Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скоростные и скоростно-силовые виды спорта 6 страница



Здесь многое зависит от того, насколько налажены пе­реходные каналы между ординарным спортом и профес­сионализированным спортом высших достижений, — преж­де всего система подготовки резервов сборных спортивных команд страны (включающая, в частности, специализиро­ванные детско-юношеские спортивные школы, школы-интернаты спортивного профиля и подобные учреждения) с ее переходными формами спортивной профессионализации. Это соединительное звено между одинарным спортом и спортом высших достижений выполняет вместе с тем селек­ционную роль — служит отбору одаренных спортсменов для профессиональной спортивной деятельности.

Как для общества, так в конечном счете и для лично­сти важно, чтобы переходные каналы между общедоступ­ным и супердостиженческим спортом не были слишком широки и чтобы не нарушалось разумное соотношение этих


сторон социальной практики спорта. Бели в орбиту профес­сионализированного спорта вовлекается излишняя масса спортсменов, включая тех, кто не обладает необходимыми потенциями для выдающихся спортивных достижений, — это чревато немалым ущербом и для личности, и для обще­ства, поскольку сопряжено в итоге с личными разочарова­ниями, неоправданными тратами времени, сил, средств, отвлечением многих от иных социально важных сфер жиз­недеятельности, где каждый может найти для себя дело, соответствующее его индивидуальным способностям. Не­допустимы и нарушения социально необходимых пропор­ций в пользу преимущественного развития лишь отдель­ных сторон спортивной практики. К сожалению, такие искажения не редки. Они допускались и в управлении раз­витием спорта у нас в стране, когда на протяжении целого исторического периода, начавшегося в послевоенные годы с форсированного выхода советских спортсменов на меж­дународную арену, и вплоть до последних лет фактически существовал явный крен в сторону спорта высших дости­жений с ущербом для развития массового спорта (односто­ронняя концентрация материальных ресурсов, финансов и лучших кадров в сфере подготовки узкого круга спорт­сменов, попадающих в сборные команды страны, органи­зационное пренебрежение нуждами массового спортивно­го движения, слабая постановка научно-методической работы по его проблемам и т. д.). Требуется многое, чтобы выправить это положение без ущерба для высших спортив­ных достижений страны, придав должный размах и каче­ство общедоступному спорту как неотъемлемому слагае­мому общенародной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982.

2. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкуль­тура и спорт, 1977.

3. Платонов В. Н., Гуськов С. И. Олимпийский спорт. Кн. 1. Киев: Олимпийская литература, 1994.

4. Родиченко В. С. Спортивные соревнования: информация, уп­равление. М.: Физкультура и спорт, 1978.

5. Спорт в современном обществе. Всемирн. науч. конгр.: Сбор­ник итоговых материалов. М.: Физкультура и спорт, 1982.

6. Спорт, духовные ценности, культура. М.: РГАФК, 1997. Вып. 2; 5.

7. Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

ТЕОРИЯ СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

 

3.1.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ СПОРТА

Оформление теории спорта в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания началось срав­нительно недавно — в минувшем веке, хотя осмысление явлений спорта на каком-то уровне шло с давних пор вме­сте с развитием спортивной практики и дало некоторые серьезные обобщения уже в первый период расцвета Олим­пийских игр древности. Одним из главных стимулов, ус­коривших формирование современной теории спорта, ста­ло возобновление Олимпийских игр в Новое время на рубеже Х1Х-ХХ вв. и обусловленное этим интенсивное развертывание мирового спортивного движения.

Приблизительно вплоть до второй половины XX в. про­блематика теории спорта рассматривалась преимуществен­но в рамках теории и методики физического воспитания. Это обусловлено тем, что до последних десятилетий наибо­лее широко обобщающей отраслью научно-прикладного знания в сфере физической культуры и спорта была имен­но теория физического воспитания, а познавательные по­ложения, возникавшие на основе спортивной практики, имели преимущественно эмпирический и частнопредмет-нЫй характер. Со временем все большее внимание обра­щалось на то, что предмет теории физического воспитания только в некоторой мере совпадает с предметом теории спорта и что для полного охвата проблематики познания сущности спорта, закономерностей его функционирования и развития нужна специальная, избирательно ориентиро­ванная на эту проблематику отрасль научного знания. На становление последней сильно повлияли потребности под­готовки сборных спортивных команд стран мира к Олим­пийским и другим ответственным интернациональным со­стязаниям в условиях все более обострявшейся после

Второй мировой войны конкуренции на международной спортивной арене.

