной информации об их параметрах, структурно-функциональных свойствах и взаимосвязях. Несмотря на это, опыт ; моделирования в теории спорта уже в настоящее время дает положительные результаты. Сравнительно простым его случаем является, к примеру, использование экстраполяционных математических моделей для прогноза динамики спортивных результатов. Обычно в таком случае прибегают к математическим конструкциям (формулам, уравнениям), выведенным первоначально не на основе фактов спортивной практики, но выражающим предпочтительно некоторые общие тенденции и в ее сфере (уравнения, описывающие тенденцию динамики результатов, в графическом выражении представляемые параболой, экспонентой и др.) [7]. Модели этого типа позволяют представить ориентировочно, в каком направлении и в какой мере будут изменяться рассматриваемые показатели, рассмотреть временную зависимость, сравнить, насколько совпадают либо расходятся спрогнозированные и фактические тенденции динамики показателей, сделать предварительные заключения о состоянии комплекса факторов (в данном случае факторов спортивных достижений), влияющих на динамику результирующих показателей. Правда, сконструированные таким способом модели, поскольку они основаны лишь на частичной аналогии, не несут конкретной информации относительно сути рассматриваемых закономерностей. С позиций познания сути закономерных зависимостей, действующих в процессе спортивного совершенствования, значительно интереснее модели, в которых отображаются соотношения между факторами направленного воздействия на спортсмена и динамикой его достижений. Например, моделирование статистически выявленных соотношений динамики суммарного объема основных тренировочных нагрузок и динамики спортивных результатов по годам спортивной специализации; расчеты на этой основе оптимизированной динамики нагрузок для первых лет углубленной спортивной специализации и практическая проверка рассчитанных параметров позволили уточнить представления о некоторых закономерностях построения спортивной тренировки в базовой стадии многолетней спортивной подготовки [8]. Несомненно, по мере накопления точной количественной информации о реалиях спортивной практики, внедрения компьютерной техники и совершенствования методов моделирования роль экст-раполяционных математических моделей в теории спорта существенно возрастет. Разумеется, ни один из обозначенных интегративных подходов не является единственно полноценным; лишь сочетание их, а также соединение с другими методами научного познания может способствовать всестороннему решению проблем теории спорта. Конкретное комплекси-рование различных подходов, методов и частных методик определяется в зависимости от характера решаемой проблемы, состояния исходных предпосылок ее решения (степень теоретической разработанности, наличие фактологических данных, являющихся предпосылками, и т. д.), этапа исследования, других обстоятельств.
|
||||||||||||||||||
|