Общепризнанно, что выдающийся вклад в становление теории спорта внесли советские специалисты, чему спо­собствовал ряд обстоятельств. Важную роль сыграл высо­кий уровень развития естественных и гуманитарных наук, достигнутый в стране еще к исходу XIX — первой полови­не XX в. Непосредственное решение научно-исследователь­ских проблем в сфере спорта, особенно спорта высших до­стижений, обеспечивалось концентрацией усилий крупного коллектива способных исследователей (в том числе в ком­плексных научных группах, созданных при сборных спортивных командах страны), активным участием в этой непростой работе многих талантливых тренеров и незау­рядным вниманием к ней со стороны государства и обще­ства. Все это позволило в сжатые сроки создать передовую концепцию системы подготовки спортсменов высокого класса, разработать комплекс научно-прикладных проблем в этой сфере и очертить контуры общей теории спорта.

Первыми были детально изучены проблемы теории спортивной тренировки. Это обусловлено тем, что проблема­тика теории спорта долгое время разрабатывалась, как уже упоминалось, главным образом, в свете теории физического воспитания. При этом спорт выступает в основном в качестве фактора физического воспитания. Естественно, на первые по­зиции при таком подходе выступает проблематика обучения спортсмена технике двигательных действий и воспитания его физических способностей, спортивная же тренировка в це­лом предстает как специализированная разновидность про­цесса физического воспитания. В этом аспекте еще в 1940-1950-х гг. была выполнена серия крупных обобщающих работ (К. X. Грантынь, А. Д. Новиков и др.). В последующие два десятилетия у нас в стране особенно стремительно нарастало число работ, конкретизирующих и углубленно решающих обобщенную теоретико-прикладную проблематику спортив­ной тренировки на материале спортивной практики и экспе­риментальных исследований, в том числе по общим основам спортивной тренировки и закономерностям ее построения [10, 16, 19, 29 и др.], а также по основным разделам ее со­держания — физической и технической подготовке [3, 6, 9, 23, 25, 26, 32], возрастным аспектам спортивной подготов­ки, ее перспективному планированию [21, 24, 31], структуре тренировочного процесса и ее оптимизации [11, 13, 15, 20].

Почти одновременно аналогичные разработки активи­зировались в ряде стран мира, особенно в бывших социа­листических странах, не без влияния научных результа­тов, полученных советскими специалистами [5, 8, 34-37].

В последние десятилетия заметно усилилось стремле­ние целостно осветить интегративную проблематику общей теории спорта, включив в нее, кроме теории спортивной-тренировки, концепцию собственно соревновательной дея­тельности и другие концептуальные положения, которые в совокупности со сложившимися ранее давали бы наиболее полное представление о сущности спорта и сопряженных с ним явлениях. Усилия, предпринятые в этом направлении, пока не завершены. Тем не менее есть основания считать, что первый этап становления теории спорта в качестве ши­роко обобщающей отрасли научно-прикладного знания в основном пройден. В результате творческих дискуссий, про­блемно-постановочных и концептуально-исследовательских разработок определились в первом приближении ее пред­мет, структура и основные разделы содержания. Утверди­лось представление о том, что теория спорта есть обобщаю­щая отрасль научного знания, призванная отображать сущность спорта, общие закономерности его функциони­рования и дальнейшего развития в обществе. При этом ее стержневым разделом является концепция основного со­держания и форм оптимального построения подготовки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностей, путей и условий спортив­ного совершенствования.

Это определение предмета теории спорта получило офи­циальное программное закрепление. Применительно к нему осуществлены первые попытки развернутого изложения учебного курса для отечественных высших специальных учебных заведений [27, 28, 29].

Определилось также место и взаимосвязи общей теории спорта в системе наук (см. рис. 5). В качестве широко обоб­щающей, интегрированной отрасли научного знания она свя­зана, конечно, со многими другими его отраслями, в том числе с естественными и гуманитарными науками. В своих фактологических основах она непосредственно опирается на данные Частнопредметных спортивных дисциплин — тео­рию и методику отдельных видов спорта и типологических групп видов спорта, а также на материалы прикладных ответвлений традиционно сложившихся наук, — разумеется,


> <рилосоох;ко-методологические И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА

Биологические ^ ■аспекты § теории спорта |

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА (теория организации и управления спортивным движением)

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

Гуыанитарные

и смежные аспекты теорий спорта

Общая концепция сущности спорта

С Морфология I  спорта

Теория соревновательной деятельности и системы Ш. спортивных соревнований

^ Истсрия^слорта

Спортивная эстетика ....

( Социология ^ спорта

Теория и технология системы подготовки спортсменов

Биофизика спорта (включая биомеханику)

Спортивная этика

Психология и психопедагогика . спорта ,

ЧАСТНАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА (теория и методика видов спорта)

Биохимия спорта 1|

(

Физиология V спорта Ш

С

Спортивно-иедицинские аспекты

Метрологические аспекты теории спорта (спортивная метрология)^—,

Врачебно-спортивный контроль

Спортивно-гигиенические аспекты

V

Спортивная гигиена

Психология спорта

Спортивная травматология, спортивная терапия

Л-

Рас. 5

Соотношение общей теории спорта, частнопредметных теоретико-методических дисциплин по видам спорта и смежных отраслей гуманитарного и естественнонаучного знания

 

тех отраслей их, которые так или иначе ориентированы избирательно на познание реалий спорта и сопряженных с ним явлений (физиология, биохимия, биомеханика спорта и другие спортивно-прикладные отрасли естественных наук, психология, психопедагогика, конкретная социология и другие спортивно-прикладные отрасли гуманитарных и со­циальных наук).

Опираясь на исследовательские данные многих смеж­ных научных дисциплин, общая теория спорта отнюдь не суммирует их, а выделяет и интегрирует то, что необходи­мо для познания сущности спорта в целом, выявления наи­более общих коренных закономерностей его функциониро­вания и развития (именно это-то часто «ускользает» от внимания частнопредметных отраслей спортивной науки в силу принятых ограничений предмета исследования). В этом, прежде всего, и состоит интегративно-познавательное зна­чение общей теории спорта и ее несводимость к частнопред-метным или профильно-суженным отраслям наук. При всей важности для нее сведений, добываемых в смежных отрас­лях традиционных биологических и гуманитарных наук, они не способны заменить ее собственного содержания.

В конечном счете основным источником теории спорта является обобщающее познание реальностей спортивной практики. Вместе с тем в системе межнаучных связей осо­бую ценность для нее представляют культуроведческие под­ходы и общие концепции междисциплинарного характера, объясняющие закономерности деятельностных проявлений индивида (теория деятельности), закономерности его раз­вития и управления процессом индивидуального развития (теория гомоонтогенеза и филогенеза, теории воспитания и общесоциальной оптимизации индивидуального развития).

Если поставить вопрос, к какому типу наук принадлежит общая теория спорта, то, с учетом сказанного, можно отве­тить: это комплексная отрасль научного знания, которая, со­единяя культуроведческие, человековедческие, педагогиче­ские, биологические и другие аспекты познания, имеет целостную теоретико-прикладную ориентацию на сферу спорта и является интегративной по отношению к частнопредмет-ным научно-спортивным дисциплинам. Если угодно, ее мож­но назвать общим спортоведением (или общей спортологией).

3.2.

СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СПОРТА

Проблематика. В настоящее время проблематика тео­рии спорта подразделяется в соответствии с объективны­ми градациями ее предмета на три основных «проблем­ных» блока, которые кратко охарактеризованы ниже.

1. Разработка общей концепции сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего развития. Накопленные ранее в этом аспек­те познавательные материалы и выработанные на их осно­ве представления уже позволяют в какой-то мере охарак­теризовать смысл спорта, его роль и место в жизни индивида и общества, проследить его истоки и тенденции развития. Однако многое здесь ждет углубленного иссле­дования и целостного осмысления. Большинство имеющих­ся публикаций по этой проблематике носит преимуществен­но описательно-социологический характер. Предстоит комплексно раскрыть глубинную биопсихосоциальную при­роду спортивной деятельности, коренные закономерности функционирования и развития спорта в современном об­ществе, вскрыть при этом основные объективные противо­речия, существующие в различных направлениях и разде­лах спортивной практики (в том числе в общедоступном, профессионализированном супердостиженческом и профес­сионально-коммерческом спорте), пути и условия их пре­одоления в интересах личности и общества. Ясно, что эта группа проблем теории спорта имеет крупное не только теоретическое, но и социально-практическое значение.

2. Проблематика теории спортивного состязания. Детальное осмысление сути спортивного состязания как-собственно соревновательной деятельности, ее движущих сил, закономерностей и условий эффективного осуществ­ления г образно говоря, — ключевой раздел теории спорта, поскольку состязание — «ядро» спорта, основа его специ­фики. К сожалению, до недавних пор по упомянутым уже причинам эта проблематика недостаточно подвергалась интегративному научно-теоретическому исследованию, хотя накоплено достаточно много эмпирических материалов и результатов фрагментарных узкопредметных исследований. Кроме прочего, здесь требуется разработка содержательно-обобщающих представлений о динамике мотивов и лично­стных установок в соревновательной деятельности, об адек­ватных средствах и формах результативного состязания (спортивной технике и тактике), соотношении собственно соревновательной деятельности и подготовительных форм ее моделирования, оправданных величинах спортивно-соревновательных нагрузок, принципах регулирования их и рациональных вариантах системы состязаний в различ­ных условиях спортивной практики. Без этого трудно рас­считывать "на вполне удовлетворительное решение многих частных проблем теории и практики спорта.

3. Проблематика теории спортивной тренировки и сис­темного использования других факторов спортивных до­стижений. Поскольку данная проблематика рассматрива­лась долгое время главным образом в аспекте теории и методики спортивной тренировки, в этом аспекте и выпол­нены основные разработки. Имеются развернутые концеп­ции содержания и структуры процесса спортивной трени­ровки, закономерностей и принципов ее построения с подробным освещением теоретико-методических основ фи­зической, технической и других сторон подготовки спорт­смена к спортивным достижениям. В последние десятилетия наряду со спортивной тренировкой внимание исследовате­лей все более привлекали и иные факторы, а также содей­ствующие условия прогрессирования индивида в спорте, то есть система подготовки спортсмена в целом в ее единстве с системой соревнований и образом жизни, согласованным с требованиями и условиями спортивной деятельности. Соот­ветственно в теории спорта и в ее «технологических» (сис­темно-методических, прикладных) аспектах рассматривает­ся, в частности, и такая проблематика, как проблема спортивной ориентации и отбора приобщаемых к спортив­ной деятельности, оптимального построения многолетней спортивной подготовки, начиная от первого этапа обучения и воспитания спортсмена до высших ступеней спортивной деятельности, прогнозирования, планирования, контроля и целесообразного использования дополнительных факторов в системе мер по ее оптимизации. Проблематика теории спорта здесь вплотную смыкается с ее приложением к решению ком­плексных задач, возникающих в практике спорта.

Как видно, совокупность проблем, которыми призвана заниматься теория спорта, достаточно сложна и значима не только в познавательном, концептуальном, но и в прак­тическом отношениях. От верного решения их в значи­тельной степени зависит дальнейший прогресс спорта. Осо­бенно это относится к подготовке специалистов, способных обеспечить его развитие. Ведь широта и глубина их про­фессионального мировоззрения во многом производны от степени концептуального осмысления сущности тех явле­ний и закономерностей в сфере спорта, которые интегра-тивно отображаются его общей теорией.

Методологические подходы и методы, типичные для обобщающих теоретических исследований спорта. В ме­тодологии теории спорта (совокупности используемых вг-ней принципов, форм и путей научного познания), как и в других отраслях науки, сочетаются философские ми-ровоззренческо-познавательные (гносеологические) уста­новки, общенаучные подходы и конкретные исследова­тельские методы. Ведущую роль при этом, особенно в теоретических исследованиях широко обобщающего ха­рактера, играют философско-методалогические и обще­научные подходы.

В ряду философско-методологических предпосылок на­учного познания наибольшие возможности для его верной общей ориентации предоставляет диалектико-материали-стическая методология. Она, как известно, ориентирует прежде всего на то, чтобы рассматривать познаваемое в качестве объективной по своей природе реальности, сущ­ность и существование которой не зависят от субъектив­ных представлений о ней. Такая методология Требует иметь в виду взаимосвязанность явлений объективного мира, их взаимодействие и взаимообусловленность и обязывает под­ходить к ним не как к неизменным, а как к находящимся в движении, изменении, развитии. При диалектико-мате-риалистическом подходе следует стремиться понять сущ­ность исследуемых явлений не только через их возникно­вение, становление, развитие (историко-логичеекий подход), особое внимание уделять выявлению объективных проти­воречий, свойственных процессам развития, и закономер­ностей преодоления их как движущей силе развития. Спра­ведливость и методологическая ценность этих и других краеугольных положений материалистической диалектики подтверждена многовековым опытом познавательной дея­тельности человека.

Философско-методологические предпосылки познания не заменяют, конечно, конкретных исследовательских подходов и методов, создаваемых наукой. В процессе ее развития, кроме частных методов исследования, свой­ственных отдельным ее отраслям (естественнонаучным, об­ществоведческим и т. д.), возникали и возникают общена­учные формы и методы познания — то есть такие, .которые не замыкаются в рамках отдельных отраслей науки, а при­менимы во всех ее отраслях (например, принципы и мето­ды формальной логики). В числе их по мере взаимопро­никновения различных отраслей современного научного знания и выявления общих закономерностей познания интенсивно разрабатываются интегративные научно­познавательные подходы. Они направлены на целостное осмысление сути исследуемых объектов, явлений, про­цессов и потому, естественно, особенно методологически ценны для обобщающих теоретических исследований. В качестве таких подходов в общей теории спорта все шире используются таксономический (обобщающе-классифика­ционный) и системный подходы, а также теоретическое моделирование.

Таксономический (обобщающе-классификационный) подход характеризуется последовательным упорядочени­ем информации об исследуемых объектах на основе вы­явления их общих (сходных) и дифференцировочных (раз­личительных) признаков по совокупности относящихся к ним данных, полученных путем систематического на­копления фактических материалов, выделением в зави­симости от этого в строго логическом порядке определен­ных «таксонов» — систематизационных группировок — и составлением с опорой на них общих концептуальных представлений о совокупности осмысливаемых объектов, в том числе об их взаимосвязанности и специфике, субор­динационных и других соотношениях [4]. В общей тео­рии спорта объектами таксономического подхода явля­ются, в частности, виды спорта, средства и методы подготовки спортсмена, структуры тренировочного про­цесса (формы построения спортивной тренировки), уров­ни достигаемых спортивных результатов и многое дру­гое. Совершенствование современного математического аппарата исследований позволяет существенно повысить научную строгость классификационных операций, исполь­зовав, кроме прочего, новый раздел математики, рассчи­танный на оперирование так называемыми неопределен­ными множествами [33].

Пристальное внимание самых различных отраслей нау­ки привлек в последние десятилетия системный подход. По своей методологической основе он принципиально про­тивоположен «элементаристскому» подходу, долгое время господствовавшему во многих отраслях естественных наук, который предусматривал познание целостных объектов ■ посредством расчленения их на элементы с детальным рас­смотрением выделенных частей. Отнюдь не исключая по­элементный анализ, системный подход исходит из того, что целое не сводится к частям и потому для познания сложно организованных целостных объектов необходимо концентрировать внимание именно на том, чем целое от­личается от его частей.

Несводимость целого к составным частям в общем под­мечена давно и известна как парадокс целостности, зву­чащий так: «целое больше, чем сумма входящих в него частей» или «целое более всего характеризуется тем, чего нет у входящих в него частей» (простой пример — те свой­ства межличностных отношений, какие присущи спортив­ному состязанию в целом как противоборству соревную­щихся спортсменов, исчезают, когда спортсмен выполняет соревновательные упражнения в одиночку, как бы состя­заясь сам с собой). Долгое время, однако, из этого факта не делались выводы для конкретной методологии позна­ния целого. Системный подход преодолевает, как сказано, данный изъян. Вместе с тем он исходит и из того, что при­оритетное внимание в познании сложно организованных объектов должно быть сосредоточено на выявлении систе­мообразующих факторов, интегративных связей, объеди­няющих элементы в целое. Ибо только через обнаружение таких факторов, связей и отношений можно понять зако­номерности функционирования и развития объективно существующих систем и научиться управлять ими.

Назвать системой тот или иной объект либо совокуп­ность объектов — вовсе не значит применить системный подход. Его использование на деле предполагает весьма трудоемкую работу по анализу и обобщению массы факто­логического материала для выявления элементов и дей­ствительной структуры системы, интегративных связей в ней и главных системообразующих факторов. Так, потре­бовалось Немало лет напряженной творческой работы преж­де, чем в теории спорта были раскрыты (причем, пока не в полном приближении) такие ее системные объекты, как система функционирования спорта в обществе, система спортивной тренировки и система подготовительно-сорев­новательной деятельности спортсмена в целом [1, 2].

Немаловажное место в комплексе познавательных под­ходов, используемых в теории спорта, занимает теорети­ческое моделирование.

Суть его заключается в формировании логическими средствами некоторой модели исследуемого объекта (его аналога, подобия) и оперировании с нею для получения выводов, которые могут быть по аналогии перенесены на суждения о воспроизводимом объекте (оригинале). В тео­ретическом исследовании модели представлены не в веще­ственном воплощении (как при практическом моделиро­вании), а в знаковой форме (логико-символической, мате­матической, графической, словесной). Если модели такого рода отображают хотя бы некоторые существенные свой­ства оригинала, — они приобретают серьезное познаватель­ное значение, помогают не только объяснить известные факты, но и подойти к новому знанию.

В теории спорта моделирующий подход используется довольно широко, но пока зачастую в сильно упрощенных и недостаточно строгих формах (к примеру, моделируют некоторые параметры соревновательной деятельности спорт­смена и их соотношения, некоторые факторы спортивных достижений и их соотношения и т. д.). Моделирование зат­рудняется, с одной стороны, чрезвычайной сложностью це­лостных объектов (комплексных явлений, процессов, си­стем и подсистем), которые исследуются в общей теории спорта, с другой — недостаточностью точной количествен­ной информации об их параметрах, структурно-функцио­нальных свойствах и взаимосвязях. Несмотря на это, опыт ; моделирования в теории спорта уже в настоящее время дает положительные результаты.

Сравнительно простым его случаем является, к при­меру, использование экстраполяционных математических моделей для прогноза динамики спортивных результатов. Обычно в таком случае прибегают к математическим кон­струкциям (формулам, уравнениям), выведенным перво­начально не на основе фактов спортивной практики, но выражающим предпочтительно некоторые общие тенден­ции и в ее сфере (уравнения, описывающие тенденцию динамики результатов, в графическом выражении пред­ставляемые параболой, экспонентой и др.) [7]. Модели это­го типа позволяют представить ориентировочно, в каком направлении и в какой мере будут изменяться рассмат­риваемые показатели, рассмотреть временную зависи­мость, сравнить, насколько совпадают либо расходятся спрогнозированные и фактические тенденции динамики показателей, сделать предварительные заключения о со­стоянии комплекса факторов (в данном случае факторов спортивных достижений), влияющих на динамику резуль­тирующих показателей. Правда, сконструированные та­ким способом модели, поскольку они основаны лишь на частичной аналогии, не несут конкретной информации относительно сути рассматриваемых закономерностей. С позиций познания сути закономерных зависимостей, действующих в процессе спортивного совершенствования, значительно интереснее модели, в которых отображаются соотношения между факторами направленного воздействия на спортсмена и динамикой его достижений. Например, моделирование статистически выявленных соотношений динамики суммарного объема основных тренировочных нагрузок и динамики спортивных результатов по годам спортивной специализации; расчеты на этой основе опти­мизированной динамики нагрузок для первых лет углуб­ленной спортивной специализации и практическая про­верка рассчитанных параметров позволили уточнить представления о некоторых закономерностях построения спортивной тренировки в базовой стадии многолетней спортивной подготовки [8]. Несомненно, по мере накоп­ления точной количественной информации о реалиях спортивной практики, внедрения компьютерной техники и совершенствования методов моделирования роль экст-раполяционных математических моделей в теории спорта существенно возрастет.

Разумеется, ни один из обозначенных интегративных подходов не является единственно полноценным; лишь сочетание их, а также соединение с другими методами научного познания может способствовать всестороннему решению проблем теории спорта. Конкретное комплекси-рование различных подходов, методов и частных методик определяется в зависимости от характера решаемой про­блемы, состояния исходных предпосылок ее решения (сте­пень теоретической разработанности, наличие фактологи­ческих данных, являющихся предпосылками, и т. д.), этапа исследования, других обстоятельств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.